Становление и развитие коммерческих судов в Российской империи. Учреждение коммерческих судов и Устав их судопроизводства 1832 г. Комментарий к Учреждению коммерческих судов Российской империи 1832 г
(Лукин Ю. М.) ("Вестник гражданского процесса", 2013, N 5, 6) Текст документаСТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКИХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. УЧРЕЖДЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ СУДОВ И УСТАВ ИХ СУДОПРОИЗВОДСТВА 1832 Г. КОММЕНТАРИЙ К УЧРЕЖДЕНИЮ КОММЕРЧЕСКИХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1832 Г.
/"Вестник гражданского процесса", 2013, N 5/
Ю. М. ЛУКИН
Лукин Ю. М., ассистент кафедры теории и истории государства и права Казанского (приволжского) федерального университета, адвокат.
В статье автором раскрываются история становления и развития системы коммерческих судов в Российской империи, а также создание и основное содержание специализированного нормативного акта для коммерческих судов, действовавшего в XIX в., - Учреждения коммерческих судов Российской империи 1832 г. Родоначальниками особых судов, разрешающих споры экономического характера, в мировой истории были Древний Египет и Афины. В Древнем Риме эти специализированные суды появились позднее. В Средние века данные суды стали развиваться в городах Италии и Испании. В Новое время коммерческие и торговые суды в Западной Европе, из которых впоследствии и сложились первые системы коммерческого судопроизводства, были трех видов: суды морские, консульские и ярмарочные. В России торговые суды впервые упоминаются в Уставной грамоте Новгородского князя, данной церкви Святого Иоанна Предтечи в 1135 г. Это были особые суды для торгового сословия в России. 14 мая 1832 г. Именным указом Николая I был утвержден проект Учреждения коммерческих судов и Устава их судопроизводства. Торговые суды были созданы в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Одессе. Особенностью коммерческого процесса был институт поверенных (представителей). Поверенными по торговым делам между двумя частными лицами в коммерческом суде могли быть присяжные стряпчие, которые состояли при этом суде.
Ключевые слова: история коммерческих судов; коммерческое судопроизводство; Учреждение коммерческих судов и Устав их судопроизводства.
Development of commercial courts in the Russian empire. The Institution of commercial courts and the Charter of 1832. Commentary on the Institution of commercial courts of the Russian empire 1832 Yu. M. Lukin
Lukin Yu. M., assistant of the Department of Theory and history of state and law of the Kazan (Volga region) federal University, advocate.
In the article the author reveals the history of formation and development of commercial courts in the Russian Empire, as well as the creation and maintenance of specialized basic regulation for commercial courts that have been enacted in the 19th century - the Institution of commercial courts of the Russian Empire 1832. The founders of special courts that hear just economic disputes in the history of the world have been knowing science Ancient Egypt and Athens. In Ancient Rome, it is the data of appearing the later specialized courts. In the Middle Ages, these courts began to develop in the cities of Italy and Spain. In modern times, commercial courts in Western Europe that subsequently developed the first commercial justice system have three types: the maritime courts, consular courts and courts of trade fairs. In the Russian reality, the first commercial courts were mentioned in a charter of Novgorod prince of the church of St. John Baptist in 1135. These were special courts for the merchant class in Russia. In May 14, 1832 the Nominal decree of Nicholas I approved the draft of the commercial courts Institution and the Charter of their proceedings. Commercial courts were established in Moscow, St. Petersburg and Odessa. The peculiarity of the sales process was the institution of attorneys (representatives). Attorneys for commercial matters between the two individuals in the commercial court could have sworn solicitors, which consisted in this court.
Key words: history of commercial courts; commercial litigation; Institution of commercial courts; Charter of commercial courts.
Настоящая статья состоит из двух частей: первая часть посвящена становлению и развитию коммерческих судов в Российской империи, а также предпосылкам, приведшим к разработке и принятию важнейшего документа в истории коммерческого судопроизводства в Российской империи - Учреждения коммерческих судов и Устава их судопроизводства 1832 г. Вторая часть - это уже комментарий к адаптированному тексту первоисточника - Именному указу от 14 мая 1832 г. "Высочайше утвержденное Учреждение коммерческих судов и Устав их судопроизводства"; непосредственно комментируется часть первая документа, а именно гл. 1 "Состав суда" и гл. 2 "Порядок определения состава суда".
1. Становление и развитие коммерческих судов в Российской империи. Учреждение коммерческих судов и Устав их судопроизводства 1832 г.
История коммерческих судов, существовавших в Российском государстве, - это история становления особой системы судов по разрешению экономических споров. Вопрос о необходимости существования подобных судов вызывает интерес уже не одно столетие, и тот опыт, который уже накоплен в России и в мире вообще, дает основания для существования в России в настоящее время отдельной системы арбитражных судов, а до этого - системы государственного арбитража. Родоначальниками особых судов, разрешающих споры экономического характера, в мировой истории были Древний Египет и Афины. В Древнем Риме эти специализированные суды появились позднее. В Средние века данные суды стали развиваться в городах Италии и Испании. В Новое время коммерческие и торговые суды в Западной Европе, из которых впоследствии и сложились первые системы коммерческого судопроизводства, были трех видов: суды морские, консульские и ярмарочные. Морские суды были созданы для решения споров между участниками морского транспорта, принадлежащими к разным государствам; при этом разрешение подобных споров по местному праву не представлялось возможным. Это и стало основной причиной обособления морских судов. В них разбирались споры между лицами разных государств, и в них применялось иноземное право. Такие суды под именем "curiae maritimae", а потом под арабским названием адмиралтейских судов появились сначала на побережье Средиземного моря, по берегам Италии и Испании, а затем переместились на побережье Атлантического океана, к берегам Франции и Англии. Консульские суды явились выражением сословной раздробленности средневекового общества. В это время бароны судились равными, и если духовенство имело свой суд, то и купеческое сословие должно было получить обособление в судебном отношении. Специальная купеческая юрисдикция наиболее ярко проявилась в Италии, где соблюдалось обыкновение отдавать все споры, возникающие между членами корпорации, на суд ее выборных (consules), которые производили разбирательство в доме, где сосредоточивались дела корпорации (curia mercatorum). Ярмарочные суды возникли во Франции в связи с особыми запросами, выдвинутыми богатой ярмарочной жизнью. Собравшееся на ярмарку купечество не могло сформировать единую корпорацию: кратковременность пребывания на ярмарке требовала быстроты процесса и не мирилась с волокитой. Уже с XII в. на ярмарках Шампани появляются особые органы под именем "custodes nundi-narium", назначаемые графом или королем, с функциями одновременно полицейскими и судебными. С XIV в. организация этих судов стала сложнее, к исполнению судебных обязанностей привлечены были и сами купцы, которые все более отодвигали на второй план правительственный элемент. Эти суды по предметной подсудности вели все дела, связанные с торговлей, как гражданские, так и уголовные; по личной подсудности - всех лиц, посетивших ярмарку <1>. -------------------------------- <1> Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. IV. Торговый процесс. Конкурсный процесс. М.: Статут. С. 40 - 41.
