Образование судебного оратора: от истоков к современности

(Володина С. И.) ("Юридическое образование и наука", 2012, N 1) Текст документа

ОБРАЗОВАНИЕ СУДЕБНОГО ОРАТОРА: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ <*>

С. И. ВОЛОДИНА

Володина Светлана Игоревна, вице-президент ФПА РФ, директор Института адвокатуры МГЮА им. О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

Статья посвящена образованию судебного оратора и истории становления риторических традиций в Греции и Риме на примере Демосфена, Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана. Представлено, кто и как создавал риторические школы. Какие предметы и как изучались. Что влияло на формирование будущего судебного оратора. Какими качествами должен обладать судебный оратор сегодня.

Ключевые слова: судебное красноречие, судебный оратор, история судебного красноречия, риторические школы, образование судебного оратора.

This article is devoted to formation of the forensic orator and history of formation of rhetorical traditions in Greece and Rome by the example of Demosfen, Aristotle, Tsitseron and Kvintilian. It describes who and how created rhetorical schools, what kind of subjects and how they studied. What influenced on the formation of the future forensic orator. What qualities forensic orator should possess today.

Key words: forensic eloquence, forensic orator, history of forensic eloquence, rhetorical schools, formation of the forensic orator.

Как возникло судебное красноречие? Кто, а главное, как становились успешными судебными ораторами? Какими качествами они обладали? Качества приобретенные или врожденные? Где они учились? Как они учились? Чем они учились? Чему и как их воспитывали? Кто и для чего создавал риторические школы? Какие преимущества и недостатки были в индивидуальном обучении у ритора? Что риторы ценили в речи больше всего? Чем отличались их речи? Чему нельзя научиться? Нужны ли сегодня такие школы? Я только попытаюсь ответить на эти вопросы с позиции сегодняшнего времени, но точно поставлю много других вопросов, на которые каждый будет отвечать сам. Начну с понятия риторики. Еще в античную эпоху определились два основных подхода к определению предмета и назначения риторики. Аристотель определял риторику как "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета", не включая в цели риторики собственно убеждение <1>. Тем самым он подчеркивал методологическую суть риторического знания, которое, если исходить из его понимания, является основой убедительной речи, но не самим красноречием. -------------------------------- <1> Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978. С. 18 - 19.

Иного мнения придерживался Цицерон, определявший главной задачей риторики не столько обнаружение убедительной аргументации, источником которой, в свою очередь, являются не "предписания утонченной науки, а самый обычный здравый смысл", сколько искусную разработку найденных доказательств <2>. Высшим достоинством красноречия он видел умение "распространить свой предмет" <3>, а областью красноречия - "всю область знания", которая касается гражданских, уголовных и государственных дел <4>. Цицерон полагал, что "оратором будет тот, кто любой представившийся ему вопрос, требующий словесной разработки, сумеет изложить толково, стройно, красиво, памятливо и в достойном исполнении" <5>. При этом все построение убедительной речи он сводил к тому, чтобы "доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону" <6>. -------------------------------- <2> Цицерон М. Т. Об ораторе // Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С. 164. <3> Там же. С. 225. <4> Там же. С. 233. Сходного взгляда на пределы области риторического знания придерживался и Квинтилиан. См.: Квинтилиан М. Ф. Марка Фабия Квинтилиана двенадцать книг риторических наставлений. СПб.: Типография Императорской российской академии, 1834. Ч. 1. С. 169. <5> Цицерон М. Т. Об ораторе // Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С. 89. <6> Там же. С. 152.

Очевидно, что основатели риторической традиции были не до конца солидарны относительно предмета и целей риторики, но в ее основе видели категорию убеждения, рассматривая ее либо с аналитических позиций, либо с точки зрения непосредственных задач ораторского искусства. И в том и в другом случае они вели речь о способах убеждения, сформировав тем самым общее представление о предмете риторики. Теперь подступим к истории риторического образования. Первые риторы 5 в. до н. э. начинали не на пустом месте. К их услугам существовала древнейшая изустная традиция эпической и лирической поэзии, в собственных целях и жанровой специфике создававшая образцы ораторского искусства <7>. Поэзия входит в красноречие как элемент, является в нем не целью, а средством <8>. Меткий, сочный, образный язык поэтов и философов составлял основу эрудиции древнего грека <9>. Отсюда огромная любовь к цитированию в позднейшей риторике; отсюда же стремление зафиксировать крылатые фразы на века - высечь на камне и установить скрижали в наиболее людных местах <10>. Как приятно осознавать, что одно из прекрасных искусств создалось на базе самого прекрасного искусства <11>. И сейчас язык прекрасных адвокатов - это язык поэта. С. Л. Арию справедливо называют Пушкиным Российской Адвокатуры. -------------------------------- <7> Корнилова Е. Н. Риторика - искусство убеждать. М., 2010. С. 10. <8> Белинский В. Д. Содержание и задачи риторики // Об ораторском искусстве. М., 1958. С. 75. <9> Корнилова Е. Н. Указ. соч. С. 14. <10> Там же. С. 14. <11> Создателями драматической поэзии был Эсхил, Софокл, Еврипид, потом развивалась сатировская драма и комедия.

Потом, изучая программы риторических школ, я увижу, что все они включали поэзию, понимая, что судебный оратор должен ее чувствовать, должен сам говорить "языком поэта" <12>. Итак, вывод первый, чувство прекрасного языка обязательно. А как воспитать чувство "прекрасной судебной речи"? Читать и учить наизусть лучшие образцы. К этому прибегали все риторические школы. И не просто прибегали, а активно использовали, при этом развивая еще и память. -------------------------------- <12> В этот период получили очень большое распространение торжественная хоровая лирика, гимны, воспевающие богов. Началось зарождение художественной прозы, ярким представителем которой являлся Гекатей Милетский. Позже формируется греческая драма.

Исторические свидетельства того, что понималось под воспитанием в Греции, содержатся в поэме Гесиода "Труды и дни", где под воспитанием поднимается формирование трудолюбия, причем во всем. Трудно предположить, что основа для всего в образовании и в воспитании поменялась в наше время. "Слово - властитель великий, а телом малый и незаметный; творит оно божественные деяния, ибо способно бывает и страх пресечь, и горе унять, и радость вселить, и жалость умножить..." - утверждает в одной из немногих сохранившихся речей родоначальник аттического красноречия Горгий <13>. -------------------------------- <13> Горгий. Елена. Цит. по: Античные теории языка и стиля. Антология текстов / Пер. С. Меликовой-Толстой; под общ. ред. О. М. Фрейденберг. Л., 1996. С. 15.

