Профессиональное взаимодействие как единая система межгрупповых связей и отношений сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти

(Жиляев С. В.) ("Юридическая психология", 2012, N 1) Текст документа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ЕДИНАЯ СИСТЕМА МЕЖГРУППОВЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СИЛОВЫХ СТРУКТУР С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ <*>

С. В. ЖИЛЯЕВ

Жиляев Сергей Владимирович, доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России.

Статья посвящена проблемным вопросам осуществления взаимодействия социальных групп. Кратко освещены типы профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти.

Ключевые слова: профессиональное взаимодействие как система межгрупповых связей и отношений, функциональные возможности групп, функциональная значимость, функциональная автономия групп, позиционный, соревновательный функциональный типы профессионального взаимодействия, вертикальная и горизонтальная зависимости групп.

The article is devoted to controversial issues of interaction of employees of subdivisions of law-enforcement agencies with representatives of agencies of state power. The author briefly describes types of professional interaction of employees of subdivisions of law-enforcement agencies with representatives of agencies of state power.

Key words: professional interaction as a system of inter-group connections and relations, functional opportunities of groups, positional competitive functional types of professional interaction, vertical and horizontal dependencies of groups.

В качестве эффективного механизма достижения цели исследования профессиональное взаимодействие необходимо рассматривать с позиции системной теории, которая отобразит фиксированные межгрупповые взаимосвязи, а также покажет отношения, устанавливающиеся между взаимодействующими людьми и группами. Профессиональное взаимодействие как система межгрупповых связей и отношений наиболее качественно раскрывается в специфике деятельности подразделений силовых структур и органов государственной власти. Применительно к специфике деятельности сотрудников подразделений силовых структур и представителей органов государственной власти целесообразно рассмотреть их профессиональное взаимодействие в международных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. В международных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пространственном и временном пределах в наибольшей степени сконцентрированы усилия Федеральной службы безопасности (ФСБ России); Министерства внутренних дел РФ (МВД России); Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России); Федеральной таможенной службы РФ (ФТС России); Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС России); Федеральной службы по санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному контролю РФ; Транспортной инспекции РФ и др. В организации и осуществлении профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти неотъемлемой составляющей являются группы сотрудников в организационно-штатной структуре соответствующих подразделений со своими потребностями, мотивами, целями и интересами. Выработка мер, обращенных к определенным социальным группам, учет всех присущих социально-психологических особенностей, а также их функциональной составляющей составляют основу процесса профессионального взаимодействия. При этом особое значение необходимо уделить деятельности неформальных групп в подразделениях при осуществлении профессионального взаимодействия и их соотношению с формальной структурой - организационно-штатной составляющей подразделения. Концепция системного подхода рассматривает профессиональное взаимодействие сотрудников подразделений силовых структур и представителей органов государственной власти с функциональным распределением совместной профессиональной деятельности, где взаимодействующие индивиды образуют в своей совокупности комплексную систему всех ее составляющих. Основными методологическими понятиями системного подхода для отражения данного процесса являются "связи" и "связующие процессы", образующиеся между индивидами, которые, в свою очередь, являются членами групп. Отдельный сотрудник, представляющий подразделение при осуществлении взаимодействия с другими людьми, является членом более сложной группы (системы) со своей формальной, организационно-штатной структурой и членом неформальной группы. Профессиональное взаимодействие сотрудников подразделений силовых структур и представителей государственных органов власти необходимо рассматривать как открытую систему взаимодействия групп, которая органично вписывается в свое внешнее окружение. Группа сотрудников силовых подразделений в организационно-штатной структуре ведомства или министерства является функциональной единицей, привносящей вклад в достижение общей цели при осуществлении взаимодействия с представителями органов государственной власти. Очевидно, что с позиции различных частей групп в осуществлении взаимодействия их вклады различны, что предопределяет социально-психологические особенности профессионального взаимодействия - групповой психологии и группового поведения субъектов. Функциональные возможности порождают две основные характеристики взаимодействующих групп, реализуемых в единой активности: функциональную значимость и функциональную автономию. Функциональная значимость системной единицы показывает, в