Особенности правового статуса Совета рынка

(Кашликова И. А.) ("Юрист", 2011, N 11) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОВЕТА РЫНКА

И. А. КАШЛИКОВА

Кашликова Инна Александровна, начальник Департамента нормативно-правовой работы ОАО "РусГидро".

Исследования, посвященные анализу правового статуса Совета рынка, являются весьма актуальными в настоящее время. По мнению автора, достижение свободы экономической деятельности, конкуренция, энергетическая безопасность, единство экономического пространства путем создания Совета рынка маловероятны.

Ключевые слова: Совет рынка, энергетика, инфраструктура, некоммерческое партнерство, саморегулируемая организация.

Peculiarities of legal status of the Market Council L. A. Kashlikova

The studies devoted to analysis of legal status of Market Council are topical at present. The author believes that achievement of freedom of economic activity, competition, energy security, unity of economic sphere by creation of Market Council is not possible.

Key words: Council of Market, energetics, infrastructure, non-commercial partnership, self-regulated organization.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) коммерческую инфраструктуру оптового рынка составляют совет рынка, коммерческий оператор оптового рынка и иные организации, на которые в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка советом рынка возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры. Под термином "инфраструктура" (лат. infra - "ниже", "под" и лат. structura - "строение", "расположение") в широком смысле понимается комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы. В этом смысле коммерческая инфраструктура оптового рынка включает в себя взаимосвязанные по функциям организации, обеспечивающие функционирование торговой системы оптового рынка. Согласно статье 31 Закона N 35-ФЗ все организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка являются субъектами оптового рынка в силу Закона. Возникает вопрос об определении на практике, какая именно организация является советом рынка или коммерческим оператором. Очевидно, что для установления данного факта необходимо выявить соответствие фактических функций конкретного юридического лица тем специальным функциям, которые организация коммерческой инфраструктуры должна выполнять в силу закона. Некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (НП "Совет рынка") было создано путем переименования НП "АТС" в НП "Совет рынка" в 2008 г. Основанием для такого переименования явилось принятие 4 ноября 2007 г. Федерального закона N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России", в соответствии с которым функции Совета рынка возложены на НП "АТС". Одновременно с переименованием был принят Устав НП "Совет рынка", предусматривающий все особенности его деятельности, структуру органов управления и порядок принятия решений, установленные статьей 33 Закона N 35-ФЗ. Законом предписана организационно-правовая форма Совета рынка: он является некоммерческой организацией, созданной в форме некоммерческого партнерства. Законодательство Российской Федерации предусматривает, что некоммерческие организации создаются для целей достижения общественных благ, не имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. С этой точки зрения представляется нелогичной конструкция Закона N 35-ФЗ, включающая некоммерческую организацию НП "Совет рынка" в состав организаций коммерческой инфраструктуры. Полагаем, что Совет рынка, являясь некоммерческой организацией и осуществляя деятельность, выходящую за рамки функционирования коммерческой инфраструктуры, является самостоятельным системообразующим субъектом оптового рынка, а не частью коммерческой инфраструктуры. В Законе содержится оговорка о том, что к Совету рынка законодательство о некоммерческих организациях применяется с учетом особенностей, установленных Законом N 35-ФЗ. Это означает, что при противоречии норм Федерального закона "О некоммерческих организациях" нормам Федерального закона "Об электроэнергетике" применяются нормы Федерального закона "Об электроэнергетике". Это правило является крайне важным, так как в Законе N 35-ФЗ содержатся системные нормы, регулирующие правовой статус Совета рынка, структуру его органов управления, права и обязанности членов и иные. В соответствии со статьей 33 Закона N 35-ФЗ Совет рынка является саморегулируемой организацией. Однако данная норма не имеет практического применения, так как по своему статусу, установленному Законом N 35-ФЗ, Совет рынка не соответствует признакам саморегулируемой организации, предусмотренным специальным федеральным законом. Так, Совет рынка не несет дополнительной имущественной ответственности за своих членов перед потребителями, не создает системы личного и (или) коллективного страхования, не формирует компенсационный фонд, Совет рынка не включен в реестр саморегулируемых организаций. В Законе сформулированы цели создания Совета рынка: - обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры рынка, эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков; - формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику; - наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики; - организация на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках в целях: - обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации; - единства экономического пространства; - свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках; - соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности; - удовлетворения общественных потребностей в надежном и устойчивом снабжении электрической энергией. Перечисленные выше цели создания Совета рынка выходят за рамки функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка. По своей сути в этих целях сформулированы принципы государственной политики в области электроэнергетики - свобода экономической деятельности, конкуренция, энергетическая безопасность, единство экономического пространства. Полагаем, что с правовой точки зрения достижимость таких целей путем создания Совета рынка маловероятна, более того, наступление всех этих обстоятельств вряд ли может быть обусловлено результатами деятельности Совета рынка и находиться с ними в причинно-следственной связи. Кроме того, анализ функций Совета рынка, который будет приведен ниже, не позволяет сделать вывод о том, что Совет рынка имеет правовые способы регулирования розничных рынков электрической энергии (мощности). В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Закона N 35-ФЗ Совет рынка выполняет следующие функции: - определение порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка. Решение