Особенности проведения оценочной экспертизы при расследовании уголовных дел по факту мошенничества с жильем <*>

Г.В. СЛЕПОВА

<*> Slepova G.V. Peculiarities of Carrying out of Valuation Expertize in Investigation of Criminal Cases of Fraud with living Accommodations.

Слепова Г.В., соискатель Калининградского юридического института МВД России.

Следователь обладает знаниями в области юриспруденции, но не является носителем специальных знаний, необходимых для установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания, что повышает значимость проводимых по делу экспертиз.

Ключевые слова: мошенничество, доказывание, оценочная экспертиза.

Investigator has got knowledge in the sphere of jurisprudence but is not a carrier of special knowledge necessary for determination of all circumstances included in the subject of proving, this fact increases importance of expertise.

Key words: fraud, proving, valuation expertise.

Основной объем судебных экспертиз по уголовным делам, находящимся в производстве следователей, выполняется экспертно-криминалистическими подразделениями, входящими в систему МВД России. Часть экспертиз выполняется экспертами учреждений, входящих в систему Министерства юстиции Российской Федерации. На долю экспертов, не являющихся сотрудниками вышеуказанных ведомств, приходится относительно небольшое количество экспертиз. Но по всем ли интересующим следователя вопросам, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках расследуемого уголовного дела, эксперты указанных ведомств могут провести необходимое исследование и дать обосновывающий и исчерпывающий ответ? Как показывает следственная и судебная практика, такое случается не всегда.

Анализ сложившейся на современном этапе практики позволяет сделать вывод о том, что следователи при расследовании преступлений, связанных с мошенничеством при завладении жильем, выработали определенный алгоритм действий, связанных с определением вида и последующим назначением экспертизы. Как правило, речь идет о традиционных судебных экспертизах, выполняемых экспертами экспертно-криминалистических подразделений в системе МВД России, таких как судебно-почерковедческая, технико-криминалистическое исследование документов, строительно-техническая экспертиза и некоторые другие. Между тем вне поля зрения органов предварительного расследования оказался такой вид экспертизы, как оценочная экспертиза, притом что в связи с расследованием мошенничества, объектом которого стало жилье, часто возникает необходимость установления объективной, реальной стоимости жилища, которое выбыло из владения собственника в результате мошенничества.

На практике можно наблюдать, как следователи стоимость жилья устанавливают путем истребования данных из риелторских агентств о стоимости подобного жилья без проведения его осмотра и обследования. Конечно, указанный способ является достаточно простым и экономичным, вследствие чего он получил широкое распространение. Однако мы считаем, что применения при расследовании уголовного дела этого метода по установлению стоимости жилья, которое выбыло из владения собственника в результате мошенничества, явно недостаточно. В чем же разница между данными о стоимости жилья, полученными по запросу следователя из риелторского агентства, и данными, полученными в результате проведения оценочной экспертизы?

Риелторское агентство по запросу следователя предоставляет данные о стоимости жилья, отталкиваясь от средней цены на подобное жилье в данном регионе либо районе или городе. На наш взгляд, сведения о стоимости объекта жилой недвижимости, предоставленные риелторским агентством, можно приравнять к заключению специалиста, поскольку указанные данные предоставляются следователю на основе знаний в узкой области без проведения углубленных исследований.

В то же время при производстве оценочной экспертизы применяются различные методы исследования и оценки жилья, в том числе математический, статистический и др., которые не используют риелторские агентства при даче заключения о стоимости жилья. Кроме того, стоимость при производстве судебно-оценочной экспертизы может рассчитываться исходя из соотношения цены спроса и предложения, цены сделок по гражданско-правовым документам, справочных цен и т.п. Тем самым при производстве оценочной экспертизы производится более глубокое исследование, нежели при предоставлении данных по запросу следователя риелторскими агентствами.

Для правильного уяснения сущности этого вида экспертизы необходимо кратко рассмотреть вопросы правового регулирования оценочной деятельности в России, опираясь на Федеральный закон от 29 июня 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Оценочная деятельность - процесс определения качества, ценности или полезности объекта оценки, который может реализовываться в виде формирования мнения профессионального оценщика относительно стоимости объекта оценки с определением его стоимости в денежном выражении, с обязательным составлением письменного отчета установленной формы, в котором будет указана использованная оценщиком методика.

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется Законом об оценочной деятельности (оценщики), с другой - потребители их услуг (заказчики).

Объектами оценочной деятельности в рамках расследуемого уголовного дела по факту мошенничества с жильем являются как одиночные отдельные материальные объекты (дом, квартира), так и совокупность объектов (земельный участок, комплекс строений), являющихся имуществом лица, в отношении которого было совершено мошенничество, в результате чего имущество выбыло из его владения.

В ст. 9 указанного Закона оговаривается, что "в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа". Органы предварительного расследования в настоящей статье не упомянуты, не указано и постановление следователя о назначении оценочной экспертизы. На наш взгляд, органы предварительного расследования следует относить к "уполномоченным органам". Вместе с тем полагаю, что ст. 9 Закона нуждается в уточнении за счет непосредственного включения в перечень органов, имеющих право назначать оценочную экспертизу, органов предварительного расследования, на основании вынесенного постановления о производстве оценки объекта (оценочной экспертизы).

Статья 11 Закона об оценочной деятельности устанавливает общие требования к отчету об оценке объекта оценки, которые по своей сути фактически не отличаются от требований, предъявляемых к заключению эксперта.

Так, отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, отраженных в отчете. Должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта; юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта, перечень использованных при проведении оценки объекта данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки. Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.

Применяемые при производстве оценки методики и правила оценки объектов свидетельствуют об использовании оценщиком в этой деятельности специальных знаний, направленных на установление стоимости объекта, который выбыл из владения в результате мошеннических действий.

Статья 12 Закона об оценочной деятельности указывает на достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения: итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Кроме того, Законом закреплены права и обязанности оценщика, принцип независимости оценщика, а также обязательное лицензирование и страхование его деятельности.

В случае несогласия с выводами оценщика по определению стоимости объекта выполненный им отчет об оценке объекта жилой недвижимости может быть подвергнут экспертизе в соответствии с Федеральным стандартом оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 4 июля 2011 г. N 328.

Все вышеперечисленные положения Закона позволяют говорить о фактическом соответствии оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к экспертной деятельности. Таким образом, исходя из цели и задач, стоящих перед следователем при расследовании преступлений, связанных с мошенничеством в жилищной сфере, можно предложить для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания, в дополнение к существующим экспертизам назначать и проводить оценочную экспертизу жилья.

Производство судебной экспертизы в ходе следствия регулируется главой 27 УПК РФ. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 195 УПК РФ в постановлении о назначении судебной оценочной экспертизы как основание может быть указана необходимость применения специальных знаний в области оценочной деятельности для установления реальной стоимости жилого помещения (либо комплекса жилых помещений), которое выбыло из владения собственника в результате мошенничества. В соответствии с поставленной перед следователем задачей по доказыванию обстоятельств совершенного мошенничества на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, ответы на которые позволят достоверно установить рыночную стоимость жилья на момент совершения преступления. В распоряжение эксперта следователь должен предоставить все необходимые материалы, касающиеся объекта оценки. Кроме того, эксперту необходимо обеспечить доступ к жилищу с целью его осмотра. К заключению эксперта-оценщика должны предъявляться точно такие же требования, как и к заключениям других экспертов.

Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что при расследовании уголовных дел, связанных с мошенничеством на рынке жилой недвижимости, более широкое применение должны получить назначение и производство судебно-оценочной экспертизы.