Рецензия на книгу Марио Ганино "Россия"
(Арбузкин А. М., Хохлова Е. А.) ("Конституционное и муниципальное право", 2012, N 1) Текст документаРЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ МАРИО ГАНИНО "РОССИЯ" <*>
А. М. АРБУЗКИН, Е. А. ХОХЛОВА
Арбузкин Александр Михайлович, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Хохлова Елена Алексеевна, аспирантка кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Рецензия подготовлена на книгу итальянского профессора Марио Ганино, в которой читателям предлагается взглянуть на Россию в геополитическом, историческом и экономическом аспекте.
Ключевые слова: рецензия; Россия; общественный и государственный строй; политико-территориальное устройство; государственные органы и формы правления; источники конституционного права; права и свободы человека и гражданина.
The material deals with review of book of Italian professor Mario Ganino which proposes to the readers to consider Russian in geopolitical, historical and economic aspects.
Key words: review, Russia, public and state system, political-territory structure, state agencies and form of government, sources of constitutional law, rights and freedoms of man and citizen.
Автор книги - профессор Марио Ганино работает в Миланском университете, директор Института политологии, является одним из знатоков истории и правовой системы Российской Федерации. Его книга "Россия" выпущена как 15-й том в итальянской серии маленьких энциклопедий "Si governano cosi", освещающей общественно-политическое устройство зарубежных стран, историю, а также современные конституционно-правовые институты, права и обязанности граждан. Марио Ганино в своей книге рассматривает Россию в геополитическом, историческом и экономическом аспекте, анализирует эволюцию общественного и государственного строя нашей страны, очерчивает современную политическую картину России, а также описывает политико-территориальное устройство, государственные органы и форму правления, источники конституционного права, права и свободы человека и гражданина. Книга включает восемь глав, а также хронологию основных политических событий в истории нашей страны. В первой главе автор характеризует Россию с географической и экономической точки зрения. М. Ганино приводит текст статьи 65 Конституции Российской Федерации, отмечая тенденцию к укрупнению регионов и сокращению числа субъектов Федерации с 89 до 83. Далее автор приводит данные о населении РФ, плотности населения и вероисповеданиях, а также о транспортной инфраструктуре. М. Ганино дает общую характеристику экономического положения России после реформ Горбачева 1987 - 1988 гг., перехода от экономики административно-командного типа к рыночной, а также последствий принимаемых мер в 90-е годы (гиперинфляция, резкое падение ВВП, девальвация рубля в 1998 г.). Значительное внимание М. Ганино уделяет процессу приватизации, проходившей в начале 1990-х годов. Отмечается, в частности, что множество сделок в период 1994 - 1996 гг. было заключено в пользу узкого круга предпринимателей, находившихся в тесных отношениях с властью (так называемые олигархи). Автор рассматривает особенности сельскохозяйственного сектора российской экономики, обозначает круг демографических и социальных проблем России (образование, медицина). Характеризуя современный период, М. Ганино показывает основные итоги 8-летнего президентства В. В. Путина, озвученные последним 8 февраля 2008 г. в рамках ежегодного послания к Федеральному Собранию РФ. Говорится также о том, что новый Президент РФ Д. А. Медведев признал необходимость модернизации экономической системы страны и устранения чрезмерной зависимости российской экономики от эксплуатации натуральных ресурсов и добывающей промышленности. В заключительной части первой главы М. Ганино отмечает нормализацию отношений между Россией и Евросоюзом, указывая при этом, что несмотря на то что Россия является одним из основных партнеров ЕС, ни одна из сторон данных отношений не рассматривает возможность присоединения России к ЕС. Вторая глава книги посвящена истории развития российской государственности. Отмечается, что в российской истории на протяжении многих эпох и в различных формах государственного правления наблюдается преемственность при переходе от одного исторического этапа к другому. Автор говорит о том, что в современной форме правления России, основанной на сильной президентской власти, несложно обнаружить определенную связь с прошлым, как более далеким, т. е. с истоками русского государства, так и с царским режимом, периодом советского социализма, а также с позднесоветским периодом (период Горбачева). Анализируя формирование российской государственности, М. Ганино подчеркивает влияние