Место железнодорожного права в системе российского права

(Мишина Н. В.) ("Юридический мир", 2008, N 6) Текст документа

МЕСТО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Н. В. МИШИНА

Мишина Н. В., доцент кафедры "Теория государства и права" Международного института предпринимательства и права Ростовского государственного университета путей сообщения, кандидат исторических наук.

Система российского права призвана регулировать и упорядочивать определенные общественные отношения, возникающие между субъектами права на территории Российской Федерации и во взаимоотношениях с другими государствами. Ее эффективность достигается тогда, когда она отражает потребности общественного развития и четко выполняет функции и задачи в обеспечении правового регулирования. Причем это регулирование должно быть полным и всесторонним. С момента реформирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации возникла объективная необходимость в совершенствовании его правового регулирования, чем определяется актуальность данной проблемы. Несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта, отмечаемое в последние годы и в научных работах <1>, и в средствах массовой информации <2>, отчасти является причиной неопределенности места железнодорожного права в общей системе российского права. -------------------------------- <1> См., напр.: Актуальные проблемы совершенствования правопорядка на транспорте: Опыт, проблемы, предложения: Сб. науч. статей по материалам IV Всеросс. научн.-практ. конф. Вып. 11. М.: Юридический институт МИИТа, 2007. 236 с. <2> См., напр.: Федоров Ю. Закон торможения // Сириус. Транспортное обозрение. Август 2007 г. // http://ciriuc. ru/index. php/print/675 (05.12.2007).

Возможно, термин "железнодорожное право" сегодня звучит несколько непривычно. Однако в истории развития железнодорожного транспорта еще на заре становления железнодорожного права как института гражданского права некоторые авторы в своих работах неоднократно употребляли термин "железнодорожное право", и с этим нельзя не считаться. В частности, Г. Вербловский <3>, А. Г. Гусаков <4> и многие другие авторы <5> использовали в своих научных работах дефиницию "железнодорожное право". Некоторые современные работы по транспортному праву посвящены в том числе и железнодорожному праву <6>. -------------------------------- <3> Вербловский Г. Положение о Совете по железнодорожным делам и Общий устав Российских железных дорог с объяснениями. СПб.: Типография Правительствующего сената, 1886. 128 с. <4> Гусаков А. Г. Железнодорожное право по законодательству СССР. М., 1929. <5> Основные вопросы железнодорожного права: Сб. статей / Авт. кол.: А. Ф. Зайцев, А. Г. Гусаков, С. П. Гераков и др.; Под ред. В. И. Рудковского, И. В. Рыбальского-Бутевича; Предисл. В. И. Межлаука. М.: Изд-е Бюро правлений жел. дор. и транспечати, 1925. 376 с. <6> Ермолаев В. Г., Сиваков О. В., Маковский Ю. Б. и др. Транспортное право. Морское право. Железнодорожное право. Внутреннее водное (речное) право. М.: Былина, 2002. 400 с.

Сегодня мы говорим о формировании железнодорожного права как подотрасли транспортного права. Продиктовано это теми коренными изменениями во взаимоотношениях субъектов железнодорожного рынка, которые возникли в связи с формированием конкурентной среды, что потребовало столь же радикального пересмотра нормативной правовой базы, регулирующей перевозочную деятельность на железнодорожном транспорте. Введение ряда федеральных законов потребовало пересмотра подзаконных актов, их уточнения и расшифровки, ликвидации возникших противоречий и т. д. Мы с уверенностью можем констатировать тот факт, что на сегодняшний день в области железнодорожного транспорта сформировались качественно однородные и относительно самостоятельные взаимосвязанные общественные отношения между перевозчиками и грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), пассажирами, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами. Эти отношения направлены на организацию и осуществление перевозочного процесса и оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Все эти отношения можно объединить в однородную обособленную группу, которая и выступает в качестве предмета железнодорожного права. Таким образом, предметом железнодорожного права является качественно однородная и относительно самостоятельная группа взаимосвязанных общественных отношений между железнодорожными организациями, предприятиями и их клиентами, направленных на организацию и осуществление перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и оказание услуг по использованию его инфраструктуры. Железнодорожное право имеет не только свой предмет, но и метод правового регулирования, а также значительный массив железнодорожного законодательства. В качестве основных методов правового регулирования в области железнодорожного транспорта выступают диспозитивные и императивные методы. Здесь особенно хотелось бы отметить, что для выделения отрасли права не обязательно наличие самостоятельного метода правового регулирования, иначе можно было бы полагать, что в российской системе права существует столько же методов правового регулирования, сколько существует отраслей права, а их насчитывается около 30. Как известно, в юриспруденции выделяют всего три основных способа правового регулирования общественных отношений: дозволение, запрещение и обязывание <7>. Метод правового регулирования служит лишь дополнительным основанием или критерием построения системы юридических норм. Главное, на наш взгляд, чтобы такой метод правового регулирования был. -------------------------------- <7> Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 45; Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 2001. С. 148.

