Модернизация профессионального образования в сфере подготовки государственных инспекторов по охране и использованию земельных ресурсов

(Ибрагимов К. Х.) ("Юридическое образование и наука", 2011, N 3) Текст документа

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ <*>

К. Х. ИБРАГИМОВ

Ибрагимов Кюри Хамзатович, докторант Российской правовой академии Минюста России, доктор сельскохозяйственных наук, кандидат юридических наук, профессор.

В статье рассматривается проблема модернизации профессионального образования в сфере подготовки государственных инспекторов по охране и использованию земельных ресурсов. Показаны основные направления и задачи модернизации отечественного юридического образования в сфере подготовки госземинспекторов, предложен механизм непрерывного повышения их квалификации на базе создания интеграционного научно-производственно-образовательного комплекса (ИНПОК). Разработаны основные возрастные земельно-охранные компетенции госземинспектора. Освещены приоритетные направления реформирования юридического образования и науки.

Ключевые слова: земельные ресурсы, государственный инспектор по охране и использованию земель, государственная служба, повышение квалификации, компетенция, реформа юридического образования, наука.

The article considers the problem of modernization of professional education in the sphere of training of state inspectors on protection and use of land resources; shows the basic directions and tasks of modernization of the Russian juridical education in the sphere of training of state land inspectors, proposes the mechanism of continuous rise of their qualification on the basis of creation of integration scientific-manufacture-education complex; works out the basic age land-protection competences of state land inspector; shows priority directions of reform of juridical education and science.

Key words: land resources, state inspector on protection and use of lands, state service, rise of qualification, competence, reform of juridical education, science.

Я полагаю, что если наша цивилизация выживет (а это произойдет только в том случае, если она осознает свои ошибки), то наши отдаленные потомки назовут нашу эпоху временем предрассудков, связанных главным образом с именами Карла Маркса и Зигмунда Фрейда... Эпоха предрассудков есть время, когда люди воображают, что знают больше, чем они знают на самом деле [1, с. 497].

