Модель учебно-практического кластера (на примере факультета таможенного дела вуза)
(Корниенко В. А.) ("Таможенное дело", 2011, N 4) Текст документаМОДЕЛЬ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ВУЗА) <*>
В. А. КОРНИЕНКО
В статье автор уделяет внимание тому, каким должен быть выпускник вуза по конкретной специальности "Таможенное дело". Автор анализирует алгоритм его подготовки. Обращает внимание на новое социальное явление: учебное заведение (где студент дневного обучения получает высшее образование) конкурирует с работодателем, предоставляющим студенту неквалифицированную занятость в ущерб посещению занятий. Автор приводит новое понятие - "образовательный кластер". В основе деятельности кластера - саморегуляция: какой практический опыт готовы передать студенты или преподаватели; что готовы воспринять его пользователи. Миссия кластера может представлять собой оказание помощи студентам в преодолении пути развития от ключевой квалификации к профессиональной квалификации.
Ключевые слова: образовательный кластер, образование в области таможенного дела, образовательный стандарт, межфакультетские связи, практика в вузе, образовательные потребности, образовательный потенциал, юридическая практика, образование.
The author of the article draws attention to the features of graduate of a higher educational institution on specialization "Customs Affairs". The author of the article analyses the algorithm of training thereof. The author pays attention to a new social phenomenon: educational institution (where the student of full-time attendance gets higher education) competes with employer providing to a student non-qualified work against his classes. The author introduces a new concept - "educational cluster". There is self-regulation in the basis of activity of cluster: what practice experience can give students or teachers; what can be received by users thereof. The mission of cluster can present rendering of assistance to students in negotiation of development from key qualification to professional qualification.
Key words: educational cluster, education in the sphere of customs affairs, educational standard, inter-faculty ties, practice in the institution of higher education, educational needs, educational potential, juridical practice, educational.
Каким должен быть выпускник вуза - прописывается в ГОС ВПО по конкретной специальности. Там же в словесной форме в общих чертах описывается алгоритм его подготовки. Однако не совсем ясно соотношение знаний, умений и навыков при подготовке конкретного специалиста, и при наличии таких условий необходимо обеспечивать баланс интересов студентов, потенциальных работодателей и вуза. Вероятно, баланс интересов необходимо искать в обеспечении минимального отрыва полученных в период обучения знаний и навыков от потребностей реального сектора экономики, квалификационных требований к специалисту при смещении акцента образования от гностического подхода к деятельностному, где основная часть образования рассматривается как формирование способности к активной деятельности, к труду во всех его формах, в т. ч. к творческому профессиональному труду. При таких условиях знания из самоцели превращаются в средство развития личности. Необходимо обратить внимание на новое социальное явление: учебное заведение (где студент дневного обучения получает высшее образование) конкурирует с работодателем, предоставляющим студенту неквалифицированную занятость в ущерб посещению занятий. И практика показывает: если вид профессиональной деятельности работающего студента далек от содержания учебных планов, то в таких условиях успеваемость падает у 50 - 60% работающих студентов и происходит сбой профессиональных и социальных установок. В таких условиях вузу предстоит создавать условия, способствующие развитию интеллектуальных способностей своего студента, применению их на практике, с учетом социальных реалий, в которых пребывает студент. Не подвергая сомнению то, что каждый вуз шагает в ногу со временем, обеспечивая диверсификацию учебных программ и направлений учебной, научной деятельности, активно участвуя в федеральных образовательных проектах, полагаю, что устойчивости в развитии вузу может добавить использование внутреннего ресурса - взаимодействия факультетов на созданной в стенах вуза площадке - учебно-практическом кластере, месте практического взаимодействия студентов различных факультетов между собой; месте имитации рабочих мест, созданных исходя из потребностей направления подготовки. Почему только взаимодействие факультетов даст желаемый результат? Потому что в стенах вуза создались и создаются уникальные межпредметные и синергетические межфакультетские связи, материально-технические возможности, способные через деятельностную структуру обеспечивать условия формирования части современных профессиональных навыков студентов. В основе деятельности кластера - саморегуляция: какой практический опыт готовы передать студенты или преподаватели; что готовы воспринять его пользователи. Миссия кластера может представлять собой оказание помощи студентам в преодолении пути развития от ключевой квалификации к профессиональной квалификации. Учебно-практический кластер в состоянии содействовать достижению цели профессиональной подготовки на основе личностно ориентированного подхода к обучению, оптимизируя учебно-воспитательный процесс. Предполагаем, что эти условия помогут студенту быстрее избавиться от иллюзии, что компетенции приходят вместе со студенческим билетом и вечны, как диплом вуза. Налицо потребности во взаимном обмене полученными за период обучения знаниями и навыками между