Победитель и лауреаты конкурса на лучшую научную книгу

(Чучаев А.) ("Lex russica", 2013, N 11) Текст документа

ПОБЕДИТЕЛЬ И ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНУЮ КНИГУ

А. ЧУЧАЕВ

Чучаев А., профессор.

Конкурс на лучшую научную книгу проводится Фондом развития отечественного образования <*> уже в 11-й раз. Аналогов ему в России пока нет; по сути, он стал международным. В 2012 г. в нем приняли участие ученые не только России, но и Великобритании, Германии, Франции, Италии, Кореи, Армении, Беларуси, Казахстана и Украины. -------------------------------- <*> Фонд развития отечественного образования учрежден в 2001 г. Его основными приоритетными целями являются: материальное поощрение исследовательской деятельности преподавателей, аспирантов, студентов, учащихся в различных областях науки; организация и проведение международных всероссийских научных конференций, семинаров, симпозиумов; разработка и реализация федеральных и региональных программ в области образования; оказание материальной помощи в обучении малообеспеченной молодежи через выдачу им именных стипендий; пропаганда достижений отечественной науки за рубежом через издание международного журнала "Гуманизация образования".

На конкурс поступили заявки от 4983 ученых из 1267 высших учебных и научно-исследовательских учреждений. Комиссия определила победителей и лауреатов по четырем номинациям, среди них - ведущие специалисты в области фундаментальных и прикладных наук. Результаты конкурса убедительно показывают, что российская вузовская наука успешно развивается. Презентация лучших научных трудов в рамках проведения Международного научного форума "Неделя вузовской науки - 2013" позволит узнать о новых достижениях, полученных учеными всех регионов России, а также зарубежных стран. Обращаясь к победителям и лауреатам конкурса, президент Фонда развития отечественного образования, заместитель Председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ, лауреат Государственной премии Правительства РФ в области образования и науки, академик Государственной академии наук "Российская академия образования", доктор педагогических наук, профессор М. Н. Берулава особо подчеркнул: "Своим заинтересованным участием в конкурсе вы подтвердили, что готовы применить свои знания и талант для реализации важнейших направлений научного прогресса... Ваша увлеченность наукой, желание двигать ее вперед вызывают всеобщее уважение и признание. Ваша активная жизненная позиция, инициатива, нацеленность на позитивный результат способствуют повышению уровня высшего образования, росту научного потенциала России, укреплению авторитета российского образования и повышению его конкурентоспособности". В предлагаемом обзоре дается краткое содержание работ преподавателей Московского государственного университета имени О. Е. Кутафина, признанных победителем и лауреатами конкурса.

Ключевые слова: юриспруденция, Фонд развития отечественного образования, конкурс на лучшую книгу 2012 г., победитель, лауреаты в номинации "Юриспруденция".

Winner and laureates of the best scientific book competition

The competition for the best scientific book has been held by the Fund for National Education Development eleven times by now. There are no similar competitions in Russia, and in fact it is an international competition. In 2012 scientists from Russia, the Great Britain, Germany, France, Italy, Korea, Armenia, Belarus, Kazakhstan, and Ukraine took part in the competition. The competition received applications from 4983 scientists from 1267 higher education institutions and scientific research institutions. The Commission chose winners and laureates in four nominations, including leading scholars in the spheres of fundamental and applied sciences. The results of the competition clearly show scientific developments in the higher education institutions. The presentation of the best scientific works within the framework of an international scientific forum "The Week of Higher Education Institution Science 2013" shall allow people to find out about the new achievements of the scientists from many regions of Russia and of foreign scientists. Addressing the winners and laureates of the competition, the President of the Fund for the National Education Development, Vice-Chairman of the Education Committee of the State Duma of the Russian Federation, the Laureate of the State Award of the Government of the Russian Federation in the sphere of education and science, Academician of the State Academy of Sciences "Russian Education Academy", Doctor of Pedagogical Sciences, Professor M. N. Berulava pointed out that "by your interested participation in this competition, you have proven that you are ready to use your knowledge and talent for the implementation in the most important spheres of scientific progress... Your interest to science, your wish to move it forwards have common respect and recognition. Your active position, initiative, aim for positive result facilitate the improvement of the general level of higher education and growth of the scientific potential of Russia, as well as support of the authority of the Russian education and improvement of its competitive ability". The review provides brief descriptions of the works of the lecturers of the Kutafin Moscow State Law University, recognized as winners and laureates of the competition.

