Изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"

(Грибанов Д. В.) ("Российский юридический журнал", 2011, N 6) Текст документа

ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"

Д. В. ГРИБАНОВ

Грибанов Дмитрий Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, директор Центра интеллектуальной собственности, декан вечернего факультета Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Проведен научный анализ изменений в Законе о науке и государственной научно-технической политике. Представлен комментарий терминологического аппарата в области инноваций, закрепленного в Законе. Особый акцент сделан на характеристике форм государственной поддержки инновационной деятельности.

Ключевые слова: наука, инновации, инновационная политика, государственная поддержка инновационной деятельности, законодательство.

Changes in the Federal Law "About science and state science and technology policy" D. V. Gribanov

The article includes the scientific analysis of the changes to the Law about science and state science and technology policy. The author presents the comments to the list of terms on innovation which is enshrined in Law. The particular emphasis is placed on the characteristic forms of state support of innovation.

Key words: science, innovation, innovation policy, government support of innovation, legislation.

Движущую силу современного социально-экономического развития составляют знания, наука, превратившиеся в условиях научно-технического прогресса в определяющий фактор производства. Основным экономическим ресурсом, вовлеченным в процесс общественного воспроизводства, стали инновации как формализованное знание, воплощенное в товарную форму. Способность генерировать и трансформировать знания превращается в главную детерминанту экономического роста. От развития науки все больше зависят возможности страны по обеспечению технологической безопасности и конкурентоспособности. Это требует постоянного увеличения числа нововведений (в основном технических), сегодня называемых "инновации", которые являются ничем иным, как результатами интеллектуальной деятельности. В условиях построения экономики, основанной на знаниях, перехода на инновационный путь развития определяющая роль принадлежит именно науке как необходимому компоненту инновационной деятельности, одной из основных составляющих инновационного цикла. Вместе с тем развитие науки и инноваций требует правового регулирования. Инновационное развитие общества, в частности такой его важнейшей сферы, как научно-техническая, сейчас выступает бесспорным приоритетом государственной политики Российской Федерации и нуждается в правовом обеспечении. Современная ситуация свидетельствует о необходимости создания полноценной основы правового регулирования научной и инновационной деятельности, что выступает одним из основополагающих условий эффективного развития общества в сфере приращения новых знаний и внедрения высоких технологий. В этом аспекте важен Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" <1> (далее - ФЗ N 254-ФЗ), включивший в предмет регулирования Закона о науке вопросы государственной поддержки инновационной деятельности. Закон определяет основные принципы и цели, субъектов и формы государственной поддержки инновационной деятельности; полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в указанной сфере; вопросы финансирования государственной поддержки; правила оценки эффективности расходования бюджетных средств. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2011. N 30. Ст. 4602.

