Правовая культура и механизм ее формирования

(Осипов М. Ю.) ("Журнал российского права", 2012, N 1) Текст документа

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И МЕХАНИЗМ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

М. Ю. ОСИПОВ

Осипов Михаил Юрьевич, старший научный сотрудник Института законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации, кандидат юридических наук.

Одной из актуальных проблем в теории права является проблема правовой культуры. Анализируются понятие, структура и функции правовой культуры, а также механизм ее формирования.

Ключевые слова: правовая культура, механизм формирования, теория права.

Legal culture and mechanisms of its formation M. Yu. Osipov

One of the actual problems in the theory of law is the issue of legal culture and the mechanism its formation. This article analyzes the issues of concept, structure and functions of legal culture as well as the mechanism of its formation.

Key words: legal culture, the mechanism of formation, the theory of law.

Одной из актуальных проблем в теории права является проблема правовой культуры. Что представляет собой данный феномен правовой реальности, как он взаимодействует и соотносится с другими элементами правовой реальности, какова его структура и функции, каким образом осуществляется трансляция правовой культуры, какие факторы влияют на нее - на эти вопросы призвана ответить теория государства и права. В юридической науке выделяют несколько концепций правовой культуры: а) антропологическая (все то, что создано человеком в правовой сфере); б) социологическая (система принятых в данном обществе правовых норм, целей, ценностей, идеалов); в) философская (способ бытия человека в правовой реальности). На наш взгляд, правовая культура - это элемент правовой системы, представляющий собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий правовую жизнь во всем ее многообразии. Каким же образом правовая культура соотносится с правовой реальностью? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо рассматривать правовую реальность в определенном деонтологическо-онтологическом пространстве, полюсами которого выступают: норма - факт; цель - действие; ценность - предмет; идеал - действительность <1>. Каждая из этих осей порождает свое пространство, в рамках которого происходит осмысление правовой реальности. Ось "норма - факт" порождает парадигму классического юридического позитивизма и соответствующую ему науку - нормографию или, точнее, нормологию <2>; ось "цель - действие" - утилитарно-прагматическую концепцию права, известную как правовой прагматизм, правовой утилитаризм, реалистическая школа права, правовой социологизм и т. д.; ось "идеал - действительность" - идеологические концепции права, самые разнообразные в зависимости от правовых идеалов (либеральные, коммунистические, нацистские и др.). -------------------------------- <1> См.: Мальцев Г. В. Социальные основания права. М., 2007. С. 462. <2> См.: Арзамасов Ю. Г. Нормография: теория и методология нормотворчества. М., 2008.

