Административно-правовое регулирование развития высшего образования за рубежом

(Щербак Е. Н.) ("Административное и муниципальное право", 2011, N 10) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Е. Н. ЩЕРБАК

Щербак Евгений Николаевич, кандидат исторических наук, первый проректор Московского государственного открытого университета.

С повышением конкуренции государств на мировом образовательном рынке усиливается роль государственных органов управления в координации усилий и ресурсов, необходимых для успешного функционирования национальных образовательных систем.

Ключевые слова: государство, высшее образование, высшие учебные заведения, управление образованием, автономия, образовательные кредиты, научно-исследовательская работа.

Administrative and legal regulation of advancement of foreign higher education E. N. Scherbak

Growing competition of state institutions on the global education market reinforces the role of state authorities in coordination of efforts and resources necessary for successful functioning of national systems of educations.

Key words: state institution, higher education, higher educational institutions, education management, self-regulation, education credits, research work.

Как определяют зарубежные источники, необходимость повышения конкурентоспособности учреждений высшего образования предопределила основные тенденции изменений в управлении национальными системами высшего образования, включающими в себя: - расширение академических свобод и автономию учреждений высшего образования с одновременным усилением их подотчетности перед государством; - четкое разграничение на законодательном уровне компетенций различных уровней управления высшим образованием: общегосударственного, регионального, муниципального; - направленность в работе органов управления в применении рыночных моделей организации, управления и финансирования высшего образования <1>. -------------------------------- <1> См.: Emerging Education Policy Issues lndentified by Countries (Meeting of OECD Chief Executives, Copenhagen (22 - 23 Sept. 2005) EDU (2005) 7/ADD1.

Ниже рассмотрим административно-правовые аспекты этих тенденций с учетом того, что в первую очередь преобразования касаются самой структуры высшего образования - она стала многоуровневой: бакалавриат (со сроком обучения 3 - 4 года), магистратура (срок обучения 1 - 2 года), докторантура (аспирантура) (срок обучения 2 - 3 года) с присуждением соответствующих степеней. В современных рыночных условиях экономики изменение управления высшим образованием, главным образом, в большей степени связывается с развитием автономизации учреждений высшего образования, затрагивая все типы данных учреждений. Это обусловлено как экономическими, так и социальными и политическими факторами. Во-первых, в большинстве стран, даже экономически высокоразвитых, имеет место недостаточность государственных ресурсов для поддержания необходимого уровня финансирования все более разрастающегося сектора экономики - высшего образования. Например, в ряде стран ЕС высшее образование и без того финансируется главным образом из региональных бюджетов и, наконец, самих обучаемых <2>. -------------------------------- <2> См.: EC Education and Culture DG. The extent and impact of higher education governance reform across Europe. Contract 2006-1407/001-001 S02-81AWB.

Во-вторых, растут требования к качеству образования. Причем под качеством подразумевается не только уровень подготовки, но и разнообразие специализаций. Приоритетным направлением стало качество обучения и организация научно-исследовательской работы с участием студентов за счет полного, в соответствии с требованиями рынка труда в части замещения профессий в инновационных технологических сферах экономики, обновления в содержании высшего образования. Обновление содержательной сущности высшего образования сопровождается также введением общепризнанных странами стандартов на образовательные программы. Так, в рамках Болонского процесса получает все более широкое распространение система образовательных кредитов (зачетных единиц - ECTS). Наконец, отдельная проблема, также связанная с автономизацией, - усиление роли университетов как научно-исследовательских центров в экономике, основанной на знаниях. Основной тенденцией развития публично-правового регулирования высшего образования в экономически развитых странах можно считать достаточно большую его либерализацию. Либерализация административно-правового регулирования в области высшего образования выражается прежде всего в: - переходе от ориентации на учреждения высшего образования и их институциональную автономию к ориентации на студентов и их потребности; - отказе от сдерживания конкуренции и поощрении конкуренции на рынке высшего образования; - переходе от оценки качества ресурсов учреждения высшего образования к оценке качества результата обучения, и в первую очередь - оценке социальной успешности выпускников; - переходе от планирования на основе статичных институциональных моделей к стратегическому планированию на основе динамических рыночных моделей. Государство и учреждения высшего образования в условиях расширяющегося разнообразия источников финансирования вынуждены менять и организацию управления, в том числе и в связи с тем, что бизнес и местные сообщества постепенно начинают принимать все более активное участие в политике учреждений высшего образования, включая определение миссии, спектра и содержания образовательных программ и их качества. В условиях жесткой конкуренции между странами на мировом рынке высшего образования базисным административным методом управления высшим образованием является система его финансирования, дифференцирующаяся на: - диверсификацию источников финансирования, включающую в себя государственный бюджет, бюджеты региональных и муниципальных органов, доходы от коммерческой деятельности, плату за обучение и др.; - замену стипендий студенческими образовательными кредитами, гарантированными государством; - введение принципа смешанного финансирования государственных и частных учреждений высшего образования; - установление налоговых льгот на часть доходов, полученных от деятельности учреждений высшего образования до полного освобождения их деятельности от налогов; - адресное финансирование студентов учреждений высшего образования <3>. -------------------------------- <3> Широко распространено в Нидерландах, Франции, Италии, Японии, США, Канаде и др.