Key words: jurisprudence, the Fund for National Education Development, competition for the best book 2012, winner, laureates in the "jurisprudence" nomination.

Победителем конкурса в номинации "Юриспруденция" за книгу "Конституционное право Российской Федерации" <1> признан профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного университета имени О. Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ Валериан Алексеевич Лебедев. -------------------------------- <1> Лебедев В. А. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1. Челябинск, 2012.

В рецензии на работу, подготовленной профессором кафедры конституционного права Уральской государственной юридической академии, доктором юридических наук, профессором А. Т. Карасевым и советником судьи Уставного суда Свердловской области, кандидатом юридических наук, доцентом А. В. Савоськиным, отмечается: "Конституционное право России является первой учебной дисциплиной, с которой студенты начинают изучение отраслей отечественного права. Поэтому перед авторами учебников, курсов лекций и учебных пособий по конституционному праву стоит особая задача. Необходимо не только полно изложить материал на достаточном научном уровне, но и сделать его понятным и доступным для студентов младших курсов, только начинающих освоение российского права. Материал пособия по конституционному праву должен излагаться таким образом, чтобы, с одной стороны, знакомить студента с особенностями конституционно-правового регулирования и учить толкованию конституционных норм, а с другой стороны, готовить к изучению специальных юридических дисциплин. Необходимо всегда помнить, что изучение конституционного права России закладывает гражданскую позицию студентов, формирует их отношение к политическим институтам, определяет конституционную культуру обучающихся. Полученные студентами в ходе изучения конституционного права России установки и убеждения оказывают влияние не только на дальнейшее обучение отраслевым дисциплинам, но и во многом предопределяют уровень правосознания и качество работы будущего правоприменителя. Здесь уместно привести суждение известного русского государствоведа А. Д. Градовского, процитированное автором во введении к курсу лекций: "Именно эта наука подготавливает к общественной деятельности, выясняя прямые обязанности гражданина и просвещая общественную совесть..." Автор рецензируемого учебно-теоретического издания справился со стоящими перед ним задачами. Выбранная форма учебно-теоретического издания соответствует современным научным представлениям и назначению учебного курса". Рецензенты отмечают, что в отечественном конституционном праве нет устоявшегося правила деления учебного курса на Общую и Особенную части, хотя такие попытки предпринимаются <2>. В первой части курса лекций автором раскрываются вопросы, посвященные конституционному праву как отрасли права, науке и учебной дисциплине; учению о конституции; основам конституционного строя; конституционному статусу человека и гражданина (даны отдельные главы по институтам гражданства, правового положения иностранных граждан, референдума, а также вопросам избирательного права и процесса); государственному устройству РФ. Представленная в рукописи структура изложения материала традиционна и уже в силу этого приемлема. -------------------------------- <2> Например: Конституционное право РФ / Под ред. Н. В. Витрука. М., 2010.

