Инновации и инновационная деятельность: проблема определения и правового закрепления

(Белицкая А. В.) ("Предпринимательское право", 2011, N 3) Текст документа

ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ

А. В. БЕЛИЦКАЯ

Белицкая Анна Викторовна, кандидат юридических наук, юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, кафедра предпринимательского права.

В настоящее время тема инноваций приобрела особую актуальность в связи с необходимостью модернизации экономики. В статье рассматривается вопрос правового обеспечения инновационной деятельности, а именно выработка понятийного аппарата. Автор рассматривает такие понятия, как "инновации", "инновационная деятельность", "объект" и "субъекты инновационной деятельности", "инновационный проект".

Ключевые слова: инновации, инновационный проект, инновационная деятельность, венчурные инвестиции.

Innovations and innovational activity: problem of definition and legal consolidation A. V. Belitskaya

The topic of innovations has acquired the special actuality in connection with the necessity of modernization of economy. The article considers the issue of legal support of innovational activity, i. e. elaboration of conceptual framework. The author considers such concepts as innovations, innovational activity, object and subjects of innovational activity, innovational project.

Key words: innovations, innovational project, innovational activity, venture investments.

Переход российской экономики на инновационный путь развития является одним из основных заявленных приоритетов государственной экономической политики <1>. Развернутая программа решения этой стратегической задачи дана в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Концепцией предусмотрено повышение доли инновационного сектора в ВВП с 10,9% в 2007 г. до 18% в 2020 г. <2>. Несмотря на то что инновационное развитие является приоритетом, специальный федеральный закон об инновациях в России до сих пор не принят. Отсутствие единой концепции правового регулирования инноваций и инновационной деятельности создает безусловные препятствия для привлечения инвестиций в сферу инноваций. Это обусловливает необходимость выработки теоретической основы правового регулирования инновационной деятельности, в том числе категориального аппарата, с целью его последующего правового закрепления. -------------------------------- <1> См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://президент. рф/ news/ 9637. <2> См.: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (в ред. от 8 августа 2009 г.) // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

Понятие "инновация" является по своей сути экономическим явлением. Основоположник теории инноваций Й. Шумпетер рассматривал инновацию как средство предпринимательства для получения прибыли <3>. В современной экономической литературе понимание сути инноваций не изменилось. В общем виде под инновацией понимается предмет (результат, продукт, объект), полученный в ходе овеществления или коммерциализации продуктов научно-технической деятельности <4>. -------------------------------- <3> См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Пер. с нем. В. С. Автономова и др. М., 1982. <4> См.: Повышение инновационной эффективности экономики России / Под ред. В. П. Логинова, А. С. Кулагина. М., 1994. С. 8.

В юридической литературе отмечается, что инновация представляет собой созданное с использованием новейших научных достижений и внедренное на рынок или в практическую деятельность новшество, воплощенное в новых товарах (работах, услугах) или процессах <5>. Д. В. Грибанов определят инновацию как объект правоотношения, отличающийся своим нематериальным содержанием и представляющий собой полезное знание, существующее в виде организованного процесса или продукции <6>. При этом автор выявляет следующие признаки инноваций: 1) новизна; 2) направленность на конкретное преобразование; 3) связь с интеллектуальной деятельностью; 4) производственная применимость; 5) коммерческая реализуемость; 6) получение экономической выгоды или создание условий для ее получения; 7) эффективность <7>. Отметим, что, с точки зрения Д. В. Грибанова, инновация обязательно должна быть или предполагаться коммерчески успешной. Однако следует учитывать, что существуют исключения из правила о коммерческой успешности инноваций, в частности случаи венчурного инвестирования, которое не обязательно предполагает, что все проекты и даже большая их часть будут окупаемы. -------------------------------- <5> См.: Ершова И. В., Иванова Т. М. Предпринимательское право: Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 1999. С. 251; Российское предпринимательское право: Учеб. / Отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М.: ТК "Велби"; Проспект, 2006. С. 770 - 774. <6> См.: Грибанов Д. В. Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики // Российский юридический журнал. 2010. N 4. С. 144 - 155. <7> См.: Там же.

М. В. Волынкина понимает под инновациями вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, включая научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли <8>. В данном определении цель получения прибыли не является единственно возможной, присутствует также цель удовлетворения общественных потребностей. О. А. Городов связывает понятие инноваций с результатами интеллектуальной деятельности, определяя их как результат (охраняемый либо неохраняемый), воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, подлежащего реализации, процесса либо в новом подходе при решении социально-культурных задач <9>. Отметим, что и в данном определении присутствует "социальная составляющая". -------------------------------- <8> См.: Волынкина М. В. Инновации и предпринимательство: соотношение понятий // Закон. 2006. N 4. С. 33. <9> См.: Городов О. А. Правовая инноватика (правовое регулирование инновационной деятельности). СПб., 2008. С. 18.