Недостаточность финансирования сферы высшего образования в ряде западных стран вынуждает искать решение проблемы в привлечении других источников - бизнеса, благотворительных организаций, местных сообществ (при этом в ряде стран ЕС высшее образование и без того финансируется главным образом из региональных бюджетов) и, наконец, обучаемых. Быстроразвивающаяся глобальная система высшего образования ставит задачи переосмысления административной политики в области высшего образования, требует адекватного интеграционным процессам административно-правового регулирования отношений в области высшего образования, обеспечивающего и национальную безопасность, и устойчивое развитие национальной экономики. Совокупность законов и иных нормативных правовых актов и образуют правовую основу деятельности государства в сфере высшего образования, регламентирующую: - сферу действия рынка высшего образования и основные правила его функционирования; - условия стабильности развития высшего образования в интересах национальной экономики; - правила, регламентирующие специализированные виды обучения, соответствие содержания заключаемых договоров обучения общеправовым нормам, действующим в данной стране с целью защиты экономических интересов как студентов, так и учреждений высшего образования. Таким образом, на государственные управленческие структуры возлагается ответственность по определению общих рамок, общих требований деятельности субъектов права в сфере высшего профессионального образования, включая и регламентацию их деятельности по осуществлению социально и общественно значимых задач. Общие требования к возникновению специальной правоспособности на проведение образовательной деятельности составляют основы лицензирования учреждений высшего образования. Именно из-за сложности качественного проведения процесса обучения, соответствия его постоянно меняющимся требованиям рынка труда и требуется лицензирование деятельности учреждений высшего образования, административно-правовое регулирование допуска организаций для осуществления деятельности в области высшего образования. Для получения лицензии учреждение высшего образования должно располагать определенными активами для проведения планируемых учебных процессов, иметь преподавателей, экспертов и специалистов с соответствующим уровнем специальной подготовки. Административно-правовые нормы, регулирующие эти требования, весьма жестки во всех странах, особенно во Франции и Германии. Наряду с лицензированием административное право регулирует управленческие отношения, которые непосредственно возникают в связи с практической реализацией органами образовательного надзора задач и функций государственно-управленческой деятельности: ведение Единого государственного реестра субъектов высшей школы, а также открытие их филиалов и др. В мировой практике функции образовательного надзора в различных странах исполняют различные органы государственной исполнительной власти, которыми могут быть как самостоятельные органы исполнительной власти (Министерство образования и иные органы исполнительной власти), так и их структурные подразделения, различающиеся в зависимости от правовой системы государства формами надзора. В мировой практике существует три типа административно-правового регулирования деятельности в области высшего образования: - первый из них - преобладающий, когда административно-правовое регулирование в сфере области высшего образования осуществляется на уровне исполнительных федеральных органов власти (Франция); - второй - административно-правовое регулирование осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне провинций (земель в Германии); - третий - административно-правовое регулирование деятельности в области высшего образования осуществляется в основном на уровне субъектов федерации (в частности, на уровне штатов в США) <4>. -------------------------------- <4> См.: Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран / Под ред. А. Н. Козырина. М.: Academia, 2007.

Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган - орган исполнительной власти по надзору за образовательной деятельностью (государственный образовательный надзор). Если в отношении установления надзора в области высшего образования как такового не существует разногласий, то в отношении вопроса о выборе лучшей системы надзора, о способе осуществления и интенсивности надзора за деятельностью субъектов высшей школы, а также о компетенции ведомства образовательного надзора они имеются. Данный вопрос решается в разных государствах по-разному, но в основу всех систем образовательного надзора положен принцип публичности (гласности). Система публичности исходит из того, что органы государственного управления в области высшего образования непосредственно контролируются и управляются лицами с высокой степенью ответственности, непосредственно заинтересованными в развитии высшего образования. Государство обеспечивает контроль за достоверностью представленной учреждениями высшего образования публичной отчетности, определяет формы публичной отчетности и обеспечивает их публикацию. Государство придает требованиям к деятельности в области высшего образования форму закона. Задача органа надзора в области высшего образования заключается прежде всего в контроле за соблюдением учреждениями высшего образования законодательства, регулирующего прежде всего административные отношения, складывающиеся в области высшего образования. Система материального государственного надзора в области высшего образования в экономически развитых странах и сочетает в себе основы системы публичности и нормативной системы. При этом задача ведомства материального государственного надзора в области высшего образования заключается не только в обеспечении информацией о деятельности учреждений высшего образования и контроле за соблюдением ими норм законодательства, но и в защите интересов обучаемых и преподавателей при нарушении учреждениями высшего образования своих обязательств. Таким образом, глобализационные тенденции в области высшего образования порождают новые сферы конкуренции и более жесткое соперничество в национальных образовательных сегментах, в котором трудно победить национальным учреждениям высшего образования без поддержки со стороны государства. Административно-правовое регулирование деятельности в области высшего образования со стороны государства проявляется прежде всего в: - принятии нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области высшего образования, в том числе и регулирующих отношения на образовательном рынке; - установлении в интересах общества приоритетных направлений обучения по определенным образовательным программам с целью подготовки специалистов для работы в общественно значимых сферах экономики; - проведении специальной налоговой политики для установления различного рода льгот субъектам высшей школы для стимулирования их деятельности.

Библиографический список

1. EC Education and Culture DG. The extent and impact of higher education governance reform across Europe. Contract 2006-1407/001-001 S02-81AWB. 2. Emerging Education Policy Issues lndentified by Countries (Meeting of OECD Chief Executives, Copenhagen (22 - 23 Sept. 2005) EDU (2005) 7/ADD1. 3. Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран: Монография / Под ред. проф. А. Н. Козырина. М.: Academia, 2007.

References (transliteration)

1. EC Education and Culture DG. The extent and impact of higher education governance reform across Europe. Contract 2006-1407/001-001 S02-81AWB. 2. Emerging Education Policy Issues lndentified by Countries (Meeting of OECD Chief Executives, Copenhagen (22 - 23 Sept. 2005) EDU (2005) 7/ADD1. 3. Obrazovatel'noe zakonodatel'stvo i obrazovatel'nye sistemy zarubezhnykh stran: Monografiya / Pod red. prof. A. N. Kozyrina. M.: Academia, 2007.

Название документа Интервью: Интервью с президентом НП "Объединение Корпоративных Юристов" Александрой Константиновной Нестеренко ("Юрист", 2011, N 21) Текст документа

ИНТЕРВЬЮ С ПРЕЗИДЕНТОМ НП "ОБЪЕДИНЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ЮРИСТОВ" АЛЕКСАНДРОЙ КОНСТАНТИНОВНОЙ НЕСТЕРЕНКО

А. ОВОДОВ

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Родилась в Ленинграде. С отличием окончила юридический факультет ЛГУ им. А. А. Жданова. По окончании работала адвокатом в Ленинградской городской коллегии адвокатов. После стажировки в Коллегии адвокатов Парижа работала в международной юридической фирме "Гид Луарэт Нуэль" в Париже. В мае 1992 г. открыла отделение этой фирмы в Санкт-Петербурге. В 1998 г. возглавила правовое управление международного концерна "Юнилевер". В 2004 г. стала членом совета директоров, директором по правовой поддержке бизнеса компании "Бритиш Американ Тобакко Россия". Затем создала и возглавила юридический департамент в международной банковской группе "БНП Париба Восток" в качестве вице-президента по правовым вопросам и корпоративным отношениям. В 2007 г. стала заместителем генерального директора по правовым вопросам ГК "Российская корпорация нанотехнологий" и создала правовой департамент ГК "Роснанотех". В настоящее время является заместителем директора правового департамента ОАО "РОСНАНО". С 2005 г. - президент некоммерческого партнерства "Объединение Корпоративных Юристов". В 2006 г. была награждена Европейским комитетом по наградам и премиям при ООН орденом Екатерины Великой "За выдающиеся заслуги перед народами" за существенный вклад в развитие международного юридического сообщества. В 2010 г. удостоена премии ОКЮР "Успех" в номинации "Лидер года".