В Париже Эдиктом 1563 г., изданным при Карле IX под влиянием канцлера Л'Опиталя, учрежден суд по коммерческим делам - juge et consuls des marchands. Этот суд может считаться уже настоящим коммерческим судом, основанным на идее сословной и ярмарочной юрисдикции. Он был построен на чисто выборном начале. Торговый устав 1673 г. признал эти суды общим типом для коммерческого сословия. Идея коммерческих судов под французским влиянием стала в начале XIX в. распространяться по всей Европе. Она была воспринята в Бельгии, Голландии, Италии, Испании, в германских областях и герцогстве Варшавском. Особые коммерческие суды или по крайней мере особые отделения для торговых дел при общих судах встречаются также в Германии главным образом с XVII в. Издание в 1861 г. Германского торгового уложения способствовало учреждению ряда новых коммерческих судов. В 1869 г. был даже открыт для надзора за ними Высший коммерческий суд в Лейпциге. В России исторически сложилось так, что торговля была одним из основных источников пополнения казны и купечество издревле пользовалось обширными льготами и привилегиями. Первые сведения о древнем купечестве подтверждают договоры с греками 907, 911, 944, 971 гг. Договоры Руси с греками 911, 944 гг. содержат в себе особые статьи о порядке торговли, об особых правах купцов (ст. 2 Договора 944 г.), о кораблях с товарами вообще и в частности о потерпевших крушение (ст. 8 Договора 911 г.), о выдаче товаров, оставшихся после умерших без завещания, их соотечественникам, торгующим в Греции (ст. 13 Договора 911 г.), и т. п.; русские купцы даже поименованы в числе лиц, участвовавших в заключении этих договоров. Хотя какого-либо текста, который можно было бы истолковать как относящийся к экономическому правосудию, ни в материальном, ни в процессуально-правовом понимании нет. В России торговые суды впервые упоминаются в Уставной грамоте Новгородского князя, данной церкви Святого Иоанна Предтечи в 1135 г. Это были особые суды для торгового сословия в России. Церковь Святого Иоанна Предтечи была патрональной церковью новгородского рынка, а также торгующих классов и всей торговли. В ст. 3 Уставной грамоты определяются условия вступления купцов в "Иванское купечество" - особое товарищество наиболее состоятельного купечества. Члены его именовались "пошлыми" ("пошлина" - старина) - исконными, потомственными купцами. Высокая сумма вступительного взноса - деньгами 50 гривен (около 10 кг) серебра и сукном - давала привилегию не только вкладчику, но и его потомству: звание "пошлого" купца было наследственным. В Уставной грамоте определялся порядок управления Иванской организацией. Поскольку купцы объединялись вокруг церкви, то они, как и положено прихожанам, избирали трех старост от 22 именитых граждан, двух старост - от купцов и одного тысяцкого - от простого народа (ст. 2 Уставной грамоты). Назначение представителей не только от купцов, но и от других сословий доказывает, что это был суд не сословно-купеческий, а именно торговый, т. е. суд по делам торговли <1>. -------------------------------- <1> Пахольчик Е. Д. Организационно-правовые и процессуальные основы коммерческого правосудия в России в XIX веке: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 22.
Старосты разбирали как внутрицерковные проблемы, так и споры иванских купцов с иностранными и новгородскими купцами. Иванская организация в решении своих дел была вполне самостоятельна, и посадник не участвовал в рассмотрении таких споров. Для решения споров между новгородскими и немецкими гостями по договору между Новгородом и Ганзой (Договор Новгорода с Готским берегом и немецкими городами 1189 - 1199 гг.) был учрежден смешанный суд из русских и немецких представителей <1>. Да и само новгородское вече могло выступать и в качестве арбитражного суда в конфликте между представителями исполнительной власти, как это было в споре между князем Святославом и посадником Твердиславом в 1218 г., результатом которого было сохранение последним своей должности. -------------------------------- <1> Андриевский И. Е. О договоре Новгорода с немецкими городами и Готландом. СПб., 1855. С. 118.
