Системообразующая роль регулятивной функции финансового права

(Смирникова Ю. Л.) ("Юридический мир", 2011, N 11) Текст документа

СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Ю. Л. СМИРНИКОВА

Смирникова Юлия Леонтьевна, заместитель заведующего кафедрой административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассмотрена регулятивная функция финансового права как системообразующая отраслевая функция. Определяется, что регулятивная функция финансового права отражает способность отрасли права оказывать специально-юридическое воздействие на сферу публичных (централизованных и децентрализованных) финансовых отношений и частных финансовых отношений. Выявлены два аспекта в содержании регулятивной функции финансового права - юридический и социальный, которые взаимосвязаны между собой.

Ключевые слова: финансовое право, регулятивная функция.

Strategic role of regulation function of financial law Yu. L. Smirnikova

The article discusses the regulatory function of the financial law as a system-branch function. Determined that the regulatory function of financial law reflects the industry's ability to provide specially-law legal effect on the scope of public (centralized and decentralized), financial relations and private financial relations. Identified two aspects of the content of the regulatory function of financial law - the legal and social, which are interrelated.

Key words: financial law, regulation function.

Многогранность проявления права в общественной жизни приводит к спорам о его природе и формировании на этой основе различных концепций правопонимания. При этом вне зависимости от приверженности к определенной концепции всеми учеными признается наличие у права функций, которые собственно и отражают его сущность. Споры при анализе функциональной стороны права ведутся относительно понятия и состава функций, а не факта их существования. Этимологическая природа понятия "функция" неоднозначна и определяется по-разному. В одних источниках отмечается, что функция происходит от латинского functio (исполнение, осуществление) и означает деятельность, обязанность, работу; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, а также роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому <1>. В других функция определяется как роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов <2>. -------------------------------- <1> См.: Словарь иностранных слов. 12-е изд., стереотип. М., 1985. С. 543. <2> См.: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энцикл., 1987. С. 138.

В юридической науке понятие "функция" употребляется в различных значениях. Применительно к определению понятия "функция права" в общей теории права высказываются следующие научные позиции. Некоторые ученые определяют функции как основные направления правового воздействия на общественные отношения. Ф. Н. Фаткуллин указывает, что функции права - это основные направления прогрессивного воздействия на социальное развитие, определяемые его сущностью, целью и назначением в обществе <3>. Л. А. Морозова рассматривает их как основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма <4>. -------------------------------- <3> См.: Фаткуллин Ф. Н. Проблемы теории государства и права. Курс лекций. Изд-во Казанского ун-та, 1987. С. 205. <4> См.: Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2002. С. 175 - 178.

Другие исследователи в определении функций права делают акцент на том, что в них отражается роль права. Так, Ю. Г. Ткаченко функции права рассматриваются как конкретная роль (действие) права по организации общественных отношений в существующих сферах социальной жизни <5>. -------------------------------- <5> См.: Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980. С. 34.

Некоторые авторы отождествляют социальное назначение права и направления правового воздействия. Так, И. Е. Фарбер указывает, что функции права отражают его социальное назначение или основное направление воздействия <6>. -------------------------------- <6> См.: Фарбер И. Е. О воспитательной функции общенародного права // Советское государство и право. 1963. N 7. С. 39.

Наиболее распространенной является точка зрения, объединяющая в определении функций права их трактовку как основных направлений правового воздействия, в которых раскрывается его роль или назначение. Так, функции права определяют как основные направления правового воздействия, которые выражают роль права в упорядочении общественных отношений <7>; раскрывают общечеловеческую и классовую природу и социальное назначение права <8>; выражают служебную роль и основные задачи права <9>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004. ------------------------------------------------------------------ <7> См.: Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 191; Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М., 2001. С. 114 - 115. <8> См.: Байтин М. И. Функции права // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2003. С. 156. <9> См.: Радько Т. Н. Функции социалистического права // Советское государство и право. 1977. N 5. С. 51.

