Реформирование высшего юридического образования в контексте конституционных преобразований в современной России

(Безруков А. В., Тепляшин И. В.) ("Российская юстиция", 2011, N 5) Текст документа

РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А. В. БЕЗРУКОВ, И. В. ТЕПЛЯШИН

Безруков А. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск).

Тепляшин И. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического института Красноярского государственного аграрного университета (г. Красноярск).

В статье рассматривается механизм российского высшего юридического образования. Подчеркивается необходимость формирования образовательной политики с учетом конституционно-правовых преобразований в современной России. Обосновывается важность усиления практической составляющей при подготовке специалистов с высшим юридическим образованием. Анализируются сложности преподавания и вырабатываются рекомендации, направленные на обеспечение конституционной составляющей в образовательном процессе.

Ключевые слова: высшее юридическое образование, научное сообщество, практическая направленность обучения, образовательная политика, конституционные правоотношения.

In this article describes the mechanism of the Russian higher law education. Stresses the need for an educational policy, taking into account the constitutional and legal reforms in modern Russia. Justified the importance of enhancing the practical component of training specialists with higher law education. Analyses the complexity of teaching and prepares recommendations for constitutional principles in the educational process.

Реализация функций российского образования, через призму гармоничного развития современного российского общества, может быть наиболее эффективной только при соответствующем уровне качества подготовки самих специалистов, в частности юридических вузов. Коренные изменения в конституционной сфере, социальной сфере, науке, в общественном сознании обусловили необходимость глубокой модернизации содержания высшего образования. От результатов перспективного развития российского образования, в огромной степени зависит интеллектуальное состояние общества, формирование ценностных ориентаций, социальных, этических интересов личности. Современная российская юридическая наука признала необходимость настоятельного и первоочередного изучения основ гражданского общества, факторов его дальнейшего развития применительно к особенностям становления национальной правовой системы. Это в определенной степени требует повышенного внимания и определяет важность исследования конституционных отношений в российском обществе. В разрезе тенденций, связанных с формированием новых качественных характеристик российского общества, важно учитывать классические функции российского образования: общеобразовательную (академическую), правоведческую (научную) и практическую. Данные функции, в свою очередь, проявляют себя в следующем: - российское образование позволяет качественно рассмотреть и оценить степень прогрессивности базовых социально-правовых категорий, выработанных современной общественной жизнью; - современная юридическая наука способна объяснить необходимость исследования новых явлений и свойств социальной жизни. Это, в свою очередь, находит отражение в формировании соответствующих академических дисциплин юридического профиля. Например, в настоящее время, актуальными представляются разрабатываемые и вводимые в учебный процесс такие учебные дисциплины, как: инновационный менеджмент, история и методология юридической науки, теория личности, философия юридической науки и др.; - подготовленный специалист-правовед в установленном порядке сможет эффективно реализовать вверенные ему ресурсы, полномочия, задачи в конкретной сфере деятельности. При этом анализ состояния российского юридического образования показывает, что качественной составляющей в системе представленной формы образования не уделяется должного внимания. В этом плане специалисты обоснованно отмечают: современная образовательная ситуация характеризуется тем, что ни систему образования, ни потребителей образовательных услуг не устраивает уровень готовности к профессиональной деятельности и социализации выпускников как школ, так и вузов <1>. -------------------------------- <1> Берулава Г. А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. N 1. С. 21 - 35.