Определенные элементы коммерческого правосудия можно найти и в Судебнике 1550 г.: так, губные старосты в соответствии с ним помимо судебных дел решали вопросы, связанные с землеустройством; земские старосты контролировали сбор прямых и косвенных налогов и таможенных пошлин. Этот Судебник регулировал судебное разрешение споров холоповладельцев о принадлежности холопов; содержал нормы гражданского судопроизводства по делам, связанным с землевладением, среди которых особое место занимало право выкупа родовых вотчин (ст. 85); содержал статью об ответственности сторон при совершении торговой сделки (ст. 93) и еще ряд норм. Первую попытку создать постоянно действующий суд для купечества предпринял в 1667 г. царь Алексей Михайлович. Новоторговый устав, составленный главой Посольского приказа А. Л. Ордин-Нащокиным и утвержденный 22 апреля 1667 г., учреждал особые таможенные суды, состоящие из "лучших торговых людей", и специальный Приказ по торговым делам. До принятия Новоторгового устава действовал ряд указов, ограничивавших права иностранных купцов в России. В ст. 2 Новоторгового устава говорится об учреждении при Архангельской таможне особого суда: "Всякую полную расправу у города Архангельского в торговых делах русским людям и иноземцам чинить в таможне гостю со товарищами". А согласно ст. 1 воеводам запрещалось вмешиваться в "таможенные торговые и всякие дела" "гостя с товарищами", чтобы "великого государя казне в сборах порухи не было". Впоследствии такие таможенные суды были образованы и при других таможнях. А поскольку в то время были не только пограничные, но и внутренние таможни, такие суды возникали и в Москве, и в других городах. Новоторговый устав интересен не только тем, что создал, по существу, единый специализированный Купеческий приказ, который "давал бы купеческим людям управу", не заставляя их "волочиться по многим приказам" (ст. 89), но и тем, что вводил специальную систему судов, которая должна была вести судопроизводство по всем делам, связанным с внешней и внутренней торговлей. Таможенные суды, учрежденные в 1667 г., продолжали действовать и в XVIII в., но в связи с реорганизацией системы управления были подчинены местным городским органам власти и Коммерц-коллегии - вышестоящей инстанции по рассмотрению торговых дел, т. е., по существу, входили в административную систему органов власти. Петровское законодательство продолжило развивать линию относительно специальных таможенных судов: так, Указом от 26 августа 1727 г. утвержден Устав о таможенном словесном суде, который должен был "отправлять словесный суд и расправу между купеческими людьми и кто на них будет бить челом". Здесь же во введении указывается мотив судебной обособленности купцов: "дабы оные, кроме необходимой нужды, не вступали в письменные суды и ответы, тем в купечестве своем время не тратили и в напрасные убытки от того не входили". Ведению таможенных словесных судов подлежали следующие дела: 1) о неплатеже денег за проданный и принятый товар; 2) о несдаче проданного или запроданного товара; 3) о сдаче товара худшей доброты; 4) о неплатеже денег, занятых "письменно или бесписьменно"; 5) о деньгах, товаре или письмах (документах), взятых на хранение; 6) об отдаче внаем лавок или судна; 7) о неисправной доставке товаров судовщиками (кроме портовых мастеров, о которых особые уставы) или извозчиками; 8) о неплатеже купцами денег или учинении напрасного простоя судовщиками или извозчиками; 9) о спорах между хозяевами и наемными рабочими при выгрузке и погрузке товаров или при другой работе по торговле; 10) по жалобам хозяев на приказчиков (продавцов) или обратно, об удержании денег или в ином чем; 11) о драках и брани между купцами и их приказчиками или продавцами. В соответствии с Вексельным уставом 1729 г. в таможенные суды были переданы и все вексельные дела. Таким образом, можно сказать, что к началу XIX в. в России созрели объективные предпосылки для создания публичного государственного суда, осуществляющего экономическое правосудие. И на такой благодатной почве французские идеи и опыт специализированных судов быстро нашли тех, кто понимал значимость и необходимость создания подобных судов. Одесский градоначальник, герцог де Ришелье обращался к правительству с указанием на необходимость учредить в этом торговом городе un tribunal de commerce. После нескольких лет переписки вопрос этот был разрешен, и 10 марта 1808 г. был утвержден Устав коммерческого суда в г. Одессе. Вслед за одесским судом коммерческие суды согласно тому же Уставу учреждены были в Таганроге (1808 г.), в Феодосии (1819 г.), в Архангельске (1820 г.), в Бессарабии: Рени (1819 г), Измаиле (1824 г.), Кишиневе (1856 г.). К подсудности Одесского коммерческого суда были отнесены дела судебные (исковое производство): 1) споры торговые; 2) споры о строительстве, покупке, починке, найме кораблей; 3) споры маклерские, вексельные и банкирские; 4) споры с цеховыми ремесленниками по вопросам торговли - и несудебные (особое производство): о торговой несостоятельности и внешнем управлении. Опыт создания и разработки Устава коммерческого суда в г. Одессе, а также становление таких судов и в других городах привели к тому, что идея создания особых коммерческих судов все больше завоевывала популярность, в том числе и в правительственных кругах, но возникали существенные противоречия между Министерством финансов и Министерством внутренних дел. Император также проявлял все больший интерес к данному вопросу, а именно к совершенствованию торгового законодательства и судебной системы России. 7 октября 1827 г. создается Комитет под председательством М. М. Сперанского, в который вошли представители Министерства финансов и Министерства коммерции и мануфактур, начальник Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии М. А. Балугьянский, а также городские головы Москвы и Петербурга. Основной задачей Комитета была разработка Устава о векселях и законодательства о торговой несостоятельности, с тем чтобы "постановить твердые правила к ограждению кредита". В Указе Сенату о данном Учреждении, предназначенном для всей России, поводы к его изданию мотивированы так: "По особому свойству спорных торговых дел было признано еще в 1727 г. полезным для производства их особое постановление под именем Устава суда таможенного. Впоследствии действие сего Устава изменилось и тяжбы сего рода были отнесены частью к ведомству магистратов, частью же надворных судов..." Источниками законопроекта стали: 1) российское законодательство (в частности, Устав Одесского коммерческого суда, законодательные акты 1726 и 1727 гг.); 2) зарубежное законодательство, в особенности французский Коммерческий кодекс и законодательство о Гамбургском коммерческом суде; 3) проект Петербургского коммерческого совета 1816 г.; 4) записки одесского градоначальника Левшина. Проект Учреждения коммерческих судов состоял из двух частей. Первая часть была посвящена судоустройству коммерческих судов, подведомственности и судебному делопроизводству. Вторая посвящалась правилам определения подсудности, порядку судебного извещения субъектов процесса, средствам доказывания по торговым спорам, процедуре постановления решения, порядке его исполнения и обжалования. Заслугой М. М. Сперанского было то, что он положил в основу системы коммерческих судов ряд новых буржуазных начал судоустройства и судопроизводства. Одним из основных достижений был принцип выборности судей коммерческих судов, который в некоторой степени комбинировался с принципом назначаемости судей. Впоследствии Г. Ф. Шершеневич писал, что "процесс, введенный в коммерческих судах законом 1832 года, представлял огромные преимущества. Словесная расправа, составлявшая основной вид производства, резко отличалась от письменной переписки. Торговый процесс, по сравнению с общим, представлял все достоинства быстроты и простоты, благодаря началу устности, которое хотя и не полностью, но в значительной мере было положено в его основу" <1>. -------------------------------- <1> Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 12.
