Компетентностный подход в образовании юриста

(Миролюбова С. Ю.) ("Реформы и право", 2013, N 4) Текст документа

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ЮРИСТА

С. Ю. МИРОЛЮБОВА

Миролюбова Светлана Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры правового регулирования экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

В статье анализируются новые формы и методы обучения юристов. Автор рассматривает понятие компетентности студентов бакалавриата и магистратуры в качестве цели их обучения. Научно-исследовательский семинар, как новая форма обучения, наиболее полно позволяет реализовать компетентностный подход в образовании юриста.

Ключевые слова: компетентность, научно-исследовательский семинар, формы семинара.

Competence approach in education of a lawyer S. Yu. Mirolyubova

Author examines competence in new forms and methods of education of lawyers. Notion of competence of bachelors and masters is considered as the aim for training these students. Scientific-research seminar is a new form of learning lawyersand is the best for implementation of competence-based approach into education process.

Key words: competence, scientific-research seminar, forms of a seminar.

В современном глобальном мире только инновационный путь развития обеспечивает прогресс. Понимание этого императива <1>, по всей видимости, предопределило переход национального высшего образования на двухуровневую систему высшего образования в Российской Федерации, где одним из существенных элементов является компетентностный подход, который применяется в новых формах и методах преподавания. -------------------------------- <1> Богданова Н. А. Основные права и свободы человека и гражданина в связи с инновационной политикой Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 2. С. 3 - 6.

Компетентностный подход в образовании юриста раскрывается через взаимосвязанные категории "компетенция" и "компетентность", где достижение определенной компетентности осуществляется посредством усвоения компетенций, которые заключаются в приобретении знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта практической деятельности в области юриспруденции. Можно сказать, что компетентность юриста определяет его способность применить компетенции в профессиональной сфере. Кроме того, компетентностный подход в высшем юридическом образовании предполагает не только усвоение знаний студентами, но и приобретение практических умений, которые позволяют качественно действовать в новых, неопределенных и проблемных ситуациях, обусловленных быстро меняющимся законодательством, противоречивой судебной практикой и динамикой изменений профессиональной среды. Одним из важнейших признаков компетентностного подхода является способность студента к дальнейшему самообучению в профессии, а это напрямую связано с получением глубоких знаний и профессиональных навыков и умений. На наш взгляд, в качестве базовых принципов организации современного образовательного процесса можно выделить следующие четыре принципа. Первый принцип "образование через науку" - обязательное участие студентов и преподавателей в исследовательской деятельности научных школ факультета и университета, решение научно-практических задач для формирования инновационного мышления. Второй принцип "цельность теории и практики" - органическое сочетание фундаментальных (научных) дисциплин, направленных на развитие интеллекта и практических курсов, развивающих профессиональные компетенции. Третий принцип "мультидисциплинарность" - интеграция юридических и экономических дисциплин, направленная на развитие креативных и профессиональных компетенций. Четвертый принцип "образование в процессе жизни" - создание возможностей для всех выпускников постоянно актуализировать свои знания, развивать новые профессиональные компетенции, делиться собственным практическим опытом. С учетом перехода на новую систему высшего юридического образования уровень компетенций бакалавра и магистра различается. В процессе обучения у бакалавров, в зависимости от вида профессиональной деятельности, должны вырабатываться базовые профессиональные компетенции, которые в процессе дальнейшего обучения в магистратуре должны быть углубленно развиты в профессионально-специализированные компетенции магистра. Кроме профессиональных компетенций, после окончания обучения бакалавр должен обладать тринадцатью общекультурными компетенциями, которые в процессе дальнейшего обучения в магистратуре совершенствуются в пять общекультурных компетенций магистра. Из анализа федеральных государственных образовательных стандартов <2> по подготовке бакалавров и магистров в сфере юриспруденции следует, что формирование профессиональных компетенций бакалавра и магистра предопределено теми видами профессиональной деятельности, которые предусмотрены в государственных стандартах. Для бакалавров определено пять видов профессиональной деятельности, а для магистров семь видов профессиональной деятельности, к которым они готовятся в процессе обучения. При этом некоторые виды профессиональной деятельности для бакалавров и магистров совпадают, так, в соответствии с федеральными образовательными стандартами бакалавры и магистры готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: правоприменительной; правоохранительной; экспертно-консультационной. Однако профессиональные компетенции, которыми должны обладать бакалавры и магистры для указанных видов профессиональной деятельности, имеют разное содержательное наполнение. Кроме того, всего для бакалавров предусмотрено 19 профессиональных компетенций, количественный состав которых зависит от конкретного вида профессиональной деятельности. Для магистров установлено 15 профессиональных компетенций, количество которых зависит также от вида профессиональной деятельности, к которой готовится магистр. -------------------------------- <2> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 года N 1763 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр)" // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www. mon. gov. ru (дата обращения: 30.11.2013); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 года N 464 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 18.07.2011.

