Взгляды М. М. Щербатова на государство и право и их значение для современной России

(Назаренко Б. А.) ("Юридическое образование и наука", 2011, N 1) Текст документа

ВЗГЛЯДЫ М. М. ЩЕРБАТОВА НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ <*>

Б. А. НАЗАРЕНКО

Назаренко Б. А., преподаватель Российского государственного социального университета, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются основные положения государственно-правовой доктрины М. М. Щербатова - крупного государственного деятеля, историка и публициста эпохи Екатерины II. Анализу взглядов Щербатова на государство и право предшествуют его биографические сведения. Отмечено идейное влияние, которое испытал мыслитель, размышляя над государственно-правовой проблематикой.

Ключевые слова: М. М. Щербатов, история учений о праве и государстве, Екатерина II, Россия XVIII в., казнокрадство, взяточничество.

The article considers fundamental provisions of state-law doctrine of M. M. Shcherbatov, a prominent state official, historian, publicist of the epoch of Catherine the Second. The analysis of views of Shcherbatov to the state and law is preceded by biographical information. The author notes the ideological influence which was felt by the thinker concentrating on the state-law problems.

Key words: M. M. Shcherbatov, history of doctrines on state and law, Catherine the Second, Russia of the XVII century, corruption, bribery.

Михаил Михайлович Щербатов родился в Москве в 1733 г. Он происходил из древнего княжеского рода и имел обширные познания в философии, истории, литературе, естествознании, экономических и политических науках, а также знал несколько европейских языков (французский, итальянский и немецкий). В жизни он добился немалых успехов: занимал посты президента Камер-коллегии (ведавшей государственными доходами) (1778) и сенатора <1> (1779). Будучи депутатом Уложенной комиссии, он проявил свои ораторские дарования и умение аргументированно отвечать на вопросы оппонентов <2>. Свои взгляды на государство и право М. М. Щербатов отразил в публицистических произведениях, которые являлись конструктивной критикой реформ, проводимых Екатериной II, ее политических решений и государственной деятельности чиновников. -------------------------------- <1> В период правления Екатерины II Сенат превратился в "центральное административно-судебное учреждение" (см.: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2005. С. 300). <2> Щербатов, как писал А. Г. Брикнер, был "замечательнейшимъ изъ всехъ депутатовъ..." и выступал на заседаниях Уложенной комиссии "съ такою силою воли, съ такою ясностью политическихъ убежденiи, съ такимъ красноречiемъ и съ такими глубокими и многосторонними познанями..." (см.: Брикнеръ А. Г. Князь М. М. Щербатовъ какъ членъ Большой Комисiи 1767 г. // Исторически вестникъ. 1881. N 10. С. 217, 218).

М. М. Щербатов, размышляя о государстве и праве, ссылался на положения политико-правовых доктрин Нового времени <3> (Ш. Л. Монтескье, С. Пуфендорфа, Х. Вольфа, Г. Гроция и др.), а также нередко обращался к философской традиции Древнего Востока <4>, учению масонства и анализу законодательства западноевропейских стран <5> (в частности, Habeas corpus act). -------------------------------- <3> Так, например, историк П. Н. Милюков небезосновательно считал, что в "Разных рассуждениях о правлении" Щербатов "полными руками черпает..." из "Духа законов" Монтескье (см.: Милюков П. Главные течения русской исторической мысли. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2006. С. 41, 42), который отмечал, что законы "должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату, образу жизни ее народов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям" (Монтескье Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. С. 16). <4> Влияние индийской философии на социально-политические взгляды Щербатова отмечает философ Т. В. Артемьева, анализируя религию жителей Офирского государства (см.: Артемьева Т. В. Михаил Щербатов. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1994. С. 50). <5> Восприняв политико-правовые идеи Запада, князь подверг их переработке "въ приложенiи, - писал в начале XX в. М. А. Дьяконов, - къ русской жизни" (см.: Дьяконовъ М. А. Выдающiися русскiи публицистъ XVIII века // Вестникъ права. 1904. N 7. С. 12).

