О взаимодействии органов предварительного следствия со средствами массовой информации

(Борисова С. П.) ("Российский следователь", 2011, N 12) Текст документа

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ <*>

С. П. БОРИСОВА

Борисова Светлана Петровна, старший референт по особым поручениям пресс-службы Следственного комитета при МВД России адъюнкт ВНИИ МВД России, подполковник юстиции.

В статье рассматриваются вопросы организации взаимодействия органов предварительного следствия со средствами массовой информации. Достаточно подробно проанализированы особенности такого взаимодействия, такие как знание системы массового информирования населения в регионе, планирование. Особое внимание уделено рассмотрению форм взаимодействия органов предварительного следствия со СМИ, а также требованиям, предъявляемым к общению сотрудников следственных подразделений с журналистами.

Ключевые слова: органы предварительного следствия, средства массовой информации.

The article considers the issues of organization of interaction of agencies of preliminary investigation and mass media; analyses in detail the peculiarities of such interaction, such as knowledge of the system of mass information of population in the region, planning. The special attention is drawn to consideration of forms of interaction of agencies of preliminary investigation and mass media and also the requirements presented to communication of officials of investigation departments and journalists.

Key words: agencies of preliminary investigation, mass media.

Взаимодействие со средствами массовой информации является одним из направлений деятельности органов предварительного следствия. Максимальное использование возможностей средств массовой информации позволяет более эффективно организовать раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Одновременно правильная организация делового взаимодействия с прессой, радио и телевидением, широкий показ практических результатов, умелая пропаганда профессии следователя повышают имидж работников следственных подразделений, побуждают молодежь к выбору этой профессии. В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" к ним относятся: периодические печатные издания (газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иная публикация, имеющая текущий номер); радио, теле-, видео-, кинохроникальная программа (совокупность периодических, аудиовизуальных сообщений и материалов); иная форма периодического распространения массовой информации. Основным документом, определяющим организацию взаимодействия органов предварительного следствия в системе МВД России со средствами массовой информации, является Приказ заместителя Министра - начальника Следственного комитета при МВД России (далее - СК при МВД России) от 12 ноября 2001 г. N 319 "О совершенствовании организации взаимодействия со средствами массовой информации". При участии органов предварительного следствия в системе МВД России в 2010 г. в региональных средствах массовой информации подготовлено и опубликовано более 18,6 тыс. материалов в центральной, региональной и ведомственной прессе и около 21 тыс. материалов в электронных СМИ. Сотрудники органов предварительного следствия, ответственные за взаимодействие со средствами массовой информации, обязаны знать систему массового информирования населения в регионе, иметь полный перечень зарегистрированных печатных и электронных СМИ (пресса, радио, ТВ, информационные агентства) с почтовыми адресами, фамилиями руководителей (главных редакторов, ответственных секретарей, руководителей отделов, сотрудники которых занимаются подготовкой материалов на правовые темы, их телефонами). Это позволяет при обращении того или иного журналиста за интересующей его информацией проверить его полномочия, подтвердить или дезавуировать их. На основании имеющегося перечня средств массовой информации формируется авторский актив из журналистов, объективно освещающих деятельность правоохранительных структур, составляется список таких журналистов, чтобы впоследствии приглашать их на мероприятия, требующие широкого освещения (торжественные собрания, итоговые совещания, "круглые столы", научно-практические конференции, брифинги, конкурсы профессионального мастерства и другие мероприятия). Работа со средствами массовой информации строится на плановой основе. Тематика выступлений руководителей следственных подразделений, отдельных сотрудников может определяться планами основных организационных мероприятий на ближайший период (как правило, полугодие), а также по результатам рассмотрения различных вопросов на коллегиях МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, УВДТ, оперативных совещаниях при начальниках главных следственных управлений (следственных управлений, отделов). Важной частью работы сотрудника, отвечающего за взаимодействие со средствами массовой информации, является установление и поддержание деловых отношений с Управлениями (отделами) информации, региональных и общественных связей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, где