Государственный строй: политико-правовой аспект

(Марченко А. Н.) ("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 4) Текст документа

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ <*>

А. Н. МАРЧЕНКО

Марченко Алексей Николаевич, аспирант Института права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.

Статья посвящена проблеме понятия, сущности и юридических свойств государственного строя как правового института.

Ключевые слова: государственный строй, предмет конституционного права, право, сущность конституции.

The article is devoted to the problem of concept, essence and juridical properties of state system as a legal institute.

Key words: state system, subject of constitutional law, essence of the Constitution.

Научное исследование проблематики сопряжено с рядом важных обстоятельств. Во-первых, в данном вопросе имеется много общего с основами теории конституции и конституционного строя. Во-вторых, типы социальных, экономических и политико-правовых отношений, составляющих государственный строй, весьма разнообразны. В-третьих, необходимо помнить о том, что политические элиты - субъекты властвования - могут наполнять тот или иной закрепленный законом государственный строй различным политическим содержанием по своему усмотрению, т. е. при одинаковом строе устанавливать различный режим, а при одинаковом режиме - различный строй. Понятие "государственный строй" является одним из главных терминов в науке конституционного права. Существуют два наиболее известных определения государственного строя: 1. Государственный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права. 2. Государственный строй - способ функционирования государственной власти и соответствующая ему система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых конституционным законом <1>. -------------------------------- <1> Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 128.

Эти определения отражают сущность понятия "государственный строй". Согласно первому определению государственный строй представляется как упорядоченная совокупность общественных отношений, которые урегулированы нормами конституционного права. Данное определение позволяет заключить, что государственный строй присутствует лишь в том обществе, где сформировались нормы права, т. е. в обществе, перешедшем из стадии потестарной власти в стадию, на которой образовались устойчивое государство и государственная власть. Общественные отношения закрепляются нормами конституционного права - правовыми нормами, определяющими организацию государственной власти, основные формы ее осуществления, отношения государства и гражданина, основные права и свободы личности <2>. -------------------------------- <2> Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: БЕК, 1998. С. 198 - 199.

Второе определение представляет государственный строй как способ функционирования государственной власти, указывает на тесную связь понятия государственного строя с понятиями формы правления, территориального устройства; здесь государственный строй также связывается как с основными общественными отношениями, так и с фактом их законодательного закрепления в нормах конституционного права. По нашему мнению, вышеуказанные распространенные определения государственного строя по смыслу являются идентичными, если под способом функционирования государственной власти понимать законодательно закрепленные принципы и порядок организации и деятельности органов государственной власти как часть политико-правовых отношений. В любом случае понятием "государственный строй" охватываются закрепленные законом основы устройства общества и государства, организации власти, главные черты социальных и экономических отношений (в особенности формы собственности и организация хозяйствования), статус личности, внутренняя структура государства, система органов государственной власти, основы местного самоуправления. Говоря о понятии "государственный строй", следует сделать некоторое отступление от основной темы данной работы и затронуть вопрос о соотношении терминов "государственный строй" и "конституционный строй". Мы сделаем это отступление в целях устранения возможной путаницы при одновременном использовании этих понятий. По словам В. В. Мамонова, конституционный строй является категорией не столько правовой, сколько философской и политической, что затрудняет разработку единой теории конституционного строя <3>. Например, Толковый словарь юридических терминов под редакцией А. Н. Головистиковой говорит, что "конституционный строй - наиболее значимые принципы организации государства", среди которых значатся народовластие, государственный суверенитет, демократический режим, федерализм, разделение властей и так далее <4>. Другой исследователь, Н. А. Михалева, понимает конституционный строй как "общественный строй, в котором функционирует правовое государство с республиканской формой правления, установлен демократический политический режим, признается приоритетное положение личности, незыблемость частной собственности, разделение властей, верховенство закона" <5>. Такое значение термина "конституционный строй" совпадает, по нашему мнению, с определением демократического режима, причем обязательным признаком конституционного строя в данном определении является республиканская форма правления. В свою очередь, Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин дают следующие определения конституционного строя: -------------------------------- <3> Мамонов В. В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. N 10. С. 42. <4> Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю. Толковый словарь юридических терминов. М.: ЭКСМО, 2008. С. 159. <5> Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. М., 1998. С. 108.

1. Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. 2. Конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, который обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство <6>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <6> Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 1999. С. 76 - 77.

