Расцвет традиционного народного творчества народов Дагестана в 70 - 80-е годы XX в

(Алдерова С. А.) ("История государства и права", 2011, N 7) Текст документа

РАСЦВЕТ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В 70 - 80-Е ГОДЫ XX В.<*>

С. А. АЛДЕРОВА

Алдерова Самая Алдеровна, соискатель кафедры истории Дагестана ДГПУ.

70 - 80-е годы XX в. считаются наиболее успешными в плане расцвета традиционного творчества народов Дагестана. Особо следует отметить сохраняющиеся традиционные виды искусств народов Дагестана: производство ковров и ковровых изделий, ювелирных изделий, гончарного искусства, производство изделий из дерева. Характерные особенности продукции ювелирных промыслов формировались ведущими мастерами, которые разрабатывали образцы для внедрения. При этом в своих поисках мастера отталкивались от фабричной продукции, изделий художественной промышленности. Флагманом ковровой промышленности являлась Дербентская ковровая фабрика, изделия которой отправлялись в тридцать пять стран мира. Ярким примером нового, что появилось в развитии дагестанских художественных промыслов в 70 - 80-е годы, можно назвать и изменения в гончарном промысле села Балхар. В балхарской мастерской изготавливалось около 25 видов гончарных изделий. В селах Балхар, Сулевкент, Джули сохранялось производство традиционной гончарной посуды. Сохранившиеся в мечетях, домах и музеях Дагестана прекрасные произведения резчиков по дереву (столбы, резные двери, окна, лари, посуда) воплощают в себе лучшие традиции народного художественного ремесла.

Ключевые слова: производство ковров и ковровых изделий, ювелирных изделий, производство изделий из дерева, народное творчество.

70 - 80-e years XX v. are considered the most successful in plan of the bloom traditional creative activity folk Dagestan. Specifically follows to note the saving traditional types an art folk Dagestan: manufacture of carpets and rugs, jewelry, potter's art, production product from tree. The Typical particularities to product jewelry providence were formed leading master, who developed the sample for vnedreniya. Herewith in their own searching for of the master were repulsed from factory product, product to artistic industry. The Flag officer carpets to industry was shown Derbentskaya carpets factory, which products left in thirty five countries of the world. The Prime examples new that came up for development Dagestan artistic providence in 70 - 80-e years possible to name and changes to potter's providence sowed; sown. Balhar. In Balharskoy workshop was made beside 25 types of the potteries. In village Balhar, Sulevkent, Dzhuli was saved production of the traditional potter's dishes. Ed in mosque, house and museum Dagestan beautiful product carver on tree (the poles, carved door, window, bin, the dishes) personify best traditions of the public artistic craft in itself.

Key words: manufacture of carpets and rugs, jewelry, production product from tree, public creative activity.

Характерным для 70 - 80-х годов XX в. в истории традиционных художественных промыслов и ремесел явилось то, что производство художественных изделий становится важной частью экономики Дагестана. Возможностей для развития традиционного ремесла Дагестана в 60 - 80-е годы было бы значительно больше, если бы не ограничительная, а во многих отношениях и запретительная политика государства в области индивидуально-семейного, частного производства. Практические меры по обобществлению сохраняющегося в небольших объемах кустарного производства, чрезмерное налогообложение частных промыслов - такова была практика органов власти в области ремесел. В этих условиях страх перед уголовным наказанием за занятия запрещенными промыслами, боязнь финансового контроля отрицательно сказывались на творчестве народных мастеров <1>. -------------------------------- <1> Алибеков М. М. Некоторые аспекты развития художественного творчества населения Дагестана в 60 - 70-е годы. Махачкала, 1974. С. 153.