14 мая 1832 г. Николай I издал Именной указ об учреждении коммерческих судов "Высочайше утвержденное Учреждение коммерческих судов и Устав их судопроизводства". В дальнейшем, рассматривая развитие коммерческих судов, мы видим, что с введением в действие судебных уставов 1864 г. все виды торговых судов, кроме коммерческих, были упразднены. Для разрешения вопроса об их дальнейшем существовании 11 января 1865 г. была учреждена Комиссия, основной целью которой было согласовать законодательство о коммерческих судах с нормативно-правовой базой, утверждаемой в рамках проведения судебной реформы 1864 г. Во главе Комиссии стоял Государственный секретарь В. П. Бутков. Комиссия в процессе работы пришла к выводу о нецелесообразности коммерческих судов, так как торговые споры могли рассматриваться общими судами. Вследствие этого несколько коммерческих судов было упразднено, но в 1871 г. во главе с председателем Коммерческого суда г. Санкт Петербурга В. В. Фришем была создана новая Комиссия, целью которой было преобразование коммерческих судов. Новая Комиссия разработала проект нового Устава торгового судопроизводства и выступила с инициативой сохранения коммерческих судов. Однако данный Устав не был утвержден, и упразднение коммерческих судов продолжалось. В соответствии с господствующими представлениями о ненужности коммерческих судов их общее количество стало сокращаться. В 1895 г. коммерческих судов в России осталось всего семь. Несмотря на это, споры продолжались вплоть до 1904 г., когда был окончательно решен вопрос о ненужности коммерческих судов. К тому времени их осталось всего четыре (в столицах, Одессе и Варшаве). Коммерческие суды в столицах и Одессе были отделены от общих судебных учреждений и не подчинялись Гражданскому кассационному департаменту Сената. Последней инстанцией для них являлся Судебный департамент Сената. Устройство и деятельность этих судов определялись Уставом торгового судопроизводства 1832 г. Варшавский коммерческий суд был включен в систему общих судов и подчинялся судебной палате и Гражданскому кассационному департаменту Сената. Устройство и деятельность данного суда регламентировались Уставом гражданского судопроизводства 1864 г.
2. Комментарий к Учреждению коммерческих судов Российской империи 1832 г.
"Учреждение коммерческих судов и Устав их судопроизводства" 1832 г. (далее - УУКС) является первым кодифицированным нормативным актом, закрепившим систему коммерческих судов России XIX в. - начала XX в. УУКС в дальнейшем сыграли немаловажную роль в качестве источника формирования торгового законодательства. 14 мая 1832 г. Именным указом Николая I был утвержден проект Учреждения коммерческих судов и Устава их судопроизводства. В соответствии с данным Указом Правительствующему Сенату повелевалось учредить по УУКС коммерческие суды "в обеих столицах, а потом в тех городах, где по важности и пространству торговли признано будет сие учреждение нужным". Одна из первоочередных задач в соответствии с Указом императора - "существующие ныне коммерческие суды должны быть постепенно приведены в единообразие с настоящим общим Учреждением". Результатом проведенной работы стало преобразование всех коммерческих судов, созданных до 1832 г. Архангельский коммерческий суд был преобразован 21 октября 1834 г., Одесский - 29 мая 1835 г., Таганрогский - 11 ноября 1836 г., Измаильский и Феодосийский - 13 марта 1841 г. "Во исполнение Высочайшей воли 25-го марта 1832 года последовал указ Правительствующего Сената об учреждении Московского коммерческого суда и, вслед за этим, было приступлено к выработке самих штатов суда" <1>. -------------------------------- <1> Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. VII. 1832. N 5053 - 5876. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е. И.В. Канцелярии, 1833.
Законом от 9 февраля 1833 г. официально утверждается штат Московского коммерческого суда, а также определены источники финансирования. Состав суда был следующий: председатель (4 тыс. руб. из средств государственного казначейства и 6 тыс. руб. из городских доходов); товарищ председателя (2,5 тыс. руб. из средств государственного казначейства и 3,5 тыс. руб. из городских доходов); восемь членов из купеческого сообществ и восемь кандидатов к ним (служба безвозмездная); два секретаря (каждый получал по 3,5 тыс. руб.); два присяжных пристава (каждый получал по 2,7 тыс. руб.); два помощника секретаря, два переводчика, два протоколиста, два помощника пристава и канцелярские служащие трех разрядов (общая сумма финансирования составляла 28,4 тыс. руб.) <1>. -------------------------------- <1> Михин А. В. Возникновение и развитие коммерческих судов в Российской империи: Дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2005. С. 54.
Одновременно с созданием Московского коммерческого суда утверждался и коммерческий суд в г. Санкт-Петербурге. Структура Санкт-Петербургского коммерческого суда была в значительной степени схожа со структурой Московского суда. В силу того, что г. Санкт-Петербург был крупным торговым центром, а также своего рода северной столицей России, УУКС повелевали учредить коммерческие суды в обеих столицах. УУКС в первой своей части закрепляют основные положения, касающиеся структуры коммерческого суда и его состава. В соответствии с § 1 УУКС в состав коммерческого суда входили: председатель, товарищ председателя, члены суда от правительства и купечества. Причем УУКС отдельно регламентировали количественный состав коммерческих судов Москвы, Санкт-Петербурга и Одессы. Состав Одесского коммерческого суда несколько отличался от состава столичных судов: "Председатель, товарищ его, старший член из чиновников, два члена по назначению от правительства и три члена из купечества". Введение в состав коммерческого суда представителей от купечества вызвало немало споров среди ученых. Г. Ф. Шершеневич указывал: "Стоя на почве требования технически подготовленного судьи, мы должны бы признать, что во всех поземельных делах следовало бы посадить на судейское кресло помещиков, в делах горной промышленности - горнозаводчиков, и т. д." <1>. -------------------------------- <1> Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 17.