Непосредственный толчок развитию ораторского искусства дали знаменитые законы Солона, предусматривающие, что каждый афинянин должен лично охранять свои интересы на суде <14>. Ораторское искусство всегда являлось частью культуры того или иного народа. Оно могло развиваться только в обществе, где человек, выступающий с речью, был уверен, что его слово может оказать какое-то влияние на ход тех или иных событий <15>. Итак, потребность состязаться во всем приводит к необходимости возникновения самого сложного состязания - состязания умственного, состязания в суде. Итак, вывод второй: обязательное качество - готовность к состязательности. От чего же зависит победа? Что оценивается в споре? -------------------------------- <14> Толмачев А. Об ораторском искусстве. Предисловие. М., 1958. С. 5. <15> Толмачев А. Указ. соч. С. 4.

Аттическое право, как пишет Е. Орлов, стало к этому времени весьма сложной наукой, адвокаты сложились в особое сословие, без которого обществу трудно было бы обойтись. Они давали необходимые советы, изготавливали для своих клиентов речи и иногда сопровождали их на суд, где садились подле них и подсказывали им, получая за все это блестящие гонорары <16>. Значит, нужно было знать право. Знать виртуозно. И это уже опять искусство. И это еще один важный вывод. -------------------------------- <16> Орлов Е. Демосфен. Его жизнь и деятельность; Цицерон. Его жизнь и деятельность // Серия "Жизнь замечательных людей", издаваемая Ф. Павленковым. М., 1991. С. 10.

Итак, право знаешь, есть чувство прекрасного <17>, но нужно сформулировать мысль и выразить ее. И если слово так важно, то нужно учить им владеть, и появляются учителя красноречия. Они сформировались в недрах софистики и брались обучать за довольно высокую плату <18>. История риторической традиции ведет свое начало не только с ораторов, но и с их негласных советников - логографов, занимавшихся написанием речей на заказ. Этим ремеслом не пренебрегали и отцы античного красноречия, многие произведения которых были блистательно озвучены их заказчиками. И Цицерон, и Лисий, стяжав высшее достоинство специальности логографа, писали для различных по своему общественному положению людей, и все эти речи были естественны в устах говорящих <19>. Потом многие из них признаются, что сами стали хорошими ораторами и хорошими учителями, потому что им пришлось написать очень много судебных речей. Кстати, каждый из них написание и произнесение речи сделает главным инструментом в познании и овладении этим мастерством. И вот вывод четвертый: без упорной подготовки и обучения мастером красноречия не стать. И право на такой вывод нам дадут и все остальные приводимые примеры. -------------------------------- <17> Обязательно было чтение Гомера, Еврипида, Демосфена и других великих мастеров. <18> Корнилова Е. Н. Указ. соч. С. 25. <19> Квинтилиан М. Ф. Марка Фабия Квинтилиана двенадцать книг риторических наставлений. С. 218 - 219.

Путей развития красноречия в античное время было известно всего три: самообразование, обучение у известных ораторов и посещение риторических школ. Нередко эти пути пересекались и совмещались, однако наиболее знаменитые ораторы античности - Демосфен и Цицерон - своим красноречием обязаны, прежде всего, собственному желанию, системности самообразования и постоянной практике публичной речи. Это требовало и хорошей физической подготовки, и тренировки дыхания и голоса. Обязательны в риторических школах были занятия по практике произнесения речений - декламации, которой уделялось очень много внимания. Риторическая традиция, включающая в себя всю совокупность знания человечества о том, как хорошо и убедительно говорить, имеет в основе капитальные труды античных риторов, сформулировавших базовые положения риторики, в т. ч. и рекомендации по подготовке ораторов. Ядро риторического знания содержится в трактатах Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана. Со времен античности оно существенных изменений не претерпело, хотя современные коммуникативные дисциплины несколько расширили возможности убедительного построения и достоверного понимания текста. Классическая риторика оказалась тесно взаимосвязана с философией языка, семиотикой, теорией аргументации, коммуникативистикой, психолингвистикой, когнитивной психологией и другими научными дисциплинами. При этом риторическое знание остается наиболее значимым элементом во всей совокупности наук о человеческом языке и общении, именно оно лежит в основе большинства этих наук. В частности, Демосфен начинал ораторскую карьеру еще юношей, добился успехов в судебном преследовании собственных опекунов, присвоивших значительную часть причитавшегося ему наследства, однако по-настоящему влиятельным оратором стал лишь в результате многолетнего и последовательного самообразования <20>. Демосфен - пример сочетания желания и усердия. Усердия во всем, но прежде всего в самообразовании. -------------------------------- <20> Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. М.: Наука, 1994. Т. 2. С. 324 - 325.

Е. Орлов о Демосфене напишет, что он с основательностью и терпением трудился над выработкой языка, стиля и логической формы <21>. Но требовалось научиться выражаться кратко и в то же самое время очень информативно. И Демосфен изучает Фукидида, этого бесподобного мастера, выражать целые мысли в одном сжатом и сильном, подобно граненому алмазу, слове <22>. И продумывать каждое слово, каждый оборот, каждую мысль стало его насущной потребностью на всю жизнь. В своей речи он олицетворял неодушевленные предметы, говорил диалогами и употреблял народные выражения, которые своей грубой силой приводили слушателей в оцепенение <23>. При всех его кажущихся отклонениях основная тема никогда не упускалась из виду; каждое замечание имеет отношение к вопросу, каждая иллюстрация идет к делу. И малейший шаг, который он делает, неизменно и неуклонно ведет к определенному заключению <24>. Одной из выдающихся особенностей красноречия Демосфена является необычная ясность и отчетливость мысли и фразы <25>. Бесспорным является тот факт, что его речи отличались высокоразвитой ораторской техникой и сильным пафосом <26>. Правда, некоторые исследователи считают, что они были рассчитаны не на чтение, а на непосредственное воздействие на слушателя и нередко преследовали цель возбудить энергию, взволновать аудиторию <27>. Однако еще при его жизни о нем складывали легенды и называли великим оратором. -------------------------------- <21> Орлов Е. Указ. соч. С. 12. <22> Там же. С. 12. <23> Там же. С. 53. <24> Орлов Е. Указ. соч. С. 53. <25> Там же. С. 52. <26> Блаватский В. Д., Пикус Н. Н. Греческая культура классического периода // История Древней Греции. М., 1972. С. 296. <27> Там же. С. 29.

Как отмечал крупнейший знаток греческой культуры, все софисты учили "ловко говорить", но одни из них занимались преимущественно теоретической и практической разработкой общих правил риторики, другие обучали учеников составлению и произнесению политических и судебных речей, третьи учили вести споры <28>. Впоследствии риторы будущих судебных ораторов будут учить вести спор как главному умению. Ведь задача противоборствующих сторон одна - выиграть в споре. Поэтому очень важно проследить, чему и как должен научиться будущий судебный оратор, чтобы уверенно чувствовать себя в споре. -------------------------------- <28> История греческой литературы: В 3 т. / Под ред. С. И. Соболевского. М., 1946 - 1960. Т. 2. С. 227.