Фридрих фон Хайек

Президент Российской Федерации Д. И. Медведев в 2010 г. на встрече с членами Ассоциации юристов России, организатором и председателем Попечительского совета которого он является, отметил, что сложившаяся в стране громоздкая система юридического образования (государственного и негосударственного) не отвечает в полной мере ни запросам общества, ни требованиям рынка труда, ни потребностям самой личности юриста. Особенно это касается такой должности государственной службы, как государственный инспектор по использованию и охране земель, в сфере деятельности которого в наибольшей степени проявляются негативы юридического образования: отсутствие специальной структуры профессиональной подготовки, соответствующей современным требованиям модернизации системы образования. В связи с этим приоритетными, на наш взгляд, должны быть два направления модернизации отечественного юридического образования. Во-первых, отказ от системы подготовки юриста общего профиля и переход к обучению юристов по соответствующим специальностям (например, юрист-эколог, юрист по земельному праву, горному, водному, лесному, трудовому, семейному, финансовому, административному, гражданскому, уголовному и т. д. праву, юрист в сфере адвокатской деятельности и т. д.) уже на стадии приема абитуриентов в вуз. Более того, прием в юридические вузы (далее - юрвузы) должен быть преимущественно целевым. Госземинспекция с учетом прогноза по "движению кадров" и перспектив будущего развития административной деятельности должна планировать подготовку кадров госземинспекторов. Согласно этим планам данные административные партнеры юрвузов должны осуществлять профориентационную работу в старших классах школ, отбирать подходящих кандидатов в абитуриенты, направлять их за свой счет в юридические вузы по специальности "земельное и экологическое право", предварительно заключив с ними договор. В договоре должны быть оговорены условия сотрудничества как между административным партнером и абитуриентом, так и между ним и юрвузом, главным из которых должна быть отработка кандидатом на должность инспектора определенного срока по окончании вуза на службе в госземинспекции. Подготовка современного специалиста - инспектора в области охраны и использования земель требует кардинального обновления структуры и содержания юридического образования. Приоритетным должно стать включение в образовательные программы уже с первого курса цикла биологических (почвенная микробиология и зоология, экология, почвоведение) и агрономических (агрономия, земледелие, агрохимия) дисциплин. Их введение является обязательным потому, что современная госземинспекция имеет актуальные запросы к своим инспекторам на наличие знаний в сфере выявления причин деградации почвенного покрова и определения размера ущерба, нанесенного государству и обществу почвенным истощением и загрязнением. Однако сочетание правовых и неправовых дисциплин должно быть оптимальным. В этом контексте госземинспекция России ближайшего будущего представляется нам как хорошо оснащенный лабораторным оборудованием и современными приборами экспресс-анализа и программными продуктами институт государства, способный на основе оперативно проводимых почвенных, агрохимических и геоботанических исследований объективно устанавливать уровень деградации плодородия почв и размер ущерба, нанесенного им. Более того, современная госземинспекция нуждается в высокопрофессиональных и вежливых специалистах, умеющих правильно осуществлять проверку соблюдения земельного законодательства, грамотно рассматривать дела об административных правонарушениях в данной области и научно обоснованно и объективно оформлять постановление по результатам проведенной проверки. Подтверждением актуальности этой проблемы является Приказ Росземкадастра от 10 сентября 2002 г. N П/319 "О рассмотрении жалоб на постановления главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель и их заместителей". Возникновение большого числа жалоб предполагается и в другом Приказе Росземкадастра от 29 июля 2002 г. N П/300 "О наделении полномочиями", в п. 6 которого установлено, что "рассмотрение в порядке обжалования в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу заявлений и жалоб, поданных гражданами и юридическими лицами на постановления и иные акты должностных лиц территориальных органов Росземкадастра, осуществляющих государственный земельный контроль, и принятие по ним решений оставить за Росземкадастром". Во исполнение этого Приказа п. 1 названного выше Приказа N П/319 предусматривается поручить заместителю главного государственного инспектора РФ по использованию и охране земель рассматривать жалобы граждан на постановления аналогичных инспекторов субъектов РФ и выносить по ним решения, причем управлению Госземинспекции РФ поручается: - проводить предварительное изучение административных дел и готовить по ним предложения; - вести внутренний учет с присвоением номеров административных дел; - обобщать практику рассмотрения административных дел. Иначе говоря, Росземкадастр (ныне упразднен, вместо него - Росреестр) заранее предполагает возникновение множества жалоб из-за непрофессиональной работы своих инспекторов. Последнее - следствие низкого уровня профессионального образования, даваемого юрвузами, и недостаточной правовой и обычной культуры общения с гражданами и юридическими лицами, а нередко и отсутствия социальной ответственности. В судах РФ рассматривалось значительное количество заявлений - жалоб граждан и юридических лиц с просьбой признать незаконными и отменить постановления государственных инспекторов и их заместителей по использованию и охране земель. Например, Постановление Президиума ВАС РФ от 1 февраля 2005 г. N 9289/04; Определение ВАС РФ от 12 сентября 2007 г. N 1047/07; Определение ВАС РФ от 19 марта 2008 г. N 1938/08 и др. Для того чтобы профессиональная и социальная адаптация студентов-выпускников к будущей профессии в госземинспекции проходила безболезненно, необходимо, чтобы все практики, в т. ч. и преддипломная, проходили у партнера - в госземинспекции, причем дипломная работа должна быть посвящена решению какой-либо важной проблемы в деятельности данной инспекции. От госземинспекции в юрвузе должен быть назначен куратор по работе с практикантами, сочетающий в себе наличие двух образований - юридического и педагогического, который бы поддерживал связь с юрвузом и его руководителем практики, доводил бы до преподавателей перечень тех теоретических комплексов, которыми должен овладеть студент - будущий инспектор. Естественно, что образовательные программы должны охватывать все эти заявляемые административным партнером теоретические запросы только после обсуждения на заседании Ученого совета вуза. Следовательно, с одной стороны, образовательные программы юрвузов должны иметь широкую и адаптированную к запросам госземинспекции практическую направленность, с другой - представлять развитую фундаментальность, базирующуюся на современных теоретических правовых и земельно-эколого-правовых знаниях. Поскольку из года в год российское общество все более и более осознает свою тесную сопричастность к мировым процессам в экономике, экологии, политике, культуре и т. д., юридическое образование должно все более активно интегрироваться в мировое юридическое образовательное пространство, и в первую очередь в европейское. В этой связи, вероятно, необходимо еще более активизировать участие российских юрвузов в Болонском процессе. Поскольку процесс землеохранной деятельности госземинспекции является непрерывным и меняющимся по параметрам и процедуре осуществляемого земельного контроля, особенно в последнее время в связи с последствиями изменения климата (засухи, наводнения, смерчи и т. д.), необходимо развивать систему непрерывного образования госземинспекторов, причем начиная со школьной скамьи. Какими же компетенциями должны обладать госземинспектора в разные возрастные периоды своей подготовки? Об этом свидетельствуют данные таблицы 1, дающие некоторое научное представление о личности госземинспектора как о специалисте с многоуровневой непрерывной подготовкой на протяжении всего "сознательного" периода жизни.