какой мере система как целое может существовать и функционировать в случае отделения от нее этой единицы. Функциональная автономия - это показатель того, насколько возможно отдельное существование системной единицы в случае ее отделения от системы в целом. Функциональная автономия позволяет группам самостоятельно принимать важные решения и влиять на разработку стратегии поведения подразделения в целом. Значимость и автономия групп предопределяют их позицию в системе организационно-штатной структуры, потому что профессиональное взаимодействие - это организационная структура осуществления совместной профессиональной деятельности подразделений силовых структур и органов государственной власти, опосредованных своими организационно-штатными структурами. В структуре подразделений одни группы занимают прочное положение, другие вынуждены доказывать свою значимость и компетентность, постоянно следить за происходящими процессами, распределением ресурсов и власти в системе складывающихся или сложившихся отношений, с целью сохранить, а при возможности улучшить позицию в момент осуществления членами своей группы - сотрудниками подразделений профессионального взаимодействия. Очевидно, что поведение сотрудников подразделений силовых структур и представителей органов государственной власти при осуществлении профессионального взаимодействия будет определяться их ролью в единой системе, разделением функций и их значением для достижения общей цели. Функциональная значимость и автономия порождают соответствующую разновидность типов профессионального взаимодействия. Повышение функциональной значимости или функциональной автономии групп ставит перед сотрудниками подразделений силовых структур, организующих профессиональное взаимодействие, ряд серьезных социально-психологических проблем. Важно умение правильно оценивать способность и возможность не только представителей органов государственной власти, но и структурных единиц, подразделений, формальных и неформальных групп их самостоятельного вклада в достижение общей цели. Делегирование полномочий сотрудниками подразделений силовых структур представителям органов государственной власти не должно повысить функциональную автономию последних настолько, чтобы они смогли психологически изолироваться от процесса взаимодействия или диктовать свои условия. Функциональный ресурс подразделений силовых структур и органов государственной власти определяет особенности групповой психологии. Наращивание данного ресурса приводит к изменениям в сфере социально-психологических отношений, поскольку при этом происходит перераспределение полномочий. Перераспределение полномочий актуализирует процессы межгруппового сравнения и оценивания, а также идентификации при осуществлении взаимодействия, при этом выделяется определенный тип профессионального взаимодействия людей, опосредованный функциональным разделением их обязанностей. Результатом процессов межгруппового сравнения, оценивания и идентификации выступает один из типов профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур и представителей органов государственной власти: позиционный, функциональный, соревновательный. Позиционный тип профессионального взаимодействия вытекает из тех функций, которые выполняет в организационном механизме данная группа сотрудников, и является производной свойств того "функционального" места, которое она занимает. Позиционность следует из специализации деятельности и разделения функциональных обязанностей, определяющих целевую ориентацию групп и ролевые позиции сотрудников в группе. Позиционность группы по отношению к другим группам происходит при условии непринципиального рассогласования их ценностных ориентаций в осуществлении профессионального взаимодействия. Отличительными чертами позиционного типа профессионального взаимодействия групп являются: стремление членов взаимодействующих групп ограничить количество контактов друг с другом, восприятие представителей другой группы как малоинтересных и некомпетентных в вопросах профессиональной деятельности и, соответственно, их профессионального взаимодействия, замыкая на себе решение важных вопросов. Дж. Томпсон, например, описал позиционный конфликт, обусловленный функциями, исполняемыми двумя типами групп, которые призваны решать проблемы функционально различной деятельности - демонстрации своей функциональности. Ввиду того что группы структурно сформированные взаимодействуют друг с другом в целях предотвращения правонарушений, а проявление такого взаимодействия означает самостоятельное решение возникающих проблем, конфликт как явная деструктивная форма профессионального взаимодействия в статье не рассматривается. Наличие федеральных законов Российской Федерации, регулирующих сферу профессионального взаимодействия, опосредует лишь соревновательный тип, где он может быть деструктивным - при наличии конфликтного межгруппового или межличностного отношения членов групп друг к другу. Примером позиционного типа профессионального взаимодействия может служить взаимодействие между представителями МВД России и представителями подразделений ФТС России при обнаружении признаков правонарушения в сфере ответственности обоих. Представители ФТС России заинтересованы в регистрации, фиксации и проведении разбирательств по линии деятельности ФТС России, а представители подразделений МВД России выступают за проведение разбирательства по их линии