Ораторы древнегреческих городов-государств передавали искусство речи из поколения в поколение. Их знали, им преклонялись. Их слушали, их речи запоминали, их цитировали. Но учителями красноречия становились далеко не все. Некоторые из них охотно и за солидное вознаграждение обучали судебному красноречию молодежь, стремившуюся к победам в суде да и к влиянию в народном собрании. Других путей прославиться не было. Путь был труден, долог и сложен, но он открывал манящие, ошеломляющие перспективы. Нигде, как известно, ни в древнем, ни даже в новом мире, красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в Античной Греции, а особенно в Афинах <29>. Красноречие было возведено тогда на ступень искусства благодаря усилиям софистов, сознававших всю огромную важность и значения слова как орудия мысли <30>. Искусством оно считается и в наше время. -------------------------------- <29> Орлов Е. Указ. соч. С. 49. <30> Там же. С. 50.

Итак, им нужно было учить. Окончив "среднее образование" у грамматика, мальчик поступал в "университет" - риторическую школу <31>. -------------------------------- <31> Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. СПб., 2002. С. 190.

Такое обучение состояло в непосредственном общении ученика и учителя, в упорной самостоятельной работе ученика по овладению речевыми навыками, в слушании и чтении речей, в наработке (под руководством наставника) собственного опыта публичных выступлений. Как правило, обучение у маститых ораторов сопровождалось также и посещением философов, интенсивным общением будущего оратора с людьми, имевшими славу мудрецов и хороших учителей. Ораторская подготовка рассматривалась древними греками, а затем и римлянами как неотъемлемая и важнейшая часть образования, необходимого для участия не только в судебных, но и в государственных делах. Софистам же принадлежит разработка системы учебных ораторских упражнений - декламаций на заданные темы, отчасти в виде речей с похвалой, порицанием, описанием и т. д., и отработка различных риторических приемов аргументации. Софисты первыми стали искать средства воздействия на умы слушателей в словесной форме столько же, сколько же в облекаемой ею мысли... Они поэтому раньше всех поставили риторику, как науку истинного красноречия, в ряд с логикой, как наукой правильного мышления <32>. -------------------------------- <32> Орлов Е. Указ. соч. С. 50.

В риторические школы принимали только мальчиков, иногда с 7 лет, иногда старше, это зависело от способностей ученика, и обучали до 21 года. Интересны были и методы проверки способностей, они были разные, но внимание, память, усидчивость проверялись всегда. Набор предметов был разный. Но обязательно преподавались философия, особенно диалектика, логика, литература, математика, причем риторика была главным ведущим предметом. Софисты установили для красноречия два обязательных и важнейших критерия: правильность - на грамматическом уровне, своевременность и точность - на стилистическом. Софистическое обучение было первым опытом "высшего образования", т. е. формирования личности с помощью рационалистического знания: взамен родовой элитарности софистика предполагала и создала другую - элитарность образованности и знания <33>. Поэтому смело можно сказать, что учителя риторики и сами ораторы были эталоном образования того времени. "Делать слабое мнение сильным" - так понимали свою задачу софисты-преподаватели. И это была не простая задача. Но эту задачу они успешно решали. -------------------------------- <33> Корнилова Е. Н. Указ. соч. С. 8.

Среди первых преподавателей риторики называют Корака и Тисия - сицилийцев, преподававших в Афинах. Однако как риторы они прославились уже на Сицилии - острове, гордившемся именем родины философа Эмпедокла, которого иногда называют родоначальником красноречия <34>. К риторике серьезно и глубоко относился Платон <35>. По мнению Платона, риторика как обучение сноровке и есть мастерство красноречия <36>. Как мыслящий человек, Сократ восхищался знаниями многих знаменитых софистов, их просветительским пафосом и рационализмом, их готовностью обучать других <37>. Сам Сократ внес вклад в развитие софистики практической разработкой методов публичной полемики, на которых основывались все его знаменитые беседы <38>. Сократ был признанный оратор, его приглашали на обед практически каждый вечер, ибо с его приходом беседа приобретала особый интерес, поскольку он, задавая вопросы собеседнику и часто отвечая на них, раскрывал смысл обсуждаемого. Платон описывает, что Сократ учился всегда и у любого человека и этому же учил своих учеников. Многие трактаты по риторике им будут написаны в диалоговой форме, многие риторические школы возьмут за образец умение рассуждать, задавая вопросы, и отдавали заслуженно этому методу пальму первенства. Сам Сократ был многосторонен и обладал множеством качеств. -------------------------------- <34> Там же. С. 26. <35> Лосев А. Ф. Античные риторики / Под ред. проф. А. А. Тахо-Годи. М., 1978. С. 11. <36> Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999. С. 8. <37> Корнилова Е. Н. Указ. соч. С. 81. <38> Там же. С. 85.

Главными рычагами сократовской эристики была ирония. Ирония заключалась в умении философа остроумной системой вопросов и ответов загнать противника в логический тупик <39>. Но признавалось, что научить воспринимать иронию можно, а вот сделать собственным инструментом - практически нет. Итак, ироничный ум - вещь обязательная. -------------------------------- <39> Там же. С. 88.

Еще нужно было научить задавать вопросы и отвечать на них. И это оказалось целой наукой. Чаще всего вопросы, задаваемые Сократом, формулировались так, что на них можно было получить только однозначный и заранее предсказуемый ответ <40>. Кристофер Тейлор утверждает, что в диалогах мы находим многие случаи, когда собеседники Сократа оказываются в тупике <41>. Приведу ответы его собеседника Алкивиада <42>: "Именно так, Сократ", "Несомненно", "Да, конечно", "Да, согласились", "Да, существует", "Мне кажется, да", "Да, признал", "Очевидно", "Да, я так думаю", "Я это знаю" и т. д. Комментарии к таким ответам не нужны. Такое искусство задавать вопросы и рассуждать называется сократовской майевтикой <43>. Напомню, что Сократ спорил с Алкивиадом, который изначально не был согласен с его позицией. Бесспорно, умение достойно подражания, если, конечно, можно научиться этому подражать. -------------------------------- <40> Там же. С. 89. <41> Тейлор Кристофер. Сократ. Очень краткое введение. М., 2009. С. 128. <42> Платон. Диалоги. Первый Алкивиад, Второй Алкивиад // Философское наследие. М., 1986. Т. 98. С. 79 - 94. <43> Майевтика - метод извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусно заданных вопросов.