Производство ковров и ковровых изделий в Дагестане. Своеобразный очаг безворсового ковроткачества находился в северной части Дагестана, охватывающей ряд селений с кумыкским населением. Здесь производились очень красивые, с характерным только для данной местности двусторонние ковры больших размеров, известные под названием "думи". Композиционные схемы дагестанских ворсовых ковров имели три разновидности, которые значительно отличались друг от друга в оформлении центрального поля ковра. Флагманом ковровой промышленности являлась Дербентская ковровая фабрика, изделия которой отправлялись в тридцать пять стран мира. Над восстановлением старинных и созданием новых рисунков ковров в течение ряда лет много и плодотворно работала заслуженный деятель прикладного искусства Дагестана С. П. Смирнова. Эта профессиональная художница по коврам являлась автором интересных тематических ковровых композиций. Ее работы можно было увидеть не только в музеях, правительственных, научных учреждениях и учебных заведениях Дагестана, но и во многих городах нашей страны и некоторых зарубежных странах. Тематический ковер, посвященный Ю. Гагарину - "Родина слышит", экспонируется в Музее космонавтики в Звездном городке. Ковер "Фидель Кастро" - в Музее революции. С. Смирнова спроектировала ковры "Миру - мир", врученный партийно-правительственной делегации Вьетнама, "Три декрета" - дар Правительства Дагестана Грузинской ССР. Некоторые ее ковры имеются в музеях Москвы, Баку, Махачкалы. Исследование истории художественного ремесла в 70 - 80-е годы показывает, что творческие процессы часто протекали неоднозначно. В конце 60-х - 70-е годы в связи с празднованием различных юбилеев вновь усиливаются тенденции к созданию "подарочных" работ с портретами, сюжетными изображениями, эмблемами, выполненными резной костью, черневой гравировкой, унцукульской насечкой, ткачеством. В таких работах ярко проявился самодеятельный характер творчества отдельных ведущих мастеров предприятий. Ювелирные изделия. Характерные особенности продукции ювелирных промыслов формировались ведущими мастерами, которые разрабатывали образцы для внедрения. При этом в своих поисках мастера отталкивались от фабричной продукции, изделий художественной промышленности. Из-за отсутствия стимулирования труда исполнителей задуманное часто искажается, и продукция теряет привлекательность первоначальных образцов. Серьезное обсуждение проблемы качества дагестанских изделий вызвала в 1965 г. публикация в газете "Комсомольская правда", где говорилось о низком художественном уровне продукции предприятий народных художественных промыслов республики. По этим причинам многие торговые организации даже возвращали товар предприятиям <2>. Характерная особенность массовой продукции заключалась и в бедности ассортимента. Так, например, начиная с середины 50-х годов подстаканники составляли основную продукцию кубачинской артели "Художник". Ежегодно артель изготавливала до 80 тыс. штук таких изделий, а перерабатывала до 12 тонн. Новые тенденции в развитии художественного ремесла 70 - 80-х годов были связаны также с усилением влияния на творчество мастеров Дагестана традиций профессионального искусства. Оно явилось следствием роста образовательного уровня молодых мастеров, их учебы в различных учебных заведениях, участия в проводимых художниками НИИ художественной промышленности семинарах и курсах. -------------------------------- <2> Хохлова Б. К. Локальные особенности искусства традиционных центров русского гончарства // Коллективное и индивидуальное в творчестве мастеров народных художественных промыслов: Сб. трудов НИИХП. М., 1986. 103 с.

К результатам подобной учебы можно отнести многие произведения ювелиров, созданные в 70 - 80-е годы. Это наборы туалетных приборов, декоративные блюда, вазы, винные сервизы, которые экспонировались на различных республиканских, всесоюзных и международных выставках тех лет. Изделия отличались изящными, пластически удачно решенными формами, выразительными пропорциями частей, красивой отделкой, созвучной характеру форм. При этом функциональное и общественное назначение таких произведений в отличие от работ 30 - 50-х годов становилось определенным и конкретным. Наряду с единичными вещами создавались комплекты, гарнитуры, позволяющие решать более сложные творческие задачи. Самодеятельным характером творческих поисков объяснялся и механический перенос традиций одного (как правило, популярного на тот или иной период) жанра, вида художественного ремесла на другой. Мастера, стремясь сделать нечто необычное, часто соединяли местные традиции декора с традициями формы или жанра искусства других центров. Такие тенденции хорошо были заметны в творчестве отдельных мастеров Унцукульской художественной фабрики, Кубачинского художественного комбината. Например, деревянные чайники, кувшины, наборы для вина, выполненные в эти годы унцукульскими мастерами, оставляли впечатление вычурности, механического соединения разных традиций. Вместе с тем было очевидным, что мастера в новый период истории не могли полностью реализовать творческий потенциал только варьированием привычных элементов узоров и форм традиционного набора изделий. Образование, широта кругозора толкали их за рамки привычных канонов и традиций прошлого. В результате такого поиска кристаллизуются и интересные направления в создании форм, вариантов узоров, которые ближе к профессиональному искусству. Так, в 70 - 80-е годы среди работ, изготовленных на Унцукульской фабрике, выделялись декоративные вазы, блюда Идриса Абдуллаева. В Кубачинском художественном комбинате выделялись вазы, чаши, блюда, наборы для напитков Расула Алиханова, Гаджибахмуда Магомедова, Абдуллы Абдурахманова, Гаджи Кишева, Гаджимагомеда Богатырева, других мастеров. Творчество дагестанских мастеров в 70 - 80-е годы получило широкое общественное признание. Популярность прикладного искусства Дагестана росла. С этим связано и присуждение группе мастеров Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Лауреатами премии стали Р. Алиханов, Г. Б. Магомедов, А. Абдурахманов, И. Абдуллаев, Б. Гимбатов, Г. Г. Чабкаев. Ведущие мастера предприятий художественных промыслов со своими изделиями принимали в эти годы участие во многих региональных, всероссийских, всесоюзных и всемирных выставках <3>. -------------------------------- <3> Магомедов А. Дж. Художественное образование в Дагестане в XX веке: Очерк истории. Махачкала, 2008. 146 с.