Как уже отмечалось, определение понятия инновации отсутствует в федеральных законах (хотя дано определение инновационной деятельности), однако предпринята попытка дать такое определение на уровне федеральных подзаконных нормативных актов <10>. -------------------------------- <10> См.: Приказ Росстата от 30 октября 2009 г. N 237 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций" (в ред. от 6 сентября 2010 г.) // Вопросы статистики. 2010. N 2.

На региональном уровне определения инновации содержатся в ряде законов субъектов РФ, при этом предложенные определения ограничены сферой и территорией действия соответствующего акта (в настоящее время специальные законы имеют около 60 субъектов РФ). Так, в указанных законах инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности <11>, как результат научного, интеллектуального труда, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, процесса, обладающего коммерческим потенциалом <12>, как конечный результат инновационной деятельности (товар, технология, работа, услуга), обладающий новизной, полезностью и (или) социальной значимостью, используемый в практической деятельности <13>. -------------------------------- <11> См.: ст. 2 Закона Челябинской области от 26 мая 2005 г. N 383-ЗО "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области" (в ред. от 29 октября 2009 г.) // Южноуральская панорама. 2005. N 100. 9 июня. <12> См.: ст. 2 Закона Республики Ингушетия от 7 декабря 2010 г. N 58-РЗ "Об инновационной деятельности в Республике Ингушетия" // Ингушетия. 2010. N 211 - 212. 18 дек. <13> См.: ст. 2 Закона Краснодарского края от 5 апреля 2010 г. N 1946-КЗ "О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае" (в ред. от 1 марта 2011 г.) // Кубанские новости. 2010. N 57. 8 апр.

Мы понимаем под инновацией конечный результат инновационной деятельности, обладающий новизной, коммерческим потенциалом и (или) социальной полезностью или значимостью, существующий в виде организованного процесса или продукции, внедренных в практическую деятельность. Сопоставим понятие инноваций с понятием "объект инновационный деятельности". О. И. Худокормова отмечает, что в литературе понятие объекта инновационной деятельности является неопределенным и включает в себя результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Автор предлагает исключить из перечня объектов инновационной деятельности объекты авторского и смежных прав, товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения и разделить объекты исключительных прав на обладающие и не обладающие инновационностью <14>. Нам такой подход представляется удачным. -------------------------------- <14> См.: Худокормова О. И. Объекты инновационной деятельности // Предпринимательское право. 2010. N 2. С. 39 - 41.

В законах субъектов РФ под объектами инновационной деятельности понимаются результаты научно-технических работ, реализуемые на рынке <15>, товары, технологии, услуги, которые приобретают новое качество на основе применения научных знаний с целью придания им принципиально улучшенных характеристик <16>. То есть в понимании региональных законов объекты инновационной деятельности - это вовсе не результаты интеллектуальной деятельности сами по себе, а товары, технологии, услуги, которые приобретают новое качество благодаря таким результатам интеллектуальной деятельности. В связи с этим полагаем, что понятие "объект инновационной деятельности" шире понятия "инновация" и что объекты инновационной деятельности создаются на основе инноваций. -------------------------------- <15> См.: ст. 2 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N 95-ЗС "Об инновационной деятельности в Алтайском крае" (в ред. от 3 сентября 2010 г.) // Алтайская правда. 2006. N 294 - 295. 20 сент. <16> См.: ст. 5 Закона Брянской области от 15 июня 2007 г. N 83-З "Об инновационной деятельности в Брянской области" (в ред. от 7 декабря 2010 г.) // Брянский рабочий. 2007. N 91 - 93. 22 июня.

Таким образом, можно предложить следующее определение: объект инновационной деятельности - новый или усовершенствованный на основе инноваций продукт (товар, работа, услуга) или технологический процесс, подлежащий реализации с целью получения прибыли или используемый в практической деятельности, в том числе и для достижения социально полезного эффекта. Иногда в литературе инновации рассматриваются как синоним инновационной деятельности, но в целях законодательного регулирования эти понятия, безусловно, должны быть разделены. Отметим, что, несмотря на это, в настоящей статье мы начали наш анализ с понятия "инновации", законодатель изначально определяет инновации через понятие "инновационная деятельность". Под инновационной деятельностью в научной литературе понимается процесс создания нового товара от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта <17>. М. В. Волынкина представляет инновационную деятельность как процесс преобразования научного знания в новшество и доведение полученного интеллектуального продукта до рынка в виде последовательно сменяющихся правовых отношений, опосредующих действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта и распространяется на рынке путем ее коммерциализации <18>. Последнее определение для научных целей представляется вполне удачным, но является слишком общим для законодательного закрепления. -------------------------------- <17> См.: Курнышева И., Сулейменов Д. Инвестирование инновационного развития // Экономист. 1994. N 10. С. 187. <18> См.: Волынкина М. В. Правовой инновационный опыт регионов // Журнал российского права. 2006. N 5. С. 57.

