К вопросу о повышении уровня правового просвещения населения органами местного самоуправления
(Пономарева Ю. Ю.) ("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2013, N 4) Текст документаК ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Ю. Ю. ПОНОМАРЕВА
Пономарева Юлия Юрьевна, доцент кафедры международно-правовых дисциплин Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук.
Статья посвящена повышению уровня грамотности населения в конце XIX в. Эта задача начала воплощаться с учреждением в России земств. Эти органы самоуправления по собственной инициативе и без финансовой помощи со стороны государства внедрили такие формы просвещения населения, как народные чтения и библиотеки, музеи, экскурсии и др. Все эти меры способствовали повышению уровня просвещения среди населения.
Ключевые слова: грамотность, земство, ликвидация безграмотности, народные чтения, народные библиотеки, просвещение, уровень образования.
On the issue of raising the level of public legal education by local governments Y. Y. Ponomareva
Ponomareva Yulia Yur'evna, associate professor of the Russian presidential academy of national economy and public administration, Orel branch (Russia), candidate of historical sciences.
Article is devoted to improve the literacy level of the population at the end of the XIX century. This problem started to be implemented with the establishment in Russia zemstvoes. These governments on their own initiative and without financial assistance from the state implemented such forms of education of the population, as the people reading and libraries, museums, excursions, etc. All these measures have helped to raise the level of education among the population.
Key words: literacy, zemstvo, elimination of illiteracy, public lecture, public library, the level of the education.
Летом 2013 г. на заседании экспертно-консультативного совета при Уполномоченном по правам человека в Орловской области обсуждался важный аспект деятельности всех государственных структур общества, актуальных и для нашего региона, а именно необходимость повышения правовой культуры и развития правосознания населения. Это выдвигает в число приоритетов решение важнейшей задачи - формирование в России единого правового информационного пространства, обеспечивающего доступность правовых знаний для всех структур общества и каждого человека в отдельности. Сегодня в Орловской области нет стоящей программы по правовому просвещению. Из-за этого отсутствует финансирование важнейших направлений в этой области и возникает множество проблем (прекращена деятельность Координационного совета при Губернаторе области по правовому просвещению населения; не работает сайт "Правое просвещение в Орловской области"; из-за отсутствия подготовленных кадров снижаются возможности предоставления равного доступа к правовой информации всем гражданам и др.). Для их решения необходимо прежде всего продолжить работу по подготовке Программы правового просвещения населения Орловской области на период 2014 - 2018 гг. Важнейшими задачами программы станут: создание системы правового просвещения всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения, учитывающей интересы всех граждан, проживающих на территории Орловской области. Интересен тот факт, что и в конце XIX в. подобные вопросы стояли перед органами самоуправления. Именно российские земские учреждения обратили внимание на приобщение населения к культуре. Приоритетным направлением стало создание и поддержка сети сельских бесплатных народных библиотек. На первых порах земские народные библиотеки были скорее случайным явлением, лишь к концу XIX в. они стали осознаваться как важная часть общей системы просвещения <1>. Однако в документах органов самоуправления Орловской губернии сведения о выделении средств на создание библиотек вплоть до начала 90-х годов практически отсутствуют. Орловская управа признала целесообразным создание библиотек, но трудновыполнимым, так как устройство потребует от земства затрат, которыми оно не располагает (около 5 тысяч рублей на 38 школ, из расхода 125 рублей на школу) <2>. Земство отложило это до лучших дней, взамен учредив при каждой школе склад дешевых книг для народного чтения. Поэтому родители, отдавая своих детей в школы, обязаны были обеспечить их учебной литературой. Из этих учебных пособий, а также книг, приобретенных на незначительные средства сельских обществ, при школах стали создаваться библиотеки. -------------------------------- <1> Вахтеров В. П. Сельские воскресные школы и повторительные классы. М., 1896. С. 7. <2> ГАОО. Ф. 78, оп. 1, д. 2183. Л. 27.