Также необходимо отметить, что в каждом коммерческом суде в соответствии с § 3 и 4 УУКС должна была быть образована канцелярия, в состав которой обязательно должны были входить: секретари и их помощники, протоколисты, переводчики, писцы, присяжные приставы и служители. Исходя из структуры канцелярии, можно предположить, что основная ее функция сводилась к фиксации информации относительно торговых споров. Так, например, секретари и их помощники обязаны были вести журналы судебных заседаний и протоколы по ним, а также "облекать в письменную форму все акты производства, которые требуют этого". УУКС устанавливали также правовой статус работников канцелярии. В соответствии с § 13 УУКС секретари, их помощники и приставы назначались на должность в Санкт-Петербургском и Московском коммерческих судах губернскими правлениями по представлению этих судов, а в Одесском коммерческом суде - градоначальником также по представлению суда. Протоколисты, переводчики, писцы и присяжные служители назначались и увольнялись только по усмотрению суда. Причем все должностные лица, входящие в состав канцелярии коммерческого суда, приравнивались по своему правовому положению к государственным служащим (§ 15 УУКС). Кроме вышеуказанных лиц, содействующих правосудию, в состав коммерческого суда входили присяжные попечители по делам о несостоятельности и присяжные стряпчие. Причем их число определялось отдельным расписанием в каждом коммерческом суде. Присяжный попечитель был обязан управлять имуществом должника при введении в отношении его процедуры банкротства до открытия конкурсного производства. Присяжные попечители назначались из числа кандидатов, избранных на собрании городского общества. Они утверждались судом по очереди в соответствии со списком выбранных лиц, причем суд принимал меры к тому, чтобы попечитель был в одной гильдии с должником или занимался аналогичным видом торговли. Запрещалось назначение присяжным попечителем лица, которое было в родстве с должником. Назначенный на должность попечитель обязательно приводился судом к присяге. Особенностью коммерческого процесса был институт поверенных (представителей). Поверенными по торговым делам между двумя частными лицами в коммерческом суде могли быть присяжные стряпчие, которые состояли при этом суде. Разрешение на ведение дела в качестве присяжного стряпчего давалось только судом. Кроме того, торговое законодательство не устанавливало определенных требований к должности присяжного стряпчего. Назначение на должность присяжного стряпчего происходило по усмотрению суда, исходя из оценки юридических познаний и нравственных качеств кандидата. Причем суд не обязан был мотивировать свой отказ в назначении на должность. В случае положительного результата кандидат вносился в список присяжных стряпчих и приводился к присяге. В силу того, что законодательство не устанавливало определенное число стряпчих, суд должен был принять меры к тому, чтобы список был достаточно объемным, в целях обеспечения доступа к правосудию и возможности качественного выбора представителей. Суд не ограничивал стороны в выборе того или иного стряпчего, но он был вправе, не объясняя причин, исключить его из списка присяжных стряпчих. В качестве положительного момента УУКС следует отметить возможность участия в деле в качестве поверенных следующих лиц: а) купцов, за исключением случаев, когда они занимаются представительством в целях извлечения прибыли; б) бухгалтеров, кассиров и других служащих по делам своих работодателей; в) должностных лиц казенных мест, кредитных установлений и городских обществ по спорам этих организаций с частными лицами. Причем все вышеуказанные категории поверенных не должны были входить в список присяжных стряпчих. Интересно мнение Е. А. Нефедьева, который считал, что законодатель, допустивший участие в рассмотрении дел представителей купечества, обязан был принять меры к тому, чтобы число судей-юристов все-таки преобладало над числом судей-купцов <1>. -------------------------------- <1> Нефедьев Е. А. Судопроизводство торговое. Конкурсный процесс. М., 1909. С. 9.
В связи с этим была следующая процедура назначения на должность. Товарищи председателя в особых отделениях коммерческих судов назначались Высочайшим приказом по представлению министра юстиции без участия городского общества, причем члены суда от правительства определялись самим министром юстиции. Министр юстиции был вправе представлять купечеству по две кандидатуры на должность председателя или его товарища. Далее эти кандидатуры утверждались на общем собрании купечества, членами которого могли быть только избранные местные или иногородние купцы первой гильдии. К кандидатам от купеческого сословия предъявлялись следующие требования: 1) статус купца второй гильдии; 2) общее число выбранных купцов не должно было превышать половины всех членов суда. Существенным в УУКС было и то, что они закрепляли срок полномочий членов состава суда. Товарищи председателя в особых отделениях, а также члены суда от правительства назначались на должность на неопределенный срок. Кандидаты от купечества назначались на должность председателя и товарища председателя: Санкт-Петербургского и Московского коммерческих судов - сроком на шесть лет; Одесского суда - сроком на четыре года. Члены суда от купеческого сословия в Москве и Санкт-Петербурге избирались на три года, в Одессе - на два года, при этом один из членов суда менялся ежегодно. Состав коммерческого суда по УУКС был двоякий: он состоял из юристов и неюристов - лиц, обладавших познаниями в торговых делах (купцов). Вследствие этого к каждой должности предъявлялись определенные требования. Юридическими познаниями должны были обладать председатели, товарищи председателя, старшие члены и члены суда от правительства. Причем юридические познания могли быть приобретены в учебных заведениях или же на практике. В зависимости от должности устанавливался объем необходимых юридических познаний. При назначении на должность члена суда от правительства закон предоставлял министру юстиции право определять уровень знаний кандидата. Особые требования предъявлялись к кандидатам на должность председателя коммерческого суда, а именно наличие высшего юридического образования, практическая деятельность в течение двух лет на должностях не ниже секретарей палат уголовного и гражданского суда или делопроизводителей департаментов таможенных сборов и торговли мануфактур. Если же юридический стаж был свыше шести лет, то кандидат мог и не иметь высшего юридического образования. Для того чтобы быть товарищем председателя, необходимо было наличие высшего юридического образования, стаж работы на вышеуказанных должностях не менее одного года; если же стаж был более двух лет, иметь юридическое образование было необязательно. УУКС полностью исключали участие прокурора в коммерческом процессе, в том числе и в форме осуществления надзора. Поэтому председатель был обязан по требованию министра юстиции предоставлять все сведения, касающиеся судебного делопроизводства.
References
Andrievsky I. E. O dogovore Novgoroda s nemetskimi gorodami i Gotlandom [On the Treaty of Novgorod with Gotland and the German Cities] (in Russian). St. Petersburg, 1855. P. 118. Mikhin A. V. Vozniknovenie i razvitie kommercheskih sudov v Rossijskoj imperii [Emergence and development of the commercial courts in the Russian Empire] (in Russian): Abstract of Dissertation. Candidate of Legal Sciences. Nizhny Novgorod, 2005. P. 54. Nefed'ev E. A. Sudoproizvodstvo torgovoe. Konkursnyi process [Commercial proceedings. Competitive process] (in Russian). M., 2009. P. 9. Pakhol'chik E. D. Organizacionno-pravovye i processual'nye osnovy kommercheskogo pravosudiya v Rossii v XIX veke [Organisational-legal and procedural fundamentals of commercial justice] (in Russian): Abstract of Dissertation. Candidate of Legal Sciences. M., 2009. P. 22. Shershenevich G. F. Kurs torgovogo prava. T. IV. Torgovyj process. Konkursnyj process [The course of trade law. Vol. IV. Trade process. Competitive process] (in Russian). M., 2003. P. 12, 17, 40 - 41.