- Александра Константиновна, Вы обладаете уникальными знаниями в сфере построения юридического бизнеса. Чем отличается отечественный юридический бизнес от западного? - Для начала давайте договоримся о том, что мы имеем в виду под термином "юридический бизнес". Юридический бизнес представлен юридическими консалтинговыми фирмами, российскими и иностранными, которые практикуют в России, СНГ и за границей. Российский юридический бизнес корнями уходит в начало 90-х годов, и мне довелось в мае 1992 г. открыть офис французской юридической фирмы в Санкт-Петербурге, а затем в течение шести лет руководить им. Поэтому я хорошо представляю то время. Фирмы, которые тогда создавались, сегодня отмечают 20-летие своей деятельности. А это уже совершеннолетие. Те, кто был в начале истории создания юридического бизнеса, имели много сложностей, но и больше возможностей. Такова судьба первопроходцев. В то время законодательство только формировалось, и нужно было состыковать, скажем, нормы Постановления N 601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах" с новым Законом о собственности и со старым Гражданским кодексом. Юридические фирмы, пережившие и преодолевшие то время, обладают особым запасом прочности. Поэтому они выросли на наших глазах и продолжают расширять свой бизнес. История юридического бизнеса за границей намного старше, она насчитывает столетия. Конечно, за это время бизнес прошел разные этапы от одиночных фирм до ассоциаций и союзов, как знаменитое Law society в Великобритании. Там выработаны этические стандарты профессии, и те, кто их нарушает, исключаются из юридического сообщества. Репутация стоит очень дорого, и ее берегут. У нас тем временем ведутся обсуждения законопроектов о реформировании юридической профессии. Жаркие споры вызывает вопрос, быть или не быть адвокатской монополии. Пока ломаются копья в дискуссиях, кропотливо и последовательно развивается рынок юридических консалтинговых услуг. Юридические фирмы, созданные двадцать лет назад, открывают свои отделения в странах СНГ. Более молодые фирмы, которые отпочковываются от "старых" фирм, начинают свою деятельность с нуля, умно используя опыт, накопленный в "материнской" фирме. И если ранее юридическая фирма старалась охватить все сферы бизнеса, то сегодня ввиду нарастания конкуренции создается и развивается немало фирм, специализирующихся в оказании определенного вида услуг, например налоговых, таможенных, в сфере интеллектуальной собственности, трудового права. Мы видим, как российские юридические фирмы начинают конкурировать с иностранными. Конечно, им порой не хватает опыта, заморских тренингов, знания иностранного законодательства. Но это их не смущает. Они на полном серьезе предлагают свои услуги крупным организациям. Когда их не выбирают, они выясняют почему и добиваются того, что им дается работа "на пробу". Удивительно, но они выполняют эту работу качественно и в срок. А что еще нужно клиенту? Мне кажется, что нынешний рынок юридических услуг отличается большой диверсификацией предложений. Есть фирмы на любой вкус и с любой системой оплаты. Такую ситуацию мы видим в Москве и Петербурге. За их пределами ситуация иная, но и там появляется все большее количество юридических фирм, претендующих на конкуренцию с мэтрами жанра.

- С каких шагов нужно начать при создании юридического бизнеса? Каких ошибок посоветуете избежать? - Я бы начала с постановки задач: какой бизнес мы хотим построить, каких результатов достичь и в какой срок, какие области права охватить и какую целевую аудиторию-клиентуру мы бы хотели привлечь. Когда на эти вопросы есть ответ, начинаем подбирать команду. Успешное решение этой задачи гарантирует достижение поставленных целей. Для начала я бы выбрала отличного помощника, который технически разгрузил бы меня и помог организовать рабочий день. Далее искала бы "правую" руку - свою главную опору, юриста, который смог бы выполнять поручения клиентов, пока я занимаюсь поиском этих самых клиентов. И уже потом этот юрист подбирает помощника себе. Вообще принцип, который я всегда исповедую, строя любую команду - в консалтинге или правовой департамент компании, - уважение ко всем. Такая простая вещь, которая дает колоссальный результат. "Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе". И это работает! Конечно, порой приходится принимать жесткие решения, но даже и в этом случае следует первому сообщать об этих решениях тому, в отношении кого они принимаются, а уже потом всем остальным. Такое вот управленческое правило. И вновь в основе этого правила лежит уважение к человеку. Когда команда обретает контур, важно задать тон работы этой команды. Создатель фирмы сам должен много работать, чтобы показывать пример своим сотрудникам. Банально говорить, что он должен быть образцом во всем, но это так! Ведь за ним смотрят столько глаз: от старшего юриста до уборщицы. Конечно, ему приходится решать массу проблем, но он всегда должен быть в форме. Мне вспоминается, как, готовясь к важной встрече с финансовым директором "Юнилевера", мы изучали документы по сделке, а заодно проверяли чистоту лестничной площадки, так как тогда снимали для офиса старинную квартиру на Суворовском проспекте в Петербурге. Клиенты очень ценят отношение к ним: как профессионально выполненную работу, так и радушный прием, который они встречают в офисе юридической фирмы. Вспоминаю, как после долгих переговоров шведский клиент - топ-менеджер ходил у нас по офису, сняв обувь, и было видно, что ему хорошо в нашем уютном офисе, он удовлетворен нашей работой и чувствует себя как дома. Итак, к пониманию целей развития фирмы, созданию дружной команды, оборудованию удобного для работы и приема клиентов офиса следует добавить необходимость установления высоких стандартов обслуживания клиента. Каков же он, высокий стандарт обслуживания? Всегда понимай, что хочет клиент. Сверь свое понимание задачи с клиентом в письменном виде. Представь клиенту команду, которая будет делать для него эту работу. Клиент хочет посмотреть "в глаза" своим консультантам и доверить им свою проблему. Обязательно назначь руководителя команды, который должен быть в курсе выполнения работы и которому клиент может позвонить в любое время. Оговори размер гонорара и порядок оплаты с клиентом до начала работы, а также все условия, при которых гонорар может быть пересмотрен. Оговори сроки выполнения работы и порядок ее приема клиентом. Когда работа сделана, клиент должен быть ею удовлетворен. Если он не доволен, работа не сделана. Никогда не бери больше работы, чем можешь выполнить. Лучше откажись, но не делай работу плохо. Честность высоко ценится в мире бизнеса. Если совершил ошибку, признайся, не крути. Клиент оценит твою открытость. Но больше ошибок старайся не делать! Буду признательна за дополнение этого перечня!

