Каким быть современному учебнику по конституционному праву?

(Кампо В. М.) ("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 4) Текст документа

КАКИМ БЫТЬ СОВРЕМЕННОМУ УЧЕБНИКУ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ? <*>

В. М. КАМПО

Кампо Владимир Михайлович, судья Конституционного Суда Украины, профессор кафедры муниципального права Академии муниципального управления, кандидат юридических наук.

После принятия Конституционным Судом Украины решения от 30 сентября 2010 г., восстановившего действие Конституции Украины в редакции от 28 июня 1996 г., для ученых-конституционалистов наступило время подготовки новых учебников по конституционному праву Украины. Статья представляет собой размышления автора о некоторых современных требованиях и методологических подходах к учебникам по данной дисциплине.

Ключевые слова: учебник, конституционное право, Украина, методология, рецензирование.

After adoption by the Constitutional Court of Ukraine of Decision of 30 September 1996, which reconstructed the action of the Constitution of Ukraine, the time for preparation of new textbooks came. The article is the thoughts of the author about certain contemporary requirements and methodological approaches to the textbooks on this discipline.

Key words: textbook, constitutional law, Ukraine, methodology, reviewing.

1. Предисловие. После принятия Конституционным Судом Украины решения от 30 сентября 2010 г., восстановившего действие Конституции Украины в редакции от 28 июня 1996 г., для ученых-конституционалистов наступило время подготовки новых учебников по конституционному праву Украины. Очевидно, что это задача самих авторов, которые будут их готовить или уже готовят, но считаю, что такая важная работа, как подготовка учебников по данной дисциплине, имеет и свой публичный и профессиональный аспекты. Как должностное лицо, которое в процессе профессиональной деятельности постоянно обращается к научной и учебной литературе по конституционному праву Украины, и как преподаватель публично-правовых дисциплин с 35-летним педагогическим стажем считаю своим долгом высказаться относительно некоторых современных требований к учебникам по данной дисциплине. Кроме этого, призываю научно-педагогическое сообщество приобщиться к обсуждению такой важной проблемы, от решения которой в значительной мере зависит судьба украинского конституционализма в ближайшие 15 - 20 лет. Свой методологический подход к оценке учебников по конституционному праву Украины я бы назвал критически-реалистическим. Как ученый-конституционалист, длительное время придерживающийся постулатов реалистической школы конституционного права, считаю этот методологический подход одним из наиболее приемлемых для современного состояния и тенденций развития конституционно-правовой науки и практики. Конституционное право Украины является особой, по сути ключевой областью права в государстве, а потому определенным образом влияет на состояние и развитие других областей украинского права. Очевидно, что оно, в свою очередь, ощущает влияние этих областей права, в частности, в процессе их обновления или когда практика их реализации конституционализируется. Поэтому подготовка нового поколения учебников по конституционному праву Украины имеет важное методологическое значение для отраслевых юридических дисциплин. А это возлагает дополнительную морально-этическую ответственность на науку конституционного права Украины в целом и на авторов учебников по данной дисциплине в частности. Сегодня ответственность за качество учебников по конституционному праву возложена на высшие учебные заведения, в которых работают их авторы, и Минобразования, предоставляющее таким учебникам свой гриф. Следовательно, подготовка учебников является прежде всего ведомственной задачей. На мой взгляд, гражданское общество, которое отображается в конституционном праве и опирается на него, заинтересовано в том, чтобы учебники по этой дисциплине были качественными и учитывали его интересы. В свою очередь, государство также не может находиться в стороне от процесса подготовки качественных учебников по конституционному праву, поскольку с их помощью не только готовятся кадры будущих государственных служащих, но и в их сознании формируется конституционная идеология как единственно допустимая государственная идеология в условиях демократического, социального, правового государства. В связи с этим правительство должно создавать финансовые и другие предпосылки для оптимизации издательского процесса и заинтересованности научных работников в подготовке качественного продукта. 