Консервативное политико-правовое учение Юрия Крижанича
(Васильев А. А.) ("История государства и права", 2011, N 24) Текст документаКОНСЕРВАТИВНОЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ЮРИЯ КРИЖАНИЧА <*>, <1>
А. А. ВАСИЛЬЕВ
Васильев Антон Александрович, доцент кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета, кандидат юридических наук.
Статья посвящена практически не изученному политико-правовому наследию Юрия Крижанича. Автор показывает взгляды Ю. Крижанича на христианское государство, идеал самодержавия, роль законов. В работе отстаивается мысль о том, что Крижанич был одним из первых в России мыслителей, выразивших традиционные основы русского политико-правового мировоззрения в форме целостной концепции.
Ключевые слова: консерватизм, охранительство, традиционализм, самодержавие, правда, панславизм.
This article is devoted virtually unexplored political and legal heritage of Yuri Krizhanich. The author shows attitudes Krizhanich a Christian state, the ideal of autocracy, the role of the law. The paper advocates the idea that Krizhanich was one of the first Russian thinkers who expressed traditional foundations of Russian political and legal philosophy in the form of a holistic concept.
Key words: conservatism, ohranitelstvo, traditsonalizm, autocracy, pravda, Pan-Slavism.
Юрий Крижанич - одна из многогранных и загадочных фигур в истории русской мысли XVII в. - периода царствования Алексея Михайловича Романова. Долгое время имя Юрия Крижанича было в забвении. Только в конце XIX в. славянофил П. А. Безсонов обнаружил сочинения Юрия Крижанича в московских архивах. Оказалось, что Юрий Крижанич - один из самых глубоких и проницательных мыслителей России того времени, опередивших своих современников своими идеями и программой усовершенствования русской государственности. О вехах биографии Крижанича известно немного. Родился он в 1617 г. в хорватском городе Загребе в семье небогатого землевладельца. В 16 лет он стал себя готовить к духовному званию, изучая богословские науки в Загребе, Вене, Болонье. Вскоре он был посвящен в сан загребского каноника и поселился в греческом коллегиуме в Риме, предназначенном для распространения католической веры между православными народами. Юрий Крижанич в совершенстве знал латынь, греческий, немецкий, итальянский языки <2>. -------------------------------- <2> Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Эксмо, 2007. С. 445.
В 1650-х гг. Юрий Крижанич был направлен в Константинополь для изучения православной догматики и возможного распространения униатских идей. В 1659 г. Юрий Крижанич приезжает в Москву. Однако уже в 1661 г. Крижанича высылают в Тобольск. До сих пор неизвестно, по каким мотивам Крижанич был сослан. Более того, в ссылке он находился не на правах осужденного, а с назначенным из казны жалованьем. Одной из версий ссылки являются подозрения царя и церкви в том, что хорват был папским шпионом. Однако никаких доказательств тому в истории не было обнаружено. Более вероятно, что Русская церковь посчитала опасной для православия идею об объединении католицизма и православия, которую проповедовал Юрий Крижанич. Сам Крижанич полагал, что в вопросах веры между католиками и православными нет различий, не принимая в расчет расхождения в обрядах церкви. Разделение церквей, по мысли Крижанича, кроется в борьбе западной и восточной церквей за главенство среди православных. Возможно, что на ссылку повлияло то обстоятельство, что Юрий Крижанич отказался перекрещиваться в православие, считая, что, будучи крещен по католическому обряду, он не должен повторно креститься в православной церкви. Вместе с тем он с благоговением относился к православию и надеялся, что все споры между ветвями христианства будут устранены. В этих взглядах Крижанича можно обнаружить сходство с идеями В. С. Соловьева, выступавшего за создание универсальной христианской теократии во главе с Папой Римским. Именно в Тобольске Крижанич написал свои основные произведения, прежде всего так называемые "Беседы о правлении" ("Политика"). Наряду с "Политикой" перу хорвата принадлежат "Грамматическое сказание", "Рассуждение о св. Крещении", "Обличение Соловецкой челобитной". Крижанич предпринял попытку создать общий для всех славян язык на основе церковнославянского, русского и сербского. Следует заметить, что Юрий Крижанич, как и ранее Максим Грек, быстро освоил русский язык и практически полностью врос в русский мир и культуру. Крижанич 16 лет пробыл в ссылке и своими глазами наблюдал русскую жизнь, ее достоинства и пороки. Только в 1676 г. он получил