Безыдейное знамя. Когда же в России будет государственная идеология?

(Гончаров В.) ("Юридическая газета", 2011, N 16) Текст документа

БЕЗЫДЕЙНОЕ ЗНАМЯ

КОГДА ЖЕ В РОССИИ БУДЕТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ?

В. ГОНЧАРОВ

Гончаров Виталий, директор НИИ проблем глобализации, экономики и развития гражданского общества, профессор кафедры конституционного и муниципального права Института им. Россинского.

Сохранение независимости и территориальной целостности нашей страны возможно лишь при условии структурной модернизации экономики, а также качественного улучшения уровня жизни населения, создания благоприятных условий для его творческой реализации. Решающую роль в этом процессе призвана играть государственная идеология. Почему же ее до сих пор нет в России? Какие причины препятствуют властным структурам и финансово-экономической элите страны сформировать некое господствующее мировоззрение, столь необходимое на современном историческом этапе?

Путаница в определениях

В современной отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения относительно того, что называть государственной идеологией. Отчасти это вызвано многообразием определений более широкого понятия "идеология". Как справедливо заметил Т. Иглетон, отсутствие единства в определении понятия идеологии обусловлено тем, что "понятие идеологии - это текст, сотканный из всех тканей различных концепций, зачастую противоречащих друг другу, и поэтому более важно определить, что должно быть оставлено, а что может быть выброшено в каждой из них, чем соединить их искусственно в некоторую великую глобальную теорию идеологии" (Eagleton T. Ideology. Z. N. Y., 1991. P. 1 - 2). По его мнению, основные определения идеологии, существующие в мировой философии, следующие: а) процесс производства идей, знаний, знаков и ценностей в социальной жизни; б) совокупность идей, характерных для отдельных социальных групп и классов; в) система идей, которые позволяют узаконить государственную политическую власть; г) система ложных идей, помогающих узаконить государственную политическую власть; д) систематически искажаемые сообщения; е) форма мысли, мотивированной социальными интересами; ж) необходимые социальные иллюзии; з) действенно-ориентированной направленность веры, убеждений; и) конъюнктуры рассуждений и власти; к) путаница лингвистической и феноменальной действительности; л) процесс превращения социальных идей в действительную реальность. Русский философ А. Зиновьев отмечал, что идеология сама по себе является всего лишь продуктом изобретения профессионалов-идеологов и исторически перспективную реальную идеологию ("руководящую цель") по определению можно вывести только из анализа хода истории, "из ясно определенной теории" (Зиновьев А. Идеология партии будущего // www. lib. ru). Существенно отличаются и подходы в дефиниции понятия государственной идеологии. Так, по мнению Л. И. Шершнева, она представляет собой систему взглядов, идей, фундаментальных ценностей, которых в целом придерживаются общество и власть (http://www. fnimb. org/index. htm). Между тем ряд авторов понимают под государственной идеологией духовно-практическое образование, в котором выражаются и защищаются интересы народа и государства во всей их сложности и противоречивости (Яковлев А. И. Государственная идеология. Калуга, 2001. С. 25). Некоторые ученые считают, что она представляет собой принцип управления собственностью, принятый в конкретном государстве (http://social-gumanizm. narod. ru/statji2.php#9). По мнению других авторов, "понимание идеологии следует увязывать с исторической ситуацией. Поскольку одним из структурных признаков нового времени является кризис, то воссоздание идеального типа идеологии <...> должно начинаться с исторической корреляции между кризисным сознанием нового времени и веком классических идеологий" (Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. N 1-2. С. 132). Среди российских авторов есть такие, которые, отмечая то обстоятельство, что Конституция РФ запрещает существование какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной, говорят о государственной идеологии как о совокупности Конституции страны и всех официальных законов государства, а также идеологии морали (философии блага и будущего государства). Причем под базовыми сферами идеологии морали они понимают нравственные ценности, отношения между обществом и властью, межнациональную политику, отношения между конфессиями, социально-классовое неравенство, отношение общества к природе, спорт и здоровье нации, которые воплощаются в сознании людей с помощью двух уровней пропаганды: наглядно-образной и логической (Сытник М. С чего начинается государство? // www. np. kz/old/2002/42/mnenie. html). В свою очередь, некоторые филологи рассматривают государственную идеологию в качестве опосредованной государством системы взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию или общество (www. ozhegov. ru/slovo/15374.php). Другие же филологи считают, что государственная идеология является определенным мировоззрением, системой взглядов и идей, господствующих в политически организованном обществе (Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Можайск: Издательство "Буколика"; "Издательство РООССА", 2008. С. 163, 298). По нашему мнению, о государственной идеологии можно сказать, что она: 1) представляет собой совокупность представлений, понятий, суждений, составляющих убеждение, верование и различные теории (Сорокин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М., 2003. С. 483), а в своей совокупности - мировоззрение, свойственное членам общества (вернее, господствующим в нем социальным классам и группам, а также их союзам) на определенном этапе его развития; 2) как правило, навязывается обществу определенной его частью; 3) затрагивает все стороны жизнедеятельности общества и государства; 4) представляет собой мировоззренческую квинтэссенцию господствующих экономических отношений (отношений по управлению собственностью) в обществе и государстве; 5) закрепляет определенный гносеологический идеал, к которому должны стремиться общество и государство в своем развитии, и в связи с этим является организационным, мобилизационным и информационным базисом данного развития; 6) в силу своего доктринального закрепления носит отчасти статичный характер, однако постоянно модернизируется вследствие постоянного изменения общественных отношений в мире в целом и в конкретном государстве в частности. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004. ------------------------------------------------------------------ Однако идеологические основы любого государства - это своеобразный компромисс классового и общечеловеческого аспектов мировоззрения (Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 51). Связано это с необходимостью для политически господствующих классов поддерживать баланс между удовлетворением своих интересов и созданием условий для сохранения и развития государственности. Даже на ранних этапах общественного развития (в эпоху рабовладельческих и феодальных государств) правящие классы были вынуждены распространять механизмы государственной защиты в том числе на непривилегированные социальные классы и страты, включая рабов и крепостных крестьян, так как последние являлись незаменимым экономическим условием существования и развития государства как такового.