- Маркетинг юридических услуг весьма специфичен. Что бы Вы посоветовали предпринять для продвижения компании на "рынке юридических услуг"? - Думаю, что нижеприведенная совокупность всех приемов и мероприятий по продвижению фирмы даст оптимальный эффект. Написание статей сотрудниками фирмы, размещение их в юридических и деловых СМИ, дача комментариев по острым вопросам в различные СМИ обращают на себя внимание и заставляют присмотреться к этой юридической фирме. Издание профессиональных книг, журналов, сборников, соавторство с другими фирмами и организациями. Проведение юридической фирмой семинаров, конференций и круглых столов для клиентов, а также участие в конференциях, проводимых СМИ, общественными организациями. Семинары могут проводиться как в своем офисе, на площадке организаций, так и в офисе у клиентов. В ходе подготовки к семинарам, проводимым у клиента или совместно с клиентом, консультанты лучше узнают своего клиента, понимают его нужды и просто по-человечески сдруживаются. Кстати, подобное взаимодействие укладывается в схему "know your client". Проведение опроса удовлетворенности клиента очень полезно, если клиент готов ответить на вопросы письменно и правдиво. В ряде случаев личное общение руководителя фирмы продуктивнее и информативнее, чем заполненная по просьбе маркетолога фирмы анкета. Празднование годовщин создания фирмы также позволяет собрать своих клиентов и провести с ними вечер, познакомив их со всеми сотрудниками фирмы, а не только с той командой, которую он уже знает. Регулярные встречи с клиентом, понимание его забот и тревог. Знаю точно, что этот список не конечный, и была бы рада услышать от коллег другие идеи.

- В чем секрет особой успешности некоторых российских юридических компаний, на Ваш взгляд? - Мне кажется, если выполнять все вышеуказанные рекомендации, то фирма просто обречена на успех. Считаю, что успех приходит к трудолюбивым и любящим свою работу. Ведь если посмотреть на успешные юридические фирмы, то они похожи друг на друга, как счастливые семьи. Эти фирмы живут, именно живут, я не случайно употребила это слово, по похожим правилам. Прежде всего они очень ценят своих сотрудников. Юристы в этих компаниях понимают свои задачи и осознают свой вклад в развитие фирмы, который является и вкладом в их личностное развитие. Все вместе они представляют собой сплоченную команду, руководство такой фирмы поддерживает командный дух и стремится поощрить своих сотрудников. Есть множество способов мотивации - от выездов на природу до стажировок в головном офисе за границей. Руководство выражает признательность своим сотрудникам, а сотрудники, в свою очередь, гордятся своей фирмой и работают на повышение ее авторитета. К этому добавлю доверие между руководителем фирмы и сотрудниками, обе стороны полагаются друг на друга и знают, что ни при каких обстоятельствах руководитель не поведет себя некрасиво по отношению к ним. Эта взаимная вера помогает команде переживать непростые времена, которые случаются у всех. Доверие, как и репутация, - хрупкое понятие, с ним нужно быть очень осторожным. Из сказанного выше складывается корпоративная культура данной фирмы. В фирме должна царить деловая доброжелательная атмосфера. Можно много говорить о необходимости улучшения внутреннего климата, но если люди разделяют разные ценности, то у них не получится слаженной работы. Ценности фирмы должны разделяться ее сотрудниками, тогда она будет успешна. Работники фирмы, ценя отношение фирмы к себе, осознают свои обязательства по отношению к ней. Добросовестный работник никогда не подведет своего руководителя, ведь он уверен, что и руководитель поступит точно так же. У меня был случай, когда мой главный юрист в юридической фирме, которую я возглавляла, сообщил мне, что принял решение перейти руководителем юридической функции к нашему клиенту, при этом уведомил меня об этом за две недели. Понимая, что мне не найти ему замену за две недели, я договорилась с ним и нашим клиентом о том, что главный юрист перейдет к нему через два месяца. За это время главный юрист помог мне найти себе замену - опытного юриста, передал ему дела и перешел к клиенту. Нужно ли говорить, что мы дружим до сих пор - я, мой главный юрист и наш клиент! И наконец, настоящая юридическая фирма способствует повышению самооценки своего сотрудника. Приветствует его инициативы, дает право на ошибку, позволяет быть рискованным и любознательным. В результате она получает творческого, креативного, пытливого работника, который верит в себя, верит в фирму и настроен на успех. А сообщество успешных талантливых юристов, ведомых умным руководителем, и представляет собой успешную юридическую фирму!

