Лицензирование теле - и радиовещания будет проходить по новым правилам после вступления в силу Положения о лицензировании
(Керенский И. В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ТЕЛЕ - И РАДИОВЕЩАНИЯ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ
ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ
В СИЛУ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 23 декабря 2011 года
И. В. КЕРЕНСКИЙ
24 декабря вступает в силу Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025 "О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания" (далее - новое Постановление о лицензировании). Оно приводит правила выдачи и переоформления лицензий на вещание в соответствие с изменениями законодательства о СМИ, которые произошли в этом году. После вступления в силу нового Постановления о лицензировании выдача, переоформление, продление, приостановление действия и аннулирование лицензий на вещание будут проводиться по новым правилам. Изменятся перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии, сроки рассмотрения такого заявления, будут применяться новые основания для переоформления лицензии, приостановления ее действия и аннулирования.
Напомним, что 11 ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон N 142-ФЗ, внесший существенные изменения в Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ). Поправки к Закону о СМИ изменили многие аспекты регулирования деятельности средств массовой информации, и большая часть изменений коснулась порядка лицензирования вещания. Так, в Закон о СМИ были включены новые понятия:
- "телеканал" и "радиоканал" - новые виды СМИ, они представляют собой совокупность теле - или радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов, сформированную в соответствии с сеткой вещания и выходящую в эфир с установленной периодичностью и под постоянным наименованием;
- "вещатель" - российское юрлицо, которое вправе формировать теле - или радиоканал и распространять его на основании лицензии.
В качестве вещателя и редакции теле - или радиоканала могут выступать различные юрлица.
Одновременно с установлением новых понятий поправками были изменены правила получения и переоформления лицензий на вещание. Телевизионное и радиовещание теперь возможно только в форме телеканалов и радиоканалов. При этом вещателем может выступать как редакция теле - или радиоканала, так и юридическое лицо, имеющее договор с редакцией о распространении телеканала и радиоканала в определенной среде в пределах прав, полученных таким вещателем. Однако лицензии, выданные до вступления в силу поправок в Закон о СМИ, сохраняют свое действие до истечения срока, на который они были выданы.
Правила выдачи лицензий на вещание теперь регулируются преимущественно на уровне законов: Законом о СМИ и Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Ранее требования к соискателям лицензии на вещание и лицензиатам, а также порядок выдачи, переоформления и аннулирования лицензии устанавливались Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1359 "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации" (далее - старое Постановление о лицензировании), а в Законе о СМИ содержались только самые общие положения.
После вступления в силу нового Постановления о лицензировании старое утратит силу.
Новое Постановление о лицензировании содержит лицензионные требования к соискателям лицензии и лицензиатам, определяет, какие работы выполняются при телевизионном вещании и радиовещании, определяет, какие нарушения лицензионных требований признаются грубыми. Большая часть норм нового Постановления о лицензировании содержит ссылки на те или иные нормы Закона о СМИ и Закона о лицензировании.
Процедура получения, переоформления
и продления лицензии на вещание
Получение лицензии
Для получения лицензии соискатель подает заявление, в котором должны содержаться сведения, установленные в ч. 1 ст. 31.2 Закона о СМИ. К таким сведениям, в частности, относятся программная направленность теле - или радиоканала, планируемая дата начала вещания, объем вещания в часах и др. Новое Положение о лицензировании причисляет все эти данные к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату. Таким образом, если заявитель получит лицензию, то он обязан будет соблюдать и исполнять все, что указал в заявлении. Контроль за выполнением лицензионных требований осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).
Новое Постановление о лицензировании изменяет перечень документов, которые соискатель лицензии обязан представить в Роскомнадзор для получения лицензии.
Соискателю больше не требуется представлять документы о технико-экономических показателях средств подготовки и формирования телевизионных и радиопрограмм или документы, подтверждающие право аренды (использования) оборудования, принадлежащего другому лицу.
При этом Закон о СМИ в новой редакции предписывает соискателю представлять большее количество документов для получения лицензии. Так, он обязан будет представить документ, подтверждающий состав его акционеров (для акционерного общества), участников (для общества с ограниченной ответственностью) или учредителей (для юрлиц, созданных в иных организационно-правовых формах).
В зависимости от того, является соискатель редакцией телеканала (радиоканала) или же планирует осуществлять вещание по договору о распространении теле - или радиоканала, он прилагает к заявлению либо устав редакции, либо соответствующий договор. В любом случае он должен будет приложить к заявлению нотариально заверенную копию своих учредительных документов.
Решение о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче принимается лицензирующим органом в течение 45 дней с момента подачи заявления (этот общий срок установлен Законом о лицензировании). Отметим, что согласно старому Постановлению такой срок был равен 30 дням.
