Запрещение эксплуатации транспортного средства (сущностная характеристика и нормативная правовая основа)

(Якимов А. Ю.) ("Административное право и процесс", 2011, N 9) Текст документа

ЗАПРЕЩЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА)

А. Ю. ЯКИМОВ

Якимов Александр Юрьевич, советник президента Российского союза автостраховщиков, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена исследованию сущностной характеристики термина "запрещение эксплуатации транспортного средства" и его использования в различных нормативных правовых актах. Проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих положений законодательных и подзаконных актов. По результатам проведенного анализа формулируются предложения по совершенствованию правовой основы запрещения эксплуатации транспортного средства.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, запрещение эксплуатации транспортного средства, использование транспортного средства, мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Prohibition of exploitation of transport means (essential characteristics and normative-law basis) A. Yu. Yakimov

The article is devoted to research of essential characteristics of the term "prohibition of exploitation of transport means" and the use thereof in various normative acts. The author makes comparative-law analysis of the relevant provisions of legal and sub-legal acts. On the basis of results of this analysis the author formulates the proposals with regard to improvement of legal fundamentals of prohibition of exploitation of transport means.

Key words: security of road traffic, prohibition of exploitation of transport means, use of transport means, measure of ensuring proceeding on the cases on administrative-law violations, obligatory insurance of civil responsibility of possessors of transport means.

Вопросы, касающиеся различного толкования термина "запрещение эксплуатации транспортного средства" и анализа нормативного закрепления соответствующего запрета, уже были освещены в некоторых публикациях <1>. -------------------------------- <1> См., напр.: Горяинов А. И., Кузин В. В., Якимов А. Ю. Запрещение эксплуатации транспортных средств как мера административного принуждения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Полицейское право. 2007. N 2. С. 49 - 54; Они же. Специальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, применяемые в отношении транспортных средств // Административное право и процесс. 2009. N 5. С. 22 - 25.