Госидеология по-русски

Государственная идеология в России как социально-политическое явление в ходе исторического развития государства претерпела ряд трансформаций. С позиций исторического материализма она прошла рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический), социалистический, а теперь и вновь капиталистический этапы развития. С позиций социального прогресса в нашей стране, последовательно сменяя друг друга, господствовали различные типы консервативной, революционной (например, марксистской социалистической), прогрессивной и реакционной государственной идеологии (Хорина Г. П. Идеология как элемент системы культуры // www. lib. ru). Отдельные этапы исторического развития характеризовались наличием религиозной составляющей в государственной идеологии (вплоть до 1917 года). Как представляется, в процессе развития государственной идеологии в нашей стране с учетом всех перечисленных выше факторов можно выделить следующие переломные периоды (www. zavtra. ru): 1) основание Киевской Руси; 2) принятие христианства; 3) расцвет Киевской Руси; 4) монголо-татарское иго и феодальная раздробленность страны; 5) обретение Россией независимости и суверенного статуса под лозунгом "Москва - третий Рим"; 6) собирание Руси; 7) Смутное время; 8) время правления Петра I; 9) конкуренция западничества и славянофильства; 10) эпоха "Красной империи". Налицо прямая зависимость между успехами в развитии Российского государства и наличием сформированной и тщательно реализуемой идеологической основы российской государственности. Например, успехи киевских великих князей обусловлены объединением Руси под знаменем православия как государственно-патерналистской идеологии. Великий Петровский прорыв на рубеже XVII - XVIII веков придал государственной идеологии России имперский характер и обозначил необходимость преодоления отставания страны от западных конкурентов. Вспомним также о социалистической государственной идеологии, воодушевлявшей несколько поколений возможностями реализации на практике многовековых идеалов добра и справедливости. В то же время периоды отсутствия государственной идеологии в России либо ее коренной ломки сопровождались беспрецедентным экономическим спадом в стране, обнищанием и культурно-нравственной деградацией населения (например, в смутное время, предшествующее воцарению династии Романовых, в период революций 1917 года и последовавшей за ними гражданской войны).