татаро-монгольского периода на дальнейшее развитие России вплоть до наших дней, отразившееся в восприятии концепции автократической безграничной и неделимой власти. Наряду с этим автор выделяет византийскую концепцию, включающую идею сакрального характера земли, единой и неделимой, неприкосновенности и целостности государства. Данные идеи, полагает автор, содержатся и в современной Конституции РФ 1993 г., которая вверяет Президенту функцию защиты единой и неделимой территории РФ, древнего и священного наследства Русской земли. При этом автор подчеркивает самобытность исторического пути России и отсутствие восприятия каких-либо зарубежных моделей и институтов в полном объеме. М. Ганино дает общую характеристику попыток конституционных преобразований, осуществляемых после смерти Петра I, однако не давших каких-либо конкретных результатов. Автор говорит о том, что сегодняшняя конституционная модель России имеет непосредственную связь с организацией власти, предложенной М. М. Сперанским. Анализируя данную связь, М. Ганино обращает внимание на то, что в современной конституционно-правовой модели России концепция разделения властей отступает перед их фактическим смешением в пользу превосходства власти Президента РФ как власти "президента-царя". Автор рассматривает переход России от абсолютизма к его ограничению, останавливаясь на основных исторических вехах этого процесса: Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.), Манифест от 6 августа 1905 г. об учреждении Государственной думы, Манифест от 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка, внесение соответствующих изменений в основные государственные законы Российской империи в 1906 г. Говоря о созыве Учредительного собрания, автор упоминает и легендарное "Караул устал!", создавая полную картину описываемых исторических событий, а не ограничиваясь сухим протоколированием дат и фактов. М. Ганино дает общую характеристику социалистического государства, провозглашенного в 1917 г., основы государственного строя согласно каждой из Конституций (РСФСР 1918 г., СССР 1924 г., СССР 1936 г., СССР 1977 г.), отмечает основные принципы советского государства: руководящую роль Коммунистической партии, механизм номенклатуры посредством "выборов без выбора" <1>, единство государственной власти, принцип демократического централизма, принцип участия граждан в осуществлении власти, принцип социалистической законности, принцип коллегиальности в руководстве государством, социалистическую собственность, принцип обязательного планирования экономической деятельности. В завершение второй главы М. Ганино дает общую характеристику реформ М. С. Горбачева: ускорение экономического развития, перестройка, принцип гласности, введение должности Президента СССР, признание частной собственности, исключение из Конституции СССР нормы о руководящей роли Коммунистической партии, а также говорит о распаде Советского Союза и образовании СНГ. -------------------------------- <1> М. Ганино дословно переводит на итальянский язык данное устойчивое выражение.
В третьей главе автор очерчивает современную политическую ситуацию в России начиная с поправок, внесенных в Конституцию РСФСР 1978 г. в 1990-х годах. М. Ганино говорит о столкновении между президентом и парламентом, ставшем еще более явным в 1992 г.; анализирует результаты референдума 25 апреля 1993 г., отмечает некоторые проекты Конституции (проект Конституционной комиссии, проект Шахрая), созыв Конституционного совещания, процесс подготовки проекта Конституции, вынесения на референдум и его итоги. М. Ганино дает общую характеристику и свою оценку двум президентским срокам Б. Н. Ельцина ("политическая слабость", экономическая ситуация, приведшая страну в состояние, близкое к банкротству и распаду), В. В. Путина (ряд экономических и политических реформ, направленных на модернизацию страны и централизацию власти, построение вертикали исполнительной власти и др.) и началу срока полномочий на посту Президента РФ Д. А. Медведева (ежегодное Послание к Государственной Думе в ноябре 2008 г. и проведенные на его основании реформы). В заключение главы М. Ганино говорит о суверенной демократии как идеологии переходного периода, выработанной в качестве ответа на критику со стороны западных стран, в особенности США. М. Ганино констатирует существование тандема Путин - Медведев, однако отмечает, что дуализм власти исторически малоприменим в России. Поэтому, по мнению автора, несмотря на первые годы президентства Д. А. Медведева, проведенные "в гармонии" с Председателем Правительства, пока рано делать вывод об их взаимоотношениях в контексте современной политической модели России. Нынешняя ситуация только подтвердила предположение итальянского ученого