Законодательные основы государственного регулирования инновационной деятельности

(Астапов К. Л.) ("Законодательство и экономика", 2012, N 1) Текст документа

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <1>

К. Л. АСТАПОВ

Важнейшей целью государственной экономической политики на современном этапе провозглашено обеспечение технологического переоснащения промышленности, модернизации экономики, инновационного развития. Доктор экономических наук, начальник отдела методологии регулирования ФСФР России К. Л. Астапов провел исследование и пришел к выводу, что на практике механизмы государственной политики носят несистемный характер, а в силу ряда объективных и субъективных причин инновационный сценарий развития экономики пока не стал преобладающим.

Инновации в стратегии развития российской экономики до 2020 г.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция 2020), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предусматривает формирование российской экономики на базе экономики лидерства и инноваций. К 2020 г. ставится задача занять значимое место (5 - 10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в пяти - семи и более секторах, а также сформировать условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, в первую очередь в сфере экономики знаний. В соответствии с Концепцией 2020 формирование инновационной экономики предполагает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником доходов наряду с традиционной рентой от использования природных ресурсов становится производство новых идей, технологий и социальных инноваций, что, в свою очередь, позволит конкурировать как с дешевой рабочей силой экономик Китая и Индии, так и с высококачественной и инновационной продукцией развитых стран. В Концепции 2020 выделяются следующие характеристики развития инновационной экономики: - развитие основывается на модернизации традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 г. остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта. В сырьевом секторе также возможны инновации, связанные с большей эффективностью добычи ресурсов, их транспортировки, повышением качества сырья; - превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность в три - пять раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 - 1,8 раза. Такой рост производительности труда и повышение выпуска инновационной продукции - крайне амбициозная задача, но если производительность труда и другие показатели действительно возрастут в таких масштабах, это станет прорывом для развития современной России; - формирование новой экономики (экономики знаний и высоких технологий) должно стать одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 г. по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. Постановка подобной задачи действительно означает нацеленность на структурную трансформацию экономики. Постиндустриальная экономика предполагает доминирование экономики знаний и высоких технологий, в том числе сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемких подотраслей химии и машиностроения. Ожидается, что доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте удвоится и составит 17 - 20% (2007 г. - 10 - 11% ВВП). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5 - 3% ВВП в 2020 г. (2007 г. - 1,1%). Расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5 - 7% ВВП в 2020 г. (2007 г. - 4,8%), на здравоохранение - 6,7 - 7% в 2020 г. (2007 г. - 4,2% ВВП) обеспечат опережающее развитие человеческого потенциала. Однако несоответствие структуры цен в российской экономике мировой, в частности заниженная добавленная стоимость в сфере образования и здравоохранения в нашей стране, подрывает воспроизводство этих секторов экономики, сдерживает приток активных и творческих людей в названные сферы. Большая дифференциация экономического развития регионов России усложняет реализацию единой модели развития, поскольку одновременно должны решаться задачи и догоняющего, и опережающего развития. Основная проблема сложившейся модели экономического роста обусловлена усилением структурной несбалансированности экономики с преобладанием сырьевых отраслей, причем такая ситуация склонна к самовоспроизводству. Ряд моделей показывают, что сырьевой сектор должен расширяться, в то время как база для воспроизводства внутри-ориентированного сектора экономики постоянно сжимается. Следствием такой ситуации в частности является усиливающаяся дифференциация доходов трудоспособного населения в зависимости от занятости в том или ином секторе экономики. Дифференциация развития регионов также усиливается. В Концепции 2020 провозглашается тезис: переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста обеспечит формирование нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. Насколько обоснованно опираться исключительно на человеческий потенциал и предпринимательский талант для проведения структурной реформы? С нашей точки зрения, подобная задача в принципе не может быть решена за счет внутренних ресурсов, поскольку необходимо комплексное привлечение иностранных инвестиций, иностранных специалистов в различные сектора экономики, отстранение коррумпированной бюрократии от управления компаниями. Таким образом, для проведения структурной реформы недостаточно опоры на человеческий капитал без изменения самого механизма управления экономикой, создания условий как для внутреннего самовоспроизводства, так и серьезных препятствий простого вывоза сырья и капитала из России, привлечения иностранных инвестиций в различные отрасли экономики. Первое направление Концепции 2020 - развитие человеческого потенциала России, включая создание благоприятных условий для развития способностей человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. При этом для инновационного развития экономики в качестве первостепенных задач выделяются следующие: - формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства; - переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности; - обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни; - создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа; - улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека; - обеспечение высокой профессиональной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности. Второе направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, в том числе: - создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики; - отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов; - поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса; - снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов; - улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал; - повышение договороспособности организаций и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества; - обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики. Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, включая: - формирование национальной инновационной системы, таких ее элементов, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и др.; - формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям; - создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний; - содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области. Перечисленные направления в целом реализуются. Так, созданы институты развития, запущены механизмы государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), снижается налоговая нагрузка, государство расширяет закупки высокотехнологичной продукции и т. д. Однако часто подобные меры носят несистемный характер, отсутствует четкая последовательность в претворении тех или иных шагов государственной политики. Так, изначально основным механизмом ГЧП являлись особые экономические зоны (технико-внедренческие) и концессии. В дальнейшем от них фактически отказались в пользу нового проекта "Сколково". Доходы значительной части занятого населения остаются на низком уровне и нередко оказываются ниже пенсий из государственного пенсионного фонда отдельных категорий граждан. Таким образом, государственная система, коррупция в бизнесе и государственном управлении подрывают стимулы к эффективной работе. Несмотря на рост доходов на душу населения диспропорции сохраняются и по-прежнему обусловливаются занятостью населения в экспортном или внутреннем секторе. Инновационные разработки часто остаются невостребованными. В Концепции 2020 зафиксировано, что основные институциональные сдвиги должны произойти в секторах, обеспечивающих развитие человеческого капитала. Одновременно выстраивание современной системы экономических институтов требует проведения мер по развитию конкуренции на рынках готовой продукции, сферы услуг, инфраструктуры, строительства и др. Концепция 2020 предусматривает формирование национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни. Формирование подобной системы действительно может стать основой инновационной модернизации российской экономики при условии проведения последовательной, системной политики в этой сфере, охватывающей всю цепочку разработки и создания инновационной продукции. Для создания эффективной национальной инновационной системы предполагаются следующие шаги: - распространить спрос на инновации с узких секторов на различные отрасли экономики. Это действительно приоритетная задача. Надо понимать, что в реальности немного предпосылок для наращивания спроса на инновационную продукцию, поскольку куда проще договориться о гарантированных поставках продукции с членами отдельных "кланов", чем честно конкурировать на рынке; - повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), интеграцию в мировую науку и мировой рынок инноваций, придать импульс соответствию инноваций рыночным потребностям; - преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры, поскольку, несмотря на формальное создание необходимых элементов, пока не поддерживается инновационный процесс на протяжении всего цикла - от генерации до коммерциализации и внедрения инноваций. Концепция 2020 предусматривает, что цель создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития - масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития, формирование у населения и предприятий модели инновационного поведения, поддержка процессов создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики. Это позволит обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность. На наш взгляд, наряду с мерами стимулирования спроса на инновационную продукцию государству важно формировать условия для эффективного привлечения иностранных инвесторов в целях содействия интеграции российской промышленности в глобальную инновационную систему, в том числе путем: - поддержки вхождения российских предприятий в бизнес-альянсы, направленные на создание технологий и продуктов; - устранения ограничений по доступу российских предприятий к современным иностранным технологиям; - устранения ограничений на иностранные инвестиции за исключением ограниченного перечня стратегических предприятий; - участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях для интеграции в мировое научно-технологическое пространство; - разработки и реализации на основе долгосрочного технологического прогноза масштабных проектов в сфере развития отдельных технологий; - принятия и реализации программы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, услуг, технологий; - поддержки покупки зарубежных активов - технологических доноров и центров подготовки персонала, в том числе инжиниринговых и проектных компаний; - развития и поддержки программ по академическому обмену и стажировке как российских специалистов и ученых-преподавателей за рубежом, так и иностранных в России. Кроме того, выбор приоритетов инновационного развития и долгосрочных прогнозов технологического развития должен осуществляться на государственном уровне. Частные компании, безусловно, могут устанавливать отдельные приоритеты на своем уровне, однако постановка и решение таких глобальных задач требует совместных усилий и государства, и бизнеса. К приоритетным высокотехнологичным секторам российской экономики относят авиационную и ракетно-космическую промышленность, двигателестроение, судостроение, радиоэлектронную промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, ядерную энергетику. На развитие этих секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных федеральных государственных программ и комплексов мер, подкрепленных необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.

