Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник: история и современность
(Сидорова С.)
("Культура: управление, экономика, право", 2011, N 3)
Текст документа
ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
С. СИДОРОВА
Сидорова С., директор ГАУК ТО "Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник".
Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник - это центр сохранения, изучения и публичного представления исторического и культурного наследия Западной Сибири. Устав музея, утвержденный в 1890 г., определил цель данного учреждения: "Наглядное ознакомление публики с историей Тобольской губернии и развитием в ней культуры во всех ее формах и проявлениях".
Минуло 140 лет, и в контексте социального и экономического развития края статус музея, как социокультурного института Сибири, не столько изменяется, сколько повышается, осуществляя миссию формирования идеологии культуры общества, посредством выполнения своих основных целей и задач: комплектования, хранения, изучения и популяризации памятников истории и культуры и природных объектов.
Вторая половина XX в. сформировала в Тобольске традиционное общественное понимание о музее как о локальном культурно-просветительном объекте на определенной исторической территории. Поколения тоболяков и сибиряков выросли с историей краеведческого музея, разместившегося в архиерейском доме. "Музей Духовной культуры Западной Сибири", организованный как моноструктура, обусловил Софийский двор музейным пространством Тобольского кремля.
Инфраструктура музея-заповедника на рубеже XX - XXI вв. предстала в системе тематических филиалов, расположенных в исторических зданиях на территории города и приспособленных под музейный показ. Несомненно, реализация областной целевой программы "Создание туристического центра на базе историко-культурного наследия города Тобольска" стала отправной точкой в модернизации музейного пространства Тобольского музея-заповедника.
В целях полномерного представления уникальных памятников истории и архитектуры обновлена тематическая идеология музеефикации. Концептуальными приоритетами выбраны принципы мемориальности и восстановления исторической значимости объектов.
Случилось так, что центральной экспозицией стала вся территория Кремлевского ансамбля, и, как в едином выставочном концепте, предстал он под открытым небом на естественно-природном подиуме в гармоничном сочетании сохранения и представления уникальных явлений истории страны и мира.
Кремли России - это хранители особых традиций, это образцы духовной силы и мудрости великого народа. Его история и культура, его душевная мощь, его прошлое, настоящее и будущее.
Тобольский кремль. Он не похож не другие кремли России своим местоположением, своей индивидуальностью, своей сложившейся системой общественных отношений, своим взаимопроникающим соседствованием, в котором хранится зародившаяся много столетий назад ансамблевая композиция как гармоничное сочетание всех компонентов, подчиненных единому замыслу.
Эпохи его построения и изменения - это своеобразные образчики времен и характерные черты его созидателей. Он сформировался не в один год и не за одно десятилетие, это не монастырь, а архитектурный ансамбль, представленный социально-культурными сегментами. Изначальное его определение - укрепление за государством первых поселений освоенных территорий - очень скоро переросло свое назначение, закрепив за ним множество других функций.
Софийский двор сложился как резиденция сибирских митрополитов и архиепископов.
Воеводский двор (Вознесенский) образовался как комплекс административно-управленческих зданий.
Прямской взвоз с подпорными стенами стал служить архитектурным укреплением склонов Троицкого мыса и "Воротами" в Каменный город. А незавершенность авторского замысла архитектора Семена Ремезова по устройству триумфальной арки над крутым подъемом в кремль, логично завершила неповторимый колорит кремлевского фасада.
Гостиный двор своим обывательским определением подтвердил торгово-экономическое значение Тобольска.
Тюремный замок, в противовес сложившимся качествам общественного центра края, дополнил его сооружениями специфической (пенитенциарной) государственной деятельности.
Губернский музей был возведен для сохранения и представления историко-культурного наследия Сибири и Тобольска в 1870 г.
Проникновенно органичной сердцевиной этого организованного культурного пространства стали Красная и Софийская площади.
Так постепенно кремль вобрал в себя идеологические составляющие жизнедеятельности города как социального субъекта. На первый взгляд удивляет размещение в конце XX в. в одном (и каком) месте епархии музея, общественных учреждений и тюрьмы. Но, наверное, наша российская ментальность и состоит из созвучности разновременных стилей и органичности контрастных стандартов прошедших эпох. Все это сложилось и служило нуждам одного общества, значит, даже порой, казалось, несовместимое должно дополнять друг друга и естественно сосуществовать. Элементы этого самобытного пространства, сформированные временем и определенные социальной значимостью, объединены в музейный комплекс, который в 1961 г. получил статус Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
Пришли времена обновления и возрождения, и вновь вернулась былая слава, и засияли золотом купола Софии, реанимировали белокаменные стены, обновились сооружения, зазеленели укрепленные склоны Алафеевской горы. Планомерно осуществляются ремонтно-реставрационные работы, и они дают новое дыхание зданиям, которые после обновления приспосабливаются под объекты музейного и туристического показа. Но важно еще и выстроить в едином духе структуру функционирования музейного комплекса по выполнению основных направлений его деятельности: фонды, объекты, экспозиции и выставочные проекты. Не менее важно привлечь и увлечь посетителя, открыть ему путь к прикосновению и сопричастию с вечными ценностями. Научиться воссозданные и обновленные ресурсы преподносить посетителю, искушенному и заинтересованному, туристу, приехавшему издалека, и паломнику, пришедшему поклониться сибирским святыням.
