Проблемы формирования психологической готовности к управленческой деятельности

(Фомин А. С.) ("Юридическая психология", 2011, N 1) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <*>

А. С. ФОМИН

Фомин А. С., доцент РГСУ.

В статье анализируются направления исследований проблемы психологической готовности к управленческой деятельности в отечественной психологии, а также рассматриваются теоретико-методологические принципы ее изучения на основе функционально-личностного и личностно-деятельностного подходов. Особое внимание уделяется характеристике противоречий, имеющих место в системе психологической подготовки слушателей к управленческой деятельности. Опираясь на результаты проведенного исследования, автор раскрывает сущность и структуру психологической готовности к управлению служебными коллективами в условиях оперативно-служебной и оперативно-розыскной деятельности, а также обосновывает рекомендации по оптимизации процесса ее формирования у слушателей образовательных учреждений юридического профиля.

Ключевые слова: управление, управленческая деятельность, управленческая ситуация, психологическая готовность, функционально-личностный подход, интегративное системное образование личности, индивидуально-психологические особенности, установка, управленческие качества, управленческие способности офицера-руководителя.

The article analyses the directions of researches of the problem of psychological readiness in the Russian psychology and also considers theoretical-methodology principles of study thereof on the basis of functional-personality and personal-activity approaches. The special attention is drawn to the characteristics of contradictions existing in the system of psychological training of management activity to students. On the basis of the results of the study the author reveals the essence and structure of psychological readiness to management of official collectives in conditions of operative-official and operative-search activity and also substantiates recommendations of optimization of the process of formation thereof for the students of educational institutions of juridical profile.

Key words: management, management activity, management situation, psychological readiness, functional-personality approach, interactive, systemic education of personality, orientation, management qualities, management skills of officer.

В современных условиях управление служебным коллективом становится наиболее важной составляющей профессиональной деятельности офицера, которое, с одной стороны, основано на особом призвании, а с другой стороны, требует от офицера-руководителя высокого уровня профессиональной подготовки. В ходе выполнения должностных обязанностей офицеры находятся в постоянном психологическом напряжении, подвержены воздействию различных психогенных факторов и испытывают большие психологические нагрузки, обусловленные сложностью, неопределенностью и динамичностью управленческих ситуаций. В связи с этим подготовка слушателей к управлению в условиях оперативно-служебной и оперативно-розыскной деятельности (далее - ОСД и ОРД) подразделений должна предусматривать формирование не только специальных знаний, навыков, умений, но и психологической готовности к ее осуществлению как в повседневных, так и в боевых условиях. Практический опыт руководства подразделениями свидетельствует о том, что не все выпускники и молодые офицеры успешно осуществляют управленческие функции, добиваясь высоких результатов. Давая оценку их профессиональной деятельности, руководители структурных подразделений в своих отзывах обращают особое внимание на то, что молодые офицеры не всегда способны "правильно анализировать и прогнозировать ситуацию", "принимать обоснованные решения и брать на себя ответственность"; при выполнении служебных задач показывают "слабо развитые организаторские способности", "не учитывают индивидуальных особенностей сотрудников при распределении обязанностей"; проявляют "неумение организовать подчиненных на выполнение поставленных задач"; "в сложной обстановке чувствуют себя неуверенно". В целом более 25% отзывов на выпускников 2005 - 2009 гг. указывают на недостатки в управленческой деятельности <1>. -------------------------------- <1> Изучено и проанализировано более 300 отзывов на выпускников вузов 2005 - 2009 годов. - Прим. авт.

Кроме этого, в ходе опроса, проведенного среди выпускников и молодых офицеров, более 50% высказали пожелание служить на должностях, не связанных с управленческой деятельностью и руководством людьми. Около 30% опрошенных указали на недостаточный уровень своей психологической готовности к самостоятельному принятию организационных решений. Большинство из них, оставаясь "один на один" с коллективом подразделения, испытывают психологические барьеры при постановке задач сотрудникам, предъявлении требований к подчиненным, выборе стиля общения и руководства. Полученные результаты коррелируют с данными опроса слушателей старших курсов 2009 и 2010 гг. выпуска, в ходе которого им было предложено определить уровень своей психологической готовности к управленческой деятельности и определиться в выборе своей специализации. 39% слушателей - выпускников 2009 г. и 36,6% - 2010 г. оценили уровень своей психологической готовности к управленческой деятельности как недостаточно высокий (см. рис. 1). При этом только 29% будущих офицеров в 2009 г. и 51,8% в 2010 г. высказали желание связать свою дальнейшую службу с управленческой деятельностью и руководством людьми (см. рис. 2).