2. Содержание учебников. Учебники призваны четко отображать состояние и тенденции развития отечественной и зарубежной науки. Если же иметь в виду учебники по конституционному праву Украины, изданные в последнее время, то это утверждение не всегда будет в их пользу. Например, в последние 3 - 4 года довольно интенсивно развивается доктрина по вопросам конституционного порядка, конституционных прав и свобод граждан, конституционной юрисдикции, местного самоуправления, конституционной реформы и т. п. Но в учебниках эти наработки ученых-конституционалистов отображаются недостаточно или отсутствуют вообще. Хочу для примера обратить внимание на освещение в учебниках вопросов конституционной юрисдикции, близких мне по роду профессиональной деятельности. Так, ни в одном учебнике по конституционному праву Украины нет элементарной информации о функционировании Конституционного Суда Украины, в частности, как суда процедурального права, который устанавливает факты и действует на основании закона (при открытии или прекращении конституционного производства); или как суда прецедентного права, который опирается на свою предыдущую практику, а также на практику Европейского суда по правам человека (при толковании Конституции и законов Украины или при проверке на конституционность законов и других правовых актов); или как суда доктринального права, формирующего свои правовые позиции на основе определенных правовых доктрин, взятых из научной среды, судебной практики, которые, кроме права, опираются на нормы морали, обычаев и традиций современного украинского общества и его исторического прошлого (при решении, например, беспрецедентных конституционных споров, которые ставят общество и государство на грань общественно-политического конфликта и т. п.). Все эти ипостаси Конституционного Суда Украины очень важны для понимания его природы и особенно практики. Учебникам по конституционному праву Украины не хватает элементов конституционной истории и сравнительного конституционного права. Столетиями украинский народ жил по неписаной конституции, имел свое видение правового государства и верховенства права и других ценностей современного конституционного права, но об этом в учебниках практически не упоминается. Мало в них и сравнительного материала по конституционному праву стран, являющихся, например, стратегическими партнерами Украины и ключевыми игроками на мировом рынке. Тем не менее следует помнить, что власть ставит перед Украиной важную задачу: на протяжении оптимального срока стать одной из 20 наиболее развитых стран мира. Без осознания места и роли конституционного права Украины в контексте зарубежного конституционно-правового опыта сделать это будет значительно тяжелее. В последнее время автор не раз обращал внимание общественности на проблему классификации функций права вообще и публичного права в частности. В большинстве прочитанных мною учебников украинских авторов по теории государства и права (или права и государства) отсутствовали материалы о защитной функции права, а в учебниках по конституционному праву Украины - о защитных функциях и полномочии почти всех органов государственной власти. И это при том, что положения ст. 1, 3, 8, 55 и некоторых других Конституции Украины не оставляют сомнений: в Украине существует защитная функция права и соответствующих его отраслей. Если вопрос научного обоснования защитной функции права в теории права и государства или конституционного права кажется некоторым авторам весьма сложным и проблемным, в таком случае его целесообразно публично обсудить, поскольку оставлять его без внимания и в дальнейшем недопустимо. Современные учебники по конституционному праву Украины должны обязательно опираться на конституционную практику органов государственной власти и местного самоуправления, ориентирующую преподавателя и студента на усвоение и дальнейшее применение не только теоретических, но и практических знаний. Ведь нередко ученые-конституционалисты, не говоря уже о студентах, не умеют обобщать такую практику, в частности - деятельность судебных и других государственных органов. Без учета конституционной практики учебник превращается в совокупность научных догм, понять которые студенту тяжело. Значение конституционной практики, в частности Конституционного Суда Украины, можно проиллюстрировать на конкретном примере. В 1803 г. Верховный суд США, действуя за пределами прецедентов, т. е. как суд доктринального права, основал федеральный конституционный контроль. В дальнейшем на протяжении более чем 200 лет своей деятельности он десятки, если не сотни раз выступал как суд доктринального права. Конституционный Суд Украины как единственный орган конституционной юрисдикции также время от времени тяготеет к роли суда доктринального права, которая обусловлена не столько его собственными интересами, сколько объективными обстоятельствами. Но любую информацию об этом невозможно найти в отечественных учебниках. Между тем первые решения Конституционного Суда Украины, принятые на позициях доктринального права и заложившие основы конституционной юрисдикции в Украине, должны знать преподаватели и студенты, которые изучают конституционное право Украины, так же как знают об основах конституционного контроля их коллеги в США. 3. Прогнозы и перспективы. Будущие учебники по конституционному праву Украины должны опираться на определенные научно-практические прогнозы конституционно-правового развития государства. Это позволит уберечь их от быстрой девальвации из-за устарелости изложенных материалов. Хотя есть и более простые способы избежать этого: не сводить учебник к изложению законодательного материала, который в условиях переходного периода, переживаемого государством, имеет свойство часто изменяться. Вряд ли можно в деле прогнозирования