В последнем определении условие подчинения праву и идентификации государства как конституционного придает термину "конституционный строй" значение, сходное с определением демократического режима. Напротив, определение конституционного строя как определенной формы, определенного способа организации государства, закрепленного в его конституции, сближает это определение с определением государственного строя. К исследователям, рассматривающим конституционный строй как разновидность государственного строя, принадлежит В. Т. Кабышев, который пишет, что конституционный строй - это "система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме (выделено мной. - А. М.), воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом". Конституционный строй как разновидность государственного предстает нам и в определении, разработанном В. В. Мамоновым: "Конституционный строй - это система конституционных отношений, закрепленных народом в Конституции РФ и определяющих статус человека, форму государства, его политический режим, взаимоотношения между властями, положение в мировом сообществе" <7>. В свою очередь, Большой юридический энциклопедический словарь определяет конституционный строй как "представленную в соответствующих структурах государства и общества и их институтов, закрепленную нормами Основного Закона и другими конституционно-правовыми актами систему основополагающих общественных отношений" <8>. Данное определение конституционного строя, по нашему мнению, можно использовать и для обозначения государственного строя. -------------------------------- <7> Мамонов В. В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. N 10. С. 43. <8> Борихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2000. С. 253.

Таким образом, одни ученые отождествляют конституционный строй с политическим режимом, другие же рассматривают конституционный строй как государственный строй. Мы считаем, что конституционный строй нельзя отождествлять с политическим режимом, утвердившимся в конкретной стране. По словам В. Т. Кабышева, режим представляет собой "конституционный строй в действии" <9>, или фактически существующий строй. В связи с этим Ю. И. Скуратов утверждает, что существует "важнейшее для конституционной теории и практики деление конституции на фактическую и юридическую. Фактическая или действительная конституция - это реально существующий конституционный строй, реальная организация, устройство государственной власти, реальные механизмы ее осуществления. Конституция же юридическая или "писаная" - это принятый в установленном порядке документ, юридический акт". По нашему мнению, термин "конституционный строй" следует применять по отношению к юридической конституции (системе норм конституционного права), а не к фактической конституции (политическому режиму). -------------------------------- <9> Кабышев В. Т. К вопросу о конституционном режиме в современной России // Конституционное развитие России: Сб. научных статей. Вып. 4. Саратов, 2003. С. 43, 46.

Мы считаем, что понятие "конституционный строй" можно считать тождественным понятию "государственный строй", учитывая, однако, что оно шире <10>, чем понятие "конституционный строй", так как охватывает строй государств, система права которых основана на авторитарных началах и антиконституционализме, тогда как конституционный строй предполагает законодательное закрепление конституционных методов правления <11> и соответствующих принципам демократического развития принципов устройства государства, организации в нем власти, взаимодействия последней с гражданами <12>. В дальнейшем анализе нормативной основы государственного строя и его политико-правовой составляющей мы, за редким исключением, будем обращаться с понятиями "государственный строй" и "конституционный строй" как с идентичными; мы также будем использовать определения, данные исследователями вышеуказанным терминам как взаимозаменяемые, насколько это возможно. -------------------------------- <10> Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 275. <11> Словарь иностранных слов. М., 1984. С. 247. <12> Богданова Н. А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 164.

Тот факт, что термины "государственный строй" и "конституционный строй" применяются по отношению к юридической конституции, "писаному" конституционному праву, и что эти термины выражают лишь законодательно закрепленную систему общественных отношений, заставляет обратиться к изучению источников права, содержащих нормы, относящиеся к государственному (конституционному) строю. Из общепринятых определений государственного строя следует, что общественные отношения, составляющие его систему, закреплены нормами конституционного права. То же можно сказать и о конституционном строе: В. Т. Кабышев считает, что конституционный строй является системой господствующих отношений "в их конституционной форме"; В. В. Мамонов утверждает, что этот строй - система отношений, "закрепленная народом в конституции"; согласно Большому юридическому энциклопедическому словарю конституционный строй закреплен "нормами Основного Закона и другими конституционно-правовыми актами". Таким образом, правовые институты, составляющие государственный строй, по мнению большинства исследователей, охватываются конституционным правом. Чтобы исследовать государственный строй как институт конституционного права, необходимо вспомнить, какие общественные отношения являются предметом конституционного права на современном этапе его развития. По меткому замечанию Б. А. Кистяковского, "ни в какой другой науке нет столько противоречащих друг другу теорий, как в науке о праве" <13>. В этом смысле не является исключением и вопрос о содержании отрасли конституционного права. Многообразие мнений относительно предмета отрасли конституционного права исследуется в статье Ю. А. Дмитриева "К вопросу об определении предмета отрасли конституционного права" <14>. -------------------------------- <13> Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. С. 374. <14> Дмитриев Ю. А. К вопросу об определении предмета отрасли конституционного права // Государство и право. 2002. N 7. С. 13 - 22.