70 60 61,4 /// Высокий 60 /// /// 50 /// /// \\\ Недостаточно высокий /// 39,0 /// 40 /// /// 36,6 /// \\\ /// Недостаточный для 30 /// \\\ /// \\\ самостоятельного осуществления /// \\\ /// \\\ управленческой деятельности 20 /// \\\ /// \\\ /// \\\ /// \\\ 10 /// \\\ 1 /// \\\ 2 /// \\\ /// \\\ 0 Выпуск 2009 Выпуск 2010

Рис. 1. Показатели самооценки уровня психологической готовности к управленческой деятельности у курсантов-выпускников

60 // Управленческая деятельность 51.8 50 45 // \\ Деятельность, не связанная с 40 \\ // управлением и руководством персоналом 29 \\ // 30 \\ // хх Оперативно-служебная и // \\ 20 // 13,5 19,7 оперативно-розыскная деятельность 20 // \\ // 13,5 // \\ хх // Психолог подразделения 10 // \\ хх 6 // \\ хх // \\ хх // \\ хх 0 Выпуск 2009 Выпуск 2010

Рис. 2. Показатели выбора специализации будущей профессиональной деятельности у курсантов-выпускников

На наш взгляд, это обусловлено рядом причин, и в первую очередь недостаточным уровнем сформированности соответствующих установок, мотивации и психологических качеств, необходимых для включения в управленческую деятельность. Опираясь на анализ результатов, полученных в ходе исследования, представляется возможным выделить ряд проблем, связанных с процессом формирования у слушателей психологической готовности к деятельности по управлению подразделениями. Во-первых, анализ профессиональной деятельности офицеров - командиров учебных групп и подразделений, непосредственно участвующих в ОСД и ОРД, а также исследования процессов их адаптации и личностного становления показывают, что наиболее слабым звеном в структуре их профессиональной готовности является подготовка к реализации управленческих функций. Во-вторых, многие слушатели психологически не готовы к руководству служебными коллективами. Это проявляется в нежелании связывать свою будущую профессиональную деятельность с управлением подразделениями, в неспособности принимать организационные решения и брать на себя ответственность за их выполнение, в неумении сочетать в себе качества официального руководителя и неформального лидера. В-третьих, психологическая готовность в структуре личности офицера-руководителя выступает как внутреннее условие, через которое преломляются внешние воздействия <2> оперативной обстановки, и ее недостаточная сформированность не позволяет ему адекватно воспринимать сложившуюся управленческую ситуацию, регулировать собственную деятельность и деятельность подчиненных в ходе выполнения служебных задач. -------------------------------- <2> Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.

В-четвертых, одной из ведущих тенденций в учебном процессе большинства образовательных учреждений по-прежнему остается направленность на формирование у будущих офицеров навыков и умений преимущественно исполнительской деятельности, установок на "беспрекословное повиновение" <3> приказам командиров (начальников), а не на подготовку офицеров-руководителей, обладающих лидерскими качествами, способных к деятельности по управлению подразделениями и психологически готовых к ней. -------------------------------- <3> Статьи 7, 16, 34 Устава внутренней службы ВС РФ; Статьи 3, 9 Дисциплинарного устава ВС РФ.

