Правовая организация управления сферой культуры в субъектах Российской Федерации (на примере Саратовской области)

(Казакова Ю. А.) ("Культура: управление, экономика, право", 2011, N 4) Текст документа

ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ю. А. КАЗАКОВА

Казакова Ю. А., преподаватель кафедры административного права и государственного строительства ПАГС им. П. А. Столыпина.

Аналогично органам федерального уровня государственной системы управления отраслью культуры организуется соответствующая подсистема управления в субъектах Российской Федерации. При этом законодатель субъекта Федерации выстраивает управленческую Концепцию в рассматриваемой области общественных отношений на региональном уровне. Анализ Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1, в ред. от 08.05.2010) <1>, в частности ст. 39, позволяет содержательно определить тот объем функциональных направлений деятельности, который возлагается на органы исполнительной власти субъектов в области физической культуры и спорта. Они могут осуществлять: -------------------------------- <1> Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 (в ред. от 08.05.2010) // Российская газета. 17.11.1992. N 248.

- сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения; - организацию библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации; - создание и поддержку государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации); - организацию и поддержку учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти); - поддержку народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти); - поддержку региональных и местных национально-культурных автономий, поддержку изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности. Кроме того, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения. Проанализируем вышеназванные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области культуры на основе соответствующих правовых актов, принятых в Саратовской области, поскольку, как отмечали специалисты специально уполномоченного органа исполнительной власти Российской Федерации в области культуры, целью развития сферы культуры области является превращение ее в доступный стратегический ресурс повышения конкурентоспособности человека, источник его всестороннего развития, утверждение имиджа региона как значимого культурно-исторического и туристского центра Российской Федерации <2>. -------------------------------- <2> Доклад министра культуры области В. Н. Синюкова на заседании коллегии Министерства культуры Саратовской области 28.04.2011. URL: http:// mkrf. ru/ news/ regions/ detail. php? id= 174932.

В соответствии со ст. 2 "Полномочия Правительства области в сфере физической культуры и спорта" Закона Саратовской области от 28.07.2010 N 118-ЗСО "О культуре" <3>, к ним относятся: -------------------------------- <3> Закон Саратовской области от 28.07.2010 N 118-ЗСО "О культуре" // Собр. законодательства Саратовской области. 2010. Июль - август. N 21.

1) обеспечение государственных гарантий сохранения и развития культуры в области; 2) разработка стратегии развития культуры на территории области; 3) обеспечение свободного доступа к культурным ценностям и информации через сеть учреждений культуры и искусства области; 4) обеспечение прав на культурную деятельность и творчество; 5) признание основополагающей роли культуры в процессе развития и самореализации личности; воспитание населения в духе гражданственности, патриотизма и уважения к общественным ценностям; 6) сохранение национально-культурной самобытности народов, проживающих на территории области; 7) поддержка развития профессионального искусства; 8) поддержка развития системы художественного образования; 9) создание и развитие региональной системы подготовки и повышения квалификации работников учреждений культуры и искусства; 10) создание условий для развития (модернизации) учреждений культуры и искусства; 11) социальная поддержка при пользовании культурными благами в областных государственных учреждениях культуры и искусства; 12) социальная поддержка работников учреждений культуры и искусства; 13) обеспечение участия учреждений культуры и искусства в областных, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалях, конкурсах, смотрах, научно-практических конференциях, семинарах и иных мероприятиях; 14) поддержка деятельности общественных объединений в сфере культуры. Министерство культуры Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляющим на территории области функции по управлению и оказанию государственных услуг в сфере культуры. В соответствии с Положением о нем <4> к задачам данного органа отнесены: -------------------------------- <4> Постановление Правительства Саратовской области от 24.03.2006 N 84-П "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства культуры Саратовской области (ред. от 10.06.2009) // Саратовская областная газета. 31.03.2006. N 62(1584).

- разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Саратовской области в сфере культуры, проектов правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции министерства; - участие в разработке перспективных и ежегодных прогнозов и программ социально-экономического развития области, а также проекта областного бюджета на соответствующий год; - разработка и реализация в установленном порядке областных целевых программ развития сферы культуры; - участие в разработке и реализации федеральных целевых и межгосударственных программ по вопросам, отнесенным к компетенции министерства; - организация государственной экспертизы областных, районных (городских) программ и проектов в сфере культуры; - осуществление анализа и прогнозирования тенденций развития сферы культуры; - обеспечение государственного учета, хранения, реставрации, пополнения, использования и популяризации государственных музейных и библиотечных фондов, создание и внедрение современных систем безопасности и информатизации государственных музеев и библиотек в области; - осуществление методического руководства в отношении негосударственных музеев области; - координация в сфере библиотечного дела, в т. ч. создание кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей; - содействие сохранению и развитию народного творчества, профессионального искусства, обеспечение разнообразия культурно-досуговой деятельности населения области; - оказание поддержки и содействия развитию национально-культурных центров; - реализация мер государственной поддержки деятелей культуры и искусства, творческой молодежи; - расширение гастрольной и выставочной деятельности, установление и развитие связей и контактов творческих коллективов, организаций культуры и искусства; - подготовка и проведение областных массовых культурных мероприятий; - обеспечение координации гастрольно-концертной деятельности на территории области; - решение иных задач в пределах полномочий министерства, согласно Положению о нем. Структура и штатная численность министерства утверждена Постановлением Правительства Саратовской области от 25.08.2009 N 402-П "Вопросы Министерства культуры Саратовской области" <5>. -------------------------------- <5> Постановление Правительства Саратовской области от 25.08.2009 N 402-П "Вопросы Министерства культуры Саратовской области" (ред. от 20.07.2010) // Собр. законодательства Саратовской области. 2009. Август. Ч. I. N 20.