Принятие ФЗ N 254-ФЗ - это также попытка законодательно закрепить терминологический аппарат в рассматриваемой сфере общественных отношений: трактуются понятия "инновация", "инновационная деятельность", "инновационный проект", "инновационная инфраструктура" и "коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов". Определение терминологии - одна из основных проблем, встающих при попытке создать механизм правового регулирования инновационных отношений, с ее решения на доктринальном научном уровне нужно начинать формирование целостной нормативно-правовой системы регулирования любой сферы общественных отношений. Когда речь идет о возникновении нового объекта права, прежде всего нужно выяснить его правовое положение, природу и существенные для права признаки, а также проанализировать возможные способы вхождения нового объекта в правовую систему, взаимодействия с другими объектами правового регулирования, а также совместимости с этой правовой системой. Иначе говоря, очень важно научное осмысление понятий и выработка категориального аппарата для последующего закрепления его в законодательстве в целях обеспечения единства толкования и применения. Термин "инновации" служит основой не только для построения целостной системы понятий, но и для дальнейшего эффективного развития правотворческой и правоприменительной деятельности в инновационной сфере общественных отношений. По ФЗ N 254-ФЗ инновации - это "введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях". На наш взгляд, данная трактовка носит исключительно практический (прикладной) характер, четко сформулирована только объектная составляющая инноваций: продукты (товары или услуги), процесс и пр. При анализе представленного определения можно выделить юридически значимые признаки инноваций, хотя в Законе они не рассматриваются как ключевые, характеризующие этот объект. Первый признак инноваций - это так называемый результативный подход, т. е. инновации рассматриваются не как процесс введения в употребление новой или значительно улучшенной продукции и т. д., а как результат этого процесса. Он в свою очередь может быть выражен в виде продукта, когда под инновацией понимается именно товар, в котором воплощены интеллектуальные разработки, или в виде процесса либо метода, когда акцент смещается на новизну в практической деятельности. Ориентированность определения инноваций на результат - весьма верный подход для построения терминологического аппарата в рассматриваемой сфере общественных отношений, позволяющий выделить инновации как результат инновационного процесса. Вместе с тем включение в дефиницию таких объектов, как процесс и метод, слишком расширяет границы. При широком подходе инновации оказываются близки по значению к модернизации, характеризующей серьезные преобразования во всех областях общественной жизни. Второй признак инноваций - новизна, предполагающая, что внедряемая разработка - абсолютно новая или значительно улучшенная по качествам, способам использования и т. д. Новизна тоже имеет два значения. Она может определяться творческим характером деятельности, т. е. под новизной понимается сама научная или иная разработка, либо она проявляется в свойствах созданного товара. Это неодинаковые значения, поскольку известно, что новизна, например, в конструкции того или иного объекта не всегда изменяет его функциональные и потребительские свойства. Третий признак инноваций - практическая применимость полученных разработок и возможность получения в будущем экономической выгоды. Если перенести смысловой акцент с разработки на продукт, то получается не "практическая применимость разработки", а "реализованный в производстве товар, содержащий результаты разработки". Кроме того, эффект от инновации может быть не только экономический, но и социальный. Исходя из проведенного анализа определения инноваций представляется, что использованный в ФЗ N 254-ФЗ подход несколько ограничен и не позволяет раскрыть сущность рассматриваемого явления. Законодатель упускает самый важный аспект инноваций: это результат интеллектуальной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, процесса и т. д. и обладающий признаками новизны, практической применимости и экономической эффективности. Появление инновации должно быть связано с конкретными юридическими фактами, порождающими систему правовых отношений по поводу инновации. Полагаем, что таким юридическим фактом должен выступать факт создания объекта интеллектуальной собственности, легальное определение инновации должно строиться через призму данной обобщающей категории. Инновации - это всегда результат творческой, интеллектуальной деятельности человека, основанный на новых идеях, изобретениях, открытиях и т. д. Чтобы творческий результат приобрел самостоятельное значение, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме. Интеллектуальная собственность в этом аспекте служит средством закрепления новых знаний. Оформляться новшества могут в виде открытий, изобретений, патентов, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, ноу-хау, произведений и пр. Для того чтобы признаваться инновационным, оформленный творческий результат должен обладать признаком применимости в той или иной сфере деятельности, т. е. нужна возможность использования этого результата и создания на его основе нового или усовершенствованного товара, работы, услуги. Также важна коммерческая реализуемость, позволяющая удовлетворять существующую на рынке потребность, что потенциально будет способствовать получению экономической выгоды или созданию условий для этого. Казалось бы, именно конечный результат как