о присвоении статуса субъекта оптового рынка и о лишении такого статуса принимается Советом рынка только в отношении организаций - поставщиков и/или покупателей электрической энергии, так как инфраструктурные организации, как уже говорилось выше, являются субъектами оптового рынка в силу закона. В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ получение лицом статуса субъекта оптового рынка связано с возникновением у него права на участие в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и мощности на оптовом рынке. Общие требования, которым лицо должно соответствовать для получения статуса субъекта оптового рынка, а также основания для лишения этого статуса содержатся в статье 35 Закона N 35-ФЗ и в утверждаемых Правительством Российской Федерации Правилах оптового рынка. Здесь необходимо отметить, что одним из условий получения статуса субъекта оптового рынка является вступление в члены Совета рынка, т. е. установлена обязательность такого членства. С правовой точки зрения наличие у юридического лица (Совета рынка) полномочий по наделению поставщиков и/или покупателей правом на занятие определенным видом предпринимательской деятельности является квазиадминистративным механизмом, основанным на подчинении одного участника правоотношений другому участнику, а не на равноправии сторон; - разработка формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью, иными товарами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, а также оказание услуг, связанных с обращением указанных товаров на оптовом рынке. Подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка является в силу статьи 35 Закона N 35-ФЗ обязательным условием для получения статуса субъекта оптового рынка. Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - Договор о присоединении) с точки зрения частных правоотношений является смешанным договором. Во-первых, он носит организационный характер и регулирует организацию отношений между инфраструктурными организациями и участником оптового рынка. Во-вторых, из Договора о присоединении возникает обязанность участника оптового рынка заключить в будущем договоры, заключение которых необходимо для участия в купле/продаже (поставке) электрической энергии и мощности на оптовом рынке, в соответствии с утвержденными стандартными формами. Этот механизм соответствует нормам статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой обязанность заключить договор может быть предусмотрена добровольно принятым на себя обязательством. В-третьих, Договор о присоединении регулирует отношения по оказанию участнику оптового рынка услуг коммерческого оператора и Центра финансовых расчетов. Необходимо обратить внимание, что из Договора о присоединении не возникает отношений участников оптового рынка друг с другом - российское частное право не предусматривает способа заключения договоров, аналогичного подписанию конвенций в международном публичном праве. Поэтому отношения между участниками оптового рынка возникают непосредственно из договоров, регулирующих куплю/продажу (поставку) электрической энергии и мощности на оптовом рынке. Условия Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка определяются Советом рынка в стандартной форме, и его заключение осуществляется путем присоединения участника оптового рынка к предложенному Договору в целом на основании статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. Регламенты оптового рынка и стандартные формы договоров, обеспечивающих куплю/продажу (поставку) электрической энергии и мощности на оптовом рынке, являются приложением к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка и его неотъемлемой частью; - организация системы досудебного урегулирования споров между участниками оптового рынка и субъектами электроэнергетики в случаях, предусмотренных Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. Конструкция данной нормы представляется не совсем корректной, так как споры с участием субъектов электроэнергетики, не являющихся участниками оптового рынка - сторонами Договора о присоединении, с юридической точки зрения не могут быть урегулированы в случаях, предусмотренных Договором о присоединении. Очевидно, что из Договора могут возникать обязанности только у сторон Договора, а не у третьих лиц. Для целей реализации данной функции Советом рынка созданы следующие институты досудебного урегулирования споров: - Дисциплинарная комиссия, которая рассматривает жалобы на нарушения субъектами оптового рынка Правил оптового рынка и Договора о присоединении; - Конфликтная комиссия, к компетенции которой относится рассмотрение жалоб на действия (бездействие) субъектов электроэнергетики, препятствующие доступу на оптовый рынок; - Комиссия по досудебному урегулированию споров между субъектами электроэнергетики, рассматривающая конфликты между субъектами электроэнергетики, не относящиеся к компетенции Конфликтной и Дисциплинарной комиссий. Как видно из вышеизложенного, досудебное урегулирование споров между участниками оптового рынка и субъектами электроэнергетики выходит за рамки Договора о присоединении, за исключением компетенции Дисциплинарной комиссии; - установление системы и порядка применения имущественных санкций за нарушение Правил оптового рынка. Принимая во внимание, что Совет рынка является субъектом частного права и не может использовать властные полномочия в отношении участников оптового рынка, при реализации данной функции взыскание имущественных санкций может осуществляться в рамках Договора о присоединении. Иными словами, здесь применим обычный механизм гражданско-правовой ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств участником оптового рынка. Кроме того, в процессе рассмотрения жалоб на нарушение субъектами оптового рынка Правил оптового рынка и Договора о присоединении Дисциплинарная комиссия вправе налагать на виновную сторону штраф, который является имущественной санкцией; - участие в подготовке проектов правил оптового и розничных рынков и предложений о внесении в них изменений. Данная норма в совокупности с нормой статьи 31 Закона N 35-ФЗ о том, что организация оптового рынка основана на саморегулировании деятельности его участников, в том числе посредством участия Совета рынка в разработке правил оптового рынка, закрепляет юридическую возможность Совета рынка разрабатывать правила оптового и розничных рынков. Принимая во внимание, что правила оптового и розничных рынков в соответствии с законом утверждаются Правительством Российской Федерации, правовая защита такого права возможна лишь путем закрепления обязанности Правительства Российской Федерации принимать во внимание позицию Совета