Законодательные основы государственной поддержки инновационной деятельности

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" заложил законодательные основы государственной поддержки инновационной деятельности. Статья 16.1 данного Закона устанавливает, что государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения. Под государственной поддержкой инновационной деятельности понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих общих принципов: - программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки; - приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности; - обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов; - целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности. Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принимаемой Правительством РФ. Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах: - предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей; - предоставление образовательных услуг; - предоставление информационной поддержки; - предоставление консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации; - формирование спроса на инновационную продукцию; - финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал); - реализация целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации; - поддержка экспорта; - обеспечение инфраструктуры; - другие формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Кроме того, отдельные механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства устанавливаются Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: - создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций; - содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства; - создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства; - создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Государственным органом, определяющим государственную политику в сфере инноваций, является Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, созданная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 667. Комиссия осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти и взаимодействие с государственными академиями наук, общественными объединениями, организациями науки и иными заинтересованными организациями по разработке и реализации мероприятий, направленных на осуществление государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, включая вопросы научной, научно-технической деятельности, а также развития высокотехнологичных секторов экономики, включая следующие вопросы: - долгосрочное научно-технологическое прогнозирование (в том числе развитие национальной инновационной системы, определение ключевых задач развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы на среднесрочный и долгосрочный периоды, целевые индикаторы, позволяющие оценить полноту и эффективность решения поставленных задач, разработка и реализация концепций, программ и планов действий по их реализации); - развитие нанотехнологий и наноиндустрии, формирование рынка нанопродукции и наноуслуг; - обеспечение повышения спроса реального сектора экономики на высокие технологии и инновации; - развитие и повышение эффективности научных исследований и разработок, координация и оптимизация финансирования расходов на научные исследования и разработки; - повышение инвестиционной привлекательности инновационной сферы и высокотехнологичных секторов экономики (в том числе налоговое стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности; рассматривает вопросы создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в научную, инновационную сферы и высокотехнологичные сектора экономики, расширения доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций); - совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в сфере высоких технологий и инноваций, в том числе рассматривает вопросы стимулирования производства в Российской Федерации высокотехнологичной продукции и внедрения новых российских технологий, государственной поддержки производства импортозамещающей продукции, содействия повышению конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей российской экономики и развития механизмов поддержки экспорта высокотехнологичной российской продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью; рассматривает вопросы, связанные с поддержкой стратегических инновационных проектов, обеспечивающих технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий. Однако сама по себе организация государственной поддержки инноваций не приводит к желаемым результатам инновационного обновления российской экономики. Различные формы государственных организаций, ориентированных на поддержку инноваций, уже существовали. Например, в конце 1990-х гг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 827 был создан Федеральный фонд производственных инноваций, во многом реализующий схожие функции с правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям. Несколько позднее была создана Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике, рабочим органом которой является Минобрнауки России. Ежегодно ведомства, РАН и отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, представляют в Комиссию информацию о результатах работ в сфере науки и развития технологий за предыдущий год и о своих перспективных планах, а Комиссия готовит доклад по результатам развития науки и технологий в предыдущем году, в том числе о выполнении ФЦП технологического профиля. Доклад и Рекомендации представляются на обсуждение и утверждение в Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.

