Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в контексте реформирования высшего юридического образования

(Горбатова М. К., Надыгина Е. В., Носакова Е. С.) ("Юридическое образование и наука", 2011, N 4) Текст документа

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ <*>

М. К. ГОРБАТОВА, Е. В. НАДЫГИНА, Е. С. НОСАКОВА

Горбатова Марина Константиновна, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского, кандидат юридических наук.

Надыгина Елена Владимировна, ст. преподаватель кафедры конституционного и административного права юридического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского, кандидат юридических наук.

Носакова Елена Сергеевна, эксперт 1 категории общеуниверситетского учебно-научного Центра образовательного права, ассистент кафедры конституционного и административного права юридического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

В статье рассматриваются новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов. Анализируются требования, предъявляемые федеральными государственными образовательными стандартами по специальности "Юриспруденция" к личности выпускника юридической специальности.

Ключевые слова: юридическое образование, правосознание, студенты-юристы, федеральные государственные образовательные стандарты.

New approaches to forming legal consciousness of law students are considered. Some requirements imposed by the Federal state educational standards for lawyers to personal characteristics of university-leavers of legal faculties are also considered.

Key words: legal education, legal consciousness, law students.

На сегодняшний день в России назрела потребность в модернизации высшего юридического образования, являющегося основным источником формирования профессионального правосознания будущих юристов, определяющего, в свою очередь, уровень развитости любой правовой системы. К сожалению, сегодня профессиональное правосознание и правовая культура юристов находятся на недостаточно высоком уровне. Еще 16 апреля 2009 г. на встрече с членами президиума Ассоциации юристов России, проходившей в Кремле, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев обозначил решение проблемы повышения качества юридического образования в стране как одну из приоритетных задач. "От качества юридического образования зависит очень многое, - говорит Президент. - Количество юристов, которых готовят сейчас, просто за критично высокое. Эти люди зачастую не могут найти себе работу. А если находят, то это еще опаснее, потому что я еще могу себе представить не до конца грамотного юриста, который помогает компании, юридическому лицу, хотя это тоже плохо, это может создать проблему самому предприятию, но если такой выпускник оказывается в кресле следователя или адвоката, еще страшнее, в конечном счете судьи, это может иметь очень серьезный негативный эффект для всей нашей страны" <1>. -------------------------------- <1> URL: http:// tours. kremlin. ru/ appears/ 2009/ 04/ 16/ 1446_type63376_215143.

С целью прекращения выпуска неквалифицированных и низкопрофессиональных кадров для судебной системы, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, повышения правовой культуры выпускников юридических специальностей, всего населения в стране, а также противодействия коррупции 26 мая 2009 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" <2>. Согласно Указу одной из наиболее важных и необходимых мер по модернизации юридического образования является формирование правосознания обучающихся путем привития нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2009. N 22. Ст. 2698.

Прививать нетерпимость к коррупционному поведению и уважительное отношение к праву следует в процессе формирования правосознания студентов - юристов прежде всего посредством профессионального юридического образования. Понятие правосознания является сложным и многогранным в юридической науке <3>. Одно из общепризнанных определений правосознания дано Н. М. Юрашевичем. Согласно ему правовое сознание - "система чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества, к прошлому, действующему и ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридических ситуациях" <4>. -------------------------------- <3> Юрашевич Н. М. Правосознание и право: общность и различие // Государство и право. 2005. N 7. С. 69; Ильин И. А. Теория государства и права. М., 2003. С. 97; Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. С. 384 - 385; Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 51, 265; Комаров С. А. Общая теория государства и права. СПб., 2006. С. 359; Батуркин В. Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2004. N 5. С. 21. <4> Юрашевич Н. М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. N 2. С. 180.

На сегодняшний день выделяют различные виды правосознания, а именно: массовое правосознание, правосознание различных социальных групп (правосознание молодежи, граждан старшего возраста; правосознание жителей городов и жителей сельской местности), правосознание групп населения по образовательному и профессиональному признакам. По словам М. Н. Марченко, профессиональное правосознание юриста представляет собою научно обоснованную, стройную систему правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности; воспитание правосознания является необходимой составной частью профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, поэтому развитое правосознание и правовая активность являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства <5>. -------------------------------- <5> Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник // М., 2004. С. 354 - 364.

