О методике чтения учебной лекции в юридическом вузе

(Бельский К. С., Зайцева Л. А.) ("Юридическое образование и наука", 2011, N 2) Текст документа

О МЕТОДИКЕ ЧТЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЛЕКЦИИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ <*>

К. С. БЕЛЬСКИЙ, Л. А. ЗАЙЦЕВА

Бельский Константин Степанович, доктор юридических наук, профессор Российской академии правосудия.

Зайцева Людмила Анатольевна, кандидат юридических наук, преподаватель Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина.

В статье представлены основы методики учебной лекции в юридическом вузе. Основное внимание уделено подготовке лекции и самому лекционному процессу. Чтение лекции в студенческой аудитории было и останется краеугольным камнем, основой юридического образования, основой изучения любой отраслевой юридической науки. Именно речь преподавателя, его живое слово могут лучше всего пробудить в студенте любовь к юридическим знаниям.

Ключевые слова: лекция, преподаватель вуза, подготовка лекции, наглядность, заключительная часть лекции.

The article presents the fundamentals of methods of educational lecture in juridical higher educational institution. The special attention is drawn to preparation of lecture and the lecturing process itself. The giving of lecture to the students was and will remain the milestone, the fundamental of juridical education, fundamental of study of any branch juridical science. The speech of a teacher, his words may arise in students love to juridical knowledge.

Key words: lecture, teacher of higher educational institution, preparation of lecture, demonstrativeness, concluding part of lecture.

Лекция представляет собой ведущий вид обучения студентов. Большинство педагогов определяли (и определяют) чтение лекции как ведущую форму обучения студентов. Именно содержание, способ воздействия на студенческую аудиторию, качество лекции определяют другие формы обучения студентов, к которым относятся семинары, практические занятия, консультации, лабораторные работы и т. д. Но лекция не только форма обучения, но и метод обучения. Как форма, как метод воздействия на студенческую аудиторию лекция представляет собой устное изложение учебного материала. Речь, слово - главное оружие любого преподавателя вуза, и в чтении лекции это оружие проявляет себя, воздействует на слушателя - студента наиболее глубоко и запоминающе. Без преувеличения можно сказать, что тот, кто любит читать лекции в студенческой аудитории, кого захватывает эта стихия передачи знаний другим, - тот истинный преподаватель. Л. И. Петражицкий правильно утверждал, что возникновение университетов в Западной Европе объясняется не столько потребностями и стремлением к научному знанию со стороны необразованной массы ("неученых"), сколько потребностями и стремлением отдельных образованных и знающих лиц учить других, делиться знаниями с другими, проповедовать <1>. -------------------------------- <1> См.: Петражицкий Л. И. Университет и науки. Теоретические основы. СПб., 1907. Т. 1. С. 182.

Лекция - это не только педагогический процесс, это и психологический процесс. Она может отражать научное воодушевление преподавателя и вытекает не только из обязанности сообщить студентам знания, предусмотренные учебной программой, но также из внутренней потребности приобщить к этим знаниям других людей. Каждый великий проповедник вероучения - это лектор. Христос - это прежде всего лектор. Таким его рисует Э. Ренан в своей знаменитой книге об Иисусе Христе. "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто" <2>. -------------------------------- <2> Библия. Новый Завет. М., 1979. С. 1256.

Подготовка лекции. Чтение лекции перед студенческой аудиторией - это ответственный и вместе с тем интересный творческий труд. Качество любой лекции прежде всего зависит от подготовки к ней, поэтому каждая лекция должна быть тщательно подготовлена. Данное положение имеет особое отношение к юридическим наукам, прежде всего таким, как финансовое и административное право, где законодательство подвижно и изменчиво. Между тем имеющиеся лекционные тексты и конспекты лекции отражают прошлый учебный год. Это означает, что материалы лекции должны быть переработаны и обновлены. Известный правовед и прекрасный лектор И. И. Перетерский говорил: "Всякая лекция должна быть лекцией сегодняшнего дня" <3>. -------------------------------- <3> Перетерский И. И. О лекциях по юридическим наукам (из заметок старого профессора) // Сов. гос. и право. 1950. N 9. С. 30.

