Актуальные направления в исследовании проблем, связанных с совершенствованием правового регулирования отношений в сфере энергетики

(Шевченко Л. И.) ("Юрист", 2011, N 11) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

Л. И. ШЕВЧЕНКО

Шевченко Любовь Ивановна, профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ.

Выявление актуальных направлений в исследовании проблем, связанных с совершенствованием правового регулирования отношений в сфере энергетики, имеет большое значение для развития энергетического права. Автор отмечает, что без достаточных на то теоретических обоснований и надлежащего закрепления появляются правовые нормы, устанавливающие права собственности относительно отдельных видов исследуемых объектов.

Ключевые слова: энергетика, правовое регулирование, нефтяной и газовый сектор, энергетическое законодательство.

Topical trends in research of problems related to improvement of legal regulation of relations in the sphere of energetics L. I. Shevchenko

Detection of topical trends in research of problems related to improvement of legal regulation of relations in the sphere of energetics is important for development of energetic law. The author notes that without sufficient theoretical grounds and due consolidation there are arising legal norms establishing the regime of ownership right with regard to separate types of researched objects.

Key words: energetics, legal regulation, oil and gas sector, energy legislation.

Проблемы в сфере энергетики в XXI в. приобретают особую значимость как для современной мировой экономики в целом, так и для экономики Российской Федерации. Успешное их решение обусловливает необходимость совершенствования законодательного регулирования отношений топливно-энергетического сектора экономики как внутри страны, так и на международном уровне. Насущной является проблема приведения энергетического законодательства в целостную систему. В связи с этим представляется возможным поддержать мнение тех ученых и практиков, которые говорят о необходимости разработки и принятия нового концептуального законодательного акта, в котором бы нашли закрепление отправные положения и принципы правового регулирования ТЭК, участия России в международных проектах на условиях цивилизованных рыночных отношений. В правовом поле энергетики особую важность приобретают природоохранные и экологические проблемы. Решение таких проблем обусловливает, с одной стороны, формирование сфер конфликтности коммерческих, экологических, социальных интересов, в том числе и на международном уровне, с другой - способствует развитию международного сотрудничества в энергетической сфере, предполагает разработку механизма правового регулирования отношений в этой сфере, адекватной современным условиям и потребностям. Что касается России, то именно негативные экологические последствия, слабость правовой базы решения экологически значимых вопросов рассматриваются многими аналитиками как одно из главных препятствий для экономического развития, в том числе в энергетической сфере. При разработке масштабных проектов в нефтяном и газовом секторе должны использоваться апробированные за рубежом правовые механизмы, обеспечивающие гармонизацию экономических, социальных и экологических интересов. Среди перспективных направлений законодательного регулирования в этом направлении можно выделить несколько основных блоков: правовое обеспечение освоения минеральных ресурсов Арктики и сохранение ее экосистемы; развитие правового режима разработки минеральных ресурсов Каспия и сохранение его биоресурсов; обеспечение безопасного развития ядерной энергетики и др. Дальнейшее обновление нормативной правовой базы в указанной сфере должно осуществляться на основе разработанной общей экономической и правовой концепции развития энергетики и энергетического законодательства и опираться на накопленный законодательный опыт России и зарубежных стран, учитывать успешную международную практику в этом направлении. Энергетика как отрасль экономики и существующие в рамках указанной отрасли общественные отношения по выработке, распределению, передаче, использованию (потреблению) энергии представляют собой основу регулирования таковых нормами энергетического права. Относительно понимания энергетического права в науке не выработано единства мнений. Важно установить, является ли энергетическое право отдельной отраслью (интегрированной и комплексной) со своим специфическим предметом регулирования либо простой совокупностью правовых предписаний. В. Ф. Яковлев по этому вопросу пишет: "Энергетическое право - это реальность. Другое дело, какой смысл мы вкладываем в этот термин. Что это - отрасль права или подотрасль законодательства? Думаю, мы можем употребить это словосочетание аналогично тому, как мы говорим о сельскохозяйственном, промышленном, транспортном праве и т. д. Действительно, речь идет о совокупности норм, законодательных актов, источников права, обеспечивающих регулирование этой важнейшей отрасли экономики". И далее: "Энергетическое право - это сложный комплекс. Это что, публичное право? Или это частное право? Да и то и другое. Поэтому говорить, что здесь сформировалась какая-то единая правовая отрасль, можно, но лишь в определенном смысле, как комплексная отрасль" <1>. -------------------------------- <1> Яковлев В. Ф. Правовое регулирование топливно-энергетического комплекса России // Энергетика и право. Вып. 2 / Под ред. П. Г. Лахно. М., 2009. С. 9, 10.