С современной точки зрения, безусловно, самым важным наследством Сократа является его влияние на Платона <44>. Платон, как и Сократ, придавал огромное значение диалогу, мастерству ведения диалога. Высказывался он о цели и предмете диалога. Платон указывал десять правил развертывания предмета, обсуждаемого в диалоге, а именно предмет диалога должен быть единым, а не множественным; общим, а не частным; цельным, а не частичным; точным, а не приблизительным; возвышенным, а не низменным; согласованным, а не без согласования; не только критическим, но и положительно-утвердительным; спокойно-рассудительным и направленным на благо, а не страстным и бесцельным; предметным, а не просто методическим; принципиальным, а не случайно материальным <45>. -------------------------------- <44> Тейлор Кристофер. Указ. соч. С. 116. <45> Лосев А. Ф. Ранний Платон // Платон. Диалоги. М., 1986. Т. 98. С. 62.

К концу V - началу IV в. до н. э. относится деятельность Лисия, уроженца Сиракуз, ставшего афинским метеком. Лисий составлял речи для судебных процессов, весьма разнообразные по характеру и содержанию; им свойственны яркие краски и убедительность аргументации <46>. Ближайшим преемником Лисия был Исэй. Его речи для судебных процессов отличались умелым построением и четкостью доказательств <47>. И в дальнейшем являлись образцами в учебных процессах. -------------------------------- <46> Блаватский В. Д., Пикус Н. Н. Указ. соч. С. 295. <47> Там же. С. 295.

Исократ, составитель судебных речей и преподаватель риторики, особую известность получил как основатель торжественного красноречия <48>. Его речи заучивали наизусть как образец изысканности и пафоса. -------------------------------- <48> Там же. С. 296.

Вот, наконец, Аристотель - его называют философом и педагогом, он был величайший во всем и, конечно, в риторике. Он получил образование в академии, которую возглавлял Платон. Позже он сам основал школу в Ликее (Афинах), где обучал философии и красноречию <49>. Диоген Лаэртский писал, что каждого ученика он "упражнял в рассуждениях на заданные положения в красноречии". -------------------------------- <49> Блаватский В. Д., Пикус Н. Н. Указ. соч. С. 292.

Написанная в 335 г. до н. э. "Риторика" представляла собой анализ языка, стиля и построения речи ораторов времени, чье мастерство до сих пор может быть признано образцовым <50>. Это произведение одновременно и учебное пособие, руководство, и научное сочинение. -------------------------------- <50> Толмачев А. Указ. соч. С. 5.

Аристотель, определяя круг необходимых качеств для оратора, прежде всего назовет "высокую образованность". Эрудиция самого Аристотеля настолько всеобъемлюща, что практически ни с кем не сопоставима. Почти все последователи будут обосновывать необходимость природных данных и таланта для оратора, но все же они понимали, что "мастерство развивается во многих опытах, совершенствуется благодаря знаниям, которые многократно умножают талант и сокращают число опытов, и что сумму таких знаний знает наука" <51>. Итак, задача Аристотеля - задать планку "высокой образованности" и ей научить. Меткий, сочный, образный язык поэтов и философов составлял основу эрудиции древнего грека... и, конечно, основу эрудиции Аристотеля. -------------------------------- <51> Хазгеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Ростов н/Д, 1999. С. 4.

"Риторика" Аристотеля посвящена искусству красноречия, в ней исследуется показательная, судебная и совещательная речи. Важно, что у него цель любой речи остается неизменной - сформулировать мнение и добиться принятия решения. Аристотель, исследуя область риторики, погружается в диалектику как логику возможности, которая специфична для всякого художника и всякого человека, переживающего художественное произведение. Таким образом, риторика, по глубокому убеждению Аристотеля, это то же искусство, то же творчество, выросшее на диалектической логике возможного бытия <52>. Трудно спорить с его точкой зрения. Да, в общем-то, никто и не пытался. -------------------------------- <52> Лосев А. Ф. Античные риторики. Аристотель. М., 1989. С. 287.

Аристотель создал логику в качестве самостоятельной науки, разработав дедуктивный и индуктивный методы <53>, которые являются основными методами и сейчас. -------------------------------- <53> Там же. С. 293.

Поскольку практическое владение словом требует обширных познаний и постоянной тренировки самых различных навыков и способностей, на любом из избранных путей риторического учения практически все зависело (и сегодня зависит) от целеустремленности и трудолюбия самого будущего оратора. Образование в III - I в. до н. э., несмотря на большее распространение, чем прежде, оставалось в эллинистических странах крайне незначительным. Небольшие частные школы грамоты давали своим ученикам мало знаний. Греческие "гимнасии", нечто вроде средних учебных заведений, были доступны только ограниченному числу детей местных полноправных граждан <54>. Более углубленное образование можно было получить в философских школах и в порядке индивидуального обучения у какого-либо философа или ритора. Это стоило очень дорого. Основная масса населения не пользовалась благами эллинистической культуры <55>. -------------------------------- <54> Пикус Н. Н. Эллинистическая культура // История древней Греции. М., 1972. С. 393. <55> Там же. С. 393.

Риторику привезли в Рим греки. И они же стали ее преподавать <56>. Создателем латинской риторики был Цицерон; он изложил теорию греческого красноречия, переведя при этом технические термины риторских школ на латинский язык <57>. Сам Цицерон учил греческий язык и литературу, математику, риторику и философию <58>. Учился он блестяще: его способности, любознательность и знания составили ему такую громкую репутацию среди сверстников, что отцы последних часто приходили в школу посмотреть на феноменального мальчика и ставили его в пример своим сыновьям <59>. В 15 лет он добавил изучение юриспруденции. Далее он продолжал изучать философию у Филона, изучал риторику у Молона. И вскоре он удивлял римлян своей блестящей диалектикой и уменьем доказывать тезис и антитезис с одинаковой убедительностью и успехом <60>. Но больше всего, естественно, напирал Цицерон на красноречие: он не упускал ни одного случая послушать выдающегося оратора и сам ежедневно упражнялся в составлении декламаций на различные темы <61>. И только в 27 лет становится адвокатом по уголовным и гражданским делам. Но совершенствоваться он продолжал всю жизнь. Oratores fiunt, poetae nascuntur - ораторами становятся, поэтами рождаются, это правило было прежде всего его собственным. Известно, что им было создано более 100 речей, однако до нас дошли только 57. Благодаря всестороннему образованию, усилиям в совершенствовании ораторского мастерства и обширнейшей риторической практике Цицерон стал одним из вершителей судеб Древнего Рима на исходе республиканской эпохи. "Есть два искусства, говорит Цицерон ("Речь за Мурену"), - которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора" <62>. И он встал на эту ступень, он уверенно на ней стоял. Именно он обосновал, что трудности красноречия объясняются тем, что кроме многих знаний необходимы огромные и постоянные старания. И мне кажется, что в этом кроится смысл изречения Цицерона. Попытаемся разобраться в этапах пути становления. -------------------------------- <56> Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. СПб., 2002. С. 191. <57> Там же. С. 192. <58> Орлов Е. Указ. соч. С. 60. <59> Там же. С. 60 - 61. <60> Там же. С. 61. <61> Там же. С. 62. <62> Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М.: Наука, 1976. С. 3.

