Использование метода кейс-стади (case-study) при обучении студентов юридического факультета

(Зыкова И. В.) ("Юридическое образование и наука", 2012, N 1) Текст документа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ (CASE-STUDY) ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА <*>

И. В. ЗЫКОВА

Зыкова Ирина Владимировна, заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса Национального института бизнеса, кандидат юридических наук, доцент.

В настоящий момент в связи с реформированием системы образования и развитием технологий требует совершенствования в целях соответствия современным тенденциям и процесс подготовки специалистов в различных областях. Особо актуально данный вопрос звучит при обучении юристов - специалистов, основная компетенция которых заключается в обеспечении построения правового государства.

Ключевые слова: методы обучения, практические занятия, юрист, студент, образование.

At present in connection with reform of the system of education and development of technologies the process of training of specialists in various spheres requires improvement for the purposes of correspondence to contemporary tendencies. This issue is especially topical with respect to training of lawyers-specialists, the main competence of which is ensuring construction of legal state.

Key words: methods of training, practical classes, lawyer, student, education.

Одно из определений характеризует юриста как практического деятеля в области права <1>. Таким образом, одна из основных задач обучения юристов - привитие студентам навыков практической деятельности, что в рамках учебного процесса, построенного на фундаменте теоретических знаний как наиболее значительной части всего объема учебного процесса, представляется значительно сложным. -------------------------------- <1> URL: http://ru. wikipedia. org/wik.

В данной связи перед преподавателем встает актуальный вопрос о выборе методов обучения, позволяющих сделать процесс обучения более эффективным. Одним из таких методов является метод кейс-стади (case-study), или, как его еще называют, метод ситуаций. Рассматриваемый метод впервые был применен в школе права Гарвардского университета в 1870 г., а его активное внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 г. (Harvard Business School) <2>. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчетов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. -------------------------------- <2> Гозман О., Жаворонкова А., Рубальская А. Путеводитель по MBA в России и за рубежом. М.: Begin Group, 2004. С. 47.

Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении во всем мире и продолжает завоевывать новых сторонников. Так, с 50-х гг. двадцатого века бизнес-кейсы получают распространение в Западной Европе. Лидирующие бизнес-школы Европы IN SEAD, LBS, HEC, LSE, ESADE принимают активное участие не только в преподавании, но и в написании таких кейсов <3>. -------------------------------- <3> URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Case_study.

Таким образом, основная сфера использования метода кейс-стади - подготовка специалистов в области управления, бизнеса, что также актуально при подготовке современных юристов. Цель метода кейс-стади - научить студентов решать сложные проблемы и дать навыки управления бизнесом. "Кейс" - это описание реальной бизнес-ситуации, для которой студенты предлагают свои решения. Обычно кейсы раздаются для изучения заранее. Далее в аудитории группы студентов ищут решения, оформляют и проводят презентации своих решений. Затем в творческой, конкурентной обстановке проводится дискуссия и определение окончательного оптимального варианта. Бизнес-школы выделяют для кейс-стади значительное время. Так, в Уортоне (США) уделяется до 30% учебного времени на разбор кейсов, а в Гарвардской школе бизнеса - 90%. Студент западной бизнес-школы за время обучения прорабатывает сотни кейсов <4>. -------------------------------- <4> Кейсы используются не только для обучения бизнесменов, но и для подготовки дипломатов и других специалистов. Так, в библиотеке Гарварда имеется несколько сотен кейсов по внешней политике. В Школе дипслужбы Джорджтаунского университета - около 500 кейсов. Среди них: "Из России в Калининград - транзит через Литву", "Английский пациент - Августо Пиночет и международное право", "Туман войны - бомбардировки НАТО китайского правительства в Белграде"... См.: Мастерство иностранных дел // Smartmoney. 2006. N 20. URL: http://www. metodolog. ru/01142/01142.php.

Кейс, как правило, имеет письменную форму и включает: - титульный лист с кратким, запоминающимся названием кейса (в примечании указываются автор и год написания); - в введении, где упоминается герой (герои) кейса, рассказывается об истории компании, указывается время начала действия; - основную часть, где содержатся главный массив информации, внутренняя интрига, проблема; - заключение (концовку), где ситуация может "зависать" на том этапе своего развития, который требует соответствующего решения проблемы. В методике обучения, основанной на разработке и обсуждении "определенным образом" конкретных ситуаций, кроме собственно самой ситуации, должно быть обеспечено и соответствующее информационное и методическое сопровождение. Очень часто целесообразно важную, но косвенную информацию, связанную с внутренней проблемой кейса, переносить в приложения. Вообще, в западной традиции разработки ситуаций является почти обязательным представлять финансовый баланс компаний, копии фотографий и публикаций, представляющих продукцию компании, описывать ее производственную и торговую инфраструктуру, а также предоставлять дополнительные материалы, касающиеся ее истории и современной жизни. Как раз эти дополнительные материалы и даются в приложениях. Кроме приложений, в полный комплект под названием "учебная конкретная ситуация" входят заключение по ситуации, в которой излагается "решение" ситуации, как правило, представляющее развитие ситуации в реальной жизни, и, что еще более важно, записка для преподавателя (teaching note). Последняя описывает методические особенности работы с ситуацией в "классе", авторский анализ ситуации. Таким образом, оптимальный "комплект" учебного кейса выглядит следующим образом: - собственно сам кейс (текст с вопросами для обсуждения); - приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст кейса (копия финансовых документов, публикации, фото и др.); - заключение по кейсу (возможное решение проблемы, последовавшие события); - записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору кейса <5>. -------------------------------- <5> URL: http://www. magistr. net. ua/article/16.php.

Таким образом, метод "Case Studies" предполагает: - подготовленный в письменном виде пример кейса из практики бизнеса; - самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами; - совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; - следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения" <6>. -------------------------------- <6> URL: http://www. magistr. net. ua/article/16.php.

Приведенная конструкция активно используется при подготовке экономистов, вместе с тем ее цель и сущность позволяют говорить о возможности применения данного метода и при подготовке выпускников юридического факультета. Принцип использования кейс-стади в этом случае аналогичен: - существующая правовая проблема; - самостоятельное изучение и обсуждение данной правовой ситуации студентами; - совместное обсуждение найденных путей решения данной ситуации в аудитории под руководством преподавателя. Таким образом, оптимальный правовой кейс должен представлять собой следующее: - занимательная история конкретного бизнеса или имевшийся случай из истории данного бизнеса; - отсутствие четкой правовой регламентации данной ситуации, наличие пробела в правовом регулировании, неоднозначность или отсутствие судебной практики; - актуальная проблема, способная дать продолжение ситуации в будущем. Представляется, использование рассматриваемого метода позволит дополнить и разнообразить процесс обучения студентов юридических факультетов. Вместе с тем при подготовке правовых кейсов необходимо руководствоваться прежде всего принципом актуальности спроектированной ситуации. В противном случае результативности в эффективной подготовке юристов-практиков достигнуто не будет. Таким образом, проведенный краткий анализ метода ситуаций позволяет прийти к выводу о возможности и целесообразности его использования при подготовке специалистов в области права. При этом правовой кейс должен отвечать следующим основным принципам: - актуальности спроецированной ситуации; - полноты предоставляемой информации; - неоднозначности пути решения.

Название документа