А. С. Звездкина отмечает, что инновационная деятельность - это творческая деятельность с широким спектром правового регулирования, обладающая признаками научной и предпринимательской деятельности <19>. Д. В. Грибанов среди признаков инновационной деятельности выделяет имущественную и организационную самостоятельность, связанность с инновационным риском, направленность на систематическое извлечение прибыли, комплексный, системный, целевой характер <20>. Л. А. Евсеева инновационной считает хозяйственную, в том числе предпринимательскую, деятельность в сфере организации, управления, непосредственного осуществления инновационного процесса <21>. -------------------------------- <19> См.: Звездкина А. С. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 76. <20> См.: Грибанов Д. В. Указ. соч. С. 144 - 155. <21> См.: Евсеева Л. А. Правовое регулирование инновационной деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 102.

Понятие инновационной деятельности закреплено в Федеральном законе "О защите конкуренции" <22>, согласно которому под инновационной деятельностью понимается деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшении его качества (ч. 2 ст. 6). -------------------------------- <22> См.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

В региональном законодательстве инновационная деятельность понимается, например, как деятельность по созданию результатов научных исследований и экспериментальных разработок, получивших реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке <23>, деятельность, направленная на внедрение научно-технических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках <24>, деятельность, направленная на коммерциализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений, внедрение заимствованных передовых технологий <25>. Отметим, что определения содержат недостатки, так как инновационная деятельность включает в себя все этапы работы, которые приводят к появлению инновационного продукта. Мы понимаем инновационную деятельность как деятельность (в том числе и инвестиционную), направленную на разработку и создание, организацию производства и производство, внедрение, использование и (или) коммерческую реализацию инноваций. -------------------------------- <23> См.: ст. 2 Закона Челябинской области. <24> См.: ст. 2 Закона Чеченской Республики от 6 марта 2007 г. N 7-РЗ "Об инновационной деятельности в Чеченской Республике" // Вести Республики. 2007. N 32(506). 17 марта. <25> См.: ст. 1 Закона Забайкальского края от 20 ноября 2009 г. N 275-ЗЗК "Об инновационной деятельности в Забайкальском крае" // Забайкальский рабочий. 2009. N 216. 24 нояб.

Представляется важным также определить круг субъектов инновационной деятельности, так как от этого будет зависеть предоставление лицам соответствующих налоговых льгот, распространение на отношения с участием указанных лиц специальных норм и правил. По мнению Н. М. Фроловой, статус субъекта инновационной деятельности приобретают обладатели имущественного или личного неимущественного права на объект, которое возникает у управомоченного лица по закону либо по договору и которое удостоверяется соответствующим документом (патентом, лицензией и др.) <26>. Т. В. Шадрина выделяет субъекты инновационной деятельности по закону и субъекты инновационной деятельности по договору <27>, с чем сложно не согласиться. И. В. Кондакова полагает, что основными субъектами инновационной деятельности становятся "инноватор", который производит инвестирование объекта интеллектуальной собственности в производственную сферу, и "создатель инновационного продукта", который чаще всего сам не осуществляет его использование, а передает имущественные права другому субъекту - предпринимателю, но иногда они могут сочетаться в одном лице <28>. Полагаем, что не обязательно вводить такую сложную терминологию, хотя, по сути, позиция автора понятна и правильна. О. В. Гутников полагает, что к числу субъектов инновационной деятельности будут относиться все лица, в отношении которых осуществляются меры государственной поддержки, предусмотренные законом, и лица, получившие положительное экспертное заключение соответствующего органа исполнительной власти о характере деятельности данного лица <29>. Данное определение, безусловно, имело бы ценность, если бы был принят федеральный закон об инновациях. -------------------------------- <26> См.: Фролова Н. М. Субъекты патентного права России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993. С. 47. <27> См.: Шадрина Т. В. Субъекты инновационной деятельности // Юрист. 2005. N 8. С. 44 - 47. <28> См.: Кондакова И. В. Правовая реформа инвестиционной деятельности путем инновации и новации на Украине, в Республике Беларусь и Российской Федерации // Общество и право. 2008. N 3. С. 111 - 114. <29> См.: Гутников О. В. Сопоставительный анализ и оценка законодательных моделей регулирования инновационной деятельности // Законодательство и экономика. 2006. N 10. С. 9 - 13.