Формирование национальной инновационной системы в стратегии развития науки и инноваций

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, направлена на решение системной проблемы - развитие российского сектора исследований и разработок для обеспечения национальной безопасности и растущего спроса со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. Стратегия разработана с учетом Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (утв. Правительством РФ от 5 августа 2005 г. N 2473п-П7). Данные документы определяют основные понятия инновационной политики, которые в значительной мере корреспондируют с положениями Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике". Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. определяют, что инновационная система включает: - воспроизводство знаний путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны; - проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство; - промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции; - развитие инфраструктуры инновационной системы; - подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности. Инновационную систему характеризуют следующие основные показатели: - доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте; - доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации; - доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках; - сальдо экспорта-импорта технологий. Инновационная деятельность субъектов инновационной системы направлена на: - формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления; - развитие инфраструктуры инновационной системы; - вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности; - технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции; - проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок. Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации и повышения качества жизни, стимулирования экономического роста, развития фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны, объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства. Государственная политика в области развития инновационной системы реализуется по следующим направлениям: - создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности; - формирование инфраструктуры инновационной системы; - создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. К основным механизмам реализации государственной политики в области развития инновационной системы относят: - формирование целостной системы организационно-правовых, экономических и иных норм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности, включая установление порядка закрепления и передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности гражданского и двойного назначения, созданные за счет средств федерального бюджета, с целью их введения в хозяйственный оборот; совершенствование законодательной базы для развития венчурного предпринимательства; - переход к программно-целевому принципу государственной поддержки инновационной деятельности путем координации федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных целевых программ, включая поддержку инновационной деятельности в академиях наук, имеющих государственный статус, государственных научных центрах Российской Федерации и высших учебных заведениях; - увеличение доли внебюджетных ресурсов по мере выполнения этапов инновационных проектов, включая создание институтов финансирования малых высокотехнологичных предприятий на начальном этапе создания ими инновационной продукции; содействие формированию системы региональных и отраслевых венчурных фондов; - развитие внутреннего рынка инновационной продукции; - привлечение организаций малого и среднего предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах; - формирование у предпринимателей мотивации к развитию инновационной деятельности, в том числе путем расширения финансируемых государством программ; - участие государства в развитии инфраструктуры инновационной системы; - разработка критериев выбора приоритетов государственной политики в области развития инновационной системы и выявления на стадии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ потенциальных возможностей для производства конкурентоспособной инновационной продукции. Таким образом, развитие инновационной системы должно способствовать осуществлению структурных преобразований в экономике, ведущих к росту доли в валовом внутреннем продукте наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, сфере сложных организационных, технических и бытовых услуг. Однако поставленная задача к 