Меры тарифного и нетарифного регулирования применительно к автомобильному рынку в рамках функционирования Таможенного союза

(Вахтерова И. Л.) ("Таможенное дело", 2011, N 2) Текст документа

МЕРЫ ТАРИФНОГО И НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К АВТОМОБИЛЬНОМУ РЫНКУ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА <*>

И. Л. ВАХТЕРОВА

Вахтерова И. Л., партнер консалтинговой компании Corporate Lawyers Group, входящей в партнерскую сеть юридических компаний Customs&Corporate Lawyers.

В настоящей статье освещен вопрос правовой регламентации применения мер тарифного и нетарифного регулирования применительно к автомобильному рынку в рамках функционирования Таможенного союза.

Ключевые слова: Таможенный кодекс Таможенного союза, Единый таможенный тариф, Единый перечень продукции.

The present article is devoted to the issue of legal regulation of the use of tariff and nontariff regulation applicable to the car market within the Customs Union.

Key words: Customs code of the Customs Union, customs tariff, Common customs tariff, uniform list of goods.

Как известно, с 1 января 2010 г. начал свое функционирование Таможенный союз трех государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Создание Таможенное союза означает расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности объединяющихся национальных экономик, существенное сокращение издержек. Такие благоприятные перспективы создают огромное количество новых возможностей для участников рынка. Главное - понять, как использовать эти возможности для преодоления существующих трудностей и достижения новых целей компании. Однако таможенное законодательство находится в постоянном развитии, что, безусловно, усложняет решение стоящих перед участниками внешнеэкономической деятельности задач, так как приводит и к изменению рыночных условий. 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. В этой связи законодательства государств - членов Таможенного союза претерпели серьезные изменения. При этом процесс унификации и гармонизации законодательств государств - членов Таможенного союза еще не завершен, и пока рано говорить о сложившейся нормативной правовой базе Таможенного союза. В настоящее время на территории Таможенного союза принят и действует Единый таможенный тариф Таможенного союза, который включает в себя свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС). В данном своде ставок также содержится единый перечень ставок таможенных пошлин для применения к легковым автомобилям и прочим моторным транспортным средствам (товарная позиция 8703 ТН ВЭД ТС). Таким образом, ставки таможенных пошлин по данной категории товаров унифицированы, и к легковым автомобилям из третьих стран, ввозимым на территорию Таможенного союза, применяются единые ставки таможенных пошлин на территории Таможенного союза. Каких-либо изъятий для данного типа товаров, ввозимых в коммерческих целях, законодательством не установлено. Важно отметить, что решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" была установлена тарифная льгота для хозяйствующих субъектов государств - участников Таможенного союза, осуществляющих производство моторных транспортных средств с применением понятия "промышленная сборка" (код ТН ВЭД ТС 8703). На основании данной льготы от ввозной таможенной пошлины на территории государств - членов Таможенного союза освобождаются моторные транспортные средства, которые были произведены с применением понятия "промышленная сборка", при выполнении одного из определенных критериев, установленных в п. 7.1.1 ст. 7.1 рассматриваемого решения. При этом решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. N 169 утвержден Перечень вышеуказанных хозяйствующих субъектов государств - участников Таможенного союза, которым предоставляется льгота в виде освобождения от ввозных таможенных пошлин. В указанный Перечень вошли крупнейшие российские производители, в том числе предприятия с иностранными инвестициями. Учитывая вышеизложенное, у российских компаний появилась отличная возможность для увеличения объема сбыта готовой продукции, произведенной с применением понятия "промышленная сборка", на автомобильных рынках Казахстана и Республики Беларусь. Изменения коснулись и применения мер нетарифного регулирования. 