Особым субъектом инновационной деятельности, по нашему мнению, является государство. По справедливому замечанию В. В. Патокова, государство на современном этапе обязано не только быть организатором инновационной деятельности, но и разделить совместно с инвестором первоначальные риски разработки и создания новых видов наукоемкой продукции <30>. -------------------------------- <30> См.: Патоков В. В. Государственно-частное партнерство: перспективы развития и правовые формы реализации // Адвокатская практика. 2008. N 2. С. 45 - 48.

В законах субъектов РФ субъектом инновационной деятельности признается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, и физическое лицо, осуществляющее инновационную деятельность <31>. В некоторых региональных актах к субъектам инновационной деятельности относятся также органы государственной власти <32> и субъекты, содействующие инновационной деятельности <33>. -------------------------------- <31> См.: ст. 2 Закона ЯНАО от 27 апреля 2011 г. N 34-ЗАО "О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе" // Красный Север. Спецвыпуск. 2011. N 23. 5 мая и др. <32> См.: ст. 5 Закона Кировской области от 4 мая 2008 г. N 243-ЗО "О развитии инновационной деятельности в Кировской области" (в ред. от 20 февраля 2009 г.) // Вятский край. 2008. N 88 - 89(4216 - 4217). 14 мая. <33> См.: ст. 5 Закона Волгоградской области от 22 июня 2004 г. N 925-ОД "Об инновационной деятельности в Волгоградской области" (в ред. от 10 ноября 2008 г.) // Волгоградская правда. 2004. N 121. 6 июля.

Полагаем, что субъекты инновационной деятельности должны быть признаны таковыми в установленном законом порядке. Предлагаем закрепить необходимость их регистрации в специальном реестре, который будет вести налоговая служба. Порядок регистрации должен быть уведомительным с предоставлением документации по осуществлению инновационного проекта. Таким образом, субъект инновационной деятельности - российское или иностранное физическое или юридическое лицо, а также объединение без образования юридического лица, государственный и муниципальный орган власти, осуществляющие или содействующие осуществлению инновационного проекта, которые получили данный статус в установленном законе порядке. В заключение рассмотрим еще одну важную категорию "инновационный проект". Инновационный проект - это организационно-технологическая схема работ по использованию инвестиций для создания, производства и применения нововведений и последующей их реализации как товара (услуги) на рынке <34>, система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и реализацию нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта <35>, документально оформленный комплекс взаимосвязанных научных, технических, технологических, организационных, финансовых и иных мероприятий, обеспечивающих в течение установленного срока создание инновационной продукции <36>. Из приведенных выше определений можно "собрать" основные признаки инновационного проекта: это инвестиционный проект, реализуемый в течение определенного срока и документально оформленный, с целью получения прибыли или иного полезного эффекта. В некоторых региональных законах содержатся основные требования, предъявляемые к инновационным проектам. Так, инновационные проекты подлежат обязательной экспертизе и конкурсному отбору (в законах также содержится перечень критериев отбора) <37>. Полагаем, что указанный признак важен при определении инновационного проекта, на осуществление которого выделяются бюджетные средства или любые формы государственной поддержки. Отметим, что в некоторых регионах ведутся реестры приоритетных инновационных проектов, прошедших в установленном порядке независимую экспертизу <38>. -------------------------------- <34> См.: ст. 1 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2007 г. N 145 "Об инновационной деятельности в Республике Адыгея" // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2007. N 12. <35> См.: ст. 1 Закона Республики Башкортостан. <36> См.: ст. 1 Закона ЯНАО. <37> См.: ст. 12 Закона Брянской области. <38> См.: ст. 2 Закона Алтайского края.

Итак, инновационный проект - это документально оформленный и определенный во времени инвестиционный проект для создания, производства, внедрения и реализации инноваций с целью получения прибыли или иного полезного эффекта. В случае необходимости осуществления государственной поддержки инновационный проект подлежит обязательной экспертизе и конкурсному отбору. Понятия инноваций и инновационной деятельности являются новыми для отечественного права и нуждаются в дальнейшем обсуждении со стороны экспертов. Мы полагаем необходимым правовое закрепление данных понятий, так как они являются основными объектами правового регулирования в данной сфере.

Название документа