В то же время встречается критическое отношение к некоторым научным позициям. Так, В. П. Реутов, критикуя мнения ученых относительно понимания функций права как направлений воздействия на общественные отношения, указывает, что это неизбежно приведет к "сужению" понятия функций права. По его мнению, функции, называемые "социальными", нельзя рассматривать в качестве направлений воздействия на общественные отношения, ибо их наличие определяется не спецификой такого воздействия, а спецификой структуры общественной жизни <10>. -------------------------------- <10> См.: Реутов В. П. О разграничении функций права и правового регулирования // Правоведение. 1974. N 5. С. 22 - 23.

Изложенные различные точки зрения не приводят к отрицанию значимости функций права, поскольку в большинстве случаев общее между этими суждениями состоит в исследовании различных аспектов функций права. При этом акценты делаются на их социальном назначении, роли и основных направлениях воздействия на общественные отношения. В этой связи следует согласиться с Т. Н. Радько о нецелесообразности отождествления или противопоставления направлений правового воздействия социальному назначению права и наоборот <11>. -------------------------------- <11> См.: Радько Т. Н. Теория государства и права: Учеб. пособие. М.: Рос. акад. адвокатуры, 2001. С. 208.

Современный период развития финансовых отношений, появление новых субъектов публичной финансовой деятельности, поиск новых форм финансово-правового воздействия и иные причины происходящих изменений в предмете и методах финансового права актуализируют интерес к исследованию регулятивной функции финансового права. По мнению Н. И. Химичевой, финансовое право отличается интенсивностью формирования своего нового содержания, масштабностью перемен, обусловленных коренными экономическими и политическими преобразованиями в стране, что проявилось в значительно возросшей регулятивной роли финансового права <12>. Образно выражаясь, регулятивная функция финансового права отражает прошлое как опыт, настоящее как основу и будущее как перспективу развития. -------------------------------- <12> См.: Химичева Н. И. Проблемы финансового права на новом этапе развития Российского государства // Финансовое право. 2006. N 4.

Регулятивная функция финансового права выражает способность отрасли права оказывать специально-юридическое воздействие. При этом иные направления финансово-правового воздействия являются следствием осуществления правового регулирования финансовых отношений. Совокупность всех направлений финансово-правового воздействия отражает социальную роль финансового права в общественной жизни. Направлениями финансово-правового воздействия являются специально-юридическое воздействие (финансово-правовое регулирование), информационное воздействие и ценностно-ориентировочное. Все направления финансово-правового воздействия тесно взаимосвязаны, а финансово-правовое регулирование, являясь первичным, всегда определенным образом сочетается с информационным и ценностно-ориентировочным направлениями. С. С. Алексеев рассматривал правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения и развития в соответствии с общественными потребностями <13>. С помощью финансово-правового регулирования публично-правовые субъекты определяют субъектный состав финансовых правоотношений, закрепляют их права и обязанности, а также фиксируют юридические факты, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения. -------------------------------- <13> См.: Алексеев С. С. Теория права. М., 1995. С. 145.