А. Т. Карасев и А. В. Савоськин обращают особое внимание на гл. 11 "Конституционный статус Российской Федерации", раскрывающую конституционные признаки России как единого суверенного государства. Ряд конституционных характеристик отечественного государства, в том числе отдельных основ конституционного строя (суверенитет, территориальное верховенство, государственный язык и некоторые другие), более подробно изложены именно в гл. 11, которая предваряет гл. 12 "Конституционные основы российского федерализма", 13 "Государственное устройство Российской Федерации". Курс лекций содержит определяющие научные посылки, принципиально важные для понимания конституционно-правовых норм и их надлежащего применения. Основы теории, изучаемые понятия и категории, причинно-следственные связи и характеристики конституционно значимых социальных процессов излагаются логично, последовательно и в доступной для студентов форме. Автору удалось избежать перегрузки работы теоретическими конструкциями, равно как и множественностью ссылок на суждения ученых-конституционалистов, при этом он не уклонился от освещения актуальных проблем конституционализма, сумел представить их в интересной для читателя форме. Почти все главы сопровождаются короткими историческими экскурсами, что позволяет лучше уяснить не только смысл действующего правового регулирования, но и осознать ценность и значимость отдельных конституционных норм. В пособиях по конституционному праву непросто найти место для рассмотрения вопросов конституционно-правовой ответственности. По мнению рецензентов, включение указанного элемента в гл. 1 вполне органично и продиктовано структурой работы. В названном фрагменте неплохо показано своеобразие конституционно-правовых санкций по сравнению с юридической ответственностью иной отраслевой принадлежности. В то же время А. Т. Карасев и А. В. Савоськин считают спорным отнесение роспуска Государственной Думы и отставки Правительства РФ к мерам позитивной конституционно-правовой ответственности. Самостоятельный блок глав посвящен конституционно-правовым основам положения человека. Материал излагается системно, четко и доступно. Особо можно отметить широкий набор принципов конституционного статуса личности, которые раскрываются через призму правоприменения, а также предложенную автором систему юридических гарантий. Рассматриваются в этой главе и относительно узкие вопросы, например правовой статус коренных малочисленных народов. Конституционно-правовой статус иностранных граждан раскрывается в главе 8, которая в числе прочих структурных элементов включает вопросы, посвященные таким категориям граждан, как беженцы, вынужденные переселенцы, лица, получившие политическое или временное убежище. В гл. 10 показаны тенденции развития отечественного избирательного законодательства и представлена авторская позиция по многим актуальным вопросам избирательного права, в том числе по такому болезненному вопросу, как аполитичный абсентеизм. Автор выделяет две группы принципов избирательного права: принципы участия граждан в выборах и принципы организации и проведения выборов. Достаточно подробно представлен в курсе лекций вопрос о государственном устройстве РФ, удачно раскрываются такие принципы российского федерализма, как равноправие субъектов Федерации и право народов на самоопределение, причем не только рассматривается их противоречивое содержание, но и объясняются причины такого положения дел. Изложение материала сопровождается критическими замечаниями, например о правилах включения в состав РФ новых субъектов. В заключение А. Т. Карасев и А. В. Савоськин пишут: "В пособии ярко проявились авторские начала, текст персонифицирован и отражает особенности стиля автора курса. Однако оригинальность текста и манера изложения не затрудняют восприятие основного содержания учебного материала, а, наоборот, способствуют успешному его усвоению и запоминанию. Чувствуется, что текст учебно-теоретического издания составлялся на базе уже многократно озвученного перед студентами материала. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию. При этом научная дискуссия ведется корректно, а студенты всегда могут более подробно ознакомиться с альтернативными точками зрения благодаря оставленным подтекстовым ссылкам. Завершить рецензию хотелось бы словами Альберта Эйнштейна: "Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще". На наш взгляд, в работе удалось реализовать эту простую и вместе с тем трудноосуществимую идею". Доцент кафедры теории государства и права Московского государственного университета имени О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук М. В. Захарова стала лауреатом за монографию "Французская правовая система: теоретический анализ" <3>. -------------------------------- <3> Захарова М. В. Французская правовая система: теоретический анализ. М., 2012.

Следует заметить, что начиная с дореволюционной эпохи российская юриспруденция в той или иной степени обращалась к зарубежным правовым институтам и системам. Например, работа Ф. Г. Тернера <4> "Сравнительное обозрение акционерного законодательства главнейших европейских стран" <5>, работа С. В. Пахмана <6> "История кодификации гражданского права" <7> и др. Интенсификация сравнительно-правовых исследований в советской России была связана прежде всего с трудами В. А. Туманова, Ю. А. Тихомирова, Ф. М. Решетникова, а также с переводами работ зарубежных авторов: Р. Давида, М. Анселя, Ш. Амеллера, Л. Константинеску. В новейший период развития Российского государства в условиях повышения интегративных связей в обществе интерес к компаративистике только возрастает. Увидели свет работы, посвященные английской правовой системе и голландской правовой культуре. -------------------------------- <4> Тернер Федор Густавович (1833 - 1906) - русский государственный деятель, член Государственного совета и сенатор, действительный тайный советник. <5> Тернер Ф. Сравнительное обозрение акционерного законодательства главнейших европейских стран. СПб., 1871. <6> Пахман Семен Викентьевич (1825 - 1910) - русский ученый, профессор Казанского (1852 - 1856), Санкт-Петербургского (1856 - 1859), Харьковского (1859 - 1866), Санкт-Петербургского (1866 - 1876) университетов; представитель формально-логической догматической юриспруденции. Теоретические воззрения см.: Муромцев С. А. Что такое догма права? М., 1885. <7> Пахман С. В. История кодификации гражданского права. СПб., 1876.