Спецификой отличаются профессиональные компетенции бакалавра при подготовке к нормотворческому виду профессиональной деятельности. В процессе обучения бакалавры должны получить навыки участия в подготовке нормативных правовых актов. В отличие от бакалавров, магистры готовятся к правотворческой профессиональной деятельности, вырабатывая компетенции подготовки нормативных правовых актов. Представляется, что провести грань между этими компетенциями достаточно трудно. Особенностью обучения магистров является подготовка к таким видам профессиональной деятельности, как организационно-управленческая деятельность и научно-исследовательская деятельность. Магистр для осуществления организационно-управленческой деятельности должен обладать способностью принимать оптимальные управленческие решения и способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности. Для осуществления научно-исследовательской деятельности магистр должен обладать способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права. Несмотря на то что бакалавров не готовят к научно-исследовательской деятельности, на наш взгляд, в процессе обучения у бакалавров следует развивать научно-исследовательские навыки, может быть в рамках внеаудиторной (дополнительной) работы, поскольку наличие таких навыков необходимо для продолжения обучения в магистратуре. В соответствии с п. 7.3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр)" реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм формирования профессиональных компетенций для магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. Следует отметить, согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")", федеральный государственный образовательный стандарт подготовки бакалавров также предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой. Оба федеральных государственных образовательных стандарта определяют главной целью программы занятия, проводимые в интерактивных формах. При этом в магистратуре удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 процентов аудиторских занятий, а занятий лекционного типа не более 20 процентов аудиторских занятий. В то же время в учебном процессе бакалавров занятий в интерактивных формах должно быть не менее 20 процентов аудиторных занятий, а занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий. Таким образом, в бакалавриате соотношение количества занятий, проводимых в интерактивных формах и лекционных занятий, равняется 1 : 2, в магистратуре соотношение количества занятий, проводимых в интерактивных формах и лекционных занятий, равняется 1,5 : 1. При этом количество лекционных занятий по программе магистратуры уменьшается в два раза по сравнению с количеством лекционных занятий по программе бакалавриата. Современная двухуровневая система образования требует внедрения современных подходов к содержанию, учебно-методическому, технологическому и информационному обеспечению существующих образовательных программ и разработке новых образовательных программ. Чтобы быть конкурентоспособными, необходимо проводить мониторинг востребованности образовательных программ, особенно их вариативной (профильной) части, а также выпускников на российском и международном рынках образовательных услуг. Результаты мониторинга позволят проводить ежегодную корректировку базовой и вариативной (профильной) частей образовательных программ. Диверсификация современной экономики требует использования междисциплинарных подходов не только в образовательном процессе, но и в научно-исследовательской деятельности. Следует отметить, что высшие учебные заведения должны самостоятельно определять виды профессиональной деятельности, к которым готовятся бакалавры и магистры. Представляется, что логично на основе видов профессиональной деятельности, к которой готовятся бакалавры, определять вариативные (профильные) учебные дисциплины для развития необходимых профессиональных компетенций и профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. В принципе этот подход можно применить и в магистратуре. Такой подход позволит обеспечить системное единство видов профессиональной деятельности, к которым готовятся бакалавры, и вариативные (профильные) учебные дисциплины для бакалавров с видами профессиональной деятельности, к которым готовятся магистры, и вариативными (профильными) учебными дисциплинами для магистров. Думается, что профильные высшие учебные заведения выиграют, если виды профессиональной деятельности и вариативных (профильных) учебных дисциплин для бакалавров и магистров юридического факультета будут исходить из профиля высшего учебного заведения. Следует обратить внимание, что требования образовательных стандартов позволяют в целях повышения качества профессионального обучения отказаться от подготовки и защиты бакалаврской работы, что позволит увеличить вариативную (профессиональную) часть образовательного цикла на девять зачетных единиц. Несмотря на то что образовательные стандарты не содержат обязательности обучения навыкам научно-исследовательской деятельности, представляется, что следует привлекать бакалавров к научно-исследовательской деятельности, в том числе в рамках внеаудиторной (дополнительной) работы. Для этого в бакалавриате и магистратуре можно использовать в учебном процессе различные формы научно-исследовательского семинара, который позволяет реализовать компетентностный подход. Концепция научно-исследовательского семинара может применяться для преподавания любых базовых и вариативных учебных дисциплин. Представляется интересным рассмотреть такую форму обучения, которая используется в магистратуре, как научно-исследовательский семинар.