Подготовка лекции - очень кропотливый труд. За двухчасовой хорошо прочитанной лекцией, которую слушает студенческая аудитория, стоит большой труд ученого. Желательно, чтобы день, предшествующий дню чтения лекции, был свободным от работы и мог быть полностью посвящен подготовке к лекции. Подготовка лекции имеет несколько этапов: 1) составление плана лекции по данной теме; 2) отбор и обновление материала для предстоящей лекции; 3) составление текста лекции и ее конспекта. Количество вопросов в плане лекции не должно быть чрезмерным, приблизительно от 2 до 4 на одну двухчасовую лекцию, с расчетом сконцентрировать внимание на наиболее важных. Так, читая лекцию по финансовому праву на тему "Бюджетный процесс в Российской Федерации" и сформулировав план лекции с учетом всех стадий, основное внимание лектор может сосредоточить на "Рассмотрении и утверждении бюджета" и на вопросе "Исполнение бюджета по доходам и расходам". План лекции должен быть логически стройным и составлен таким образом, чтобы лекция была законченным целым: освещала всю тему и имела выводы. Поэтому необходимо заранее продумать изложение материала по всем вопросам, предусмотренным планом, в течение положенного для лекции времени. Желательно, чтобы вопросы плана лекции совпадали с вопросами, разбираемыми на семинаре, и включенными в билеты экзаменов. Отбор и обновление материала определяется планом лекции. Материал отбирается из различных источников: нормативных актов, монографий, учебников, периодической печати и т. д. Отобранный и обновленный материал перерабатывается, осмысляется и затем преподносится студентам. Иначе говоря, переработанный материал и включенный в текст лекции должен быть собственным творческим произведением преподавателя. Нельзя, читая лекцию, пересказывать текстуально какой-либо учебник. Лучшие студенты ("аристое") это заметят, лекцию перестанут слушать и просто-напросто посещать. Задачей лекции не является изложение всех вопросов, предусмотренных учебной программой. Поэтому при подготовке лекции нужно внимательно обдумать, на каких принципиальных положениях следует остановиться подробнее, какие вопросы достаточно лишь затронуть, дав им лишь общее освещение, отослав студентов к учебнику. Так, при анализе вопросов налогового права можно дать беглое освещение вопросов налогового контроля, поставив студентов в известность о том, что вопросы финансового (также налогового) контроля будут подробно разобраны в завершающей части лекционного курса. По справедливому мнению И. С. Перетерского, "к лекции неприменимо (предъявляемое к учебнику) требование равномерности изложения материала" <4>. -------------------------------- <4> Перетерский И. И. Там же. С. 37.

Желательно не перегружать лекцию по финансовому праву, как, впрочем, по любой отрасли права нормативными материалами. Как справедливо заметил известный цивилист профессор И. С. Иоффе, преподаватель-юрист совсем не обязан излагать содержание всех норм изучаемой отрасли. Такая задача ввиду чрезвычайного обилия нормативного материала, относящегося к некоторым темам, была бы неуместной и в педагогическом отношении, так как приводила бы к загромождению лекции деталями <5>. Лекционный курс следует ограничивать важнейшими нормативными актами, нормы которых называют отрасль права (административное, гражданское, финансовое) в виде единого целого, показывает дух отрасли. Некоторые преподаватели, читающие лекции в студенческой аудитории, приводят номера статей кодексов, название различных нормативных актов лишь по памяти. Однако цитаты, цифровые, в том числе нормативные и статистические данные следует зачитывать, ссылаясь на источник. -------------------------------- <5> См.: Иоффе О. С. Методика чтения лекций по гражданскому праву // Вопросы методики преподавания юридических дисциплин. Сталинобад, 1957. С. 17.

Лекция должна быть построена логично - так, чтобы она представляла естественное и последовательное развитие единой концепции. Это означает, что каждая часть лекции должна быть органически связана с другими частями, а материал располагаться по формуле: от известного к неизвестному. После отбора и обновления лекционного материала необходимо подумать об использовании практического материала и подборе примеров, о применении наглядных пособий, схем и диаграмм, в том числе с использованием инновационных методов. С этой же целью просматривается новая литература по теме и вновь изданные нормативные акты. Полный текст лекции для самой лекции не нужен и даже вреден, так как сковывает устную речь. Преподаватель должен иметь, стоя на кафедре, конспект лекции, который представляет собой блокнотного формата листки или карточки, где могут быть тезисно записаны основные положения, дефиниции, цитаты. Цитировать какой-либо текст следует в редких случаях, но непременно нужно указать автора. В конспекте лекции можно обозначить переходы от анализа одного вопроса к анализу другого. Конспектом лекции преподаватель может редко пользоваться, если у него отличная память, но он должен лежать перед ним на кафедре. Это есть долг лекторской добросовестности и вежливости перед студенческой аудиторией. Можно согласиться с профессором В. Е. Чиркиным, когда он говорит: "Подготовка полного текста лекции и ее конспекта необходимы всегда" <6>. -------------------------------- <6> Чиркин В. Е. Методика чтения учебных лекций // Вопросы совершенствования преподавательского мастерства (Материалы методической конференции). Свердловск, 1969. С. 5.

