Методология исследования муниципального образования: организационные аспекты

(Сергеев Д. Б.) ("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 3) Текст документа

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ <*>, <1>

Д. Б. СЕРГЕЕВ

Сергеев Дмитрий Борисович, доцент кафедры государственного права Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются организационные аспекты методологии исследования муниципального образования, важность комплексного, межотраслевого подхода к его изучению и проблемы, возникающие при написании диссертаций на стыке нескольких отраслей права, предлагается создать новый порядок защиты таких диссертаций.

Ключевые слова: методология, исследование, местное самоуправление, муниципальное образование, диссертация.

This article takes up the organizational aspects of the research of methodology of municipal entity, the importance of an integrated, interdisciplinary approach to its study and issues that arise when writing a dissertation on the intersection of several branches of law, proposed to establish the new order of such dissertations.

Key words: methodology, research, local self-government, municipal entity, dissertation.

Методология конституционно-правовых и муниципально-правовых исследований - это малоизученная сфера научного знания. Например, в электронных базах данных Российской государственной библиотеки и Юридической научной библиотеки издательства "Спарк" отсутствуют записи о диссертациях, посвященных методологическим вопросам, общим для конституционного или муниципального права, за исключением диссертации А. А. Акмаловой <2>. Немного диссертаций по теории государства и права, в которых рассматриваются методологические проблемы, актуальные для всего правоведения <3>. -------------------------------- <2> Акмалова А. А. Особенности правового регулирования и организации местного самоуправления в Российской Федерации: Теоретико-методологический аспект: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 402 с. <3> См., например: Сырых В. М. Метод правовой науки (Структура методов теоретического познания государства и права): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1981. 416 с.; Тарасов Н. Н. Методологические проблемы современного правоведения: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. 342 с.; Шапиро Е. А. Системный анализ методологических проблем теории государства и права как науки: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2000. 220 с.

Методология и методика научных исследований, в частности юридических, являются системой настолько разноплановых сторон деятельности, связанной со способами (методами) научного познания, что для понимания и осознания их соотношения между собой эти аспекты можно упорядочить в рамках "пирамиды научной методологии". Базой любого научного познания является философская основа научного познания. В современной юридической науке в качестве такого базиса выступает диалектический материализм, представляющий собой также основание пирамиды научной методологии. Поднимаясь выше по этой пирамиде, мы увидим общенаучные средства познания и логические конструкции, применяемые во всех науках. В частности, вряд ли существует юридическое научное исследование, в котором не применялся бы анализ. Еще выше, ближе к середине пирамиды научной методологии, находятся способы познания, преобладающие в определенной отрасли науки в целом, например в юриспруденции часто применяется догматический или нормативный метод познания, когда уясняется смысл правовой нормы. В верхней части середины пирамиды научной методологии мы увидим методы познания, имеющие наибольшее распространение в отдельной отрасли юридической науки, в частности сложно найти современное изыскание в сфере конституционного права, выходящее за рамки конституционализма как политико-правовой теории, обосновывающей необходимость установления конституционного строя и одновременно являющейся методологическим подходом к изучению конституционно-правовых явлений. На острие пирамиды научной методологии - теоретико-методологические, доктринально-методологические и организационно-методологические аспекты научного познания. Однако, несмотря на это, немного юридических исследований, посвященных изучению теоретико-методологических или доктринально-методологических аспектов конституционно-правовых явлений <4>. -------------------------------- <4> См., например: Ким Ю. В. Федеративная государственность: сущность, генезис, проблемы развития: теоретико-методологические основы: Дис. ... д-ра юрид. наук. Барнаул, 2009. 572 с.

Термин "теоретико-методологический" нельзя признать применимым ко всем вопросам, связанным с выбором способов и методов исследования, с помощью которых происходит отбор научных гипотез и доктрин, поскольку под теорией, как правило, понимают систему основных идей в той или иной отрасли знания, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности <5>. Выбор научной гипотезы - это также выбор методов познания, но это не совсем соответствует общепризнанному представлению о теории. Кроме теоретико-методологических вопросов, в частности выбора подхода к статусу субъектов федерации как обладающих суверенитетом или не обладающих им, ученый может столкнуться с менее крупными аспектами методологии своего исследования. Для отделения этих аспектов от крупных теоретических вопросов удобнее применять название "доктринальные аспекты методологии". -------------------------------- <5> Краткий энциклопедический словарь. Т. 2 / Сост. А. П. Горкин. М., 2000. С. 454.

