Актуальные вопросы международной стандартизации нормативных требований к оценке качества высшего образования в рыночных условиях

(Щербак Е. Н.) ("Юридическое образование и наука", 2011, N 4) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ <*>

Е. Н. ЩЕРБАК

Щербак Евгений Николаевич, первый проректор по учебной работе Московского государственного открытого университета, профессор, кандидат исторических наук.

В условиях повышенной конкурентности на рынке высшего профессионального образования решающее значение в борьбе за сегменты рынка приобретает оценка качества высшего профессионального образования, его соответствие современным и уже международным требованиям к квалификации специалистов.

Ключевые слова: образование, стандартизация, высшее образование, рынок, высшее учебное заведение, конкуренция, аккредитация, рынок труда, специалист.

In the conditions of the raised competition in the market of the higher vocational training crucial importance in struggle for market segments is got by an estimation of quality of the higher vocational training, its conformity to modern and already international requirements to qualification of experts.

Key words: formation, standardization, higher education, the market, a higher educational institution, a competition, accreditation, a labor market, the expert.

В условиях повышенной конкурентности на рынке высшего профессионального образования решающее значение в борьбе за сегменты рынка приобретает оценка качества высшего профессионального образования, его соответствие современным и уже международным требованиям к квалификации специалистов в условиях диверсификации рынка труда вследствие применения инновационных и информационных технологий в экономике. "Качество образования - это его соответствие поставленным целям" - базисная рекомендация "Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры" <1>, утвержденной на Всемирной конференции по высшему образованию 9 октября 1998 г. в Париже. -------------------------------- <1> URL: http://www. lexed. ru/doc.

В мировой практике высшего образования оценка качества образования осуществляется в трех формах: аудит, оценка, аккредитация. Аудит качества определяет, в какой степени учреждение высшего образования достигает своих собственных целей, это не что иное, как проверка декларации учреждения высшего образования о своем собственном состоянии. Аудит качества устанавливает, в какой степени учреждение высшего образования достигает своих собственных целей. При этом необходимо отметить, что объем аудита в соответствии со стандартами Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization) должен отвечать в плане проверки следующим целям: - планируемые процедуры проверки качества должны соответствовать заявленным целям учреждения высшего образования; - планы реальной деятельности учреждения высшего образования соответствуют или нет повышению качества образования; - какова эффективность деятельности учреждения высшего образования, направленной на достижение заявленных им целей. В результате в аудиторском заключении подтверждается или не подтверждается реальное соответствие учреждения заявленному состоянию. Особое значение при оценке качества высшего образования имеет специализированная или профессиональная аккредитация (аккредитация учебных программ), в результате которой выявляется и подтверждается тот факт, что в результате окончания учреждения высшего образования или изучения учебной программы слушатели получают необходимую квалификацию для практической деятельности. Аккредитация - это оценка подтверждения соответствия учреждения высшего образования определенному статусу. Оценка - процесс проверки учреждения высшего образования, результаты которой определяются либо в количественных величинах или обозначаются буквами алфавита в национальной системе оценки качества, принятой в той или иной стране. В условиях формирования мирового рынка высшего образования и интеграции национальных образовательных систем в единое образовательное пространство, обострения конкуренции на рынке высшего образования за завоевание сегментов этого рынка все большее значение придается тому, чтобы учреждения высшего образования учитывали международные критерии и показатели. Международная организация по стандартизации с учетом унификации национальных стандартов разработала группу стандартов (МОС 9000) <2>, соответствие которым гарантирует качество системы управления в области высшего образования. Определение наличия соответствия данным стандартам - базисная процедура внешнего аудита. Соблюдение стандартов МОС 9000 - это не только основное средство обеспечения гарантии качества образовательных процессов, но и собственно самого продукта, выпускаемого учреждением высшего образования. В ряде управленческих процессов системы высшего образования могут использоваться также стандарты МОС 9002, например, прием студентов, набор персонала и повышение его квалификации, стратегическое планирование, обучение и преподавание, управление НИР и проектами, международная деятельность, финансовое планирование и отчетность и др. -------------------------------- <2> URL: http:// archive. kremlin. ru/ text/ docs/ 2006/ 03/ 104573.

