Рецензия на диссертацию Станислава Александровича Павлова "Государственный антимонопольный контроль экономической концентрации в Российской Федерации, Соединенных Штатах Америки и Европейском союзе: сравнительно-правовой анализ"

(Дугенец А. С.) ("Административное право и процесс", 2011, N 11) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ СТАНИСЛАВА АЛЕКСАНДРОВИЧА ПАВЛОВА "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ" <*>

А. С. ДУГЕНЕЦ

Дугенец Александр Сергеевич, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Review of Dissertation of S. A. Pavlov "State anti-monopoly control of economic concentration in the Russian Federation, The United States of America and the European Union: comparative-law analysis" A. S. Dugenets

Избранная в качестве объекта исследования Станиславом Александровичем проблема относится к числу актуальных как для науки, так и для практики и обусловлена недостаточной теоретической разработанностью и проблемами практического характера, возникающими в правоприменительной деятельности. Рассматриваемая диссертация выполнена на актуальную тему. Исследование выполнено в рамках актуальной научной тематики, поскольку современная административная политика Российского государства как никогда направлена на всемерное развитие и защиту конкуренции, о чем свидетельствуют как программные заявления высшего руководства страны, так и материалы правоприменительной и судебной практики Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации и судебных органов системы арбитражных судов РФ. В свою очередь, судебная практика свидетельствует о несовершенстве законодательства в сфере защиты конкуренции, что подтверждается и увеличением числа теоретических работ в данной области. Данная тенденция обусловлена, прежде всего, сравнительно небольшой историей существования отрасли антимонопольного законодательства. Несмотря на наличие ряда теоретических работ в области антимонопольного регулирования, проблематика избранной узкоспециальной области антимонопольного контроля за экономической концентрацией требует более системного подхода и дальнейшей теоретической разработки с учетом актуальной законодательной и судебной практики. Таким образом, актуальность и своевременность предпринятого комплексного исследования С. А. Павлова подтверждается рядом объективных факторов. Кроме того, попытка сравнительно-правового подхода к анализу проблем антимонопольного контроля объективных процессов экономической концентрации в Российской Федерации, Соединенных Штатах Америки и Европейском союзе обусловливает научную новизну работы. Уважаемый автор рассматривает проблемы законодательного регулирования российской конкурентной сферы на фоне опыта развитых рыночных экономик США и ЕС и выделяет особенности в фундаментальных правовых подходах антимонопольного регулирования в трех исследуемых правопорядках. Комплексный характер рецензируемого научного исследования обусловлен также многогранностью экономико-правовой природы рыночной или экономической концентрации, анализ которой невозможен без обращения к основам экономической теории, финансовому и административному праву. В связи с этим автор утверждает, что эффективность государственного контроля в области противоречивых процессов экономической концентрации, как свидетельствует зарубежный опыт, зависит от понимания целостности явлений и процессов, синтезированных в феномене экономической концентрации, от соотношения экономико-правовых процессов и явлений, выраженных в статистическом инструментарии, влияющем на принятие важных государственных решений. Выдвижение Станиславом Александровичем на первый план проблем законодательной регламентации "экономической концентрации" представляется вполне обоснованным на фоне действующей, откровенно общей формулировки указанного понятия в Федеральном законе "О защите конкуренции". Исследование проблем дифференциации понятий "контроль" и "надзор" в аспекте антимонопольного контроля также небезосновательно в силу наличия давно существующей научной дискуссии относительно соотношения указанных правовых понятий. А попытка формулировки авторского понятия "антимонопольный контроль" является оригинальной и вполне уместной в рамках темы исследования. Уважаемый диссертант четко обозначил предмет исследования, акцентировав внимание на исследовании правовых норм, правоприменительных актов, судебной практики, теоретических работ в сфере антимонопольного регулирования и контроля в данной области в трех различных юрисдикциях: в Российской Федерации, в Соединенных Штатах Америки, в странах Европейского союза. Сложность и узкоспециальный характер сравнительно-правового исследования предопределили и методологический инструментарий автора, который проявился в комплексном подходе к решению поставленных задач, применении всего спектра общенаучных и специальных методов, диалектического, формально-логического, а также сравнительно-правового и сравнительно-исторического методов для решения специфических задач данной научной работы. Положительным является следование уважаемого автора общему направлению научной школы, представителем которой он является, выражающееся в последовательном изучении различных аспектов антимонопольного регулирования экономической сферы в сравнительно-правовом ключе с применением значительного числа иностранных источников (более 30). Необходимо признать, что основная цель диссертационного исследования, структурирующаяся в постановке и решении восьми поставленных задач, является в целом достигнутой. Структуру научной работы образует введение, три главы, состоящие в совокупности из 8 параграфов, заключение и список использованных источников. Данная структурная модель позволила автору в полной мере раскрыть тему диссертационного исследования и сформулировать необходимые выводы. В ходе научного исследования автором были обозначены пункты научной новизны и сформулирован ряд теоретических и практических выводов, наиболее существенными из которых, на наш взгляд, являются следующие: Активное использование автором исторического и сравнительно-правового методов исследования позволило в достаточной степени объективно вскрыть основные тенденции и приоритеты в развитии антимонопольного правового регулирования экономической сферы в США, ЕС и РФ. Интересной с научной точки зрения является обозначенная в исследовании проблема отграничения заимствованных из зарубежной хозяйственной практики деловых комбинаций - "слияния и поглощения" от закрепленных в российском гражданском законодательстве разновидностей реорганизационных процедур, охватываемых в аспекте антимонопольного регулирования общим понятием "экономическая концентрация", отражающим степень влияния данных процедур на состояние конкурентной среды на рынке определенных товаров, работ или услуг. Предложенная в связи с этим авторская концепция "экономической концентрации" наиболее полно и всесторонне отражает экономическую природу данной категории и ее правовые составляющие. Предложена авторская