Франция: государство и владельцы предметов искусства

(Чирвинская Е. Д.)

("Культура: управление, экономика, право", 2011, N 3)

Текст документа

ФРАНЦИЯ: ГОСУДАРСТВО И ВЛАДЕЛЬЦЫ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА

Е. Д. ЧИРВИНСКАЯ

Чирвинская Е. Д., советник Управления делами Росохранкультуры.

Во Франции отношения между частными держателями коллекций и властями разворачиваются между двумя полярными точками. С одной стороны, государство задает правила игры: контролирует и регулирует ситуацию при помощи законодательства, с другой - предпринимает попытки наладить взаимовыгодный диалог, а в некоторых случаях - оказать содействие и поддержку.

В отличие от других видов капитала произведения искусства не могли долго оставаться вне налогового регулирования, поскольку предметы искусства составляют национальное достояние, что неизбежно влечет мероприятия по их защите. Законом от 10 июля 1909 г. движимые объекты, принадлежащие частным лицам, были взяты под охрану государства, а Закон от 31 декабря 1913 г. закрепляет обязательное внесение движимых и недвижимых объектов культурного наследия, принадлежащих физическим и юридическим лицам (даже без их согласия), в реестр объектов культурного наследия. Вывоз движимых объектов, внесенных в реестр, запрещен. Они не могут быть уничтожены, перемещены, переделаны, отреставрированы без согласования с органами власти. Информация о передаче, продаже, переходе права собственности, дарении, наследовании должна предоставляться в соответствующие органы за две недели до совершения сделки. В случае невыполнения этого требования сделка признается ничтожной и может быть совершена повторно не ранее чем через 30 лет.

Поэтому государство, являясь держателем коллекций, контролирует рынок произведений искусства, в том числе и для пополнения своих коллекций, получения сведений о текущем владельце и т. д. Оно осуществляет контроль над всеми действиями, необходимыми для составления, содержания и продажи коллекции в той мере, в какой эти действия регулируются законодательством. Для этого применяются следующие инструменты:

1. Налогообложение. Государство контролирует и облагает налогами имущество, стоимость которого превышает определенную сумму. В то же время специфика рынка предметов искусства заключается отчасти и в том, что он является более "закрытым", на нем остается меньше "следов", чем, например, на рынке недвижимости.

2. Административное регулирование. Государство осуществляет эту функцию для защиты культурного наследия Франции. В этой связи оно наделено определенными полномочиями, например: внесение в реестр объектов культурного наследия, регистрация движимого предмета в дополнительной описи, даже если подобная процедура предпринимается, как правило, в отношении недвижимых памятников.

3. Таможенное регулирование. Сама специфика картин и других предметов коллекционирования предполагает их движение как внутри государства, так и за его пределы. Для того чтобы контролировать это движение, особенно в части вывоза предметов искусства за пределы страны, и было установлено такое регулирование.

4. Культурная политика. Речь идет о комплексе мероприятий, позволяющих с помощью законных действий обогащать национальные коллекции даже при отсутствии необходимых финансовых возможностей. Сюда можно отнести преимущественное право государства на приобретение предметов искусства на аукционе.

Остановимся подробнее на каждом из инструментов.

Важность налогообложения трудно отрицать: с одной стороны, государство не хочет выпускать из-под своего бдительного ока ценные объекты наследия, а с другой стороны - освобождать от налогов все сделки с ними (покупку, продажу в любой форме), поскольку налоги, поступающие в бюджет государства, расходуются, в частности, на формирование и поддержание самого наследия. В то же время усилия государства сосредоточиваются на двух направлениях: с одной стороны, хранение, а с другой - обращение предметов искусства.