Особое место в лекционном курсе занимает первая лекция, которую называют вводной, так как она знакомит студентов с новой для них отраслью права или новой наукой. На этой лекции необходимо уделить хотя бы 5 - 10 минут характеристике той отрасли права, по которой будут читаться лекции, постараться раскрыть значение и дух данной отрасли, основные начала и главное ее содержание, показать привлекательные и полезные стороны в будущей научной и практической деятельности. На этой лекции следует уделить время организационным вопросам: рекомендовать учебники по изучаемой дисциплине и дать каждому из них беглую характеристику; просить студентов задавать вопросы в ходе лекционного чтения не устно, а письменно в форме записок и, главное, по теме читаемой лекции; обратить внимание на то, чтобы классная доска была чистой и при ней был мел для черчения схем. И еще одно замечание: к первой лекции следует подготовиться особенно тщательно, продумать хорошо изложение материала. Прочитанная слабо и скучно такая лекция может определить негативное отношение студентов к последующим лекциям. Лекция есть устное воспроизведение, а не чтение вслух текста. Всегда нужно помнить, что лекция не читается, а произносится, и по своей форме должна быть живым, а не книжным словом. Процесс произнесения лекции как устного произведения имеет решающее значение <7>. Нельзя лекцию превращать в диктант. Лекция - устное, живое слово. Все, кто хорошо читал лекции и вместе с тем писал о них, не рекомендовали читать их по тексту, а говорить от себя. Вот что писал И. И. Перетерский: "Мы обычно гораздо хуже читаем по написанному, чем говорим от себя" <8>. Чтение лекции по тексту - вообще недопустимо, чтение по учебнику даже собственного производства - также нежелательно. Если лектор - а это часто встречается у молодых преподавателей - раб заранее составленного текста и читает его подряд, он не может рассчитывать на тесный контакт с аудиторией. Кроме того, когда лекция превращается в диктант, у студентов не столько работает голова, сколько руки. Подобное чтение лекции от начала до конца уменьшает ее основное достоинство - активное воздействие на слушателя. -------------------------------- <7> См.: Фарбер И. Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984. С. 183. <8> Перетерский И. И. Указ. соч. С. 35.