Какой жизненный путь следовало пройти, чтобы стать оратором, как развивалась способность убедительно говорить, позволявшая классикам риторики, например Цицерону, его предшественникам и последователям, убеждать слушателей, будь то строгие судьи, сенаторы или многолюдные собрания граждан? Философии среди необходимых оратору наук Цицерон уделял особое место. В "Бруте" он называл ее матерью всего, что хорошо сделано и сказано <63>. "Мудрость философа" наравне с "изощренностью логика" он считал первыми и основным качествами. Для нас важна формула идеального оратора, созданная Цицероном: "Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев. Вот почему в роде человеческом никто не попадается так редко, как совершенный оратор". Более точного и более всеобъемлющего определения, по-моему, нет. -------------------------------- <63> Там же. С. 93.

Сходными путями формировались и другие ораторы Римской республики: обучаясь у знаменитостей в школах и индивидуально, много читая, упражняясь в писании, произнесении и анализе речей. Хорошим подспорьем такому образованию были риторические школы, где юноши и подростки из знатных семей постигали основы искусства публичной речи. В школе ритора ученик должен был обучиться тому, что делало его искусным судебным оратором: усвоить приемы, с помощью которых легче выиграть процесс, обезоружить противника, привлечь на свою сторону судей <64>. Это требовало больших стараний. -------------------------------- <64> Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. СПб., 2002. С. 193.

Позднее, во времена империи, когда свои риторические сочинения писали Квинтилиан и Тацит, обучение молодежи в школах ораторов стало основным способом риторического образования, однако возможностей для применения красноречия к задачам жизненной практики оказалось намного меньше, чем ранее. Все, что в республиканском Риме служило предметом свободного обсуждения, теперь (в той или иной степени) было подчинено произволу имперской бюрократии. Искусство речи, отчасти сохраняющее свое значение в судах, стало преимущественно школьной дисциплиной, а в политических речах и трактатах ораторы предпочитали хвалебное и торжественное красноречие практическому действию словом. Дионисий - один из выдающихся риторов, написавший "Риторику", "Об ораторах древности", "О соединении слов", преподавал ораторское искусство в Риме. Он утверждал, что от правильного сочетания слов зависит убедительность речи <65>. Красота слова для Дионисия важна в том случае, если она оформляет хорошую мысль, которая, в свою очередь, бесполезна вне красоты построения и благозвучия <66>. Он учил магии слова. -------------------------------- <65> Гаспаров М. Л. Античные риторики. М., 1978. С. 319. <66> Там же. С. 319.

Итак, с самого начала истории красноречия возникла и риторическая педагогика, целью которой стало обучение и воспитание будущих властителей высоких трибун, сформировались значимые и сегодня представления о том, какое образование является основой ораторства. В то же время слова Цицерона о важности прежде всего всестороннего образования <67>, наверное, никогда не утратят своей актуальности, тем более что ключевые рекомендации риторической теории и педагогики вполне могут быть умещены в небольшом очерке, что не раз делалось современными ораторами и специалистами по теоретической риторике. Необходимость основательного и обширного образования для оратора всегда была несомненна. -------------------------------- <67> Цицерон М. Т. Об ораторе // Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С. 131.

Марк Фабий Квинтилиан - автор, завершающий античную риторику, основатель педагогики <68>. Его трактат "Образование оратора" состояло из двенадцати книг и был посвящен воспитанию и совершенствованию судебного оратора. Его воспитание делится на телесное и духовное, которое включает физическую культуру и языковое образование, образование в области философии и права, тренировку в изобретении речи, изучение прецедентов ораторской практики, воспитание этики оратора и изучение и понимание нравов и интересов аудитории <69>. Изучая понимание нравов и интересов аудитории, Квинтилиан учил людей познавать друг друга. И только сейчас, в последние годы, в нашей стране интенсивно развивается направление <70>, получившее название "психология познания людьми друг друга" <71>. -------------------------------- <68> Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999. С. 39. <69> Там же. С. 39. <70> Данное направление получило развитие у А. А. Бодалева в работах "Формирование понятия о другом человеке как о личности" (1970 г.) и "Восприятие и понимание человека человеком" (1982 г.). <71> Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 2005. С. 155.

Квинтилиан оставил довольно подробную программу преподавания в риторской школе <72>. Прежде всего, шло продолжение преподавания грамматики, параллельно нужно было писать изложения на заданные темы. К этому прибавлялись собственные рассуждения. Далее шло чтение и разбор историков и ораторов. Античные риторы требовали от оратора совершенного знания всех существовавших тогда наук. Впрочем, Квинтилиан несколько ограничивал должную степень этого знания. Для него было достаточно, чтобы оратор "в точности разумел предмет, о котором ведет речь; чтобы, отобрав объяснения у музыканта, художника от любого просителя, он стал говорить лучше, нежели они сами" <73>. -------------------------------- <72> Сергеенко М. Е. Указ. соч. С. 193. <73> Там же. С. 172.

Однако уже в самом начале риторической традиции Квинтилианом обоснован и другой взгляд на сущность предмета риторики. "Риторика есть наука хорошо говорить" <74>, утверждал Квинтилиан, умело полемизируя с теми, кто усматривал предметом риторики убеждение. -------------------------------- <74> Квинтилиан М. Ф. Марка Фабия Квинтилиана двенадцать книг риторических наставлений. С. 146.

"Говоря перед судьями, стараемся, правда, выиграть дело: но если хорошо говорим, то хотя бы и не получили желаемого успеха, все исполняем, предписанное наукой. Кормчий желает благополучно войти с кораблем в пристанище; и хотя восставшая буря тому препятствует, он не перестанет быть кормчим... И врач старается помочь больному; и хотя по жестокости болезни, или по невоздержанию больного не успеет, но ежели он употребил все средства, врачебной наукой показанные, нельзя почесть его удалившимся от своей цели. Так, и у оратора есть единственная цель хорошо говорить. Искусство сие заключается в действиях, а не впоследствии" <75>. Еще Квинтилиан учил владеть голосом, под владением голосом он понимал умение произносить слова и разными голосами, но в то же время учил остерегаться театральных приемов, поскольку ораторское искусство состоит в том, "чтобы не дать приметить искусства". Кроме этого, он учил тому, чтобы речь соответствовала нашему намерению. Но главное, нужно работать, не покладая рук. -------------------------------- <75> Там же. С. 158.