прощение и вернулся в Москву, но далее его жизненный путь теряется. Без всякого сомнения, Юрий Крижанич принадлежит к числу традиционалистских мыслителей России и является предтечей славянофильства и Н. Я. Данилевского. Как и славянофилы, Юрий Крижанич весьма резко отзывался о податливости русской души к достижениям европейской цивилизации, необдуманном заимствовании зарубежных порядков, открытости России для других народов. Предвосхищая восточные войны России в XIX в., Крижанич писал о том, что будущее за единой славянской культурой, а угнетаемые народы должны быть освобождены от иноземного гнета. В "Политике" Юрий Крижанич пишет в обращении к русскому царю: "Ты единый царь, ты нам дан от Бога, чтобы пособить и задунайцам, и ляхам, и чехам, дабы они познали свое угнетение и унижение, помыслили о своем просветлении и сбросили с шеи немецкое ярмо... Болгары, сербы, хорваты давно уже потеряли не только свое государство, но всю свою силу, язык, разум. Не разумеют они, что такое честь и достоинство, не могут сами себе помочь, нужна им внешняя сила, чтобы стать на ноги и занять место в числе народов. Ты царь, если не можешь в настоящее тяжелое время пособить поправиться совершенно и привести к прежнему бытию их государства, то по крайней мере можешь исправить их славянский язык и открыть им умственные очи природные своими книгами, чтобы они познали свое достоинство и стали бы думать о своем восстановлении. Чехи, а за ними недавно и ляхи, подверглись такой же печальной участи, как и задунайцы; ляхи хотя и хвастают тенью независимого королевства и своей беспутной свободою, но они, сами по себе, не могут выбиться из своего срама; нужна помощь извне, чтобы поставить их на ноги и возвратиться к прежнему достоинству. Эту помощь, это народное просветление смысла только ты, царь, с Божьей помощью, можешь даровать ляхам". В качестве сквозных, не потерявших актуальности до наших дней, идей политико-правового творчества Юрия Крижанича можно назвать: - идею всеславянского единства с освобождением угнетаемых народов от турецкого и иного иноземного владычества; - соединение восточной и западной церквей; - идею о необходимости развития науки и образования в России, но с нейтрализацией пагубного европейского влияния на русскую культуру; - концепцию превосходства самодержавия (самовладства) над остальными формами государства; - идею о зависимости общественной жизни и государственного строя от законов; - концепцию охранительного государства, оберегающего правду, общественный строй, мир от внешних угроз и пороков людей. Юрий Крижанич выступил против ряда стержневых постулатов русской политической идеологии. Прежде всего, он считал вымыслом идею происхождения русских царей от римских императоров. По его мнению, таким образом русские цари унижали собственное достоинство, ведь всякая власть от Бога, а не от других государств или королей. Более того, римские императоры были язычниками и не состояли в каком-либо родстве с русскими князьями. Политическим мифом Крижанич считал и легенду о призвании варяжских князей. В легендарном Гостомысле он видел лишь фантазию летописца. Само его имя показывает, что идея призвания гостей на Русь - всего лишь вымысел. По сути дела, Юрий Крижанич предвосхитил славянскую школу в истории Русского государства, зародившуюся в XVIII в. после появления работ Ломоносова, критиковавшего труды Шлецера о немецко-варяжском происхождении Русского государства. Еще более критически Крижанич отнесся к распространенной в то время концепции Филофея "Москва - Третий Рим". В "Политике" Юрий Крижанич отмечает: "Не друг нам тот, кто зовет наше королевство "Третьим Римом". Такой человек не желает нам ни удачи в делах, ни добра, а желает гнева Божьего, разорения и всякого зла. Ибо после разрушения этого преславного царства его название и римский герб стали злосчастными, т. е. проклятыми, окаянными и сулящими неудачу. Не может исполниться пророчество Даниила, пока Римское царство не будет до конца разрушено Иисусом Христом. Ибо камень ударил к ноги и разбил глиняные персты. И тот, кто попытается возродить, восстановить и поставить на ноги и это разрушенное Богом царство, открыто воспротивится Богу" <3>. Принимая имя Римского государства, Московская Русь берет на себя те грехи и пророчества, которые были ниспосланы на Рим. Как и Рим, Московское государство должно по пророчеству разрушиться, ослабеть, подготовить приход Антихриста. Поэтому Юрий Крижанич видит в теории Филофея опасные для России постулаты. -------------------------------- <3> Крижанич Ю. Политика. М.: Новый свет, 1997. С. 389.