2010 г. не была реализована, и существующие дисбалансы, отсутствие справедливой конкуренции не создают предпосылок для дальнейшей реализации. В ряде субъектов Федерации с высоким научным потенциалом реализуются пилотные проекты по формированию региональных инновационных систем; в некоторых регионах уже приняты местные законы об инновационной деятельности (в том числе в г. Москве); сформирована система и механизмы государственной поддержки наукоградов, специфической особенностью которых является приоритетное развитие инновационной деятельности и ее инфраструктуры; в четырех регионах уже создаются первые особые экономические зоны технико-внедренческого типа; начали развиваться новые для национальной инновационной системы негосударственные формы: независимые исследовательские центры (преимущественно ориентированные на зарубежный рынок), малые инновационные предприятия (включая инжиниринговые и консалтинговые фирмы); созданы предпосылки для формирования научно-исследовательских комплексов внутри крупных корпораций (корпоративная наука); заложены основы для формирования инновационной подсистемы в рамках сектора фундаментальных исследований, в первую очередь на базе имеющих высокий научный потенциал организаций РАН и других академий наук, имеющих государственный статус; началось создание региональных и отраслевых структур кластерного типа, позволяющих существенно повысить эффективность взаимодействия предприятий частного высокотехнологичного сектора экономики и научных организаций. К рискам реализации инновационного развития также относят технологическую модернизацию промышленности преимущественно на основе импортных технологий. Однако с нашей точки зрения привлечение передовых иностранных технологий - не тупик, а реальная основа для модернизации российской экономики. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечень критических технологий корректируются с учетом ориентиров развития отечественного научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, исходя из национальных интересов России и тенденций мирового научного, технологического и инновационного развития. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации задают общий вектор научно-технического развития страны и представляют собой те области реального сектора экономики России, в которых применение новых технологий и техники может принести наибольший совокупный эффект. Работа над данными документами строится во взаимодействии с Советом при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. В настоящее время формируется и корректируется перспективный план фундаментальных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники на период до 2025 г. Планы и результаты реализации стратегии должны учитываться при анализе возможностей российской науки и инновационной системы при разработке промышленной политики и отраслевых стратегий (программ) технологического профиля. Требования по повышению инновационной активности в экономике, обеспечению конкурентоспособности российских компаний на глобальном высокотехнологическом рынке, использованию и развитию потенциала российского сектора исследований и разработок должны предусматриваться в рамках показателей отраслевых стратегий и деятельности соответствующих ведомств. Федеральная целевая программа "Научно-технологическая база России на 2007 - 2012 годы" призвана обеспечить комплексность и целенаправленность реализации стратегии, развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. программно-целевым методом, объединить усилия государства, частного бизнеса и научного сообщества по обеспечению перехода Российской Федерации на инновационный путь развития. Для нас наибольший интерес представляют задачи модернизации экономики на основе технологических инноваций. Для модернизации экономики на основе технологических инноваций необходимо решать следующие задачи: - стимулировать спрос на инновации и результаты научных исследований, создавать условия и предпосылки к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров; - создавать благоприятные условия для технологической модернизации отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок; - реализовывать на основе частно-государственного партнерства приоритетных направлений развития науки и технологий, обеспечивая приоритеты технологического развития. Российская инновационная система чаще предлагает компаниям не инновационный продукт, а определенные полуфабрикаты. В связи с этим компании должны идти на дополнительные риски, связанные с реализацией российских инновационных решений.