Следует признать, что в силу неверного целеполагания определение, данное риторике Квинтилианом, не прижилось в риторической традиции, хотя иногда его можно встретить в современной филологической литературе. Полезно иногда читать и плохие речи, считал Квинтилиан, показывающие, сколько в них недостатков: не относящегося к делу, темного, напыщенного, неубедительного <76>. Венцом преподавания в риторской школе было самостоятельное выступление ученика, произносившего речь. Учитель давал тему; ученик писал на него сочинение, читал его ритору и после его поправок вытверживал его наизусть и произносил с соответствующими жестами и в позе настоящего оратора <77>. Публичность в момент выступления была обязательна. Собирались ученики, их родители, другие риторы. Главное, что потом шли обсуждения, которые, конечно, были одним из важнейших рычагов в обучении. -------------------------------- <76> Там же. С. 194. <77> Там же. С. 195.

Декламации отнюдь не были новшеством; их знали и греческая, и эллинистическая, и римская школы <78>. Они делились на два отдела: суазории и контроверсии <79>. Первое - это монолог от имени исторического или мифологического героя. Герой принимает решение, и выступающий говорит доводы за и против этого решения. -------------------------------- <78> Там же. С. 195. <79> Там же. С. 196.

Контроверсия - это вымышленное судебное дело, в котором выступают два ученика: один в роли обвинителя, другой в роли защитника; их подготавливают таким образом к будущей деятельности в суде <80>. И не только в суде. Крупнейшие писатели и поэты, государственные деятели империи вышли из риторской школы. Окончивший риторскую школу получал общее гуманитарное образование <81>. Образование, позволяющее обучившимся являться образованнейшими людьми своего времени. -------------------------------- <80> Там же. С. 196. <81> Там же. С. 199.

И еще нам важны методы его воспитания. Не случайно считается, что гуманистическое направление в педагогике имеет свои корни в учениях Квинтилиана. В сочинении "О воспитании оратора" он утверждает: "Я не одобряю обычая подвергать детей телесному наказанию, хотя это почти всеми принято... Такое наказание мне кажется низким. При том же, если вы думаете розгою, как единственным средством, принудить ребенка к учению, то как вы поступите с юношей, которому вы не можете грозить этим наказанием, а между тем должны учить его гораздо большему" <82>. -------------------------------- <82> Квинтилиан М. Ф. О воспитании оратора // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. М., 1981. С. 45.

Не менее важным наследием являются разработанные Квинтилианом требования к учителю. Учитель должен уважать и любить каждого ребенка, должен быть абсолютно прост, всегда терпелив, более прилежен, чем требователен. И конечно, учитель должен быть не только знающим свое дело, но еще и очень наблюдательным, умеющим видеть уровень развития и знаний своих учеников, знающим природу ребенка и умеющим выявить в нем лучшие стороны и воздействовать на них, развивая. Он должен быть активным и энергичным, передающим эту активность и ученикам <83>. Активность в обучении была важнейшим качеством обучающихся. -------------------------------- <83> Богомолова М. И. Гуманистические истоки первоначального воспитания детей в истории зарубежной педагогики // Проблемы образования, науки, культуры. 2010. N 5 (84). С. 43.

Воспитание оратора по Квинтилиану заложило основы педагогической психологии, предложило учебную методику, разделенную по ступеням обучения <84>, но, главное, создало систему развития всесторонней личности и языкового творчества. Но, наверное, важнейшим наследием Квинтилиана будет разработка методики ораторской мысли. Это изучение теории риторики, изучение классических образцов ораторского искусства, подражание, собственная авторская практика. -------------------------------- <84> Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999. С. 39.

Сегодняшняя эпоха не внесла существенных изменений в представления человечества о совокупности знаний, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых судебному оратору. Образование судебного оратора по-прежнему понимается как известный еще античным риторам процесс развития способности убедительно говорить и, как результат этого процесса, "образ оратора" в человеке, легко распознаваемый современниками. А этот образ "создается как строем мысли, идеями, последовательностью суждения, так и стилем речи (т. е. отбором и расположением слов, характерным произношением, пластикой и т. д.)" <85>. -------------------------------- <85> Аннушкин В. И., Муратова К. В. Риторика и дипломатия. М., 1998. С. 9.

И в древности, и в настоящее время обучение и воспитание профессионального оратора, если рассматривать их в самых общих чертах, предполагают: 1) нравственно-этическое формирование личности; 2) профессиональную образованность; 3) развитие речевых способностей, отражающих этическую, образовательную и стилистическую стороны личности. В свою очередь, организация риторического обучения включает: 1) развитие таланта, природных дарований, раскрытие возможностей личности; 2) овладение риторической теорией; 3) изучение образцов и анализ показательных фрагментов речевой практики; 4) написание и произнесение речей - как общекультурного, так и профессионального содержания; 5) разбор, декламацию и анализ образцов, развитие техники речи <86>. -------------------------------- <86> Аннушкин В. И. Профессиональное обучение риторике как науке и искусству речи. Воронеж, 2001. С. 15.

Естественно, что это далеко не все из того, что нужно для ораторского образования как процесса и как определенного результата. Это лишь то, что должно присутствовать во всяком риторическом обучении. Современное риторическое образование, как правило, представляет собой часть специального образования, предполагающего развитие у человека способности эффективно действовать словом в своей профессиональной сфере, у нас речь пойдет о нуждах судебного оратора. И конечно, главная проблема: как подготовить себя к самой важной для адвоката профессиональной проверке - к судебному процессу и судебным прениям. У каждого, кому предстоит говорить публично в суде, возникает мысль: о чем говорить, что говорить и как говорить? На первый вопрос отвечает простой здравый рассудок и логика вещей, определяющая последовательность и связь между собою определенных действий. Что говорить - укажет логика на основе точного знания предмета, о котором приходится повествовать <87>. -------------------------------- <87> Кони А. Ф. Избр. произведения. М., 1956. С. 81.

А как обстоят дела сегодня? Как утверждает В. И. Аннушкин, риторику преподают во всех ведущих вузах России. Нередко риторика входит в цикл речеведческих дисциплин, куда включаются стилистика, культура речи или культура общения. Что касается современной школы, то в ней риторика преподается преимущественно как факультативная дисциплина, хотя имеются учебники под грифом Министерства образования. В то же время в России есть несколько регионов, где риторика представляет собой региональный компонент учебного плана общеобразовательных школ. Таковы Пермь, Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Саратов, Ярославль. Все это региональные отделения Российской риторической ассоциации, объединяющей риторов не только России, но и Белоруссии, Латвии, Казахстана <88>. -------------------------------- <88> Аннушкин В. И. Риторика и риторическая культура. URL: http://gramota. ru/news. html? nn=1628.