ИМЕННОЙ, ДАННЫЙ 14 МАЯ 1832 Г. СЕНАТУ УКАЗ "ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ СУДОВ И УСТАВ ИХ СУДОПРОИЗВОДСТВА" <1>
NOMINAL DECREE GIVEN MAY 14, 1832 TO THE SENATE "THE HIGHEST APPROVED THE INSTITUTION OF COMMERCIAL COURTS AND THE CHARTER OF THEIR PROCEEDINGS"
По особому свойству спорных торговых дел было признано еще в 1727 г. полезным издать для их производства особое постановление под именем Устава суда таможенного. Впоследствии действие этого Устава изменилось, и тяжбы подобного рода, будучи отнесены частью к ведомству магистратов, частью же надворных судов, вместо прежней, особенно свойственной им формы, были подчинены правилам общего судопроизводства. Хотя изменение это в обыкновенном движении торговых дел не произвело важных и повсеместных неудобств, но опыт показал, что в городах, отправляющих обширную торговлю, многосложные торговые споры, по мере ее распространения возрастая ежегодно, от слияния их в одних местах со множеством других дел подвергались значительным затруднениям. Неудобства, от этого происходящие, были отвращаемы учреждением особенных судов под именем коммерческих в некоторых торговых городах, как-то: в Одессе, Таганроге, Архангельске и др. Пользы такого учреждения как в прежнее время, так и вновь удостоверенные опытом, желания, многократно изъявленные торговыми сословиями, и намерение Наше твердыми установлениями и законами всемерно способствовать успешному движению этой важной части государственного благоустройства представили необходимым учредить коммерческие суды везде, где важность и пространство торговых дел могут этого требовать. В этом намерении Мы признали за благо поручить особому Комитету, составленному из чиновников и из почетных лиц торговых сословий, сделать для этих судов общее начертание. Комитет, приняв в основание Устав 1727 г., соотнеся его с уставами коммерческих судов, ныне существующих, и исправив и дополнив всем, что к лучшему устройству этого установления по настоящему пространству торговли было признано наиболее нужным и полезным, представил Нам проект Учреждения коммерческих судов и Устава их судопроизводства. При рассмотрении и надлежащем исправлении этого проекта в Государственном Совете, признав его намерению Нашему соответствующим и утвердив его Нашим подписанием, повелеваем Правительствующему Сенату привести его в надлежащее действие на нижеследующих основаниях. 1. Коммерческие суды должны быть по этому Уставу учреждены в обеих столицах, а потом в тех городах, где по важности и пространству торговли признано будет это учреждение нужным. 2. Существующие ныне коммерческие суды постепенно должны быть приведены в единообразие с настоящим общим Учреждением, допуская в них только те изъятия, которые по местному положению будут признаны необходимыми. 3. Ведомству коммерческих судов, вновь учреждаемых, подлежат тяжебные торговые дела, от времени их открытия возникшие; прежние же дела, в судебное производство вошедшие, должны быть производимы в тех местах, где они ныне находятся, и получить свое окончание установленным до этого порядком.
Часть первая. УЧРЕЖДЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ СУДОВ
Глава I. СОСТАВ СУДА
§ 1. Коммерческий суд составляют: председатель, его товарищ и определенное число членов по штату. § 2. В столицах коммерческий суд имеет два отделения: в одном из них присутствует председатель, а в другом - товарищ председателя. § 3. Канцелярия Коммерческого суда состоит из секретарей, их помощников, протоколистов, переводчиков и писцов; число их определяется штатом. § 4. При канцелярии состоят присяжные приставы и служители. § 5. Сверх того, при коммерческом суде состоят: 1) присяжные попечители по делам о несостоятельности и 2) присяжные стряпчие. Их число определяется особым расписанием.
Глава II. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Определение председателя и членов
§ 6. Председатели коммерческих судов и их товарищи определяются и увольняются Высочайшими указами Правительствующему Сенату по представлению министра юстиции. § 7. Министр юстиции представляет на эти должности в коммерческих судах, учрежденных в столицах, по два кандидата на каждое место. § 8. Кандидаты избираются и представляются министру юстиции от городских обществ. Это избрание производится в городской думе в особенных собраниях, составленных из купцов 1-й и 2-й гильдий, которые принадлежат к городскому обществу, из иногородних гостей 1-й и 2-й гильдий и из иностранных гостей, записанных в Столицах. Кандидаты избираются из чиновников не ниже 6-го класса, как из служащих, так и не служащих, по предварительному изъявлению на то их согласия. При этом само собой разумеется, что чиновники, состоящие на службе, должны иметь на это дозволение своего начальства. § 9. В коммерческих судах других городов председатели и товарищи определяются Высочайшими указами по представлению министра юстиции без участия городских обществ, если только такое право не было предоставлено какому-либо городскому обществу. § 10. Председатель и товарищ определяются в своем звании бессрочно на том же основании, что и все чиновники, состоящие на государственной службе. § 11. Члены определяются по выбору городских обществ на том же основании на те же сроки, что и заседатели палат: в столицах они избираются из купцов и иногородних гостей первых двух гильдий и из иностранных гостей, записанных в столицах. § 12. Вместе с избранием членов назначаются таким же выбором и кандидаты для занятия их мест в случае смерти, болезни и необходимой законной отлучки.
2. Определение секретарей, приставов и чинов канцелярии
§ 13. Секретари, их помощники и приставы коммерческих судов утверждаются в должностях губернским правлением по предложениям этих судов. § 14. Протоколисты, переводчики, писцы и присяжные служители определяются и увольняются судом по его усмотрению. § 15. Секретари, приставы и все должностные лица, состоящие в канцелярии суда, считаются на государственной службе и пользуются производством наравне с прочими.