Особенно значимым является исследование формирования профессионального правосознания студентов-юристов в вузах, поскольку именно от них в ближайшем будущем будет зависеть состояние нормативно-правового регулирования страны. Важность такого исследования подкрепляется тем фактом, что студенты-юристы составляют значительную часть всех студентов высших учебных заведений. Одной из важнейших характеристик правосознания студентов-юристов является знание права, действующего законодательства, умение применять его на практике. Но только знание правовых норм не является гарантией правомерного поведения при применении правовых предписаний на практике: будущие специалисты в области права должны обладать рядом других качеств, таких как мышление на перспективу, моральные установки, культура поведения, профессиональная этика, гуманизм, терпимость, антикоррупционная устойчивость и ряд др. Ю. И. Стецковский также отмечает, что подлинному юристу необходимы строгие моральные установки, поскольку в ближайшем будущем уже вчерашний студент будет участвовать в разрешении сложных правовых проблем, разрабатывать законы, заниматься иной юридической практикой <6>. -------------------------------- <6> Стецковский Ю. И. Судебная власть. М.: Изд-во "Дело", 2000. С. 3 - 4.

Нельзя говорить о воспитании правосознания студента-юриста в отрыве от его личности. В связи с этим в первую очередь необходимо воспитывать юриста как полноценную личность, обладающую не только правовой грамотностью, но и нравственностью. В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению 521400 - "Юриспруденция" степень (квалификация) бакалавр юриспруденции <7> и специальности 021100 - "Юриспруденция" квалификация юрист <8>, утвержденными Приказом Минобразования РФ от 2 марта 2000 г. N 686 "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования", выпускник в числе общекультурных компетенций должен обладать: -------------------------------- <7> Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению 521400 - "Юриспруденция" степень (квалификация) "бакалавр юриспруденции" // URL: http://www. edu. ru/monmodules. <8> Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальности 021100 - "Юриспруденция" квалификация "юрист" // URL: http://www. edu. ru/modules.

"высоким нравственным сознанием, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности". В соответствии с проектом федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификация (степень) "магистр", одобренным Президиумом Совета учебно-методического объединения по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации (протокол N 9 от 02.07.2008) <9>, выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: "проявляет нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания". -------------------------------- <9> Проект ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 - "Юриспруденция" квалификация (степень) "магистр" // URL: http://mon. gov. ru/dok/npa/mon/?page=47.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" квалификация (степень) "бакалавр", утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464 <10>, к выпускнику предъявляются требования по владению общекультурными и профессиональными компетенциями. -------------------------------- <10> ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" квалификация (степень) "бакалавр" // URL: http://mon. gov. ru/dok/npa/mon/?page=12.

Выпускник в соответствии с п. 5.1 обозначенного федерального государственного образовательного стандарта в числе прочих должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): "- обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6)". Новые федеральные государственные образовательные стандарты в сравнении с государственными образовательными стандартами второго поколения имеют ряд преимуществ и недостатков. В целом новые стандарты более совершенны, поскольку требуют от юриста быть аналитиком, быть частью современного информационного общества, знать иностранный язык на уровне не ниже разговорного, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания, иметь нетерпимое отношение к коррупционным проявлениям. Однако в представленном ФГОС нет требований к нравственной характеристике личности юриста. На наш взгляд, упущено воспитание одной из важнейших характеристик личности юриста - нравственности как элемента профессионального правосознания юриста. "Нормальное правосознание может быть развито и упрочено в душе только в связи с ее общим, моральным и нравственным воспитанием" <11>, - пишет известный российский правовед И. А. Ильин. Таким образом, говоря о формировании правосознания, нельзя забывать и о формировании нравственности как важнейшего элемента профессионального правосознания юриста. -------------------------------- <11> Ильин И. А. Теория государства и права. М., 2003. С. 97.

Также в числе существенных недостатков новых федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки "Юриспруденция" следует отметить отсутствие практических способов формирования нетерпимого отношения к коррупционному поведению. ФГОСы по направлению подготовки "Юриспруденция" предъявляют требование к выпускнику, согласно которому он должен иметь "нетерпимое отношение к коррупционному поведению", но основные образовательные программы не предусматривают соответствующей дисциплины. Таким образом, высшие учебные заведения ограничены в решении задачи формирования антикоррупционного правосознания у студентов-юристов. Следует отметить, что некоторые виды и категории вузов, а именно федеральные и национальные исследовательские университеты, имеют право реализовывать образовательные программы высшего профессионального образования на основе образовательных стандартов, разрабатываемых ими самостоятельно, что позволит создать образовательные программы обучения студентов-юристов, направленные на полноценное формирование их профессионального правосознания, путем акцентирования внимания на уважительном отношении к праву и закону, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, воспитания нравственной личности, способной к аналитическому мышлению.

Название документа