об автократических тенденциях в государственной системе России. В четвертой главе М. Ганино рассматривает федеративное устройство и основы местного самоуправления России. Автор отмечает, что российский федерализм - это сложная система отношений, и предлагает краткую характеристику эволюции представлений о территориальном устройстве России начиная с православно-византийских воззрений о единстве и неделимости государства и заканчивая современной регламентацией федерального устройства страны. М. Ганино анализирует вопрос о распределении полномочий между Федерацией и субъектами (сфера исключительного ведения федерации, сфера совместного ведения Федерации и субъектов, сфера исключительного ведения субъектов). Автор обращает внимание на суверенитет России и отсутствие суверенитета у ее субъектов, в частности у республик, входящих в ее состав, приводя мнение Конституционного Суда РФ по этому вопросу и практику заключения внутренних договоров между Федерацией и субъектами, когда некоторые из субъектов устанавливали свой суверенитет в таких договорах. Автор отмечает автономию субъектов Федерации в вопросе установления системы их органов власти в соответствии с основами конституционного строя Российской и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Следует отметить некоторую несогласованность позиции автора по вопросу состава субъектов Российской Федерации. Так, на карте России, открывающей книгу, М. Ганино отмечает только три вида субъектов Российской Федерации, используя особые обозначения для каждого из них на карте: края (штриховка), области (белый цвет) и "автономные республики" (серый цвет). Таким образом, исходя из данной карты, Еврейская автономная область обозначена как край, Москва и Санкт-Петербург не отличаются от остальных городов, отмеченных на карте, автономные округа не выделены вовсе. А автономная республика в современной Конституции РФ не значится вообще (она являлась субъектом РСФСР). Но уже в первой главе книги сам автор дает четкий и точный перечень видов субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ. Это может ввести читателя в заблуждение. Думается, что в данном случае можно было бы изобразить полную карту с обозначением всех субъектов РФ либо не выносить в особые обозначения только некоторые из них. В главе четвертой анализируется также эволюция концепции местного самоуправления и муниципальной власти в различных исторических условиях. Раскрываются категории "самоуправление", "децентрализация", сопоставляются земства, советы. Рассматриваются нормативно-правовые основы местного самоуправления, виды муниципальных образований и органы местного самоуправления, а также непосредственное участие граждан в решении проблем местного значения. Пятая глава книги посвящена государственным органам и форме правления России. Основное место в ней уделено Президенту РФ, его исключительной и доминирующей роли в системе органов государственной власти. Рассмотрены полномочия главы государства, его возможности воздействия на другие ветви власти, функции и полномочия Администрации Президента, совещательных органов при Президенте РФ (советы, комиссии). Раскрывается порядок проведения президентских выборов и итоги выборов 2 марта 2008 г. М. Ганино отмечает, что если Б. Н. Ельцин обладал только контрольными полномочиями по отношению к Правительству РФ и иным органам исполнительной власти, то В. В. Путин, являясь Президентом РФ, распространил свое влияние на парламент (благодаря партии власти) и глав субъектов РФ, а также на промышленников, СМИ и иные секторы общественно-политической и экономической системы страны. Автор подчеркивает, что в период президентства Б. Ельцина фигура Председателя Правительства РФ находилась в тени Президента РФ, а парламент казался более самостоятельным по отношению к Президенту РФ и к Председателю Правительства РФ. Однако в современный период глава Правительства (В. В. Путин) провозглашен лидером партии, обладающей подавляющим большинством в Государственной Думе (свыше 2/3 мест). Таким образом, по мнению автора, перераспределение влияния между Президентом РФ и Председателем Правительства РФ является неизбежным. Но для более точной оценки этого процесса требуется определенное время. В этой главе рассматриваются также статус, полномочия и порядок формирования каждой из палат Федерального Собрания РФ, приводятся результаты выборов в Государственную Думу в декабре 2007 г. В шестой главе анализируются источники конституционного права России. Автор отмечает, что это достаточно сложный и отнюдь не всегда ясный вопрос в России. Дается общая характеристика Конституции РФ, законов о поправке к Конституции РФ, международных договоров, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. В