О системе оценки и сертификации квалификаций юридических кадров
(Свистунов А. А., Субботин В. Н.) ("Юридическое образование и наука", 2012, N 1) Текст документаО СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ <*>
А. А. СВИСТУНОВ, В. Н. СУББОТИН
Свистунов Алексей Александрович, заместитель председателя УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации, председатель правления АЮРО, советник ректора МГЮА им. О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук, доцент.
Субботин Валерий Николаевич, Ученый секретарь УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации, директор центра по работе с филиалами и обеспечению деятельности УМО по юридическому образованию МГЮА им. О. Е. Кутафина, кандидат педагогических наук, доцент.
В настоящее время на основании соответствующего государственного заказа в Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина осуществляется разработка проекта, задачей которого является создание к 2015 г. общероссийской системы оценки и сертификации квалификаций в области юриспруденции. В данной статье обосновывается необходимость формирования подобной системы в нашей стране и в общих чертах раскрывается ее содержание.
Ключевые слова: оценка и сертификация в области юриспруденции, Межведомственная комиссия по вопросам повышения качества высшего юридического образования, МВК, Ассоциация юристов России, АЮР, Ассоциация юридического образования, АЮРО, единый квалификационный экзамен, профессиональные стандарты, экспертно-методический центр в области юриспруденции, ЭМЦ, центр оценки и сертификации квалификаций в области юриспруденции, ЦОСК.
At present on the basis of relevant state order in Moscow State Juridical Academy named after O. E. Kutafin the elaboration of project the task of which is creation by 2015 of all-Russia System of Valuation and Certification of Qualifications in the Sphere of Jurisprudence is being effectuated. The present article substantiates the necessity of formation of such system in this country and reveals the contents thereof.
Key words: valuation and certification in the sphere of jurisprudence, Inter-departmental Commission on the Issues of Improvement of Quality of Higher Juridical Education, IDC, Association of Lawyers of Russia, ALR, Association of Juridical Education, AJE, uniform qualification exam, professional standards, expert-methods center in the sphere of jurisprudence, center of valuation and certification of qualifications in the sphere of jurisprudence, CVCQ.
Актуальность создания в России системы оценки и сертификации квалификаций юридических кадров обусловлена тем, что в настоящее время российское высшее юридическое образование переживает этап серьезной модернизации, связанной, с одной стороны, с переходом России на уровневую систему высшего профессионального образования, а с другой стороны, обусловленной озабоченностью государства качеством юридического образования, а также поисками путей и способов повышения качества подготовки юристов. В этой связи появляется необходимость исследовать современные ключевые проблемы юридического образования, а также определить наиболее доступные и эффективные меры, направленные на повышение его качества. По оценочным данным Роскомстата, российские вузы каждый год выпускают примерно 150 - 160 тыс. молодых юристов. Одновременно во всех вузах России обучаются по направлению и специальности "Юриспруденция" более одного миллиона человек (из доклада руководителя Рособрнадзора Л. Н. Глебовой на заседании Межведомственной комиссии по вопросам повышения качества высшего юридического образования 30 сентября 2011 г.). Подготовка юристов ведется более чем в 1200 вузах и их филиалах. В настоящее время идея включения практической составляющей в традиционные государственные экзамены отчасти реализована. Так, в большинстве вузов в состав членов государственной аттестационной комиссии в качестве члена, заместителя председателя, а иногда и председателя входит практический работник. На опыте в качестве представителя от работодателя выступают и представители судов, и представители прокуратуры, и члены (преимущественно из руководящего состава) адвокатской палаты соответствующего региона и др. Не в обиду заслуженным людям, следует признать - результат их участия в государственной аттестации выпускников, увы, не всегда эффективен. Основные проблемы заключаются в том, что такой "одиночный" представитель, по сути, теряет свою независимость; к тому же студентов он оценивает также по образовательным стандартам, в силу чего утрачивается само значение привлечения практиков в состав государственных аттестационных комиссий. Кроме того, из-за отсутствия мотивации такие представители работодателей очень быстро теряют интерес к оценочной деятельности и появляются в лучшем случае на первом экзамене, а затем и вовсе прекращают посещать заседания государственных экзаменационных комиссий. В этой связи представляется, что введение независимой оценки практических знаний юридических кадров и сертификации юридической профессии и последствия от его применения будут более действенными мерами по сравнению с сохранением классического подхода с единственным традиционным государственным экзаменом в вузах. В мае 2009 г. Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым был подписан Указ "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" <1>, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации поручено решить проблему качества подготовки юридических кадров в стране. Созданная распоряжением Президента Российской Федерации Межведомственная комиссия по вопросам повышения качества высшего юридического образования (далее - МВК), которой руководит Министр юстиции Российской Федерации А. В. Коновалов, совместно с Ассоциацией юристов России, Ассоциацией юридического образования и Учебно-методическим объединением по юридическому образованию к настоящему времени завершила разработку федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) в области юриспруденции, подготовила и запустила механизм общественной аккредитации вузов, реализующих подготовку юристов. В последнее время рабочая группа МВК ведет разработку проекта единого квалификационного экзамена для выпускников, получивших диплом о высшем юридическом образовании. -------------------------------- <1> Российская газета. 2009. 29 мая. N 97.
30 сентября 2011 г. на очередном заседании МВК обсуждался вопрос "О едином квалификационном экзамене, дающем право на занятие определенным видом юридической деятельности". На основании результатов, выработанных рабочей группой МВК, и доклада председателя правления Ассоциации юристов России (далее - АЮР) И. Е. Манылова был принят ряд решений, в т. ч. о необходимости провести детальную проработку всех аспектов введения единого квалификационного экзамена, дающего право на занятие определенным видом юридической деятельности. На том же заседании в выступлении руководителя Рособрнадзора Л. Н. Глебовой было отмечено, что с сентября 2011 г. ведется аналогичная работа в рамках государственного контракта на выполнение работ по проекту "Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в области юриспруденции", в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года". В данном распоряжении государством четко поставлена задача в сфере образования: к 2020 г. обеспечить введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах. Проект реализуется по 16 отраслям и направлениям, в т. ч. и по юриспруденции, и рассчитан на три года. На основании результатов конкурса разработку проекта осуществляет МГЮА им. О. Е. Кутафина. В процессе выполнения государственного заказа осуществлен анализ международного и российского опыта, изучены потребности в оценке и сертификации квалификаций юридических кадров, проанализированы возможные участники (потребители) результатов сертификации. Особое внимание уделялось подготовке перечня нормативных и методических документов, необходимых для функционирования системы сертификации квалификаций в области юриспруденции. Важнейшим результатом исследовательской работы стала разработка на основе типовой модели, представленной государственным заказчиком, модели общероссийской системы оценки и сертификации квалификаций в области юриспруденции (далее - система). По итогам проведенной работы был сделан вывод, что система должна представлять собой целесообразную упорядоченную совокупность элементов, призванных обеспечить достоверную и объективную оценку и сертификацию квалификаций юридических кадров, которая может стать: - необходимым этапом для получения допуска в юридическую профессию (в органах исполнительной власти, органах судебной власти, правоохранительных органах, адвокатуре, нотариате и др.); - объективным источником получения сведений об уровне профессиональной подготовки юридических кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; - важным элементом в системе мер по повышению качества юридического образования посредством проведения независимой аттестации выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования. Задачи системы в целом идентичны задачам единого квалификационного экзамена. Более того, концепция единого квалификационного экзамена органично входит в формат системы оценки и сертификации квалификаций юридических кадров и становится ее неотъемлемой частью. Фактически система будет выполнять функцию "фильтра" с целью предоставления