3. Назначение присяжных попечителей и стряпчих
§ 16. Для первоначального распоряжения и охранения имущества по делам лиц, впавших в несостоятельность, до открытия конкурсного управления согласно Уставу о торговой несостоятельности коммерческий суд назначает присяжных попечителей. § 17. Присяжные попечители назначаются по списку кандидатов, избираемых городским обществом при общих выборах. § 18. Число кандидатов определяется в каждом месте особым расписанием соразмерно пятилетней сложности конкурсов. § 19. Суд назначает попечителей по очереди, как они стоят в списке; в случае законных препятствий очередным он назначает следующих за ними. § 20. Назначенные судом попечители при вступлении их в управление приводятся к присяге. § 21. Лица, состоящие в списке кандидатов, могут быть в течение трех лет привлечены на другую общественную службу с назначением на их место других кандидатами; но кандидаты, определенные судом к управлению конкурсом, все время этого управления считаются состоящими на действительной общественной службе и в это время не могут быть определены к другому званию. § 22. Поверенным в коммерческом суде по делам между частными людьми не может быть тот, кто не внесен в специально для этого установленный список присяжных стряпчих. § 23. Для внесения в список присяжных стряпчих желающие вместе с прошениями предъявляют суду свои аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства о своих знании и поведении, какие они сами признают нужными. § 24. Суд по рассмотрении этих свидетельств и по личном осведомлении о свойствах просителя или допускает его к хождению по делам, вообще в этом суде производящимся, и для этого вносит его в список, или объявляет ему словесно отказ, не обязуясь при этом входить ни в какие изъяснения о причинах отказа. § 25. Стряпчий, внесенный в список, может быть из него исключен по усмотрению суда без всяких также дальнейших объяснений, с указанием только в протоколе причин исключения. § 26. Лица, внесенные в список, дают присягу в установленной форме. § 27. Число присяжных стряпчих не определяется. Суд прилагает особое попечение, дабы оно было достаточно и чтобы тяжущиеся стороны не затруднялись в их выборе по собственному усмотрению. § 28. Сверх стряпчих, состоящих в списке суда, допускаются вместо них к хождению по делам частных лиц без присяги и внесения в список: 1) купцы и гости, производящие торговлю, если при этом они не занимаются этим званием по другим судебным местам как промыслом; 2) бухгалтеры, кассиры и вообще лица, состоящие при конторе истца и ответчика. § 29. По делам частных лиц с кредитными установлениями или с казенными местами допускаются к хождению в суде без внесения в список присяжных стряпчих губернские казенных дел стряпчие и те чиновники, которые для этого от тех мест и установлений будут уполномочены. § 30. Председатели коммерческих судов, их товарищи, секретари и приставы получают жалование по штату; помощники же секретарей, протоколисты, переводчики и писцы - по распределению суда из общей суммы, положенной на канцелярию по штату. Присяжные попечители пользуются доходами, определенными по Уставу о торговой несостоятельности. Стряпчие получают награды от своих доверителей по добровольному с ними условию.
/"Вестник гражданского процесса", 2013, N 6/
Глава III. ПРЕДМЕТЫ И ПРОСТРАНСТВО ВЕДОМСТВА
§ 31. К ведомству коммерческого суда принадлежат: 1) все споры и иски из торгового оборота, по векселям, договорам и обязательствам словесным и письменным, торговле свойственным, как между частными лицами всех состояний взаимно, так и по искам государственных кредитных установлений к частным лицам; 2) все дела о торговой несостоятельности, к какому бы званию ни принадлежали лица, впавшие в нее, и хотя бы эти дела сопряжены были с несостоятельностью и в дворянском того лица состоянии. § 32. Торговым оборотом признаются: 1) все виды торговли - оптовая, розничная и мелочная, как свободная для всех состояний, так и ограниченная установленными свидетельствами; 2) торговля фабричная и заводская, также лавочная, амбарная, магазинная и тому подобная; 3) торговля промышленная, состоящая в строительстве, покупке, починке и найме кораблей и купеческих судов и в их отправлении; 4) дела по купеческим приказам о закупке, продаже, перевозке и поставке товаров, или так называемые дела комиссионные, экспедиционные и маклерские; 5) денежные переводы в российские и иностранные города, дела вексельные и банкирские. § 33. К обязательствам и договорам, торговле свойственным, принадлежат: 1) дела по жалобам на купеческих приказчиков и лавочных сидельцев, также на судовщиков, извозчиков товаров, артельщиков, браковщиков и на других лиц, по торговле встречающихся; 2) дела по спорам и всякого рода искам между товарищами торгового дома, в товариществе полном, товариществе на вере и товариществе для особых определенных дел и предприятий; 3) дела по торговым обязательствам, заключаемым на бирже посредством маклерских записок; 4) дела по спорам и искам, возникающим из договоров, заключаемых при торговых отправлениях между соучастниками в строительстве, покупке, починке и фрахте кораблей и купеческих судов, или сертепартии, между хозяевами кораблей и судов и корабельщиками или судовщиками, между корабельщиками и корабельными служителями или водоходцами; 5) дела по морскому страхованию, аварии, бодмерии и кораблекрушению. § 34. Разбору коммерческого суда не подлежат: 1) споры о покупке и продаже товаров на наличные деньги в рядах, в лавках, на рынках, торгах и ярмарках; 2) все споры по торговле, не превышающие 500 руб. Примечание 1. Первые [споры о покупке и продаже товаров на наличные деньги в рядах, в лавках, на рынках, торгах и ярмарках] разбираются местными начальниками по установленному для этого порядку, а последние [все споры по торговле, не превышающие 500 руб.] разбираются в городовых словесных судах, по частям учрежденных, или в словесных судах при магистратах, или, наконец, в самих магистратах и ратушах, по усмотрению истца. Примечание 2. Само собою разумеется, что споры по обязательствам всякого рода, кроме векселей, возникшие между дворянами и разночинцами без участия торговых лиц, разбираются в установленных для этого судебных местах. § 35. Коммерческий суд сам собой ни к какому делу не приступает и не вмешивается в действия, полиции принадлежащие, каковы суть взыскания по бесспорным искам, но, как место судебное, он входит в рассмотрение одних только спорных дел, по таким обязательствам возникающих, и приступает к их решению не прежде, как по жалобам и искам. § 36. Если при поступлении в коммерческий суд от кого-либо жалобы или иска окажется, что дело к его ведомству не принадлежит, то он, не вступая в рассмотрение, объявляет тяжущимся, чтобы обратились куда следует по принадлежности дела. § 37. Если при рассмотрении в коммерческом суде дела, принадлежащего его ведомству, встретятся спорные посторонние статьи, рассмотрение которых по их существу принадлежит к другому судебному месту, то коммерческий суд, не останавливая рассмотрение дело по тем обстоятельствам, которые подлежат его суждению, отсылает посторонние статьи на рассмотрение куда следует по принадлежности. § 38. Ведомство каждого коммерческого суда простирается не далее того города, в котором он учрежден, и его уезда, если только при самом учреждении суда или впоследствии к нему не будут приписаны другие смежные города и уезды. Но подсудность по делам, подлежащим ведомству суда, распространяется как на живущих в этом городе и уездах, так равно и на временно пребывающих в нем. Сверх этого, подсудность распространяется на всех без изъятия иногородних торгующих: 1) когда в условиях договоров между ними будет постановлено в случае спора разбираться в том именно городе; 2) когда сам предмет жалобы, как-то: товары, суда и тому подобное - находится в том месте, где состоит коммерческий суд. § 39. Коммерческий суд есть первая степень гражданского суда по всем делам, к ведомству его принадлежащим, но жалобы и апелляционные прошения на его решения приносятся в Правительствующий Сенат, как на палаты, ему равные. § 40. Коммерческий суд решает окончательное и без апелляции: 1) в столицах - все дела, по которым первоначальный иск не простирается свыше 10 тыс. руб.; в прочих же городах - по особому расписанию; 2) все дела, которые хотя и превышают определенную сумму, но в которых обе тяжущиеся стороны, по взаимному согласию, в Суд предъявленному, пожелают окончить дело в этом суде без апелляции.