Век нынешний и век минувший

Сегодня идет повсеместная пропаганда общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека как основополагающей ценности и основы современной государственности. Однако на деле эта формальная пропаганда никак не препятствует политической элите развитых западных государств получать неплохие дивиденды от попустительства проституции, мировой контрабанде оружия, наркотиков. Не мешает им она также осуществлять незаконную оккупацию стран (Ирак, Афганистан), грабить их, а также бомбить непокорные нации и народы (Югославия, Ливия). Всячески порицается проявление националистических и патриотических взглядов в оценке функций и задач государства, подрываются основы существования наций и государств в качестве суверенных и независимых международных образований. Ведь существование суверенного и независимого государства немыслимо без наличия трех самостоятельных его составляющих: народа, территории и государственного механизма. Правовая система страны должна гарантировать то, что ее народ будет действительно являться носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Власть народа должна иметь определенные пространственные границы - территорию страны, а ее осуществление в интересах народа должно быть делегировано государственному механизму, который должен обладать суверенитетом от любых внутренних и внешних воздействий кроме одного субъекта - народа. После развала СССР параллельно протекали два процесса. С одной стороны, руководство США всячески пресекало любые проявления суверенитета и независимости стран, как на международной арене, так и при определении направлений внутригосударственного развития (особенно в странах, образовавшихся на месте государств Варшавского договора). С другой стороны, руководители США сами утратили возможности для самостоятельного определения векторов развития государства, став своеобразными марионетками в руках международных финансовых воротил, транснациональных корпораций и неформальных планетарных организаций. Итак, государственные механизмы большинства стран в определении направления государственного развития становятся все более зависимыми от мнения правящей элиты США. Территория стран все более перестает быть пространственными пределами их государственного суверенитета. Роль территории стран в их независимости ослабляется в результате политической глобализации и интеграционных процессов (например, в Европе границы стран внутри Европейского союза отчасти носят уже формальный характер). Между тем ряду стран, по сути, международной сверхэлитой навязаны в национальные правовые системы в качестве приоритетных международные правовые нормы. Конституции многих государств закрепили положения о том, что в случае противоречия национальных правовых норм международному праву подлежат применению последние. Кроме того, подавляющее большинство развивающихся стран сформировало немало отраслей права, пользуясь многочисленными "модельными", "типовыми" кодексами, законами, правилами, разработанными международными организациями. Последние полвека усиленно разрушается институт семьи как первичной ячейки общества и ее цементирующего социального начала. Так, всячески пропагандируется разрушение морально-нравственных начал семьи и брака (поощряются однополые отношения, феминизм, "свободная любовь" и пр.). Кроме того, поощряется "животный" индивидуализм, который заключается в том, что человек, удовлетворение его желаний и потребностей, преподносятся в качестве единственной самоцели и ценности существования самого человека. Помимо этого производится вытравливание из народной памяти национальных особенностей и способности к самостоятельной национальной идентификации (чего стоит только отмена графы "национальность" в паспортах граждан России и ряда зарубежных стран).