можно получить конкретную методическую помощь в организации взаимодействия со средствами массовой информации, данные о журналистах, активно работающих по правоохранительной тематике, сведения о СМИ и другую необходимую информацию. Подразделения информации, региональных и общественных связей организуют плановые брифинги, пресс-конференции, "круглые столы" и другие мероприятия, на которых представителям средств массовой информации предоставляется актуальная правоохранительная информация. Для этой цели готовятся выступления руководителей различных служб, а также информация в виде пресс-релизов, справок и т. д. Сотрудник главного следственного управления, следственного управления (отдела), осуществляющий взаимодействие со СМИ, в соответствии с принятой в подразделении информации системой планирования направляет утвержденные руководством предложения по тематике брифингов, пресс-конференций, осуществляет сбор, подготовку и распространение сопроводительной справочной информации по тематике выступлений. Это позволяет избежать неточностей и ошибок при журналистской подготовке материалов к печати. При организации работы со средствами массовой информации сотрудник, отвечающий за это направление, ведет постоянный анализ публикаций в прессе, радио - и телепередачах, в которых в той или иной мере затрагивается деятельность следственных подразделений. О всех подобных материалах периодически (не реже одного раза в неделю) сообщается начальнику главного следственного управления, следственного управления (отдела), особое внимание уделяя материалам, в которых содержится критика деятельности следственных подразделений. По критическим материалам, как правило, готовятся ответы на имя руководителя средства массовой информации с изложением позиции руководства главного следственного управления, следственного управления (отдела) по затронутой проблеме. Не остаются без соответствующей реакции негативные материалы заказного характера, предвзято освещающие деятельность органов предварительного следствия. Анализ СМИ позволяет определить основные направления их противодействия правоохранительной деятельности. Это распространение сведений: а) дискредитирующих деятельность всей системы органов внутренних дел, ее служб и подразделений или отдельных сотрудников в связи с выполнением ими служебных задач; б) заведомо ложных, провоцирующих панику, массовые беспорядки и т. д.; в) противодействующих оперативно-розыскным, следственным действиям сотрудников органов внутренних дел по конкретным уголовным делам. Реакция на подобные публикации следует незамедлительно, энергичная позиция руководства - ясная и убедительная, опирающаяся на проверенные факты, уличающие автора заказной публикации во лжи. При необходимости готовится за подписью руководителя следственного подразделения официальное обращение к руководству средства массовой информации с предложением опубликовать официальный ответ на публикацию, а также привлечь недобросовестного журналиста к дисциплинарной ответственности или использовать возможность его судебного преследования. В общении с журналистами сотрудник, которому поручена эта работа, соблюдает ряд обязательных требований. Прежде всего, он должен быть тактичным, доброжелательным, не проявлять в разговоре раздражительности, нетерпеливости. Если разговор с журналистом происходит по телефону, необходимо помнить о возможности журналиста вести аудиозапись разговора и использовать ее при подготовке материала. При этом следует избегать собственной оценки факта, интересующего представителя СМИ, воздерживаться от комментариев, которые могут быть использованы журналистом в качестве официальной точки зрения следственного подразделения в целом. Если на момент разговора сотрудник, осуществляющий взаимодействие с представителем СМИ, не имеет полного, проработанного с руководством ответа на вопрос, необходимо вежливо попросить журналиста перезвонить через некоторое время и собрать нужную информацию. По возможности необходимо встретиться с корреспондентом лично, не ограничиваясь телефонным разговором, попросить прислать заявку (письмо) на интересующую информацию. Следует договориться с журналистом о предварительном ознакомлении с подготовленным им материалом до того, как тот будет опубликован, с целью проверки правильности изложения данных, полученных из следственного подразделения. Править текст, излагающий мнение журналиста либо других упоминаемых в материале лиц, не разрешается, поскольку этим нарушается принцип свободы слова. Важной частью работы сотрудника по связям со средствами массовой информации является создание архива с материалами о своем регионе, подразделении, а именно справками-характеристиками, аналитическими материалами, статистическими данными, копиями обвинительных заключений по наиболее интересным уголовным делам, фотографиями, видеозаписями, воспоминаниями ветеранов, которые могут быть использованы в дальнейшей работе и подготовке различных анализов, обобщений, справок и т. д.

Название документа