рынка при разработке и утверждении указанных правил. Формально такая обязанность Правительства Российской Федерации нормативно не установлена; - осуществление контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка - участниками обращения электрической энергии и (или) мощности, организациями коммерческой инфраструктуры, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Наделение Совета рынка контрольными функциями, по сути, означает делегирование ему государством своих контрольных функций. Объектами контроля являются участники оптового рынка, коммерческий оператор, Центр финансовых расчетов и Федеральная сетевая компания. В связи с тем что сферой контроля является соблюдение указанными организациями правил оптового рынка и регламентов оптового рынка, контроль может осуществляться Советом рынка в рамках Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, и он неразрывно связан с выполнением функции по установлению системы и порядка применения имущественных санкций за нарушение правил оптового рынка; - признание генерирующих объектов функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированными генерирующими объектами; - ведение реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии; - осуществление контроля за соблюдением покупателями электрической энергии на оптовом рынке обязанности по приобретению объема электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, по цене, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Последние три функции введены в Закон в 2007 г. и направлены на поддержку развития альтернативной энергетики, функционирующей за счет энергии Солнца, ветра и т. п. - так называемых возобновляемых источников энергии. В связи с тем что конкретные механизмы поддержки возобновляемой энергетики на подзаконном уровне не разработаны, выполнение данных функций в настоящее время не реализовано. Законом предусмотрено формирование в Совете рынка специального органа управления - Наблюдательного совета. К его исключительной компетенции в соответствии со статьей 33 Закона N 35-ФЗ относится принятие решений по тем вопросам, которые направлены на реализацию Советом рынка возложенных на него законом функций, а именно: - принятие решения о выборе организации для выполнения всех или нескольких определенных Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функций коммерческой инфраструктуры; - утверждение порядка ведения реестра субъектов оптового рынка; - утверждение формы Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке; - утверждение изменений, вносимых в Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и в регламенты оптового рынка; - утверждение порядка досудебного урегулирования споров на оптовом и розничных рынках в соответствии с Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка; - утверждение принципов и порядка применения имущественных санкций за нарушение правил оптового рынка; - утверждение порядка осуществления контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка - участниками обращения электрической энергии и (или) мощности, организациями коммерческой инфраструктуры, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью; - осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры. Формирование состава Наблюдательного совета Совета рынка на основании статьи 33 Закона N 35-ФЗ призвано гарантировать представительство всех видов субъектов оптового рынка (поставщиков и покупателей электрической энергии и мощности, организаций технологической и коммерческой инфраструктуры оптового рынка), а также защиту интересов государства. В специальной литературе такой механизм принято называть сорегулированием (в отличие от саморегулирования, в котором участвуют только субъекты рынка, в сорегулировании участвует государство). Так, в состав Наблюдательного совета входят: - восемь представителей, уполномоченных Правительством Российской Федерации и назначаемых из числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и экспертов в области электроэнергетики. Таким образом, так называемая палата государства в Наблюдательном совете состоит из назначаемых представителей законодательной и исполнительной власти и обеспечивает соблюдение публичных интересов при принятии решений Наблюдательным советом Совета рынка; - четыре представителя продавцов электрической энергии (в том числе один представитель атомной генерации (от концерна "Росэнергоатом"), один представитель гидрогенерации (от Федеральной гидрогенерирующей компании). Палата поставщиков (производителей) электрической энергии формируется путем избрания членами Совета рынка - производителями электрической энергии членов Наблюдательного совета таким образом, чтобы в данную палату вошли два представителя тепловой генерации и по одному представителю атомной и гидрогенерации; - четыре представителя покупателей электрической энергии. Палата покупателей формируется путем избрания членами Совета рынка - гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, крупными потребителями электрической энергии (мощности) членов Наблюдательного совета; - четыре представителя организаций коммерческой и технологической инфраструктур. При этом количество представителей организаций коммерческой и технологической инфраструктур является равным. Палата инфраструктуры формируется путем назначения каждой из инфраструктурных организаций по одному члену Наблюдательного совета и состоит из двух представителей коммерческой инфраструктуры (Совета рынка и коммерческого оператора) и двух представителей технологической инфраструктуры (системного оператора и Федеральной сетевой компании). Таким образом, Наблюдательный совет Совета рынка состоит из четырех палат, а голосование в соответствии с Уставом Совета рынка осуществляется способом, обеспечивающим соблюдение баланса интересов государства и всех видов субъектов оптового рынка. Публичное регулирование и контроль государства за деятельностью Совета рынка, кроме членства представителей государства в Наблюдательном совете, осуществляются иными способами. Министерство энергетики Российской Федерации на основании статьи 33 Закона N 35-ФЗ обладает правом вето в отношении решений Наблюдательного совета, имеет право направлять в Наблюдательный совет вопросы, обязательные для рассмотрения, и в случае непринятия в течение сорока пяти дней решения по направленному вопросу вправе принять такое решение единолично. Таким образом, в результате реформирования электроэнергетики создан уникальный для российского права механизм управления рынком электрической энергии и мощности, функционирование которого, безусловно, представляет большой интерес с юридической и с практической точек зрения.