П. Г. Лахно, рассматривая энергетическое право в качестве подотрасли предпринимательского права, указывает на необходимость создания комплексной и эффективной законодательной базы для регулирования энергетических отношений, охватывающей весь производственно-сбытовой цикл энергетического бизнеса - поиск, разведку, добычу, преобразование, транспортировку, распределение и потребление энергетических ресурсов. Отмечается, что существующее в Российской Федерации энергетическое законодательство не является достаточным, поэтому требуется создание единой, комплексной, непротиворечивой системы нормативно-правового регулирования всей этой совокупности отношений, в связи с этим предполагается необходимым обеспечить разработку единого комплексного закона - Энергетического кодекса Российской Федерации <2>. -------------------------------- <2> Лахно П. Г. Энергетическому бизнесу - надежную правовую основу // Энергетика и право. Вып. 2. Там же. С. 386 - 392.

По мнению украинских ученых, такой Кодекс в перспективе должен стать основой энергетического права как самостоятельной комплексной отрасли права <3>. Применительно к России подобный подход в целом не согласуется с Концепцией развития гражданского законодательства, одобренной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 7 октября 2009 г. <4>. -------------------------------- <3> Шемшученко Ю. С., Олещенко В. И. Состояние и актуальные проблемы развития энергетического законодательства Украины, перспективы его кодификации // Энергетика и право. Вып. 2. М., 2009. С. 28. <4> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М.: Статут, 2009.

При всех различиях в подходах к решению проблемы систематизации энергетического законодательства в целом оно должно представлять собой интегрированный комплекс системы законодательства Российской Федерации, совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в сфере организации и функционирования топливно-энергетического комплекса экономики России. В целях создания более совершенной правовой базы требуется также исследование следующих вопросов: 1. Определение на научно-теоретическом и законодательном уровнях основных понятий в области энергетического права (понятие энергии, энергетических ресурсов, энергетических товаров, понятие и виды источников энергии, первичных источников энергии, минеральных природных ресурсов, альтернативных источников, возобновляемых источников энергии и т. д.): - понятие энергетики как системы, преобразующей природный потенциал в конечный потребительский продукт; - соотношение понятий "энергия", "энергетика", "энергетические ресурсы", "энергетические товары", "энергетические услуги". Указанные понятия широко используются в нормативных правовых актах в большей мере как технические термины. В Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергетический ресурс рассматривается как носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии). С учетом особенностей, обусловленных естественными свойствами энергии, необходимо дать им характеристику как объектов гражданских прав и определить место в системе объектов с точки зрения классификации последних, предусмотренных в ст. 128 ГК Российской Федерации. В юридической литературе предпринимались попытки определить специфические черты энергии как объекта гражданских прав <5>, однако при этом важно выявить и учесть особенности энергии во всех ее различных формах и проявлениях, а также то понимание, которое вкладывается в это понятие в науке и законодательстве в иных зарубежных правовых системах, международно-правовой практике. -------------------------------- <5> См., например: Жусупов А. А. Энергия как специфический объект гражданских прав // Энергетическое право. 2007. N 2.

Все это позволит обеспечить единство создания, понимания и применения как национального энергетического законодательства, так и международно-правовых актов в этой сфере. По мнению М. М. Агаркова, энергия не является вещью или имущественным правом. При ее передаче потребителю электростанция совершает работу, состоящую в поддержании определенного напряжения и мощности в сети потребителя, что характерно для отношений подряда <6>. -------------------------------- <6> См.: Агарков М. М. Подряд. М., 1924. С. 13 - 14.

В современный период В. В. Витрянский, подчеркивая особые ценные свойства энергии, относит ее к имуществу <7>. В отечественной литературе существует и иная позиция, представленная Ю. С. Гамбаровым, по мнению которого отнесение того или иного объекта к вещам определяется не на основе данных физики, а по "воззрениям оборота", так и относительно энергии - она относится к вещам, поскольку имеет самостоятельную оборотную ценность, и гражданский оборот связывает с ней те же представления, что и с другими телесными вещами <8>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <7> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 13. <8> См.: Гамбаров Ю. С. Гражданское право. Общая часть. М., 2003. С. 587.