Особенности финансово-правового регулирования проявляются в направленности на достижение особых юридических целей, которые в обобщенном виде могут быть представлены как моделирование публичных финансовых отношений посредством права, содействие их развитию, а также вытеснение некоторых финансовых отношений; предмете регулирования, который составляют отношения по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; использовании специфических финансово-правовых средств и юридических конструкций; особенностях правового статуса субъектов финансового права; установлении единственно возможной формы существования публичных финансовых отношений, а именно формы финансового правоотношения, раскрывающего связи субъектов посредством определения управомоченного и обязанного; наличии механизма финансово-правового регулирования. Информационное финансово-правовое воздействие проявляется через информирование субъектов финансового права о финансовых нормативных правовых актах и действиях управомоченных субъектов в публичной финансовой деятельности. Одним из основных принципов финансовой деятельности является принцип гласности, соблюдение которого способствует доведению содержащихся в нормах финансового права предписаний до участников финансовой деятельности. Правовыми средствами, обеспечивающими информационное воздействие, являются открытость процедуры рассмотрения и принятия финансовых нормативных правовых актов, их официальное опубликование и обнародование, порядок вступления в силу финансовых нормативных правовых актов и др. При помощи юридических предписаний субъекты финансового права информируются о финансовой системе РФ, о компетенции органов, осуществляющих финансовую деятельность, и т. д. Результатом информационного воздействия выступает формирование мотивов поведения субъектов в сфере публичных финансовых отношений. Доступность и своевременность информации способствуют координации финансовой деятельности всех субъектов. Например, информационное воздействие является одним из факторов, с учетом которых строится финансово-правовая политика субъекта РФ или муниципального образования. Информационное воздействие влияет на реализацию охранительных норм финансового права, обеспечивая выполнение ими предупредительной функции. В то же время, например, принцип прозрачности (открытости) бюджета реализуется не полностью, так как существуют дефекты в механизме реализации этого принципа и возможности доступа к информации для заинтересованных граждан. В целях реализации этого направления финансово-правового воздействия принята Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", утв. распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р. В ней предусмотрено, что важным направлением при формировании системы "Электронный бюджет" является создание и развитие единого портала бюджетной системы РФ, обеспечивающего доступность информации о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов для всех категорий потребителей. Ценностно-ориентировочное направление финансово-правового воздействия заключается в сообразовании субъектами финансового права своего поведения с существующими нормами права, в реализации своих финансовых прав, обязанностей и ответственности и проявляется в финансовой дисциплине. Ценность финансового права как отрасли права связана с его социальной ролью в общественной жизни, которая проявляется в направлениях и характере финансово-правового воздействия, в котором именно публично-правовой субъект моделирует публичные финансовые отношения и определяет поведение субъектов путем установления финансово-правовой нормы. Регулятивная функция финансового права отражает способность отрасли права оказывать специально-юридическое воздействие на сферу публичных (централизованных и децентрализованных) финансовых отношений и частных финансовых отношений в случае необходимости обеспечения или защиты публичных (общественных) интересов. Социальная роль финансового права проявляется в способности отрасли права через финансово-правовые нормы оказывать правовое воздействие на экономическую, социальную и политическую сферы общественной жизни. Следует согласиться с мнением Е. Ю. Грачевой, что "в условиях перехода на рыночные отношения финансовое право должно быть направлено на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. В условиях рынка государству, публичной власти необходимо сохранить свое социальное предназначение, что должно быть выражено и сформулировано в его экономической политике, направленной на обеспечение общенациональных интересов, социальных программ" <14>. -------------------------------- <14> Грачева Е. Ю. Некоторые проблемы развития финансового контроля // Материалы международной научно-практической конференции "Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)", тезисы докладов по кафедре финансового права и бухгалтерского учета. М.: ООО "Изд-во "Элит", 2009. С. 5 - 6.