Таблица 1

Основные возрастные земельно-охранные компетенции госземинспектора

Возрастной Наименование компетенции Ожидаемый результат уровень (лет)

14 - 17, Знание наиболее важных Знать, как свойства почвы школьный биологических и физико - влияют на развитие живой химических свойств почв, природы, на обеспечение зависимости роста и развития продовольственной растений от плодородия почв. безопасности населения Знание значения функций почв для природы и человека

18 - 22, Знание основных понятий, Уметь ориентироваться в вузовский принципов, задач и действующем земельном закономерностей развития законодательстве. земельного права и Приобрести навыки законодательства. самостоятельного применения Формирование у студентов нормативных правовых актов и уважения к земельному праву и положений теории земельного законодательству как к права на практике. Воспитать непреложной социальной у студентов внутреннюю ценности, готовности убежденность в необходимости неукоснительно его соблюдать, бережного отношения к требовать этого от других. земельным и иным природным Формирование у студентов четкой ресурсам и посредством этого ориентации на готовность сформировать активную быстрого изменения содержания и жизненную позицию в форм правового регулирования эффективном использовании земельных отношений в условиях права как регулятора в динамично развивающегося рынка укреплении в стране земли и непредсказуемо земельного правопорядка меняющегося, вследствие глобального потепления климата, состояния окружающей среды

Послевузовский, Знание методов, способов и форм Знать, как и какими методами, 22 года и далее осуществления контроля за способами и в каких формах до ухода на охраной и использованием осуществлять государственный пенсию земель. Знание условий и земельный контроль. Знать, порядка организации и как запрашивать и проведения обследования безвозмездно получать от земельного участка на предмет органов государственной его охраны и использования. власти, органов местного Знание земельного самоуправления, граждан и законодательства, умение юридических лиц сведения и анализировать существующие материалы о состоянии и нормативные правовые акты, охране земель. Знать регулирующие земельно-правовые экспресс-методы анализа отношения, правильно понимать почвенного покрова на наличие правовые нормы и принципы, деградационных мотиваторов. давать им научно обоснованную Знать, как правильно давать оценку. Приобретать навыки обязательные для исполнения предотвращения вредного предписания по вопросам воздействия хозяйственной и соблюдения земельного иной деятельности с помощью законодательства, а также земельного права и предписания об устранении законодательства и добиваться выявленных в ходе проверок сохранения и повышения нарушений земельного плодородия земель, а также законодательства и их укрепления законности и последствий. земельного правопорядка в Уметь вносить предложения в Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении этих актов в соответствие с земельным законодательством. Уметь разъяснять нарушителям земельного законодательства их права и обязанности. Знать, как составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, как и кому из должностных лиц направлять для рассмотрения дела об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности

Как видно из представленных в таблице 1 компетенций, госземинспектор в своей деятельности должен обеспечить решение в органически взаимосвязанном единстве трех синергетически обусловленных процессов: знания земельного законодательства, его научно обоснованного и законного применения, учета человеческого, социального фактора. Достижение приведенных в таблице 1 компетенций госземинспектора невозможно без реформирования юридического образования и науки, основные направления которой, на наш взгляд, должны быть следующие: 1. Непрерывность юридического образования, т. е. приобретение и постоянное пополнение основных земельных и земельно-правовых знаний на протяжении всего "сознательного" периода жизни. 2. Фундаментальность, т. е. знание основных направлений и тенденций развития земельного права и законодательства, знание правовых и организационных основ его применения во взаимосвязи с нравственностью, идеологией, религией и правовыми обычаями. 3. Организационная интегративность, т. е. формирование на базе госземинспекции инновационного научно-производственно-образовательного комплекса (ИНПОК), в котором реализовывались бы синергетические возможности науки при ее модернизационном влиянии на юридическое образование, с одной стороны, и на деятельность госземинспекции - с другой. Не менее важным является и обратное влияние двух последних компонентов комплекса на развитие науки - они предоставляют для этого многогранный проблемный материал, порождаемый реальными жизненными ситуациями. Формирование ИНПОК обеспечит высокий уровень научного и образовательного процесса, а также конкурентоспособность земельно-правовых разработок, максимально адаптированных к запросам госземинспекции. Более того, ИНПОК смотивирует активизацию вузовской науки, влачащей сегодня жалкое существование. Только 10% преподавателей вузов согласно статистике занимаются наукой. (Тогда о каком качестве даваемых ими студентам знаний можно вести речь. - Авт.) Укрепление научной базы вузов должно быть предметом первостепенной заботы каждого ректора [2. С. 17]. 4. Междисциплинарность, т. е. интеграция земельно-правовых знаний с другими знаниями, установление и развитие межпредметных связей, особенно с экологией, философией, экономикой, историей, иными общественными и юридическими науками. 5. Концентрация интеллектуальных и материальных ресурсов ИНПОК на решении задач приоритетных направлений земельного права и законодательства и достижение на этой основе максимального укрепления законности и земельного правопорядка в Российской Федерации. 6. Компьютеризация юридического образования на основе внедрения метода дистанционного обучения. В юрвузе в рамках функционирующего ИНПОК должна быть создана электронная информационно-аналитическая система поддержки научного и образовательного процесса, а также деятельности госземинспекций. 7. Введение в ИНПОК системы грантов, т. е. дополнительное финансирование научно-исследовательской деятельности победителей конкурса на лучшую научную работу. Здесь важным является соблюдение на основе четких и заранее опубликованных критериев конкурса принципов объективности и состязательности, позволяющих осуществить честный отбор и поддержку молодых талантливых ученых, способных достичь научных результатов мирового уровня. Методы и формы послевузовского повышения квалификации госземинспекторов должны разрабатываться учеными Всероссийского НИИ охраны и рационального использования земельных ресурсов РФ (если такого НИИ нет, его необходимо создать). Они же должны разрабатывать инновационные образовательные программы повышения квалификации госземинспекторов и, более того, сотрудничая с юрвузами, должны помогать в разработке вузовских образовательных программ с включением конкретных компонентов своей специфики. Ученые НИИ должны разрабатывать соответствующую нормативно-правовую базу функционирования госземинспекции, программу и методическую базу повышения квалификации госземинспекторов, осуществлять информационно-консультационную и аналитическую поддержку внедрения инноваций в сферу охраны и рационального использования земельных ресурсов, отрабатывать механизмы планирования и финансирования подготовки и переподготовки корпуса госземинспекторов. Этот НИИ должен также осуществлять мониторинг работы подразделений госземинспекции по внедрению инновационных методов и способов осуществления земельного контроля. Другой бедой юридических вузов является то, что