Некоторыми современными авторами рассмотрение энергии как особой вещи признается нецелесообразным из-за невозможности установления вещного права на энергию <9>. -------------------------------- <9> См.: Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. д-ра юрид. наук В. А. Белова (автор очерка - Р. С. Бевзенко). М.: Юрайт, 2009. С. 341 - 342.

Необходимо отметить, что экономическая теория в целом допускает понимание энергии как особого товара. 2. Особую значимость приобретают исследования в части выявления правовой сущности энергетических отношений, их специфики как предмета правового регулирования и разновидности имущественных отношений. Следует заметить, что в отечественной науке отсутствуют специальные общетеоретические разработки в этом направлении. Решение указанного вопроса связано с выявлением сущности энергии как объекта гражданских прав, возможности отнесения их к имущественным благам. Необходимо учитывать, что имущественные отношения в сфере гражданского оборота характеризуются следующими чертами. Первое - это отношения между имущественно обособленными субъектами, каждая из сторон имеет свое имущество и не обладает властью над имуществом другой стороны. Второе - каждая из сторон обладает имущественно-распорядительной самостоятельностью, т. е., имея власть над своим имуществом, распоряжается им самостоятельно на основе собственной воли и волеизъявления. Третье - обе стороны имущественно обособлены и обладают распорядительной самостоятельностью, они имеют равное положение по отношению друг к другу. Здесь нет элементов власти одного лица над другим лицом или его имуществом. Четвертое - имущественные отношения в сфере гражданского оборота представляют собой возмездные отношения - отношения эквивалентного обмена <10>. Для надлежащего и эффективного регулирования указанных отношений большое значение имеют технические и технологические условия (в понимании энергии, источников энергии и т. п.), основывающиеся на выводах естественных наук. Следует отметить, что без знания и учета этих качеств энергетических отношений разработка и применение правовых норм будут неполными, а во многих случаях и ошибочными. -------------------------------- <10> Яковлев В. Ф. Россия: экономика, гражданское право. М., 2000. С. 32 - 35.

3. С вышеуказанной взаимосвязана иная, не менее важная проблема - выявление круга правовых отношений, которые могут складываться относительно энергии и энергоресурсов. При конкретизации видов правоотношений, возникающих в рассматриваемой сфере, необходимо учитывать, что с позиций существующей классификации объектов гражданских прав энергия не может относиться к вещам в классическом их понимании. Поэтому требует научной проработки проблема, заключающаяся в том, может ли энергия, а также энергоресурсы принадлежать субъектам гражданского оборота на праве собственности. Как в отечественной, так и зарубежной цивилистике вопрос о возможности установления вещных прав на энергию фактически не изучен, имеются лишь отдельные высказывания по этому поводу, касающиеся, как правило, электрической энергии. Применительно к электрической энергии В. А. Дозорцев делает вывод о том, что ее нельзя отнести к объектам права собственности - таковая не является вещью, не имеет вещественного носителя (выражения), поэтому не может быть объектом права собственности. По поводу электроэнергии могут быть установлены только обязательственные права - право требования передачи определенного количества электрической энергии, а установление вещных прав на энергию невозможно <11>. -------------------------------- <11> Дозорцев В. А. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова. М., 1998. С. 233 - 234.

Иной точки зрения придерживаются другие авторы. С. М. Корнеев говорит о возможности распространения на электроэнергию вещного права собственности <12>. Так же считает Б. М. Сейнароев, отмечая при этом ограниченный характер правомочий у собственника электроэнергии <13>. -------------------------------- <12> Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М.: Госюриздат, 1956. С. 30. <13> Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 6.

По мнению С. А. Свиркова, для собственника электроэнергии имеют значение лишь правомочия пользования и распоряжения, а поскольку электроэнергия неосязаема, не может восприниматься органами чувств человека как предмет материального мира, владение в отношении ее в вещном понимании невозможно. Однако, продолжает автор, физические особенности, ограничивающие возможности фактического обладания электроэнергией, не влияют на существование правомочия владения, принадлежащего собственнику электроэнергии <14>. -------------------------------- <14> Свирков С. А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006. С. 51 - 53.