Концепция научно-исследовательского семинара в магистратуре

Научно-исследовательский семинар, являясь одной из основных форм такого обучения, позволяет овладеть навыками самостоятельной и командной (коллективной) научно-исследовательской работы. Кроме того, научно-исследовательский семинар дополняет основную часть магистерской программы и обеспечивает возможность преподавателям и студентам результативно вести профессиональный диалог по актуальным проблемам в правовой сфере. Научно-исследовательский семинар направлен на развитие конкурентоспособности, креативности и выработку исследовательских компетенций магистра <3>. -------------------------------- <3> Подробнее о концепции научно-исследовательского семинара см.: Козырин А. Н. Преподавание финансового права в магистратуре: концепция научно-исследовательского семинара // Финансовое право. 2011. N 9. С. 5 - 10; Трошкина Т. Н., Козырин А. Н. Исследовательская компонента в юридическом образовании: проблемы организации и оценивания // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2012. С. 114 - 128.

Вместе с тем инновации учебного процесса позволяют акцентировать внимание на фундаментальности науки. Принцип научности становится необходимым условием эффективности управления образованием и результативности государственной образовательной политики. Для того чтобы выполнять эту миссию, наука должна опережать законодательство, выявлять проблемные и слабые места, содействовать его совершенствованию и определять пути дальнейшего развития <4>. -------------------------------- <4> Козырин А. Н., Трошкина Т. Н., Ялбулганов А. А. Образовательное право как учебная дисциплина // Реформы и право. 2011. N 4. С. 50.

Не исключаются и традиционные формы обучения, которые свойственны российской школе высшего образования. Более того, становление новых форм образовательного процесса, к которым можно отнести и научно-исследовательский семинар, происходит в недрах предыдущего, развивая и дополняя его. Можно сказать, что востребованность нововведений учебного процесса обусловлена тем, что старые формы организации образовательного процесса достигли пределов своего роста и в стремительно меняющихся условиях жизни уже не могут в полной мере обеспечить нарастающие потребности высшей школы. Поскольку в отличие от профессиональных компетенций бакалавров к профессиональным компетенциям магистра относятся навыки и умения в научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности, то концепция научно-исследовательского семинара рассматривается нами в широком смысле и включает в себя применение компетентностного подхода к выработке не только компетенций научно-исследовательской деятельности, но и других профессиональных компетенций магистра.

Цель и задачи научно-исследовательского семинара

Цель научно-исследовательского семинара в магистратуре заключается в выработке навыков всестороннего подхода к проблемам теории и практики отрасли права, использования различных методов исследования для возможного внесения в учебную дисциплину оригинального вклада, полученного как в рамках индивидуального, так и коллективного научно-исследовательского проекта и магистерской диссертации. В качестве основных задач научно-исследовательского семинара можно выделить следующие задачи. 1. Функциональная задача должна помочь студентам выявить актуальные и перспективные направления научных исследований, определить проблему и задачи исследования, сформировать план исследования. 2. Информационная задача призвана мотивировать студентов и помочь им в работе с многочисленными электронными базами в сети Интернет; выбирать, структурировать и обрабатывать (анализировать) информацию для решения проблем и задач исследования; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий. 3. Методологическая задача должна научить студентов магистратуры выбирать необходимые методы и техники исследования, исходя из задач конкретной научно-исследовательской работы; обучить навыкам ведения научной дискуссии. 4. Презентационная задача направлена на обучение как индивидуальной, так и командной презентации и защиты результатов, полученных в результате научно-исследовательской работы; обучение студентов апробации и представлению на обсуждение результатов научно-исследовательской работы в виде рефератов, статей и самой магистерской диссертации; подготовку к научным публикациям результатов научно-исследовательской работы.

