Управленческие связи в системе правотворческой деятельности

(Уманская В. П.) ("Административное право и процесс", 2014, N 1) Текст документа

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. П. УМАНСКАЯ

Уманская Виктория Петровна, доцент кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

В статье исследуются управленческие связи, возникающие в системе правотворчества, благодаря которым можно определить состояние системы и стадию ее развития. Управленческие связи в системе отражают наличие в ней эмерджентных свойств, которые придают управленческому процессу дополнительный импульс.

Ключевые слова: система управления, правотворчество, правовой акт, действие правовых актов, система правовых актов.

Managerial system communication in law-making V. P. Umanskaya

Umanskaya Viktoriya Petrovna, assistant professor of the Chair of Administrative and Financial Law of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation, candidate of juridical sciences, assistant professor.

The article examines management communication resulting in a system of law-making, through which you can determine the condition of the system and the stage of its development. Management system communication reflect the presence in it emergent properties that give additional impetus to the process of management.

Key words: management system, law-making, legal act, the effect of legal acts, system of legal acts.

Состояние системы и эффективность принятого метода управления оцениваются уровнем организации ее составляющих элементов и связей между ними. Неразрывное единство между организацией управляемого объекта и информационными процессами осуществляется с помощью обратной связи, обусловливающей определенное соотношение сигналов на входе и выходе системы. Управляющие воздействия на входе системы должны быть в определенном взаимодействии с получаемыми результатами на выходе. Другими словами, состояние государственного управления напрямую зависит от качества системы правотворческой деятельности, оценка и измерение которого производится на основании информации, поступающей по каналам обратной связи. Соотношение объемов информации, используемых на входе и выходе управляемой системы, а также степень сжатия информации целесообразно учитывать при ее движении через отдельные ступени многозвенной иерархической системы управления. Обратная связь в системах управления в основном используется как средство последовательного улучшения организации управляемых процессов. С помощью информации, представленной обратной связью, производится формирование управляющих воздействий для перевода системы в более организованное состояние и уменьшение ее энтропии (неопределенности). Система органов исполнительной власти и система правовых актов, выступая подсистемами рассматриваемой управленческой системы правотворческой деятельности, являются открытыми и подверженными воздействиям со стороны внешней среды, что характеризуется ростом энтропии и стремлением к неупорядоченности, разрушению. Увеличение энтропии в системе управления является показателем понижения уровня ее организации. Изменение энтропии в управляемых системах всегда является показателем происшедших в них изменений. В зависимости от качества, управление в конечном счете всегда приводит к увеличению или уменьшению энтропии системы. Информация же, являясь величиной, противоположной энтропии, служит мерой организованности системы. Наличие неопределенности ситуаций в управляемом объекте соответствует увеличению его энтропии и уменьшает количество информации о состоянии протекающих процессов. Таким образом, мерой неорганизованности системы правовых актов управления является энтропия, определяющая ее глобальные свойства. Энтропия служит показателем недостаточности информации об изменениях, происходящих в системе правотворческой деятельности. Таким образом, являясь мерой дезорганизации контролируемых процессов, энтропия имеет большое значение в теории управления. Следует отметить, что энтропия, являясь формальной количественной характеристикой системы, не всегда отражает вопрос о качестве ее функционирования с точки зрения цели. Можно добиться такой организации управляемого объекта, при которой в стационарном состоянии система будет иметь низкую энтропию, но потеряет свойство выполнять свои целевые функции. По характеру энтропии системы управления можно классифицировать следующим образом: при уменьшающемся объеме энтропии имеет место самоорганизующаяся система, при наличии неизменяющейся энтропии - стабилизированная система, при возрастающей энтропии - деградирующая система. Рассматриваемая система правотворческой деятельности развивается циклично, поэтому в зависимости от стадии своего состояния система может быть и самоорганизующейся, и стабилизированной, и деградирующей. Однако для целей совершенствования и оптимизации системы правотворческой деятельности интересно выявить возможности самоорганизации системы. Способность системы к самоорганизации свидетельствует о наличии в ней скрытых качеств, дополнительного потенциала для развития и перехода на новый уровень организации. Самоорганизация - процесс упорядочения элементов одного уровня в открытой системе за счет согласованного взаимодействия множества внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Самоорганизация системы управления возможна в состоянии неустойчивости, которое принято называть точками бифуркации. Точка бифуркации - критическое состояние системы, при котором в системе возникает неопределенность и она становится неустойчивой. Значимость точек бифуркации еще и в том, что только в них можно несиловым, информационным способом, т. е. сколь угодно слабыми воздействиями, повлиять на выбор поведения системы, на ее судьбу <1>. В этот момент определяется дальнейшее состояние системы: либо она станет хаотичной, либо она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. -------------------------------- <1> См.: Буданов В. Г. Синергетика: история, принципы, современность. URL: http://spkurdyumov. narod. ru/ SinBud. htm.

В зависимости от преобладания разрушающих или созидающих воздействий система правотворческой деятельности может либо развиваться в направлении более высокого уровня существования, либо, наоборот, переходить на более низкий уровень, деградировать. Сверхсложная природа системы, неустранимость в правовом регулировании элементов неустойчивости, вероятности риска обусловливают нелинейный характер функционирования правовых явлений, выражающихся в процессах самоорганизации, периодических взаимопереходах порядка и хаоса <2>. -------------------------------- <2> Грунина В. А. Синергетические основы правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 8.