Другие авторы также считают, что к электрической энергии неприменима категория права собственности, вместо права собственности они предлагают ввести некое "право потребления", которое можно, по их мнению, квалифицировать в качестве "права требования уплатившего или обязавшегося уплатить деньги покупателя". По их мнению, оборот в сфере снабжения электроэнергией осуществляется путем совершения сделок по возмездной уступке этого права. Таким образом, обращается только право на энергию <15>. -------------------------------- <15> Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об электроэнергии" / Кол. авт.; Под общ. ред. В. Ю. Синютина. М., 2003. С. 27 - 28.

Отрицает возможность установления на энергию вещного права французский цивилист Р. Саватье, по мнению которого "юридически энергия может быть выражена только в форме обязательства. Кредитор никогда не может потребовать конкретной передачи объекта, поскольку, будучи переданной, энергия как таковая исчезает. Ее наличие определяется только результатом действия. Представляя собой важный объект обязательств, она не может быть объектом права собственности" <16>. Вместе с тем позиция Р. Саватье характеризуется некоторой неопределенностью, поскольку одновременно он отмечает следующее: обязательство, предметом которого является энергия, определяется посредством единиц измерения (в киловаттах, калориях или градусах, рентгенах, кюри). "Объект такого обязательства никогда не бывает определен индивидуальными признаками; это всегда вещь, определенная родовыми признаками, которая выражается только в результатах ее использования и продается в соответствии с единицами измерения". И далее он пишет: "Иногда государство продает энергию в виде реальных вещей, из которых эта энергия может быть извлечена (уголь, жидкий газ, углеводород). Иногда продается непосредственно электроэнергия... Во всех случаях энергия включается в оборот в форме обязательств; она не может быть выражена в какой-либо телесной форме" <17>. Другие авторы отстаивают подобную точку зрения более категорично: отвергая возможность отнесения энергии к особым вещам, утверждают, что механизм собственности не рассчитан на то, чтобы описывать принадлежность благ, не имеющих материальной, внешней оболочки. Даже каким-либо образом индивидуализированная энергия, например находящаяся в аккумуляторе, батарее и т. п., не может быть объектом вещного права; им будет тот материальный носитель, в котором заключена энергия <18>. -------------------------------- <16> Саватье Р. Теория обязательств. Юридический и экономический очерк. М.: Прогресс, 1972. С. 86. <17> См.: Там же. С. 85 - 88. <18> См.: Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики (автор очерка - Р. С. Бевзенко). С. 341.

Действующее российское законодательство со всей определенностью устанавливает право собственности субъектов на производственные и иные имущественные объекты. Например, согласно Федеральному закону "Об электроэнергетике" субъектам электроэнергетики могут принадлежать на праве собственности производственные и иные имущественные объекты (ст. 3). Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности газотранспортных организаций, осуществляющих транспортировку газа (ст. 2). Вместе с тем той же ст. 2 также указывается на поставщика (газоснабжающую организацию) как на собственника газа. В иных нормативных правовых актах, в том числе в Правилах поставки газа в Российской Федерации, подобная формулировка не нашла своего дальнейшего подтверждения и закрепления <19>. -------------------------------- <19> Правила поставки газа в Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162 // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 770.

Таким образом, без достаточных на то теоретических обоснований и надлежащего закрепления (каким представляется обобщающий правовой акт, устанавливающий основные положения как принципы правового регулирования отношений в сфере энергетики) появляются правовые нормы, устанавливающие режим права собственности относительно отдельных видов исследуемых объектов. Единообразного решения вопроса о возможности установления вещных прав на такие объекты, как энергия и энергоресурсы, нет. Следует заметить, что для западной доктрины в современный период характерен принципиальный отход от традиционного понимания объектов права собственности. Исследователи отмечают, что резкое возрастание в экономике энергетических и сырьевых источников производства привело к расширению самого понятия вещественной собственности. К имуществу как объекту собственности начали относить электроэнергию и газ, а затем и другие виды энергии и сырья, выходящие за границы традиционного понимания вещи <20>. -------------------------------- <20> Гражданское и торговое право зарубежных государств. Т. 1. М.: Международные отношения, 2004. С. 314.

