Проблемные вопросы функционирования музея-заповедника

(Ращектаева В. А.)

("Культура: управление, экономика, право", 2011, N 3)

Текст документа

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

В. А. РАЩЕКТАЕВА

Ращектаева В. А., директор Государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области "Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова".

ГБУКСО "Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова" можно с полным основанием считать феноменом представления русской (уральской) деревни.

Это один из самых уютных уголков Урала, с его миром с неспешным течением жизни, ароматом яблонь и зеленых лугов, старинными домами с затейливыми резными узорами, добродушием и гостеприимством его обитателей, где двери всегда открыты для его верных гостей.

Оценивая события, происходящие в музейной сфере, следует признать, что идут большие перемены, трансформация ценностей осуществляется постоянно. Мы стали свидетелями формирования переходной модели музея, пытающегося наладить взаимосвязь между экономическими, социальными и культурными установками общества.

Являясь социокультурным институтом, музей своевременно и аналитически реагирует на данные установки в социальной среде. Желая воссоздать крестьянскую, народную культуру, сотрудники музея-заповедника стали организовывать деревенские обрядовые праздники. Пространство музея с колоритными деревенскими домами дает возможность реконструировать процесс традиций праздника путем присоединения народных промыслов, размещая на территории музея-заповедника мастеров и рукодельниц края.

Проблема в том, что, сохраняя и передавая хороший вкус традиций, музей-заповедник не должен превратиться в досугово-развлекательный центр. Не прерывая базовые направления музейной деятельности, музею-заповеднику необходимо систематизировать и актуализировать научно-фондовую работу, продолжать собирательную функцию, основанную на научном обосновании, воссоздании, представлении предмета и действия его традиций.

Уникальность и неповторимость музея-заповедника - его фонды, более 5000 экспонатов. Рассматривать учетно-хранительскую деятельность в составе каталогизации и автоматизации обработки фондов печально. Сегодня у музея-заповедника нет не только здания под фондохранилище, но даже комнаты, оснащенной хранительским оборудованием. Конечно, 3/4 фондов находятся в экспозиции, но это экспозиции открытого типа хранения фондов, где часть экспозиций в музейных объектах подвержена температурному режиму в зависимости от сезонных условий. Нельзя сказать, что мы сегодня не работаем по данному вопросу. Спасибо и низкий поклон основателю музея-заповедника И. Д. Самойлову, он это предвидел и направил целевое вложение на покупку дома, где мы и думаем расположить наши уникальные фонды.

Для решения вопроса нужны финансовые вложения в сумме двадцать миллионов рублей. А чтобы представить все уникумы - это иконы, библейские и церковные книги и другие экспонаты, над ними должны поработать руки реставратора. К сожалению, в штатах большого музея-заповедника нет специалистов данной категории.

Музей-заповедник, как и все учреждения культуры, осуществляет деятельность на основании государственного задания. Создание экспозиций является одним из основных направлений музейной деятельности. К их созданию следует привлечь художников, дизайнеров, что опять же требует дополнительных вложений. Не говоря уже о дополнительных средствах на музыкальное звучание и мультимедийные программы. Данные технические средства отсутствуют вообще.

В рамках реализации Федерального закона N 83-ФЗ нам нужно учиться строить и управление, и развитие музея-заповедника как бюджетного учреждения нового типа. Во-первых, нам необходимо учиться независимости, 30% своего бюджета музей-заповедник должен зарабатывать сам, не только от основного вида экскурсионной деятельности, но и каждый сотрудник - и хранитель, и экспозиционер. Должны приносить доход передвижные выставки, которые стали бы брендом и событием для нашего региона и уходили бы далеко за его пределы.

За последние годы музей не пополнялся новыми объектами деревянного зодчества, это связано прежде всего со слабым изучением и исследованием территорий области.

Сегодня в музее разработан проект "Ах вы, кони, мои кони", который позволит пополнить музей объектом "Конюшенный двор" и обогатит экскурсионным обслуживанием по территории заповедника на гужевом виде транспорта.

С момента завершения воссоздания комплекса "Постоялый двор" музей раскроет условия недостающей инфраструктуры, посредством которой заинтересованный турист может находиться в музее неделю и более.

Изучение опыта других крупных музеев говорит об очевидном факте спада потока туристов. В нашем музее больших спадов не наблюдается, но заметно посещение малыми, индивидуальными группами. Поэтому сегодня перед музеем стоит задача разработки проектов семейного туризма. Для привлечения больших масс посетителей это событийный туризм: традиционный праздник "Преображение Господне", "Яблочный Спас". В перспективе и спортивный туризм: лыжи, снегоходы, квадрациклы.

В музее для привлечения туристов разработана маркетинговая программа, разработан сайт, и к середине 2011 г. вся информация будет на нем отражена.

В наши дни музей живет, как и 10, и 20 лет назад. Только деятельность строится с учетом потребностей посетителя и инноваций музейного продукта, и первоочередные - реставрационные работы памятников деревянного зодчества, хороший ремонт и новое экспозиционное оборудование.

Несмотря на неиссякаемые проблемы, музей живет светлой памятью об основателе музея И. Д. Самойлове, и дело, начатое его руками, не закончится, а будет продвигаться, уникальное собрание музейного комплекса будет представлено туристу.

Название документа