Содержание научно-исследовательского семинара

На наш взгляд, оптимально, когда научно-исследовательский семинар состоит из двух частей. Первая часть - это учебный курс, в рамках которого магистры изучают наиболее сложные и значимые проблемы теории отрасли права и проблемы правоприменения, специфику проведения исследовательской работы. Лекционные занятия для студентов магистратуры проходит в форме проблемных лекций. В качестве главных элементов проблемной лекции можно выделить следующее: 1) формирование лектором проблемы в соответствии с темой занятия, 2) варианты поиска решения проблемы, 3) доказательства правильности решения постановленной проблемы и 4) указание проблемы или перечень проблем, которые будут рассмотрены на следующей лекции. Проблемы могут быть теоретические и (или) практические. Качество проблемной лекции зависит от умения лектора, используя различные приемы мотивации, создать необходимые проблемные ситуации, которые в условиях психологического затруднения развивают процесс юридического мышления и побуждают магистров к самостоятельной познавательной деятельности. В результате приобщения к изучению теоретических и практических проблем права студенты учатся самостоятельно видеть проблему и находить пути и способы ее решения. Вторую часть научно-исследовательского семинара составляет учебный курс, в рамках которого у студентов формируются и совершенствуются техника ведения научно-исследовательской работы, порядок составления портфолио магистра. В рамках этого курса актуально проведение научных дискуссий с целью обсуждения важных вопросов, в том числе связанных с темой магистерской диссертации, концепцией и планом диссертации, а также выступлений на научно-практических конференциях и опубликования статей. Поскольку основные теоретические знания были получены студентами в процессе обучения в бакалавриате, то в магистратуре для организации различных форм научно-исследовательского семинара целесообразно использовать проблемно-тематический подход в соответствии с учебной программой, которая ежегодно корректируется с учетом предыдущего опыта и выработкой нового.