Монография М. В. Захаровой является одной из первых попыток комплексного исследования проблем эволюции французской правовой системы как матричного начала в развитии национальных правопорядков Европы, Азии, Африки и Америки. В ней нашли отражение юридические позиции ученых разных исторических эпох и стран. При изложении материала активно используются нормативные и доктринальные источники на иностранных языках. Автором была выдвинута аутентичная научная конструкция юридической карты мира, построенная на тезисе о стиле правового мышления как идеологическом рубрикаторе при выделении правовых сообществ современного мира; сконструированы модели взаимодействия национальных правовых систем с инородными им правовыми нормами, ценностями и институтами; представлена визуальная модель строения правовой системы. На основе обобщения эмпирического материала о французской правовой системе рассмотрен ряд доктринальных проблем: понятие и виды правовых систем; отрасль права как структурный компонент правовой системы; понятие и виды смешанных правовых систем; диффузия национальных правовых систем; понятие и виды заимствований в праве; роль глобализации в развитии права. В последнем случае, в частности исходя из широкого понимания глобализации, установлены перспективы сохранения идентичности правовой системы в условиях развертывания глобализации. Монография состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии. В первой главе "Французская правовая система и юридическая карта современного мира" даются идентификационная и темпоральная оценки французской правовой системы. В результате автор приходит к следующим выводам: - окончательное укоренение на французской социальной почве континентально-европейского стиля правового мышления произошло в конце XVIII в., когда правовой сепаратизм кутюмов <8> ушел в небытие, уступив место доктрине единства правовой системы Франции; -------------------------------- <8> Кутюмы - правовые обычаи внутри провинций, территорий и городов в средневековой Франции; Кутюмы Бовези (1282 г.) - сборник правовых обычаев в средневековой французской провинции Бовези.

- такому во многом судьбоносному повороту в своей истории Франция безусловно обязана политическим событиям 1789 г. Отныне только закон вправе был ограничивать свободу индивида, он же гарантировал равенство граждан в реализации их личных и имущественных прав. В работе дается доктринальный анализ нормативного, ценностного и институционального элементов французской правовой системы; определяются векторы дисперсии французского права как такового, а также представлена эволюция французской правовой системы в условиях глобализации. К ценностным основаниям французской правовой системы М. В. Захарова относит: 1) доктрину "рационалистического естественного права" - исторически одно из первых этических учений, оказавших первостепенное влияние на понимание государственно-властными структурами Франции сущности процессов правопонимания и правообразования; 2) "юридический мистицизм", имеющий две грани воплощения: естественно-правовую (натуралистическую), выраженную в трудах французских просветителей (в частности, Ж.-Ж. Руссо), и "юридического фетишизма"; 3) социологическое учение о праве (получило практическое воплощение прежде всего во французской теории толкования юридических предписаний); 4) "юридический неофетишизм" наднационального характера действия (начало эпохи объективации - середина XX в.). При изложении материала автор использует методы нормативного и функционального сравнения. В частности, оценивая специфику юридической профессии во Франции, М. В. Захарова обращается к опыту германской и английских правовых систем. Особого внимания заслуживает гл. VI "Влияние глобализации на эволюцию французской правовой системы". Автор пишет: "Введение новой переменной (феномена глобализации) в традиционный институт французской государственности привел, по сути, к двум немаловажным следствиям: - размыванию государственного суверенитета изнутри, связанному с явлением децентрализации; - подтачиванию его с внешних пределов в связи прежде всего с явлениями интернационализации национальной правовой системы как таковой". Подобная же детерминанта ставит вопрос и о юридическом суверенитете французской правовой системы на правовой карте современного мира. В заключение отметим следующее. Выход в свет монографии "Французская правовая система: теоретический анализ" является примером использования компаративных инструментариев при построении общетеоретической конструкции одной из матричных правовых систем современного мира. Доцент кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук, доцент А. В. Корнеева стала лауреатом конкурса за книгу "Теоретические основы квалификации преступлений" <9>. Она является вторым изданием учебного пособия (первое вышло в свет в 2006 г.), подготовленным с учетом изменения законодательства, и предназначена для студентов, изучающих курс "Теоретические основы квалификации преступлений", аспирантов, преподавателей высших учебных заведений юридического профиля, а также практических работников. -------------------------------- <9> Корнеева А. В. Теоретические основы квалификации преступлений: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Рарога. М., 2013.