18 июня 2010 г. Комиссией Таможенного союза было принято решение N 319 "О техническом регулировании в Таможенном союзе", которым утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов (далее - Единый перечень). Для товаров, входящих в вышеуказанный Единый перечень, предусматривается единый режим получения сертификатов соответствия и деклараций соответствия по единой форме. Также вышеуказанным решением было утверждено Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме. Единый перечень был сформирован на основании национальных перечней продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в странах Таможенного союза. Он включает продукцию, в отношении которой на момент формирования Перечня отсутствует единый технический регламент, а в странах Таможенного союза установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений. Единый перечень действует в отношении конкретного вида продукции до вступления в силу единого технического регламента на этот вид продукции для государств Таможенного союза. Продукция исключается из Единого перечня с даты вступления в силу указанных регламентов во всех государствах Таможенного союза. В соответствии с Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 г. (далее - Соглашение об обращении продукции) сертификацию продукции и испытания для целей подтверждения соответствия единым требованиям имеют право производить только органы по сертификации и испытательные лаборатории, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Единый реестр органов утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 343. 11 декабря 2009 г. было заключено Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (далее - Соглашение о взаимном признании). Данное Соглашение направлено на создание основы для взаимного признания сертификатов и протоколов испытаний и реализации положений Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза. При этом Соглашение об обращении продукции и Соглашение о взаимном признании применяются и действуют до вступления в силу единых технических регламентов, продолжают действовать после вступления в силу единых технических регламентов в отношении продукции, не включенной в единые технические регламенты, обеспечивают выполнение технического законодательства страны назначения товара и взаимное признание протоколов испытаний и сертификатов соответствия. Итогом формирования единой системы технического регулирования должно стать утверждение единого знака обращения продукции на рынке, принятие технических регламентов в рамках ЕврАзЭС, а также приведение к единообразию национального законодательства стран в части правонарушений в области технического регулирования и установления ответственности за данные правонарушения. Касательно автомобильной промышленности стоит отметить, что в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, отсутствует продукция, относящаяся к легковым автомобилям и прочим моторным транспортным средствам (товарная позиция 8703 ТН ВЭД ТС). Причина невключения транспортных средств в Единый перечень довольно проста - это отсутствие единых правовых норм в национальных технических регламентах государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации в настоящее время применяются Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720, и Технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609. В Республике Казахстан Постановлением Правительства от 9 июля 2008 г. N 675 утвержден Технический регламент "Требования к безопасности автотранспортных средств". Указанный Технический регламент, как и российский, базируется на международных документах, но отличается уровнем и количеством требований. В отличие от российского Регламента в Регламенте Республики Казахстан применяются гармонизированные национальные стандарты, предусмотрен запрет эксплуатации автомобильной техники с правым расположением рулевого управления, а также установлены требования к сервисным услугам и требования к процессу хранения транспортных средств и их безопасной утилизации. Кроме того, Техническим регламентом предусмотрено использование сертификатов соответствия Директивам ЕС. В Республике Беларусь применяется Технический регламент "Колесные транспортные средства. Безопасность". Он также базируется на требованиях международных предписаний (Правил ЕЭК ООН и Директив ЕС) и национальных стандартов Республики Беларусь. Так же, как и казахстанский, отличается от российского количеством требований и их уровнем. Таким образом, первоочередными задачами являются переход на использование единых технических регламентов в рамках Таможенного союза, а также гармонизация законодательства указанных стран в части нетарифного регулирования. Решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 492 утвержден График разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза. В соответствии с названным Графиком Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" и Технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ" должны быть подготовлены и внесены в Секретариат Комиссии Таможенного союза для публичного обсуждения. Ответственной за подготовку является Российская Федерация. Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" был внесен для публичного обсуждения Минпромторгом России 7 апреля 2011 г. Окончание обсуждения запланировано на начало июня 2011 г. Указанный Регламент разработан на основании Технического регламента Российской Федерации N 720, утвержденного Правительством Российской Федерации 10 сентября 2009 г. Что касается Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ", то на 2 июня 2011 г. информация о внесении Регламента для публичного обсуждения отсутствовала, несмотря на то что по графику проект должен был вноситься для публичного обсуждения в марте 2011 г.

Название документа