Название документа Интервью: 28 июня 2011 года исполняется 60 лет доценту, кандидату юридических наук главному редактору журнала "Энергетическое право" Петру Гордеевичу Лахно ("Юрист", 2011, N 11) Текст документа

28 ИЮНЯ 2011 ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ 60 ЛЕТ ДОЦЕНТУ, КАНДИДАТУ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ ЖУРНАЛА "ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО" ПЕТРУ ГОРДЕЕВИЧУ ЛАХНО

П. Г. ЛАХНО

В преддверии своего 60-летия Петр Гордеевич Лахно любезно согласился ответить на вопросы редакционного совета журнала "Юрист".

- Петр Гордеевич, Вы занимаетесь энергетическим правом. Как Вы его определяете? Стоит ли перед юристами задача дать законодательное определение понятий "энергия", "энергетика" или эти категории неправовые и достаточно общего понимания, почерпнутого из других наук? - Энергетическое право - это проблема, поставленная во всей своей полноте и сложности XXI веком. Хотя справедливости ради надо отметить, что об энергетическом праве заговорили в начале 70-х годов прошлого века после "арабского эмбарго" и последовавшего многократного увеличения цен на нефть и, как следствие, на все основные первичные источники энергии сначала в Соединенных Штатах Америки, а затем и в странах Западной Европы, подавляющее большинство которых входит в Европейский союз. Примечательно, что более полувека назад послевоенная разрушенная Европа в первую очередь была озабочена обеспечением энергией для своего развития. И, как результат, было создано Европейское объединение угля и стали - родоначальник Европейского экономического сообщества, ныне Европейского союза, 55 лет со дня образования которого будет отмечаться в будущем, 2012 году. Современная экономическая, да и во многом политическая жизнь дает нам достаточно фактического материала, красноречивых примеров влияния энергетики на все сферы многогранной палитры мира. Словосочетания "энергетическая политика", "энергетическая безопасность", "энергетическая дипломатия", "энергетическая (энергоэффективная) экономика" не сходят не только со страниц ежедневных газет и солидных журналов, но и выносятся в названия солидных монографических исследований. Причем этот процесс характерен не только для индустриально развитых стран - России, государств Европейского союза, США, Японии, но и других государств, особенно одаренных энергетическими природными ресурсами. Не являются в этом плане исключением право и законодательство. Часть национального права, объектом которого является национальная энергосистема, называется энергетическим правом. В последние годы появилось значительное количество работ видных российских юристов, как ученых, так и практических работников, посвященных различным аспектам правового регулирования энергетических отношений. Понятие "энергетическое законодательство" прочно вошло в правовое поле не только нашей страны, но и многих других государств и международных организаций. Итак, что такое энергетическое право? Начнем с такого очень простого на первый взгляд понятия, как "энергия". Что такое энергия? Энергия - все об этом говорят, но мало кто знает, что это такое. Законодательство и теория права даже и сегодня затрудняются объяснить феномен энергии. Юристы должны оперировать четкими формулировками понятий. Проанализируйте все наше законодательство, и вы нигде не найдете определения этого понятия, за исключением Федерального закона "Об электроэнергетике", где об электрической энергии говорится как о товаре. В других нормативных актах, в том числе и в ГК РФ, этот термин присутствует. В научной правовой литературе имеются различные точки зрения, так или иначе, объясняющие особенности правового регулирования такого специфического объекта гражданских (и не только) прав, как энергия. С моей точки зрения, наиболее правильным было бы включить энергию в число самостоятельных объектов права, который, безусловно, является материальным благом (ценность, экономическое благо - проф. С. М. Корнеев), но не вещью. И даже не подпадает под какое-то иное имущество. Юристам энергию не следует рассматривать только с точки зрения Гражданского кодекса РФ, энергия имеет комплексное, межотраслевое значение. Включение энергии в ГК (ст. 128) в качестве самостоятельного (поименованного) объекта гражданских прав, наряду с восстановлением истины, помимо всего прочего, дало бы законодательный импульс интенсификации научных исследований энергетических отношений. Хотя дать однозначное определение энергии весьма затруднительно, поскольку существуют совершенно различные ее виды. Энергия - это название, данное явлению (эффекту) или группе природных феноменов (явлений), продемонстрированных различными веществами, а также сами явления (Joyce Joseph). Например, электрическая энергия - это продукция в виде произведенного потока электронов. С другими видами энергии дело обстоит сложнее. Будучи юристом и понимая с этих позиций необычные свойства энергии как явления материального и духовного мира и как блестяще она решает любые проблемы нашей жизни от... и до... я преклоняюсь перед этим чудом природы. Я могу часами рассказывать вам о ее могучей, сокрушающей все и вместе с тем все созидающей силе, о ее красоте и элегантности. И может быть, самое элегантное - это превращение энергии из одного вида в другой (механической - в электрическую, электрической - в механическую, тепловую и т. д. и т. п.). Энергия - это общее, собирательное, абстрактное понятие, которое является предметом изучения многих наук. "Энергия" (греч. ЭпсилонНюЭпсилонРоГаммаЭпсилонЙотаАльфа - "действую", "совершаю" (на деле) - термин древнегреческой философии, предложенный еще Аристотелем и означающий "действие, осуществление" или "действительность". Как фундаментальное, естественнонаучное понятие "энергия" означает количественную меру движения материи или, проще говоря, способность выполнять работу. Энергия в широком смысле может рассматриваться в качестве начала всего сущего. Философское представление энергии как основной движущей силы всякого развития и процесса дает нам широкие возможности для исследования различных аспектов этого многогранного явления. Генеральный директор ГУ "Институт энергетической стратегии" доктор технических наук, профессор Виталий Васильевич Бушуев отмечает: "Ведь если вдуматься, все, что нас окружает, да и сами мы - сгустки энергии, дети Солнца". "Энергией нас снабжают Солнце и дожди, уголь, уран и водород. Впрочем, и дожди, и уголь в конце концов без Солнца были бы невозможны. Хотя энергия сохраняется, природа, по всей видимости, этим ничуть не интересуется; она освобождает из Солнца множество энергии, и только одна двухмиллиардная часть ее падает на Землю" <1>. -------------------------------- <1> Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Часть 1. М., 1965. С. 84.

С точки зрения правового регулирования мы должны рассматривать частные, "приземленные" вопросы энергоснабжения и энергопотребления в отрыве от планетарных проблем существования цивилизации, то есть философских, нравственных, психологических, религиозных и других аспектов энергии. Тем не менее хотелось бы отметить, что подобно тому, как существуют законы материального мира, точно так же существуют и законы духовного мира. И все их надо познавать, понимать, использовать и, что самое главное, соблюдать. А. Эйнштейн, вклад которого в изучение и развитие энергии неоспорим, как-то сказал: "Есть только одна более мощная, чем электрическая и атомная энергия, движущая сила - это воля". Понятно, что воля связана не только и не столько с материальным. Между тем, по утверждению графа Калиостро, "материализация чувственных идей есть труднейшая задача научной магии". В этой связи принципиально важным является методологический подход, согласно которому только технически к энергии относиться нельзя. Надо понять философию энергии. Ведь энергия проникает во все сферы, энергией пропитана вся наша жизнь. Всякая разумная деятельность человека есть энергетическое преобразование природного потенциала в блага цивилизации. В этом плане можно вести речь и о так называемых иррациональных действиях - движении мысли, чувственной деятельности, созерцании как особом виде деятельности, движении души. То есть об энергии ума, энергии души, о чувственной, "нравственной" энергии, о первозданной энергии Творца - Божественной энергии, помогающей человеку преодолеть невзгоды и дающей ему веру, силу и уверенность. Святитель Григорий Палама подчеркивал различие между трансцендентной (недоступной теоретическому познанию, находящейся за пределами опыта - идеи Бога, души) Божественной сущностью и Божественными энергиями, которые действуют в мире и которые открываются людям, но вместе с тем не являются сотворенными, ибо они суть вечные эманации (истечение, исхождение) Бога. И если бы не было таких вечных эманаций, то между имманентным миром и трансцендентным (запредельным) Божеством не существовало бы никакой связи <2>. Но это не является предметом научного познания. Не дано науке проникать в духовный мир до конца. Но если это не может быть изучено наукой, это не значит, что этого нет и оно не научно. Предмет поэзии тоже не существует для науки. Поэтому поэты должны писать стихи, композиторы - сочинять музыку, ученые - заниматься наукой, богословы - религией (Кирилл, Митрополит Калининградский и Смоленский, ныне Патриарх Московский и всея Руси). -------------------------------- <2> Игумен Петр (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999. С. 80.