Железнодорожное право имеет достаточно большой и относительно самостоятельный массив законодательства, регулирующего деятельность железнодорожного транспорта и его инфраструктуры, что является еще одним критерием для выделения подотрасли права. Кроме того, железнодорожное законодательство имеет в своей основе обобщающий кодификационный правовой акт - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ (в ред. от 08.11.2007) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" <8>. -------------------------------- <8> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 170; 2007. N 46. Ст. 5554.

Безусловно, основным источником железнодорожного права является Гражданский кодекс Российской Федерации <9>, который определяет основные принципы и порядок осуществления перевозок на транспорте. Кроме того, основной объект железнодорожного права - договор перевозки - является предметом регулирования гражданского права. Однако договор перевозки грузов железнодорожным транспортом имеет свои специфические отличия: 1) перевозка грузов осуществляется железнодорожным транспортом; 2) грузоперевозчиком является железная дорога либо лицо, имеющее лицензию на осуществление грузовых перевозок железнодорожным транспортом; 3) железные дороги - это субъект естественной монополии, а сфера деятельности субъекта естественной монополии - железнодорожные перевозки; 4) договор железнодорожной перевозки груза оформляется железнодорожной накладной (основным перевозочным документом); 5) тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом устанавливаются в особом порядке. -------------------------------- <9> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2007. N 7. Ст. 834.

В связи с тем что огромный массив железнодорожного законодательства представлен правовыми актами разной юридической силы и разнообразной видовой гаммой, разработка и подготовка к изданию которых осуществляется разными государственными органами и коллективами разработчиков, он должен быть пересмотрен, переосмыслен, проанализирован и обязательно систематизирован, то есть должен быть проведен мониторинг железнодорожного законодательства <10>. При этом все общие нормативные положения, касающиеся функционирования железнодорожного транспорта, должны быть максимально сконцентрированы в одном законе, а не растворяться в море правовых актов, относящихся к разным отраслям законодательства, и в котором трудно "плыть" даже специалистам в данной области. Таким законом, на наш взгляд, должен стать Кодекс железнодорожного транспорта Российской Федерации. В этой связи отметим, что за разработку Кодекса РФ о железнодорожном транспорте еще в 2001 г. высказывался профессор А. И. Бобылев <11>. Сегодня, на наш взгляд, максимум усилий нужно прилагать не только для толкования существующих нормативно-правовых актов, содержащих в себе пробелы, противоречия и другие недостатки, но прежде всего направлять эти усилия на созидание законов. -------------------------------- <10> Мишина Н. В. О целесообразности систематизации законодательства в области железнодорожного транспорта // Право и политика. 2007. N 6. С. 130 - 133. <11> Бобылев А. И. Правотворчество субъектов права в сфере железнодорожного транспорта // Актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере железнодорожного транспорта. М., 2001. С. 15.

Основными институтами железнодорожного права являются: договор перевозки грузов железнодорожным транспортом; договор перевозки пассажиров железнодорожным транспортом; договор перевозки багажа и грузобагажа железнодортельства, которая позволит минимизировать юридические коллизии в данной области, издание Кодекса железнодорожного транспорта, выделение всех правовых институтов железнодорожного права в отдельную самостоятельную подотрасль транспортного права. Динамика общественного развития предполагает и диктует необходимость совершенствования существующей системы права. Внутреннее развитие государства и все более углубляющееся международное сотрудничество требуют постоянного развития национального железнодорожного законодательства и его согласования с международным правом. Железнодорожное право занимает определенное место в общей системе российского права. На наш взгляд, железнодорожное право является самостоятельной подотраслью комплексной отрасли транспортного права. Возможно, в перспективе железнодорожное право займет место самостоятельной отрасли права наравне с гражданским, административным и другими отраслями права.

------------------------------------------------------------------

Название документа