Главы первая и вторая пособия посвящены вопросам общей теории квалификации преступлений. В них рассматривается понятие квалификации, выделяются ее виды в зависимости от разных критериев. Отдельный параграф работы посвящен принципам квалификации преступлений. Под ними автор понимает основополагающие идеи, которыми руководствуется правоприменитель при установлении и юридическом закреплении тождества между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой. К таковым отнесены истинность, точность, полнота, принцип субъективного вменения, принцип недопустимости двойного вменения, а также принцип толкования всех сомнений в пользу лица, совершившего общественно опасное деяние. При этом проводится мысль о необходимости разграничения принципов и правил квалификации преступлений, под которыми предлагается понимать предписания, устанавливающие порядок действий правоприменителя при известных фактических обстоятельствах для выбора при квалификации преступления конкретного пункта, части, статьи УК РФ. Работа построена так, что в конце каждого ее раздела приведен перечень правил квалификации преступлений, вытекающий из содержания данного раздела. Большинство правил квалификации преступлений сформулировано по схеме: "если... то", например: "Если способ совершения преступления является более опасным, чем то преступление, ради совершения которого он применяется, то необходима квалификация по совокупности преступлений". Правила квалификации преступлений формулируются на основе анализа как уголовного законодательства, так и постановлений Пленума Верховного Суда СССР, РСФСР РФ, судебной практики. Правила квалификации преступлений предлагается классифицировать на общие и специальные, что послужило основой структуры работы, в которой гл. 3 "Общие правила квалификации преступлений" включает разделы о правилах квалификации преступлений по объекту, объективной стороне, субъективной стороне и субъекту, а гл. 4 "Специальные правила квалификации преступлений" посвящена правилам квалификации неоконченной преступной деятельности, совершения преступлений в соучастии, квалификации при совокупности преступлений, конкуренции уголовно-правовых норм и при изменении уголовного закона. По мысли автора, правила квалификации преступлений в зависимости от объекта посягательства определяются в первую очередь соотносимостью степени тяжести вреда, причиняемого основному и дополнительному объектам преступления. Правила квалификации преступлений по признакам объективной стороны формулируются с учетом типов технико-юридических приемов законодательного описания деяния и последствий. Так, если характеристика объективной стороны состава преступления не содержит описания деяния, а лишь указывает на общественно опасный результат, способ совершения преступления может быть любым, за исключением случаев, когда он указан в квалифицированном составе в качестве признака, повышающего степень общественной опасности содеянного. Большое внимание (что, впрочем, вполне объяснимо, поскольку одним из принципов уголовного права является принцип вины) уделено рассмотрению правил квалификации преступлений по признакам субъективной стороны преступления. Анализируется влияние направленности умысла, трансформации умысла, осознания виновным наличия квалифицирующих обстоятельств на квалификацию преступлений, а также роль мотива и цели в процессе квалификации; рассмотрены различные виды фактических ошибок и показаны правила их квалификации. В разделе, посвященном правилам квалификации по признакам субъекта преступления, отмечено, что указанные правила ставятся в зависимость от таких признаков субъекта, как возраст и признак специального субъекта. Особое внимание уделено правилам квалификации преступлений, совершенных ненадлежащим специальным субъектом преступления. Особый интерес представляет глава, посвященная специальным правилам квалификации преступлений. В разделе о правилах квалификации неоконченной преступной деятельности автор останавливается на таких вопросах, по которым существуют различные позиции как в теории уголовного права, так и судебной практике, как возможность покушения при совершении преступления с двумя формами вины, правила квалификации преступления при альтернативном умысле, правила квалификации покушения на преступление, когда в содеянном наличествуют признаки менее опасного преступления, отражающего частичную реализацию умысла виновного и другие вопросы. Правила квалификации при совершении преступлений в соучастии ставятся в зависимость от выделения его видов и форм. При рассмотрении правил квалификации различных видов соучастия особое внимание обращается на определение влияния конструктивных и квалифицирующих признаков преступления, совершенного исполнителем, а также квалифицирующих обстоятельств, относящихся к организатору, подстрекателю и пособнику, на квалификацию действий иных соучастников. Правила квалификации различных форм соучастия зависят от характера их регламентации в Особенной части УК. Раздел о правилах квалификации при совокупности преступлений включает, в частности, рекомендации о правилах юридической оценки составных и продолжаемых преступлений. Рассмотрен вопрос о квалификации ситуаций, когда одно преступление выступает способом совершения другого преступления. Глава, посвященная квалификации при конкуренции уголовно-правовых норм, включает материал о правилах квалификации при конкуренции общей и специальной норм, а также части и целого. При этом к видам конкуренции общей и специальной норм отнесена конкуренция норм о составах одного и того же преступления и конкуренция норм о составах самостоятельных преступлений. Применительно к каждому из них сформулированы отдельные блоки правил квалификации преступлений. Например, при рассмотрении конкуренции общей и специальной норм о составах одного и того же преступления в зависимости от степени общественной опасности выделяются конкуренция между основным составом и квалифицированным составом; между основным составом и привилегированным составом; между двумя видами квалифицированных составов; между двумя видами привилегированных составов; между квалифицированным и привилегированным составами. Формулируя правила квалификации при конкуренции части и целого, особое внимание автор уделяет вопросу, по которому существуют диаметрально противоположные позиции среди специалистов: имеется ли конкуренция или требуется ли квалификация по совокупности преступлений в случае, когда составное преступление и входящие в его состав простые преступления равны по степени тяжести? Завершает работу раздел о правилах квалификации преступлений при изменении уголовного закона, в котором анализируются различные типы изменений уголовного закона и их влияние на квалификацию преступлений. Директор Института судебных экспертиз, заведующая кафедрой судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Международной ассоциации по идентификации (IAI USA) Е. Р. Россинская стала лауреатом за учебник "Криминалистика" <10>. -------------------------------- <10> Россинская Е. Р. Криминалистика. М., 2012.