Лекция начинается с того, что вошедший в аудиторию преподаватель делает попытку привести студентов в рабочее состояние и, с помощью некоторых жестов, прекращает шум и разговоры в аудитории. Первая фраза преподавателя имеет целью успокоить студентов. Устанавливается необходимая для начала лекции тишина, следует фраза: "Прошу записать тему сегодняшней лекции". И далее: "Вот вопросы, на которых мы сегодня остановимся". План лекции по возможности должен быть студентами записан, он служит основой для самостоятельной работы студента и предопределяет работу на семинарских занятиях. Также студентам предлагается монографическая литература по теме и статьи, где данная тема освещена содержательно и понятно. Во время чтения лектор занимает одно и то же место на кафедре, читая лекцию стоя. Это правильное положение, если к тому же установлен микрофон. Лектору необходимо видеть всю студенческую аудиторию, переводя взор с одной стороны слушателей на другую. Жестикуляция, повороты корпуса должны быть умеренными, но абсолютная неподвижность тоже неуместна. Неприятное впечатление отстраненности от аудитории производит лектор, который, свободно владея словом, выступает, уставившись в одну точку или смотрит в потолок зала. Умение правильно себя держать перед аудиторией, просто и естественно, вызывает положительное отношение студентов к преподавателю. Вообще манера говорить в аудитории, смотреть на слушателей, одежда преподавателя непременно воздействует на студентов. Лектору желательно быть строго и прилично одетым. Джинсовый костюм или вычурный пиджак могут вызвать у студентов насмешливое отношение и пересуды. Отсюда нередко на лекциях посторонние разговоры, смех. Записывать студентам необходимо самое существенное, причем на это существенное нужно обратить внимание самому преподавателю. Если студент записывает все то, что говорит преподаватель-лектор, то о серьезной умственной работе, о глубоком понимании того, что он слушал, почти не может быть речи. Закрыв по окончании лекции тетрадь, студент тут же забывает все то, что слушал и записывал. Каждый лектор должен помнить, что немногие студенты могут внимательно, не отвлекаясь, слушать лекцию в течение двух часов. Поэтому лектор должен избегать однообразия и монотонности, а использовать различные педагогические способы, снимающие усталость студентов. Так, читая лекцию об аудиторском контроле, можно сделать экскурс в историю Англии и рассказать, почему эта форма финансового контроля появилась именно в этой стране и почему ее не было в СССР. Рисование схем и их объяснение тоже создает разрядку в аудитории. Шутка и анекдот снимают усталость, но если они к месту и в меру. Лектору следует обращать внимание на свой голос, так как он имеет прямое отношение к восприятию лекционного материала. Можно подготовить хорошую содержательную лекцию, но если ее произнести тихим и вялым голосом, то такая лекция не даст желаемого эффекта. Лекция читается с использованием микрофона, чтобы лектора слышали все студенты. В наиболее важных местах лекции, где анализируются наиболее важные (ключевые) вопросы, лекция читается более живо и эмоционально. А. П. Чехов в одном из писем писал: "Вышли лекции Захарьина. Я купил их и прочел. Увы! Есть либретто, но нет оперы. Нет той музыки, которую я слышал, когда был студентом <9>. Л. И. Петражицкий особенно высоко ценил в лекции ее эмоциональный компонент. По его словам, "даже дефекты речи не мешают успеху лекции, если лектор знает дело и читает лекцию с воодушевлением" <10>. Вместе с тем лекция, как и любая устная речь, требует также строгого соблюдения правил фонетики, т. е. правильного произношения слов, должных ударений. -------------------------------- <9> Чехов А. П. Полн. собр. соч. М., 1944. Т. 14. С. 445. <10> Петражицкий Л. И. Указ. соч. С. 260.

Использование наглядности при чтении лекции. При подготовке лекции необходимо позаботиться об использовании метода наглядности, который являлся и является классическим методом обучения как в средней, так и в высшей школе. Много ценных положений по вопросу о наглядности в обучении обосновал швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, признававший наглядность "безусловно фундаментом всякого познания". Наглядность помогает студентам усвоить, т. е. понять и запомнить, знания, получаемые при слушании лекции. Здесь психология овладения знаниями одинакова для всех. И школьник, и студент любят схему, начерченную мелом на доске или показанную с помощью компьютера на экране в виде слайда. Еще в глубокой древности было замечено, что даже примитивный рисунок на песке оставляет значительно более глубокий след в памяти человека, нежели рассказ об этом изображении. Более 80 процентов всех сведений об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Интенсивность процессов чувственного этапа познания существенно возрастает при совместном использовании зрительного и слухового анализаторов. При традиционном чтении лекций восприятие учебной информации опирается в основном на произвольное внимание, требующее волевых усилий со стороны обучаемых. Чтение лекций с демонстрацией иллюстративного (наглядного) материала позволяет преподавателю использовать непроизвольное внимание студентов, которое при обычном чтении лекции используется слабо <11>. -------------------------------- <11> См.: Кирсанов В. Н. Использование аудиовизуальных методов при сопровождении учебного процесса // Современные методики преподавания учебных дисциплин в юридическим вузе. Саратов, 2009. С. 7.