Переоформление лицензии
Переоформление лицензии необходимо при возникновении условий, установленных Законом о лицензировании. К ним относятся:
- реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования, адреса места нахождения. При этом если юридическое лицо реорганизовано в форме преобразования, то заявление о переоформлении лицензии должно быть подано не позднее чем через 15 дней после внесения сведений в ЕГРЮЛ;
- изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности. В этом случае лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по новому адресу до переоформления лицензии;
- изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. В этом случае лицензиат также не вправе осуществлять новые виды работ и услуг до переоформления лицензии.
Законом о СМИ предусмотрено дополнительное условие для переоформления лицензии: намерение вещателя изменить какие-либо из сведений, указанных в заявлении о выдаче лицензии. Заявление о переоформлении в таком случае подается до начала фактического осуществления соответствующих изменений.
Внесение сведений о радиочастотах и (или) позиции теле - или радиоканала в мультиплексе, а также иных параметров наземного эфирного либо спутникового вещания в лицензию вещателя в случаях, предусмотренных ч. 5 - 7 ст. 31 Закона о СМИ, осуществляется путем ее переоформления на основании заявления лицензиата. Если такое право предоставлено по результатам торгов (конкурса, аукциона), к заявлению лицензиата должны быть приложены документы, подтверждающие внесение единовременной платы за право осуществлять эфирное вещание с использованием конкретных радиочастот, и протокол конкурсной (аукционной) комиссии об итогах торгов (конкурса, аукциона).
Процедура переоформления лицензии будет одинаковой независимо от оснований переоформления. Регистрирующий орган обязан принять решение о переоформлении лицензии или об отказе в переоформлении в течение 30 дней со дня приема соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов (ст. 18 Закона о лицензировании).
Продление срока действия лицензии
Лицензии на телевизионное вещание и радиовещание, в отличие от большинства иных лицензий, ограничены по срокам действия - согласно поправкам к Закону о СМИ они выдаются на десять лет. До вступления в силу поправок максимальный срок составлял пять лет.
Когда истекает срок действия ранее выданной лицензии, лицензиат вправе подать заявление о ее продлении. Такое заявление подается не менее чем за 60 дней до истечения срока действия лицензии, и к нему необходимо приложить такой же пакет документов, как и к заявлению о предоставлении лицензии. Решение о продлении срока действия лицензии либо об отказе в этом принимается Роскомнадзором в течение 30 дней с момента получения заявления.
В продлении действия лицензии может быть отказано по следующим причинам:
- во всех случаях, когда может быть отказано в выдаче лицензии;
- если лицензиатом не были устранены нарушения лицензионных требований;
- если действие лицензии на день принятия решении о продлении было приостановлено;
- если лицензиат пропустил 60-дневный срок для подачи заявления о переоформлении лицензии.
Лицензионный контроль.
Приостановление и аннулирование лицензии
Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом требований законодательства о СМИ несколько строже, чем обычный лицензионный контроль. В Законе о СМИ содержится больше оснований для проведения внеплановых проверок по сравнению с перечнем, установленным в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Внеплановая проверка лицензиата может проводиться на основе данных, полученных Роскомнадзором в ходе систематического наблюдения за исполнением требований законодательства о СМИ. Такие данные Роскомнадзор получает без взаимодействия с лицензиатом, а проверки проводятся без предварительного уведомления последнего.
Для приостановления действия лицензии на вещание предусматривается больше оснований, чем для приостановления действия большинства других лицензий.
Так, по Закону о лицензировании действие лицензии может быть приостановлено только в двух случаях:
- привлечение к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований;
- назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (пп. 1, 2 п. 1 ст. 20 Закона о лицензировании).
Закон о СМИ содержит дополнительные основания. Так, действие лицензии будет приостанавливаться, если лицензиат:
- не исполнил предписание Роскомнадзора об устранении нарушения лицензионных требований (причем необязательно грубого нарушения);
- нарушил нормы Закона о СМИ или иных актов, связанных с осуществлением вещания;
- не осуществляет вещание более трех месяцев.
Для устранения выявленных нарушений Роскомнадзор предоставляет от 3 до 30 дней, после чего вправе приостановить действие лицензии. Данный срок начинает исчисляться с момента получения лицензиатом предписания. Действие лицензии может быть приостановлено не больше чем на три месяца, и это время засчитывается в срок действия лицензии.
Если после приостановления лицензиат не устранит нарушения и не уведомит об этом Роскомнадзор, то указанный госорган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Суд сможет аннулировать лицензию, если лицензиат:
- не соблюдает требования, связанные с учреждением телеканалов, радиоканалов, юридических лиц, осуществляющих вещание;
- не устранил в установленный срок нарушение, повлекшее приостановление действия лицензии;
- повторно в течение одного года совершил грубое нарушение лицензионных требований.
Новое Постановление о лицензировании установило, что грубое нарушение лицензионных требований - это вещание не на тех радиочастотах, которые были выделены вещателю, или вещание с нарушением позиции в мультиплексе, или же нарушение программной направленности вещания, если такое вещание повлекло одно из следующих последствий:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Документы:
Федеральный закон от 14.06.2011 N 142-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации".
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025 "О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания".
Название документа