Для того чтобы "войти" в парадигму правовой культуры, необходимо использовать ось "ценность - предмет". Порождаемое ею пространство образует социокультурное пространство права, или пространство правовой культуры. Объекты правовой реальности могут выступать элементами правовой культуры только потому, что они, во-первых, обладают для субъекта правовой культуры определенной ценностью, а во-вторых, имеют определенные границы и существуют в пространстве и времени. Таким образом, к объектам правовой культуры относятся только те объекты правовой реальности, которые представляют определенную ценность для субъекта права. По нашему мнению, объект правовой реальности обладает ценностью для субъекта права, если оказывает влияние на поведение субъекта права в общественных отношениях, входящих в предмет правового регулирования. Следующей характеристикой правовой культуры является ее форма - способы внешнего выражения и существования правовой культуры и ее культурных элементов. Можно выделить три формы правовой культуры: а) материальная (письменные памятники права, действующие нормативные акты, международные договоры, акты правоприменения, договоры, иные писаные документы); б) организационная (действия и деятельность субъектов права, имеющие юридическое значение); в) духовная (идеологемы (идея классового права, идея естественного права, утилитаристская концепция права, идея божественного происхождения государства и т. д.), мифы, учения, концепции, доктрины и т. д.). Структура правовой культуры во многом зависит от того, какой концепции мы придерживаемся. Исходя из антропологической концепции, элементами правовой культуры можно считать любые объекты, созданные человеком в правовой сфере: законодательство, обычаи, правовые доктрины, юридические учреждения и т. д. Если взять за основу социологическую концепцию, элементами правовой культуры будут правовые нормы, ценности и цели. Если придерживаться философской концепции, то элементами правовой культуры будут способы бытия человека в правовой реальности: в качестве субъекта правотворчества, реализации, применения и толкования права. Структура правовой культуры - это ее внутреннее строение, т. е. расположение элементов правовой культуры и связей между ними. Элемент правовой культуры - это любое правовое явление, участвующее в осуществлении функций правовой культуры и характеризующее ее особенности. В свою очередь, все элементы правовой культуры делятся на материальные (юридические документы), организационные (юридически значимые действия субъектов права) и духовные (идеологемы, мифы, доктрины, концепции, учения, идеологии и т. д.). Такое понимание правовой культуры позволяет отличить ее от правосознания, которое включает в себя правовую идеологию и правовую психологию. Правовая культура активно взаимодействует с другими правовыми явлениями и оказывает влияние на социальную и правовую жизнь общества посредством функций. Основные направления воздействия правовой культуры на социальную действительность и есть функции правовой культуры. К числу основных функций можно отнести: а) отражательную (правовая культура отражает существующую правовую реальность и наоборот); б) моделирования (правовая культура во многом определяет поведение субъектов права, предлагая, а подчас навязывая им исторически выработанные модели поведения); в) селективную (любое явление правовой действительности проходит через своеобразное сито правовой культуры, т. е. посредством правовой культуры осуществляется отбор тех или иных правовых норм, институтов и т. д.); г) генетическую (правовая культура порождает правовую реальность); д) регулятивную (правовая культура и ее элементы подчиняют поведение и деятельность субъектов права не только определенным правовым нормам, но и правовым ценностям, стереотипам и идеалам); е) правовой идентификации (правовая культура во многом определяет тот или иной тип правовой системы и всякий раз его подтверждает, не давая правовой системе преобразоваться из одного типа в другой); ж) правовой социализации (правовая культура способствует выработке тех или иных социально-правовых свойств личности). В теории права можно выделить различные виды правовой культуры в зависимости: а) от принадлежности (правовая культура общества; правовая культура личности; правовая культура группы лиц); б) уровня развития (традиционная правовая культура; правовая культура модерна; правовая культура постмодерна); в) особенностей взаимодействия правовой культуры с другими правовыми культурами (открытая правовая культура; закрытая правовая культура; смешанная правовая культура). При этом правовая культура общества, группы лиц или личности - это элементы правовой системы, представляющие собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий соответственно правовую жизнь общества, группы лиц или личности во всем ее многообразии. В основе традиционной правовой культуры лежит традиция, заложенная тысячелетия назад, господство авторитета, социально-правовая иерархия. Объем полномочий и, соответственно, обязанностей возрастает по мере повышения уровня социальной иерархии. Имеет место социальная солидарность членов того или иного сообщества. Принцип равенства не признается. Любое сопротивление образцам традиционной правовой культуры подавляется, вплоть до изгнания из общества. Данный тип правовой культуры является монопольным. Плюрализм правовых культур не допускается. Правовая культура модерна базируется на идее человека как устроителя Вселенной, поэтому в ее основе лежит идея прав человека, свободы индивидуума, справедливости, а посему происходит отрицание системы иерархических привилегий, признание формального равенства людей. Общество в этом случае свой тип культуры ставит выше других ее типов. Правовая культура постмодерна пока только формируется. Для нее характерен правовой плюрализм и признание необходимой свободы индивидуума, многообразия правовых культур, концепций, течений. Правовая культура постмодерна напоминает ризому, т. е. множественность правовых культур в одном обществе, утрату иллюзий универсальности правового развития, отказ от идей правовых универсалий, преувеличения роли случая в детерминации правовых процессов. Для открытой правовой культуры характерно активное взаимодействие с другими видами правовой культуры, обмен культурными элементами и образцами. Данный тип правовой культуры более других склонен к изменениям, сохраняя при этом свою самобытность. Иные культуры рассматриваются как дружественные или нейтральные. Закрытая правовая культура характеризуется изолированностью от других типов культуры, отсутствием обмена или очень слабым обменом с другими элементами. Данный тип правовой культуры не склонен к изменениям, любые новшества, идущие извне, воспринимаются как попытки разрушения правовой культуры и потому отвергаются. Иные правовые культуры рассматриваются либо как нейтральные, либо как враждебные. Смешанная правовая культура избирательно взаимодействует с другими правовыми культурами. Обмен культурными образцами, как правило, имеет односторонний характер. Правовые культуры (смешанного или закрытого типа) рассматриваются как дружественные или нейтральные, а правовые культуры открытого типа расцениваются как враждебные, опасные. Тем не менее смешанные правовые культуры чаще всего взаимодействуют с открытыми правовыми культурами, хотя и крайне неохотно. Здесь господствует идея превосходства смешанной культуры (своей) над всеми другими культурами. Именно смешанная правовая культура характерна для России. Правовая культура как феномен правовой реальности нуждается в воспроизводстве, что достигается благодаря социокультурному механизму трансляции правовой культуры, представляющему собой систему социальных и культурных средств, при помощи которых формируются и транслируются образцы правовой культуры. К числу основных элементов этого механизма относятся: а) источники права; б) общественная среда; г) социокультурная таблица; д) средства трансляции; е) продукт правовой культуры; ж) культура правотворческого органа; з) культура правоприменительного органа; и) культура субъектов реализации права <3>. -------------------------------- <3> О механизмах трансляции культуры см.: Фролов С. С. Социология. М., 1997. С. 74.

