Государственные органы, осуществляющие регулирование строительства и модернизацию энергетических объектов

(Романова В. В.) ("Юрист", 2011, N 11) Текст документа

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

В. В. РОМАНОВА

Романова Виктория Валерьевна, соискатель кафедры коммерческого права СПбГУ, партнер российско-британской юридической фирмы "Мусин, Ибрагимов и партнеры", кандидат юридических наук.

В статье автор представляет правовой анализ государственного регулирования в области строительства и модернизации энергетических объектов, полномочий различных государственных органов, порядок их взаимодействия, выделяет особенности государственного регулирования строительства и модернизации энергетических объектов на этапе реализации Энергетической стратегии России до 2030 г.

Ключевые слова: государственное регулирование, государственные органы, полномочия государственных органов, нормативные акты, ненормативные акты.

State bodies realizing regulation construction and modernization of power engineering objects V. V. Romanova

In this article the author makeslegal analysis of state regulation in sphere of construction and modernization of power engineering objects, competence of different state bodies, order of their interaction, lays emphasis on peculiarities of state regulation of construction and modernization of power engineering objects at the stage of realization of Energy strategy of Russia for the period up to 2030.

Key words: state regulation, state bodies, competence of state bodies, normative acts, non-normative acts.

Государственное регулирование в сфере строительства и модернизации энергетических объектов осуществляется различными государственными органами. В правовой литературе рассматриваются различные классификации государственных органов, каждая из которых имеет свое основание. Так, Д. Н. Бахрах выделяет следующие классификации: (1) в зависимости от правовой основы образования (органы, создаваемые на основе Конституции, на основе текущего законодательства, подзаконных актов); (2) в зависимости от содержания деятельности (органы общей и специальной компетенции); (3) по порядку решения вопросов (единоначальные и коллегиальные); (4) в зависимости от подчиненности и бюджета, из которого государственные органы финансируются (федеральные и органы субъектов Федерации) <1>. А. А. Иванов, отмечая, что от имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации, обращает внимание, что наиболее часто от имени государства действуют исполнительные органы власти, и прежде всего Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти, как отраслевые, так и функциональные <2>. -------------------------------- <1> Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. С. 185. <2> Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2009. С. 225.

М. Н. Марченко определяет следующие специфические признаки, отличающие государственные органы от негосударственных органов и организаций: государственные органы формируются по воле государства и осуществляют свои функции от имени государства; государственный орган выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности; наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности; государственный орган наделен полномочиями государственно-властного характера <3>. -------------------------------- <3> Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. С. 345.

Как уже отмечалось, классификация государственных органов может быть проведена по различным основаниям, при этом при рассмотрении вопроса о государственном регулировании в конкретной сфере деятельности особое значение имеет объем полномочий и соответствующая компетенция государственных органов. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением В. Ф. Попондопуло о том, что определяющим критерием классификации государственных органов, регулирующих предпринимательство, является характер их компетенции и что на основании данного критерия различают органы общей компетенции и органы специальной компетенции <4>. -------------------------------- <4> Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник: В 2 т. Т. 1. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. Ф. Попондопуло. М.: Проспект, 2010. С. 94.

Органы общей компетенции отличаются тем, что занимаются организацией всех сфер жизни общества, а не какой-либо одной из них <5>. На федеральном уровне к государственным органам общей компетенции относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды (Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды). Правовое положение органов общей компетенции определяется Конституцией РФ, конституционными и иными федеральными законами. К органам специальной компетенции относятся органы, занимающиеся организацией какой-либо одной или нескольких взаимосвязанных сфер жизни общества. Правовое положение и компетенция органов специальной компетенции определяются федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. -------------------------------- <5> Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 92 - 93.

В соответствии со ст. 110 Конституции Российской Федерации <6> исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 114 Конституции Российской Федерации порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. -------------------------------- <6> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. N 197. 1993. 25 декабря.

