О некоторых вопросах схемы учебной дисциплины "конституционное право"

(Чиркин В. Е.)

("Lex russica", 2013, N 11)

Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СХЕМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО"

В. Е. ЧИРКИН

Чиркин В. Е., главный научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

Как известно, Федеральный стандарт по направлению и специальности "Юриспруденция" для бакалавров изменил название дисциплины "Конституционное право Российской Федерации" (КПРФ), исключив последние два слова. Курс называется теперь просто "Конституционное право". Одновременно предмет "Конституционное право зарубежных стран" (КПЗС) исключен в учебном плане для бакалавров из числа обязательных и может быть (а может и не быть) лишь вузовским компонентом. В некоторых вузах его нет. Нет и в планах для магистрантов. В связи с этим осуществлен некоторый отход от принципов широты юридического образования, что всегда было присуще России, а также от сравнительного подхода (что дает практике возможность отбирать юридические конструкции с учетом конкретных условий страны).

Изменение названия курса, с одной стороны, облегчает студенческую жизнь (хотя она в России не так тяжела, как за границей), а с другой - ведет к снижению общетеоретической и даже общеобразовательной подготовки студентов. Какие-то знания об основах конституционного права зарубежных стран у бакалавров должны быть. Если мы обратимся к зарубежным учебникам, то можно констатировать, что они дают такие сведения (английский учебник А. Брэдли и К. Эвинг 2011 г. имеет объем более 800 стр. мелким шрифтом, французский учебник отца и сына Жиккелей 2012 г. тоже 806 стр.). Кроме того, у них есть еще материал о "конституционно подобном" праве Европейского союза. Об этом в российском учебнике теперь тоже нужно бы упомянуть. Вряд ли можно игнорировать такое явление.

Изменение профиля курса конституционного права упростило жизнь студентов, но осложнило жизнь преподавателей, особенно тех, где нет курса КПЗС. Какие-то данные о зарубежном праве необходимы. Ранее в курсе КПРФ тоже прибегали к кратким сравнениям (в советское время - критического порядка). Теперь кратких упоминаний недостаточно, нужны некоторые разъяснения. Однако преподаватели, читавшие ранее только российский курс, к этому не готовы. Об этом свидетельствуют несколько изданных учебников с общим названием "Конституционное право", с указанием, что предназначены для бакалавров по новому стандарту, но на деле содержат только российский материал. Издательство "Норма" предприняло определенные меры для помощи преподавателям конституционного права, которые ранее занимались только конституционным правом России. В 2013 г. оно издало специальный курс, содержащий сведения об "общем конституционном праве" (основные понятия и институты), о конституционном праве России, а также об основах конституционного права зарубежных стран. Но это для преподавателей. А для бакалавров синтезированного учебника (разумеется, с доминированием российского материала) пока нет. В вузах есть сильные кафедры. Они могли бы объединить усилия с научными работниками институтов РАН и создать хороший учебник по конституционному праву. Конечно, он не может быть таким объемным, как зарубежные учебники (наши бакалавры этого не выдержат), но должен давать необходимые знания о ключевых институтах конституционного права зарубежных стран с некоторыми элементами сравнения (их отбор должны провести специалисты). Видимо, современные российские учебники по конституционному праву - это не 800, а 450 - 480 стр. текста, до 30 п. л. - это предел. Одновременно нужно готовить тесты, задачи, весь учебно-методический комплекс в целом. Такой опыт есть в некоторых институтах РАН, но прежние пособия нуждаются в переработке в соответствии с задачами курса.

Новое название предмета требует несколько уточнить схему курса. Она не должна быть такой, как в курсе для преподавателей, там были иные задачи. В российской науке эта схема устоялась, некоторые ее основы заложены еще в советское время, преемственность существует. Но содержание глав об основах общественного строя раньше или об основах конституционного строя теперь - разное (ранее - господство социалистической собственности, руководящая роль коммунистической партии, обязательность марксистско-ленинской идеологии, система советов и т. д.). Далее по главам шло изучение государственно-территориального устройства, системы советов, избирательной системы, высших органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры. Обычно в конце курса изучались основные права и обязанности граждан (в последние годы эта глава оказывалась иногда на втором месте). Какого-то научного обоснования такой схемы, как правило, не предлагалось. Обычно говорилось, что схема курса должна строиться в соответствии со схемой действующей Конституции. Это, конечно, бесспорно. Но учитывать - не значит копировать. На наш взгляд, наиболее обобщенная схема данного курса должна учитывать, в частности, три обстоятельства: 1) четыре главных компонента общественных отношений, основы которых регулируются нормами конституционного права, - положение человека и гражданина, различных коллективов (объединений людей), общественный строй, государственность. Сказанное не означает, что главы, относящиеся к этим компонентам, должны располагаться именно в такой последовательности. Мы говорим лишь об общетеоретической схеме курса; 2) необходимость выделять базовые положения (принципы и др.) Конституции, которые будут сохраняться в том либо ином виде и в дальнейшем (например, гарантированную обществом и государством потребительскую корзину для гражданина, о чем, кстати, в Конституции 1993 г. не говорится; разнообразие и равноправие видов собственности; свободу и гарантии различных объединений граждан (некоторые из них вряд ли этично называть в законе иностранными агентами, в английском языке термин "агент" имеет совсем другой смысл); единство государственной власти и разделение ее ветвей; политическую власть народа на каждом уровне территориальных публичных коллективов и соответствующих им территориальных публично-правовых образований); 3) учитывать суть конституционного права, которое устанавливает основные принципы распределения социальных (общественных) ценностей в обществе (не только доходов, получаемых различными путями, в том числе и от использования природных богатств, но и образования, здравоохранения и т. д.). Подход к принципиальной первой главе ("Основы конституционного строя", что не исключает уточнение названия) теперь, на наш взгляд, необходимо изменить. Видимо, эту главу целесообразно сделать предметной, опять-таки теоретически выделяя в ней основные виды регулируемых общественных отношений: основы экономической, социальной, политической систем, духовной жизни общества.

Структура остальных глав учебника во многом устоялась, правовая преемственность по определенным вопросам структуры сохранилась, она объективно обусловлена структурой Конституции, опробована десятилетиями опыта преподавания и ее в принципе возможно сохранить (конечно, нужно изменить названия глав в соответствии с современными названиями парламента, главы государства, исключив объединение в одной главе судебной власти и прокуратуры, и т. д.). Видимо, целесообразно добавить главу о представительной системе и формах непосредственной демократии (с широким материалом об избирательной системе), главу об основах местного самоуправления. На наш взгляд, было бы полезно в современных условиях включить главу или в разделе об исполнительной власти дать особый параграф о правоохранительных органах, иных, чем суды и прокуратура.

Проблемными являются вопросы о территориальных публичных коллективах, соотношении публичной и государственной власти, о публично-правовых образованиях, юридическом лице публичного права, о форме президентско-парламентарной республики и др. Дискуссия в науке идет, и пусть их решают не "сверху", а специалисты.

Название документа