достижение цели инновационного процесса и должен считаться инновацией. Проблема заключается в том, что общественные отношения по поводу инновации, идущие в том числе во время инновационного процесса, признаются возникшими в момент появления результата интеллектуальной деятельности (более широко - в момент создания условий для получения результата), а их окончание связывают с появлением готового продукта, который уже прошел стадию коммерциализации и пригоден для массового потребления. Значит, инновация возникает, когда специфические отношения, связанные с ней (инновационные отношения), завершаются, на смену им приходят обычные коммерческие отношения, не имеющие существенной юридической специфики: торговля товаром или лицензией на его производство. Поэтому в определении инновации при обязательном указании на конечный результат (без результата инновация не имеет смысла) мы должны на первое место все-таки ставить главное основание инновационной деятельности - творческий интеллектуальный продукт. При формулировании легального определения, на наш взгляд, не следует пытаться предусмотреть все варианты инноваций, нужно сосредоточить внимание на основных юридически значимых признаках, постараться максимально упростить понятие и сделать его доступным. Можно выделить следующие признаки. 1. Инновация есть результат научного и иного творчества, как правило, существующий в виде объекта интеллектуальной собственности. Основа инновации - новое знание, сформулированное в соответствии с законами логики и зафиксированное на материальном носителе. Только знание, авторство которого можно доказать, - основа инновации. 2. Инновация представлена в виде продукта, технологии, услуги и других материальных форм, которые можно воспроизводить, более широко - массово потреблять. Но не все товары (военные технологии, например) подлежат массовому потреблению. Готовность, возможность реализации - признаки инновации. 3. Инновация предназначена для удовлетворения определенных потребностей человека и общества, т. е. влечет экономический и социальный эффект. Экономический эффект, как правило, связан с получением прибыли, социальный может быть достигнут при решении проблем экологии, здравоохранения, обороны и безопасности. На основе данных признаков предложим свое определение инновации, но оговоримся, что используем термин "результат научного и иного творчества", хотя понятие "интеллектуальная собственность", возможно, подходит лучше и правильнее, если трактовать его шире, чем ГК РФ. Инновация - это результат научного и иного творчества, реализованный в практической жизнедеятельности людей, удовлетворяющий экономические и социальные потребности. Представленное понятие в полной мере соответствует требованиям юридической техники, предъявляемым к подобным базовым понятиям, и может быть непосредственно перенесено в закон. Все остальные понятия, связанные с инновационным развитием общества, следует рассматривать как производные от термина "инновация" и на его основе строить их определения. В ФЗ N 254-ФЗ законодатель дает определения таких трех понятий: инновационного проекта, инновационной инфраструктуры и инновационной деятельности, что, безусловно, объясняется стратегией реализуемой государством инновационной политики. Большое значение имеет закрепление термина "инновационный проект", под которым понимается комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов. Проектный подход к стимулированию и развитию инновационной деятельности представляется весьма перспективным, поскольку позволяет реализовывать наиболее значимые, обладающие большим потенциалом для общественного развития проекты и мероприятия. Инновационная инфраструктура трактуется как совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг. Очень важно в этом определении выделение не только структур, непосредственно осуществляющих инновационную деятельность и реализующих инновационные проекты, но и организаций, способствующих ее осуществлению. Следует отметить, что одно из основных условий инновационного развития общества - инновационная активность бизнес-структур, их заинтересованность в участии в продвижении на рынок инновационной продукции, в инвестировании в инновационные проекты. Все организации, как непосредственно реализующие инновационную деятельность, так и содействующие ее осуществлению, находятся в определенной экономической и технологической взаимозависимости, лишь в комплексе, в неразрывном единстве они способны стать мощной движущей силой. Многое здесь определяется предоставленными государством посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов возможностями по созданию и развитию тех или иных форм инновационного бизнеса. Так, активно формируется правовая основа для создания и функционирования территориально обособленного комплекса - центра "Сколково", который призван стать отправной точкой для перевода экономики России на "инновационные рельсы". Отдельные, к сожалению, пока несистемные, меры предприняты по созданию правовых основ деятельности технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов производственного и инновационного назначения, центров кластерного развития и т. д. С принятием Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" <2> вузам и научным организациям предоставлена возможность быть учредителями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям. Таким образом, принятие данного Закона также выступает одним из мероприятий по развитию инновационных структур, активно занимающихся коммерциализацией объектов интеллектуальной собственности. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3923.