работодателям (посредством сертификации) гарантии качества подготовки юридических кадров. Особенно важно формирование системы с учетом увеличения на рынке образовательных услуг числа вузов с сомнительной репутацией. Также необходимо обратить внимание на то, что в связи с новым законодательством в области образования и появлением образовательных стандартов третьего поколения вузы России в ближайшее время в массовом порядке будут выпускать магистров юриспруденции без базового юридического образования уровня бакалавриата или специалитета. При этом в соответствии с новыми ФГОС ВПО по направлению подготовки "Юриспруденция" базовыми юридическими компетенциями овладевает именно "бакалавр", а "магистр" только приобретает дополнительные профессиональные компетенции. Как показывает анализ этой проблемы, сегодня в магистратуре по юриспруденции нередко обучаются экономисты, менеджеры, педагоги, политологи, инженеры, агрономы, ветеринары и т. п. В случае если подобная практика продолжится, скоро претендовать на высшие юридические должности в стране (а для их замещения предполагается установить образовательный ценз в виде магистерской квалификации) будут магистры без базовых юридических знаний, умений и навыков. Учитывая сказанное, а также специфику потребителей юридических кадров, широкую профилизацию юридических профессий, отсутствие на данный момент профессиональных стандартов в области юриспруденции, представляется, что в настоящий период в системе будет правильным присвоение квалификации юриста широкого профиля с возможностью приобретения им соответствующей специализации при дальнейшем послевузовском образовании и/или юридической практике. В процессе сертификации в данном случае должен оцениваться базовый уровень юридических знаний, умений и навыков независимо от уровня полученного высшего юридического образования (бакалавр, магистр, специалист). Необходимо также отметить, что в новых ФГОС ВПО в области юриспруденции исчезла квалификация "юрист". Теперь вузы будут готовить выпускников по направлению подготовки "Юриспруденция" с присвоением квалификации (степени) "бакалавр" или "магистр". По ряду юридических специальностей ("Правоохранительная деятельность", "Правовое обеспечение национальной безопасности") будет присваиваться квалификация (степень) "специалист", но опять же не "юрист". Такая ситуация дает нам возможность вернуть квалификацию "юрист", которая будет присваиваться лицам, успешно сдавшим квалификационные экзамены и прошедшим сертификацию квалификации в системе. При этом присваивать данную квалификацию будут уже не вузы (которые сейчас фактически проверяют сами себя), а представители профессионального сообщества в первую очередь представители работодателей и их главного объединения - Ассоциации юристов России. В будущем, если профессиональные стандарты будут созданы с учетом видов юридической деятельности, возможен будет и учет специализаций, и соответствующая квалификационная оценка. На заседаниях МВК неоднократно говорилось, что программа проведения единого квалификационного экзамена может предусматривать присвоение как квалификации юриста широкого профиля, так и соответствующих профессиональных квалификаций. В любом случае основной задачей квалификационного экзамена с последующей сертификацией квалификации является установление соответствия компетенций экзаменующегося требованиям профессиональных стандартов. Для наглядности представляется следующая концептуальная схема системы:
Межведомственная комиссия по вопросам повышения качества высшего юридического образования Ассоциация юристов России
Центры оценки и Образовательные сертификации учреждения РАБОТОДАТЕЛИ квалификаций в области юриспруденции
/\
Экспертно-методический центр в области юриспруденции
\/ \/
Соискатели на получение юридической квалификации
Каждый участник системы выполняет соответствующие функции. 1. Межведомственная комиссия по повышению качества высшего юридического образования и Ассоциация юристов России. 19 декабря 2011 г. на очередном заседании МВК одобрила создание системы оценки и сертификации квалификаций юридических кадров и подтвердила свою готовность возглавить совместно с Ассоциацией юристов России ее деятельность в общероссийском масштабе. На МВК и АЮР планируется возложить: - определение приоритетных направлений деятельности в области оценки и сертификации квалификаций; - утверждение организационно-методических документов по вопросам оценки и сертификации квалификаций, в т. ч. по функционированию и наделению полномочиями центров оценки и сертификации квалификаций в области юриспруденции; утверждение тарифов на выполнение работ по оценке и сертификации квалификаций; - утверждение формы сертификата