Анализ данного механизма показывает, что нормы, содержащиеся в источниках права, посредством информационного правового воздействия направляются в социальную среду, где просеиваются через социокультурную таблицу, транслирующую только те нормы, которые соответствуют ценностям общества, закрепленным в ней. Благодаря средствам трансляции правовой культуры мы получаем так называемые культурные элементы. Те же средства трансляции формируют культуру правотворческого органа, которая проявляется в законах и других нормативных правовых актах, направляемых во внешнюю среду. Средствами трансляции правовой культуры являются правовое воспитание, обучение и образование. Правовое воспитание - это вид воздействия общества и его социальных институтов на индивидуум, в результате которого у последнего формируются определенные отношения к праву в целом и к правовой действительности в частности, вырабатываются необходимые для жизни в данном обществе социоправовые качества. Правовое обучение - это специально организованный процесс взаимодействия между педагогом и учениками, в результате которого у обучаемых формируются определенные знания, умения и навыки в правовой сфере как результат их собственной учебно-познавательной деятельности. Правовое образование - это признаваемый обществом институционально регламентированный процесс по системному усвоению индивидуумом специально отобранной информации о правовой действительности, в результате которого у него формируются определенные знания, умения и навыки. Осуществление трансляции правовой культуры также предполагает использование механизмов информационного и ценностно-мотивационного правового воздействия. Механизм информационного воздействия права представляет собой систему средств, направленных на доведение содержания правовых норм до субъекта права <4>, и включает в себя следующие этапы: -------------------------------- <4> Указанные средства представляют собой ряд действий, направленных на формирование правовой идеологии. К их числу можно отнести действия, направленные на доведение правовой информации до субъекта права и на ее восприятие.

а) обнародование нормативного правового акта, международного договора. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ "законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Таким образом, все нормативные правовые акты, нормативные договоры, за исключением локальных нормативных актов, подлежат официальному опубликованию. Локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения членов и работников указанной организации. Например, согласно абз. 3 ст. 68 ТК РФ "работодатель при приеме на работу обязан знакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовым функциям работника, коллективным договором"; б) восприятие правовой информации <5>. В психологии восприятие толкуется как "психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств" <6>. "Восприятие - непосредственно-чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков" <7>. Когда мы говорим о восприятии правовой информации, то имеем в виду комплекс психологических процессов, в результате которых у индивидуума формируются определенные знания и представления о действующем праве; -------------------------------- <5> См.: Лазарев В. В. Социально-психологический механизм правоприменения. Казань, 1982. С. 77. <6> Столяренко Л. С. Основы психологии. Ростов н/Д, 2000. С. 139. <7> Еникеев М. И. Общая и социальная психология. М., 2000. С. 99.