Таким образом, требуется серьезное научное исследование указанного вопроса, решение его является чрезвычайно сложным и значимым не только с точки зрения экономики и права, но и политики, а потому требует понимания и точного учета действительных требований и намерений, интересов и возможностей как различных категорий граждан (их отдельных групп), так и государства. Несомненно, что в процессе правотворческой деятельности нужно достичь единства, системности и целостности правового регулирования имущественных отношений как в отдельных отраслях, например в сфере энергетики, так и во всей экономике в целом. 4. В процессе разработки энергетического законодательства необходимо учитывать, что правовая регламентация отношений в этой сфере основана на сочетании и взаимодействии публично-правовых и частноправовых способов регулирования, что в целом отражает и ныне действующее законодательство. Однако вторжение частного в этот сектор экономики изначально и отчасти в настоящий период носит спонтанный характер. Необходимо обеспечить органичное сочетание частного и публичного, более того, усиление публично-правовых начал при обновлении правовой основы таких отношений, что является объективной реальностью. Существующая практика хозяйствования в топливно-энергетическом комплексе свидетельствует о нерациональном использовании природных ресурсов, нарушении экологических процессов, о крайне неравномерном распределении доходов, получаемых от этой деятельности <21>. Предпринимательская свобода должна сочетаться с государственными (общественными) интересами. Государство на законодательном уровне должно обеспечить стабильность, безопасность, доступность источников энергии, экономичность и эффективность их использования с учетом национальных интересов. -------------------------------- <21> Яковлев В. Ф. Правовое регулирование топливно-энергетического комплекса России. С. 11.

Не менее важным является усиление требований к выполнению субъектами энергетической отрасли обязательств относительно уменьшения загрязнения окружающей среды и обеспечения реализации требований в сфере техногенной безопасности ТЭК, повышение ответственности субъектов, осуществляющих деятельность в сфере энергетического рынка, а в целом проработка проблем энергетической экологии. 5. Государственная регламентация отношений в сфере энергетики не должна исключать их договорного регулирование, которое имеет важное значение в условиях рыночной экономики. Договорное регулирования, как уже отмечалось в работе, представляет собой самостоятельный правовой способ организации конкретных индивидуальных связей хозяйствующих субъектов в сфере энергетики, существующий наряду с их нормативно-правовой регламентацией. Возможности использования договорного регулирования в сфере товарооборота энергоресурсов изучены в недостаточной степени, а в практической деятельности применяется в ограниченных пределах. Одной из причин такого положения является излишне детальная правовая регламентация отношений по снабжению энергоресурсами, их "занормированность", противоречивость и некая запутанность. Все это не способствует участникам указанных отношений проявлять свои возможности по их саморегулированию. Например, как отмечают исследователи, в сфере электроэнергетики возможности договорного взаимодействия его субъектов зачастую ограничиваются императивными указаниями закона, имеется множество пробелов и противоречий при решении вопроса о формировании оптимальной структуры договорных связей, законодательном закреплении около двух десятков договорных конструкций, применяемых в этой сфере. Эти вопросы требуют своего научного анализа, совершенствования на этой основе законодательства о договорах в сфере ТЭК. 6. Действующими нормативными правовыми актами предусмотрена возможность использования в сфере энергетического оборота различных договорных конструкций: договора купли-продажи, поставки, энергоснабжения, транспортировки, смешанных договоров и др. Проявляется тенденция к расширению круга используемых в исследуемой сфере договоров. Например, Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ введен новый, неизвестный ранее вид договора - антисервисного контракта, "предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергоснабжение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком" (ст. 19). Законодательство в сфере топливно-энергетического комплекса предусматривает также целую систему договоров на оказание услуг. Например, Закон об электроэнергетике предусматривает: договоры об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению; договоры, об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии и др. В связи с этим требуется разработка теоретических аспектов понимания и содержания такой правовой категории, как энергетические услуги, а на этой основе ее законодательное закрепление как общей правовой категории, так и специальной - применительно к услугам в рамках различных видов энергетических отношений. В некоторых случаях договорным конструкциям, используемым в сфере энергетики, придается характер публичного договора посредством прямых предписаний, в других случаях, как отмечают ученые, такая публичность определяется характером деятельности участвующих в них субъектов. В этих условиях насущной является проблема построения системы договорных отношений в сфере ТЭК, разработка общих положений, распространяющихся на все договорные отношения, приведение в соответствие норм специальных законов. 7. Требуется определение и законодательное закрепление правового статуса организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса, федеральных энергетических систем (п. "и" ст. 71 Конституции Российской Федерации); организационно-управленческих структур ТЭК (прежде всего вертикально интегрированных нефтяных компаний - ВИНК; хозяйствующих субъектов в сфере магистрального трубопроводного транспорта газа, нефти и нефтепродуктов; средних и малых предприятий как субъектов предпринимательской деятельности в сфере ТЭК). Есть необходимость изучения и законодательного закрепления особенностей процессов слияния, присоединения, выделения и других интеграционных процессов в ТЭК. 8. В связи с целесообразностью более активного использования атомной энергии в структуре мировой экономики требуется систематизация законодательства в этом направлении с учетом всех современных реалий, разработка специального законодательства по вопросам гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб. 9. Рыночная экономика эффективна, если она основывается на праве, т. е. если она становится правовой экономикой. Переход к такой экономике создает объективную необходимость в коммерческом (экономическом) правосудии. Коммерческое правосудие является исторической традицией для России, такие суды существовали в нашей стране до 1917 г., деятельность их регулировалась Уставом торгового судопроизводства. В советский период споры между социалистическими предприятиями, как известно, разрешались государственным арбитражем, который был ликвидирован в 1991 г., одновременно с созданием системы арбитражных судов. Сложившейся в современный период в России новой системе экономического правосудия, представленной арбитражными судами, свойственна ее преемственность от дореволюционных коммерческих судов, а также от существовавшего в советский период государственного арбитража. Это позволяет сохранить и использовать традиции и многовековой опыт разрешения сложнейших экономических споров. С другой стороны, экономическое правосудие функционирует в сфере современной экономики, поэтому должно учитывать зарубежный опыт судоустройства, характеризующийся наличием целой системы специализированных судов. В разных странах среди специализированных судов можно отметить торговые суды (во Франции, Дании и других странах), административные суды, в том числе по разрешению споров между предпринимателями и государством, суды о банкротстве (например, в США), налоговые суды, которые разрешают преимущественно споры с участием предпринимателей, патентные суды и др. В Германии наряду с судами общей юрисдикции существуют отдельные специализированные системы судов, осуществляющих административное правосудие, финансовое правосудие, правосудие по трудовым спорам и правосудие по социальным спорам. Система специализированных судов обычно обеспечивает разрешение споров в значительно более короткие сроки, что особо важно для предпринимательских споров, а также на высоком профессиональном уровне ввиду глубокой специализации судов и судей в делах, обладающих значительными особенностями. Надо подумать о возможностях использования такого опыта в России. Одним из важнейших направлений считается совершенствование процессуальных форм коммерческого правосудия: в первую очередь - поддержка и использование в практической деятельности досудебных форм разрешения конфликтов, альтернативных форм, таких, как переговоры, посредничество, третейские суды, коммерческий арбитраж, проведение переговоров в рамках судебного разбирательства с целью заключения мировых соглашений, в том числе с использованием экспертов и посредников, а также внедрение с согласия сторон упрощенных, ускоренных форм судопроизводства по сравнительно небольшим и наименее сложным делам. Важной проблемой является также применение обеспечительных мер по исполнению судебных решений <22>. -------------------------------- <22> См.: Яковлев В. Ф., Семигин Е. Ю. Экономическое правосудие: В 4 т. М.: Мысль, 2004.