Формы научно-исследовательского семинара

В зависимости от общего уровня подготовки студентов и особенностей каждой группы проведение научно-исследовательского семинара предполагает различные учебно-методические формы. Одной из наиболее интересных форм научно-исследовательского семинара является семинар - круглый стол, который проводится по предлагаемым преподавателем или студентами темам (вопросам) с целью совершенствования общения между студентами - участниками семинара. Поскольку основой данной формы семинара является равное положение студентов-участников по отношению друг к другу, то таким образом обеспечивается свободное, нерегламентированное обсуждение предложенной темы или вопросов круглого стола. Поскольку на магистерскую программу поступают студенты и с других направлений подготовки (экономика, история, политология и т. д.), то семинар в такой форме позволяет осуществить обсуждение вопросов и в междисциплинарном формате с целью видения разных аспектов проблем, заявленных для обсуждения. Кроме того, благодаря занятию в форме семинара - круглого стола осуществляется индивидуальный подход к студентам, возрастают интенсивность занятия и активность студентов. Проведение научно-исследовательского семинара в форме круглого стола может иметь следующие модели. Модель 1 семинара - круглого стола имеет следующие базовые элементы: 1) краткое вводное выступление ведущего (преподавателя или студента магистратуры); 2) краткие вводные сообщения студентов по теме семинара; 3) постановка ведущим перед участниками круглого стола вопросов, поступивших от участников семинара; 4) развертывание дискуссии; 5) выработка участниками семинара согласованных мнений по вопросам обсуждения. Модель 2 семинара - круглого стола состоит из следующих элементов: 1) проведение блиц-опроса участников круглого стола с целью согласования вопросов семинара в рамках обозначенной заранее темы; 2) определение порядка работы на семинаре; 3) ответы и мнения участников семинара по существу поставленных вопросов; 4) поиск истины в ходе дискуссионного обсуждения поставленных вопросов. Модель 3 семинара - круглого стола включает следующие основные элементы: 1) прочтение каждым участником семинара судебного решения и (или) части (частей) нормативного правового акта; 2) заслушивание суждений магистров по поводу выявленной проблемы (казуса); 3) использование "свободного микрофона" для выявления мнения участников круглого стола; 4) проведение дискуссии; 5) нахождение общих позиций и выработка согласованного мнения по обсуждаемым вопросам. В заключение любой модели круглого стола преподавателем подводятся итоги и высказываются пожелания студентам. Такая форма научно-исследовательского семинара, как семинар - деловая игра, позволяет студентам-магистрам воспринимать теоретическую информацию через организационно-практическую деятельность. Деловые игры позволяют проигрывать конкретные ситуации в лицах, и их целесообразно проводить в учебном кабинете, который, например, имитирует зал судебных заседаний. Каждая деловая игра состоит из нескольких этапов: подготовительного, вводной части, непосредственно деловой игры, анализа результатов, подведения итогов. Поскольку одним из направлений дальнейшей профессиональной деятельности магистров является организационно-управленческая деятельность, то возможно проведение научно-исследовательского семинара в форме модераторского семинара, который направлен не только на развитие аналитических и исследовательских умений, но и на развитие коммуникативных способностей и навыков в работе в команде. Модераторский семинар позволяет выработать у студентов следующие компетентности: а) социальную компетентность при акцентировании внимания на умении работать в команде и выстраивать взаимоотношения с коллегами; б) специальную компетентность в области профессиональной деятельности юриста, в том числе по теме научно-исследовательской работы; в) модераторскую компетентность, которая направлена на создание условий для личностного и профессионального саморазвития магистра. Следующей формой научно-исследовательского семинара является семинар-дискуссия, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы. Наиболее актуальные и интересные проблемные вопросы в качестве тем для обсуждений предлагают как преподаватель, так и студенты. В результате слушатели магистерской программы обучаются культуре общения и взаимодействия; правильно формулировать и точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по обсуждаемому вопросу; активно и юридически грамотно отстаивать свою точку зрения, юридически аргументированно возражать и опровергать ошибочную позицию. Наибольший результат достигается, если до дискуссии проводится интеллектуальная разминка, которая позволяет контролировать уровень подготовки магистров к дискуссии и помогает им настроиться на творческую мыслительную работу. В рамках семинара-дискуссии могут быть использованы элементы анализа коллизий, решения казуса, решения задач на самостоятельность мышления, мозгового штурма и деловой игры. Достаточно увлекательной формой научно-исследовательского семинара является семинар - пресс-конференция, который может проводиться как по всей теме учебного курса, так и по отдельным его вопросам. Семинар - пресс-конференция позволяет магистрам проявить свои навыки личной коммуникации и показать глубокие теоретические и практические знания по обсуждаемой на семинаре проблеме. Кроме этого, одной из форм научно-исследовательского семинара можно считать мастер-классы и гостевые лекции, которые проводят приглашенные ученые и юристы-практики. Мастер-классы показывают необходимость всестороннего видения проблемы, а также результативность масштабного и творческого подхода к решению практических задач, которые могут иметь межотраслевую юридическую природу. Кроме того, гостевые лекции, имеющие, как правило, проблемный характер, повышают мотивацию студентов к обучению, стимулируют проактивный подход к научно-исследовательской работе, позволяют студентам магистерских программ осознать свои возможности и получить более конкретное представление о требованиях на рынке труда. Научно-исследовательский семинар в форме семинара-тренинга по работе с электронными ресурсами, в том числе библиотечными ресурсами, позволяет знакомить обучающихся с особенностями поиска, обработки, анализа и оформления литературы, в том числе в сети Интернет, которая может быть необходима для исследовательской деятельности. Проведение занятий со студентами в форме семинара-презентации развивает презентационную компетентность и направлен на то, чтобы студенты могли представить на обсуждение и к публикации полученные ими результаты научно-исследовательской работы: доклады, статьи, магистерские диссертации. На этих семинарах заслушиваются и обсуждаются доклады к научно-практическим семинарам и научным конференциям, которые подготовлены в рамках проводимой научно-исследовательской работы, а также проходят предзащиты курсовых работ и магистерских диссертаций.