Между тем сейчас этого явно недостаточно. В рамках мероприятий по содействию развитию инновационного предпринимательства в ближайшее время должен быть разработан и принят комплекс нормативных правовых актов, устанавливающих статус и регламентирующих вопросы функционирования названных организаций. Важным шагом в этом направлении является закрепление на законодательном уровне понятия инновационной инфраструктуры, которое и станет отправной точкой для дальнейшего формирования государственной политики по развитию инновационной инфраструктуры и создания полноценной системы ее правового обеспечения. На основе введенных в правовой оборот терминов "инновационный проект" и "инновационная инфраструктура" законодатель дает определение инновационной деятельности. Согласно ФЗ N 254-ФЗ такая деятельность включает научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность и характеризуется как направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Это определение, хотя и соответствует логике и подходу законодателя, реализованному в ФЗ N 254-ФЗ, представляется не совсем удачным для правового регулирования, поскольку не отражает сущности рассматриваемого понятия и не служит ориентиром для правореализационной и правоприменительной деятельности. На наш взгляд, определение инновационной деятельности должно строиться на основе понятия "инновации" и подчеркивать ее направленность на внедрение и употребление, т. е. практическое использование новых разработок в той или иной сфере. Иначе говоря, оно должно отражать так называемый процессный подход. Инновационная деятельность - это процесс создания новой продукции от формирования ее идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта. В широком смысле инновационная деятельность охватывает все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие мероприятия (в том числе инвестиции в новые знания), которые фактически или по замыслу ведут к появлению технологически новых или усовершенствованных продуктов либо процессов. Некоторые могут быть полностью новыми, другие не новыми, но необходимыми. Таким образом, несомненным достоинством закрепленного в ФЗ N 254-ФЗ понятия инновационной деятельности является широкий подход к его характеристике, позволяющий подчеркнуть разнообразие форм инновационной деятельности: научная, технологическая, организационная, финансовая и коммерческая. Вместе с тем определение должно отражать сущность инновационной деятельности не как деятельности по реализации инновационных проектов, а как процесса создания и использования результатов интеллектуального труда, направленного на получение нового или улучшение производимого продукта либо способа его производства в целях их реализации и (или) получения прибыли в результате их продвижения на рынок в виде товаров, работ или услуг. Дефиниция должна содержать такие юридически значимые характеристики инновационной деятельности, как самостоятельность, системность, комплексность, целевой характер, направленность на получение социально полезного эффекта. Большое внимание в ФЗ N 254-ФЗ уделено вопросам государственной поддержки инновационной деятельности как одному из стратегических направлений государственной политики. Выступая центральным субъектом политических отношений, государство осуществляет государственную политику, которая заключается в реализации системы действий по управлению обществом, в том числе формировании общей идеологии, постановке стратегических целей и конкретных задач, разработке и выполнении проектов и программ, применении комплекса средств и методов. В современных условиях все более актуализируется и приобретает особое значение инновационная политика Российского государства. Ее основная цель заключается в создании комплекса условий для инновационного развития общества, а также конкретного механизма поддержки инновационной деятельности, что позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал нации. Исходя из этой цели государство определяет приоритетные направления развития инновационной деятельности и избирает основные пути поддержки предприятий, работающих над выполнением государственных инновационных программ. Государство оказывает содействие развитию науки и техники, повышению инновационной активности, которая обеспечивает конкурентоспособность национальной продукции на мировом рынке, обороноспособность страны, улучшает экологическую ситуацию. Именно государственная поддержка инновационной деятельности как одно из ключевых направлений государственной политики является важнейшим условием развития. Следует подчеркнуть, что законодатель не только определяет субъектный состав и формы государственной поддержки инновационной деятельности, полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области такой поддержки, но и закрепляет концептуальные основы данного ведущего направления государственной инновационной политики, выражающиеся в целях и принципах обозначенной поддержки. Государственная поддержка инновационной деятельности в ФЗ N 254-ФЗ определена как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. В ФЗ N 254-ФЗ предложена целостная система мер государственной поддержки инновационной деятельности, включающая: 1) предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей. Одной из наиболее значимых мер государственной поддержки является налоговое стимулирование, направленное на поощрение исследований, развитие науки и технологий, создание благоприятного инновационного климата. Оно доказало эффективность в ведущих мировых державах, достигших значительных результатов на пути построения инновационной экономики. Отдельные мероприятия проводятся и в нашей стране, в частности в Налоговом кодексе РФ предусмотрено введение налоговых льгот для организаций, занимающихся освоением новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Например, в ст. 149 НК РФ к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), отнесены выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новых продукции и технологий или усовершенствование производимой продукции и используемых технологий. Налоговое законодательство предусматривает предоставление отдельным субъектам инновационной деятельности налоговых льгот исходя из особого (специального) характера их деятельности. Так, ст. 9 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" <3> предусмотрено дополнение части второй Налогового кодекса РФ ст. 145.1, устанавливающей для участников проекта освобождение от уплаты НДС в течение 10 лет. Кроме того, для участников инновационного проекта "Сколково" ст. 246.1 НК РФ предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на прибыль. -------------------------------- <3> Рос. газ. 2010. 30 сент.