В соответствии с Налоговым кодексом Франции предметы искусства и коллекции не входят в налогооблагаемую базу солидарного налога на состояние частных лиц. Под предметами искусства и коллекциями в данном случае понимаются:

- подлинные ковры и шпалеры ручной работы;

- подлинные картины, изображения, рисунки (старинные или современные);

- подлинные гравюры, эстампы и литографии (старинные или современные;

- подлинные статуи, скульптуры (старинные или современные) или их копии. Отливка копий по слепкам с оригинала должна контролироваться скульптором и быть ограниченной по тиражу;

- подлинные керамика и эмали по меди: должны быть полностью исполнены художником вручную и иметь его подпись;

- почтовые марки (марки и конверты);

- коллекции и образцы для зоологических, ботанических, минералогических, анатомических коллекций; предметы коллекционирования, представляющие исторический интерес, старинные монеты (до 1800 г.), коллекционные книги;

- предметы антиквариата, возраст которых превышает сто лет, в том числе: старинная мебель, произведения графики, помимо упомянутых выше, текстильные изделия (ковры, вышивка, кружево, обивка), ювелирные изделия (украшения возрастом больше ста лет исключаются из налогооблагаемой базы только в случае, если их стоимость определяется качеством работы и возрастом, а не стоимостью материалов, из которых они изготовлены. Остальные украшения облагаются налогом на состояние), изделия из драгоценных металлов, изделия из металла, слесарные изделия, витражи, люстры и светильники, безделушки, музыкальные инструменты, часы, глиптика, сигиллография, медали.

В этой связи государство сталкивается с непростой ситуацией. Дело в том, что принадлежность предметов искусства и коллекций зачастую трудно определима. Это связано с их особыми свойствами и относительной мобильностью. Для того чтобы налоговые органы имели возможность контролировать, в чьей собственности в настоящий момент находится тот или иной предмет искусства, было введено декларирование, обязательное как для страховых компаний, так и для физических лиц (при жизни и посмертно).

Для страховых компаний существует два вида декларирования:

- ежегодная декларация контрактов по особо ценным объектам;

- декларация в связи со смертью страхователя.

Страховые компании (резиденты и представительства) должны ежегодно подавать в налоговые органы актуальную информацию о гражданах (имя, фамилия, адрес), застраховавших драгоценные украшения, драгоценные камни, предметы искусства, коллекции, предметы антиквариата.

В случае если страховая компания обладает информацией о смерти лица (или супруга), заключившего контракт о страховании имущества от кражи или пожара, она должна отправить в налоговые органы информацию о страхователе и о стоимости застрахованного имущества.

Декларирование можно не производить в случае заключения договоров страхования мультирисков, которые покрывают все риски, связанные со всем движимым имуществом страхователя, в том числе предметами искусства, коллекциями др. Как правило, такой договор содержит специальную оговорку, в соответствии с которой ценные объекты движимого имущества страхователя, максимальная стоимость которых не превышает допустимый процент от общей стоимости имущества страхователя, указанный в этой оговорке, не подлежат обязательному декларированию в налоговых органах.

Налоговые органы стремятся не ограничить движение предметов искусств, но обложить налогом изменение статуса объекта, сделки с ним: возмездные или безвозмездные; между субъектами рынка или в связи со смертью собственника; совершаемые полюбовно или на публичных торгах, в результате которых коллекции формируются, оберегаются или исчезают.

При осуществлении административного регулирования государство в соответствии с Кодексом наследия уполномочило национальные музеи и музеи, включенные в реестр, получать на хранение для показа широкой публике произведения искусства или предметы коллекционирования, принадлежащие частным лицам. При этом музей обеспечивает необходимые условия хранения. Минимальный срок хранения - пять лет. Условия контракта, заключаемого между музеем и собственником, зафиксированы соответствующим распоряжением Совета Франции. Такая сделка позволяет собственнику не уплачивать налоги на свою собственность, если она передана в пользование государству для экспонирования широкой публике на срок, превышающий 10 лет, а также в случае, когда произведение передает художник при жизни. При этом музей обеспечивает, а государство контролирует, чтобы условия хранения и уровень безопасности соответствовали установленным требованиям. В случае если сохранность произведения находится под угрозой, государство принудительно переводит это произведение туда, где условия хранения обеспечивают его безопасность. Расходы по перемещению делятся между собственником и государством, причем доля государства не может превышать 50%.

Вывоз объектов, внесенных в реестр, запрещен. Они не могут быть уничтожены, перемещены, переделаны, отреставрированы без согласования с органами власти. Информация о передаче, продаже, переходе права собственности, дарении, наследовании должна предоставляться за две недели до совершения сделки. В случае невыполнения этого требования сделка признается ничтожной и может быть совершена повторно не ранее чем через 30 лет.