Но вернемся к материальному миру. Для права энергия (по меньшей мере тепловая и электрическая) - это, бесспорно, товар, имеющий свою стоимость и потребительскую стоимость. Энергия (отношения по поводу использования энергии) как предмет правового регулирования характеризуется уникальными особенностями и признаками, отличающими ее от других предметов и явлений материального мира. 2 Принадлежащая Эйнштейну знаменитая формула E = mc (где E - энергия, m - масса, а c - скорость света) связала материю и энергию, ранее считавшиеся в корне различными сущностями, сделала их взаимозаменяемыми. Явление дуализма волны и частицы, т. е. наличие у материи одновременно тех и других свойств, что было продемонстрировано для светового излучения и для таких частиц, как электрон, стало полной неожиданностью и шоком для многих физиков, получивших подготовку в рамках классических теорий. Нечто подобное - "неожиданность и шок" - мы наблюдаем у отдельных наших юристов применительно к энергии как к предмету правового регулирования. Но то, что отношения, связанные с энергией, а значит, и сама энергия праву не безразличны, - это реальности современной жизни. Другое дело, что отмеченные особенности энергии во многом предопределяют необходимость самостоятельного (особенного, адекватного) регулирования энергетических отношений, включающих весь комплекс проблем, связанных с превращением энергии природных ресурсов в блага человечества. Встраивание энергии в понятийную систему, предназначенную для оборота вещей, и неспособность энергии соотноситься с категорией вещей (В. В. Витрянский, Л. В. Лапач, О. М. Олейник) отражают несоответствие между теоретическими положениями классического гражданского права и фактическими экономическими отношениями по поводу товара особого рода - энергии. Это дает основание говорить об энергии как о самостоятельном предмете энергетического права. Это первое ключевое понятие - энергия. Вторым ключевым понятием для энергетического права, производным от энергии, является энергетика. Энергетика - это отношения, связанные с выработкой, генерацией, использованием и потреблением энергии, это технология производства, распределения и потребления (использования) электрической и тепловой энергии. Энергетика в классическом понимании - электроэнергетика. В широком смысле под энергетикой понимают все отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК), т. е. угольную, газовую, нефтяную и перерабатывающую эти виды топлива промышленность, в том числе нефте - и газохимию. Особо выделяется атомная энергетика, использование возобновляемых источников энергии, энергосбережение и повышение энергоэффективности. Еще более широкое толкование энергетики встречается, когда к названным направлениям добавляют магистральный трубопроводный транспорт. Известно, что энергия не существует без источника энергии. Поэтому можно только приветствовать стремление законодателя на уровне закона урегулировать отношения, возникающие в сфере использования основных топливно-энергетических минеральных ресурсов - первичных источников энергии: угля, нефти, газа, урана, гидроресурсов, возобновляемых источников энергии. Но это только одна сторона проблемы. Вторая заключается в том, чтобы в центр правового регулирования была поставлена именно энергия, точнее, энергетические услуги. Ведь мир потребляет не просто нефть, газ или уголь, а услуги, которые создаются в различных отраслях, продающих определенные виды топлива, выработанные из добытого ими сырья. Энергия не существует не только без источника энергии, но и без ее носителя. Это также налагает определенную специфику в регулировании энергетических отношений. Как совершенно справедливо отмечает В. А. Лапач, "невещественные материальные объекты (энергия, поля, воздействия), будучи дискретными образованиями, проявляют свою юридическую привязку особым образом: чаще всего инструментально, через принадлежность определенным субъектам источников или средств передачи и получения (носителей) соответствующих энергий и воздействий. При этом юридическая привязка есть проявление "правопригодности" конкретного блага, т. е. наличие у такового реально присущих ему признаков и свойств, необходимых для функционирования того или иного блага в качестве объекта гражданских прав", т. е. способность быть признанным объектом права по закону. В ГК РФ в статьях (539 и др.) параграфа 6 главы 30 не один раз употребляется термин "энергия" в качестве объекта гражданских прав, предмета договора энергоснабжения. Но относительно объектной природы энергии в действующем российском законодательстве нет необходимой и достаточной ясности. К сожалению, в ст. 128 ГК РФ такой объект не указан. На законодательном уровне в ст. 539 ГК РФ и др. и в научной литературе четко определено, что предметом договора энергоснабжения является энергия. Я не могу (в рамках ответа на Ваши вопросы) вдаваться в теоретические дискуссии о том, что такое энергия с точки зрения права, тем более что существуют различные виды энергии, каждая из них имеет уникальные физические характеристики. Я понимаю, что мы - юристы - должны квалифицировать энергию не по воззрениям физики, а по воззрениям права, но учитывать эти характеристики мы обязаны. В этом плане мне очень импонирует подход доктора юридических наук, профессора В. В. Витрянского. Из всех авторов, обращавшихся к этой теме, он - ученый и практик - наиболее адекватно характеризует это явление: "...энергия (электрическая, тепловая) не относится ни к вещам, ни к правам, а представляет собой совершенно особый объект гражданских прав". А поскольку это совершенно особый объект, то он требует и отдельного правового регулирования.

- Как Вы полагаете, нефть, газ и электричество всегда будут оставаться в центре внимания законодателя или в ближайшее время более актуальными станут вопросы правового регулирования альтернативных источников энергии? - На разных этапах развития человечества роль и значение, удельный вес использования отдельных первичных источников энергии (энергоносителей) менялись. Цепочка энергоносителей, используемых человечеством, в историческом плане выглядит следующим образом: древесина, уголь, нефть, электричество, газ, атомная энергия плюс альтернативные, возобновляемые источники энергии: ветряная, солнечная, геотермальная, океанская термальная, энергия приливов и отливов, энергия биомассы, синтетическое топливо и некоторые другие. Уникальной является гидроэнергетика: энергетика больших и малых рек. В первой половине XXI века основными энергоносителями в мире точно останутся нефть и газ. Доля последнего в мировом топливно-энергетическом балансе будет возрастать. Тем не менее законодатель должен уделять внимание всему комплексу энергетических проблем, а не только поставкам нефти и газа: его мысли должны быть и об угле (его хватит лет на 1000, а дальше никто не заглядывал), об атомной энергетике, об управляемом термоядерном синтезе, о водородной энергетике, о топливных элементах, о возобновляемых источниках энергии и т. д. Сложно говорить о большей или меньшей актуальности тех или иных направлений энергетики, мне представляется, что они одинаково важны для энергетического будущего страны и нашей планеты в целом. Специалисты по стратегии развития рисуют будущее, в котором преимущественным источником энергии будут электроны, а именно электричество, передаваемое по проводам или запасаемое в батареях. Однако безусловно, что еще долгое время электричество будет генерироваться с использованием нефти, газа, угля, урана, воды, солнечной энергии, биомассы и др.