В этом году исполняется 100 лет, как криминалистика преподается в российской системе юридической подготовки профессиональных кадров. Впервые этот курс был прочитан С. Н. Трегубовым <11> в Императорской военно-юридической академии <12> и Училище правоведения <13> в 1912 - 1913 гг. В рамках университетского образования его становление курса произошло в Московском государственном университете, где известный советский криминалист И. Н. Якимов <14> читал его сначала на факультете общественных наук, а затем на правовом факультете. С тех пор криминалистика стала неотъемлемой частью высшего юридического образования. Остается она такой и теперь, причем независимо от дальнейшей сферы деятельности юристов. Хотя общая для всех наук уголовно-криминального цикла задача криминалистической науки была и остается - содействовать своими разработками борьбе правоохранительных органов с преступностью, криминалистические методы, приемы и методики собирания, исследования, оценки и использования доказательств широко применяются либо непосредственно, либо после необходимой адаптации в гражданском и арбитражном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях. -------------------------------- <11> Трегубов Сергей Николаевич (1866 - 1945) - известный российский криминалист начала XX в., действительный член Петербургского юридического общества, профессор уголовного права Военно-юридической академии и Училища правоведения, автор работы: Основы уголовной техники: научно-технические приемы расследования преступлений. СПб., 1915. <12> Военно-юридическая академия - являлась единственным, едва ли не во всем мире, высшим учебным заведением, специально предназначенным для подготовки военных юристов. В XVIII и начале XIX вв. ведение делопроизводства по "военно-судным делам" возлагалось на нижних чинов, писарей и канцеляристов, получивших практическую подготовку на службе. В 1832 г. в составе С.-Петербургского батальона кантонистов была учреждена аудиторская школа, которая в 1846 г. была преобразована в аудиторское училище. На базе последнего в 1867 г. была создана Военно-юридическая академия (Кузьмин - Караваев В. Военно-юридическая академия: 1866 - 1891 гг. Краткий исторический очерк. СПб., 1891). <13> Основано Указом Николая I от 9 мая (21 мая) 1835 г. по идее и на средства Петра Ольденбургского (племянника царя) при участии М. М. Сперанского для подготовки кадров для административной и судебной деятельности (Анненкова Э. А. Императорское училище правоведения. СПб., 2006). <14> Якимов Иван Николаевич (1884 - 1854) - доктор юридических наук, профессор, первый зав. кафедрой криминалистики МГУ, положил начало разработке единого методического подхода к расследованию преступлений, автор ряда работ по криминалистике: Практическое руководство к расследованию преступлений. М., 1924; Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике. М., 1925 и др.