Например, американские ученые считают, что конституционное право в общем виде регулирует управление государством, отношения граждан и правительства. Обобщая мнения американских юристов, С. А. Егоров заключает, что сущностью конституционного права в США является гарантия обеспечения в обществе "фундаментальной свободы", что предполагает разграничение сфер свободы индивида и пределов действия государственной власти <15>. -------------------------------- <15> Егоров С. А. Современная наука конституционного права в США. М., 1987. С. 17.

Французская доктрина на первое место в конституционном праве выдвигает политическую власть и политический режим <16>. С этих позиций суть конституционного права видится в "регулировании политического сообщества, частью которого является государство", в установлении политического статуса власти и общества. Ю. А. Дмитриев говорит, что причиной такого подхода является фактическое отсутствие во французской гуманитарной науке различий между конституционным правом и политологией <17>. -------------------------------- <16> Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 22. <17> Дмитриев Ю. А. Указ. соч. С. 16.

В нашей стране конституционное право зародилось и развивалось как право государственное. Например, учебник по советскому государственному праву под редакцией А. Я. Вышинского говорит: "Советское государственное право изучает социалистический общественный и государственный строй СССР, его возникновение и развитие, систему советских государственных учреждений и органов, их полномочия, обязанности, задачи, методы решения этих задач; оно изучает права граждан СССР, охраняемые советским законом, и возложенные на граждан советским государством обязанности перед страной, обществом, государством". В основе советского государственного права лежали "принципы победившего социализма" <18>. -------------------------------- <18> Советское государственное право: Учебник для юридических институтов / Под ред. А. Я. Вышинского. М., 1938. С. 86 - 88.

В послевоенный период проявилось различие мнений относительно предмета конституционного права. Так, советский ученый В. Ф. Коток считал, что предметом государственного права являются общественные отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации советского общества и выражающие суверенитет советского народа и советских наций <19>. Я. Н. Уманский дал такое определение предмета конституционного права: "Советское государственное право имеет своим предметом двуединый объект регулирования, ибо нормы данной отрасли права, с одной стороны, закрепляют основы экономической и политической организации общества (к ним относятся конституционные нормы, выражающие коренные устои общественного строя СССР), а с другой стороны, непосредственно и в полном объеме регулируют более конкретные общественные отношения, а именно: порядок организации и деятельности представительных органов государственной власти, их компетенцию, основы правового положения личности, национально-государственное устройство, различные формы осуществления непосредственной демократии и др." <20>. По мнению С. С. Кравчука, предмет конституционного права составляют "отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти" <21>, а именно "общественные отношения, составляющие основы полновластия советского народа, и общественные отношения, возникающие в процессе осуществления принадлежащей ему государственной власти" <22>. -------------------------------- <19> Коток В. Ф. О предмете советского государственного права // Вопросы советского государственного права. М., 1959. С. 3. <20> Уманский Я. Н. Советское государственное право. М., 1970. С. 5. <21> Кравчук С. С. Государственно-правовые отношения в советском социалистическом государстве // Советское государство и право. 1956. N 10. С. 96. <22> Советское государственное право: Учебник / Под ред. С. С. Кравчука. М., 1985. С. 13.

Воззрения современных российских ученых относительно предмета конституционного права также отличаются разнообразием. Здесь следует выделить два определения, одно из которых предложено В. Е. Чиркиным, который под объектом регулирования российского конституционного права понимает "сложившиеся или возникающие основы экономической, социальной, политической систем и духовной (идеологической) жизни общества, правового статуса личности" <23>. Другое разработано Ю. А. Дмитриевым: "Предмет конституционного права можно определить как совокупность общественных отношений, определяющих: 1) основы конституционного строя (основы государственного и общественного строя, закрепленные в качестве таковых положениями Конституции РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации) и политико-территориальное устройство страны; 2) отношения, возникающее в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти... а также создания и функционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти; 3) основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан" <24>. -------------------------------- <23> Чиркин В. Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2001. С. 17. <24> Дмитриев Ю. А. Указ. соч. С. 22.