В настоящее время сложилась международная инфраструктура по оценке качества высшего образования, которая включает в себя: - международную сеть агентств, гарантирующих качество высшего образования (International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education - INQAAHE), главная цель которой - сбор, анализ и распространение информации о современных теориях и практике оценки качества высшего образования; - европейскую сеть гарантии качества высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education - ENQA), цель которой - европейское сотрудничество в области гарантии качества в высшем образовании и соответствующих положений Болонской декларации; - международный альянс по транснациональному образованию (Global Alliance for Transnational Education - GATE), основная цель деятельности которого - содействие в получении и совершенствовании высшего образования вне рамок каких-либо государств. В целях глобального управления транснациональным образованием GATE для административно-правового регулирования данного вида высшего образования разработал "Принципы транснационального образования", являющиеся сводом международных норм-принципов, регулирующих развитие нового вида высшего образования. GATE разработал и внедрил сертификацию альянса в зоне транснационального образования как процедуру международного обеспечения качества высшего образования и профессиональной подготовки вне государственных границ; - ассоциация европейских университетов: Конференция ректоров университетов (Association of European Universities - CRE), которая не сама осуществляет оценку, аккредитацию учреждений высшего образования и подтверждение результатов их собственной самооценки, а использует экспертов из зарубежных университетов, назначенных Ассоциацией. Сотрудничество CRE с американскими агентствами по аккредитации делает возможным разрешать вопросы взаимного признания аккредитации европейских и американских университетов, которую, на наш взгляд, следует рассматривать как взаимную оценку учреждений высшего образования европейского и американского континентов. Таким образом, на наш взгляд, интернационализация показателей и форм оценки обеспечения качества высшего образования, их сравнимость способствует не только корректной и транспарентной оценке конкурентоспособности учреждений высшего образования на мировом образовательном рынке, но и предоставляет возможность, в свою очередь, уполномоченным органам государств в области высшего образования вносить коррективы в административно-правовое регулирование национальных систем высшего образования для повышения их конкурентоспособности на мировом рынке высшего образования. Процессы глобализации, приведшие к образованию единого мирового образовательного пространства, а на его основе мирового рынка высшего образования, внедрение принципов Болонской системы в законодательство в области государственного управления высшим образованием затрагивают нормы-принципы, закрепленные в ст. 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <3>. Так, серьезные изменения в административно-правовом регулировании особенно коснутся таких норм-принципов, как непрерывность и преемственность процесса образования. Если в традиционной системе российского образования эти нормы-принципы закрепляют то, что сам процесс высшего и послевузовского образования должен выстраиваться как единый и непрерывный, а все образовательные программы образования должны быть преемственными <4>, то в вводимой квалификационной структуре в соответствии с Болонской декларацией фактически отсутствует необходимая преемственность между различными уровнями подготовки <5>. Как отмечает Л. С. Онокой, "...с целью повышения профессиональных знаний бакалавр после получения диплома вынужден продолжать образование... в этом случае бакалаврская образовательная программа становится промежуточной ступенью при получении высшего профессионального образования и теряет свой самостоятельный образовательный статус. Поскольку в отраслях народного хозяйства в квалификационном плане не определены статусы бакалавра и магистра, то утрачивается и мотивационный аспект в этих формах обучения" <6>. -------------------------------- <3> Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135. <4> Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина. Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2007. <5> Акулич М. М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление. 2005. N 5. С. 55. <6> Цит. по: Онокой Л. С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования // СоцИс. 2004. N 2. С. 82.

С целью обеспечения диверсификации и непрерывности при получении высшего образования, соответствующих меняющимся требованиям к специалистам на рынке труда, необходимо посредством административно-правовых норм отрегулировать в стандартах нового поколения и расширение перечня направлений, и снятие некоторых ограничений для перехода с бакалавриата на магистерскую ступень <7>. -------------------------------- <7> Итоговый документ международной научной конференции "Опыт международного сотрудничества российских университетов: Болонский процесс и Концепция модернизации образования". Екатеринбург, 10 - 12 марта 2003 г. // Кадры образования; URL: http://www. teacher-edu. ru/ wmc/ bol/ 1075465573.

Как уже отмечалось, документы Болонского процесса вовсе не заставляют интегрироваться механически в предлагаемую систему получения высшего образования, они декларируют лишь самые общие принципы-подходы к интеграции национальных систем высшего образования. Это особенно важно в условиях функционирования мирового рынка высшего образования, т. к. позволяет учитывать в законодательстве в области государственного управления высшим образованием особенности национальной системы высшего образования, сохранить и продолжать развивать достижения и традиции российской высшей школы, привнося их в мировую систему высшего образования. Фактор развития национальной системы высшего образования, связанный с ее интеграцией в единую мировую образовательную систему, закреплен в ст. 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", согласно которой государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах интеграции системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования.

Литература

1. Акулич М. М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление. 2005. N 5. С. 55. 2. Итоговый документ международной научной конференции "Опыт международного сотрудничества российских университетов: Болонский процесс и Концепция модернизации образования". Екатеринбург, 10 - 12 марта 2003 г. // Кадры образования; URL: http:// www. teacher-edu. ru/ wmc/ bol/ 1075465573. 3. Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина. Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2007. 4. Онокой Л. С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования // СоцИс. 2004. N 2. С. 82.

Название документа