Российская социальная жизнь характеризуется отсутствием сложившейся сегодня продуктивной концепции образовательной политики. В рамках данного направления современная наука настаивает на необходимости формирования социально востребованной и последовательной стратегии развития российского юридического образования. В наше время формируемая концепция высшего юридического образования может содержать определенные противоречия: - между концепцией гуманитарной науки, последовательным обновлением ее задач и функций и реальными потребностями российского общества; - между формами специализации в обучении и задачами разностороннего развития личности, ее творческих способностей; - между господствующей системой традиционного обучения и инновационными приемами получения студентом основных и специальных знаний. В свою очередь, социально-правовые преобразования, происходящие в современной России, все более явственно демонстрируют определенное продвижение российского общества по пути формирования новых принципов образовательной политики, процессов воспитания высококвалифицированных и востребованных на современном рынке выпускников высших образовательных учреждений. Выстраивается система социальной обусловленности критериев подготовки специалистов с высшим образованием. Тенденции в социально-правовой жизни российского общества диктуют необходимость модернизации образовательных стандартов, норм и отношений в этой сфере. При этом в концептуальную основу высшего юридического образования необходимо внести современные демократические взгляды на основополагающие тенденции развития правовой жизни российского общества и государства, перспективные методы управления социальными процессами во всех областях жизнедеятельности человека, главные направления развития инновационной политики современной России. Так, сегодня следует учесть основополагающие сферы социально-правовой действительности в современной России, требующие пристального научного и академического исследования, а значит, изучения в рамках высшего юридического образования. 1. На высшем политическом уровне вопросу прогрессивного развития российского общества уделяется пристальное внимание. Так, в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 30 ноября 2010 г. Президент РФ сконцентрировался на дошкольном образовании и подчеркнул необходимость поддержать вариативные формы дошкольного образования <2>. В этом вопросе, как видится, исследование качества гуманитарного, в т. ч. в дальнейшем юридического образования, в механизме совершенствования жизни российского общества приобретает особое значение, является очевидным и должно осуществляться в продолжение достигнутых успехов начальной школы. -------------------------------- <2> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года // Российская газета. 2010. 1 декабря.

2. Особого внимания заслуживает деятельность государства, направленная на противодействие коррупции в нашей стране. Сформирована правовая база и проводятся организационно-правовые мероприятия по противодействию коррупции, что позволило выстроить и упорядоченно организовать систему координации и согласованного функционирования органов государственной власти, выполняющих функции системной профилактики и противодействия коррупции, привлечь институты гражданского общества в направлении противодействия коррупции. Национальный план противодействия коррупции 2008 года в образовательной части предусматривает меры по повышению профессионального уровня юридических кадров, в их числе: повышение качества образовательных услуг и усиление государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений, реализующих программы в области юриспруденции; совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области юриспруденции; воспитание у правоприменителей уважительного отношения к закону; разработка и внедрение в практику механизма получения общественной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных образовательных, научных и промышленных структурах. 3. Особой сферой методологического исследования является организованная преступность, которая проникает во многие сферы жизнедеятельности общества и представляет наибольшую опасность для общества. Особенно здесь опасны проявления таких негативных явлений, как терроризм, экстремизм, бандитизм. Важно сформировать учебно-методическую составляющую российского юридического образования с учетом социально-правовой характеристики подобных негативных проявлений состояния российского общества и государства. 4. Федерализм, в рамках которого проводятся государственные преобразования, связанные с укреплением вертикали власти, разграничением полномочий между Федерацией и ее субъектами, укрупнением субъектов РФ. Среди основных федеративных преобразований - преобразование института полпредов Президента РФ в регионах на институт полпредов Президента РФ в федеральных округах; приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным; реформирование избирательной системы, связанное с введением обязательности использования пропорциональной системы на парламентских выборах и изменением порядка замещения должности глав субъектов РФ; усиление ответственности должностных лиц исполнительных органов регионов и их парламентов; изменение порядка формирования верхней палаты парламента России, которая теперь, действительно, состоит из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; проведены иные мероприятия. 5. Международное пространство, где активно интегрируются как государственные, так и негосударственные структуры, сотрудничая в разных сферах международной деятельности. Значимыми являются процессы интеграции России в формирующиеся наднациональные системы. Показательные примеры международной глобализации, интеграции правовых систем, гармонизации международно-правовых отношений должны выступить предметом академического и научного исследования с позиций юридического сообщества. 6. Следует сфокусировать внимание научного сообщества на проблеме национальной безопасности. Содержание национальной безопасности включает в себя государственную, общественную и личную безопасность граждан. На наш взгляд, здесь очень важно повысить усилия повышения качества правового просвещения российской общественности. Необходимо привлекать различные негосударственные формирования ("Ассоциация юристов России", "Ассоциация конституционалистов России" и др.) к повышению правовой культуры общества, формирования необходимых правовых установок личности. Кроме того, сегодня в условиях современного состояния правовой действительности пристальное внимание следует обратить на конституционные принципы и условия, а также организационно-правовую технологию механизма обеспечивающего национальную безопасность в России. Здесь следует обратиться к критериям эффективности стратегии российской модели национальной безопасности, к которым можно отнести: общественное присутствие, участие в этом общенациональном процессе представителей гражданского общества, действие принципов конституционного строя, эффективность государственной власти. В итоге эти и другие актуальные сферы общественных отношений, безусловно, нуждаются в своей оценке со стороны юридической науки, российского законодателя и правоприменителя. Полагаем, что в рамках озвученных вопросов особое внимание должно уделяться системе эффективного государственного управления образовательной и научной политикой. Как подчеркивает Е. М. Примаков, в каждом федеральном округе можно было бы создать не менее трех-пяти образовательных кластеров, основу которых составят высшие учебные заведения, получившие статус национальных исследовательских университетов. В состав кластеров могут войти также отраслевые вузы, средние специальные, профессионально-технические и наиболее успешные общеобразовательные учебные заведения. Это позволит повысить качество подготовки всех категорий специалистов, устранит диспропорцию между реальными потребностями региональных рынков труда и сложившейся структурой выпуска специалистов <3>. Стоит прислушаться к подобным предложениям. -------------------------------- <3> Примаков Е. Россия перед выбором // Российская газета. 2010. 14 января. N 4.

