Развитие высшего профессионального образования - базис экономического суверенитета государства в условиях рыночной экономики и глобализации

(Щербак Е. Н.)

("Юридический мир", 2011, N 11)

Текст документа

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - БАЗИС

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Е. Н. ЩЕРБАК

Щербак Евгений Николаевич, первый проректор Московского государственного открытого университета, кандидат исторических наук, профессор.

Автор статьи раскрывает проблемы высшего профессионального образования в современных условиях рыночной экономики и глобализации, предлагает законодательно усовершенствовать процедуры его получения, приблизить к международному уровню.

Ключевые слова: государство, высшее образование, рыночная экономика, глобализация, международные стандарты.

Development of higher professional education basis of economic sovereignty of the state in conditions of market economy and globalization

E. N. Shherbak

The author of the article reveals the problems of higher professional education in contemporary conditions of market economy and globalization, proposes to legislatively improve the procedures of acquisition thereof, to achieve international level.

Key words: state, higher education, market economy, globalization, international standards.

Совершенствование национальной инновационной системы требует реформирования системы образования в России, ее адаптации к решению новых задач социально-экономического развития страны. Эта необходимость обусловлена прежде всего тем, что крупные интегрированные бизнес-структуры, новые наднациональные формы хозяйствования, функционирующие в различных уголках мира, нуждаются в единообразных высокопрофессиональных кадрах, способных обеспечивать стремительно развивающийся научно-технический прогресс.

В настоящее время стало очевидно, что свободный рынок перестал быть саморегулирующейся или самокорректирующейся системой, что он не способен решать важнейшие проблемы, стоящие перед обществом, и что, разрешая одни проблемы, рынок порождает множество других, не менее серьезных и взрывоопасных. Имеется определенная часть экономического пространства, где рынок "проваливается и не срабатывает". По своей природе социально-экономические процессы являются вероятностными, стохастическими, которым присуща различная степень неопределенности, а принятие решений в условиях конкурентного рынка сопряжено с немалым предпринимательским риском.

Для устранения "провалов" рынок нуждается в поддержке со стороны государства - создании соответствующей инфраструктуры, рамочных условий и правил игры для всех хозяйствующих субъектов. Поэтому развитые страны стали признавать необходимость вмешательства государства в действие рыночного механизма, который не может существовать сам по себе, вне общества и отдельно от государства.

Анализируя проблемы соотношения государства и экономики, нельзя не рассматривать вопрос о роли правового регулирования в развитии экономики. Поэтому экономическую функцию государства, по нашему мнению, следует определять, исследуя прежде всего соотношение элементов в трехчленной системе "государство - право - экономика". "Промышленное общество, основанное на рыночных отношениях и предполагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона".

Позволяя сохранить практически все преимущества рынка, публично - правовое, прежде всего административно-правовое, регулирование дает возможность сгладить отрицательные стороны его функционирования, особенно в социальной сфере, составной частью которой является высшее профессиональное образование.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 7) "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В содержание функции развития высшего профессионального образования входят прежде всего эффективное использование образовательного и научного потенциала высшей школы; развитие интеграции науки и высшего образования; меры по улучшению системы управления высшим профессиональным образованием.

Общепризнанными правовыми формами государственного (административно-правового) регулирования экономики, социальной сферы и соответственно высшего профессионального образования выступают законы, подзаконные акты и судебные акты.

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства.

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль в развитии экономики постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала на национальную экономику.

Глобализация - это "развитие всеобъемлющей мировой взаимозависимости стран, наций, хозяйствующих субъектов и отдельных людей в рамках объединенной финансово-экономической системы, переплетения общественно-политических интересов и постепенного сближения культурных связей, некоторой интернационализации или своего рода унификации традиций и обычаев".

Глобализация представляет собой процесс стирания законодательных и экономических барьеров между национальными экономиками - процесс, имеющий в качестве конечной цели формирование единого экономического пространства.

В действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (далее - Стратегия) отмечено, что для противодействия угрозам экономической безопасности необходимо проведение государственной социально-экономической политики, направленной на усиление интеграции науки, образования и производства за счет повышения уровня профессиональных качеств кадров высшей квалификации вследствие доступности конкурентоспособного образования.

Таким образом, с развитием высшего профессионального образования напрямую связывается устойчивое функционирование национальной экономики, ее безопасность как составная часть национальной безопасности.

Значение высшего профессионального образования для экономической безопасности и экономического суверенитета государства в условиях глобализации и интеграции России в мировую экономическую систему неуклонно возрастает. Оно становится движущей силой отечественной экономики, без которой немыслимо поступательное, инновационное развитие России. Таким образом, развитие национальной экономики невозможно без развитой системы высшего профессионального образования, способной устойчиво функционировать в условиях рыночной экономики и глобализации.

Система высшего профессионального образования - это один из важнейших атрибутов государственности и суверенитета; это - кровеносная система единого экономического организма. Она обеспечивает единство страны через систему прямых и обратных связей между всеми клеточками - регионами страны независимо от их удаленности от центра и в режиме реального времени позволяет отслеживать экономический рост (снижение) в регионах исходя из востребованности кадров высшей квалификации. Поэтому в числе приоритетов развития национальной экономики стоит проблема развития стабильности национальной системы высшего профессионального образования.

Еще одной проблемой, красноречиво указывающей на отсутствие системного подхода регулирования системы высшего образования, является факт неполного, выборочного регулирования субъектов системы образования, при котором оказывается, что некоторые субъекты выпадают из сферы регулирования или имеют нечеткий правовой статус. Так, в отдельных актах нет четких указаний на особенности организационно-правовых форм вузов (например, Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 522 (в ред. от 18.05.2009) "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций") и т. д.

Таким образом, правовые акты, действующие в настоящее время, регулирующие отношения в области функционирования негосударственных высших учебных заведений, не содержат достаточных норм, позволяющих вузам в точном соответствии с законом реализовать свои права и нести обязанности. Кроме того, отсутствие императивных норм при определении статуса негосударственных вузов создает препятствия в осуществлении надлежащего контроля за их деятельностью. Все перечисленное негативно отражается на развитии системы образования в целом и на реализации права на высшее образование в системе негосударственных образовательных учреждений в частном случае.

Правила игры на образовательном поле должны быть едиными для всех участников независимо от их организационно-правовой формы. Однако сегодня государство не только не проводит протекционистской политики в отношении государственных вузов как основных участников отношений по реализации конституционного права граждан на высшее профессиональное образование, но и вводит целый ряд дополнительных ограничений для них. Это, например, определенное количество обучающихся на платной основе по ряду специальностей - не свыше 50% от общего числа приема на эти специальности; необходимость перечисления части дохода учредителю; установление соотношения для бюджетного финансирования "преподаватель - студент" 1:10 независимо от контингента обучающихся, специальностей и максимально допустимой нагрузки; требование соответствия штатного расписания ненормативным типовым штатам бюджетной организации и т. п. Строго говоря, законодательство об образовании в значительной степени адресовано государственным и муниципальным вузам. Даже в тех случаях, когда в тексте закона нет прямого указания, это вытекает из смысла статьи (см., например, ст. 12 "Управление высшим учебным заведением", ст. 16 "Студенты высших учебных заведений", ст. 19 "Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели" Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). А согласно официальной точке зрения, которой придерживаются и многие негосударственные вузы, позиция государства по отношения к негосударственным вузам становится более жесткой. Это, в частности, можно проследить по нормативно-правовым актам по аккредитации. Как следствие - наблюдается незначительная тенденция сокращения числа негосударственных вузов (в основном частных, которые не смогли пройти государственную аккредитацию).