Глава IV. УСТРОЙСТВО И ПОРЯДОК ПРИСУТСТВИЯ
§ 41. Коммерческий суд имеет троякого рода заседания: 1) обыкновенные; 2) особенные; 3) чрезвычайные. § 42. Обыкновенные заседания составляются для рассмотрения по словесному производству, особенные - для дел, производимых в письменном порядке, а чрезвычайные - как для тех, так и для других дел в том случае, когда они потребуют особенной поспешности. § 43. Для обыкновенных заседаний назначаются четыре, а для особенных - один присутственный день в неделю по особому расписанию, наблюдая при этом, насколько это возможно, чтобы дни почтовые были свободны от присутствия. Чрезвычайные заседания назначаются председателем по мере надобности в свободные дни и даже, когда потребует настоятельная нужда, в праздничные дни. § 44. Если случится, что дел, требующих письменного производства, не будет, то день, назначенный для особенных заседаний, остается свободным; но если бы, напротив, дела требующие письменного производства, умножились до того, что одного дня оказалось бы для них недостаточно, то от усмотрения Суда зависит, обратить ли для особенных заседаний один из дней, положенных для обыкновенных заседаний. § 45. В судах, состоящих из двух отделений, каждое из них рассматривает дела, поступившие к нему, без различия по их предмету и каждое имеет по два обыкновенных и по одному особенному заседанию. Дни присутствия для каждого отделения распределяются попеременно в соответствии с примерным расписанием, прилагаемым к настоящему Учреждению (Образец N 1). § 46. Каждое дело оканчивается в том отделении, в котором началось. Председателю предоставляется в том случае, когда количество дел в одном отделении будет несоразмерно, уравнивать их между собою, назначая при самом вступлении дел производство их в том или в другом отделении. § 47. Председатель может присутствовать в том или в другом отделении по своему усмотрению. § 48. Председатель назначает чрезвычайные заседания только тогда, когда представится дело, требующее срочного разрешения, между тем как день обыкновенного заседания по распределению присутственных дней или по стечению праздничных дней найден был бы с настоятельностью дела несовместимым. § 49. Делами настоятельными и требующими скорого разрешения считаются те, в которых сокрытием ответчика или его капиталов и имущества или же промедлением отправления товаров в путь и другими подобными способами может быть причинен тяжкий убыток истцу. § 50. Канцелярия открыта для принятия просьб во все дни, не исключая свободных и праздничных, в часы, положенные для присутствия. § 51. Если просьба о деле настоятельном принесена не в присутственный день, то старший дневальный канцелярский чиновник, тотчас записав просьбу, представляет ее председателю, по усмотрению которого назначается день и час чрезвычайного заседания, хотя бы последующий день был также неприсутственный, и вместе с тем дается за подписью председателя через пристава приказ о явке ответчика в суд в назначенное время. § 52. В коммерческих судах, состоящих из двух отделений, когда в производстве дела или в самом его начале откроются важные обстоятельства, требующие задержания лица под стражей или взятия под охрану его имущества, товаров или капитала, то для определения об этом председатель назначает чрезвычайное собрание обоих отделений. § 53. Присутствие коммерческого суда начинается в 10 часов утра и продолжается до 2 часов пополудни. § 54. Председатель может продолжить заседание и далее назначенного времени, если признает это нужным или по количеству дел, или по случаям, не терпящим отлагательства. § 55. Внутреннее устройство и порядок присутствия коммерческого суда определяются общими узаконениями, для прочих судебных мест установленными. § 56. Если председатель по каким-либо уважительным причинам не присутствует или во время председательства его встретится дело, относящееся к нему лично или к его родственникам, в решении которого он не может принимать участие, то на его место заступает товарищ, а вместо товарища в этом случае в судах, состоящих из двух отделений, заступает старший из членов по списку избрания. § 57. На этом же основании и в отсутствие товарища председателя старший член временно заступает на его место в том отделении, в котором он председательствовал. § 58. Для составления полного присутствия требуется, кроме председательствующего, не менее трех членов. § 59. Если по причине болезни, или по отводам, или по другим каким-либо законным препятствиям невозможно будет составить присутствия из наличных членов, то на этот случай приглашаются в нужном числе кандидаты. § 60. Председатель, как главный блюститель порядка в суде, наблюдает, чтобы следующие по определениям суда исполнения [исполнительные документы] изготавливались безотлагательно и отправлялись тотчас после подписания. За всякую в этом отношении медленность секретарь подвергается ответственности, смотря по важности дела. § 61. Каждый член по долгу своему сообщает председателю о беспорядке, который заметит в канцелярии, по исполнению или отправлению дела. § 62. Председатель обязан часто и по крайней мере один раз в месяц проводить ревизию канцелярий обоих отделений, и если заметит какую-либо неисправность в производстве или медлительность в исполнении и отправлении дел, то сообщает об этом присутствию и принимает меры к исправлению беспорядка, а в важных случаях доносит о том министру юстиции. § 63. Председатель доставляет министру юстиции, по его требованию, все сведения, так же как и срочные ведомости о течении дела, по данным формам. Губернский прокурор в дела коммерческого суда не вмешивается и в производстве их ни в присутствии, ни в канцелярии не участвует.
(Продолжение см. "Вестник гражданского процесса", 2014, N 1)
Название документа