Старейшим способом наглядности при чтении лекции является использование преподавателем для иллюстрирования важных финансово-правовых положений схемы. Такие схемы готовятся заранее, продумываются, сначала исполняются на бумаге, а затем воспроизводятся. Однако использование схемы в процессе чтения лекции может осуществляться при определенных условиях. Главное из них - это дидактическая оправданность применяемой во время лекции схемы. Схема должна помогать раскрывать наиболее трудную часть лекции и закреплять рассказанный материал в памяти студентов. Несомненно, что преподаватель, читающий лекцию, сам определяет, какое научное положение необходимо проиллюстрировать с помощью схемы. Представляется, однако, что как в науке административного права, так и в науке финансового права есть ряд понятий, которые, пожалуй, в обязательном порядке требуют словесного объяснения в сочетании со схемой. К ним относятся: "финансовая система"; "система финансового права"; "система финансово-правовых актов"; "бюджетное устройство", "налоговая система", "структура налога" и т. д. Используя при чтении лекции схему, нужно помнить, что частое использование схем не стимулирует студентов к умственной деятельности и даже притупляет их внимание к анализируемым научным положениям. В процессе чтения лекции преподавателем могут быть использованы инновационные методы наглядности, к которым, в частности, относится презентация - показ на экране с помощью компьютера слайдов в логической последовательности. Слайд - отдельный кадр на экране, на который выносится информация разного вида: схема (схемы), текст, диаграммы, таблицы, фотографии, портреты крупных ученых. Показ слайдов сопровождается объяснением лектора. В подготовку презентации входят: написание полного текста лекции; выборка в этом материале основных содержательных моментов для внесения на слайды и визуального представления. Слайды не содержат весь материал лекции, а только те части информации, которые лучше представить (и воспринять) визуально. Текст, выносимый на слайды, редактируется и сокращается ради лаконичности формулировок, для наглядности вставляются иллюстрации: схемы, таблицы, диаграммы и т. д. Практика предполагает репетицию и оценку времени, достижение полного владения темой и вниманием студентов. Использование презентаций для сопровождения чтения лекций студентами воспринимается неоднозначно. Такого рода инновационные методы не могут заменить преподавателю и студентам прямое общение и "выхолащивают идею лекции как процесса сотворческого познания" <12>. Подобные сомнения высказываются отечественными и зарубежными преподавателями вузов. Да и Гете в свое время сказал: "Ни одна машина не заменит воздействия человека на человека". Однако жизнь идет вперед, и число преподавателей, использующих презентации в лекциях, постепенно увеличивается. -------------------------------- <12> Гаврилов М. В. Инновационные методы чтения лекций // Современные методики преподавания учебных дисциплин в юридическим вузе. Саратов, 2009. С. 5 - 6.

Вопросы студентов и ответы преподавателя в заключительной части лекции. Заключительная часть лекции - это ее окончание. Оно является не менее сложным, чем начало лекции, а потому должно быть также продумано при подготовке. Окончание лекции включает в себя два элемента: 1) последние абзацы лекционного выступления; 2) время, отведенное для вопросов студентов и ответов преподавателя. Завершающие абзацы лекции могут быть прочитаны путем повторного и краткого изложения главных положений, которые затрагивались в лекции и на которых акцентировалось внимание преподавателя <13>. Если, к примеру, лекция читалась на тему "Виды административного (полицейского) принуждения в Российской Федерации", то, резюмируя изложенное в заключительной части, лектор бегло характеризует все виды, но особый акцент делает на мерах административного пресечения и административной ответственности, указывая, что данные меры весьма эффективны в установлении общественного порядка и вместе с тем при их превратном использовании чаще всего нарушают права и свободы граждан. -------------------------------- <13> См.: Смирнова М. Б. Педагогическое мастерство вузовского лектора // Современные методики преподавания учебных дисциплин в юридическом вузе. Саратов, 2009. С. 60 - 64.

На вопросы студентов и ответы на них преподавателю следует в пределах лекционного времени зарезервировать 5 - 6 минут. Вообще попутно следует заметить, что одним из проявлений мастерства лектора является его умение рассчитать время. Недопустимо, чтобы преподаватель затягивал лекцию или отвечал на вопросы, задерживая студентов. Как начинать, так и заканчивать лекцию следует в указанное в расписании время. Это дисциплинирует студентов и самого преподавателя. Ответы на вопросы студентов требуют не только хороших знаний по предмету чтения лекции, но также умения и такта. Вопросы по читаемой теме студенты могут задавать письменно и устно в процессе чтения лекции или после нее. Нужно твердо исходить из того, что не на все вопросы имеет смысл отвечать. Если вопрос не связан с темой, то не следует тратить время на оглашение записки и ответ. Можно просить автора такого вопроса после окончания лекции обратиться лично. Может быть задан вопрос по теме, но сложный, на который преподавателю сразу (экспромтом) ответить трудно. В таких случаях не нужно фантазировать, изворачиваться или давать уклончивый ответ. Студенты такое поведение поймут, и оно отразится на авторитете преподавателя. Допустимо ли перенесение ответов на вопросы студентов на следующую лекцию? Это, конечно, нежелательно, но бывают трудные вопросы и, чтобы ответить на них обстоятельно, нужно заглянуть в книги, навести справки, посоветоваться с коллегами, посмотреть еще раз нормативные правовые акты. Однако в таком случае следует честно признаться, что на данный вопрос экспромтом ответить сложно и дать обещание ответить на него в начале следующей лекции или при следующей встрече, если студент подходил с вопросом индивидуально. "Вдвойне ценно то, что знаешь, когда сознаешься в том, чего не знаешь" (Шопенгауэр). Добавим к сказанному то, что ответы на вопросы студентов требуют от лектора внимательности и уважения к задавшему вопрос студенту. Нельзя пускаться в полемику, которая бы унижала и высмеивала студента. Как бы наивен и абсурден ни был вопрос, нужно считаться с самолюбием студента и помнить, что перед Вами учащийся, который многого еще не знает, но хочет узнать <14>. Преподавателю-лектору нужно помнить о том, что о нем как о человеке, педагоге, ученом студенты прежде всего судят по тому, как он ведет себя в аудитории, читая лекцию. -------------------------------- <14> См.: Галесник Л. С. О методе чтения лекций // Вопросы методики преподавания в юридических вузах. Свердловск, 1960. С. 26.