деятельности. В данном варианте профессионального взаимодействия сам процесс направлен на предотвращение правонарушения, но без приложения функциональной составляющей в выявлении признаков содеянного, где концентрация сил происходит на результатах деятельности. Данный тип профессионального взаимодействия отчасти способствует принятию решений и носит конструктивно-регламентированный характер, повышает активность представителей в поиске доказательств относительно действий своих групп как доминирующих, не позволяя объединить разумные доводы взаимодействующей стороны по факту выявления правонарушения. Позиционный тип профессионального взаимодействия способствует наращиванию адаптивных возможностей представителей групп и их социальных свойств, так как напрямую включает мотивацию субъектов в демонстрации своего доминирования в соответствующих ситуациях. Позиционный тип профессионального взаимодействия также затрагивает интересы престижности своей группы, постоянной координации и приложения усилий, для поиска компромисса без желания в достижении общей цели. Функциональный тип профессионального взаимодействия характеризуется тем, что основан на осознании сотрудниками подразделений силовых структур и представителями органов государственной власти качества выполняемых функций друг друга, требует обстоятельного учета объективных условий, влияющих на каждое подразделение или группу в отдельности, происходит при условии совпадения ценностных ориентаций. Этот тип отражает престижность выполняемых социальных ролей всей взаимодействующей группы или подразделения в целом, а не только ее представителей или отдельных сотрудников, носит ценностный характер взаимодействия, в данном типе осознаются и учитываются интересы групп в достижении общей цели, вследствие чего происходит функционально-ролевое распределение совместной профессиональной деятельности. Примером может служить профессиональное взаимодействие представителей МВД России и ФТС России в сфере обнаружения признаков правонарушения в пределах таможенной зоны Российской Федерации и сокрытия состава преступления за ее границей - в субъекте Российской Федерации. Данный тип профессионального взаимодействия будет характеризоваться установлением устойчивых связей и позиций между представителями данных государственных служб, распределением функциональных обязанностей в пространственном и временном пределах. Результатом такого взаимодействия выступает фиксация признаков правонарушения и сопровождение судебного делопроизводства в равных юридических и психологических правах. Данный тип профессионального взаимодействия носит ярко выраженный конструктивный характер, способствует поиску совместных творческих решений, повышает активность сотрудников органов государственной власти, позволяет объединить разумные доводы обеих сторон. Подобный тип профессионального взаимодействия помогает консолидировать усилия в достижении общей цели, налаживанию устойчивых коммуникативных каналов. Отличительными чертами данного типа профессионального взаимодействия являются: полное соответствие ценностных ориентаций групп друг с другом, стремление всех членов групп к установлению и поддержанию контактов, восприятию других групп как помощников и партнеров в совместной профессиональной деятельности. Соревновательный тип профессионального взаимодействия характеризуется принципиальным рассогласованием ценностных ориентаций у сотрудников силовых структур и представителей органов государственной власти относительно друг друга, основан на защитных механизмах: вытеснения, проекции, регрессии, замещения. Отличительными чертами данного типа профессионального взаимодействия являются: стремление сотрудников подразделений силовых структур посредствам немногочисленных контактов создать сложности представителям органов государственной власти, выражающиеся в негативном восприятии членов другой группы и желании уменьшить количество и качество решаемых вопросов. Данный тип профессионального взаимодействия также характеризуется наличием конфликтного межгруппового или межличностного отношения сотрудников подразделений силовых структур и представителей органов государственной власти. Соревновательный тип профессионального взаимодействия формируется ввиду отсутствия учета влияния объективных условий на профессиональную деятельность другой группы, носит выраженный деструктивный характер, не способствует поиску совместных решений, повышает активность членов одной группы - сотрудников подразделений силовых структур в обнаружении признаков нарушения профессиональной деятельности у членов другой группы - представителей органов государственной власти, а также не позволяет объединить разумные доводы обеих сторон по факту выявления признаков правонарушения. Подобный тип профессионального взаимодействия не способствует консолидации усилий членов разных групп в достижении общей цели. Профессиональное взаимодействие как единая система межгрупповых отношений противодействия правонарушениям, слагаемые которой - подразделения, формальные и неформальные группы, а также отдельные сотрудники, выполняющие как совместную профессиональную, так и индивидуальную профессиональную деятельность, осуществляют вклад в достижение общей цели. Разделение общей цели на частные задачи, закрепляемые за взаимодействующими группами, представляющими структурные подразделения, будет определять функциональную значимость или автономию