С вступлением в действие новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 3-го поколения (2011 г.) направление "Юриспруденция" (030900) полностью перешло на двухуровневую систему подготовки (бакалавриат и магистратура). В рамках моноподготовки по 5-летней форме обучения утверждены три смежных с этим направлением специальности: правовое обеспечение национальной безопасности (030901), правоохранительная деятельность (031001) и судебная экспертиза (031003). Все это обусловило необходимость существенной корректировки преподавания данной дисциплины. Учебник по общему курсу криминалистики подготовлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми указанными ФГОС ВПО к общим и профессиональным компетенциям выпускников юридических вузов. В нем на современном уровне в краткой и по возможности доступной форме изложены теоретические основы криминалистики - основные криминалистические теории, понятия и категории, зачастую трактуемые неоднозначно различными научными школами, рассмотрены проблемы криминалистической техники, тактики и методики расследования отдельных видов преступлений. Учебник имеет гриф Учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов РФ. Учебник, адресованный в первую очередь бакалаврам-юристам, может быть использован в учебном процессе студентами, обучающимися по специальностям "Судебная экспертиза", "Правовое обеспечение национальной безопасности", "Правоохранительная деятельность". От аналогичных книг он отличается тем, что материал изложен исходя из компетентностного подхода к изучению курса. В учебнике отражены современные достижения криминалистической науки, содержатся новые методики расследования: преступлений в сфере компьютерной информации и вообще преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий; незаконного получения кредита и злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности; налоговых преступлений; уголовных дел, сопряженных с пожарами, взрывами и дорожно-транспортными происшествиями, и др. В учебнике описаны инновационные подходы к собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств, современные методы и технико-криминалистические средства. Новыми являются разделы криминалистической техники, посвященные: - криминалистическому исследованию современных одноразовых сигнальных устройств нового поколения, которые обеспечивают выполнение двух функций: подлинности и целостности/неприкосновенности механизма (системы), преграждение несанкционированного вскрытия и повторной установки; - цифровой криминалистической фотографии и видеозаписи; - криминалистической фоноскопии (исследованию звуковых следов, в том числе следов голоса человека); - криминалистической ольфактонике (исследованию запаховых следов человека); - портретной идентификации; - криминалистическому исследованию веществ, материалов и изделий (в том числе лакокрасочных материалов и покрытий, горюче-смазочных материалов, нефтепродуктов, металлов и сплавов, полимеров, волокон и волокнистых материалов, наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, парфюмерно-косметических веществ и следов их применения) и др. Большое внимание уделено современной системе криминалистической регистрации, ее правовой основе, особенностям ведения оперативно-справочных, криминалистических и справочно-вспомогательных учетов, их связи со справочно-информационными фондами (СИФ) государственных судебно-экспертных учреждений, основным направлениям автоматизации и компьютеризации системы криминалистической регистрации. В разделе криминалистическая тактика изложены современные тактические приемы и тактические комбинации, используемые при осмотрах мест происшествия, допросах (в том числе допросах лиц, дающих ложные показания), следственных экспериментах, проверке показаний на месте; современные следственные ситуации, объективные и субъективные факторы, влияющие на их формирование. В учебнике раскрываются вопросы тактики преодоления внутреннего и внешнего, активного и пассивного противодействия расследованию, негативных обстоятельств, выявляемых при расследовании и указывающих на признаки инсценировки: - создание видимости совершения в данном месте иного преступления для сокрытия признаков подлинного события; - создание видимости происшедшего в данном месте события, не имеющего криминального характера, для сокрытия совершенного преступления; - создание видимости совершенного преступления для сокрытия поступков, не имеющих криминального характера; - создание у следователя ложного представления об отдельных деталях фактически совершенного преступления или об отдельных элементах его состава. Следует отметить подробное изложение современных возможностей судебных экспертиз, особенностей технологии их назначения, а также тактики и технологии оценки и использования в доказывании заключений повторных и дополнительных, комиссионных и комплексных экспертиз. В ряде разделов учебника отражены пути применения достижений криминалистики при рассмотрении гражданских и арбитражных дел, в административных расследованиях, показаны основные направления использования выработанных этой наукой методов, приемов и технико-криминалистических средств в указанных сферах. Очевидным достоинством учебника является наличие большого количества иллюстраций, особенно важных при рассмотрении таких разделов криминалистической техники, как: - технико-криминалистические методы и средства, используемые при обнаружении, фиксации и изъятии вещественных доказательств; - методы и средства, используемые для предварительного и экспертного исследований вещественных доказательств; - криминалистическая фотография и видеозапись; - криминалистическая дактилоскопия; - трасология; - криминалистическая габитоскопия; - криминалистическое исследование оружия, боеприпасов и следов их применения; - криминалистическое исследование документов.