В рамках Европейского союза сфера культуры, безусловно, требует особой защиты. Именно поэтому (и особенно для стран Южной Европы, где широкий масштаб имело как создание произведений искусств, так и их охрана) основные принципы единой Европы, в частности свобода перемещения товаров между странами - участницами Евросоюза, представляли серьезную угрозу для защиты уникального и невосполнимого культурного наследия.

Защита национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность, фигурирует среди остальных функций, которые по Римскому договору каждое государство осуществляет самостоятельно путем запрета или ужесточения ввоза, вывоза или транзита культурных ценностей.

Эти положения позволили Франции в течение 25 лет с момента подписания Римского договора значительно усилить законодательное регулирование данного аспекта, приняв во внимание все неприятные последствия Второй мировой войны для парижского художественного рынка, произошедшие ввиду несовершенства законодательства.

Страна, в которой вывоз и ввоз культурных ценностей происходят с большими сложностями, как правило, не проводит крупных художественных аукционов (таких, как в Лондоне и Нью-Йорке). Вступление в силу единого европейского рынка 1 января 1993 г. не повлияло коренным образом на данный вопрос, поскольку Франция смогла доказать другим государствам Евросоюза (как правило, весьма либеральным в данном вопросе) необходимость охраны культурного наследия в широком смысле, включая право следования во всех государствах Евросоюза. Формы применения положений Римского договора варьируются в каждой стране. Большинство европейских государств ввели законодательное регулирование национального достояния. Отличия в законодательстве разных государств начинаются уже с самого предмета охраны:

- некоторые страны, в том числе Франция, понимают под культурным наследием все произведения, которые были созданы или ввезены на территорию государства, вне зависимости от страны происхождения произведения или национальной принадлежности автора. Вывоз всех произведений, созданных во Франции и за ее пределами в прошлом или в настоящем, запрещен;

- другие государства берут под охрану исключительно произведения своей национальной культуры.

Так, Греция берет под охрану только те предметы старины, которые были найдены в результате археологических раскопок и датируются 1453 г. и раньше, а под предметами старины вообще понимаются произведения, созданные до 1830 г.

В Голландии разработан перечень объектов, взятых под охрану государства.

Вообще, можно заметить, что для европейских государств не имеет значения, каким образом было в свое время приобретено произведение искусства: в результате проведения раскопок (как фриз Пантеона, находящийся в Лондоне), как военный трофей (походы Наполеона), - оно рассматривается как часть национального достояния Великобритании или Франции.

Сравнительно недавно некоторые страны начали по договоренности с другими государствами отказывать во ввозе объектов, запрещенных к вывозу из этих государств: так, США не допускают ввоза на свою территорию предметов, являющихся национальным достоянием Мексики.

Богатство частных коллекций Франции натолкнуло правительство (и национальные музеи) на мысль воспользоваться ими при проведении мероприятий временного характера (выставки, показы) либо для пополнения национальных коллекций. Частные коллекционеры, испытывая настороженность перед лицом государственной власти, которая таким образом увеличивает национальное достояние, не преминули воспользоваться всеми финансовыми и налоговыми преимуществами, которые получали взамен.

В этой связи постепенно были приняты таможенные, налоговые и административные нормативные акты, заменяющие меры контролирующего характера на регулирование, основанное на партнерстве. Государство и государственные музеи стали все меньше выступать как власть, но как партнер или как привилегированный коллекционер.

Некоторые коллекционеры во Франции предпочитают не соблюдать досконально те требования, которые предъявляет к ним государство, а поддержать, руководствуясь доброй волей и личной инициативой, начинания государства в сфере культуры или обогатить национальные коллекции. В обычную практику уже вошло предоставление произведений искусства для временных выставок или разовых демонстраций. Это дает владельцу произведений и самим произведениям широкую известность и престиж, а выставке - дополнительную привлекательность. Однако нельзя сбрасывать со счетов и некоторую недоверчивость, связанную с обнародованием собственности коллекционера: манипуляции в этом случае становятся уже невозможными. Необходимо будет отражать это произведение в декларации.