Содержание ряда идей мыслителя о государстве и праве обусловливалось, несомненно, его происхождением (принадлежностью к родовитой аристократии). Это представления М. М. Щербатова о политическом идеале, который он изложил в своем произведении "Путешествiе въ землю Офирскую г-на С., швецкаго дворянина" <6>. Политический идеал мыслителя - социальное государство с монархической формой правления, законодательство в котором основывается на христианской этике, сформулированной в Новом Завете. В законодательном органе, по его мнению, должны заседать представители двух сословий: дворянства и купечества <7>. М. М. Щербатов также ратовал за сохранение незыблемым сословного строя, так как на дворян (привилегированное сословие) он возлагал большую (моральную и профессиональную) ответственность за управление государством, а крестьяне, полагал он, не обладают тем образовательным и культурным уровнем, который позволил бы им самостоятельно вести хозяйство <8>. -------------------------------- <6> См.: Щербатов М. М. Путешествие в землю Офирскую... // Щербатов М. М. Соч. СПб., 1896. Т. I. С. 749 - 1060. <7> См.: Назаренко Б. А. Государственно-правовые взгляды М. М. Щербатова (историко-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 112. <8> См., например: Щербатов М. М. Примечанiе на 13-ю статью II главы проекта правамъ благородныхъ // Соч. Т. I. С. 196, 197.

Несмотря на явно консервативно-аристократический настрой его мыслей, М. М. Щербатов тем не менее затрагивал в своих произведениях проблемы, которые можно охарактеризовать как вневременные для российского общества, права и государства. Он подвергал критике: противоречивость и пробельность действующего законодательства; судебную волокиту; взяточничество и необразованность чиновников, недобросовестное исполнение ими своих обязанностей; казнокрадство; неуважительное отношение лиц, наделенных властными полномочиями, к участникам правоотношений <9>. -------------------------------- <9> См., например: Щербатов М. М. Оправданiе моихъ мыслей и часто съ излишнею смелостiю изглаголанныхъ словь // Соч. Т. II. С. 249; Щербатов М. М. Письмо къ вельможамъ правителямъ государства // Соч. Т. II. С. 275, 276.

Предложенное М. М. Щербатовым решение государственно-правовых проблем екатерининской эпохи не утратило элементов актуальности и в современной России в XXI веке: принятие эффективного и непротиворечивого законодательства; неукоснительное соблюдение законов государственными служащими; нравственное обновление чиновников, приводящее к изменению их отношения к своим профессиональным обязанностям и к людям, права и интересы которых они призваны защищать; повышение уровня образованности чиновничьих кадров; строгие наказания за взяточничество и казнокрадство; упразднение излишних звеньев государственного аппарата, затрудняющих его работу и препятствующих эффективной реализации права <10>. -------------------------------- <10> См.: Назаренко Б. А. Государственно-правовые взгляды М. М. Щербатова (историко-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 139 - 149; Щербатов М. М. Размышленiя о законодательстве вообще // Соч. Т. I. С. 367; Щербатов М. М. Разныя разсужденiя о правленiи // Соч. Т. I. С. 348; и др.

Небезынтересны идеи князя о том, каким требованиям должны отвечать законы, чтобы эффективно применяться на практике. Во-первых, цель всяких законов - сохранение жизни и здоровья граждан и защита их собственности <11> (в данном случае речь идет об охране собственности дворянского и купеческого сословий, так как крестьяне не являются субъектами права и собственниками недвижимого имущества, а движимым имуществом распоряжаются только с согласия помещиков). Во-вторых, при принятии законов необходимо учитывать географическое положение государства, обычаи проживающих на его территории народов, предписания христианского вероучения <12>. Эти положения также не потеряли своего значения и в современной России. -------------------------------- <11> Щербатов М. М. Размышленiя о законодательстве вообще // Соч. Т. I. С. 415. <12> Там же. С. 372, 373, 379, 380.

В учебных курсах по дисциплине "История политических и правовых учений (История учений о праве и государстве)" государственно-правовые взгляды русских мыслителей освещаются лишь фрагментарно <13>, а некоторые авторы учебников отказываются от рассмотрения подобных доктрин <14>. Это не может не вызывать сожаление, так как государственно-правовые теории России во многом имеют оригинальный характер, сохраняют преемственность в своем развитии и отражают, что, несомненно, очень важно, специфику тех условий, в которых они возникли. Нельзя забывать свою историю. Потому что тот, кто не понял ошибок своего прошлого, обречен пережить его снова. -------------------------------- <13> См., например: Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России. М.: Юристъ, 2003. С. 188 - 197; История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М.: Зерцало-М, 2004. С. 328 - 335. <14> См., например: Омельченко О. А. История политических и правовых учений (История учений о государстве и праве): Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2006.

Название документа