В сочинениях Юрия Крижанича подробно разбираются различные формы правления. В "Политике" Крижанич выделяет такие формы государства, как общевладство (республика), боярское правление, или олигархия, королевская власть, гинекархия (женское правление), ксенархия (чужевладство), тирания. По убеждению хорвата, все формы правления, за исключением самодержавия, являются извращенными и губительными. Республика вырождается в анархию, олигархия - в произвол богатых людей, тирания - в жестокое правление (людодерство), ксенархия - к покорению народа чужеземцами. Для Крижанича самодержавие (самовладство) - единственно правильная, идеальная форма правления для России. Перечисляя достоинства русского строя, он указывает на наличие совершенного самовладства. Юрий Крижанич приводит достоинства самодержавного правления: "Во-первых, при самовладстве лучше соблюдается всеобщая справедливость. Во-вторых, потому что при нем легче и лучше сохраняется покой и согласие в народе. В-третьих, потому что этот способ лучше оберегает от опасностей. В-четвертых, и это самое главное: потому что самовладство подобно власти Божьей. Ведь Бог - первый и подлинный самовладец всего света. А всякий истинный король является в своем королевстве вторым после Бога самовладцем и Божьим наместником. Очень важным и драгоценным является то, что при самовладстве легко можно исправить ошибки и изъяны правления" <4>. -------------------------------- <4> Там же. С. 268 - 269.
Наиболее гибельными для общества являются тирания и чужевладство. Тирания, по мысли Крижанича, это не просто мучительство народа, а несправедливость законов. Ксенархия же опасна тем, что проникновение чужих обычаев, порядков, иноземных правителей разрушает родную веру, строй, обычаи народа: "Ибо иметь чужеземного короля - это одно лишь зло, и несчастье, и позор, самый худший и отвратительный из всех зол. Наиболее худшим строем среди славянских народов Юрий Крижанич считал правление в Польше. Он замечает: "...если бы кто-нибудь нарочно захотел выдумать наихудший способ правления, он не смог бы найти иного, более подходящего способа, нежели тот, коим ныне правят в Польской земле. А главные причины этого - своевольство, чужебесие и чужевладство" <5>. -------------------------------- <5> Там же. С. 273.
Самодержавие в теории Крижанича не есть абсолютизм и произвол властителя. Самодержавие - правление по воле Бога, которое должно сочетаться с народным доверием, совестливым отношением монарха к своему долгу и справедливыми законами. Крижанич отвергает возможность ограничения власти самодержца законами, но связывает волю короля ответственностью перед Богом и народом: "Король не подвластен никаким людским законам, и никто не может его ни судить, ни наказывать, однако Божьему законному и людскому суждению он подвластен. Две узды, кои связывают короля и напоминают о его долге, - это правда и уважение или заповедь Божия и стыд перед людьми" <6>. -------------------------------- <6> Там же. С. 297.
Особый интерес вызывает позиция Крижанича о том, что за нарушение своего самодержавного долга царь несет ответственность еще в земной жизни. Тирану Крижанич предрекает вымирание рода и несчастья для народа. За грехи царя вся земля своим горем и трудом искупает вину перед Богом. Такую земную, божественную ответственность Крижанич показал на примере Ивана Грозного. Хорват отмечает: "А здесь на Руси хорошо известен и всему народу окаянно и горько памятен пример Ивана Васильевича. Ибо царь этот был не только жадным и беспощадным людодерцем, но и лютым, жестоким, безбожным мясником, кровопийцей и мучителем. Поэтому, как некогда Ровоаму Иеровоама, так царю Ивану Бог сделал соперником боярина Бориса Федоровича Годунова и предрешил, чтобы одного из трех сыновей отец убил сам, у другого Бог отнял разум и не благословил его потомство, а третьего соперник убил в младенчестве. И так царство было отнято от рода царя Ивана, и самого этого рода не стало" <7>. Ивана Грозного Крижанич обличает не только в тирании, но и ошибочном восприятии византийских государственных начал, в особенности титула царя. На взгляд Крижанича, титул царя ниже по достоинству титула король и отражает часть имени римского императора Юлия, называвшегося цесарем - царем. -------------------------------- <7> Там же. С. 310 - 311.