Регулятивная функция финансового права является системообразующей отраслевой функцией и детерминируется единством отрасли финансового права. Регулятивная функция отражает внутренние системообразующие связи финансового права, которые обеспечивают взаимосвязь уровней финансово-правового регулирования, единство общественных отношений, составляющих предмет финансового права, выбор методов финансово-правового регулирования исходя из природы регулируемых отношений. Ослабление внутренних связей может стать причиной постепенной утраты регулятивной функцией финансового права системообразующей роли. Регулятивная функция финансового права зависима от задач, стоящих перед отраслью права в определенный период развития государства. Эта зависимость проявляется в обусловленности содержания регулятивной функции финансового права конкретными отраслевыми задачами, в определении которых важную роль выполняет финансово-правовая политика. Общей задачей финансового права является создание оптимального финансово-правового режима (порядка), отвечающего современным экономическим условиям развития и социальным потребностям общества. Конкретизация этой задачи происходит в процессе определения направлений (целей) государственной финансовой политики и их соответствующей правовой регламентации. Системный подход в исследовании регулятивной функции финансового права позволяет выявлять в ее содержании два аспекта - юридический и социальный, которые взаимосвязаны между собой. Социальное содержание регулятивной функции финансового права заключается в способности отрасли права преодолевать противоречия между публичным и частным интересом, присущие отношениям в сфере публичных финансов, а также предотвращать возможные финансово-правовые конфликты посредством установления финансово-правовых средств защиты интересов субъектов финансового права. Вопрос соотношения публичного и частного интереса в финансовом праве решается по-разному и зависит от двух ключевых аспектов: во-первых, различий в определениях понятия "публичный интерес"; во-вторых, в определении характера соотношения публичного и частного интереса - приоритета публичного интереса, их согласования или поиска баланса между публичным и частным интересами. При этом присутствие публичного и частного интереса в предмете финансово-правового регулирования не изменяет отнесения финансового права к отраслям публичного права. По мнению М. В. Карасевой, сущностные изменения в предмете финансово-правового регулирования (при его формальной неизменности) обусловили сегодня и несколько иное место финансового права в системе права. Можно констатировать, что финансовое право является пограничной отраслью между правом публичным и частным. Образно выражаясь, финансовое право, уходя корнями в право публичное, своей кроной склоняется в право частное <15>. Эта особенность обусловливает возможность использования гражданско-правовых средств и конструкций в процессе финансово-правового регулирования. -------------------------------- <15> Карасева М. В. Финансовое право России в XXI веке // Правоведение. 2002. N 5. С. 16.

Ю. А. Тихомировым публичные интересы определены как общие интересы, своего рода усреднение личных, групповых интересов. Это общественные интересы, без удовлетворения которых невозможно, с одной стороны, реализовать частные интересы, с другой - обеспечить целостность, устойчивость и нормальное развитие организаций, государств, наций, социальных слоев, наконец, общества в целом. Это - официально признанные интересы, имеющие поддержку государства и правовую защиту. В результате ученый приходит к выводу, что публичный интерес есть признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития <16>. -------------------------------- <16> См.: Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 54 - 55.

Указанное понимание публичного интереса фактически исключает возможность со стороны государства действовать в целях удовлетворения государственных потребностей или предполагает абсолютное совпадение государственного интереса и интереса социальной общности. Однако в финансовых отношениях особенно ярко проявляется несовпадение названных видов интереса ввиду изначально проявляющихся в публичных финансовых отношениях противоречий. Публичные интересы закрепляются в финансово-правовых нормах, и соответственно их реализация обеспечивается принудительным механизмом государства. В этом смысле выражаем согласие с С. В. Дорохиным, определившим публичные интересы как взаимообусловленные интересы общества и государства, которым в конкретный исторический момент времени придается нормативное значение <17>. При этом частные интересы участвуют в формировании интересов публичных, в то время как публичные интересы, будучи закрепленными в нормах публичного права, определяют границы реализации частных интересов <18>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография С. В. Дорохина "Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект" включена в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2006. ------------------------------------------------------------------ <17> См.: Дорохин С. В. Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 65. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография С. В. Дорохина "Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект" включена в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2006. ------------------------------------------------------------------ <18> См.: Там же. С. 66.

Представляется, что публичные интересы в финансовом праве являются обобщающим понятием различных "видов интересов" и могут быть определены как юридически закрепленные в финансово-правовых нормах интересы, обусловленные взаимодействием общества и государства в сфере публичных финансовых отношений. Публичные интересы отличны от частных интересов, носителем которых является индивидуальный субъект права. При определении характера соотношения публичного и частного интереса в финансовом праве выделяют несколько подходов, которые, в свою очередь, зависимы от понимания публичного интереса. Поиск оптимального механизма взаимодействия между различными видами интересов имеет принципиальное значение для финансового права, поскольку определяет социальное содержание регулятивной функции финансового права. Н. И. Химичева в числе общеотраслевых принципов финансового права называет принцип приоритетности публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан, и принцип социальной направленности финансово-правового регулирования <19>. Указанный подход в определении взаимодействия публичного и частного представляется обоснованным, поскольку приоритет публичного интереса должен сочетаться с необходимостью соблюдения частных (индивидуальных) интересов. Возможность достижения баланса частных и публичных интересов в финансовом праве может являться лишь следствием устранения противоречий, что практически невозможно ввиду сущностных признаков публичных финансовых отношений. -------------------------------- <19> См.: Химичева Н. И. Научно обоснованные принципы финансового права как вектор его действия, развития и формирования новой методологии преподавания // Финансовое право. 2009. N 2.