Национальная система высшего профессионального образования - это атрибут государственности, необходимый элемент экономической независимости, экономического суверенитета.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающем государственном документе Правительство Российской Федерации сформулировало стратегию, основные направления развития и приоритет высшего профессионального образования в государственной политике и поставило задачу обеспечить кадрами динамично развивающуюся рыночную экономику, интегрирующуюся в мировое хозяйство, обладающую высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

В целях повышения уровня жизни людей, для динамичного роста экономики, обеспечения социально-экономической и политической стабильности, восстановления утраченного международного авторитета нашей страны проблемы развития национальной образовательной системы страны, в том числе и высшего профессионального образования, необходимо вынести на высший государственный уровень управления.

Образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов. В условиях рыночной экономики государственное регулирование призвано обеспечить:

- сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

- единое правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;

- развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

- интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

- интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;

- активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.

Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:

- бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе;

- бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре.

Образование, и прежде всего, на наш взгляд, главная его составляющая - высшее профессиональное образование, определяет положение государства в современном мире и человека в обществе, его следует рассматривать как определяющий фактор развития экономики государства и современного российского общества. В свою очередь, обеспечение развития высшего профессионального образования является необходимым инструментом укрепления экономического суверенитета страны, фактором ее устойчивого развития.

Исследование высшего профессионального образования как базиса экономического суверенитета государства невозможно без анализа его воздействия на модернизацию национальной экономики. При этом стоит отметить, что высшее профессиональное образование выступает универсальным, хотя отнюдь не единственным, фактором как модернизации экономики, так и обеспечения экономической безопасности страны, воздействуя на все без исключения формы организации макросоциальной системы, на все ее структурные элементы, а тем самым - на все уровни экономической безопасности и ее главные составляющие.

Так, экономическая безопасность современного государства невозможна без квалифицированных кадров. Кроме того, роль высшего профессионального образования в модернизации национальной экономики страны связана с реализацией специальных образовательных программ, формирующих культуру пользователей современных информационных систем.

Необходимо отметить и еще одну особенность - освоение накопленных знаний и информации, соединяющееся с производством новых знаний - фундаментальными научными исследованиями, дополнительно высвечивает роль высшего профессионального образования как базиса экономического суверенитета государства. При этом в условиях транзитивной экономики и перехода к информационному обществу высшее профессиональное образование в еще большей мере, чем в условиях индустриального производства, является сферой, не потребляющей ресурсы общества, а создающей важнейший ресурс его экономического и социального развития - кадры высшей квалификации, обладающие значительным новаторским потенциалом. Тем самым образование становится одной из ключевых сфер модернизации российской экономики.

Глобальный масштаб угрозы дестабилизации национальной системы высшего профессионального образования делает возможной потерю и в конечном итоге повлечет за собой деструкцию экономической, а впоследствии - и государственной системы. Можно без преувеличения сказать, что без эффективной национальной системы высшего профессионального образования не может быть сильной экономики, эффективного государства, его значимого влияния на международной арене и для мировой экономики в целом. Таким образом, в настоящее время, в современных экономических условиях сомнений в высшем профессиональном образовании как стратегической функции государства в его развитии не возникает.

Невыполнение государством функции в сфере высшего профессионального образования может привести к катастрофическим последствиям для государства, вплоть до его банкротства. Развитие национальной системы высшего профессионального образования как функции государства представляет собой предметную деятельность государства в области экономического развития в целях обеспечения функционирования всех сегментов экономики.

Реализация государством вышеупомянутой функции будет способствовать достижению важнейших целей, стоящих перед Россией в посткризисных условиях, а именно: вывести на качественно более высокий уровень динамический рост экономики, социально-экономическую и политическую стабильность в стране.

Библиография

1. Барабанова С. В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2004. С. 43.

2. Баранов В. А., Райлян А. И. Принципы совершенствования законодательства в сфере аттестации научных кадров высшей квалификации // Образование и право. 2011. N 3(19). С. 36.

3. Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1985. С. 18.

4. Меньшиков А. А. Административно-правовое регулирование образования в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

5. Перская В. В. Глобализация и государство. М.: РАГС, 2007. С. 67 - 68.

Название документа