Представляется, что магистральными направлениями процесса повышения качества юридического образования в контексте конституционно-правовых преобразований в современной России могут выступить следующие: 1. Поступательное применение инновационных обучающих программ: дистанционное обучение, сетевое образование, реализация различных форм самообучения и др. Надо полагать, что такие новые подходы позволят отражать современные тенденции развития общества, интересы и предпочтения современного студента. Безусловно, эти формы обучения следует реализовывать в сочетании с традиционными принципами образования. В этом плане не утрачивают свою актуальность вопросы определения (наряду с классическими моделями) альтернативных форм обучения: дистанционное и сетевое обучение, использование мультимедийного образовательного ресурса и т. д. Представляется, что дистанционное обучение предполагает существенное изменение модели образовательного процесса. Безусловно, можно говорить и о других формах профессионального обучения в современных условиях. 2. Целенаправленная деятельность научного сообщества, направленная на создание российской юридической школы, отвечающей не только общегосударственным потребностям, но и общемировым вызовам. Особое внимание в этом вопросе необходимо обратить на сохранение действующего состава педагогов-профессионалов, а также подготовку нового профессорско-преподавательского научного коллектива, как в рамках отдельного вуза, так и в масштабах Российского государства. Необходимо обеспечить подготовленность педагога по внедрению предложенных подходов. Представляется, что не только научные командировки и периодическое повышение уровня квалификации, но и практическая деятельность в федеральных и региональных органах государственной власти в качестве консультантов, экспертов в комплексе обеспечат всесторонний и качественно новый уровень прикладного характера изучения дисциплин юридического цикла. 3. Значимым является работа, направленная на формирование и реализацию критериев оценки качества подготовки и деятельности вузов страны. Здесь необходимо определить, что должно быть положено в основу подобной оценки: эффективность учебно-методической работы вуза, кадровый и научный потенциал, системность научно-исследовательской и иной творческой деятельности студенческого сообщества данного вуза, материально-техническая оснащенность, востребованность на рынке труда выпускников данного учебного заведения, отзывы работодателя и общественности в целом. Здесь важно проводить централизованный мониторинг образовательных услуг. В этом плане следует сопоставлять возможности выпускника юридического вуза и требования работодателя. Очевидно, что в современных условиях развития социальных отношений юридические знания могут быть востребованными и значимыми не всегда и не в любой сфере. 4. Разрешение подобных вопросов, касающихся качества и престижности российского юридического образования, восприимчивости инновационных идей и тенденций, обусловлено не только научно-образовательной деятельностью собственно самих вузов. Закрепление достигнутых успехов в указанном направлении зависит, в том числе от эффективности механизма противодействия коррупции в данной сфере, должного внимания к представленному вопросу со стороны контролирующих органов государства, формированию ясной и прогрессивной государственной стратегии развития высшего юридического образования. 5. Значимым будет изменение менталитета и культуры российского общества, самого студента в вопросе отношения к процессу обучения, получению высшего юридического образования как социального блага и дальнейшей осознанной реализации своих знаний. В российском правосознании должен произойти своего рода перелом в пользу ценностных характеристик высшего образования. 6. В качестве мер, направленных на повышение качества получаемых студентом знаний и юридической науки в целом, необходимо: создать гармоничную модель должного стимулирования работы профессорско-преподавательского состава; организовывать группы экспериментальных площадок, для апробирования идей, предлагаемых ведущими научно-исследовательскими институтами и юридическими школами; обеспечить финансирование зарубежных поездок профессорско-преподавательского состава с целью обмена педагогическим опытом; организовать систему оперативной передачи информации о нововведениях, инновационных проектах, предложениях в исследуемой сфере среди специалистов и организаторов научно-педагогического процесса. 7. Кроме того, в основу перспективного развития российского юридического образования граждан следует положить такие принципы, как: эволюционность и историческая последовательность развития российского общества, солидарность и консолидация общественного мнения, эффективность работы органов власти и их ответственность перед обществом, конструктивное взаимодействие различных научных сообществ и школ. Очевидно также, что основные проблемы развития высшей гуманитарной науки следует решать через призму историко-политических и культурно-духовных особенностей развития в российском обществе самой личности. 8. Выпускнику вуза в условиях развития современного российского общества необходимо обладать такими качествами, как: инициативность и ответственность, самостоятельное автономное обладание социально-экономическими и организационно-управленческими и конституционно-правовыми знаниями в профессиональной деятельности для решения поставленных задач, активное использование правовых и интеллектуальных ресурсов. В этом плане справедливо подчеркивается, что современные специалисты должны отличаться новым, инновационным мышлением, т. е. наличием не только знаний общего и специального характера, но и способностью оперативного реагирования на возникшую проблему с использованием новейших инновационных, творческих подходов <4>. К тому же важную роль в формировании будущего профессионала играют психологические качества личности - интуиция, творчество, рассудительность и рациональность мышления. Специалист, формируемый в соответствии с общественными потребностями, непременно получает навыки в правовой сфере, является неотъемлемой частью механизма профессиональной научно-практической деятельности и процесса становления развитого Российского государства и общества. -------------------------------- <4> Нарышкин С. Е. Инновационный потенциал современного российского общества // Журнал российского права. 2009. N 8. С. 3 - 13.