Для организаций технико-внедренческих особых экономических зон (далее - ОЭЗ), правовой режим которых установлен Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <4>, по налогу на прибыль согласно п. 1 ст. 284 НК РФ может назначаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет (но не ниже 13,5%), при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по этой деятельности и по остальным доходам и расходам. По налогу на имущество организаций Налоговым кодексом РФ предусмотрены налоговые льготы как для организаций-резидентов ОЭЗ (п. 17 ст. 381 НК РФ), так и для управляющих компаний и участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (п. п. 19 - 20 ст. 381 НК РФ). При этом согласно п. 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ для резидентов ОЭЗ налоговая льгота действует в отношении имущества, учитываемого на балансе организации, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, используемого на этой территории в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ. Указанная льгота действует в течение 5 лет с момента постановки на учет такого имущества. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2005. N 30. Ч. II. Ст. 3127.

Полагаем, что прямое указание на осуществление государством поддержки инновационной деятельности в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей способствует дальнейшему развитию и совершенствованию правовых механизмов финансового стимулирования и обеспечения инновационной деятельности; 2) предоставление образовательных услуг. С учетом главенствующей роли научных знаний в инновационных процессах предъявляются более высокие требования к уровню квалификации работников, качеству подготовки кадров. Инновационная экономика - это прежде всего экономика знаний. Построение инновационной экономики должно сопровождаться долгосрочной кадровой политикой. На первом месте сегодня стоит подготовка кадров по новым приоритетным направлениям развития техники и технологий, по экономике и управлению, повышение роли дополнительного профессионального образования, формирование у работников умений создавать инновации самостоятельно, в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей работе. Необходим инновационный подход и в системе подготовки будущих специалистов, что предполагает потребность в своевременном формировании интеллектуальных ресурсов, адекватных требованиям инновационного характера развития современной экономики, кадровом обеспечении научно-технического прогресса. При этом зачастую проблема состоит не только в уровне профессионального образования, подготовки специалистов и ученых, но и в изменении личностного облика этих кадров, мотивированных в первую очередь на творчество, инициативу; 3) предоставление информационной поддержки. Научно-техническая и инновационная деятельность, как никакие другие виды деятельности, нуждается в информационном обеспечении. Информация о мировом научном опыте, последних разработках и открытиях, опыте внедрения инноваций, рыночной конъюнктуре в соответствующих сегментах, патентах и ноу-хау, предложениях научно-технических и экспериментальных услуг - стратегически важный ресурс в руках ее обладателя. Все это свидетельствует о значимости создания и развития различных информационных фондов и систем, которые бы осуществляли сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации; 4) предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации. Проектный подход к развитию инноваций предполагает сложность многих организационных аспектов, что требует квалифицированной помощи в документальном оформлении проекта; 5) формирование спроса на инновационную продукцию. Экономика в ее современном виде, основанном на рыночном подходе, сосредоточена на строго рациональных позициях соотношения доходов и расходов, организации общественной деятельности, направленной на получение прибыли. Несомненно, государство, реализуя экономическую функцию, используя властно-распорядительные рычаги управления, участвует в формировании спроса на рынке. В особенности это актуально для рынка интеллектуальных благ, рынка инновационной продукции, поскольку опыта формирования такого рынка пока объективно недостаточно. В этом аспекте ведущая роль принадлежит экономической науке, которая посредством специальных методов формирует экономические модели становления и развития отношений в инновационной сфере с точки зрения наиболее быстрого и эффективного развития рынка, обеспечивающего прирост ВВП и обогащение субъектов хозяйственной деятельности. Такая информация должна служить для юристов ориентиром при разработке правотворческих актов. Право представляет собой, с одной стороны, самостоятельное средство реализации экономической функции государства, а с другой - средство государственного регулирования инновационных отношений (наряду с иными средствами и инструментами экономического и административного характера). Полагаем неверным закрепление в Законе о науке формирования спроса на инновационную продукцию, ведь это лишь одна из форм реализации экономической функции государства, которая в рамках государственной поддержки выражается в более конкретных мероприятиях. В законодательном акте должна быть отражена вся система разработанных экономической наукой мер; 6) финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал). Предоставление финансовой поддержки - важный и действенный стимул для развития инновационной деятельности. Отдельные мероприятия в этом направлении уже активно реализуются в нашей стране, например грантовая поддержка. Выделение гранта - одна из форм поддержки государством научных исследований и разработок; осуществляется путем безвозмездного предоставления денежных и иных средств гражданами и юридическими лицами, получившими на это право в установленном порядке. Гранты выделяются на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Так, Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. N 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования" <5> учреждены гранты Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Выделение этих грантов осуществляется в форме субсидий, предоставляемых российским вузам, на базе которых будут осуществляться научные исследования. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. N 260 "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации" <6> легализует гранты Президента РФ. -------------------------------- <5> Рос. газ. 2010. 16 апр. <6> СЗ РФ. 2005. N 18. Ст. 1686.