Инструменты реализации стратегии развития науки и инноваций

В стратегии выделены мегапроекты, т. е. важнейшие инновационные проекты, имеющие государственное значение. В их рамках инновационную деятельность осуществляет группа предприятий на уровне сетевых или корпоративных структур, институциональную основу которой составляет национальная (государственная) инновационная система. Под важнейшим инновационным проектом государственного значения (мегапроект) понимается комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, направленный на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение на уровне экономики в целом или крупных секторов экономики; решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь связанных с повышением качества жизни населения, включающих прикладные научные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки, освоение производства и вывод продукции на рынок, для реализации которого концентрируются ресурсы и обеспечивается государственная поддержка. Главной экономической целью мегапроектов является усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем (в рамках активной политики импортозамещения) и внешнем рынках. Проекты предназначены для решения ключевых проблем конкурентоспособности, том числе снижения издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения), увеличения доли продукции высокой степени переработки, повышения эффективности использования сырьевой базы, обеспечения гибкости производства. Мегапроекты - это особый механизм стимулирования инновационной деятельности, обеспечивающий наиболее значимый с экономической точки зрения этап инновационного цикла - трансформацию результатов научно-технической деятельности в конкурентоспособную наукоемкую продукцию, имеющую высокий потенциал рыночной реализации. Мегапроекты представляют собой совершенно иной подход к участию государства в инновационной деятельности, который: - основан на принципе ответственного партнерства государства и частного промышленного бизнеса по реализации крупных инновационных проектов в отраслях с высокой добавленной стоимостью и существенным мультипликативным эффектом; - предусматривает концентрацию финансовых ресурсов на ограниченном числе проектов в противовес традиционной практике их распыления между многочисленными НИОКР; - ориентирован на фактический рост производства инновационной продукции вместо привычных отчетов о выполнении НИОКР. Главными особенностями мегапроектов как механизма государственного стимулирования инновационного промышленного развития можно считать: - открытое привлечение частного бизнеса к выбору приоритетов инновационного развития отдельных отраслей (подотраслей) промышленности при сохранении за государством прерогативы определения перечня этих отраслей; - сознательный отказ государства от статуса основного выгодоприобретателя по проекту в пользу его участников (исполнителей) вне зависимости от их формы собственности; - долевое (паритетное) участие государства и исполнителей мегапроекта в расходах на его выполнение; - ориентация исполнителей проекта на полноценную коммерциализацию научно-технических результатов проекта, в том числе предусматривающая применение экономических санкций за недостижение заявленных коммерческих результатов в виде объемов продаж созданной инновационной продукции. На наш взгляд, принципиальные отличия мегапроектов от отраслевого вертикально-интегрированного финансирования отраслей недостаточно состоятельны. В современной экономике преобладают межотраслевые, сетевые формы взаимодействия, которые вряд ли могут быть эффективно налажены на уровне мегапроекта. По сути, мы возвращаемся в сфере науки и инноваций в прошлое, тормозим создание максимально благоприятных условий для стимулирования модернизации на основе иностранных инвестиций. Важно не самостоятельно изобретать "новые" технологии, которые уже разработаны развитыми странами, а привлекать передовые иностранные технологии в отечественную промышленность и науку. Государством уже созданы различные фонды стимулирования инноваций, среди которых можно выделить: - Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ); - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (цель - оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности); - Российский фонд технологического развития (РФТР) и система отраслевых фондов финансирования научных исследований и экспериментальных разработок (цель - мобилизация (объединение) собственных средств предприятий для реализации прикладных, коммерчески перспективных разработок; ускорение процесса передачи новейших разработок в реальный сектор экономики; создание технологических заделов и проектной документации для обеспечения технической реконструкции промышленности на новой высокотехнологичной базе, поддержка высокотехнологичного инновационного бизнеса; развитие инновационной инфраструктуры (как одна из возможных перспективных целей дальнейшего развития деятельности РФТР); - посевные и стартовые фонды финансовой поддержки инновационных компаний на ранних стадиях развития (цель - финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемое "посевное" финансирование; финансирование недавно образованных компаний, нуждающихся в средствах для проведения дополнительных исследований или создания пилотных образцов продукции перед выходом на рынок и началом продаж); - венчурный инновационный фонд (Фонд фондов); - центры трансфера технологий (цель - ускоренное создание современной технологической базы, интеграция конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в действующую инфраструктуру создаваемой национальной инновационной системы с помощью центров трансфера технологий (ЦТТ); главная цель создания ЦТТ - развитие институциональной среды, обеспечивающей цивилизованную передачу интеллектуальной собственности в экономику); - технико-внедренческие зоны (цель - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производство новых видов продукции и развитие транспортной инфраструктуры в результате введения особых режимов для резидентов технико-внедренческой зоны, включая особый административный режим; особенности налогообложения; гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; режим свободной таможенной зоны). Можно сделать вывод: в нашей стране сформирована не только необходимая правовая база поддержки инноваций, но и начали функционировать соответствующие институты. Государственные программы нацелены на технологическое переоснащение промышленности, модернизацию экономики, инновационное развитие. Однако на практике механизмы государственной политики носят конъюнктурный, несистемный характер. В условиях низкой заинтересованности бизнеса в инновациях, отрыва научных организаций от потребностей реального сектора экономики инновационный сценарий развития экономики пока не стал преобладающим.

Название документа