- Есть ли перспективы для российских юридических компаний по развитию за пределами России? И если да, то в каких странах? - Полагаю, российские юридические фирмы имеют будущее вне России. Для начала им нужно охватить нашу необъятную страну, а затем уже думать о выходе за пределы России. Прежде всего это страны СНГ, в которых есть локальные фирмы, и российский клиент, приезжая в эти страны, обращается в эти фирмы за советом по законодательству этой страны. Законодательство стран СНГ выросло из Основ законодательства Союза ССР, и, несмотря на изменения последних лет, многие проблемы имеют схожие решения. К тому же в связи с созданием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС все большее количество законодательных актов будет сближаться и взаимопроникновение правовых систем будет усиливаться. Недалек тот день, когда российские фирмы откроют свои отделения и за пределами СНГ.

- Управлять высокоинтеллектуальными сотрудниками весьма непросто. На каких принципах должен базироваться менеджмент юридической компании? - К уже упомянутым мною "секретам успеха" следует добавить заботу фирмы о построении карьеры и развитии ее сотрудников. С самого первого дня сотрудник должен знать, как фирма видит его развитие. Он рассматривает отношения с фирмой как партнерство и хочет быть уверен, что его упорный труд будет вознагражден. Заботливая фирма представляет сотруднику свое видение его развития, а тот старается оправдать ожидания фирмы и, в свою очередь, ожидает признания от фирмы. Если такого признания не наступает, то фирма теряет сотрудника. Это как качаться на качелях: вниз и вверх, и наоборот. Если баланс нарушен и тот, что внизу, не дает тому, что наверху, спуститься, то верхнему становится неуютно, он начинает ерзать, потом кричать, чтобы нижний дал ему возможность спуститься. Такова человеческая натура: не терпит насилия. Зато если сотрудник чувствует признание и развивается вместе с фирмой, например становится ее партнером, то это ли не лучший пример для новых сотрудников - видеть, как растут в коллективе, и понимать свои перспективы. Кстати, сотрудники всегда ценят, когда на более высокие позиции продвигаются собственные сотрудники, а не приводят "варягов". Считаю это правильной практикой. А если фирма не способна вырастить людей, то что-то в ней неладно. Считаю, что руководитель должен сделать все возможное для продвижения талантливых сотрудников. Если его возможности иссякли, а бывает и такое, лучше честно признаться в этом и помочь реализовать себя сотруднику в другом месте. Для меня высшей оценкой доверия сотрудника ко мне является то, что он приходит ко мне и спрашивает моего совета по поводу поступившего ему звонка от хедхантера. Мы всегда вместе разбираем такие ситуации и стараемся находить решение в интересах фирмы и сотрудника.

- На рынке труда найти профессионалов бывает сложно. Каким образом Вы посоветуете решать эту задачу? - Создавая Объединение Корпоративных Юристов в 2003 г., мы испытывали потребность узнать своих коллег, расширить круг контактов в различных индустриях, и сейчас у нас более 500 членов, представителей сотни российских и международных компаний, а в орбите ОКЮР более 2000 корпоративных юристов. Объединение тесно взаимодействует с юридическими фирмами, мы проводим совместные конференции, мастер-классы, на которых видим и слышим наших коллег из консалтинга, а они видят и слушают нас. Такое общение дает возможность оценить профессионализм обеих сторон. Как важно быть в гуще профессионального сообщества, видеть и знать звездных людей в нашем юридическом мире! Такая вовлеченность позволяет лучше понимать карьерные и личностные устремления наших коллег. Мне, например, неплохо известно, кто заскучал в своей нынешней роли, кому хочется новых вызовов, а кто не против сменить позицию внутреннего юриста на консультанта. В последнее время свершилось несколько интересных переходов из консалтинга в in house и наоборот. Помимо этих кадровых источников стоит обратить внимание на представителей государственных органов, где работает много способных людей. Неудивительно, что юридические фирмы внимательно наблюдают за ростом таких экспертов и с удовольствием приглашают их к себе на работу. Одним из преимуществ членства в ОКЮР является получение широкого взгляда на мир и возможность найти работу по душе.