Наше учреждение продолжает активно развиваться, решая ежедневные и перспективные задачи. Музей является балансодержателем 42 объектов, памятников истории и архитектуры федерального значения, из которых 35 являются объектами туристического показа, 9 музейного, а 20 из их же числа находятся в пользовании Тюменско-Тобольской епархии.
В рамках реализации областной программы идет процесс реставрации зданий и благоустройства территории Тобольского кремля, а следовательно, и территории музея-заповедника. На время ремонтно-реставрационных работ объекты передаются заказчику, музей несет ответственность за их состояние и контролирует все процессы. Параллельно разрабатываются проекты приспособления и музеефикации архитектурно-исторического ансамбля.
Целостность сформировавшегося музейного пространства определяет и единое идеологическое решение концептуального развития музея-заповедника. В 2009 г. открылись для посетителей в режиме музейного показа три объекта: Дворец наместника общей экспозиционной площадью более 3,5 тыс. кв. м, Судебная управа (200 кв. м) и Губернский музей (800 кв. м).
В 2010 г. осуществлены постоянные экспозиционные проекты: "Ершовская гостиная", "Кабинет Менделеева", "Будуар", "Тобольский косторезный промысел", "Из истории отделов палеонтологии и этнографии Губернского музея". Успешно состоялись сменные выставочные проекты "Символы Сибирского гостеприимства", "Птицы и версты", приуроченный к 60-летию Минсалима Тимергазеева, "Мир, спасенный женщиной", посвященный 65-летию Победы в ВОВ, "Возвращение Сибирского ковра", "Портреты Ермака", три передвижные выставки были представлены на муниципальных музейных площадях юга области.
В 2010 - 2011 гг. реализованы проекты "Геральдика Сибири", "История Судебной системы Западной Сибири", прошедшие в Доме Корнилова.
8 апреля 2011 г. открыты: Научная библиотека музея-заповедника, постоянные экспозиции "Кабинет Суханова", "Читальный зал Губернской библиотеки" и осуществлен ввод в действие хранения редкой книги.
Являя собой модель общественного института, учреждение переживает особые времена - времена перемен. Музей обновляется, это процесс не простой, но важный и необходимый. Кадровый потенциал учреждения, сохраняя профессиональный багаж, использует его для создания оптимальной схемы осуществления основных целей и задач. В Тобольском музее-заповеднике формируется инновационная практика профессиональной деятельности сотрудников, которая не только открывает творческий кадровый потенциал, но и привлекает новыми формами нового посетителя, удивляет постоянного. Время требует сегодня от нас не просто адекватности и актуальности, а прежде всего нового качественного уровня персонала.
Сегодня для успешного функционирования музей не может ограничиться какой-либо определенной локальной ролью, он должен выполнять самые разные функции и максимально эффективно использовать все свои ресурсы и потенциал, становясь информационным, образовательным, научным, культурным и досуговым центром одновременно. Именно поэтому наши сотрудники сегодня не просто историки, научники, экскурсоводы, они еще преподаватели и организаторы, администраторы и модераторы, сценаристы и костюмированные аниматоры, они "проводники-универсалы" культурно-образовательного и досугово-просветительного процесса.
Тобольск, имея исторический авторитет, возрождает и преподносит потомкам знаменитых сибиряков свои заслуги в контексте целостности, уникальности, и музей-заповедник сегодня в центре этих событий. Ставка на Тобольский кремль как на центр развития туристического потенциала города и региона велика, и она определила решение принципиальных реформаций, возможно, визуальных и не глобальных, но формирующих день сегодняшний и направляющих день завтрашний ведущего в своей отрасли государственного учреждения.
Представляя заново возрожденные стены, объекты, храмы, площади и дворы кремля, мы учимся не только сохранять, но и передавать его как ценнейший памятник, как раритетный предмет представления в музейных экспозициях, открывая горизонты познания и признания истории и культуры своего Отечества.
Название документа