Самоорганизация системы правотворческой деятельности наступает в случае, когда управляющее воздействие достигает определенного критического значения (связанного с поступлением энергии/вещества), при котором система спонтанно переходит в новое упорядоченное состояние. Новое состояние системы управления обусловлено согласованным поведением ее элементов. В юридической литературе понятие самоорганизации исследуется с различных сторон. Основное внимание авторов сводится к изучению самоорганизации в общественных отношениях или в деятельности органов исполнительной власти. Например, И. С. Самощенко пишет, что "правовые нормы закрепляют лишь наиболее существенные признаки общественных отношений, допуская тем самым в известной степени самоорганизацию адресатов правовых норм. Наиболее характерным примером самоорганизации может служить правоприменительное усмотрение" <3>. Усмотрение является неотъемлемым правовым явлением правотворческой деятельности, которое обусловлено объективными потребностями государственного управления. Сквозь призму усмотрения выражается динамизм права, его приспособляемость к изменяющимся историческим условиям и конкретным ситуациям. -------------------------------- <3> Самощенко И. С. Иерархия и основные подразделения нормативных актов социалистического государства // Уч. зап. ВНИИСЗ. М., 1968. Вып. 15. С. 4.

В то же время в науке отдельное внимание было уделено самоорганизации правотворчества. Так, по мнению Ю. Ю. Ветютнева, главным показателем степени самоорганизации правотворчества в каждом конкретном случае является та форма, которую принимает правовое предписание. Каждому источнику (форме) права соответствует свой уровень самоорганизации: для нормативного правового акта она характерна в самой незначительной мере, самую концентрированную форму самоорганизация принимает в правовом обычае <4>. -------------------------------- <4> Ветютнев Ю. Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. N 4. С. 65 - 66.

Саморегулирование системы правотворчества происходит благодаря наличию взаимной зависимости, подчиненности, неравенству образующих ее структурных элементов. Наличие определенных взаимообусловленных связей между правовыми актами позволяет системе самостоятельно адаптироваться к внешним воздействиям и осуществлять саморегулирование. Правоприменительная практика может оказывать влияние на самоорганизацию системы правовых актов. Во-первых, ряд правовых положений на практике может не применяться и не использоваться. В таком случае речь идет о достаточно большом объеме правовых актов, которые не реализуются в силу ряда различных причин: декларативности, отсутствия ресурсов, наличия определенных корыстных интересов и т. д. Во-вторых, правоприменительная практика может компенсировать недостатки действующих правовых актов. Соотношение правовых актов между собой, установленные между ними взаимосвязи и взаимозависимости указывают на приоритет одних актов над другими. Наиболее распространенным является иерархический приоритет правовых актов в зависимости от их юридической силы. Вышестоящие правовые акты имеют преимущество по отношению к нижестоящим правовым актам. Однако приоритет правовых актов может быть также горизонтальным. Такие традиционные юридические категории, как соотношение общих и специальных норм, позднее и ранее принятых, генеральных и локальных норм или соотношение запрещающих и разрешающих, категорических (повелительных) и диспозитивных норм и т. д., наряду с иерархией норм, также являются важными средствами определения подлежащих применению норм <5>. -------------------------------- <5> Толстик В. А. Иерархия источников российского права: Дис. ... докт. юрид. наук. Нижний Новгород, 2002. С. 40.

Наличие такого рода установленных взаимообусловленных связей и принципов соотношения правовых норм и актов между собой позволяет системе в ситуациях неопределенности переходить на новый уровень регулирования. В отдельных случаях вышестоящие правовые акты могут компенсировать пробелы, ошибки, коллизии и другие дефекты нижестоящих актов. Применение более общих норм в некоторых ситуациях способно разрешить возникшие в связи с отсутствием специальных норм сложности в правоприменении. В отдельных случаях самоорганизации системы правовых актов способствует действие различных принципов права, использование юридических аксиом, фикций, презумпций. Самоорганизация системы правовых актов проявляется при применении аналогии закона и аналогии права. Также самоорганизация системы правовых актов происходит в случаях истечения срока действия правовых актов либо фактической утраты ими юридической силы. Фактическая отмена (замена) правового акта происходит тогда, когда компетентным органом издан новый нормативный акт, установивший по данному вопросу новые правила поведения. В этом случае ранее действовавшие юридические нормы прекращают действие со дня введения в действие нового акта. Система правотворчества, будучи открытой и подверженной воздействиям со стороны внешней среды, характеризуется ростом энтропии (неопределенности) и стремлением к неупорядоченности, разрушению. Под влиянием различных факторов в правотворческой системе накапливается множество дефектов, ошибок правового регулирования, коллизий, дублирования, противоречий правовых положений. Разрушение системы происходит в связи с нарушениями управленческих связей, возникновением пробелов в правовом регулировании. Таким образом, наличие управленческих связей в системе правотворческой деятельности имеет существенное значение для повышения качества правового регулирования общественных отношений. Возникновение прямых и обратных связей указывает на каналы, по которым движется правовая информация, благодаря которой у системы возникают дополнительные эмерджентные свойства, позволяющие ей развиваться за счет самоорганизации. Поэтому в ходе принятия управленческих решений необходимо учитывать особенности информационных процессов, возникающие в рамках сбора, получения, распространения, обработки, поиска, передачи и анализа информации. Выявление управленческих связей в системе правотворчества способствует определению качества и эффективности правового регулирования общественных отношений.

Литература

1. Буданов В. Г. Синергетика: история, принципы, современность. URL: http://spkurdyumov. narod. ru/ SinBud. htm. 2. Ветютнев Ю. Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. N 4. 3. Грунина В. А. Синергетические основы правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 4. Самощенко И. С. Иерархия и основные подразделения нормативных актов социалистического государства // Уч. зап. ВНИИСЗ. М., 1968. Вып. 15. 5. Толстик В. А. Иерархия источников российского права: Дис. ... докт. юрид. наук. Нижний Новгород, 2002.

Название документа