Библиография:

1. Анненкова Э. А. Императорское училище правоведения. СПб., 2006. 2. Захарова М. В. Французская правовая система: теоретический анализ. М., 2012. 3. Конституционное право РФ / Под общ. ред. Н. В. Витрука. М., 2010. 4. Корнеева А. В. Теоретические основы квалификации преступлений: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Рарога. М., 2013. 5. Кузьмин-Караваев В. Военно-юридическая академия: 1866 - 1891 гг. Краткий исторический очерк. СПб., 1891. 6. Лебедев В. А. Конституционное право РФ: Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1. Челябинск, 2012. 7. Муромцев С. А. Что такое догма права? М., 1885. 8. Пахман С. В. История кодификации гражданского права. СПб., 1876. 9. Россинская Е. Р. Криминалистика. М., 2012. 10. Тернер Ф. Сравнительное обозрение акционерного законодательства главнейших европейских стран. СПб., 1871. 11. Трегубов С. Н. Основы уголовной техники: научно-технические приемы расследования преступлений. СПб., 1915. 12. Якимов И. Н. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике. М., 1925. 13. Якимов И. Н. Практическое руководство к расследованию преступлений. М., 1924.

References (transliteration):

1. Annenkova E. A. Imperatorskoe uchilishe pravovedeniya. SPb., 2006. 2. Zaharova M. V. Francuzskaya pravovaya sistema: teoreticheskii analiz. M., 2012. 3. Konstitucionnoe pravo RF / Pod obsh. red. N. V. Vitruka. M., 2010. 4. Korneeva A. V. Teoreticheskie osnovy kvalifikacii prestuplenii: Ucheb. posobie / Pod red. A. I. Raroga. M., 2013. 5. Kuz'min-Karavaev V. Voenno-yuridicheskaya akademiya: 1866 - 1891 gg. Kratkii istoricheskii ocherk. SPb., 1891. 6. Lebedev V. A. Konstitucionnoe pravo RF: Kurs lekcii: V 2 ch. Ch. 1. Chelyabinsk, 2012. 7. Muromcev S. A. Chto takoe dogma prava? M., 1885. 8. Pahman S. V. Istoriya kodifikacii grazhdanskogo prava. SPb., 1876. 9. Rossinskaya E. R. Kriminalistika. M., 2012. 10. Terner F. Sravnitel'noe obozrenie akcionernogo zakonodatel'stva glavneishih evropeiskih stran. SPb., 1871. 11. Tregubov S. N. Osnovy ugolovnoi tehniki: nauchno-tehnicheskie priemy rassledovaniya prestuplenii. SPb., 1915. 12. Yakimov I. N. Kriminalistika. Rukovodstvo po ugolovnoi tehnike i taktike. M., 1925. 13. Yakimov I. N. Prakticheskoe rukovodstvo k rassledovaniyu prestuplenii. M., 1924.

Название документа