Впрочем, за редкими исключениями, профессиональное образование, не говоря уже об образовании школьном, отводит риторической подготовке достаточно скромное место. Юридической риторике, чей статус самостоятельной научной дисциплины нередко ставится учеными под сомнение, трудно претендовать на то, чтобы ее освоение стало массовым. Но ведь уже со времен Аристотеля и вплоть до настоящего времени риторика представляет собой наиболее последовательную и всеохватную форму гуманитарного знания, превосходя в этом отношении даже такую универсальную научную дисциплину, как философия <89>. Кроме того, практическая применимость риторического знания, его высокая общественная полезность представляют собой очень серьезный аргумент в пользу основательного изучения этого предмета в школе и вузах, по крайней мере в вузах гуманитарного профиля. -------------------------------- <89> Пешков И. В. Новый органон // Бахтин М. М. Тетралогия. М., 1998. С. 570.

Пока же и самые основные, базовые риторические знания и тем более навыки убедительной речи люди чаще всего приобретают не в университете, а на практике, практике и еще раз практике судоговорения. Однако знание основ риторического искусства и наличие элементарных навыков публичной речи - это еще не искусство, предполагающее совершенное владение речью. Данное обстоятельство делает весьма злободневным исследование и современное освещение проблемы образования оратора. Каково должно быть содержание образовательного процесса? Каким хотелось бы видеть его результат? От чего особенно зависит результат? В чем особенности такого образования в наш информационный век, значительно расширивший горизонты общения между людьми? Каким именно образом процесс нашего образования и самообразования может быть направлен на развитие способности убеждать? Какова может быть последовательность собственно риторической подготовки? С чего необходимо начать? Проблема образования судебного оратора многоаспектна. Это не просто накопление некоторой совокупности знаний, это прежде всего создание условий для вовлеченного самопознания, самообучения и самовоспитания. Очень важно проследить, каким образом и при каких условиях образование способно помочь будущему оратору адаптироваться в приобретении и применении навыков оратора. Безусловно, образование - это прежде всего процесс и результат передачи предшествующими поколениями значимого профессионального опыта. Б. С. Гершунский выделяет четыре аспекта содержательной трактовки понятия "образование": ценность, система, процесс и результат. И с этим определением нельзя не согласиться. Профессиональное образование, по мнению С. Я. Батышева, представляет собой процесс и результат овладения определенным уровнем знаний, умений и навыков, норм и ценностей по конкретным профессиям с одновременным формированием общей культуры личности. Итак, формирование общей культуры личности было и есть обязательным условием формирования будущего судебного оратора. Для современного судебного оратора в понятие профессионального образования включается прежде всего умение критически мыслить, оценивать существующие правовые проблемы с разных позиций. Действительно, будущему оратору важно иметь высокий уровень развитых способностей, но еще более важно уметь индивидуально применять изученное к каждому конкретному судебному примеру. Можно выделить одинаковые по степени значимости образовательные уровни адвоката: общеобразовательный, профессиональный, коммуникативный, риторический. При отсутствии одного из некоторых уровней нарушается необходимое единство образования оратора. В данном контексте под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения <90> и самообучения. -------------------------------- <90> Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. С. 128.

Для того чтобы правильно исследовать и оценить образование оратора, необходимо определиться, что такое судебное красноречие. Существуют разные точки зрения. Наука или искусство убеждения при помощи слов? Но большинство авторов приходят к тому, что риторика триедина. Она была искусством убеждать с помощью слов, наукой об искусстве убеждать с помощью слов и процессом убеждения, основанным на моральных принципах <91>. -------------------------------- <91> Хазгеров Т. Г., Ширина Л. С. Указ. соч. С. 4.

Прежде всего, надо научиться правильно понимать информацию, мыслить, грамотно говорить и писать. Образование оратора, специальная (собственно риторическая) часть которого, по мысли Квинтилиана, "не требует многих лет" <92>, начинается с полноценного общего образования и овладения родным языком в той степени, которая исключает затруднения или ошибки в устном и письменном общении на распространенные темы. И что очень важно особенно в риторике, она должна не просто показать, а доходчиво раскрыть все возможные области и способы практического приложения теоретического знания. Но профессиональная риторика, например юридическая, осуществляется не только на определенном объеме теоретических знаний, но и предполагает знание о той деятельности, в рамках которой предстоит использование риторического знания, а что самое главное - предусматривает овладение принятой системой ценностей, поведенческими навыками и умениями. -------------------------------- <92> Квинтилиан М. Ф. Марка Фабия Квинтилиана двенадцать книг риторических наставлений. СПб.: Типография Императорской российской академии, 1834. Ч. 2. С. 514.

Мышление должно быть логически правильным и ситуативно-адекватным, речь - правильной, ясной, уместной, яркой и безупречной в смысле ее соответствия культурно-речевым нормам. А для судебного оратора она прежде всего должна быть уместной, а затем профессиональной, ясной, точной, лаконичной, образной, и все это вместе должно приводить к ее убедительности. Такое образование человек получает в детстве и отрочестве благодаря семейному и школьному воспитанию, неотъемлемой частью которых должно быть привитие вкуса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, к творчеству, развитие нравственных начал личности. Именно эти качества подкрепляют и делают практически применимой общую культурно-речевую компетенцию, без которой дальнейшие шаги на пути к ораторству будут бессмысленны. Здесь же, на уровне первоначального образования, будет полезна и риторическая "пропедевтика", прежде всего заключающаяся в воспитании серьезного отношения к мысли и к слову, в развитии базовых коммуникативных навыков. Вот, например, знаменитый адвокат Н. П. Карабчевский "кажется почти невероятно многогранным". В этом есть большая доля правды: его творческое наследие включает в себя стихи, художественную прозу и критику, переводы, судебные очерки и речи, публицистику, мемуары <93>. Н. П. Карабчевский был в числе учредителей авторитетного еженедельника "Право" и "Юрист". Современники о нем скажут, что он "отличался правовой эрудицией, даром слова и логического мышления, находчивостью, силой характера, темпераментом бойца", но при этом все признают, что это завоевал он не только талантом, но и подвижническим трудом. -------------------------------- <93> Троицкий Н. А., Карабчевский Н. П. Около правосудия. Тула: Автограф, 2001. С. 10.

Когда читаешь вспоминания об А. Ф. Кони, замечаешь, что о нем никогда не говорят только как о судебном деятеле, а всегда добавляют, что он ученый-юрист, блестящий оратор и талантливый писатель, критик, мемуарист. Широта его знаний в области литературы, истории, философии, права, медицины и психологии поражала знавших его людей <94>. Еще при его жизни скажут, что все это стало возможным при наличии огромной и долговременной памяти, острого ума и желания учиться всему и всегда. -------------------------------- <94> Волк С., Выдря М., Муратов А. Анатолий Федорович Кони // Кони А. Ф. Собр. соч. М.: Юридическая литература, 1966 - 1969. Т. 1. С. 5.

С. А. Урусов блестяще знал и понимал литературу и поэзию. Он был признанным литературным критиком и сам писал стихи. Круг его интересов был широк <95>. А. Ф. Кони говорил, что он часто ссылался на Шекспира и Данте, Лермонтова и Толстого, Тургенева и Достоевского <96>. -------------------------------- <95> Заслуживающими внимания являются его произведения о поэзии Баратынского, Некрасова, Гаршина, Лермонтова, Тургенева, Грибоедова, Толстого. <96> Кони А. Ф. С. А. Андриевский. Тула, 2000. С. 15.