Юрий Крижанич создает целую программу реформ для улучшения государственного строя и общественного быта в России. Одно из первых мест в его программе занимают поддержание совершенного самовладства и борьба с засильем иностранцев и чужеземных порядков в России. По мысли Крижанича, опорами, твердынями российской идеологии и строя, нуждающимися в охранении, являются: - православная вера и недопущение всяких ересей, строгое соблюдение всех христианских обрядов; - совершенное самовладство и покорное повиновение поданных царю; - неделимость королевства и обережение от чужевладства; - закрытие рубежей, оберегающее Россию от грехов, обычаев других народов; - занятость всех сословий и запрещение праздности и безделья; - все деяния короля и его законоуложения должны быть оценены народным сеймом и утверждены после его ухода <8>. -------------------------------- <8> Там же. С. 363 - 367.
В обращении к королю Юрий Крижанич советует ему держаться охранительной, консервативной линии в политике, уберегая то, что имеет государство. Так, он пишет: "Иногда бывает труднее сохранить высшую власть и рубежи королевства, нежели их расширить. Поэтому наиважнейшее дело - сохранять их такими, как есть, и если когда-либо увеличатся, сохранить их, чтобы они не пришли в упадок...". "Не должно нас смущать то, - писал Юрий Крижанич, - что завоевателей королевства всегда прославляли больше, чем хранителей. Ведь это случается потому, что в их делах больше новизны, они больше бросаются людям в глаза и производят больше шума и грохота. Потоки, рожденные внезапным дождем, поражают людей больше, нежели вечно текущие тихие реки, хоть реки эти куда полезнее. Точно так же более удивительным кажется людям тот, кто добудет, чем тот, кто сохранит, хотя эти прилагают не меньше, а порою и больше труда и мудрости" <9>. -------------------------------- <9> Там же. С. 410 - 411.
Важно в учении Крижанича, что, по его концепции, сохранение русского царства напрямую зависит от справедливости законов и защите традиционных порядков России - веры, народных обычаев и государственных институтов. Все беды России Крижанич связывает с забвением русских традиций, засильем иноземных порядков и слабостью законов. Одно из средств укрепления самодержавного правления Юрий Крижанич связывал с наличием стабильности власти и закона о престонаследии. Указывая на последствия братоубийства между представителями правящей династии, он пишет: "...дивосильники, достойные всяких похвал, из-за множества забот или из-за краткости их жизни не смогли или, может быть, забыли или не догадались установить благие законы для укрепления своего государства и прежде всего закон о своих наследниках и преемниках: как им вступать на престол, избегая раздоров, - ибо в этом состоит основа народного могущества" <10>. -------------------------------- <10> Там же. С. 413.
Таким образом, Юрий Крижанич первым в отечественной политико-правовой традиции заложил основы консервативной правовой доктрины - как течения по охранению православия, самодержавия и национальных правовых традиций России. Вероятнее всего, охранительный заряд учения Крижанича был обусловлен тем активным немецким влиянием и модернизацией, которые приходились на период правления Алексея Михайловича Романова. В это время сподвижники царя Ордын-Нащокин, Симеон Полоцкий стояли на позиции заимствования иностранных порядков - в науке, образовании, культуре. В таких условиях естественной была реакция на трансформацию русской культуры. Следует заметить, что Крижанич не был сторонником закрытия России перед западным культурным влиянием. Но он настаивал на исключительно бережном отношении к русской культуре и заимствовании действительно благих и справедливых порядков. Хотя в основном он видел пагубность западного просвещения для России - через протестантские идеалы - свободу совести, культ стяжания, материального комфорта, торговли и кабалы людей, ростовщичества, жадности, гордыни и погони за политической властью. В русской традиции он видел близкие к христианским идеалам качества - добротолюбие, трудолюбие, нестяжание, превосходство нравственности над бренными благами жизни. Но резко он критиковал русскую отзывчивость и открытость всему чужому, иностранному, чем очень часто злоупотребляют иностранцы. Вследствие чего он предлагал ограничить статус иностранцев в России, обеспечить протекционизм в культуре и экономике русскому народу и жестко преследовать тех чужеземцев, которые посягают на православные святыни.
Название документа