Предоставление грантов предусматривается и ведомственными нормативными правовыми актами. Например, Приказом Министра обороны РФ от 21 июня 2008 г. N 347 <7> учреждены гранты Министерства обороны РФ на проведение военно-технических научных исследований; Приказом Минобразования РФ от 18 декабря 2000 г. N 3705 - гранты на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования РФ и т. д. -------------------------------- <7> Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 31.

Еще раз подчеркнем, что финансовая поддержка инновационной деятельности - одна из наиболее действенных и эффективных форм содействия развитию данной деятельности, ей должно уделяться особое внимание государственными структурами; 7) реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации. В современных условиях особую актуальность и широкое распространение получает использование программного (программно-целевого) метода, основанного на разработке стратегического курса государственной инновационной политики и его отражения в программных документах. Именно программный метод представляется наиболее эффективным, он позволяет обеспечить поэтапное решение проблем государственной инновационной политики посредством планирования основных мероприятий в рамках отдельных направлений политики государства по достижению поставленных на конкретный период целей и задач и рационального использования ресурсов исходя из запланированных программных мероприятий. Программные документы, определяющие цели и задачи, направления и перспективы инновационного развития Российского государства, перечень конкретных мероприятий составляют системную основу для модернизации и качественного улучшения социально-экономической ситуации в стране. Следует отметить, что реализация целевых программ и подпрограмм - это метод государственной политики, доказавший эффективность в рамках не только социально-экономического развития нашей страны, но и административной реформы, при развитии информационного общества и т. д. Сегодня в условиях отсутствия полноценного правового регулирования инновационной деятельности основная нагрузка по организации рассматриваемых процессов ложится именно на специфические правовые документы программно-целевого характера, которые в правовой форме определяют направления развития инновационных отношений. Реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ, на наш взгляд, не является прямой формой государственной поддержки инновационной деятельности. В ходе осуществления таких программ могут применяться различные формы государственной поддержки (финансовое обеспечение, оказание образовательных услуг, организация информационного обеспечения инновационной деятельности и т. д.). Целесообразнее было бы программный подход как форму государственной инновационной политики более подробно описать в законодательном акте. Кроме того, законодатель в числе форм государственной поддержки инновационной деятельности называет поддержку экспорта и обеспечение инфраструктуры. Непонятно, идет ли речь о поддержке экспорта инновационной продукции, об обеспечении инновационной инфраструктуры (ведь данный термин закреплен в числе основополагающих в понятийном аппарате). Какие именно мероприятия подразумеваются под данными формами государственной поддержки? Проведенный анализ ФЗ N 254-ФЗ показал, что изменения Закона о науке - важный и нужный шаг на пути совершенствования законодательства об инновационном развитии, который характеризуется определяющей ролью научных знаний в процессе перехода страны на инновационный путь развития, диктующей необходимость мобилизации регулятивного потенциала законодательства о науке и инновациях. Между тем считаем, что нужно принять отдельный базовый федеральный закон в данной сфере, который бы отражал специфику отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности и использованием ее результатов, задавал ориентиры развития всего законодательства об инновациях и формировал правовой фундамент для других нормативных правовых актов, регулирующих инновационные отношения. Закон должен быть направлен на создание целостного механизма государственной поддержки инновационной деятельности и формирование национальной инновационной системы.

Название документа