Таким образом, согласно мнению большинства исследователей конституционное право закрепляет общественные отношения, составляющие государственный строй, основы социальной системы общества (общественный строй), основы социальной, экономической и политической организации общества, порядок организации и деятельности органов государственной власти, основы правового статуса человека и гражданина, основы духовной (идеологической) жизни общества; отношения, возникающие в процессе реализации государственной власти, а также создания и функционирования образуемых в этих целях органов государственной власти. Исследуя вопрос о месте государственного строя среди институтов конституционного права, мы исходим из определения государственного строя как системы отношений, закрепленных юридическими нормами конституционного права, следовательно, для изучения государственного строя следует обратиться не к фактической конституции, а к "писаному" конституционному праву. Как мы говорили, государственный строй есть система основных, главных экономических, социальных и политических отношений в их нормативно-правовой форме. Между тем, по словам В. Е. Чиркина, конституционное право регулирует как основы экономической, социальной, политической систем, так и основы духовной (идеологической) жизни общества. По нашему мнению, закрепление конституционным законодательством какой-либо идеологии как главенствующей либо утверждение идеологического многообразия есть закрепление определенных политических отношений, что охватывается понятием "государственный строй". Но основы духовной жизни общества как некие нравственные принципы могут быть отражены в конституционном законодательстве (например, в преамбулах конституций) как декларация и не входить в систему государственного строя; когда же эти принципы духовной жизни закрепляются как идеология, охраняемая силой государственного принуждения, и эта идеология с помощью "административного ресурса" оказывает влияние на политическую жизнь общества - тогда духовные основы жизни общества правильнее будет называть политическими отношениями в их конституционно-правовом оформлении, входящими в систему политико-правовых отношений государственного строя. Кроме того, в предмет конституционного права входят: отношения, возникающие в процессе "создания и функционирования органов государственной власти" (Ю. А. Дмитриев); отношения, определяющие "порядок организации и деятельности... органов государственной власти, их компетенцию... национально-территориальное устройство" (Я. Н. Уманский); отношения, регулирующие "систему... государственных учреждений и органов, их полномочия, обязанности, задачи, методы решения этих задач" (А. Я. Вышинский). При этом особенности структуры, организации и порядка работы государственных органов могут быть закреплены в нормах конституций. Подобным образом находят свое закрепление детали государственного (административно-территориального) устройства. Так, в ныне действующей Конституции Российской Федерации закреплена численность депутатов Государственной Думы в количестве 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ) и численность субъектов Российской Федерации, названных поименно (ст. 65 Конституции РФ). Мы считаем, что при изучении государственного строя следует рассматривать государственное устройство и устройство государственного аппарата в плоскости политических отношений. При таком подходе детальное исследование особенностей структуры и функций госаппарата и подобных вопросов представляется второстепенным; при исследовании государственного строя особенности системы учреждений и органов имеют значение только как выражение политических отношений. Так, например, численность парламентариев не имеет принципиального значения для характеристики государственного строя, но отсутствие кворума для принятия решений парламентом может быть выражением определенных политических отношений в рамках государственного строя. Таким образом, государственный строй является одним из многих институтов конституционного права. В уже упоминавшемся определении В. Т. Кабышева государственный (конституционный) строй предстает как "система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме... определяющих сущность общества в целом (выделено мной. - А. М.)", а Большой юридический энциклопедический словарь под государственным (конституционным) строем подразумевает "систему основополагающих (выделено мной. - А. М.) общественных отношений". В связи с этим следует обратиться к вопросу о сущности конституции и государственного (конституционного) строя. По мнению С. А. Егорова, почти каждое государство имеет конституцию в смысле институциональной структуры и установленных процедур для ведения политических дел <25>, так что понятия "сущность конституции" и "сущность конституционного права" идентичны. -------------------------------- <25> Цит. по: Добрынин Н. М. Деконституционализация - ожидаемое или норма жизни? // Государство и право. 2010. N 5. С. 6.