С. А. Андриевский на юбилее "короля русской адвокатуры" В. Д. Спасовича сказал: "Вы поэт уже потому, что у вас главная радость жизни, самая бестелесная, самая воздушная, какую можно себе представить, - книги. Все книги и все роды литературы: стихи, драмы, учебники, новые теории, новые романы, законы, политика - все, что великая мысль человеческая бросает времени, все духовное творчество мира" <97>. -------------------------------- <97> Андриевский С. А. Речь на юбилее В. Д. Спасовича 31 мая 1891 г. // С. А. Андриевский. Избранные труды и речи. Тула, 2000. С. 313.

А. И. Урусов много читает, усиленно изучает изобразительное искусство, часто посещает музеи, картинные галереи во многих городах России, во Франции, Германии. Одновременно он следит за развитием театра в России, знакомится со многими известными театральными деятелями <98>. Он готовился к изданию Пушкинского словаря. -------------------------------- <98> Смолярчук В. И. А. Ф. Кони и его окружение: Очерки. М., 1990. С. 105.

Чтобы наша способность к убедительной речи могла развиваться, в первую очередь надо научиться внимательно относиться к содержанию речи и к истинному ее смыслу. Кажущаяся простота достижения соответствующей способности мыслить и говорить на самом деле требует очень взыскательного отношения к тому, что и (особенно) как говорится и пишется, требует вдумчивого, обильного и содержательного чтения, требует осознанной практики в устной и письменной речи. Совершенство в обыденной, не требующей специальных познаний или способностей речи достигается прежде всего постоянным самообразованием, хотя полноценное среднее и высшее образование является для этого обязательным фундаментом. Есть одна легенда о мудреце, обучавшем риторике, который каждый раз по-разному выбирал себе учеников. И когда его спросили, что вы в учениках проверяете, он ответил: "Способность учиться всегда и во всем". И в этом заложена основная мудрость получения самообразования. Ораторское искусство - это смешение жанров человеческой деятельности. Оно имеет постоянное как интеллектуальное, так и эмоциональное содержание и требует не только ясного разума, но и хорошей техники использования не только головы, но и тела <99>. -------------------------------- <99> Морган Н. Ораторское искусство. М., 2005. С. 19.

Именно постоянное самообразование вкупе с привычкой к анализу всякого произнесенного нами или при нас слова формируют в человеке свойство, которое современное отечественное языкознание обозначило как развитую языковую личность. Первый и главный признак наличия соответствующей способности - это безупречное чувство уместности речевого поступка, правильности и точности языка, стремление при всяком возможном случае утвердить нормы правильного мышления и грамотной родной речи. Такой уровень владения языком предполагает любовь к точности и красоте родного слова, стремление к его совершенству. Эти качества присущи каждому обладателю правильной и богатой речи вне зависимости от его профессиональной принадлежности, образовательного ценза или социального статуса. Только при наличии этих качеств имеет смысл приступать к изучению основ теоретической риторики и специальным упражнениям, призванным подготовить нас к практическому действию словом. Кроме того, необходимо отчетливо понимать, что и для каких целей мы будем осваивать, каков культурный контекст искусства публичной речи, какие этические требования могут ограничивать нас в нашей риторической практике, с самого начала необходимой для образования в нас оратора. В настоящее время можно наблюдать разделение понятий риторики как науки об изобретении мыслей и красноречия, отвечающего за средства их выражения и расположения <100>. Условность этого разделения, идущего от различия определений риторики, данных Аристотелем и Цицероном, определяется тем фактом, что мысль, как заметил Л. С. Выготский, "не выражается в слове, но совершается в нем" <101>. Поэтому, говоря о красноречии и риторике, мы будем иметь в виду практический и теоретический аспекты цельного риторического знания. -------------------------------- <100> Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1997. С. 69. <101> Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1956. С. 379.

Сформулированный современной теорией речевой деятельности (психолингвистикой) принцип единства мысли и слова <102> можно представить как основу риторического метода познания и представления истины. Именно поэтому взаимосвязь собственно риторики в аристотелевом определении и цицеронова красноречия представляется неразделимой. Можно быть сильным ритором, умеющим объяснить, как достигается убеждение в том или ином случае, но вовсе не преуспеть в ораторстве, предполагающем убеждение на практике. Даже самое полное знание риторической теории ничто без способности к эффективной и ответственной речи. Такая способность предполагает в первую очередь определенный склад личности, особенную закалку интеллекта и волевого начала. -------------------------------- <102> Там же. С. 322.

Сколь же обширным должно быть образование, необходимое для того, чтобы из любого предмета извлечь важнейшие мысли и убедительно представить. Это предполагает наличие знания и умения, достаточного для того, чтобы (возможно с помощью специалистов) разобраться в любом специальном предмете, а также способности учиться, осваивать любое новое дело, сколь бы сложным и необычным оно ни казалось. Ведь известно, что хороший адвокат не будет заявлять просителю о том, что не специализируется в той или иной отрасли права, а просто возьмет дело, изучит его и с блеском его проведет. Точно так же необходимо осознавать и самого себя в качестве оратора, видеть собственный образ в общении. Обычно самопонимание дается человеку труднее, чем понимание собеседника, но именно благодаря способности видеть и понимать себя оттачивается особая наблюдательность, позволяющая моментально и очень точно распознавать малейшие нюансы происходящего диалога, видеть их даже в том случае, если собеседник только молчит. Итак, для начала необходимо освоить не только общую речевую компетенцию, но чувствовать и знать все, что имеет отношение к риторической традиции человечества - ее теоретические основы, этическое содержание и неотделимость от жизненной практики. Необходима базовая гуманитарная образованность, предполагающая не только знакомство с важнейшими явлениями человеческой культуры, но и развитый интеллект, живое воображение, знание жизни. Кроме того, практическая направленность риторического знания предполагает готовность оратора использовать всякое наработанное знание и умение, тут же приспосабливая его к своим речевым поступкам. Такая готовность может быть реализована только в ситуациях, требующих от нас действия словом. Следовательно, выбрав для себя путь судебного оратора, начав необходимое образование, надо приспособить к этому прежде всего образ мышления, риторические потребности. Образование оратора, призванное включить нашу речь в риторическую традицию, сделать наше слово полным смысла, убедительности и красоты, требует постоянного совершенствования и практики. Кроме этого, требуется навык постоянного самообразования, самооценки. Именно на этой основе специальное теоретическое знание поможет развить практическое судебное красноречие, предстанет искусством, влияющим на убеждения, а главное, на решения судей.

Название документа