Согласно ст. 14 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере экономики в том числе относятся: осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирования экономических процессов, разработка и осуществление программы развития приоритетных отраслей экономики, разработка государственной инвестиционной политики и принятие мер по ее реализации <7>. -------------------------------- <7> Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Российская газета. N 245. 1997. 23 декабря.

В ст. 21 ФЗ "Об электроэнергетике" определены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. К полномочиям Правительства РФ в сфере строительства и модернизации энергетических объектов относятся: определение порядка и условий строительства и финансирования объектов электроэнергетики, порядок вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации; установление критериев отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и порядок утверждения (в том числе порядок согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) инвестиционных программ и осуществления контроля за реализацией таких программ; утверждение правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике; утверждение порядка расследования причин аварий в электроэнергетике; утверждение основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики. Правительством Российской Федерации распределяются полномочия между федеральными органами исполнительной власти в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. Согласно п. 2 ст. 21 ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти определяют источники и способы привлечения инвестиционных средств, вкладываемых Российской Федерацией в развитие электроэнергетики; осуществляют ведение государственной отчетности субъектов электроэнергетики, а также технический контроль и экологический контроль и надзор в электроэнергетике. Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации издает следующие акты, обязательные для исполнения в Российской Федерации: постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения (акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера), обеспечивает их исполнение. В порядке обеспечения исполнения положений ФЗ "Об электроэнергетике" Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" <8> утверждены: (i) критерии отнесения субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; (ii) Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций; (iii) Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. -------------------------------- <8> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 49 (ч. II). Ст. 5978.

Содержание данных норм свидетельствует о том, что указанным Постановлением Правительства реализуется в том числе такой важнейший принцип государственной политики в электроэнергетике, закрепленный в Энергетической стратегии России на период до 2030 г., как сохранение и совершенствование форм и механизмов участия государства в регулировании источников инвестиций в электроэнергетику с целью обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности проектов по развитию генерации и сетевого хозяйства (на принципах возвратности осуществляемых государственных вложений, в том числе на условиях частно-государственного партнерства) <9>. -------------------------------- <9> Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 г." от 13 ноября 2009 г. N 1715-р // Собрание законодательства РФ. 2009. N 48. Ст. 5836.

Согласно данному Постановлению Правительства Российской Федерации установлено, что субъекты электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевые организации относятся к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, если они удовлетворяют одному из следующих критериев: (а) наличие доли Российской Федерации в уставном капитале субъекта электроэнергетики не менее 50% плюс одна голосующая акция; (б) наличие доли Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в уставном капитале субъекта электроэнергетики в совокупности не менее 50% плюс одна голосующая акция... (г) субъект электроэнергетики предусматривает в инвестиционной программе строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 кВ и выше; (д) субъект электроэнергетики предусматривает в инвестиционной программе строительство объектов электросетевого хозяйства, относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети; (е) субъект электроэнергетики предусматривает в инвестиционной программе строительство объектов электроэнергетики, финансирование которых полностью или частично предусмотрено федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Нормами указанного нормативного акта Правительства Российской Федерации закреплено, что субъект электроэнергетики готовит проект инвестиционной программы по форме, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации <10>, представляет проект в Министерство энергетики, которое направляет программу на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по тарифам, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части, касающейся объектов, строительство (реконструкция) которых планируется осуществить на территории этих субъектов Российской Федерации. -------------------------------- <10> Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 114 "Об утверждении формы инвестиционной программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 30.

Из содержания данного нормативного акта Правительства Российской Федерации видно, что государственное регулирование строительства и модернизации энергетических объектов осуществляется различными государственными органами и охватывает в том числе предварительную стадию - стадию согласования соответствующего инвестиционного проекта по строительству и модернизации энергетических объектов. Учитывая многочисленность государственных органов, вовлеченных в данный процесс регулирования, нельзя не отметить возросшую актуальность нормативно-правовой координации конструктивного взаимодействия данных государственных органов и исключения дублирования государственных функций. В правовой литературе отмечается, что государство - это живой организм. Его органы постоянно функционируют в тесной взаимосвязи и взаимодействии <11>. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость постоянного соблюдения правового баланса, при котором исключается дублирование полномочий различных государственных органов. -------------------------------- <11> Основы права: Учеб. пособие / Под ред. О. Е. Кутафина. М.: Проспект, 2010. С. 13.