Российские проблемы

1. Действующая российская Конституция (ч. 2 ст. 13) отрицает возможность установления какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Но в таком случае неясно, как быть с нормами самой Конституции и действующего законодательства страны, которые, по сути, представляют собой доктринальное закрепление определенных мировоззренческих начал в обществе, носящих системный характер, то есть являются формой выражения и закрепления государственной идеологии. И отрицание обязательности какой-либо идеологии ставит под сомнение обязательность и норм Основного Закона. Представляется, что обозначенная норма Конституции РФ лишь отражала опасения первого российского президента в части возможности коммунистического реванша и была закреплена как препятствие на пути возвращения данной идеологии в качестве господствующей в стране. 2. Система государственного управления в РФ достаточно сильна и повсеместно "инфицирована" коррупцией, клановостью, взятками, особенно на региональном уровне. И закрепление какой-либо идеологии без проведения детальной чистки государственного и муниципального аппарата от данных негативных явлений не приведет к желаемому результату, а станет своего рода "потемкинской деревней", создающей у обывателей иллюзию честности, порядочности и патерналистского характера властей предержащих. 3. Аморальность, пренебрежение вековыми нравственными и этическими нормами стали нормой, а не исключением, причем среди представителей не только властной или финансово-хозяйственной элиты, но и любых классов и социальных групп общества. Моральная и культурная деградация общества не способствует формированию и развитию мало-мальски позитивной государственной идеологии. Очевидно, что в таком случае она может быть сформулирована лишь узкими группами населения и навязана обществу в целом. 4. Налицо значительное количество внешних факторов, препятствующих формированию государственной идеологии в нашей стране (противодействие других стран, наднациональных и надгосударственных образований). Ситуация в России с начала 90-х годов XX века достаточно ясно показала странам, являющимся нашими конкурентами и откровенными противниками, что только в отсутствие государственной идеологии мы никогда не сможем добиться модернизации своей экономики и качественного улучшения уровня жизни населения. Кроме того, ясно, что при сохранении подобной деидеологизации общества и государства Россию в любом случае ждут распад и исчезновение с политической карты мира в качестве суверенного и независимого государства. 5. Серьезной проблемой является отсутствие желания у руководства страны формировать государственную идеологию. Так, например, В. Путин в первые годы своего президентства часто высказывал озабоченность отсутствием у России идеологии, отмечая, что от этого в первую очередь страдает воспитание подрастающего поколения. Вопросы государственной идеологии в той или иной степени затрагивались практически во всех его посланиях Федеральному Собранию РФ. Однако на сегодняшний день вопрос формулирования официальной идеологии остается открытым. Что же касается финансовой и экономической элиты страны, то ей абсолютно чужды эти вопросы в силу того, что Россия рассматривается ею как место относительно легкого добывания денежных средств. К тому же семьи большинства из них давно уже покинули пределы РФ. 6. Процесс формирования государственной идеологии осложняется наличием этнической и культурной отчужденности элиты общества от большинства населения страны. 7. Форсированию государственной идеологии должен предшествовать достаточно сложный и длительный процесс выбора политической и философской основы для нее. Ведь в настоящее время в мире помимо традиционных типов государственной и политической идеологии (фашизма, нацизма, коммунистической (марксистско-ленинской), либеральной, консервативной, религиозной) имеется и масса неклассических форм (неомарксизм, неолиберализм, неоконсерватизм, неонацизм) (Хорина Г. П. Идеология как элемент системы культуры // www. lib. ru).

Шесть "рецептов" идеологии

История отводит для выбора политико-философской основы российской государственной идеологии, ее формирования и реализации относительно скромный промежуток времени. Для устранения указанных проблем формирования и развития государственной идеологии нужно провести следующие мероприятия. Во-первых, необходимо закрепить в Конституции РФ и действующем законодательстве возможность формирования и реализации государственной идеологии, обозначив ее основы (Поярков С. Ю. Идеология российского конституционализма как условие развития гражданского общества // Право и политика. 2009. N 8). Во-вторых, представляется целесообразным жесточайшим образом искоренять в государственном механизме коррупцию, клановость, закрепив принципы такого искоренения в качестве одного из элементов государственной идеологии. В-третьих, стране понадобится механизм противодействия оказываемому на Россию негативному идеологическому воздействию, призванный пресечь незаконную и антигосударственную деятельность иностранных и международных организаций. В связи с этим ключевое значение, по мнению ряда ученых, приобретает вопрос обеспечения идеологической безопасности нашего государства (Поярков С. Ю. Идеологическая безопасность Российского государства: понятие и сущность// Национальная безопасность. 2009. N 2). В-четвертых, следует централизовать систему государственного управления. Во избежание нарастания центробежных тенденций и сепаратизма на уровне субъектов РФ необходимо обеспечить ротацию региональных элит, пресекая клановость и коррупционное взаимодействие руководства регионов и преступного сообщества (Алехнович С. О. О двух тенденциях российской государственности: федерализм и регионализм // Закон и право. 2003. N 1. С. 14 - 17; Тихомиров Ю. А. Централизация и децентрализация: динамика соотношения // Журнал российского права. 2007. N 2). В то же время при разработке государственной идеологической основы необходимо учитывать многонациональный, многоконфессиональный состав Российской Федерации (Основы национальных и федеративных отношений / Под ред. Р. Г. Абдулатипова. М., 2001). В-пятых, к процессам формирования идеологической основы Российского государства и ее закрепления в действующем законодательстве нужно будет привлечь широкие массы населения, обеспечив создание механизма общественного контроля за государственной властью (подробнее см.: Гончаров В. В., Ковалева Л. И. Об институтах общественного контроля исполнительной власти в Российской Федерации // Власть. 2009. N 1. С. 72 - 75). В-шестых, требуется кардинальная проверка отечественной политической и финансовой элиты на предмет ее очищения от коррупционеров, агентов влияния иностранных и международных организаций, действующих во вред интересам России.

Название документа