Юридический аспект регулятивной функции финансового права заключается в способности отрасли права оказывать специально-юридическое воздействие на сферу финансовых отношений, обеспечивая сочетание статики и динамики финансово-правового регулирования. Финансовое право, опосредуя финансовые отношения, используя различные методы финансово-правового регулирования, определяет границы регулятивной функции отрасли права. При этом придание правовой формы финансовым отношениям не останавливает движение к их развитию, оставляя возможность определенных изменений в направлении совершенствования и изменения финансово-правовых норм и складывающихся на их основе финансовых правоотношений. Соответственно содержание финансово-правовой нормы не является застывшим правилом, а подвергается изменениям в зависимости от изменяющихся социально-экономических условий, а также целей и задач государственной финансовой политики. Юридическое содержание регулятивной функции финансового права отражается также в используемых в процессе финансово-правового регулирования правовых средствах, составляющих технико-юридическое содержание финансового права <20>. -------------------------------- <20> В общей теории права зависимость специально-юридических функций и технико-юридического содержания права была выявлена С. С. Алексеевым (см.: Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 194 - 196).

Единая регулятивная функция финансового права, отражая сочетание статики и динамики финансово-правового регулирования, объединяет регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функции (подфункции). Регулятивно-статическая и регулятивно-динамическая функции финансового права тесно взаимосвязаны между собой, поскольку призваны согласованно закреплять финансовые отношения и обеспечивать их дальнейшее развитие. Различие между ними связано с состоянием (статическим или динамическим) регулируемых отношений <21>. -------------------------------- <21> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. С. 194.

Следует отметить, что в финансовом праве оптимальное соотношение стабильности и динамичности в предмете финансово-правового регулирования (а соответственно соотношение регулятивной статической и регулятивной динамической функции) не всегда соблюдается. Содержание финансово-правовых норм отличается нестабильностью и подвергается частным изменениям. Нестабильность содержания финансово-правовых норм невозможно оценить однозначно, поскольку она детерминирована разными причинами. С одной стороны, нестабильность является объективно обусловленной, так как изменения финансово-правовых норм объясняются зависимостью их содержания от экономического положения государства и проводимой в определенный период времени финансовой политики. Это, например, объясняет ежегодные изменения бюджетно-правовых норм, содержащихся в законе о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов. С другой стороны, нестабильность является негативным явлением, поскольку изменение содержания финансово-правовых норм не всегда направлено на прогрессивное развитие финансовых отношений. Причиной может являться непродуманная долгосрочная финансовая политика, основывающаяся на проведении "финансовых экспериментов". Наиболее отчетливо это проявляется в налоговых правоотношениях, поскольку налогово-правовые нормы подвергаются частым изменениям, что зачастую является следствием непродуманной налоговой политики. Ярким проявлением этого можно назвать изменения налогово-правовых норм, регулирующих отношения по взиманию страховых взносов. Определяя регулятивно-статическую функцию, М. И. Байтин отмечает, что она направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития <22>. -------------------------------- <22> См.: Байтин М. И. Функции права. С. 157.