Вовлечение земских учреждений в развитие библиотечного дела позволило значительно улучшить эту работу. К началу 1890-х годов в библиотеках начальных училищ губернии имелась не только учебная литература, но и книги для внеклассного чтения. Вместе с тем земские учреждения на содержание школьных библиотек выделяли весьма незначительные средства. Нередки были случаи, когда почти единственным источником для приобретения книг и пособий служила небольшая сумма, ежегодно отпускаемая Орловским губернским училищным советом, так как средства, выделяемые уездными земствами на каждую библиотеку, не превышали пяти рублей. Участие уездных органов в открытии библиотек выражалось прежде всего в пожертвовании книгами. Общее число пожертвованных томов в 1895 - 1896 учебном году равнялось 1481 экземпляру, что составило 89,4% от земства, остальные 10,6% распределены были между уездными училищными советами и частными лицами <3>. И все же общими усилиями земств, сельских обществ, училищных советов библиотеки были укомплектованы учебной литературой и книгами для внеклассного чтения. -------------------------------- <3> Сборник статистических сведений и материалов по начальному образованию в Орловской губернии за 1894 - 1895 учебный год. Орел, 1897. С. 107.
Школьные земские библиотеки помимо учащихся (которые составляли 19% от всех читателей) посещали также выпускники этих школ (50%) и взрослое местное население (29%) <4>. Значительный процент взрослого населения среди посетителей школьных библиотек был весьма показателен. Этот факт еще раз свидетельствовал о том, что библиотека стала ярко выраженной духовной потребностью у крестьянского населения. Данное обстоятельство, в свою очередь, диктовало необходимость постоянного пополнения не только библиотечных фондов, но и всей материально-технической базы народного образования. -------------------------------- <4> Там же. С. 134.
Относительно читаемости книг известно о преобладающем интересе к книгам духовно-нравственного содержания (39%), затем исторического и научного (25%), беллетристического (16,2%) и сказочного содержания (13%). Наименьший интерес у крестьянского населения вызывали сельскохозяйственные книги (1,8%), но этот отдел был беднее всех по содержанию и размеру <5>. -------------------------------- <5> Там же. С. 133.
Помимо школьных библиотек земства уделяли внимание созданию бесплатных народных библиотек-читален для обслуживания всего населения. О первой бесплатной народной библиотеке-читальне в Орловской губернии упоминается в "Орловских губернских ведомостях" в 1884 г. Библиотека принадлежала Кромскому уездному земству <6>. В декабре 1887 г. по ходатайству Елецкого земства Орловская губернская управа приняла, с разрешения министра народного просвещения, постановление об организации во всех школах губернии народных читален, так как открытие одной или двух библиотек на уезд не могло привести к достижению цели самообразования <7>. Более целесообразным стало устройство небольших библиотек при земских школах, что давало возможность пользоваться библиотекой большей части населения. -------------------------------- <6> Орловские губернские ведомости. 1884. N 72. <7> ГАОО. Ф. 525, оп. 1, д. 259, л. 57.
16 декабря 1894 г. Орловское губернское земское собрание постановило в ознаменование бракосочетания императорских величеств ассигновать средства на устройство в 12 уездах народных библиотек-читален имени императора Николая II с дальнейшим содержанием библиотек на средства губернского земства и предоставлением права уездным земствам взять библиотеки-читальни на ответственное содержание <8>. -------------------------------- <8> ГАОО. Д. 108, л. 95 - 109.
Наряду с библиотеками-читальнями были организованы передвижные библиотеки в ряде уездов Орловской губернии. Примером может служить организация в феврале 1886 г. согласно постановлению Брянской уездной управы передвижной библиотеки, которая обслуживала население волостей в течение одного месяца с последующим перемещением по уезду. Внимание земств к развитию сети народных библиотек-читален было подогрето завещанием в 1901 г. известного книгоиздателя Ф. Ф. Павленкова. Капитал в 100 тысяч рублей он завещал на устройство 2000 народных библиотек в наиболее бедных и глухих селениях (по 50 руб. на каждую библиотеку). Библиотеки эти учреждались и ежегодно пополнялись книгами на счет капитала Ф. Ф. Павленкова при условии, если уездное земство ассигновало на их открытие также не менее 50 руб. и принимало на себя их хозяйственное содержание. Контроль за деятельностью библиотек возлагался на земских начальников, с которых бралась подписка о том, что они будут строго соблюдать существующее законодательство. Всего за 1901 - 1905 гг. было открыто 23 библиотеки им. Павленкова Ф. Ф. Необходимость расширения библиотечного дела все больше и больше обращала на себя внимание уездных земств. Однако финансовые затраты земств на открытие библиотек были очень незначительны. Губернское земство по мере возможности тоже старалось оказать помощь в содействии образования новых библиотек. Так, в 1899 г. был открыт губернский книжный склад <9>. -------------------------------- <9> Доклад губернской управы по народному образованию Губернскому земскому собранию за 1899, 1905 гг. // Сборник постановлений... С. 215, 231.
