Рецензия на монографию Л. А. Гумерова "Теоретические и практические аспекты правового регулирования научно-технических отношений в Российской Федерации и ее субъектах"

(Баев В. Г., Гусева Ю. В.) ("Административное право и процесс", 2012, N 1) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Л. А. ГУМЕРОВА "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ" <*>

В. Г. БАЕВ, Ю. В. ГУСЕВА

Баев Валерий Григорьевич, заведующий кафедрой конституционного, административного и финансового права Тамбовского государственного университета им Г. Р. Державина, доктор юридических наук, профессор.

Гусева Юлия Витальевна, студентка Тамбовского государственного университета им Г. Р. Державина.

The review of L. A. Gumerova's monography "Theoretical and practical aspects of legal regulation of scientific and technical relations in the Russian Federation and its subjects". Kazan: Publishing house "Fan" of Academy of Sciences of Republic Tatarstan, 2010. 151 p. V. G. Baev, J. V. Guseva

Актуальность исследования проявляется в том, что общественные отношения, связанные с научной и технической деятельностью, затрагивают все области жизнедеятельности человека и общества, а уровень развития научно-технического потенциала свидетельствует о благосостоянии государства и определяет его политическое и экономическое положение на мировой арене [с. 3]. Новизна заключается в том, что в условиях активного развития законодательства и усложнения современных общественных отношений на одно из первых мест в юридической науке выдвигается исследование эффективности правового регулирования, а этот аспект научно-технических отношений остается малоисследованным [с. 3]. Учитывая, что наука и техника пронизывают все сферы общественных отношений, вполне обоснованной представляется идея анализа научно-технических отношений через призму комплексного правового регулирования [с. 4]. Л. А. Гумеров решает следующие задачи в своей работе: рассмотреть основы правового регулирования отношений в научно-технической сфере, изучить общую характеристику социальных отношений в научно-технической сфере, выявить виды и формы осуществления отношений в научно-технической сфере, проанализировать межсистемное и межотраслевое правовое регулирование научно-технических отношений. Он намеревается далее охарактеризовать правовое регулирование научно-технических отношений на федеральном уровне, разобрать источники и формы правового регулирования научно-технических отношений на федеральном уровне, обозначить организационный механизм регулирования научно-технических отношений в Российской Федерации, а также раскрыть методы повышения эффективности правового регулирования научно-технических отношений; конкретизировать правовое регулирование научно-технических отношений в субъектах Российской Федерации. Исследование включает в себя три главы, которые позволяют подробно разобрать предложенную автором тему. В первой главе выделяются такие объекты социальных отношений, как наука, техника и технология [с. 16]. Это позволяет сделать вывод, что обозначенные объекты теснейшим образом взаимосвязаны и дальнейшее прогрессивное развитие страны невозможно без совершенствования научного знания, на основе которого формируются производственные технологии, создаются технические устройства и определяются технологии их применения. Ныне создаваемые технические устройства и технологические процессы являются следствием фундаментальных научных открытий и прикладных исследований. В исследовании указывается на то, что "субъекты, осуществляющие научно-техническую деятельность, должны обладать определенным уровнем профессиональной классификации" [с. 23]. А для этого совершенно необходимы: соответствующее образование, систематическое занятие научно-технической деятельностью и др. Автором предложена классификация научно-технической деятельности [с. 27]. Одним из критериев систематизации является межсистемное и межотраслевое правовое регулирование научно-технических отношений. Их анализ позволяет сделать вывод, что нормы, регламентирующие международные научно-технические отношения, могут находить закрепление как в актах, регулирующих различные сферы международных отношений, так и в актах, регулирующих исключительно международные научно-технические отношения [с. 37]. Во второй главе автор отмечает три основных вида отношений: формирование государственной научно-технической политики, реализация государственной научно-технической политики, контроль за осуществлением отношений в научно-технической сфере. Нельзя не остановить свое внимание на том, что все предложенные автором публично-правовые отношения связаны с осуществлением властных государственных функций в научно-технической сфере. В связи с созданием различных