- Какое место, по Вашему мнению, занимает энергетическое право в системе права и каково его будущее? - В Конституции Российской Федерации сказано: "В ведении Российской Федерации находятся: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы" (п. "и" ст. 71). Значит, вопросы энергетики надо рассматривать сквозь призму этого конституционного положения. Сегодня, когда проблемы получения энергии во всем мире вышли на первый план, когда нефть и газ, маршруты их доставки диктуют политику великим державам и модус поведения государствам обширных регионов (В. В. Бушуев), изучение энергии, во всем обширном значении этого слова, в том числе и юристами, с неординарных взглядов и подходов, приобретает особое значение. Энергия в различных формах потребляется абсолютно всеми членами общества, причем особенностью данного процесса является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергоснабжения были и остаются вопросами политическими. Не только у нас в стране, но и во всем индустриально развитом мире и развитых правопорядках, как любит говорить доктор юридических наук, профессор заведующий кафедрой гражданского права, заслуженный деятель науки России Е. А. Суханов, это называют энергетическим правом. Посмотрите на сайте кафедры (www. predprim. ru) мою презентацию о библиотеке по энергетическому праву. С тех пор как ее благодаря студентам специализации нашей кафедры Марии Лысенко и Юрию Лобачеву там разместили, мне прислали около десятка книг, в том числе учебников, по энергетическому праву из разных стран. Мы с Вами говорим об энергетическом праве, у кого-то это вызывает энтузиазм, неподдельный интерес, у кого-то желание поспорить, а подчас и неприятие. Это нормальное явление. Мы должны исходить из того, что абсолютные истины существуют только в религии (и то не всегда), но не в науке, тем более в юриспруденции. Я даже рад, что могу услышать квалифицированное, высокопрофессиональное, иное, нежели мое, мнение, - это дает пищу для размышлений и не способствует самоуспокоенности, как говорят, "будоражит кровь". Главное, чтобы ученые доброжелательно (с уважением) относились к иной точке зрения. А будущее энергетического права можно вывести из слов лауреата Нобелевской премии академика АН СССР П. Л. Капицы: "Будущее планеты зависит от того, как она будет обеспечивать себя энергией". Современная цивилизация полностью зависит от энергии. Вся история человечества подтверждает тезис о том, что энергия - это такой товар, при отсутствии которого рушатся государства и проигрываются войны. Что такое компьютер без электрической энергии? Груда металла и пластмассы. Говоря об энергетическом праве, я не хотел бы заниматься высшим пилотажем юридической мысли и подвергать хотя бы малейшему сомнению то, чему меня учили на юридическом факультете МГУ сорок лет назад о системе права и системе законодательства. Хотя, естественно, за прошедшие годы появились новые идеи и новые концепции. Энергетическое право - это реальность. Главная цель энергетики и соответственно энергетического права, как его понимают и применяют не только в России, но и в Европейском союзе, странах - его членах, Соединенных Штатах Америки, конечно, с отдельными нюансами, - это правовое обеспечение энергетического бизнеса во всем обширном значении этого слова. Это достойное существование человека и высокое качество его жизни. Ибо без тепла и света наша жизнь была бы совершенно иной. Правовое регулирование - важнейший инструмент участия государства в развитии энергетического потенциала Российской Федерации. Энергетика входит в сферу национальных стратегических интересов, являясь важнейшей движущей силой экономического развития и основой для роста благосостояния граждан России. Энергетическое право Российской Федерации перешло к новому этапу своего развития, задачи которого определяются в условиях сложившегося общенационального правового пространства. Дальнейшее совершенствование законодательного регулирования деятельности в отраслях ТЭК должно опираться как на стратегические параметры отраслевого развития, так и на накопленный опыт правоприменения. При этом следует учитывать и лучшую международную практику. Предприниматель не желает учитывать дифференциацию правового регулирования, существующую в доктрине. Ему необходимо комплексное правовое регулирование его бизнеса. Энергетическое право - это комплексная отрасль законодательства, в будущем - отрасль права. Хотя, Вы знаете, мне всегда нефтяники, газовики говорили: "Не важно, как ты это называешь, а важно, чтобы это помогало нашему делу". Вот это истинный подход! Истинно то, что отвечает практической полезности дела. А право это или законодательство?.. Сейчас ведь многие стоят не на той позиции, чему нас учили 35 - 40 лет назад, что право - это одно, а законодательство - это другое. Пусть эти вопросы будут предметом пристального внимания самих юристов. Моему поколению хорошо знакомы дискуссии о системе права и системе законодательства... Получалось, у нас есть законодательство, но нет права, и наоборот. А вот деление на частноправовое и публично-правовое регулирование - это объективно. И это есть практически в каждой отрасли права. Анализ нормативных актов, регулирующих отношения в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны и нетопливной энергетики, дает основание для вывода о том, что в системе законодательства Российской Федерации сформировался и продолжает динамично развиваться относительно самостоятельный и отличающийся существенными правовыми особенностями законодательный массив - энергетическое законодательство. В настоящее время существуют предпосылки для выделения энергетического права в самостоятельную отрасль, как подчеркивает член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор В. Ф. Яковлев, "говорить, что здесь сформировалась какая-то единая правовая отрасль, можно, но лишь в определенном смысле, как комплексная отрасль... Мы можем употреблять это словосочетание аналогично тому, как мы говорим о сельскохозяйственном, промышленном, транспортном праве и т. д.". В. Ф. Яковлев отмечает, что речь идет о совокупности норм, законодательных актов, источников права, обеспечивающих регулирование этой важнейшей отрасли экономики.

- Что представляет собой современная система правового регулирования ТЭК? - Она включает в себя элементы общего и специального законодательства. Общее законодательство представлено: Конституцией РФ, практически всеми Кодексами - Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ и т. д.; специальное - законодательством о недрах, о соглашениях о разделе продукции, об электроэнергетике, о газоснабжении, об угле, об атомной энергетике, о возобновляемых источниках энергии, о государственном регулировании цен и тарифов на электрическую и тепловую энергии и т. д. Таким образом, мы видим здесь несколько уровней правового регулирования, а также развитое техническое регулирование и, наконец, регулирование международно-правовое в виде прежде всего международных договоров. Особо отметим "Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы)", опубликованный 21 апреля 2009 г. на официальном сайте Президента России. А также идеи о разработке Мирового энергетического кодекса, одобренные на 24-м Мировом газовом конгрессе в начале октября 2009 г. в Буэнос-Айресе. В этой связи особую роль играют разработанные экспертами - представителями энергетического бизнес-сообщества и научных кругов России в развитие "Концептуального подхода" проекты международных документов. Главным среди них является новый универсальный международный юридически обязывающий документ, охватывающий все аспекты глобального энергетического взаимодействия и призванный стать существенным элементом новой системы обеспечения энергетической безопасности (Конвенция по обеспечению международной энергетической безопасности и Протоколы к ней - проект).