в) формирование соответствующих знаний и представлений о действующем праве (правовой идеологии). Если информационное воздействие имеет своим объектом главным образом сознание, выраженное в форме знаний и представлений о действующем праве, то ценностно-мотивационное - сознание, выраженное в форме мыслей, убеждений, чувств, установок, и поведение <8>. Необходимость рассмотрения поведения в качестве объекта ценностно-мотивационного воздействия права связана с тем, что результатом последнего является соответствующая мотивация правомерного поведения, и, как утверждают психологи, мотивация является составной частью поведения, а не только сознания <9>. -------------------------------- <8> Подробнее об этом см.: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004. С. 88. <9> Подробнее о мотивации см.: Столяренко Л. С. Указ. соч. С. 369; Еникеев М. И. Указ. соч. С. 345.

Целью информационного воздействия права является информирование субъектов права о содержании нормы права, в результате чего у последних формируются знания и представления о действующем праве, практическом его применении, о правотворческой практике и практике толкования права. Целями же ценностно-мотивационного воздействия права являются осознание права как ценности и формирование у индивидуума правовой мотивации, т. е. обусловленного актуализированной потребностью стремления соблюдать нормы права <10>. Таким образом, если цель и результат информационного воздействия права однозначны и не могут быть противоположны друг другу, то цель и результат ценностно-мотивационного воздействия права могут не совпадать. Результат может быть противоположен поставленной цели. Например, существование преступности и правового нигилизма наряду с правомерным и даже социально активным поведением. -------------------------------- <10> Подробнее о мотивации правомерного поведения см.: Мальцев Г. В. Указ. соч. С. 205 - 227.

Под механизмом ценностно-мотивационного воздействия права мы понимаем систему приемов, факторов, способов, направленных на осознание права как ценности, формирование у индивидуума мотивации, проявляющейся в стремлении субъекта действовать в соответствии с правом. Механизм воздействия включает в себя ряд стадий. Первой стадией является осознание ценности права. В философии под ценностью понимается "объект или процесс мира, имеющий положительное значение для жизни человека" <11>. Ценность права - его способность содействовать удовлетворению основных потребностей субъектов права путем устранения препятствий, стоящих на этом пути. Она проявляется через создание условий, при которых "произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы" <12>. Данное понимание ценности права характерно прежде всего для "западного" <13> понимания ценности права, тогда как для "восточного" понимания ценность права (закона) заключается в том, что право содействует установлению определенного порядка <14>. Для "русского" же понимания ценность права - в том, что оно способствует торжеству правды (справедливости). Как отмечает А. В. Петровская, "идея правды является доминантной в русском правовом сознании; ее можно считать близкой к смыслу и духу правового закона. Правда - есть высшее благо, полнота удовлетворения, а следовательно, ее нужно искать. Поиск правды вырастает в традицию, которая тесно связана с российской ментальностью, с представлением о лучшем устройстве общества, месте человека в нем. Поэтому в рамках российской правовой культуры идея правового закона преломляется через идею правды, где причудливо сочетаются закон и благодать" <15>. -------------------------------- <11> Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н/Д, 1997. С. 87. О ценности права как реальной положительной его значимости для удовлетворения потребности субъекта права см.: Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. Львов, 1985. С. 10. <12> Кант И. Метафизика нравов // Основы метафизики нравственности. М., 1999. С. 595. <13> Когда мы говорим о западном, восточном, русском понимании ценности права, мы имеем в виду исторически сложившееся понимание ценности права в том или ином культурно-историческом типе (подробнее о культурно-исторических типах см.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 27). <14> Подробнее об этом см.: Исаев И. А. Сферы власти и круги закона: рождение иерархий // Право и государство: теория и практика. 2006. N 10. С. 4 - 20. <15> Петровская А. В. Идея правового закона в контексте характеристики различных правовых культур // История государства и права. 2007. N 4. С. 39.