Очевидно, что для реализации Министерством культуры Саратовской области своих функций, а также для решения стоящих перед ним задач необходимо, прежде всего, обратить внимание на комплекс полномочий рассматриваемого регионального органа управления сферой культуры. С целью осуществления поставленных задач и возложенных на него полномочий данный орган обладает правом вносить в установленном порядке предложения губернатору и Правительству области по разработке целевых программ в рассматриваемой области социальной сферы, а также проекты законодательных и иных нормативных актов на обсуждение представительного органа государственной власти области. Помимо этого, указанный специализированный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право запрашивать у органов сферы управления культурой, администраций муниципальных образований, предприятий и учреждений областного подчинения необходимую информацию о ходе реализации соответствующих областных и муниципальных программ, а также у вышеуказанных органов, юридических и физических лиц информацию о состоянии и деятельности учреждений культуры, размещать в установленном законодательством порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в сфере культуры области, привлекать для разработки вопросов, входящих в компетенцию министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов, создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы), в т. ч. межведомственные. Значение настоящих положений рассматриваемого нормативно-правового акта очевидно, т. к., во-первых, тем самым устанавливаются пределы специализированной деятельности министерства, а во-вторых, создаются необходимые предпосылки для четкой и полной реализации различных региональных и местных программ, связанных с поддержкой и развитием сферы культуры области. Министерство культуры Саратовской области возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором области. Министр имеет первого заместителя и двух заместителей министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности губернатором области по представлению министра. Полномочия министра как лица, осуществляющего непосредственное руководство деятельностью органа исполнительной власти Саратовской области в сфере культуры, закреплены в п. 11 анализируемого Положения. Необходимо обратить особое внимание на включение в рассматриваемое нами Положение специального раздела "Ответственность министерства", предусматривающего в п. 14 в том числе и персональную ответственность министра за выполнение возложенных на министерство задач и функций, причем не только за целевое использование выделенных в распоряжение министерства бюджетных средств и иную финансово-хозяйственную деятельность, но и за эффективную реализацию областных и федеральных целевых программ. Безусловно, подробная регламентация вопросов ответственности министерства и его работников в нормативном акте, посвященном организации деятельности рассматриваемого органа исполнительной власти субъекта Федерации в сфере культуры, является примером надлежащего подхода правовой организации управления в рассматриваемой сфере общественных отношений на региональном уровне. Законом Саратовской области от 03.12.2008 N 323-ЭСО утверждена Областная целевая программа "Развитие культуры" на 2009 - 2012 гг. <6>. Данная программа представляет собой подробный план развития сферы культуры в области по различным организационно-правовым аспектам, начиная от обеспечения прав граждан на доступ к культурным ценностям и информационным ресурсам и обеспечения свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни и заканчивая укреплением материально-технической базы сферы культуры области. Наиболее детально был подготовлен раздел программы, касающийся экономического обеспечения организации деятельности в сфере культуры. -------------------------------- <6> Закон Саратовской области от 03.12.2008 N 323-ЗСО "Об областной целевой программе "Развитие культуры" на 2009 - 2012 годы" (ред. от 12.05.2011), принят Саратовской областной Думой 26.11.2008 // Собр. законодательства Саратовской области. 2008. Декабрь. N 24.

Указанная целевая программа призвана решить следующие основные задачи: 1) сохранение культурного наследия области; 2) развитие различных форм культурно-досуговой деятельности и любительского творчества; 3) развитие системы непрерывного образования и повышения квалификации работников культуры; 4) обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры и искусства; 5) создание условий для творческой деятельности работников культуры и искусства области; 6) обеспечение культурного обмена посредством поддержки гастрольной и выставочной деятельности; 7) управление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства. Для рассмотрения основных вопросов, касающихся развития отрасли культуры в регионе, например таких, как определение приоритетных направлений развития различных форм культурно-досуговой деятельности, а также для подготовки проектов перспективных планов и программ в министерстве образуется коллегия, являющаяся совещательным органом. Председателем настоящей коллегии является министр, в ее состав входят заместители министра, другие руководящие работники рассматриваемого органа, а также представители заинтересованных организаций. Состав коллегии утверждается Правительством Саратовской области по представлению министерства. Создание настоящего коллегиального органа напрямую связано с необходимостью комплексного анализа текущего состояния и развития сферы культуры на региональном уровне. Очевидно, что только на основе анализа материалов, предоставленных различными ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, с обязательным учетом мнения широкого круга специалистов в области культуры и общественности в целом, под руководством министра возможно решение основных проблем в анализируемой сфере общественных отношений.

Литература

1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 (в ред. от 08.05.2010) // Российская газета. 17.11.1992. N 248. 2. Закон Саратовской области от 28.07.2010 N 118-ЗСО "О культуре" // Собр. законодательства Саратовской области. 2010. Июль - август. N 21. 3. Закон Саратовской области от 03.12.2008 N 323-ЗСО "Об областной целевой программе "Развитие культуры" на 2009 - 2012 годы" (ред. от 12.05.2011): принят Саратовской областной Думой 26.11.2008 // Собр. законодательства Саратовской области. 2008. Декабрь. N 24. 4. Постановление Правительства Саратовской области от 25.08.2009 N 402-П "Вопросы Министерства культуры Саратовской области" (ред. от 20.07.2010) // Собр. законодательства Саратовской области. 2009. Август. Ч. I. N 20. 5. Постановление Правительства Саратовской области от 24.03.2006 N 84-П "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства культуры Саратовской области" (ред. от 10.06.2009) // Саратовская областная газета. 31.03.2006. N 62(1584). 6. Доклад министра культуры области В. Н. Синюкова на заседании коллегии Министерства культуры Саратовской области 28.04.2011. URL: http:// mkrf. ru/ news/ regions/ detail. php? id= 174932.

Название документа