подразделений, формальных и неформальных групп. При этом каждая группа склонна считать свои функции более важными для достижения общей цели, чем функции других групп, пусть даже и равных по статусу. Этот процесс свойственен взаимодействию между функционально связанными группами (подразделениями МВД России, ФТС России, ФСКН России и т. п. при тождественной специфике деятельности). При этом в ходе проведения теоретического анализа исследований взаимодействия групп выявлены вертикальная и горизонтальная зависимости групп друг от друга. В исследованиях взаимодействия групп при горизонтальной зависимости нередко отмечается стремление сотрудников одного подразделения или членов одной группы к соревнованию или соперничеству и даже неявному подчинению себе сотрудников другого подразделения или членов другой группы. Взаимодействующие группы при незначительном рассогласовании ценностных ориентаций используют малейший шанс для усиления позитивной групповой идентичности и повышения своего престижа. При этом качества собственной группы завышаются, секреты и навыки, приобретенные в профессиональной деятельности, скрываются, отмечается умышленное утаивание и искажение информации с целью понизить престиж взаимодействующей группы, группа-оппонент оценивается как группа-соперник. Сотрудники подразделений силовых структур, выступающие инициаторами взаимодействия при горизонтальной зависимости их подразделения с подразделениями органов государственной власти, стремятся накапливать и распространять информацию о себе, которая способствует положительной идентификации и дает им основание думать о себе лучше, чем о представителях органов государственной власти, продуцируя тем самым соревновательный или позиционный тип профессионального взаимодействия. Столкновения между горизонтально зависимыми группами относительно определения задач взаимодействия состоят в избегании ответственности за задачи, требующие больших временных и людских затрат, и претензиях на ответственность за выполнение престижных задач. Несогласованные отношения между группами, родственными в профессиональной деятельности, являются серьезным препятствием для осуществления эффективной совместной профессиональной деятельности. Практика взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур и представителей органов государственной власти дает множество тому примеров. Определяющую роль в развитии отношений между равностатусными группами в процессе взаимодействия играет степень их взаимозависимости. Взаимозависимость означает заинтересованность в профессиональном взаимодействии сотрудников подразделений силовых структур и представителей органов государственной власти в результатах деятельности друг друга с целью получения результата собственной деятельности, а также анализа и оценок специфики деятельности друг друга. Степень зависимости определяется значением, которое данная организационная единица (группа) придает деятельности другой организационной единицы (группы). При незначительной взаимозависимости актуальным становится лидирование, стремление усилить свои позиции в процессе осуществления профессионального взаимодействия на его первоначальных стадиях, где интересы других групп могут игнорироваться. Каждая взаимодействующая группа старается получить полный набор средств для достижения именно своей цели и, соответственно, очень чувствительна к ухудшению своей позиции относительно контроля деятельности других и порядка своего информирования. Группы крайне неохотно идут на взаимные уступки и согласованные действия. Взаимопонимание между группами возможно, когда их члены понимают и принимают общие цели, взаимные роли и взаимные вклады в их достижение. При высокой взаимозависимости группы наделены практически одним объемом информации, равнозначными функциями и полнотой ответственности, происходит своевременное информирование друг друга относительно предпосылок и обстоятельств совершенных правонарушений. Все это, с одной стороны, ведет к более жестким столкновениям между группами, но с другой - склоняет их к сотрудничеству на основе разделения функций между ними. Особенно велика роль взаимозависимости групп в тех случаях, когда ущерб или преимущество, полученные одной группой, означают в то же время ущерб или преимущество для другой группы. Например, высокая взаимозависимость между сотрудниками подразделений МВД России и ФСКН России заставляет их быстро и оперативно решать текущие проблемы без вмешательства высшего руководства. Коммуникации между ними устойчивы и оперативны. В то же время взаимоотношения между этими подразделениями, как правило, напряженны, и малейшие упущения одной стороны незамедлительно используются другой в целях упрочения своих позиций в ведомстве, продуцируя впоследствии соревновательный тип профессионального взаимодействия. Таким образом, зависимость групп увеличивает взаимную информированность их членов. Кроме того, порождаемое взаимозависимостью межгрупповое соперничество актуализирует процессы межгруппового сравнения, а следовательно - выявление и оценивание значимых групповых признаков. К межгрупповой напряженности ведет осознание преимуществ одной группы перед другой в условиях специфики совместной деятельности, доступа к информации о деятельности взаимодействующей группы, обладания профессиональными, деловыми качествами и навыками демонстрации признаков профессиональной деятельности своей группы.

Название документа