- Вы являетесь президентом Объединения Корпоративных Юристов. Какие компании наиболее успешны по оказанию юридических услуг в области корпоративного права в России? - Хочу уточнить, что под словами "корпоративный юрист" в названии Объединения Корпоративных Юристов имеются в виду юристы внутренних юридических служб компаний или корпораций, а не только юристы, занимающиеся корпоративным правом. С удовольствием отвечу на Ваш вопрос и сообщу, что ОКЮР замечательно сотрудничает с лучшими юридическими фирмами, такими, как White&Case, "Бейкер и Макензи", "Пепеляев Групп", "Гольцблат БЛП", "Саланс", "Фрешфилдс", "АЛРУД", "Линия права", "Юст", "Эрнст энд Янг", "ПрайсуотерхаусКуперс", "Хоган Лавеллз", "Монастырский", "Зюба", "Степанов и Партнеры".

- Расскажите, пожалуйста, чем занимается ОКЮР? Что посоветуете предпринять юристу, желающему поучаствовать в мероприятиях, ОКЮР организуемых? - Объединение Корпоративных Юристов на сегодняшний день является ведущим объединением юристов-профессионалов в России. Деятельность ОКЮР весьма разнообразна. Это проведение конференций, мастер-классов, семинаров для юристов компаний с привлечением ведущих экспертов; продвижение законодательных инициатив: предоставление площадки для выражения мнения юридического сообщества по наиболее актуальным вопросам законотворчества и правоприменения, взаимодействие с высшими органами государственной власти; предоставление возможностей для неформального общения: ежегодный Торжественный прием в честь Дня Конституции РФ, на который традиционно приглашаются вице-президенты, директора правовых департаментов крупных российских и зарубежных компаний, представители высших органов государственной власти, ведущие СМИ. В рамках Приема проводится ежегодная церемония награждения премией "Успех. Лучший корпоративный юрист года". Премия "Успех" учреждена в 2008 г. с целью укрепления престижа юридической профессии и освещения ее социальной значимости, а также с целью поощрения корпоративных юристов, ведущих активную просветительскую, научную, образовательную работу, участвующих в формировании правоприменительной практики, развитии профессии корпоративного юриста и активно участвующих в деятельности ОКЮР на благо его членов. Премия вручается корпоративным юристам, вне зависимости от их членства в ОКЮР, за достижение выдающихся результатов в соответствующих областях деятельности. В 2011 г. Торжественная церемония вручения состоится 8 декабря на Приеме, посвященном дню Конституции РФ. Местом проведения Приема станет настоящий дворец, блистательный Golden Palace, где проводился Прием в прошлом, 2010 г. и о котором была получена масса восторженных откликов. Хочется отметить, что правом представления номинантов обладают все члены ОКЮР, независимо от того, являются ли такие лица членами ОКЮР на основании индивидуального или корпоративного членства. Это делается для того, чтобы обеспечить прозрачность и компетентность Премии, а также учесть мнение всех членов ОКЮР. ОКЮР работает по направлениям формирования правоприменительной практики и совершенствования законодательства РФ в сфере гражданского, корпоративного, налогового, конкурентного права. В части гражданского законодательства в 2009 - 2011 гг. ОКЮР вместе с Минэкономразвития России организовал первое публичное обсуждение Концепции развития гражданского законодательства и проекта изменений Гражданского кодекса РФ. Помимо дискуссий в Минэкономразвития, ОКЮР участвовало в Первом Международном петербургском юридическом форуме, и круглый стол по проекту изменений ГК вызвал наибольший интерес и внимание участников. Предложения ОКЮР по приведению в соответствие гражданского законодательства интересам бизнеса частично учтены в последней редакции проекта изменений ГК РФ. ОКЮР также выявило ключевые проблемы регулирования интеллектуальной собственности в связи с предложенными поправками изменений части четвертой Гражданского кодекса РФ. Такие вопросы включают проблему увеличения гибкости в части распоряжения правами на интеллектуальную собственность: в настоящее время процесс сильно формализован, что не соответствует потребностям гражданского оборота и существу объекта; проблему изменения правового режима полезных моделей, поскольку в настоящее время полезные модели зачастую используются недобросовестными лицами для шантажа; необходимость разграничения права на интеллектуальную собственность с правом хозяйственного ведения и оперативного управления, чтобы облегчить возможность использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных с участием государства; следует отразить в Гражданском кодексе возможность использования результатов интеллектуальной деятельности в электронной