Классическое определение сущности конституции дано Ф. Лассалем. Взгляды Лассаля на сущность конституции актуальны и по сей день <26>. Характеризуя сущность конституции, Лассаль писал: "...действительная конституция страны - это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" <27>. Того же мнения придерживался и В. И. Ленин, считая, что "сущность конституции в том, что основные законы государства... выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе" <28>. Вместе с тем, по мнению Ю. И. Скуратова, "конституция может быть инструментом... социального и политического компромисса" <29>, т. е. отражать "стабильное соотношение социальных сил, складывающихся во взаимоотношениях между классами, народами, нациями и государством" <30>. Таким образом, сущность конституции можно понимать как определенное соотношение общественных сил, состояние компромисса между этими силами, выраженное в законодательном закреплении важнейших общественных отношений, каковыми могут быть отношения собственности, властеотношения, статус политических организаций, статус личности, статус отдельных социальных групп. Очевидно, что важнейшие общественные отношения - это социальные, экономические и политико-правовые отношения, что связано, по нашему мнению, с феноменом права как "права силы". "...Право силы вследствие имманентно присущих ему свойств всегда потенциально присутствует в любом действии субъекта права, когда оно не встречает равных притязаний (очевидно, равносильных. - А. М.) со стороны других субъектов права, оно всегда имеет тенденцию к возрождению... очевидная константа права есть его силовое измерение..." <31>. Поэтому важнейшими институтами конституции являются институты, закрепляющие определенные социально-экономические (охраняемый законом статус лиц и общественных групп, гарантированные отношения собственности) и политические отношения (властеотношения), гарантируя их охрану средствами государственного принуждения, а не декларативные нормы, определяющие и декларирующие некие "духовные основы" жизни общества. -------------------------------- <26> Скуратов Ю. И. Развитие Конституции Российской Федерации 1993 года: поправки в Конституцию или конституционная реформа? // Российский юридический журнал. 2009. N 3. С. 41. <27> Лассаль Ф. О сущности Конституции. Ростов-на-Дону: Изд-во "Донская Речь", 1905. С. 31. <28> Ленин В. И. ПСС. Т. 47. С. 344. <29> Скуратов Ю. И. Указ. соч. С. 42. <30> Советское государственное право / Под ред. И. Е. Фарбера. Саратов, 1979. С. 39. <31> Богинич О. Л. Генезис права как права силы // Российский юридический журнал. 2010. N 5. С. 32 - 33.

Вышеуказанное означает, что отношения, составляющие государственный строй, являются основополагающими общественными отношениями, следовательно, нормы права, закрепляющие эти институты, являются ядром конституционного права. Иными словами, государственный (конституционный) строй и конституционное право имеют одну и ту же сущность: они отражают соотношение социальных сил, закрепленное в законодательной форме в виде норм, определяющих и гарантирующих определенный тип государства и общества и соответствующих ему социальных, экономических и политико-правовых отношений. Более того, можно сказать, что ядром конституции (конституционного права) является закрепленный им государственный строй, а сущностью государственного строя - соотношение общественных сил, существующих в стране. Говоря о сущности конституционного права (конституции), Лассаль в первую очередь стремился ответить на вопросы, стоящие перед обществом середины XIX в.: перед общественными науками стояла задача борьбы с конституционно-правовым идеализмом. Поэтому Лассаль основное внимание уделяет "фактическому соотношению сил, существующих в стране", представляющих ее "действительную конституцию". "Действительная конституция", или "конституционный строй в действии", в современной науке связывается с понятием "политический режим", который есть совокупность приемов и способов осуществления государственной власти <32>, показывающих степень участия населения в управлении государством, реальное состояние политических отношений и конституционного строя в целом <33>: именно в понятии политического режима находит отражение реальная роль тех или иных институтов государственной власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране. Следовательно, можно говорить о том, что сущностью фактической конституции определенного государства является его политический режим, который, в свою очередь, отражает действительное соотношение социальных сил. -------------------------------- <32> Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2001. Т. 1. С. 301. <33> Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: БЕК, 1998. С 329.

Между тем, говоря о нормах юридической конституции, можно утверждать, что ядром конституции (конституционного права) является закрепляемая ими система основополагающих общественных отношений - государственный строй, сущностью которого, в свою очередь, является законодательно закрепленное стабильное соотношение социальных, или общественных, сил, сложившееся во взаимоотношениях между различными социальными классами, слоями, группами и нациями в ходе борьбы за осуществление политической власти. Закрепление общественных отношений в форме государственного строя означает открытое провозглашение и признание определенного соотношения общественных сил в конкретном государстве, охрану баланса этих сил от его резких изменений при помощи аппарата государственного принуждения. Сказанное выше заставляет задуматься над тем, "что право - это не только достижение цивилизации, но иногда и опасное оружие" <34>. Сегодня много говорится и об изменениях и дополнениях в Конституцию РФ, и об устранении изъянов Конституции путем "практического нормотворчества и правоприменения, позволяющего полнее раскрыть заложенный в тексте Конституции правовой смысл" <35>. Разрыв между фактической и юридической конституцией вызывает опасения <36>, поэтому исследователями обосновывается необходимость конституционной реформы <37>. Перед обществом стоит вопрос, стоит ли законодательно закреплять соотношение социальных сил, характерное для недемократических политических режимов. И ответ на этот вопрос, скорее всего, станет определяющим при выборе дальнейшего правового развития нашей страны. -------------------------------- <34> Богинич О. Л. Указ. соч. С. 33. <35> Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М., 2007. С. 27. <36> Добрынин Н. М. Деконституционализация - ожидаемое или норма жизни? // Государство и право. 2010. N 5. С. 14. <37> Скуратов Ю. И. Указ. соч. С. 46.

Название документа