9. Продуктивным представляется исследование вопросов соответствующей специализации в условиях профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием. Так, например, при реализации юридической образовательной программы необходимо обращать внимание не только на формирование специалиста в состоявшихся уже сегодня направлениях конституционно-правовой деятельности, но и в таких востребованных сферах, как: конституционное правосудие, российский федерализм, конституционный процесс, конституционные основы корпоративной деятельности, национальная безопасность, конституционные гарантии личности и пр. 10. Вместе с тем важнейшими задачами при подготовке специалистов в системе юридического образования остаются не только качественный теоретический уровень преподавания, но и организация подготовки обучаемых к полноценной практической деятельности. В Указе Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" в числе основных задач предписано: обеспечить разработку и общественное обсуждение федеральных государственных стандартов ВПО по направлению подготовки (специальности) "юриспруденция", предусматривающих увеличение объема практической части основной образовательной программы <5>. В этом плане важными являются способы обеспечения практической направленности при изучении той или иной отраслевой юридической дисциплины. Приемлемым является применение моделирования в форме проведения учебных деловых игр с распределением деловых ролей. Так, учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности юристов. Такая практика при преподавании отраслевых наук оправдала себя при изучении центральных тем. Например, учебная группа разбивается на ряд подгрупп и проводится рассмотрение конкретного законопроекта или судебного дела. В ходе деловой игры обучаемые получают возможность не только вникнуть в конституционно-правовую материю, но и "пропустить через себя" процедуру рассмотрения конкретных дел, тем самым усваивая не только суть законопроекта (дела), но и порядок, специфику их рассмотрения. Важно обратить внимание на готовность преподавателя для проведения занятий в такой форме. Заблаговременно должны быть определены цели и задачи занятия, подготовлен общий сценарий игры и ролевая структура, разработаны критерии оценки участников, подготовлены учебно-дидактические материалы. Обучаемые должны быть заблаговременно ознакомлены с рассматриваемыми актами, что обеспечит их готовность к предметному общению на семинаре. Думается, такой подход позволит как минимум привить определенные практические навыки обучаемым и как максимум обеспечить готовность обучаемых к последующей практической деятельности. Таким образом, усиление практической составляющей образовательного процесса в сфере юриспруденции обусловлено не только потребностями обеспечения качественного уровня преподавания и юридической практики, но и определено нормативно, что свидетельствует о достаточной значимости обозначенной проблемы юридического образования и влечет необходимость разработки определенных предложений в направлении обеспечения конституционной практической составляющей при обучении юристов. -------------------------------- <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 22. Ст. 2698.