параграфе 2 данной главы, озаглавленном как "Законы о поправке к Конституции", подробно описывается процедура принятия и внесения поправок на основании Конституции РФ и Федерального закона от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", а также приводится в качестве примера первое использование данной процедуры по инициативе Президента Д. А. Медведева. Автор обращает внимание на уникальную быстроту их принятия и одобрения субъектами РФ <2>. Далее в этом же параграфе автор анализирует порядок пересмотра Конституции РФ. Подводя итог своему анализу, М. Ганино делает вывод о том, что основные принципы Конституции РФ (главы 1, 2 и 9) могут быть изменены посредством принятия Конституционным собранием закона о ее пересмотре. Остальные ее положения (главы 3 - 8) могут быть изменены посредством принятия закона о поправке к Конституции, одобренного 2/3 субъектов Российской Федерации. Как представляется, здесь допущена некоторая неточность. Конституция РФ может быть изменена только одним путем (принятием закона о поправке к Конституции) и только в случае, когда речь идет о главах 3 - 8. Если же планируемое изменение касается глав 1, 2 или 9, то необходимы разработка и принятие новой Конституции. М. Ганино также описывает в данном параграфе процедуру внесения изменений в статью 65 Конституции <3>. Думается, что информация о пересмотре Конституции РФ и внесении изменений в статью 65 Конституции является логически излишней в главе об источниках конституционного права и параграфе о законах о поправках к Конституции как одном из таких источников. Правильнее было бы выделить данные положения в отдельную главу о Конституции РФ или о порядке внесения в нее изменений и пересмотра. -------------------------------- <2> Предложения были озвучены Президентом РФ в ежегодном Послании от 5 ноября 2008 г., поправки были внесены в Конституцию Федеральными законами РФ N 6-ФКЗ и N 7-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. <3> На основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации либо на основании указа Президента РФ в случае изменения наименования субъекта РФ.
К сожалению, в данной главе не затрагивается вопрос о признании решений Конституционного Суда РФ источниками конституционного права, хотя автор многократно обращается к ним. В седьмой главе анализируется эволюция концепции прав и свобод личности от ее социалистической трактовки до современного либерального понимания, выраженного в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., а также в действующей Конституции России. Автор отмечает открывшиеся возможности более действенных гарантий прав и свобод личности в результате присоединения России к Всеобщей декларации прав человека и протоколам к ней, использования механизма международной защиты прав человека. В связи с этим анализируются решения Конституционного Суда Российской Федерации, основанные на указанных документах. Восьмая глава называется "Суды и конституционное правосудие". В данной главе автор рассказывает об источниках, которыми регулируется судебная власть в России, дает характеристику судам общей юрисдикции, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ, анализирует вопрос о назначении на должность судьи. Необходимо отметить, что, характеризуя систему конституционного правосудия в России, М. Ганино подчеркивает отсутствие иерархии в ней, т. е. отсутствие подчинения конституционных (уставных) судов субъектов РФ Конституционному Суду РФ. Суммируя изложенное, необходимо сказать, что книга Марио Ганино представляет собой краткую энциклопедию о России и освещает ее историческое развитие, экономическое, политическое положение, а также основные вопросы конституционного и муниципального права. Нельзя не отметить манеру повествования, выбранную автором: сочетание основных исторических фактов, нормативно-правовой базы, авторской оценки сказанного, с вкраплением нюансов, вызвавших общественный резонанс в России, создает исключительный колорит данного произведения и позволяет читателю сформировать свою позицию, основываясь на предложенном фактологическом материале. Отдельно необходимо подчеркнуть солидный список библиографии о России, проработанный итальянским автором, в особенности научную литературу по конституционному и муниципальному праву на русском языке. Данная книга будет интересна как итальянской аудитории, интересующейся Россией, так и гражданам Российской Федерации, следящим за современной общественно-политической ситуацией в России, изучающим конституционное и муниципальное право, поскольку предоставляет уникальную возможность познакомиться с точкой зрения зарубежного автора на эволюцию конституционного строя России и ее современные проблемы.
Название документа