полагаться только на отдельные исследовательские центры или авторов конституционно-правовых прогнозов, часто оперирующих аргументами, далекими от реального понимания проблем конституционно-правового развития Украины. Для того чтобы определить научно обоснованные сравнительно честные и объективные прогнозы такого развития, необходимо хорошо знать тенденции и закономерности развития конституционной практики, являющиеся неисчерпаемым источником построения доктрин и моделей конституционно-правового развития Украины. По нашему мнению, учебники по конституционному праву Украины должны выполнять не только познавательную, практически-прикладную и идеологическую функции, как это часто бывает. Они должны также содержать прогностические материалы, поскольку студенту нужно знать не только, каким является тот или иной институт конституционного права сегодня, но и каким он будет завтра. Таким образом, за время изучения данной дисциплины студент должен получить программу для раздумий о будущем институтов конституционного права. Фактически прогностические материалы есть в каждой монографии или диссертации по конституционному праву Украины, которых уже насчитывается сотни, поэтому проблем с поиском таких материалов нет. 4. Выводы и предложения. Исходя из изложенного, считаю целесообразным обратить внимание на следующие моменты. Качество учебников по конституционному праву Украины во многом зависит от их рецензентов. Для того чтобы не допускать в учебный оборот учебники с устаревшей методологией, доктриной или конституционно-правовой практикой, нужно повышать персональную ответственность их рецензентов. В частности, административную структуру, которая отвечает за предоставление учебникам грифа Минобразования Украины, возможно, следует уполномочить лишать рецензентов права работать над учебниками, если будет выявлено их недобросовестное отношение к своим обязанностям. Учебники с некритическими рецензиями административной структурой вообще не должны рассматриваться, авторам учебников в таких случаях следует рекомендовать обращаться к более ответственным рецензентам. Как отмечалось, подготовка современных учебников по конституционному праву Украины является весьма важной общественно-правовой проблемой, значение которой будет только возрастать. Но уже сегодня стоит обратить внимание научных работников на необходимость внесения существенных поправок к формированию концепций и содержания этих учебников, которые должны отвечать стандартам научности и практичности, этичности и духовности. Для этого, на наш взгляд, необходимо, чтобы: - учебники по конституционному праву Украины включали лучшие наработки не только отечественной, но и зарубежной, прежде всего европейской, доктрины, а также содержали определенные аспекты, свидетельствующие об интеграции украинской науки в семью европейской и мировой науки конституционного права; - конституционная практика деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления во всех ее правовых разновидностях по возможности была представлена в учебниках по конституционному праву Украины как обязательный их атрибут. Прежде всего это практика Конституционного Суда Украины, акты которого являются обязательными на всей территории Украины и по юридической силе занимают, по моему мнению, место между Конституцией Украины и законами Украины. Поскольку качественные учебники по конституционному праву Украины - это проблема не только учебного процесса, но и общества и государства, то, по нашему мнению, публичные структуры должны приложить определенные усилия для достижения конкретной цели: подготовки нового поколения учебников, отвечающих современным требованиям. В связи с этим предлагаем: а) ведущим высшим учебным заведениям юридического профиля - центрам конституционно-правовой науки - провести в ближайшее время совещание представителей творческих коллективов относительно определения современных требований к подготовке учебников (желательно при участии Конституционного Суда Украины, Министерства юстиции Украины и общественных организаций юристов, которые особенно заинтересованы в качественных учебниках по данной дисциплине); б) общественным организациям юристов, которые являются частью гражданского общества, следует рассмотреть вопрос о подготовке модельного учебника (ведь существуют модельные законопроекты и т. п.), который отображал бы конституционно-правовые позиции этого общества и стал бы одним из эталонов (наряду с Конституцией Украины, практикой Конституционного Суда Украины и т. п.) для разработки творческими коллективами своих учебников; в) с учетом высокой заинтересованности государства в учебниках по конституционному праву Украины, которые отвечали бы высоким стандартам научности и практичности, этичности и духовности, Кабинету министров Украины следует ввести на конкурсной основе соответствующие стипендии для материальной поддержки ученых-конституционалистов на время подготовки ими этих учебников, а также оказывать содействие их изданию; г) привлекать к обсуждению и рецензированию рукописей нового поколения учебников по конституционному праву Украины судей Конституционного Суда Украины, в том числе и судей в отставке.

Название документа