После революционных событий 1905 - 1907 гг. губернское земство было значительно ограничено в своих финансовых возможностях. О численном росте библиотек речи быть не могло, а имеющиеся библиотеки были поставлены на грань закрытия. Только в 1912 г. ввиду юбилейного года губернское земство оказало материальную помощь в размере 800 рублей на открытие народной библиотеки и на присвоение ей названия "В память Отечественной войны 1812 г." <10>. Однако остро ощущалась нехватка, а также номенклатура книг и количество экземпляров. Так, в одной из начальных школ Брянского уезда была "библиотека", которая состояла из одной брошюры в 13 экземплярах <11>. -------------------------------- <10> ГАОО. Ф. 525, оп. 1, д. 246, л. 112. <11> Орловский вестник. 1899. N 325.
Помимо формирования библиотечной сети, Орловское губернское земство активно участвовало в приобщении населения к литературному наследию России. Так, в декабре 1899 г. земской губернской управой было принято постановление в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина выделить средства на открытие в городе Орле библиотеки имени поэта <12>. 29 ноября 1903 г. в Орле состоялось чествование 100-летия со дня рождения поэта Ф. И. Тютчева. От членов земской губернской управы был возложен венок и по количеству учащихся в учебные заведения города Орла разосланы сборники стихотворений Ф. И. Тютчева, изданные орловским дворянством. -------------------------------- <12> ГАОО. Ф. 525, оп. 1, д. 3714.
В декабре 1910 г. губернским земством был проведен сбор пожертвований и образован особый комитет под председательством орловского губернатора, куда поступали пожертвования для установления памятника И. С. Тургеневу <13>. -------------------------------- <13> ГАОО. Ф. 525, оп. 1, д. 259, л. 61.
В начале XX в. самым распространенным видом просвещения становятся народные чтения <14>. Деятельность Орловского губернского земства по устройству народных чтений выражалась в ежегодном ассигновании на эти цели 750 руб., из которых 250 руб. расходовались на покупку "волшебного фонаря" (проекционная лампа) и 500 руб. на приобретение картин для него <15>. Народные чтения религиозно-нравственного и исторического содержания проходили в помещениях земских школ. О том, что население Орловской губернии любило чтения, отдыхая на них от житейских забот, видно из ходатайств крестьян о закрытии питейных заведений. Брянский губернский наблюдатель свидетельствовал, что в праздничные дни у дверей школ в ожидании начала чтений толпились и старики, и молодежь. Однако меньшая часть желающих могла послушать выступление, так как здания школы оказывались слишком тесны. В этом отношении нельзя не указать на следующий характерный случай: крестьяне села Супонева и деревни Симоновки, чтобы иметь возможность всем присутствовать на школьных чтениях, предложили на расширение школьного здания лесной материал на сумму 300 рублей <16>. -------------------------------- <14> Звягинцев Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М., 1917. С. 47. <15> Доклад о народных чтениях // Доклады комиссии по народному образованию экстренному Орловскому губернскому собранию. Орел, 1905. С. 3. <16> Сборник статистических сведений... за 1897 - 1898 учебный год. С. 17.