В 70-е годы по отношению к традиционным художественным ремеслам в стране стало формироваться благожелательное общественное мнение, рассматривающее их как ценное наследие культуры. Это способствовало развитию индивидуальных ремесленных промыслов. Именно в эти годы постепенно возрождается былая слава Дагестана как республики народных мастеров. Такую славу республике создавала и работа десятков тысяч мастеров и мастериц частного сектора, работающих самостоятельно. На этом фоне стало очевидным, что сохраняющиеся во многих отраслях традиционного ремесла (изготовление ювелирных изделий из драгоценных металлов, традиционных кинжалов, шашек и др.) ограничения и запреты сковывали инициативу мастеров, порождали неуверенность в работе. Гончарное производство. Издавна гончарным ремеслом в Дагестане занимались в селении Балхар Акушинского района и Сулевкент Дахадаевского района. Процесс подготовки глины - очистки ее от воздуха - и сложный, и трудоемкий. Лепку изделия осуществляли на гончарном круге - жюлла - путем наращивания глиняных жгутов. Наиболее целесообразные формы традиционных балхарских и сулевкентских сосудов - для хранения зерна водоносных и водолейных, маслобоек - оттачивались на протяжении столетий. Красками служили ангобы (светлые глины): белая, красная, желтая. В росписи использовались в основном растительные мотивы, а также магические знаки плодородия, астральная и земледельческая символика. В ауле Сулевкент гончарным делом по традиции занимались мужчины. Когда-то селение окружали леса, поэтому местные гончарные изделия после обжига на древесном угле имели терракотовую окраску черепка, а потемневшие сосуды здесь считались браком. Лепка выполнялась, как и в Балхаре, жгутовым способом. В крупные торговые центры Дагестана: Кумух, Кули, Андрей-аул, Касумкент, Кубачи - сулевкентцы поставляли водоносные сосуды, кувшины-водолеи, тарелки. Общие пропорции, форма и лепные украшения кувшинов восходят к древнейшим приемам оформления сосудов с изображением свиньи. После их переселения в Хасавюртовский район гончарное производство перестало существовать. Многочисленные попытки возродить промысел были, в том числе открыть цех в Кубачинском художественном комбинате, но они не увенчались успехом. Хасавюртовские сулевкентцы приобщились к ювелирному производству и в этом достигли неплохих результатов. Расписная керамика аула Джули Табасаранского района совершенством форм была близка к классическим античным образцам. В Джули гончарство - мужское ремесло. Устойчивые формы крупных хозяйственных сосудов связаны, очевидно, с техникой лепки жгутовым способом на ручном гончарном круге. Окислительный характер обжига здесь тоже давал ровный терракотовый цвет черепка. Свои изделия джулинцы расписывают белым и красным ангобом с помощью кусочка войлока, покрывая поверхность восьмиобразными или зигзагообразными узорами, всегда созвучными форме сосуда. В селах Балхар, Сулевкент, Джули сохранялось производство традиционной гончарной посуды. "Почти все женское население Балхара и теперь занимается изготовлением посуды", - писала Э. В. Кильчевская, побывавшая здесь в 1949 г. <4>. Мастерицы так же, как и раньше, продолжали применять роспись, для которой все изменения в характере творчества упомянутых мастеров предприятий народных художественных промыслов объяснялись прежде всего сложившимся у них новым типом мышления. В 70 - 80-е годы сохранилось индивидуальное производство и промыслы мастеров в гончарных центрах - Балхаре, Сулевкенте, Джули. Однако они развивались стабильно только в Балхаре. В этом сказывался традиционно женский характер занятий гончарным делом в этом центре, наличие цеха от Махачкалинского комбината художественных изделий, а также туристский маршрут из Махачкалы, способствующий рекламе искусства промысла за пределами Дагестана. Иначе складывалась ситуация в переселенческом с. Сулевкент, расположенном уже в Хасавюртовском районе. Многие мужчины села выезжали на заработки в Среднюю Азию, на Алтай, где работали на строительстве, лесосплаве, других работах сезонного характера, традиционное гончарство же угасало. А в селе Джули к концу 70-х годов гончарный промысел угас. Не стало гончарных промыслов в селах Испик и Мюгюч <5>. -------------------------------- <4> Кильчевская Э. В. Традиции - не мертвая схема // Декоративное искусство СССР. 1959. N 1. <5> Булатова А. Г. Гончарное производство табасаранцев во второй половине XIX - нач. XX в.: по материалам с. Джули // Хозяйство народов Дагестана в XIX - XX вв.: Этнографические исследования. Махачкала, 1979. 73 с.