Общие правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами установлены Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 <12>. Согласно Типовому регламенту предусматривается образование и организация деятельности межведомственных координационных (для обеспечения согласованных действий при решении определенного круга задач) и совещательных органов (для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер). В соответствии с п. 2.6 Типового регламента в целях подготовки проектов актов межведомственного характера руководитель федерального министерства, ответственного за их подготовку, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать межведомственные рабочие группы. -------------------------------- <12> Постановление Правительства Российской Федерации "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" от 19 января 2005 г. N 30 // Российская газета. N 12. 2005. 25 января.

В Постановлении Правительства Российской Федерации "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" на случай разногласий между федеральными органами в отношении инвестиционной программы предусмотрена такая форма взаимодействия различных государственных органов, как согласительные совещания с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При наличии неурегулированных разногласий рассмотрение разногласий по проекту инвестиционной программы осуществляется Председателем Правительства, заместителями Председателя Правительства в порядке, предусмотренном п. 66 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" <13>. -------------------------------- <13> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" // Российская газета. N 119. 2004. 8 июня.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 846 во исполнение требований Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации утверждены Правила расследования причин аварий в электроэнергетике <14>, в соответствии с которыми в комиссию по расследованию причин аварии включаются представители различных государственных органов. -------------------------------- <14> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 44.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации распределяет между федеральными органами исполнительной власти полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" <15> Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов. Министерство энергетики Российской Федерации наделено полномочиями по контролю в установленной сфере деятельности, в том числе за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики; за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, а также осуществляет утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, а также инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством. -------------------------------- <15> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2577.

Рассматривая вопрос о государственных органах, осуществляющих регулирование строительства и модернизации энергетических объектов, нельзя не остановиться на полномочиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 <16>. -------------------------------- <16> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" // Российская газета. N 170. 2004. 11 августа.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 г. N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" на данную Федеральную службу возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора. К основным полномочиям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части строительства и модернизации энергетических объектов согласно Положению, утвержденному Правительством Российской Федерации, относится осуществление контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике); за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является также уполномоченным органом в области промышленной безопасности, органом государственного энергетического надзора, органом государственного строительного надзора. Согласно п. 5.2.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" данная Федеральная служба имеет полномочия самостоятельно принимать перечисленные в данном пункте нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе: требования к регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра; порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений; порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора и др. При рассмотрении вопроса о полномочиях государственных органов, осуществляющих регулирование строительства и модернизации энергетических объектов, необходимо отметить, что данные органы могут реализовывать свои полномочия через создаваемые ими территориальные органы. Так, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору созданы территориальные управления по технологическому и экологическому надзору: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Московское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и др. <17>. -------------------------------- <17> URL: www. gosnadzor. ru.

Согласно ст. 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование и контроль в электроэнергетике осуществляются также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Необходимо также обратить внимание, что государственное регулирование охватывает также и деятельность соответствующих саморегулируемых организаций в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации. При рассмотрении вопроса о государственном регулировании предпринимательской деятельности в правовой литературе справедливо ставился вопрос о пределах вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности <18>. М. Н. Марченко отмечает, что пределы государственного регулирования обусловлены как объективными (экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики), так и субъективными факторами (общественные, групповые, государственные и иные интересы) <19>. В. С. Белых предлагает выработать критерии данных пределов и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда <20>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография В. С. Белых "Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России" включена в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2009. ------------------------------------------------------------------ <18> Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. Москва: Проспект, 2010. С. 270. <19> Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. С. 408 - 409. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография В. С. Белых "Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России" включена в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2009. ------------------------------------------------------------------ <20> Белых В. С. Указ. соч. С. 271.