Определение предмета исследования иногда является для исследователя существенной проблемой, так как один и тот же объект иногда регулируется различными отраслями права. Поэтому выбор отрасли права и соответственно отрасли юридической науки или того, будет ли исследование межотраслевым или нет, является не только организационным, но и методологическим вопросом, что позволяет говорить о существовании организационных аспектов методологии научного исследования. Организационные аспекты методологии особенно актуальны для муниципального права в связи с тем, что его комплексный характер оказывает влияние и на муниципально-правовую науку, особенно это проявляется при исследовании такого института, как муниципальное образование. Нет необходимости доказывать, что в первую очередь муниципальное образование должно изучаться в рамках науки муниципального права, при этом оно попадает и в поле зрения междисциплинарных исследований, например юридического лица публичного права, когда муниципальные образования рассматриваются как юридические лица публичного права <6>, или при анализе правосубъектности муниципального образования и его органов в различных отраслях права <7>. Муниципальное образование изучается также в рамках диссертаций и по гражданскому праву <8>, и по административному праву <9>, и по финансовому праву <10>. Анализ этих работ показывает, что не существует непреодолимых преград между отраслями права при исследовании этого института. Например, в научных трудах в сфере гражданского права ставился вопрос о том, что есть муниципальное образование. Оно рассматривалось как бестелесный субъект, юридическое лицо в самом общем смысле, как субъект права, не являющийся лицом физическим и не являющийся юридическим лицом - организацией в цивилистическом смысле этого слова <11>; классически - местное сообщество, современно - конгломерат трех необходимых элементов: территории, населения и органов местного самоуправления <12>; некое сообщество (объединение) граждан, проживающих на известной территории и осуществляющих местное самоуправление, а не поселение <13>. Также в некоторых гражданско-правовых исследованиях показана необходимость введения термина "органы муниципального образования". В административно-правовом исследовании О. А. Ястребова говорится о гарантированной самостоятельности в пределах установленной компетенции такого публичного юридического лица, как муниципальное образование <14>. -------------------------------- <6> Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Юрист, 2007. С. 167 - 169. <7> Тимофеев Н. С. Публично-правовая и гражданско-правовая правосубъектность муниципального образования и его органов // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 10. С. 44 - 52. <8> Андреева Е. М. Правовой режим муниципальной недвижимости в Российской Федерации (на примере Калининградской области): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 185 с.; Боярова О. Ю. Муниципальное образование: особенности правосубъектности в гражданских правоотношениях: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 226 с.; Колмакова Н. Н. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. 188 с.; Кондрашов Ю. В. Статус органов местного самоуправления при участии в гражданских правоотношениях: Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2004. 175 с. <9> Ястребов О. А. Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 49 с. <10> Благовещенская М. А. Правовое регулирование финансовых отношений в муниципальных образованиях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 151 с.; Вершило Т. А. Муниципальное образование как субъект межбюджетных отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 163 с.; Чесноков А. А. Муниципальные образования как субъекты бюджетного права: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. 188 с. Автор настоящей статьи полагает, что гражданское право, финансовое право и земельное право в настоящем исследовании можно рассматривать как самостоятельные образования. <11> Кондрашов Ю. В. Указ. соч. С. 8, 12. <12> Там же. С. 14. <13> Андреева Е. М. Указ. соч. С. 11. <14> Ястребов О. А. Указ. соч. С. 17.

Таким образом, можно сделать вывод, что и при изучении административно-правовых или гражданско-правовых аспектов института муниципального образования иногда возникает необходимость "вторжения" в муниципально-правовые вопросы либо, наоборот, в муниципально-правовом исследовании муниципального образования в некоторых случаях нужно обратиться к научным трудам, созданным в других отраслях права, и исследование муниципального образования приобретает комплексный характер. На практике комплексные научные исследования встречаются не очень часто, поскольку многие научные труды пишутся в рамках диссертационных исследований, а диссертант ограничен рамками научной специальности, по которой пишется диссертация. Нормативными правовыми актами допускается написание и защита диссертации по смежным научным специальностям (абз. 3 п. 49 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации <15>, п. 2.10 Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций <16>), однако диссертации по нескольким научным специальностям встречаются редко из-за дополнительных организационных проблем, появляющихся у диссертанта, если его труд выйдет за рамки одной научной специальности. -------------------------------- <15> Утверждено Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814 "Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации" (в ред. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 696) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. 24 августа. N 20; Российская газета. 2004. 16 марта. <16> Утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2007 г. N 2 "Об утверждении Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций" (в ред. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2008 г. N 18) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 16 апреля. N 16; Российская газета. 2008. 1 марта.

Для облегчения создания комплексного научного труда в рамках написания диссертационного исследования необходимо отличать диссертации, защищаемые по нескольким специальностям, темы которых носят межотраслевой характер, и порядок защиты этих диссертаций менять не следует, от диссертаций, написанных на грани научных специальностей, но с преобладанием одной из них. Последнее, а также соответствие предъявляемым требованиям к диссертациям в части положений, выходящих за рамки основной научной специальности, должны устанавливаться в заключениях, утвержденных кафедрами, относящимися к соответствующим научным специальностям. Такие диссертации должны защищаться по преобладающей научной специальности, но с экспертными заключениями по всем соответствующим научным специальностям. При таком порядке диссертанты смогут без опасений выходить за рамки своих научных специальностей и каждая научная специальность не будет "вариться в собственном соку", игнорируя исследования в смежных отраслях научного знания.

Название документа