Тем не менее представляется целесообразным уделить внимание углубленному рассмотрению данного юридического средства административно-принудительного характера, поскольку в упомянутых работах акцент был сделан на осмыслении содержания и нормативной регламентации запрещения эксплуатации транспортного средства как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Думается, начать следует с анализа понятия "эксплуатация транспортного средства". К сожалению, в ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", как и в п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - ПДД), которые содержат перечень основных терминов, определение этого понятия отсутствует. Однако оно имеется в профильном подзаконном акте - Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720. Согласно п. 5 указанного Технического регламента под эксплуатацией транспортного средства понимается "стадия жизненного цикла транспортного средства, включающая промежуток времени, когда транспортное средство используется по назначению, с момента его приобретения для использования по назначению до момента утилизации". Таким образом, можно говорить о том, что в данном подзаконном акте термин "эксплуатация транспортного средства" понимается в широком смысле - как "стадия жизненного цикла", которая, разумеется, включает период непосредственного использования транспортного средства по назначению, т. е. в процессе участия в дорожном движении. Теперь обратимся к тексту ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В нем содержится иной термин - "использование транспортного средства", под которым понимается "эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях)". Следовательно, в анализируемом случае эксплуатация транспортного средства и его использование являются синонимами, при этом речь идет именно об участии транспортного средства в дорожном движении. Представляется, что такое более узкое толкование понятия "эксплуатация транспортного средства" является логически обоснованным применительно к рассмотрению запрета на осуществление соответствующей деятельности. В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств представляют собой обязанности, которые возлагаются на их владельцев (лиц, осуществляющих эксплуатацию). Так, указанные лица обязаны поддерживать в технически исправном состоянии транспортные средства, участвующие в дорожном движении (п. 2). Эта норма воспроизводится в п. 2.3.1 ПДД в следующем виде: водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения). Эти Основные положения утверждены тем же Постановлением Правительства Российской Федерации, что и ПДД. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 16 указанного Федерального закона владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности. Аналогичная норма содержится в ст. 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования гражданской ответственности, является страховой полис, причем бланк страхового полиса обязательного страхования относится к документам строгой отчетности (ст. 15). Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования и передавать его для проверки сотрудникам полиции (ст. 32). Последняя норма воспроизводится в п. 2.1.1 ПДД, согласно которому водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законодательством) и передавать его сотрудникам полиции. В п. 3 ст. 16 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусмотрено также, что в отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили указанную обязанность, не проводятся государственный технический осмотр и регистрация (п. 3). Следовательно, государственный технический осмотр и регистрация выступают в качестве мер, обеспечивающих исполнение этой обязанности. Норма аналогичного содержания имеется в ст. 32 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В соответствии с данной статьей контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной обязанности по страхованию осуществляется компетентными государственными органами при регистрации, организации государственного технического осмотра транспортных средств, а также при осуществлении иных своих полномочий. При этом в анализируемой статье указывается, что на территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили упомянутую обязанность, т. е. с учетом рассмотренного выше определения термина "использование транспортного средства" фактически запрещается эксплуатация транспортных средств. Запрещению эксплуатации транспортных средств специально посвящена ст. 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", в которой предусматриваются следующие случаи, когда запрещается эксплуатация транспортных средств: наличие у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (п. 1); неисполнение владельцами транспортных средств установленной федеральным законодательством обязанности по страхованию своей гражданской ответственности (п. 2); нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения лиц, осуществляющих такую эксплуатацию (п. 2.1). Рассмотрим последовательно приведенные случаи. Первый случай касается технического состояния транспортного средства, причем в п. 1 ст. 