формулировка понятия "антимонопольный контроль" для целей антимонопольного регулирования, которая является оригинальной и претендует на первенство, поскольку в имеющихся работах по антимонопольному праву если и встречается подобный вид контроля, все же определения данного понятия отсутствуют. Диссертант акцентирует внимание на том, что антимонопольный контроль - это осуществляемая с соблюдением процессуальной формы деятельность уполномоченных государственных органов. Сущность указанной деятельности состоит в установлении юридических фактов и проверке соблюдения антимонопольного законодательства подконтрольными субъектами при осуществлении ими юридических действий. Помимо этого, указанная деятельность включает принятие решений и осуществление действий, направленных на понуждение подконтрольных субъектов к исполнению требований закона. Детально автором раскрыты типы антимонопольного контроля за экономической концентрацией, предусмотренные ФЗ "О защите конкуренции". Проведенный анализ оснований и порядка осуществления антимонопольного контроля за экономической концентрацией в исследуемых юрисдикциях позволил автору выделить два основных типа контроля: предварительный и последующий. Сделан обоснованный вывод о том, что действующее российское законодательство предусматривает оба упомянутых типа контроля. Данные выводы позволяют систематизировать разновидности контроля за экономической концентрацией с учетом их дифференциации по основаниям и порядку проведения. Анализ законодательства об административной ответственности за нарушение порядка осуществления антимонопольного контроля за экономической концентрацией выявил несовершенство юридической техники и обоснованность отграничения состава административного правонарушения, предусматривающего ответственность за невыполнение в установленный срок выданного при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией законного решения, предписания федерального антимонопольного органа в п. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ. Автор аргументирует свои предложения тем, что действующая редакция п. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ объединяет в себе два не связанных между собой состава административных правонарушений. Это невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам) или выданного при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией предписания о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством РФ действий, направленных на обеспечение конкуренции. По мнению диссертанта, в данном случае имеет место несовершенство юридической техники при включении в одну правовую норму гипотезы, диспозиции и санкции двух самостоятельных составов административных правонарушений. Так, нарушение правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам) является самостоятельным составом административного правонарушения, предусматривающим ответственность за нарушение установленных нормативно-правовыми актами Правительства РФ правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам). В то время как положения представленного исследования, отражая суть государственного контроля за экономической концентрацией, убедительно свидетельствуют о самостоятельной природе указанного контроля, являющегося инструментом для определения состояния конкурентной среды на рынке определенного товара. В представленной работе автором использованы материалы отечественной и зарубежной судебной практики, что, несомненно, является положительным и позволяет выявить логику формирования проблем позитивного права. Отдельный параграф посвящен роли статутного и прецедентного права США в становлении и развитии государственного контроля в сфере экономической концентрации, в котором автор на основе анализа основных судебных прецедентов приходит к выводу о колоссальном влиянии судебных решений по конкретным делам на формирование федерального законодательства и правоприменительной практики. Данный подход позволил исследователю вскрыть основные мотивы принятия антимонопольных актов федерального значения и тенденции их применения. Научная новизна проявляется и в исследовании количественных характеристик состояния конкурентной среды, основывающихся на экономико-статистических показателях, индексах и коэффициентах. Данный подход имеет большое практическое значение, поскольку позволяет определить степень эффективности используемых инструментов определения состояния конкурентной среды на рынке и сопоставить арсенал средств с методиками, применяемыми за рубежом. Таким образом, диссертация С. А. Павлова представляет собой комплексное сравнительно-правовое исследование законодательных и правоприменительных проблем в области антимонопольного контроля экономической концентрации и содержит ряд новых теоретических и практических рекомендаций и выводов. Результаты исследования могут использоваться для совершенствования теоретических основ антимонопольного регулирования и контроля. Предложенные автором пути решения законодательных и правоприменительных проблем в области антимонопольного контроля экономической концентрации и регламентации ответственности за нарушение порядка его осуществления в целом обладают практической значимостью в данной узкоспециальной области. Рекомендации по изменению формулировки понятия "группа лиц" в ч. 1 ст. 28 ФЗ "О защите конкуренции" призваны исключить из сферы предварительного согласования сделки, не оказывающие влияния на состояние конкуренции на рынке. В свою очередь, предложенные меры по выделению из п. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ двух самостоятельных составов административных правонарушений позволяют повысить качество юридической техники при формулировке составов административных правонарушений в области антимонопольного законодательства. В целом диссертация Станислава Александровича решает научную проблему, имеющую существенное значение для установления правопорядка в области рыночных отношений, поддержания баланса публичных и частных интересов. Диссертация обладает необходимым внутренним единством, содержит целостную систему научных результатов, предложений и положений, выносимых уважаемым автором на защиту, свидетельствующих о личном вкладе соискателя в юридическую науку. Результаты научного исследования уважаемого соискателя могут быть использованы для преподавания в учебном процессе (в курсе финансового и административного права, а также спецкурсах "Антимонопольное регулирование рыночных отношений" и др.), в дальнейших научных исследованиях в области обозначенной научной тематики, а также в правотворческой деятельности. Основная цель диссертационного исследования С. А. Павлова достигнута, а поставленные автором задачи решены в полном объеме. Также необходимо отметить, что диссертация отличается достаточно высокой степенью аргументации научных положений, методологической обоснованностью и достоверностью выводов, логичностью предложений и целостностью развития концептуальной идеи диссертации.

Название документа