На вопросе о критериях пределов государственного регулирования следует остановиться отдельно. Одним из критериев нарушения государственным органом предела вмешательства в регулирование предпринимательской деятельности, бесспорно, является нарушение законов и иных правовых актов. Данный критерий нашел отражение, в частности, в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в ст. 33 данного Закона закреплено, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Правительство Российской Федерации при этом согласно ст. 12 вышеуказанного Федерального конституционного закона вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. В соответствии с подпунктом "р" п. 4.1 ст. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" федеральный министр в случае необходимости приостанавливает решения подведомственных федеральных служб и федеральных агентств или отменяет эти решения, если иной порядок отмены не установлен федеральным законом. Таким образом, один из критериев - нарушение государственным органом норм законодательства. Как справедливо отмечает А. А. Иванов, было бы неверным утверждать о том, что действия государства, вышедшего за пределы своей компетенции, установленной публичным правом, вовсе не обязывают государство <21>. Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц этих органов, в том числе не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа. -------------------------------- <21> Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2009. С. 224.

Второй критерий предела государственного регулирования связан с нарушением прав лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Осуществление органами своих полномочий должно соответствовать закону и не должно нарушать права и законные интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Среди способов защиты гражданских прав согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации указаны в том числе признание недействительным акта государственного органа, неприменение судом акта государственного органа, противоречащего закону. Возможно, потому, что за защитой нарушенного права субъекты предпринимательской деятельности обращаются в суд, критерии пределов государственного регулирования достаточно четко сформулированы в процессуальном законодательстве, в частности в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными должно отвечать следующим критериям: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Соответственно в заявлении, поданном в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса, должны быть указаны не только нормы закона, иного правового акта, которые были нарушены государственным органом, но также указано, какие права и интересы подателя заявления были нарушены. Что касается наличия отдельного закона, предусматривающего критерии пределов воздействия государственных органов при осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности, нельзя не остановиться на нормах Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <22>. В данном Законе установлены в том числе принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), закреплено, что защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В то же время данный Закон содержит существенные оговорки в отношении его применения к осуществлению контроля в определенных сферах предпринимательской деятельности, предусматривающие, что особенности государственного контроля и защиты прав юридических лиц могут быть установлены отдельными законами. В этой связи очень верно отмечено В. Ф. Попондопуло, что наличие в Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" правила о том, что его нормы о специальных видах контроля, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать, значительно повысило бы значение данного Закона <23>. -------------------------------- <22> Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Российская газета. N 266. 2008. 30 декабря. <23> Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 447.

Правовой анализ полномочий государственных органов, осуществляющих государственное регулирование строительства и модернизации энергетических объектов, позволяет сделать следующие выводы: - государственное регулирование строительства и модернизации энергетических объектов охватывает все возможные формы и стадии отношений в данной области: предварительную, текущую, последующую, а также аварийные ситуации; - государственное регулирование осуществляется не только по отношению к сторонам договора на строительство, модернизацию энергетических объектов, но и по отношению к соответствующим саморегулируемым организациям; - государственное регулирование строительства и модернизации энергетических объектов осуществляется как органами общей компетенции, так и специализированными органами; полномочия Министерства энергетики охватывают не только нормативное регулирование, но и полномочия и контролю и надзору, полномочия Федеральной службы (Ростехнадзор) касаются не только осуществления контроля и надзора, но и включают полномочия по изданию самостоятельных нормативных актов; - в связи с тем что государственное регулирование строительства и модернизации энергетических объектов осуществляется различными федеральными органами исполнительной власти, причем как на федеральном, так и на региональном уровне, особое значение приобретает необходимость исключения возможного дублирования полномочий государственных органов, а также исключения дублирующих полномочий государственных органов и саморегулируемых организаций с целью недопущения причинения убытков соответствующим субъектам предпринимательской деятельности.

Название документа