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации. В этой связи уместно вновь обратиться к положениям п. 2.3.1 ПДД, предусматривающим механизм реализации рассматриваемого запрещения, который включает запрещение движения транспортного средства при наличии серьезных неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, и ограничение его движения при наличии иных неисправностей. Так, движение запрещается при: неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда); негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости; не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути других неисправностей, с которыми в соответствии с приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. Корреспондирующая норма содержится также в п. 11 Основных положений. Согласно этому пункту запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющегося приложением к Основным положениям. Требования данного перечня касаются тормозных систем, рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, колес и шин, двигателя и прочих элементов конструкции. Кроме того, указанный запрет распространяется на транспортные средства, не прошедшие в установленном Правительством Российской Федерации порядке государственный технический осмотр, а также оборудованные без соответствующего разрешения опознавательным знаком "Федеральная служба охраны Российской Федерации", проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки. Одновременно должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр (п. 12 Основных положений). Не вызывает сомнений, что данный запрет является производным от запрета осуществлять эксплуатацию таких транспортных средств. В связи с этим следует остановиться на одном нюансе. Если в п. 11 Основных положений имеется отсылка к перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, то в п. 12 речь идет только о наличии неисправностей. В данном перечне к упомянутым условиям относятся, например, установленные дополнительные предметы или нанесенные покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя (п. 7.3). Таким образом, по нашему мнению, п. 11 нуждается в дополнении в целях обеспечения гармонизации содержания взаимосвязанных п. 11 и п. 12 Основных положений. На основании изложенного можно сделать следующий вывод: в рассмотренных выше положениях нормативных правовых актов содержится не связанный с осуществлением правоприменительной деятельности запрет на участие соответствующих транспортных средств в дорожном движении, адресованный широкому кругу лиц: непосредственно - лицам, осуществляющим их эксплуатацию (владельцам, водителям), и опосредованно (путем запрета выпускать на линию такие транспортные средства) - должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Однако в п. 3 анализируемой ст. 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", которая носит наименование "Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств", установлено, что запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами, причем какие-либо иные положения, касающиеся порядка такого запрещения, отсутствуют. Это не может не вызывать обоснованного недоумения. Представляется целесообразным еще раз обратить внимание на то, что административно-правовыми средствами, которые обеспечивают соблюдение данного запрета, являются государственный технический осмотр и регистрация. При этом важно помнить, что регистрация проводится только в отношении нового транспортного средства и при смене его собственника, а технический осмотр - строго в установленные периоды времени. Одновременно следует иметь в виду, что в соответствии с п. 109 упомянутого ранее Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением установленных им требований в случае выявления несоответствия находящегося в эксплуатации транспортного средства требованиям, предусмотренным приложением N 7, эксплуатация такого транспортного средства запрещается. Структурно перечень требований, содержащихся в указанном приложении (к тормозным системам, рулевому управлению, внешним световым приборам и светоотражающей маркировке, стеклоочистителям и стеклоомывателям, шинам и колесам, двигателю и его системам, прочим элементам конструкции), практически не отличается от рассмотренного ранее перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Однако указанные перечни имеют определенные различия, в том числе в части объема и детализации нормативно-технических требований (что, безусловно, требует специального рассмотрения). Таким образом, применительно к осуществлению государственного контроля (надзора) запрещение эксплуатации транспортных средств представляет собой результат правоприменительной деятельности должностных лиц, уполномоченных выдавать соответствующие разрешения на участие этих транспортных средств в дорожном движении. Подобное использование одного термина для обозначения различных юридических явлений: запрета на осуществление физическими, юридическими и должностными лицами определенных действий и результата правоприменительной деятельности компетентных должностных лиц, направленной на недопущение таких действий, - нельзя признать удачным. Как уже было отмечено в начале настоящей статьи, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) также предусмотрено запрещение эксплуатации транспортного средства, которое является одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.13). С учетом этого в специальной юридической литературе, посвященной рассмотрению вопросов правового регулирования в области дорожного движения, справедливо обращено внимание на то, что "нельзя путать запрещение эксплуатации, предусмотренное Правилами, и установленную в ст. 27.13 КоАП меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - запрещение эксплуатации транспортного средства со снятием государственных регистрационных знаков, перечень оснований применения которой является более узким по сравнению с перечнем, установленным Основными положениями" <2>. -------------------------------- <2> Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации и к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения / Под ред. В. Н. Кирьянова. М., 2009. С. 299.