Резюмируя изложенное. В системе форм обучения студентов лекция издавна признавалась ведущей формой, хотя отдельные ученые подвергали данное положение сомнению. В России до 1917 г. в сфере высшего юридического образования ряд представителей профессорско-преподавательского корпуса (П. Е. Казанский, В. М. Герасимов и др.) противопоставляли лекциям семинарские занятия, полагая, что именно на этих занятиях студенты ведут себя активно, обсуждая юридические вопросы и работая с нормативным материалом <15>. В СССР вопрос о соотношении лекции и семинарского занятия был решен достаточно успешно. Обе формы ведения занятий в юридическом вузе были признаны важными, но при ведущей роли лекции. Однако и в СССР не у всех преподавателей высшей школы подход к чтению лекций был одинаков. Так, в 70-е годы XX в. профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Н. Ф. Талызина писала, что "следует пересмотреть мнение о том, что лекция - ведущий и самый эффективный метод обучения в высшей школе: накоплено немало данных, которые говорят, что это далеко не всегда так" <16>. Автор далее оправдывает свое мнение тем, что лекция была незаменима тогда, когда книга в обществе была редкостью, а технические средства передачи информации были слабо развиты. И Болонская декларация от 19 июня 1999 г. отнеслась к лекции как к форме учебного процесса не совсем лояльно <17>. Такой взгляд нельзя признать глубоким. Лекция не только форма передачи знаний, но также форма непосредственного нравственного влияния педагога (профессора) на личность студента, приобщение его к научной деятельности. Дореволюционный историк права профессор В. И. Сергеевич справедливо сказал, что еще никому "не удавалось заменить лекцию чем-нибудь лучшим" <18>. -------------------------------- <15> См.: Казанский П. К вопросу о постановке преподавания на юридических факультетах. Одесса, 1901; Герасимов В. М. Устранение чтения лекций в академической или университетской системе преподавания наук. СПб., 1881. <16> Талызина Н. Ф. Совершенствование обучения в высшей школе // Советская педагогика. 1973. N 7. С. 76. <17> Галаган А. И., Прянишникова О. Д. Анализ формирования европейской зоны высшего образования в соответствии с принципами и условиями Болонской декларации от 19 июня 1999 года (Сборник авторских работ). М., 2004. <18> Сергеевич В. И. Воспитание и обучение в наших университетах. Извлеч. из жур. "Научное обозрение". Октябрь 1898 г. С. 4.

Чтение лекции в студенческой аудитории было и останется краеугольным камнем, основой юридического образования, основой изучения любой отраслевой юридической науки. Именно речь преподавателя, его живое слово могут лучше всего пробудить в студенте любовь к данной отрасли права и стремление увеличить по ней свои знания. При этом нужно иметь в виду две стороны явления, которое называется "живым словом" преподавателя. Во-первых, очень важно, чтобы у каждого вузовского преподавателя, читающего лекции, был свой, лично им самим разработанный курс лекций. Нудно и даже аморально читать лекции по чужому учебнику. Только тогда преподаватель может считаться подлинным представителем своей дисциплины, когда он разработает и напечатает свой лекционный курс, а кафедра и студенчество признают этот курс удовлетворяющим требованиям науки. Во-вторых, желательно, чтобы лекционный курс читался не фрагментарно - сначала одним, потом вторым, затем третьим преподавателями. Наиболее эффективное чтение лекций может быть там, где лекции по данной дисциплине относительно длительное время (например, в течение семестра) читает один преподаватель, к требованиям и манере чтения которого студенты привыкают, приспосабливаются.

Название документа