Новоиспеченный техосмотр

(Донцова Ю.)

("ЭЖ-Юрист", 2011, N 28)

Текст документа

НОВОИСПЕЧЕННЫЙ ТЕХОСМОТР

Ю. ДОНЦОВА

Юлия Донцова, юрист, г. Орел.

Следующий, 2012 год несет автомобилистам изменения целого ряда операций, без которых легальная эксплуатация "железных коней" невозможна. Проведение техосмотра трансформируется практически до неузнаваемости: Госдума приняла, а Президент подписал Закон, призванный упростить процедуру ТО.

Революционный шаг

Начнем с того, что ТО выводится из компетенции МВД и передается в руки юридическим лицам - коммерческим предприятиям или индивидуальным предпринимателям. Надеемся, это сократит очереди в пунктах ТО.

Но поможет ли это уменьшить количество тех самых "ведер с гайками" - большой вопрос. Если и раньше владельцы этих "ведер" были первыми клиентами на покупку талона ТО, что будет мешать им делать это впредь? Только теперь не у госавтоинспекторов, а у частников.

История Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств..." (далее - Закон) - повод для написания романа о жизни отдельно взятого документа. Довольно давно функцию техосмотра пытались вывести из-под МВД. В Законе о полиции было прописано: о техосмотре должен быть отдельный документ. И вот наконец революционный шаг сделан.

Закон делит водителей на три категории:

1. Владельцы новых авто окажутся в самом выгодном положении, они получат талон ТО на три года, а ответственность за исправность автомобиля с ними разделят производители.

2. Владельцы авто, регулярно проходящие техническое обслуживание в сертифицированных центрах, получат талон бесплатно.

3. Те, кто по старинке чинит машину в гараже у дяди Васи, будут контролировать техническое состояние авто на коммерческих станциях ТО.

Предусмотрена и новая периодичность прохождения ТО для разных видов транспорта. Новые машины будут иметь право не проходить ТО в течение первых трех лет. Для автомобилей до семи лет ТО обязателен раз в два года, свыше семи лет - каждый год, для грузовиков свыше 3,5 т - ежегодно. Самый жесткий контроль будет за автобусами и маршрутками - они должны будут появляться на пунктах ТО раз в полгода.

Страховка

После вступления в силу Закона перед тем, как поставить машину на учет, необходимо будет получить талон техосмотра. Он даст право на страховку ОСАГО. Без нее машину на учет в ГИБДД не поставят.

До сих пор порядок был следующим. Вы покупаете полис, затем ставите машину на учет, после этого проходите ТО. Теперь все будет наоборот: техосмотр - полис - регистрация.

Для новых машин это проблем не составит. Предполагается, что салоны их уже будут продавать с соответствующими документами. То есть с талонами. Останется только купить полис ОСАГО и пройти регистрацию. Пока не принят новый закон о регистрации транспортных средств, поставить на учет машину может только ее владелец или его представитель.

Для бывших в употреблении машин процедура должна быть следующей.

Новый владелец идет с паспортом транспортного средства на пункт техосмотра. У него также должен быть с собой личный паспорт. Неплохо, если есть договор купли-продажи. Если нет - Закон эту позицию не оговаривает. Предполагается, что в паспорте ТС смена владельца уже прописана. Однако по устоявшейся практике лучше иметь этот договор с собой.

А если речь идет о машине, переданной по доверенности, то водителю необходимо представить свой паспорт, доверенность, а также свидетельство о регистрации данного автомобиля.

В связи с тем что без техосмотра вы просто не сможете заключить договор ОСАГО, вносятся изменения в КоАП РФ. Будет отменен пункт о непройденном техосмотре. До сих пор за это нарушение вы могли поплатиться регистрационными знаками. Теперь ГИБДД накажет лишь за отсутствие страховки.

Причем у страховой компании будут законные основания не заключать с вами договор, если срок действия техосмотра истекает более чем за шесть месяцев до окончания сроков страхования. Переведем на русский. Если у вас срок ТО заканчивается в декабре 2012 года, а страховку вам надо продлить в сентябре, то в этом действии вам откажут. Сначала пройдите техосмотр в сентябре, а потом получите страховку.

Необходимо заметить, что страховка оформляется максимум на год. В то время как техосмотр может быть оформлен на три года, на два и на один - в зависимости от года выпуска машины.

Спорный момент

Что и как будут проверять на техосмотре - пока неизвестно. Закон отдает определение параметров безопасности машины на откуп Правительству. То есть именно оно должно составить перечень необходимых требований. В соответствии с ним пункты должны будут оборудовать соответствующими приборами.

Теперь придется платить за каждый ТО по тарифам, установленным местным законодательством. Но эта сумма не может превышать максимальную, установленную Федеральной службой по тарифам.

Если вы с первого раза не прошли техосмотр, то вам предъявят карту, в которой будет расписано, что у вас не так. Вы отправитесь на сервис, там устранят выявленные недостатки, вы возвращаетесь обратно - и тут новая задача.

Придется еще доплатить за диагностику исправленных параметров. До сих пор это в течение 20 суток делалось бесплатно. По прошествии этого времени вам придется пройти полностью всю процедуру заново. И заплатить за это соответственно тарифу.

С января 2012 года Российский союз автостраховщиков должен создать систему аккредитации пунктов ТО. Это могут быть как диагностические пункты, так и пункты на базе сервисов, а также отдельные мастерские, в которых есть соответствующее диагностическое оборудование и как минимум один квалифицированный мастер.

Это весьма спорный момент. Ведь Закон разрешает создавать пункты техосмотра на базе автосервисов. Таким образом, нарушается действовавший до сих пор главный принцип ТО: проверять техническое состояние машин не может организация, которая занимается их ремонтом.

Легко понять, что это создаст дополнительную возможность для коррупции: фары вашей машины неправильно настроены - пройдите сюда, вам их отрегулируют и выдадут техталон. Гипотетически сервису, при котором открыт пункт ТО, очень выгодно находить неисправности и тут же в соседнем цехе за дополнительные деньги их ликвидировать. Можно предположить, что это положение в Законе вызовет споры.

Понятно, что даже за год новую систему прохождения техосмотра не создашь. Поэтому наряду с новыми аккредитованными страховщиками пунктами будут работать и старые, проверенные пункты государственного техосмотра, в которых работали и еще будут работать инспекторы государственного технического надзора.

По Закону они будут обслуживать население до 2014 года. Затем все функции по техосмотру перейдут в организации, аккредитованные непосредственно Российским союзом автостраховщиков.

Аккредитация будет действовать бессрочно. Однако в случае выявления проблем или поступления в течение года двух обоснованных жалоб она может быть приостановлена, а то и прекращена.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений. В течение двух лет после вступления его в силу ТО может проводиться по выбору автовладельца в местах проведения ТО полицией или в пунктах операторов ТО.

Новый Закон очень долго пробивал себе дорогу в жизнь. Более 10 месяцев назад он прошел первое чтение и завис. В итоге законопроект, принятый в первом чтении, не имел ничего общего, кроме отдельных формулировок, с документом, внесенным уже на второе чтение и изменившимся кардинально. Также кардинально поменяется и жизнь автолюбителя.

Название документа