- Можно ли говорить о том, что энергетическое право - одно из наиболее динамично развивающихся направлений? - Да. Это доказывается появлением таких новых и, бесспорно, актуальных тем, как государственно-частное партнерство в области энергетики, правовое регулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, правовое регулирование отношений, связанных с использованием возобновляемых источников энергии. Думаю, что энергетическое право стоит в ряду таких направлений, как экологическое право, право Интернета, право интеллектуальной собственности и т. д., актуальность которых будет только возрастать.

- Какие уникальные правовые средства использует наука энергетическое право? Изменились ли эти правовые средства за последние десять лет? Какие новые правовые средства появились? - Вы знаете, я не боюсь навлечь гнев своих коллег, но не буду называть их фамилии, потому что у нас разные научные методологические подходы к анализу реальной действительности, регулируемой правом. Я пришел к моему другу, химику, который в научном плане занимается нефтью и газом, между прочим, он доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой одного из ведущих вузов России, член-корреспондент РАН, и спросил: как мне объяснить студентам, что такое нефть и газ? Он, объясняя, что такое газ, нарисовал сложную структуру CH, которую я последний раз в 9-м или 10-м классе на уроке химии рисовал, в разных вариантах и в разных числовых значениях. Я ему говорю: юристы должны говорить о нефти и газе без формул. Он мне в ответ: ты же юрист - ты и говори. Взяли мы стандарты на нефть и газ, как определяется качество этих важнейших в мире товаров. В мире насчитывается более 130 сортов нефти, и каждая отличается своими уникальными особенностями. А газ? Вспомним Закон "Об экспорте газа". Какие проблемы возникли после его принятия и вступления в силу? Об этом можно много говорить. А цена на газ и электричество? Это что - не отношения, регулируемые правом? А наше российское регулирование отношений по рынку мощности в электроэнергетике? А что такое мощность? Есть несколько уникальных работ интереснейших авторов на эту тему: Л. В. Лапач, А. А. Репина и др. С другой стороны, я понимаю, что право не универсальный регулятор. Есть вещи и процессы, отношения по поводу которых вряд ли можно урегулировать правом. Но я убежден, что право будет проникать все глубже в регулирование отношений между людьми, в том числе в сферах техники и технологии. Вот в Германии уже говорят о техническом праве, а в России есть фирма, которая оказывает юридические услуги в области энергетики, ее название - "Техно-Право".

- Как Вы считаете, необходим ли в РФ Энергетический кодекс? Какая структура была бы для него актуальной? - Энергетический кодекс в России необходим как концептуальный обобщающий стержневой нормативный акт, который бы закрепил фундаментальные положения и принципы правового регулирования ТЭК России, а также ее участия в международных связях на условиях цивилизованных рыночных отношений. Энергетический кодекс должен представлять собой межотраслевой законодательный акт, способный обеспечить комплексное регулирование отношений между всеми сферами и отраслями, так или иначе, пересекающимися в вопросах энергии, энергоресурсов и энергетических услуг, органически увязать в единой системе все многообразие сложившихся здесь отношений, содержать исходные нормы, способствующие формированию и развитию единого топливно-энергетического комплекса страны и нетопливной энергетики. По структуре Кодекс должен состоять из Общей части, в которой необходимо урегулировать такие проблемы и понятия, как энергия, энергетика, гражданское общество и энергетика, источники энергии, вопросы энергосбережения и энергоэффективности, полномочия органов государственной власти и управления в регулировании названных отношений и степень вмешательства государства в правоотношения, которые возникают в энергетике, и др., и Особенной части, в которой должны найти адекватное отражение особенности и специфика функционирования предприятий различных суботраслей энергетики, которые заключаются в уникальном взаимодействии экономики, политики и права на фоне рыночных отношений, складывающихся в связи с деятельностью организаций ТЭК и отдельных потребителей энергоресурсов и энергетических услуг, а также взаимодействие государственных структур с хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

- Вы готовите магистерскую программу по энергетическому праву, расскажите о ее содержании. - Магистерская программа под названием "Энергетическое право и политика в XXI веке" мною подготовлена и утверждена кафедрой и советом факультета. В ней есть почти все вопросы, о которых мы с Вами говорим: начиная от теории правовых аспектов энергии и энергетики через всю цепочку энергетического бизнеса, как это определяют в ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" - семью глаголами: найти, разведать, пробурить, добыть, транспортировать, переработать, реализовать. Причем с соблюдением экологических аспектов энергетического бизнеса и социальной ответственности корпораций. В настоящее время разработана и утверждена магистерская программа "Правовое регулирование в сфере энергетики и охране окружающей среды". Совместная разработка двух кафедр - предпринимательского права и экологического и земельного права. С удовлетворением могу отметить, что на протяжении более десяти лет совместно с коллегами с кафедры экологического и земельного права на нашем факультете читается межкафедральный специальный курс, посвященный правовому обеспечению энергетического бизнеса во всем обширном многообразном понимании этого слова. Значительное внимание в нем уделено вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В МГЮА имени О. Е. Кутафина в прошлом (в 2010-м) году был создан Институт энергетического права. В МГИМО(У) МИД РФ более десяти лет функционирует Институт энергетической дипломатии и политики, где есть кафедра правового регулирования ТЭК. В Санкт-Петербургском государственном университете и в ряде других вузов России читаются курсы по энергетическому праву. На юридическом факультете Российского государственного университета имени И. М. Губкина функционирует кафедра горного права, на правовом факультете Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" создана лаборатория горного и энергетического права, в Кубанском государственном аграрном университете на юридическом факультете заведующий кафедрой гражданского права доктор юридических наук, профессор В. П. Камышанский является руководителем магистерской программы, в которой значительное внимание уделяется вопросам энергетического права. Со всеми коллегами мы тесно сотрудничаем.