студентами-лингвистами, психологами и студентами других факультетов в сфере делового общения; современный сервис и туризм невозможны без применения различных отраслей права и вместе с этим без наличия навыков в области таможенного дела; потенциальным юристам важно знать условия организации экономики и бизнес-технологий в туризме, равно как и таможенное дело; деятельность специалиста таможенного дела сегодня невозможна без навыков работы в информационных системах и информационных технологиях. С вступлением России во Всемирную торговую организацию расширятся связи в области изобретательства, конструирования и внедрения. Значит, инженерам и конструкторам необходимо быть сведущими в области авторского права и таможенного дела. Различные виды практик могут осуществляться в условиях кластера в интересах как вуза, так и сторонних лиц. Вообще, это можно представить как пробу сил, как готовность студентов к профессиональной деятельности. Демонстрируя возможности учебно-практического кластера абитуриенту и потенциальному работодателю, можно помочь увидеть выбранную профессию как "в лицо", так и со стороны: ее настоящее и, возможно, будущее. При благополучном стечении обстоятельств сформируется площадка для практического взаимодействия и адресной подготовки кадров для государственных учреждений и реального сектора экономики, где студент сможет показать потенциальному работодателю, на что способен "здесь и сейчас", а работодатель - приблизить условия кластера к реальным трудовым условиям. В итоге воспитывается стрессоустойчивая личность, способная на рабочем месте постигать без посредника-интерпретатора язык производственных отношений. Добиваясь максимального сходства учебно-практического кластера с потенциальными рабочими местами, можно расширить и спектр применения кластера - от профессионального ориентирования абитуриента и студента до места получения дополнительной квалификации и повышения квалификации. Работа учебно-практического кластера способна послужить педагогическим целям: обновлению содержания образования; выработке новых технологий обучения; разработке междисциплинарных исследований. Может возникнуть вопрос: а не рано ли ребенка "к станку"? А не рано ли в юношеском возрасте давать профессиональные знания и воспитывать личностные качества, присущие специалисту? Есть основания полагать, опираясь на результаты исследований специалистов в области андрагогики, что не рано. Т. А. Василькова, анализируя образовательные потребности взрослых, выделяет возраст 16 - 23 года как период "кризиса идентификации, связанного с поиском и определением человеком представлений о будущей жизни, выработкой жизненных планов". И. А. Колесникова говорит о необходимости "формирования установки на субъективную позицию в процессе профессионального становления" - что весьма вероятно в условиях университетского кластера и способно действовать как "поле профессиональной активности" [Колесникова И. А.]: - увидеть панораму профессиональной деятельности во всей ее полноте, т. е. представить профессиональный контекст в его актуальной целостности; - ощутить личностные перспективы (возможности достижений) в пространстве профессионального развития; - осуществить прогноз (конкретизацию индивидуальных возможностей на определенном этапе вхождения в профессию); - наглядно представить продукт (возможные варианты воплощения замыслов в результатах профессиональной деятельности); - подумать о последствии, определяющем стратегию профессионально-личностного поведения (после прохождения определенного этапа обучения). В качестве базового элемента кластера предлагаем рассмотреть возможности и потребности студентов юридического факультета. Представим взаимосвязи и возможности более детально:
Потенциал юридического Основные вопросы факультета
Консультирование по Порядок и практика осуществлению таможенных заполнения деклараций и процедур администрациями документов, необходимых России и страной, при въезде-выезде на принимающей туристов таможенные территории, запреты и ограничения
Обеспечение соблюдения Обзоры практики и проекты авторских и смежных прав документов в области авторского права
Обеспечение соблюдения Обзоры и проекты трудового права документов в области трудового права
Потребности юридического Потенциальные партнеры факультета
Навыки работы в Правоохранительные органы информационных системах и РФ, договорные отделы информационных технологиях предприятий и т. п.
Психология и практика Договорные отделы делового общения предприятий и т. п.
Юридическая практика Юридические отделы предприятий, адвокатура, правоохранительные органы РФ и т. д.
Каждый вуз стремится иметь положительный платежный баланс. Предложение создать учебно-практический кластер является внеэкономической категорией. Обеспечивая развитие, удастся создать условия для капитализации. И опять же не за счет обусловленной платы за обучение. Такой подход, помимо обозначенных выгод, будет способствовать соблюдению не менее важного принципа равных возможностей при получении образования, соблюдение которого не исключает, а предполагает необходимость пристального внимания и бережного отношения к одаренным студентам. Не менее важным моментом является то, что площадка учебно-практического кластера, являясь местом неформального образования, послужит дополнительным источником формального образования и сбалансирует информацию внеформального образования.
Литература
1. Скоропуд Ю. В. Педагогика высшей школы. Ростов на/Д: Феникс, 2011. 2. Основы андрагогики: Учебн. пособие / И. А. Колесникова. М.: Изд. центр "Академия", 2003. 3. Основы андрагогики: Учебн. пособие / Т. А. Василькова. М.: КНОРУС, 2009.
Название документа