С другой стороны, упоминание коллекционера и его произведения в каталоге-резоне весьма престижно и дает ряд преимуществ: своего рода "знак качества" самого произведения и его происхождения, облегчая впоследствии процедуру передачи и продажи (сумма, полученная от продажи произведения, не облагается налогами).

Этот первый вид сотрудничества впоследствии был существенно доработан. Так, возможность передачи произведений в руки государства на более длительный срок теперь облечена в законные рамки: национальные музеи Франции или музеи, внесенные в реестр, могут получать от частных лиц произведения искусства на хранение на срок более пяти лет для экспозиционных целей, принимать в дар или наследовать произведения искусства.

Передача сопровождается следующими действиями: согласование с консультационным комитетом национальных музеев, составление протокола передачи принимающим музеем, подписание контракта, закрепляющего атрибуцию, название предмета, условия экспонирования. Контракты заключаются на безвозмездной основе: собственник не получает вознаграждения за предоставление произведения.

Собственник произведения перед передачей должен определиться, что давать, в каком количестве и когда; он должен также убедиться, что произведение отвечает определенным условиям, которые впоследствии могут быть подконтрольны органам власти, музеям и хранителям; помимо этого, ему необходимо позаботиться о том, чтобы были обеспечены право собственности коллекционера на объект и доказательства подлинности предмета искусства.

Право собственности коллекционера на объект зафиксировать довольно легко. Во французском гражданском праве принцип таков: применительно к движимому имуществу владение равносильно праву собственности. Когда владение объектом оспаривается или требует подтверждений, возможно применение широкого спектра доказательств или предположений, которые могут установить предыдущего собственника объекта. Среди них юридические документы (заявление о принятии наследства, официальная опись, составленная нотариусом или присяжным оценщиком); положения контрактов или приложения к ним (перечень имущества в страховом полисе; опись, скрепленная подписями сторон с указанием даты; таможенная декларация; положения или приложения к брачным контрактам и т. д.); при необходимости могут использоваться в качестве доказательства и другие, менее официальные документы, поскольку сделки с предметами искусства зачастую совершаются в обстановке секретности (каталог произведений художника, изданный ранее; упоминание об экспонировании объекта; счет, выставленный продавцом, спецификация (при продаже с аукциона)). Коллекционеру желательно хранить такого рода документы, и не только для того, чтобы подтвердить свое право собственности.

Владение предметом искусства и, в частности, его цена при продаже могут повлечь обложение налогом на доход физических лиц. Бывают случаи, когда имущество, подлежащее обложению налогом на наследство, утаивается от органов власти. Во Франции через десять лет с момента смерти наследодателя истекает срок давности по делам, связанным с наследством, поэтому органы власти не могут облагать утаенное имущество налогом на наследство. Однако они могут взять подоходный налог с наследника с учетом дохода от продажи произведения искусства. В данном случае предполагается, что произведение было в свое время приобретено на незадекларированные доходы или владение им осуществлялось вразрез с законодательством. Для того чтобы избежать подобного рода инцидентов, собственнику произведения необходимо хранить указанные выше документы, а также все доказательства, которые могут быть представлены в органы власти, чтобы доказать, что владение объектом является добросовестным.

Подлинность предмета искусства, подлежащего продаже, передаче, дарению, определяется путем более длительного анализа. У органов правосудия в результате предыдущих громких расследований (таких как продажа в 1968 г. неатрибутированной картины, которую приобрел по преимущественному праву покупки музей Лувр и которая, как оказалось впоследствии, была написана Николя Пуссеном; знаменитое дело "Задвижки" Фрагонара) существуют определенные критерии, на основе которых может быть подтверждена либо опровергнута подлинность предмета. Но совокупность этих критериев мало интересна коллекционерам с практической точки зрения. Дело в том, что принимающая сторона - музей - в случае передачи произведения искусства может провести свое собственное расследование для установления подлинности, привлекая таких специалистов, мнению которых она доверяет (судебные эксперты, например). Если же такая необходимость возникает у коллекционера, предполагающего передачу произведения искусства, то он должен обращаться именно к упомянутым выше критериям, чтобы гарантировать подлинность своего произведения.

