На страже культурного наследия

(Чайковская М. А.)

("Культура: управление, экономика, право", 2011, N 3)

Текст документа

НА СТРАЖЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

М. А. ЧАЙКОВСКАЯ

Культурное наследие - это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, он наравне с природными богатствами является главным основанием для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Наследие во многом формирует менталитет и утверждает преемственность гуманитарных ценностей и бережет традиции. Сохранение культурного наследия - основа дальнейшего развития общества.

Утрата культурных ценностей невосполнима и необратима. Это обусловливает необходимость сбережения объектов культурного наследия, их охрану, реставрацию и восстановление. Охрана объектов культурного наследия возможна разными средствами, прежде всего правовыми. Право дает необходимый инструментарий для установления таких режимов, которые позволяют не только обеспечить охрану самих объектов, но и создать условия для конституционного права человека на изучение этих объектов и пользование ими.

На юридический отдел Правового управления Росохранкультуры в период осуществления своей деятельности были возложены следующие полномочия:

- правовое обеспечение деятельности Росохранкультуры;

- участие в совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы, входящие в компетенцию Росохранкультуры;

- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, проектов договоров;

- представление интересов Росохранкультуры в органах судебной власти.

Большое внимание Росохранкультура уделяет судебным процессам как неотъемлемой части в реализации своих полномочий. Вынесенные судебные решения различных судебных инстанций, как правило, имеют большой резонанс в средствах массовой информации, поскольку затрагивают действия властей Российской Федерации различного уровня.

Появилось понимание судами необходимости привлечения к ответственности лиц, нарушивших закон в области охраны культурного наследия, и применения к ним адекватных мер воздействия. Также судебные решения позволили выявить явные пробелы и противоречия в законах и подзаконных актах.

Росохранкультура в период осуществления своей деятельности принимала активное участие в судебных разбирательствах арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Из наиболее значимых судебных решений, принятых по результатам участия Росохранкультуры, следует отметить следующие:

20 декабря 2010 г. Санкт-Петербургский городской суд вынес решение о признании недействующими: Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 г. N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 820-7), а также Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 29-10) с момента их принятия в части градостроительных регламентов в границах зон охраны (включая схему высотного регулирования).

Соответствующий законопроект, ограничивающий высоту, а также саму возможность застройки прилегающих к памятникам территорий, согласован Росохранкультурой в 2008 г. Однако в Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесен измененный законопроект без повторного согласования, что не соответствует требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

Санкт-Петербургский городской суд после четырех судебных заседаний согласился с позицией Росохранкультуры, что оба нормативных акта были приняты в 2009 г. с нарушением предусмотренной федеральным законодательством процедуры об обязательном согласовании границ и режимов использования охранных зон, и вынес решение о признании вышеуказанных законов недействующими с момента их принятия в части градостроительных регламентов в границах зон охраны (включая схему высотного регулирования).

Представители губернатора Санкт-Петербурга подали кассационную жалобу на решение Санкт-Петербургского городского суда. 16 марта 2011 г. Верховный Суд Российской Федерации оставил в силе решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 г., а кассационную жалобу губернатора без удовлетворения.

Росохранкультура совместно с Управлением Росимущества в Московской области вела ряд судебных процессов по признанию недействительными договоров аренды земельных участков на территории и в охранной зоне ансамбля усадьбы "Архангельское", а также распорядительных актов администрации Красногорского муниципального района.

Московским областным судом рассмотрено заявление В. А. Яковлева о признании недействительным Постановления правительства Московской области N 156/18 "Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района", в связи с тем что указанное постановление ограничивает его права как собственника участка в поселке Горки-6.

Заявление В. А. Яковлева подано в целях прекращения многочисленных судебных процессов, отмены мер государственной охраны исторических территорий, вывода земель из федеральной собственности, что позволило бы размежевать и застроить земли усадьбы "Архангельское".

Благодаря единой позиции в суде представителей службы Министерства культуры Московской области и музея-усадьбы "Архангельское" 18 февраля 2010 г. Московский областной суд отказал В. А. Яковлеву в удовлетворении его требований.

Обоснованность и законность данного решения подтвердились Определением Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2010 г., согласно которому поданная В. А. Яковлевым кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.

18 августа 2010 г. состоялось заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, на котором было рассмотрено решение Московского областного суда по заявлению ООО "Национальный Лермонтовский центр в Середниково" о признании недействующим пункта 1 Постановления правительства Московской области от 21 января 2010 г. N 24/56 "Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское)" XVII - XVIII вв." в деревне Середниково Московской области" и приложения к данному Постановлению. Согласно заявлению истца нарушены его права и законные интересы как пользователя объекта культурного наследия памятника истории и культуры федерального значения усадьбы "Середниково" "Мцыри (Спасское)".

Основанием принятия правительством Московской области оспариваемого Постановления стал проект зон охраны усадьбы "Середниково" "Мцыри (Спасское)", разработанный в целях приведения в соответствие с требованиями законодательства границ и режимов использования зон охраны, который был согласован с Росохранкультурой. При рассмотрении кассационной жалобы об отмене указанного решения Верховный Суд Российской Федерации в удовлетворении требований ООО "Национальный Лермонтовский центр в Середниково" отказал, решение суда первой инстанции оставил без изменения.

В целях определения порядка работы по представлению интересов Росохранкультуры и ее территориальных органов в судах всех инстанций, а также по исполнению вступивших в законную силу судебных актов по инициативе юридического отдела Правового управления разработан и утвержден Приказом Росохранкультуры от 5 апреля 2010 г. N 56 Регламент по организации судебно-правовой работы и исполнительного производства. В рамках реализации вышеуказанного Регламента Правовым управлением подготовлен обзор судебной практики Росохранкультуры и направлен для руководства в работе в территориальные органы Росохранкультуры.

В целях систематизации нормотворческой деятельности Росохранкультуры юридическим отделом Правового управления подготовлены материалы для издания сборника нормативных правовых актов Росохранкультуры.

Правовым управлением в апреле 2010 г. проведен обучающий семинар с заместителями руководителей территориальных органов на тему "Правовое обеспечение деятельности Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия". В рамках семинара проведены практические занятия со специалистами территориальных органов Росохранкультуры, занимающихся правовой работой.

Руководство Правового управления приняло активное участие в проведении IX Всероссийского съезда органов охраны памятников, состоявшегося 21 - 23 декабря в городе Москве, и третьего регионального семинара по имплементации международного гуманитарного права по вопросам защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, состоявшегося 10 - 12 ноября в городе Минске.

Таким образом, Правовому управлению удалось построить правовой каркас отрасли, создать судебные прецеденты, позволяющие решать проблему нарушения законодательства в области охраны культурного наследия не только на локальном, но и на глобальном уровнях.

Название документа