Производство изделий из дерева. Сохранившиеся в мечетях, домах и музеях Дагестана прекрасные произведения резчиков по дереву (столбы, резные двери, окна, лари, посуда) воплощают в себе лучшие традиции народного художественного ремесла. Художественная резьба на всех предметах, входящих в убранство горского дома, характеризуется единством стиля, гармонично сочетающим монументальность и изящество, простоту и целесообразность. Исконно присущая дагестанскому народу высокая орнаментальная культура ярко проявилась и в резьбе по дереву. Формы ее, зародившиеся в глубокой древности и отработанные многими поколениями мастеров, нередко достигали большого художественного совершенства и в 70 - 80-е годы. Коллекция резного дерева Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой насчитывает 223 единицы изделий: она формировалась на протяжении почти пятидесяти лет. Некоторые экспонаты приобретали у частных лиц, большую же часть - в 1970 - 1980-е гг., во время музейных экспедиций по горным районам Дагестана. В целом дагестанские деревянные изделия с декоративным убором можно разделить на три большие группы: 1) архитектурные элементы; 2) мебель; 3) сосуды и предметы быта. Собрание кубачинского резного дерева включает также два пенала для письменных принадлежностей и несколько пороховниц. В коллекции музея хранятся две подставки под Коран. Одна из них достаточно позднего происхождения (начало XX в.). Ее резной декор сведен к минимуму, однако весьма интересна и сложна конструкция. Пюпитр выполнен из единого куска дерева без каких-либо соединительных элементов и при складывании превращается в плоский предмет прямоугольной формы <6>. Особый интерес вызывает подставка, датируемая 1730 г. (по-видимому, происходящая из региона Даргинского нагорья, возможно, из мечети Калакорейша, разрушившейся в середине XX в. после переселения жителей села на плоскость). Подставка имеет своеобразную форму - на две плоские дугообразные части на колесиках (утрачены) сверху прикреплены три вертикальные широкие планки, в центре соединенные двумя горизонтальными (правая утрачена). Дагестанский резной орнамент, сформировавшийся на основе графической символики древнейших пластов горской культуры, выражал религиозное осмысление действительности. -------------------------------- <6> Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1978. 200 с.

Таким образом, проведенный анализ показывает противоречивый характер развития традиционных художественных промыслов и ремесел в 40 - 80-е годы. Только в 70-е годы происходит относительная стабилизация в этой сфере. В это время сформировалась достаточно развитая отрасль экономики государственных художественных промыслов Дагестана, возрождались промыслы и декоративные технологии народного искусства, появились профессиональные формы обучения подрастающих поколений основам традиционного искусства, возникли новые центры индивидуально-частных художественных промыслов.

Список использованной литературы

1. Алибеков М. М. Некоторые аспекты развития художественного творчества населения Дагестана в 60 - 70-е годы. Махачкала, 1974. 153 с. 2. Булатова А. Г. Гончарное производство табасаранцев во второй половине XIX - нач. XX в.: по материалам с. Джули // Хозяйство народов Дагестана в XIX - XX вв.: Этнографические исследования. Махачкала, 1979. 73 с. 3. Кильчевская Э. В. Традиции - не мертвая схема // Декоративное искусство СССР. 1959. N 1. 12 с. 4 Магомедов А. Дж. Художественное образование в Дагестане в XX веке: Очерк истории. Махачкала, 2008. 146 с. 5. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1978. 200 с. 6. Хохлова Б. К. Локальные особенности искусства традиционных центров русского гончарства // Коллективное и индивидуальное в творчестве мастеров народных художественных промыслов: Сб. трудов НИИХП. М., 1986. 103 с.

Название документа