Кроме статей духовно-нравственного содержания, в некоторых школах читали как для учащихся, так и для взрослых общедоступные и популярные статьи по гигиене и оказанию первой помощи при несчастных случаях. Нередко чтения в этой области велись врачами и опытными фельдшерами. Особенно увлекательны для взрослого населения были чтения по объяснению физических явлений природы. Образовательное и воспитательное значение народных чтений было чрезвычайно велико. Для взрослого безграмотного крестьянина посещение народных аудиторий было одним из немногих способов получения достоверных сведений об окружающем мире, об истории Отечества, о передовых методах ведения сельского хозяйства. Знакомясь с произведениями русских классиков, включенных в каталог для народных чтений, крестьянское население обогащало свой внутренний мир. В 1882 г. на орловском уездном земском собрании был поднят вопрос об организации школьных музеев. Однако комиссия по народному образованию, не отвергая их общеобразовательного значения, но "имея в виду недостаточность умственного развития населения, с одной стороны, и скудость земских средств - с другой", постановила, что вопрос об открытии музеев является для уездов преждевременным <17>. Лишь в 1903 г. Трубчевская уездная земская управа нашла возможность создать музей наглядных учебных пособий. В качестве экспонатов ею была приобретена у Курского губернского земства коллекция из 42 пособий, в том числе набор из 13 геометрических фигур, большой деревянный циркуль, глобус, картины по географии, русской истории, зоологии и анатомии, ботанический атлас, коллекция минералов, физические приборы, термометр, лупа, компас, микроскоп и модели парт <18>. -------------------------------- <17> ГАОО. Ф. 78, д. 2183, л. 26. <18> Постановления Трубчевского уездного земского собрания 1903 г. С. 166 - 169.
В богатом Елецком уезде тоже действовал естественно-исторический музей наглядных пособий. Фонд музея пополнялся приобретениями как на средства музея (так были приобретены гидравлический пресс по физике, паровоз с качающимся цилиндром, нагнетательный насос, чучело каракатицы по зоологии), так и частными пожертвованиями (например, земским врачом был преподнесен сухой скорпион и гнездо осы) <19>. -------------------------------- <19> Школьное и внешкольное образование в Елецком уезде и деятельность естественно-исторического музея наглядных пособий за 1911 - 1912 гг. Елец, 1912. С. 135 - 137.
Огромное образовательное значение таких музеев способствовало тому, что в 1905 г. орловские земцы выступили с докладом "О подвижных музеях". "Передвижные музеи - это следующий этап в совершенствовании наглядного обучения в школах, в них включаются дорогие и редкие пособия, не представляющие ежедневную необходимость для каждой школы" <20>. Однако, ввиду того что в губернии 667 земских школ и создание музеев потребует затрат в 20 100 руб., организацию подвижных музеев отложили <21>. -------------------------------- <20> Доклад комиссии по народному образованию 1905 г. // Сборник постановлений... С. 84. <21> ГАОО. Ф. 525, оп. 1, д. 147, л. 45.
Таким образом, земская практика сформулировала в Орловской губернии целостную систему просветительских мероприятий и включала в себя разработанный комплекс образовательных проектов. Она выражалась в учреждении земских народных библиотек, повторительных курсов, народных чтений, в оказании благотворительной помощи. Основной целью земских проектов начала XX столетия по усовершенствованию образовательной системы Орловской губернии становится достижение всеобщей грамотности, доступности и бесплатности обучения. Можно смело сказать, что просветительская деятельность органов самоуправления дореволюционной России представляет собой ценный опыт подготовки как молодого населения, так и взрослого к меняющимся условиям жизни. Стабильная работа земских просветительских организаций Орловской губернии привела к постоянному росту количества грамотных людей, что явилось показателем прогрессивного развития страны.
Литература
1. Вахтеров В. П. Сельские воскресные школы и повторительные классы. М., 1896. 2. Государственный архив Орловской области. Дирекция народных училищ Орловской губернии. Ф. 78, оп. 1, д. 2183. 3. Государственный архив Орловской области. Орловская земская губернская управа. Ф. 525, оп. 1, д. 147, д. 259. 4. Доклады комиссии по народному образованию экстренному Орловскому губернскому собранию. Орел, 1905. 5. Звягинцев Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М., 1917. 6. Орловский вестник. 1899. N 325. 7. Постановления Трубчевского уездного земского собрания 1903 г. Орел, 1904. 8. Сборник постановлений Орловского губернского земского собрания за 47 лет (1866 - 1912). Т. 1. Народное образование / Состав. Н. П. Коблов. Орел, 1914. 9. Сборник статистических сведений и материалов по начальному образованию в Орловской губернии за 1894 - 1895 учебный год. Орел, 1897. 10. Школьное и внешкольное образование в Елецком уезде и деятельность естественно-исторического музея наглядных пособий за 1911 - 1912 гг. Елец, 1912.
Название документа