и срока его действия; - утверждение требований к экспертам; - осуществление взаимодействия с органами государственной власти, общероссийскими объединениями работодателей и профессиональными сообществами, общественными, международными и иными организациями по вопросам оценки и сертификации квалификаций в области юриспруденции. С целью организационного обеспечения координации и контроля деятельности системы предполагается создать при АЮР Совет по сертификации юридических квалификаций, в который вошли бы: - представители Рособрнадзора; - представители государственных органов (Минюст России, МВД России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, высшие судебные органы и др.); - представители общественных объединений юристов (объединения адвокатов, нотариусов и др.); - представители Ассоциации юридического образования. Совет по сертификации юридических квалификаций возьмет на себя определение, разработку и утверждение документов, на основе которых будет функционировать система, в том числе: - порядок оценки и сертификации квалификаций; - порядок наделения организации полномочиями Центра оценки и сертификации квалификаций в области юриспруденции; - порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями Экспертно-методического центра в области юриспруденции; - общие требования к экспертам по оценке и сертификации квалификаций; - типовой договор на выполнение функций Центра оценки и сертификации квалификаций в области юриспруденции; - положение об Экспертно-методическом центре в области юриспруденции и др. 2. Экспертно-методический центр в области юриспруденции (ЭМЦ) и Центр оценки и сертификации квалификаций в области юриспруденции (ЦОКС). ЭМЦ И ЦОКС являются основными элементами системы, выполняют основные функции и решают основные задачи, поставленные перед системой. Экспертно-методический центр и Центры оценки и сертификации квалификаций юридических кадров находятся в тесном взаимодействии с остальными элементами системы - участниками процесса оценки и сертификации квалификаций в области юриспруденции. Система взаимосвязей устанавливается через диалог с обществом, потенциальными работодателями, в числе которых могут быть государственные структуры, профессиональные сообщества, частные компании и др. ЭМЦ выступает посредником и консолидирующим началом между профессиональным и образовательным сообществом, который возьмет на себя полномочия по изучению потребностей профессионального рынка в юридических кадрах и обеспечения интересов работодателей в сертифицированных юристах. Целью деятельности ЭМЦ является организационно-методическое обеспечение деятельности системы. В соответствии с поставленной целью перед ЭМЦ ставятся следующие задачи: - разработка организационно-методических документов, конкретизирующих процедуры оценки и сертификации квалификаций; - разработка на основе соответствующих профессиональных стандартов (квалификационных характеристик) методов, оценочных средств и критериев оценки квалификаций, осуществление их экспертизы и актуализации с привлечением заинтересованных работодателей; - формирование и поддержание в актуальном состоянии банка оценочных средств; - оказание методической и консультационной поддержки ЦОСК; - разработка программ подготовки, проведение обучения и ведение реестра экспертов по оценке и сертификации квалификаций; - участие в разработке профессиональных стандартов юридических профессий; - разработка предложений по развитию системы, совершенствованию ее нормативно-методического обеспечения. ЦОСК является организацией, уполномоченной системой осуществлять оценку и сертификацию квалификаций юридических кадров и выдавать свидетельства о сертификации квалификаций. Основными целями деятельности ЦОСК являются: - реализация признаваемых юридическим сообществом объективных, достоверных и прозрачных процедур сертификации квалификаций юридических кадров; - обеспечение гарантии соответствия подтвержденных квалификаций сертифицированного юриста установленным требованиям, правилам, стандартам и общепринятым процедурам оценки уровней и сертификации квалификаций. Задачами деятельности ЦОСК являются: - оценка уровней квалификаций; - сертификация квалификаций; - выдача свидетельств о сертификации квалификаций; - подготовка предложений и участие в разработке организационно-методического обеспечения процедур оценки уровней и сертификации квалификаций; - участие в создании и развитии информационной инфраструктуры системы. Деятельность ЦОСК строится с учетом принципов системы и осуществляется на основе: - добровольности прохождения оценки и сертификации квалификаций юристов; - доступности процедур оценки и сертификации квалификаций; - независимости и