Регулятивно-статическая функция финансового права проявляется в способности финансового права отражать объективно сложившиеся финансовые отношения в конкретный период времени. Регулятивно-статическая функция призвана закреплять фундаментальные основы финансового права и обеспечивать состояние стабильности предмета финансово-правового регулирования. Регулятивно-статическая функция финансового права отражает существующее состояние финансово-правового регулирования и является основой для проявления регулятивно-динамической функции. Регулятивно-динамическая функция, по мнению М. И. Байтина, направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата. Здесь правовое воздействие нацелено на изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений <23>. -------------------------------- <23> См.: Там же. С. 157 - 158.

Регулятивно-динамическая функция финансового права выражается в прогнозировании развития финансовых отношений, поиске наиболее эффективных средств правового воздействия на основе мониторинга законодательства и его влияния на общественные отношения, правовом моделировании механизмов государственного регулирования финансовых отношений, придавая им тем самым статус публичных финансовых отношений. В этой связи становится важным изначально определить сферы, в которых целесообразно использовать финансово-правовые средства. Следует согласиться с Н. И. Химичевой в том, что в правовом регулировании финансовых отношений должен соблюдаться принцип приоритета публичных интересов, предполагающий использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Этот принцип определяет необходимость совершенствования норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые отношения, четкого определения самого понятия государственного регулирования этих отношений, в чем наблюдается явный пробел <24>. -------------------------------- <24> См.: Химичева Н. И. Финансовое право: федеральный и региональный аспекты развития // Правоведение. 2002. N 5. С. 21.

Регулятивно-динамическая функция финансового права направлена на достижение определенного правового результата. В этой функции получает правовое развитие регулятивно-статическая функция финансового права, приобретая динамический, развивающийся характер. Регулятивно-динамическая функция финансового права обеспечивает, с одной стороны, изменение и совершенствование существующих финансовых правоотношений, а с другой - правовое моделирование публичных финансовых отношений, влекущих изменение предмета финансово-правового регулирования. Важное значение в реализации регулятивной функции финансового права выполняет финансово-правовая наука, обеспечивая стабильность содержания этой функции через финансово-правовые категории и понятия, принципы финансового права, определение прав и обязанностей субъектов финансового права, установление целей и задач финансово-правового регулирования, нормы-принципы и нормы-дефиниции. Эффективность регулятивной функции финансового права обеспечивается в первую очередь разработанностью системы финансового права и возможностью науки финансового права влиять на механизм финансово-правового регулирования. При этом современный период бурного развития финансового законодательства и научных дискуссий в финансовом праве не поставил точку в определении системы финансового права. Современный этап развития финансовых отношений, характеризующийся изменением самого содержания финансовых отношений (их расширением), предопределяет и новые подходы в анализе регулятивной функции финансового права. Современной тенденцией регулятивно-динамической функции является способность финансового права оказывать влияние не только на централизованные публичные финансы, но и на децентрализованные публичные финансовые отношения, а также частные финансы. Роль финансового права в жизни общества выходит за рамки собственно публичных финансов и распространяется на сферу частных финансов. Так, новыми объектами финансово-правового регулирования являются фонды финансового обеспечения компенсационных выплат и фонды пенсионных накоплений. Это позволяет относить эти фонды к децентрализованным публичным, а совокупность правовых норм, их регулирующих, относить к отдельным институтам финансового права. Г. Ф. Ручкина справедливо отмечает, что взаимообусловленность публичных финансов и финансов коммерческих организаций расширяет границы предмета финансового права. Финансово-правовыми следует признавать отношения, возникающие в связи с публичным воздействием на фонды денежных средств коммерческих организаций (формирование, распределение (перераспределение) и использование, а также осуществление государственного финансового контроля) <25>. -------------------------------- <25> См.: Ручкина Г. Ф. Финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д. ю.н. М., 2004. С. 12.

Таким образом, регулятивная функция финансового права - это обусловленные объективной необходимостью осуществления публичной финансовой деятельности свойства финансового права, которые выражаются в способности отрасли права оказывать правовое воздействие на публичные (централизованные и децентрализованные) финансовые отношения и частные финансовые отношения в случае необходимости обеспечения (защиты) публичного (общественного) интереса.

Название документа