профессорско-преподавательский состав в основном представляет собой выпускников тех же юрвузов, не имеющих педагогического образования. Следовательно, они в своей массе не в состоянии внедрять в образовательный процесс не только инновационные, но зачастую даже и традиционные педагогические системы и технологии. Это тормозит развитие творческих способностей студентов-юристов, не стимулирует активизацию их правопознавательного процесса, а в конечном итоге снижает эффективность всего учебно-образовательного процесса. Осознание этого недостатка некоторыми вузами (например, РПА Минюста России, МГЮА и др.) способствовало привлечению ученых-педагогов к чтению лекций своим преподавателям по передовым педагогическим технологиям. В этом смысле легче юридическим факультетам университетов - они располагают собственными учеными-педагогами, способными компенсировать указанный недостаток. В этой связи, наверное, было бы неплохо в юрвузах открывать юридико-педагогические факультеты, которые бы целенаправленно готовили преподавателей для юрвузов. Поскольку открытие юрпедфакультетов - задача не из легких, по-видимому, данный пробел можно было бы устранить посредством чтения курса лекций, разработанного А. А. Андреевым [3. С. 43 - 44], - "Современная педагогика высшей школы", представленного следующими темами: 1) особенности современного образования; 2) теоретические основы педагогики высшей школы; 3) учебно-методическое обеспечение для электронного обучения; 4) планирование и реализация учебного процесса; 5) программные средства для подготовки и проведения электронного обучения; 6) качество электронного обучения; 7) преподаватель электронного обучения; 8) нормативно-правовое обеспечение. Преподаватель юрвуза, прослушавший данный курс лекций, будет способен выбирать и применять в учебном процессе как для традиционных, так и для электронных занятий дидактически обоснованные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе компьютер и Интернет, знать и применять разнообразные педагогические формы контроля учебного процесса, в том числе в виде распространенных тестов. Ценность рассматриваемого курса лекций и в том, что он готовит преподавателей в области применения сервисов Интернета - инновационно-обучающих технологий веб-квест и веб 2,0 - в учебном процессе. Веб-квест и веб 2,0 - это дидактические структуры, в рамках которых преподаватель формирует поисковую деятельность студентов, задает ее параметры и время. Поиск информации способствует превращению обучаемых из пассивных объектов учебного процесса в ее активных субъектов, повышает их мотивацию к добыванию и усвоению знаний, вырабатывает ответственность за результативность образования и самообразования. Студенты при этом получают достаточно большой объем информации, проводят ее анализ, систематизацию и презентацию. Преимущество данных веб-технологий перед традиционными в том, что они, по мнению М. В. Воронова и В. А. Толкачева, позволяют организовать студентов в группы, развивают их конкурентоспособность, лидерские качества [4], что отвечает современным требованиям подготовки госземинспекторов и их будущей профессиональной деятельности. Как отмечают некоторые современные педагоги-футурологи, будущее именно за способностью госземинспекторов и других профессионалов самостоятельно учиться и переучиваться с помощью таких постоянно развивающихся сервисов Интернета. Таким образом, только на основе хорошо скоординированной работы научно-исследовательского института, юридического вуза и государственной земельной инспекции можно рассчитывать на успешное решение задач по подготовке высокопрофессиональных конкурентоспособных государственных инспекторов по охране и использованию земель, отвечающих требованиям земельного, экологического и иного законодательства России и вызовам современности и будущего, уготованным человечеству изменением климата, продовольственным, финансовым и иными кризисами.

Литература

1. Ф. фон Хайек. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Под ред. А. Куряева; пер. с англ. Б. Пинскера. М.: ИРИСЭН, 2006. 2. Булаев Н. И. Об итогах 2009 года и задачах развития профессионального образования в 2010 году // Высшее образование сегодня. 2010. N 3. 3. Андреев А. А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2010. N 8 - 9. 4. Воронов М. В., Толкачев В. А. Интернет в современном образовании: проблемы, перспективы. URL: http://www. conf. mub. ru|09 10 12//index. htm.

Название документа