Элементы налоговой политики организации по инновационной деятельности

(Федорцова Р. П.) ("Налоги" (журнал), 2011, N 3) Текст документа

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <*>

Р. П. ФЕДОРЦОВА

Федорцова Р. П., к. э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и АХД учетно-статистического факультета ВЗФЭИ (филиал в г. Пензе).

Анализ элементов налоговой политики организации по инновационной деятельности весьма необходим для развития постиндустриальной экономики, в связи с этим предмет исследования представляется весьма актуальным. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Ключевые слова: стимулирование инновационной деятельности, налоговые льготы, налоговая политика организации.

The analysis of elements of tax policy of organization is necessary for development of post-industrial economy; in this connection the subject of research is topical. The conclusions made in the article may be used in law-application and law-making practice.

Key words: stimulation of innovational activity, tax benefits, tax policy of organization.

Важнейшим фактором проводимой государством налоговой политики является стимулирование инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе. Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию, для модернизации, т. е. для инвестиций в новые технологии. Также налоговая система не должна создавать препятствий для предложения инноваций - деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда. При этом целесообразно говорить не о новых налоговых льготах, а о корректировке механизма налогообложения с учетом потребностей инновационных предприятий [4]. Эту же задачу призвана выполнять учетная политика организации, которая должна формироваться с учетом льготного налогообложения инновационной деятельности. Дополнительный источник средств на инновационное развитие организации получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов. В последние годы были внесены серьезные изменения в Налоговый кодекс РФ в части амортизации при исчислении налога на прибыль: - введена возможность ускоренной амортизации основных средств с применением "амортизационной премии" - немедленного списания на расходы до 10% (30% - для 3 - 7-й амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств; - предоставлена возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования; - предоставлено право применения коэффициента ускоренной амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности. Конкретное значение коэффициента не определено, но установлено ограничение - основную норму амортизации можно увеличить не более чем в три раза; - в два раза повысилась величина первоначальной стоимости актива в целях отнесения его к амортизируемому имуществу (с 20 000 до 40 000 руб.); - введено право налогоплательщика самостоятельно определять срок полезного использования (но он должен быть не менее двух лет) по следующим конкретным "инновационным" нематериальным активам: исключительные права на изобретение, промышленный образец, полезную модель, селекционные достижения; на использование программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем; а также владение ноу-хау и иными подобными НМА. Изменения применяются в отношении объектов, введенных в эксплуатацию с 1 января 2011 г. Выбор способов амортизации основных средств и нематериальных активов является элементом учетной политики организации. Изменения, внесенные в налоговое законодательство, усилили расхождения бухгалтерского и налогового учета. Тем не менее при формировании учетной политики для целей налогообложения целесообразно отразить способы ускоренной амортизации основных и нематериальных активов с целью стимулирования инновационной деятельности. Конкретный перечень амортизируемого имущества, используемого только в научно-технической деятельности, также закрепляется отдельным внутренним распорядительным документом по организации. В настоящее время сдерживается применение нелинейного метода начисления амортизации из-за различий в подходах к учету основных средств в бухгалтерском и налоговом учете. В этой связи подходы к ведению бухгалтерского и налогового учета должны быть скорректированы таким образом, чтобы обеспечить необходимое единообразие. В условиях высокой инфляции необходима также систематическая переоценка стоимости основных фондов, для того чтобы избежать обесценивания и потери стимулирующих функций амортизационных отчислений. Законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР): - изменился срок списания расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в целях налогообложения прибыли. Срок включения расходов на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в состав прочих расходов организации целенаправленно сокращался - в 2006 г. с трех до двух лет, с 2007 г. сокращен до одного года. Сокращение срока признания расходов на НИОКР при исчислении налоговой базы отвечает интересам организаций; - отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давшие положительного результата. Ранее расходы на безрезультатные НИОКР не уменьшали базу налога на прибыль организаций; - увеличен до 1,5% от выручки норматив расходов на НИОКР, осуществляемых в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других отраслевых фондов; - уменьшился налог на прирост инновационных затрат. Введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль организаций в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено; при этом утвержден Перечень из более чем 120 направлений исследований, затраты на которые принимаются с повышающим коэффициентом. При этом следует отметить, что вносимые изменения в налоговое законодательство увеличивают число расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом в части расходов на НИОКР. Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (далее - ПБУ 17/02), предусмотрено, что расходы на НИОКР подлежат списанию на расходы по обычным видам деятельности с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое применение полученных результатов работ в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд организации [7]. Срок списания расходов на НИОКР определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока, в течение которого организация планирует использовать результаты НИОКР в целях получения экономических выгод (дохода), и определяется максимальный срок списания - пять лет. Статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года с первого месяца, следующего за месяцем, в котором завершены НИОКР [1]. Кроме того, ПБУ 17/02 предусматривает, что организация может выбрать один из двух установленных способов списания: линейный способ либо способ списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг). НК РФ, в свою очередь, предусматривает только равномерное включение расходов на НИОКР в состав прочих расходов. Таким образом, при совмещении сроков списания расходов на НИОКР в бухгалтерском и налоговом учете организациям необходимо обосновывать годовой срок использования результатов, а также выбирать линейный способ списания расходов в бухгалтерском учете. Для поддержки инновационной деятельности используется льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций. При реализации или ином выбытии (в том числе погашении) определенных видов акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций, приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 г., будет применяться нулевая ставка по налогу на прибыль. Для этого необходимо, чтобы на дату выбытия такие ценные бумаги непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности более пяти лет. Пока данная льгота не действует, так как отсутствует утвержденный Правительством Российской Федерации порядок определения акций высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Разработанные государственные целевые программы финансирования научной деятельности являются частью комплекса мер, направленных на развитие и внедрение научно-исследовательских разработок в производство продукции. Организации, которые объединяются с другими производственными предприятиями для проведения научно-исследовательских работ, могут формировать внебюджетные фонды для финансирования НИОКР. Вместе они формируют за счет собственных отчислений внебюджетные фонды для финансирования НИОКР, которые должны быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом о науке и государственной научно-технической политике от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ [3]. Предельная величина отчислений на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, согласно п. 3 ст. 262 НК РФ, нормируется для целей налогообложения. В отчетном (налоговом) периоде размер учитываемых при налогообложении отчислений рассчитывается из показателя выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ на отчетную дату нарастающим итогом. Если ранее отчисления в фонды финансирования НИОКР уменьшали налоговую базу в размере, не превышающем 0,5% от полученных доходов, сейчас отчисления в фонды рассчитываются по повышенной предельной ставке - 1,5% [1]. Рост процента отчислений, учитываемых при налогообложении, безусловно, стимулирует предприятия и организации на увеличение бюджета отчислений в фонды финансирования НИОКР и развития инновационной деятельности в целом. Следует иметь в виду, что отчисления во внебюджетные фонды могут учитываться для целей налогообложения прибыли только в том случае, если перечень указанных фондов будет утвержден Правительством Российской Федерации. В настоящее время утвержденный Правительством РФ перечень указанных внебюджетных фондов отсутствует. Считаем, что данный факт является сдерживающим моментом в развитии научно-технической деятельности и требует дальнейшего совершенствования законодательства. Следует отметить, что организациям, получающим средства из созданных в соответствии с Федеральным законом о науке и научно-технической политике фондов поддержки научно-технической деятельности, также предоставлены налоговые льготы [3]. В пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ такие средства рассматриваются как целевые и не включаются в налогооблагаемый доход предприятия при условии, если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Известно, что сегодня "инновационная политика" формируется на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку часть субъектов приняли нормативные правовые документы, регулирующие данный вид деятельности. На территории Пензенской области в соответствии с Законом Пензенской области от 20 сентября 2005 г. N 864-ЗПО "Об инвестициях в Пензенской области" определены следующие ставки налога на имущество организаций: 1) 1,7 процента - для организаций, реализующих инвестиционные проекты; 2) 2,2 процента - для прочих организаций. Все это способствует формированию действенной налоговой политики на уровне хозяйствующих субъектов и повышению инновационной активности. Крайне важно сформировать условия, способствующие рациональному использованию накопленных средств, предназначенных для инвестиционной и инновационной деятельности. Чтобы эти средства расходовались в качестве источника производственных инвестиций и инноваций, необходимо прибыль, полученную от выполнения этих проектов, оставшуюся в распоряжении плательщика налогов, зачислять на специальный счет и использовать исключительно на финансирование инновационной, научно-технической деятельности и расширение собственных научно-технологических и опытно-экспериментальных баз.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. 2. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности". 3. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". 4. Основные направления налоговой политики на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов. URL: http:// www. taxpravo. ru/ zakonodatelstvo/ statya-122712. 5. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1156 "Об утверждении Порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок". 6. Постановление Правительства Пензенской области от 16 октября 2008 г. N 667-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Стимулирование роста объемов промышленного производства, внедрения инноваций и технического перевооружения промышленности Пензенской области на 2009 - 2015 годы". 7. Приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 115н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02" (в ред. от 18 сентября 2006 г.).

Название документа