При передаче немаловажны также качество, художественная и историческая ценность произведения. В данной сфере совершенно бесполезны нам будут юридические нормы и судебные решения, поскольку в игру вступает субъективное мнение и оценка принимающей стороны, которая должна сформулировать исторические и эстетические критерии, позволяющие музеям и хранителям принять объект или отказать. А коллекционер должен, в свою очередь, иметь представление о коллекции музея, в который он планирует передать предмет.

В соответствии с французским законодательством сторона, принимающая произведения искусства по наследству или в дар, не может всегда действовать абсолютно свободно. Принятие юридическими лицами дара или наследства контролируется надзорными органами. В принципе все юридические лица (музеи, общества, ассоциации), действующие по нормам гражданского или частного права, могут наследовать или принять в дар имущество, если это не противоречит законодательству. Но некоторые юридические лица не могут ничего принимать в дар без согласия соответствующих органов власти, поскольку, с одной стороны, государство хочет контролировать доходы организаций для того, чтобы не допустить излишней влиятельности, а с другой - государство защищает семьи дарителя (завещателя) от чрезмерного накала страстей вокруг такого дара (наследства).

Французское право всегда отдавало предпочтение родству по крови. Провозглашается свобода распоряжения своим имуществом и выбора лиц, которым передается имущество при жизни или посмертно. Но если существуют другие возможные наследники, вопрос передачи имущества находится под контролем властей.

Государство стремится обезопасить ближайших наследников: детей и внуков; родителей, бабушек и дедушек. Поэтому во французское законодательство, регулирующее вопросы наследования, было введено такое понятие, как "резерв", т. е. часть имущества, которой собственник не может распоряжаться при передаче другим лицам. Он составляет от одной четвертой до двух третей имущества собственника в зависимости от количества детей и родственников по восходящим линиям.

Часть имущества, которая должна обязательно отойти наследникам, может быть выражена не только в денежных средствах, но и в другом имуществе. Однако если ценность имущества (произведения искусства), завещанного музею или другой организации, значительно превосходит средства, которыми вправе распоряжаться завещатель, то разница может быть возмещена этой организацией наследникам по закону в денежном выражении.

Передача произведений искусства государству может производиться при жизни коллекционера или после его кончины.

Передача при жизни оформляется контрактом, в соответствии с которым даритель передает объект, а одаряемый его принимает. Акт о дарении обязательно должен оформляться у нотариуса, в противном случае сделка может быть признана ничтожной. Переход права собственности при передаче произведений государству освобождается от пошлины за оформление сделки.

Применительно к предметам искусства во французском Гражданском кодексе предусмотрены дополнительные формальности. Поскольку речь идет о движимых предметах, сделка должна сопровождаться описанием предметов, включающим в себя как их названия, так и их оценку (для каждого предмета отдельно). Описание может само содержать указанную информацию либо давать ссылку на опись (инвентарную книгу), содержащую данную информацию.

Акт о дарении может содержать условия к одариваемому, такие как обязательство экспонировать передаваемые произведения. Даритель может также оставить за собой право пользоваться объектами в течение своей жизни (дар с условием узуфрукта), а одаряемый обретает право пользования предметами только после смерти дарителя.

Хотя законом и предусматривается обязательное оформление дарения у нотариуса, существуют исключения, в том числе и дар "из рук в руки". Он применяется для передачи физических объектов, чаще всего предметов искусства, без дополнительного отягощения. В данном случае никакого документа не составляется, но юристы допускают все же составление документа для подтверждения условий сделки (дополнительное соглашение (договор)) после факта передачи объекта одариваемому. Для юридических лиц преимущество такого вида дарения очевидно, так как им не надо получать разрешение властей на то, чтобы принять дар.

Если собственник принимает решение о передаче принадлежащих ему произведений искусства после своей смерти, то ему необходимо будет составить завещание, в котором завещатель дает указания по поводу своего имущества в случае его кончины. Завещание может быть составлено в олографической форме (собственноручно) или нотариально.