11. Важно обратить внимание на то, что не все юридические дисциплины позволяют легко найти выход в практическую плоскость. Одной из таких является, например, конституционное право. Будучи фундаментальной дисциплиной и ведущей отраслью права, регулирующей наиболее важные общественные отношения, конституционное право должно преподаваться обучаемым с той позиции, что оно не призвано комплексно регулировать все общественные отношения в обществе (гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.) исчерпывающим образом. Его задача состоит в том, чтобы закрепить исходные понятия и принципы, правила, сообразно которым должны регулироваться общественные отношения в конкретной отрасли права более детально. Однако следует и учесть, что именно конституционное право в случае пробельности отраслевых норм и их противоречия конституционным нормам призвано заполнять такие пробелы и устранять коллизии, тем самым комплексно работая в национальной системе права. Поэтому необходимо решение важной задачи преподавания - показать обучаемым на первых этапах изучения, каким является практическое конституционное право. Следовательно, выстраивание преподавания данного курса следует организовать так, что обучаемые получали не только теоретические знания, но и практические навыки для их последующей практической деятельности. Обучаемый должен быть подготовлен к решению нестандартных задач, которые с неизбежностью будут вставать в ходе его практической деятельности. Для решения такой задачи необходимо в первую очередь показать обучаемым не только место и роль российского конституционного права в правовой системе, но и прикладную ценность конституционного права и привить им навыки оперирования конституционным материалом при анализе вопросов любой отрасли права. Предлагаемые идеи носят дискуссионный характер, могут выступить предметом дальнейшего научно-практического исследования и являются востребованными и необходимыми для формирования базовых основ российского юридического образования в целом. Современную образовательную политику Российского государства необходимо подвергнуть системному теоретическому анализу с последующим выстраиванием организационно-правовой технологии совершенствования российского высшего юридического образования с учетом, прежде всего, конституционных преобразований. В этом плане стоит разделить мнение В. Зорькина, который отмечает, что юрист, следящий за правовыми нормами, соблюдаемыми в острой фазе того или иного переходного процесса, перестав отдавать себе отчет в том, что он имеет дело с определенным процессом, перестанет быть юристом. И станет никчемным, никому не нужным буквоедом, не способным помочь людям решить их проблемы, смягчить потрясения, погасить дух распри, воспылавшей в человеческих умах и сердцах <6>. -------------------------------- <6> Право - для человека. Валерий Зорькин уверен, что угроза финансово-экономической пандемии - результат отклонений от принципа верховенства права // Российская газета. 2008. 25 ноября. N 241.

Таким образом, учет прогрессивного конституционного развития Российского государства и гражданского общества - один из важных аспектов стабильного развития образовательной политики в современной России. Общество ожидает результата эффективной реализации выпускниками высших учебных заведений своих навыков и умений уже в практической деятельности. Как видится, именно от инициативы и конституционно-правовой восприимчивости, мировоззренческого отношения к своей профессиональной деятельности, прежде всего, специалиста с высшим юридическим образованием, подготовленного к полноценной практической деятельности в немалой мере зависит степень результативности процесса удовлетворения социальных и творческих потребностей российского общества, а следовательно, и гармонизации механизма правового регулирования и обеспечения качественного состояния высшего юридического образования.

Название документа