межгосударственных организаций, в рамках которых осуществляются регулирование и реализация научно-технических отношений, формы международного права обогатились новым видом, основанным на волеизъявлении органов международной организации [с. 44]. Большинство современных научно-технических программ и проектов реализуется в рамках межгосударственных организаций [с. 45]. Отметим в связи с этим, что в процессе обмена научно-техническими достижениями между государствами совершенствуется механизм правового регулирования международного разделения труда, вследствие чего появляются новые формы научно-технических связей, новые виды международных договоров, позволяющих сотрудничающим сторонам получить максимальную выгоду. Л. А. Гумеров указывает на определенную роль рекомендательных актов в развитии международно-правового регулирования научно-технической сферы в рамках международных организаций; эти акты составляют в настоящее время неотъемлемую часть права международных организаций [с. 48]. Автор приводит несколько примеров, подтверждающих его точку зрения, после чего делает выводы и выносит предложения по конкретизации правового регулирования научно-технических отношений. Говоря об организационном механизме регулирования научно-технических отношений в Российской Федерации, нельзя не отметить, что Гумеров считает целесообразным выстраивать организационный механизм регулирования научно-технических правоотношений не по критерию юридической силы принимаемых государственными органами нормативных правовых актов, а по статусу органа и его компетенции в научно-технической сфере, установленных в законодательстве Российской Федерации [с. 52]. Важное место в работе уделено анализу нормативных актов, изучению исторической и современной обстановки, влияющей на развитие научно-технических отношений. Указывается, что в целях содействия развитию Правительство РФ обеспечивает создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, формулирует их задачи. Автор описывает их структуру и деятельность некоторых из них [с. 64]. Стоит отметить, что эффективность правового регулирования зависит от качественной предварительной концептуальной переработки нормативных правовых актов. Аргументируя достоверность данного утверждения, Л. А. Гумеров приводит примеры социальных стратегий и концепций. Автором отдельно выделены в работе документы, непосредственно связанные с научно-технической сферой [с. 79]. Однако обилие концептуальных документов усложняет создание целостной правовой базы для регламентации научно-технической сферы. Автор видит решение проблемы в создании единого документа - Концепции развития научно-технической инновационной деятельности в Российской Федерации [с. 79 - 80]. Придерживаясь этой позиции, Гумеров предлагает возможные варианты создания такого документа и пути преодоления проблем, которые могут возникнуть при реализации документа. Глава третья представляет собой комплексный анализ законодательства, регулирующего правовое регулирование научно-технических отношений в субъектах Российской Федерации, таких, как Республика Татарстан, Томская область и город Москва. Автор показывает, что субъекты Федерации в пределах своих территорий имеют полномочия по реализации государственной научно-технической политики, а также по осуществлению правового регулирования научно-технических отношений. Однако, как отмечает Л. А Гумеров, нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным правовым актам; государственная научно-техническая политика является единой (общефедеральной), а субъекты Федерации вправе лишь принимать нормативные правовые акты, определяющие деятельность своих государственных органов в рассматриваемой сфере отношений [с. 86 - 87]. Необходим концептуальный подход к нормотворчеству. В связи с этим в каждом субъекте Федерации целесообразно разработать концепцию правового регулирования научно-технических отношений, которая будет учитывать особенности этих субъектов [с. 93]. Исследование Л. А. Гумерова по теме "Теоретические и практические аспекты правового регулирования научно-технических отношений в Российской Федерации" представляет собой комплексный анализ нормативных актов. Подробно рассмотрены теоретические основы правового регулирования отношений в научно-технической сфере, детально изучено и представлено правовое регулирование научно-технических отношений на федеральном уровне, показано правовое регулирование научно-технических отношений в субъектах Российской Федерации. Поставленные задачи автор выполнил в полном объеме. Изучение материала книги дает глубокое представление о состоянии научно-технических отношений, их правовом регулировании, как в самой Российской Федерации, так и в ее субъектах.

Название документа