Важным в олографическом завещании является то, что оно написано полностью рукой завещателя, на нем проставлена дата составления и подпись. Материал, на котором оно составлено, не имеет значения. Поддельное завещание или ксерокопия не имеет силы, завещание без даты тоже (однако могут быть исключения в случае, когда дата не имеет значения). Завещатель может после составления завещания дополнить или изменить его, вписав изменения в составленное завещание (каждое дополнение должно быть датировано и скреплено подписью) либо составив акт, изменяющий завещание, который должен быть оформлен по тем же правилам, что и само завещание.

Преимущества рукописной формы завещания - в его простоте и отсутствии расходов на составление. Но существует риск его уничтожения, потери или кражи (наследниками после смерти завещателя).

Нотариальное завещание составляется под диктовку завещателя в присутствии двух свидетелей или нотариусов. Оно записывается от руки или печатается. Затем составленное завещание оглашают завещателю, который подписывает его в присутствии нотариуса. Если завещатель не может подписать (болезнь, инвалидность), об этом упоминается в завещании.

Нотариально составленное завещание могут оставить люди, которые не умеют или не могут писать; оно дает гарантию, что воля завещателя будет правильно отражена, так как завещание составляет нотариус; оно защищено от подделок и хранится у нотариуса.

Во французском городе Венелль была создана центральная картотека последней воли (завещаний). Когда нотариус составляет завещание или когда ему передано рукописное завещание, он должен сообщить об этом в центральную картотеку. После смерти гражданина нотариус, занимающийся распоряжением имущества, должен запросить центральную картотеку, не оставлял ли он завещания. Это позволяет обеспечить выполнение воли завещателя в соответствии с законодательством.

Частные коллекционеры, которые обогащают государственные коллекции путем передачи, завещания или дарения произведений искусства, получают от государства взамен помощь или льготы. Так, передача картины в музей может сопровождаться джентльменским соглашением о том, что музей откажется от своего преимущественного права на покупку другого произведения того же коллекционера, выставляемого на аукцион в ближайшее время, либо о том, что произведение, продаваемое за границу, будет обеспечено паспортом.

Передачи картин из частных коллекций в государственные встречаются довольно часто. С точки зрения налогообложения коллекционер должен иметь более глобальный подход в среднесрочном и долгосрочном периоде; в то же время немаловажно постараться извлечь из взаимоотношений (с налоговыми органами и хранителями музеев), возникающих в результате передачи, побольше гарантий на предмет своей дальнейшей деятельности, связанной с коллекцией.

Отношения сотрудничества между частными коллекционерами и музеем могут перерасти в более зависимые отношения или стать инструментом контроля.

Каковы мотивации коллекционеров при передаче своей собственности государству? Коллекционер планирует передачу своей собственности для того, чтобы получить для себя определенные преимущества и для того, чтобы иметь гарантии, что произведение будет экспонироваться.

Передача произведений искусства в музей может сопровождаться условием пожизненного пользования или дарителем. Даритель лишается права собственности на предмет, но продолжает пользоваться им в своих целях, имея возможность даже распространить это право пользования и на своего наследника. И только после кончины дарителя или его наследника предмет будет физически перемещен в музей.

Наследники дарителя могут пользоваться предметом только в том случае, если предмет является неотъемлемой частью интерьера исторического здания, которое открыто для посещений и условия хранения предмета соответствуют общепринятым нормам. Если одно из этих условий не выполняется, предметы должны быть переданы в музей по первому требованию. Даритель или владелец предмета может в любой момент отказаться от права пожизненного пользования предметом и передать его государству. Такая возможность на практике показала очень хороший результат, побудив многих коллекционеров передать право собственности на произведения музеям, продолжая при этом ими владеть.

Для юридических лиц право пользования предметом может продлиться 25 лет при условии, что оно экспонируется для широкой публики.

Французское законодательство предусматривает также возможность отягощать передачу предметов искусства определенными условиями. Это позволяет при согласии дарителя осуществить передачу произведений с выполнением множества условий, касающихся, например, условий их экспонирования, или при передаче целых коллекций запрет на изъятие из них отдельных предметов. Даритель, передающий принадлежащие ему произведения государству, может поставить условие, чтобы произведения попали в определенный музей государственного, регионального, муниципального или районного подчинения.