форме и внести ясность в вопрос ответственности за их использование в информационно-коммуникационных сетях и, наконец, отказаться от излишних формальностей применительно к ноу-хау, в противном случае значительная часть коммерчески ценной информации не подпадает под режим ноу-хау. Хочу сказать и об инициативах ОКЮР по модернизации налогового законодательства. Нашими членами были обсуждены и сделаны предложения, которые сейчас рассматриваются Федеральной налоговой службой. Предложения нацелены на повышение открытости во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков, на переход от конфронтации к сотрудничеству и касаются возможности внедрения в России отдельных элементов системы "горизонтального мониторинга", при которой в отношении добросовестных налогоплательщиков применяются меры предварительного и текущего контроля на основе анализа предоставляемой налогоплательщиком информации. Большое внимание мы уделяем доработке Третьего антимонопольного пакета, в марте 2011 г. ОКЮР была организована конференция, на которой члены Объединения и представители ФАС России обсудили положения пакета. По итогам обсуждения предложения членов ОКЮР были сведены в единую позицию и направлены в Федеральную антимонопольную службу. На данный момент частично они учтены в законопроектах, дискуссия перед вторым чтением в Госдуме продолжается. В развитие поднятой ОКЮР темы об издержках для бизнеса в связи с принятием нормативных актов мы начали работу с Минэкономразвития по оценке регулирующего воздействия нормативно-правовых актов. Члены ОКЮР хотят внести свой вклад в модернизацию экономического законодательства и повышение его эффективности, сотрудничая с государственными органами в области юридической и финансовой оценки регулирующего воздействия соответствующих законодательных и подзаконных актов, а также их проектов. Это взаимодействие происходит на основе Постановления Правительства от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Помимо этих направлений ОКЮР занимается вопросами развития юридической профессии и формирования управленческих навыков корпоративных юристов. Ежегодно проводится конференция для руководителей юридических департаментов в рамках цикла "Юристы и бизнес". Темы других конференций всегда актуальны и привлекают много желающих поучаствовать в них. Кроме уже упомянутых обсуждений изменений в Гражданский кодекс РФ (конференции "Проект изменений положений Гражданского кодекса РФ о юридических лицах" и "Будет ли реализован модернизационный потенциал гражданского законодательства?", которые ОКЮР проводил совместно с Минэкономразвития России в феврале и августе 2011 г., и "Юристы о воздействии третьего антимонопольного пакета на правовые риски бизнеса" (при участии ФАС России)), в 2011 г. нами проводились конференции "Конституционное правосудие и бизнес. Юридические аспекты" (совместно с Конституционным Судом РФ); "Как поддержать инновационный проект? Правовые возможности для бизнеса" (совместно с фондом "Сколково"); "Таможенный союз: охрана интеллектуальной собственности" (совместно с ТПП РФ); тема управления юридическими рисками поднималась в сессии "Построение системы управления регуляторными рисками компании", организованной ОКЮР на "Юридическом форуме России" газеты "Ведомости" и на собственной конференции "Управление юридическими рисками компании vs рутина". Мы ежемесячно проводим рассылку анонсов мероприятий ОКЮР среди наших членов, информацию о них размещают наши информационные партнеры, и, конечно, анонсы и пострелизы проводимых ОКЮР и партнерами Объединения конференций мы размещаем на официальном сайте - www. rcca. com. ru. На сайте ОКЮР вы найдете также план мероприятий ОКЮР; новости ОКЮР и юридической жизни страны; наиболее интересные законопроекты; информацию о проводимых Объединением опросах. В настоящее время ОКЮР предоставляет и онлайн-площадку для обсуждения значимых для корпоративных юристов вопросов на форуме сайта. Чтобы зарегистрироваться на заинтересовавшее вас мероприятие или стать членом ОКЮР, вы можете подать заявку на электронный адрес руководителя по проектам Катерины Дедич Katerina. Dedich@rcca. com. ru и получить консультацию по интересующим вас вопросам деятельности Объединения. Мы любим наших членов, и к каждому у нас "свой" подход. Всегда отмечаем, когда видим интервью или статью "нашего" члена. За каждой компанией - членом ОКЮР стоят умные, пытливые, требовательные, энергичные лица корпоративных юристов. Мы заботимся о нашей смене, читаем лекции в МГИМО и МГЮА о введении в специальность и растим будущих корпоративных юристов. Ведь девиз ОКЮР: "Главное - двигаться вперед!"

- Благодарю.

Интервью брал А. Оводов

Название документа