- Петр Гордеевич, Вы активно участвуете в международном энергоправовом сотрудничестве, расскажите о Ваших основных совместных с зарубежными коллегами проектах. - Как и весь коллектив юридического факультета, наша кафедра предпринимательского права активно развивает научные творческие контакты с зарубежными коллегами. Внимание и дружеское участие заведующего кафедрой предпринимательского права доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста России Е. П. Губина и декана юридического факультета, заведующего кафедрой экологического и земельного права доктора юридических наук, профессора А. К. Голиченкова к нашим начинаниям в области энергетического права являются той составляющей, которая придает нам энергию и творческое вдохновение. В последние двадцать лет мы особенно почувствовали, как недоставало нам этих связей в прежние времена. Наши взаимодействия в области предпринимательского, корпоративного, экологического, природоресурсного и, конечно же, энергетического права плодотворно развиваются со многими странами, практически во всех уголках земного шара. Это и США - юридический факультет Государственного университета штата Техас. В этом университете функционирует Центр глобальной энергии, международного арбитража и права охраны окружающей среды, созданный по инициативе и при солидной финансовой поддержке нефтяных компаний Техаса, ведь Хьюстон - это нефтяная столица мира. У нас есть мечты создать Центр энергетики и права на нашем факультете. Правда, у нас в рамках университета уже не первый год функционирует научно-образовательный центр (НОЦ) "Нефтегазовый центр МГУ", в котором мы принимаем действенное участие. В США существует Общественная некоммерческая профессиональная ассоциация юристов, занимающихся проблемами энергетического права, - Energy Bar Association, которая насчитывает около 3000 членов и которая более 30 лет издает профессиональный журнал Energy Eaw Journal. У нас в России издается журнал "Энергетическое право", выпускаемый издательской группой "Юрист" под эгидой Ассоциации юристов России, ее Комитета по правовым вопросам энергетики, главным редактором журнала является Ваш покорный слуга. У нас с редакцией этого журнала установлены творческие связи. Мы публикуем свои статьи в их изданиях, они - в наших. Есть планы сотрудничества с юридическими факультетами Йельского, Гарвардского, Колумбийского, Стэнфордского университетов США. Мы поддерживаем контакты со специалистами по энергетическому праву Великобритании, точнее, Шотландии, Австрии, Бельгии, Франции, "нашей" Женевы, Гонконга, Италии, Норвегии, Китая, Нидерландов. Обмениваемся информацией, публикуем статьи во многих странах - Аргентина, Бразилия, Израиль, Канада и др. Конечно, все ближнее зарубежье. Здесь особенно хочется отметить Украину, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Узбекистан, т. е. страны, не обделенные Богом-Творцом первичными источниками энергии. Вышло четыре тематических номера журнала "Энергетическое право", посвященных "правовому энергетическому портрету" названных стран. Заметным явлением в научной жизни является уже четвертый выпуск ежегодника "Энергетика и право". Самое плодотворное сотрудничество у нас в последние десять лет сложилось с Германией. Точнее, с юридическим факультетом Свободного университета Берлина. С его Институтом германского и европейского предпринимательского права, конкурентного права и права государственного регулирования, директором этого института профессором, доктором юридических наук, почетным профессором, нашим большим другом Францем Юргеном Зеккером. Результатом этого сотрудничества является вышедшая в 2010 году в одном из самых престижных издательств Германии - "БЕК", в Баварии, книга: "Руководство по энергетическому праву Германии и России" (Handbuch zum deutsch-russischen Energierecht herausgegeben. Dr. Dr. Dr. h.c. Franz Jurgen Sacker Professor ander Fraien Universitat Berlin. Verlag C. H. Beck, Miinchen, 2010). Эта же книга под названием: "Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование". М.: Издательская группа "Юрист", 2011 - вышла на русском языке в мае текущего года. Ее презентация с участием всего авторского коллектива, а это 16 ученых и практических работников из 6 университетов Германии и 22 - из России, запланирована на 24 июня 2011 года на юридическом факультете МГУ. У меня есть мечта - издать нечто подобное с коллегами из Соединенных Штатов Америки, Китая и, может быть, некоторых других стран, например Саудовской Аравии.

- Вы любите философские вопросы. Как бы Вы определили понятия "юрист", "ученый", "преподаватель"? Если бы Вам предложили выбрать только один из трех указанных вариантов, кем Вы себя считаете прежде всего: ученым, преподавателем или юристом? - Преподаватель - это человек, у которого учатся. Недаром говорят, что учитель - это не тот, кто учит тебя, а тот, у кого учишься ты. Преподаватель от Бога - это человек, который чувствует студентов, их желания, потребности, может удовлетворить их любопытство и стремление к познанию, мобилизовать их интеллектуальный потенциал. Преподаватель сам переживает и творчески переосмысливает все то, что он говорит, выступает (должен выступать, по крайней мере я так себе представляю) кумиром студенческих душ, волшебником той материи, которую он преподает. Труд преподавателя - это не только творческий полет, но и каждодневная кропотливая работа с упорством, настойчивостью и скрупулезностью в постижении истины. Юрист - это профессионал высочайшего качества, трудоголик и, главное, хороший человек, любящий свое дело и умеющий отстаивать свою позицию и находить элегантные, юридически грамотные выходы из правовых коллизий. Ученый - это человек, который не только в совершенстве знает весь позитивный правовой материал, но и смотрит в будущее и открывает новые грани правовой материи и новые правовые формы общественных отношений, который внедряет право в недоступные ранее уголки материального мира. Жизнь преподавателя неразрывно связана с научной работой. Преподаватель всегда должен держать руку "на пульсе", иметь солидный багаж научных знаний. Юриспруденция - это процесс создания в том числе научных знаний. Поэтому мне сложно сделать выбор между преподавателем и ученым. Можно сказать, что я стараюсь поддерживать в себе ученого, чтобы преподавать, и преподаю, чтобы стремиться быть ученым. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. умение пользоваться знаниями.

- Чему Вы учите своих учеников? Какой главный урок Вы им преподносите? - Я не только стараюсь учить студентов, я и учусь у них. При этом следует особо подчеркнуть: студенты должны хотеть учиться. Насильно научить нельзя. Главный урок, который мне бы хотелось, чтобы студенты усвоили, состоит в том, что при любых обстоятельствах крайне важно оставаться хорошим, порядочным человеком. А они меня учат по-новому, современному, воспринимать жизнь, быть "продвинутым" и не стареть. Например, я не раз слышал от студентов, в том или ином варианте, что сегодня модно быть здоровым, красивым, богатым (и не только в материальном плане) и счастливым. Я полностью с этим согласен. Человек рожден побеждать. Мне импонируют студенты, ориентированные на успех, у которых жажда победы в крови и которым нравится побеждать. При этом надо помнить слова Денниса Тэтчер, мужа баронессы Маргарет Тэтчер: "Желание одержать победу присуще большинству из нас и является врожденным, воля к победе - это уже вопрос подготовки и тренировки, способ и манера одерживать победу - это уже вопрос чести". Я бы добавил: и воспитания.

Название документа