Законодательство в данной сфере очень гибкое и позволяет отягощать передачу произведений искусства условиями как в пользу дарителя, так и в пользу третьих лиц. Часты также случаи условий в пользу потомков или неизвестных лиц. Например, возможно требование о создании юридического лица для получения дара, либо об ограничении сферы деятельности уже существующего юридического лица.

С другой стороны, невыполнение условий, отягощающих передачу, влечет за собой серьезные санкции: даритель, его представители, наследники и другие заинтересованные лица могут заявить о невыполнении условий властям. Возможно также в договор передачи (дарения) включить порядок применения карающих мер в случае невыполнения отягощающих условий.

В случае, когда предметы искусства переходят в соответствии с завещанием, условием признаются даже пожелание или воля, указанные в завещании. В качестве отягощающих условий может выступать широкий спектр фактов: содержание предмета, всей коллекции или ее части в определенных условиях, освещенность и условия экспонирования, непременная ссылка на имя коллекционера-дарителя, обязательное обнародование истории произведения и его владельцев и т. д. Возможно также увековечить работу коллекционера, оградив его переданную государству коллекцию от семейных или финансовых неурядиц, с помощью специальных оговорок в завещании.

Отягощения должны тем не менее иметь разумный характер и принимать во внимание особенности музея, в который передаются произведения искусства. Акт дарения и завещание вступают в силу, пока его условия не будут одобрены принимающей стороной, которая, в свою очередь, может вносить дополнения в этот акт.

Отягощающие условия не всегда неприкасаемы. Условия, приемлемые для сторон во время передачи произведения, могли со временем потерять свою привлекательность, устареть или стать непосильными для одной из сторон. Здесь возникают два противоречащих друг другу обстоятельства: юридическое, в соответствии с которым необходимо строго следовать букве закона, и социально-экономическое, когда исполнение отягощающих условий влечет слишком большие расходы. Законом предусматривается процедура пересмотра отягощающих условий. Она возможна как для физических, так и для юридических лиц, вопреки воле дарителя или наследодателя в случае изменения обстоятельств после факта дарения или наследования таким образом, что для исполнителя выполнение отягощающих условий стало слишком затруднительным или причиняющим вред.

Отдавая себе отчет в возможности невыполнения отягощающих условий, коллекционер может в соответствии с законодательством оговорить, что дар будет отозван в случае невыполнения отягощающих условий.

В случае предстоящей проверки исполнения отягощающих условий, инициируемых дарителем, владелец произведения может предпринять контрмеры, а именно продать подаренный или завещанный ему объект. К счастью, недоразумения такого рода с подаренными или завещанными произведениями искусства случаются крайне редко.

Для обеспечения интересов дарителя применяются юридические гарантии. Так, если дар или завещание содержали положения о неотчуждаемости, даритель поставил условие, что произведение должно находиться в каком-то определенном месте или организации, его отчуждение, обусловленное изменением коллекции, возможно только в случае, если причины, по которым было поставлено условие, более не существуют, либо того требует более острая необходимость.

Еще один из инструментов, позволяющих обогатить государственные коллекции, - это так называемая процедура замены исполнения. В соответствии с законодательством любой наследник может оплатить налог на наследство путем передачи государству одного или нескольких произведений искусства, старинных книг, документов, имеющих высокую историческую или художественную ценность.

Таким образом, очевидно, что во Франции между частными коллекционерами и государством установились партнерские отношения, выражающиеся в том, что помимо налоговых преимуществ частных владельцев произведений искусства государство придерживается следующих принципов: не отягощать и поощрять общественную инициативу.

Литература

1. De Narp Olga. Etre collectionneur - Petit guide pratique. Biarritz, Infocompo, 2003.

2. Сидорова И. М. Солидарный налог на состояние во Франции // Налоги и налогообложение. 2009. Январь.

3. Code civil (Republique Francaise). URL: http://www. legifrance. com.

4. Code general des impots (Republique Francaise) // URL: http://www. legifrance. com.

5. Code du patrimoine (Republique Francaise) // URL: http://www. legifrance. com.

6. Lois du 31 decembre 1913 // sur les monuments historiques (Republique Francaise)// URL: http://www. legifrance. com.

Название документа