10. Сложность и масштабность предпринимательской деятельности в энергетическом секторе экономики порождают сложность и масштабность экономических споров между участниками такой деятельности. Для разрешения таких споров необходимо обладать специальными познаниями как в области экономики, так и в весьма сложном экономическом законодательстве, включая корпоративное, банковское, страховое, транспортное, в сфере строительства и т. д. Следовательно, при подготовке специалистов по юриспруденции, особенно в сфере ТЭК, требуется в значительной мере улучшить качество экономического образования. Учитывая встраивание России в мировую экономику, студентам необходимы знания мировой экономики. Большое внимание в современный период следует уделять изучению экономического законодательства. Таким образом, отечественное правовое обеспечение энергетики нуждается в существенном развитии и модификации с использованием мирового правового опыта, международных обязательств России. Первоочередными задачами на современном этапе в данном направлении является совершенствование действующего энергетического законодательства, приведение его в целостную систему. Для этого, как уже отмечалось, необходим концептуальный обобщающий законодательный акт, которым были бы закреплены основные положения и принципы правового регулирования разнообразных отношений в сфере энергетики. На основе такого акта следует осуществить работу по совершенствованию и обновлению энергетического законодательства в Российской Федерации. Реализация такой деятельности позволит обеспечить правовой энергетический правопорядок в России, а также ее участие в международных связях на условиях цивилизованных рыночных отношений. Приведение энергетического законодательства в целостную систему должно быть основано на тщательном научном анализе вышеуказанных проблем.

Название документа