Таким образом, на наш взгляд, ценность права состоит в том, что оно содействует удовлетворению потребности одного субъекта права путем предоставления ему свободы, но не абсолютной, а такой, которая не противоречит свободе другого субъекта права, путем установления определенного порядка и обеспечения справедливости. Следовательно, первой стадией механизма ценностно-мотивационного действия права является осознание ценности свободы, порядка, справедливости. Если индивидуум не осознает ценности свободы, то он не может осознать и ценности субъективного права, которое является мерой возможного поведения участников правоотношения <16>. Но если индивидуум не осознает ценности субъективного права, то он не может осознать и ценности объективного права, поскольку основным содержанием последнего являются субъективные права и обязанности. -------------------------------- <16> См.: Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. С. 178.

Второй стадией рассматриваемого механизма является осознание не только своей, но и чужой свободы, т. е. признание принципа "моя свобода начинается и заканчивается там, где соответственно заканчивается и начинается свобода другого" <17>. Без этого осознания субъект права будет постоянно предъявлять к другим претензии и одновременно нарушать чужие права, что может сформировать у него негативную установку по отношению к действующему праву <18>. -------------------------------- <17> Матузов Н. И. Право как мера политико-юридической свободы // Политология. М., 1999. С. 322. <18> См.: Щербакова Н. В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986. С. 20 - 37.

Третьей стадией является осознание того, что право есть нормативная форма свободы, порядка, справедливости. Все эти стадии обеспечивают понимание ценности права. К стадиям ценностно-мотивационного воздействия права можно также отнести: а) анализ полученной правовой информации с целью выявления в этой информации положений, обеспечивающих свободу субъекту права, а также порядок и справедливость; б) оценку значимости данных положений для индивидуума; в) формирование соответствующего отношения к действующему праву, деятельности по толкованию норм права, к своим правам и обязанностям и к правам и обязанностям других субъектов права; г) осознание необходимости соблюдать нормы права или стремление игнорировать правовые предписания при каждом удобном случае и воплощение этого элемента в поведении субъекта права. Указанные механизмы, по нашему мнению, способствуют формированию духовных элементов правовой культуры, без которых она не может существовать. На правовую культуру оказывает влияние множество факторов, обусловливающих динамику правовой культуры. Под ними следует понимать все те обстоятельства, которые вызывают в правовой культуре определенные изменения. К числу факторов, влияющих на правовую культуру, можно отнести: а) экономические; б) политические (внутренние и внешние); в) социальные; г) этнические; д) технические и иные. При этом динамика правовой культуры возможна при условии, что суммарное влияние этих факторов на правовую культуру не равно нулю, т. е. под воздействием различных факторов правовая культура выходит из состояния равновесия, и тем самым обеспечивается ее движение и развитие.

Библиографический список

Арзамасов Ю. Г. Нормография: теория и методология нормотворчества. М., 2008. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. М., 2000. Исаев И. А. Сферы власти и круги закона: рождение иерархий // Право и государство: теория и практика. 2006. N 10. Кант И. Метафизика нравов // Основы метафизики нравственности. М., 1999. Лазарев В. В. Социально-психологический механизм правоприменения. Казань, 1982. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004. Мальцев Г. В. Социальные основания права М., 2007. Матузов Н. И. Право как мера политико-юридической свободы // Политология. М., 1999. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. Петровская А. В. Идея правового закона в контексте характеристики различных правовых культур // История государства и права. 2007. N 4. Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. Львов, 1985. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н/Д, 1997. Столяренко Л. С. Основы психологии. Ростов н/Д, 2000. Фролов С. С. Социология. М., 1997. Щербакова Н. В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986.

Название документа