объективности оценки квалификаций, делегирования оценки независимым экспертам; - систематического обучения и подтверждения профессиональной компетенции экспертов, производящих оценку; - адаптации процедур оценки к изменяющимся требованиям к квалификациям; - открытости информации о процедурах и результатах оказания услуг по оценке и сертификации квалификаций; - достоверности информации об оказании услуг по оценке и сертификации квалификаций и своевременности ее представления; - защиты прав лиц, желающих подтвердить свою квалификацию, при прохождении оценки и сертификации квалификаций; - обеспечения конфиденциальности в отношении персональных данных, полученных при проведении оценки и сертификации квалификаций; - соотнесения результатов собственной деятельности с политикой Системы и признаваемыми ею процедурами. Основные направления деятельности ЦОСК: - реализация процедур оценки и сертификации квалификаций; - широкое информирование граждан и организаций по вопросам предоставления услуг по оценке и сертификации квалификаций юристов; - участие в разработке и совершенствовании организационно-методического обеспечения процедур сертификации квалификаций (экспертиза проектов профессиональных стандартов, процедур оценки, формирование требований к экспертам, осуществляющим деятельность по сертификации квалификаций и пр.). Следует отметить, что в системе будут функционировать один ЭМЦ (как организационно-методический центр) и несколько ЦОСК, количество которых будет определяться потребностью в сертифицированных юристах в регионах. Планируется, что ЦОСК будут создаваться при участии региональных отделений Ассоциации юристов России. На время проведения апробации разработанных моделей было определено и согласовано с Минобрнауки России создание Экспертно-методического центра на базе МГЮА им. О. Е. Кутафина, а "пилотного" Центра оценки и сертификации квалификаций в области юриспруденции - на базе Санкт-Петербургского государственного университета. 3. Образовательные учреждения и соискатели на получение юридической квалификации. В данной системе образовательные учреждения становятся заинтересованными в выпуске качественно подготовленных юридических кадров, поскольку независимая оценка и сертификация квалификаций выпускников становится объективной оценкой деятельности каждого конкретного вуза. Для выпускников вузов сертификация должна стать необходимым этапом для получения допуска в юридическую профессию. 4. Работодатели. Работодатели являются потребителями юридических кадров, и потому они в первую очередь должны быть заинтересованы в функционировании системы, позволяющей отбирать для них высококвалифицированные юридические кадры. В системе предлагается допускать к прохождению квалификационного испытания лиц, которым присвоена квалификация (степень) "бакалавр", "магистр" или "специалист" по направлению подготовки "Юриспруденция" и родственным специальностям. Лицу, успешно выдержавшему квалификационное испытание, выдается сертификат о присвоении квалификации "юрист" установленного Правительством Российской Федерации образца. В системе ведется реестр сертифицированных специалистов - открытый накопительный список лиц, получивших квалификационный сертификат после прохождения процедуры оценки, который ведет каждый Центр оценки и сертификации квалификаций. Структура реестра организована по областям и видам трудовой деятельности и уровням квалификации. Единый реестр сертифицированных специалистов - открытый список сертифицированных лиц, который ведет базовая организация на основе данных от Центров оценки и сертификации квалификаций. Таким образом, можно сделать вывод о том, что результаты оценки и сертификации квалификаций юридических кадров очень важны и для Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, и для образовательных учреждений, и для работодателей. Так, для Минобрнауки России и Рособрнадзора - это дополнительная и в целом объективная оценка качества подготовки кадров в конкретных образовательных учреждениях; - для образовательных учреждений - это информация для принятия решений по улучшению образовательного процесса в вузе; - для работодателей - это фильтрация выпускников, имеющих диплом о высшем юридическом образовании, но не обладающих профессиональными компетенциями, а порой и элементарными базовыми юридическими знаниями. Таким образом, предварительный анализ создаваемой системы оценки и сертификации квалификации юридических кадров позволяет определить идею ее формирования в качестве актуальной и приоритетной практической задачи, а также сделать вывод о том, что ее внедрение, несомненно, окажет позитивное влияние на качество преобразований в юридической сфере.
Название документа