На самом деле получается несколько парадоксальная ситуация. В ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями эксплуатация транспортных средств запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в ч. 2 - 6 данной статьи. В то же время ныне согласно ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ запрещение эксплуатации транспортных средств применяется при совершении только тех правонарушений, которые предусмотрены в ч. 2, 3, 4 - 6 ст. 12.5 КоАП РФ. Следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ с 1 января 2012 г. ст. 12.5 КоАП РФ дополняется новыми частями, предусматривающими ответственность за управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси (ч. 4.1), и за управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси (ч. 7). Согласно указанному Федеральному закону с 1 июля 2012 г. рассматриваемая мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях будет применяться при совершении правонарушений, квалифицируемых по ч. 2 - 6 ст. 12.5 КоАП РФ. В результате к новым основаниям применения запрещения эксплуатации транспортных средств отнесены такие правонарушения, как управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ), и управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси (ч. 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ). Таким образом, новая ч. 7 ст. 12.5 КоАП РФ не упоминается ни в диспозиции ч. 1 данной статьи (в эту часть не вносится никаких изменений), ни в новой редакции ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ. Следовательно, при совершении нарушений в виде управления транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, анализируемая мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяться не будет, что, на наш взгляд, представляется нелогичным. В соответствии с ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ основаниями запрещения эксплуатации транспортных средств являются также: - эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23 КоАП РФ); - нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования (ст. 9.3); - управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра (ч. 2 ст. 12.1); - нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб (ст. 12.4). С учетом изменений, внесенных вышеуказанным Федеральным законом в ст. 12.4 КоАП РФ, с 1 января 2012 г. к данным основаниям дополнительно относятся незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси и незаконное нанесение цветографической схемы легкового такси. Согласно ч. 2.1 ст. 27.13 КоАП РФ (вступившей в силу с 1 июля 2008 г.), разрешается движение транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 9.3 и ч. 2 ст. 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда)) КоАП РФ, к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства. В этой связи представляется уместным обратить внимание на то, что и в отношении определения случаев, когда движение транспортного средства разрешается, имеются некоторые отличия приведенной нормы от положений, содержащихся в п. 2.3.1 ПДД, о которых уже шла речь. Теперь перейдем к рассмотрению второго случая запрещения эксплуатации транспортного средства, предусмотренного в п. 2 ст. 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", который касается выполнения обязанности по страхованию своей гражданской ответственности владельцем (который чаще всего выступает и в качестве водителя) транспортного средства. В ранее упомянутом п. 11 Основных положений установлено, что запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 12 Основных положений должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законодательством). Имеются все основания полагать, что этот запрет также является производным от запрета осуществлять эксплуатацию соответствующих транспортных средств. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влекут административную ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ. В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ при совершении такого правонарушения запрещается эксплуатация транспортного средства со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причины запрещения эксплуатации. Таким образом, в рассмотренном случае основания запрещения эксплуатации транспортного средства независимо от различного толкования данного термина практически идентичны (если не считать упоминания в диспозиции ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ слова "заведомо", на чем мы сейчас не будем останавливаться). Однако нужно иметь в виду, что до вступления в силу с 1 июля 2008 г. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ запрещение эксплуатации транспортного средства при совершении правонарушения, квалифицируемого по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, не было предусмотрено. Третий случай запрещения эксплуатации транспортного средства, касающийся состояния (физического и психического) водителя транспортного средства, определен в новом п. 2.1 ст. 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ. Следует отметить, что задолго до внесения указанных изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в ПДД был включен п. 2.7, согласно которому водителю запрещается управлять транспортным средством не только в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), но и под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, а равно передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в подобном состоянии. В то же время в п. 11 Основных положений, предусматривающем случаи, когда запрещается эксплуатация транспортных средств, аналогичная норма отсутствует. Что касается п. 12 Основных положений, то в соответствии с ним должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в таком состоянии. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влекут административную ответственность по ст. 12.8 КоАП РФ. В случае совершения указанных правонарушений в КоАП РФ предусмотрено применение не запрещения эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ), а других мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ). С данными нормами корреспондирует п. 2.3.2 ПДД, согласно которому водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Следовательно, в данном случае с учетом положений КоАП РФ нормы, содержащиеся в рассматриваемом п. 2.1 и в ранее рассмотренном п. 3 (о том, что запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами) ст. 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", не соответствуют друг другу. На наш взгляд, показательной является формулировка п. 21 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" о том, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право "запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших обязательного технического осмотра, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, - со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения". На основании изложенного представляется возможным сделать следующие выводы: 1) выражения "запрещается эксплуатация транспортного средства" и "запрещение эксплуатации транспортного средства" используются как синонимы; 2) данные выражения применяются одновременно для обозначения: - запрета, непосредственно адресованного лицам, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств (владельцам, водителям), и опосредованно (путем установления упомянутых ранее запретов, предусмотренных в п. 12 Основных положений) - должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, совершать определенные нарушения установленных правил; - результата осуществления компетентными должностными лицами контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; - результата применения уполномоченными должностными лицами некоторых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 3) следствием этого является наличие внутренних противоречий законодательных актов (например, п. 1 - 3 ст. 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; ст. 12.5 и 27.13 КоАП РФ), а также противоречий между нормативными правовыми актами различной юридической силы; 4) сложившаяся ситуация создает определенные сложности при осуществлении правоприменительной деятельности, поскольку объективно затрудняет правильное толкование соответствующих юридических действий. Для устранения указанных недостатков, по нашему мнению, целесообразно: 1) использовать выражение "запрещается эксплуатация транспортного средства" для установления соответствующего запрета, адресованного широкому кругу лиц: непосредственно - лицам, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств (владельцам, водителям), и опосредованно (путем установления запретов выпускать на линию соответствующие транспортные средства и/или допускать к управлению транспортными средствами соответствующих водителей) - должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств; 2) использовать словосочетание "запрещение эксплуатации транспортного средства" применительно к результату осуществления компетентными должностными лицами контрольно-надзорной деятельности, направленной на пресечение совершения определенных нарушений установленных правил; 3) использовать словосочетание "административное запрещение эксплуатации транспортного средства" в отношении применяемой уполномоченными должностными лицами меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - по аналогии с "административным задержанием" (ст. 27.3 КоАП РФ) или "административным арестом" (ст. 3.9 КоАП РФ); 4) внести соответствующие изменения в законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе привести в соответствие содержание перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, и приложения N 7 (Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации) к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.

Название документа