Портфолио магистра

В процессе обучения студент магистратуры должен формировать индивидуальное портфолио, которое не только является дополнительным контрольно-оценочным средством знаний, но и необходимо студенту для его дальнейшей профессиональной деятельности. Портфолио магистра - это специально отобранный и оформленный пакет документов в электронном и (или) бумажном виде. Портфолио магистра содержит все научно-учебные достижения студента за период обучения в магистратуре и является одним из элементов планирования дальнейшей научной и практической карьеры. Портфолио магистра является современной и эффективной формой самооценивания результатов научно-образовательной деятельности магистра, а также способствует мотивации студента к научно-практическим достижениям и выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей. В портфолио магистра включаются: резюме с научно-практическими достижениями, письменные научные работы, презентации, материалы для подготовки семинарских занятий, переводы научных материалов, различные конкурсные и грантовые работы, сертификаты о прохождении стажировок и курсов повышения квалификации, список внеучебных мероприятий по теме магистерской программы, отзывы и рецензии на научные работы магистра и практики, рекомендации преподавателей и руководителей научных проектов (программ), магистерской диссертации.

Система оценивания научно-учебной работы магистра

Для определения итоговой оценки качества научно-учебной работы студента в рамках научно-исследовательского семинара удобна накопительная (кумулятивная) система успеваемости магистра, в которой все полученные оценки складываются и выводится итоговая оценка. При этом накопительная (кумулятивная) система включает в себя оценку знаний студента за освоение базового уровня учебной программы (обязательные оценки) и за освоение студентом повышенного или дополнительного уровня (добровольные положительные оценки). Наиболее адекватно освоение студентом повышенного уровня показывает индивидуальное портфолио магистра, поскольку в нем отражаются результаты его самостоятельной научно-практической работы сверх утвержденной образовательной программы, то есть измеряемые конкретные достижения студента за период обучения в магистратуре. Таким образом, итоговая оценка качества знаний магистра складывается из промежуточных обязательных оценок базового уровня учебной программы и добровольных положительных оценок за внеаудиторную самостоятельную работу студента сверх утвержденной программы (например, за добровольную подготовку доклада, выступление на научной конференции, участие в гранте и т. п.). Причем добровольные положительные оценки могут влиять на итоговую оценку только в сторону повышения. Поскольку самостоятельная работа студента может иметь и неудачный результат, то для расчета итоговой оценки необходимо учитывать только положительные результаты внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося, которую он осуществляет за пределами обязательной учебной программы, но по выбранному научному направлению. В накопительной (кумулятивной) системе успеваемости оцениваются следующие элементы: посещение лекций и практических занятий, работа на семинарах, выполнение реферата, контрольных работ и домашних заданий, тестирований, сдача письменного зачета и экзамена, а также индивидуальное портфолио магистра. Представляется, что по сравнению с традиционной системой оценивания, когда оценка ставится по итогам сдачи зачета или экзамена и которая не застрахована от случайностей, такой подход итогового оценивания студента позволяет более объективно оценивать полученные знания студента. В заключение хочется отметить, что если научно-исследовательский семинар как один из существенных элементов образовательного процесса будет стимулировать у магистров развитие конкурентоспособности и стремление к постоянному общекультурному, профессиональному и нравственному совершенствованию, то можно считать данную образовательную инновацию успешной.

Библиография

1. Богданова Н. А. Основные права и свободы человека и гражданина в связи с инновационной политикой Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 2. 2. Козырин А. Н. Преподавание финансового права в магистратуре: концепция научно-исследовательского семинара // Финансовое право. 2011. N 9. 3. Козырин А. Н., Трошкина Т. Н., Ялбулганов А. А. Образовательное право как учебная дисциплина // Реформы и право. 2011. N 4. 4. Трошкина Т. Н., Козырин А. Н. Исследовательская компонента в юридическом образовании: проблемы организации и оценивания // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2012.

Название документа