Обзор научной литературы и диссертационных исследований позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы готовности к деятельности в целом и психологической готовности в частности проводилось на различных уровнях. На теоретико-методологическом уровне психологическая готовность изучалась с точки зрения различных подходов. Придерживаясь функционального подхода, некоторые авторы исходят из того, что готовность есть результат активизации психических процессов, обеспечивающих мобилизацию личности в момент, предшествующий деятельности (Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин, Д. Н. Узнадзе, В. Л. Марищук и др.). Другие исследователи рассматривают готовность, как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленных характером конкретной профессиональной деятельности (К. А. Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. С. Мерлин и др.). Эта точка зрения принадлежит представителям личностного подхода. И наконец, представители личностно-деятельностного подхода, среди которых большинство военных психологов, считают готовность целостным проявлением личности, а не отдельных ее индивидуально-психологических особенностей и социально-психологических качеств (А. А. Деркач, В. И. Долгова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Л. Е. Мерзляк, М. Столяренко, Б. И. Фурманец и др.). На уровне объекта исследования психологическая готовность изучалась применительно к конкретным видам деятельности. Наиболее часто в качестве объектов исследования выступали психологическая готовность к профессиональной деятельности и деятельности в экстремальных ситуациях, психологическая готовность спортсменов к соревнованиям, психологическая готовность школьников и студентов к процессу обучения. В военной психологии исследования также проводились в нескольких направлениях и были обусловлены как особенностями воинского труда специалистов различных категорий, так и особенностями конкретных видов деятельности: учебной, оперативно-служебной, служебно-боевой (М. И. Гомчук, В. Ф. Дубяга, Л. А. Кандыбович, Л. Н. Кузнецов, С. В. Лазарев, В. Н. Лоскутов, Л. Е. Мерзляк, А. В. Мощенко, В. В. Сысоев, А. Ю. Чинаев, Е. В. Чепепкова, Б. И. Фурманец и др.). Не остались без внимания военных психологов и различные аспекты проблемы психологической готовности к управленческой деятельности. При ее рассмотрении главные усилия ученых были сосредоточены на формировании: профессиональной готовности офицерских кадров к творческому решению задач управленческой деятельности (С. И. Жуковский) <4>; готовности будущих офицеров к принятию управленческих решений (С. Г. Одинцов) <5>; готовности курсантов военных училищ сухопутных войск к руководству подразделениями (Л. Е. Мерзляк) <6>; психологической готовности слушателей высшей военной школы к принятию ответственных решений (Г. К. Курзенков) <7>; на выявлении особенностей развития управленческих способностей у офицерских кадров ФСО РФ в процессе формирования кадрового резерва (С. П. Чередник) <8> и психологических условий эффективного овладения офицером управленческой деятельностью (В. В. Дударев) <9>; на повышении психологической компетенции в профессиональной деятельности командира полка (батальона) (В. Н. Дружин) <10>; на проблеме развития у курсантов управленческих качеств (М. Э. Андросенко, В. П. Натаров) <11>; на разработке модели формирования готовности к управленческой составляющей профессиональной деятельности у курсантов в процессе учебно-профессиональной подготовки (С. В. Аверьянов) <12>; на обосновании гомоцентрической концепции интенсификации подготовки офицеров к управленческой деятельности и персонификации процесса формирования способностей к самоуправлению (В. Ф. Перевалов) <13> и др. -------------------------------- <4> Жуковский С. И. Формирование профессиональной готовности офицерских кадров к творческому решению задач управленческой деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. <5> Одинцов С. Г. Формирование у будущих офицеров готовности к принятию управленческих решений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2006. <6> Мерзляк Л. Е. Формирование готовности курсантов военных училищ сухопутных войск к руководству подразделениями: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1979. <7> Курзенков Г. К. Формирование психологической готовности слушателей - летчиков высшей школы к принятию ответственных решений: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. <8> Чередник С. П. Развитие управленческих способностей в процессе формирования кадрового резерва: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. <9> Мерзляк Л. Е. Формирование готовности курсантов военных училищ сухопутных войск к руководству подразделениями: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1979. <10> Дружин В. Н. Психологическая компетентность в профессиональной деятельности командира полка (батальона): Дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. <11> Андросенко М. Э. Психологические особенности развития военно-управленческих качеств у будущих командиров общевойскового подразделения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1991; Натаров В. П. Развитие у курсантов командных училищ качеств руководителя воинского коллектива: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1988. <12> Аверьянов С. В. Формирование готовности к управленческой составляющей профессиональной деятельности у курсантов вуза: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. <13> Перевалов В. Ф. Интенсификация подготовки офицеров к управленческой деятельности (социально-психологическое исследование): Дис. ... докт. психол. наук. М., 1993.

На уровне анализа психологических единиц, положенных в основу ее изучения, психологическая готовность рассматривалась как психическое состояние (Г. М. Гагаева, В. Ф. Дубяга, Л. Н. Кузнецов, Н. Л. Левитов, Ю. А. Самарин, В. А. Сластенин, В. В. Сысоев, М. М. Филатова-Шуева и др.); сложное образование личности (В. И. Долгова, П. Л. Рудик); проявление личностью определенных социально-психологических и психофизиологических качеств (А. Ю. Чинаев); устойчивая характеристика личности (качество), являющаяся результатом подготовленности к деятельности (К. М. Дурай-Новакова); целостное, интегративное образование личности (С. В. Лазарев, Е. В. Черепкова); целостное проявление личности (А. В. Мощенко); интегративное качество личности (С. И. Жуковский); интегративное свойство личности (С. Г. Одинцов). Подводя итог изучения различных подходов к проблеме психологической готовности в психологической науке, представляется возможным изложить некоторые теоретико-методологические принципы ее исследования применительно к управленческой деятельности. 1. Исходя из анализа основных направлений изучения психологической готовности, становится очевидно, что процесс ее формирования с учетом особенностей управленческой деятельности исследован в недостаточной степени. Исследования велись в основном в области инженерной, спортивной психологии, психологии труда и воинской деятельности. У большинства авторов, и особенно у военных психологов, психологическая готовность рассматривается как феномен (эпифеномен) экстремальной ситуации, который проявляется в момент ее возникновения и носит ситуативный характер. На наш взгляд, это сужает рамки исследований и не дает полного представления об этом психологическом явлении, поскольку деятельность, какой бы сложной она ни была, не может состоять исключительно из экстремальных ситуаций. Что касается управленческой деятельности, то, на наш взгляд, психологическая готовность к ее осуществлению проявляется не только в трудных ситуациях управления, а является необходимым условием реализации ее функций в целом. В связи с этим следует отметить, что, когда мы характеризуем человека с точки зрения его возможностей сохранять оптимальный уровень работоспособности, достаточный для выполнения поставленных задач в ситуациях различной степени сложности, целесообразно говорить о психологической (эмоционально-волевой) устойчивости, надежности или помехоустойчивости как психологической реакции личности, возникающей в результате отражения ею негативных объективных факторов ситуации и субъективного переживания своего положения в ней. При этом никто не отрицает наличия в структуре данных явлений мотивационного, когнитивного и мотивационного компонентов, так как они также являются интегративными психологическими образованиями. Таким образом, психологическая готовность личности к деятельности, на наш взгляд, более широкое понятие, чем психологическая (эмоционально-волевая) устойчивость, которую целесообразно рассматривать в качестве одного из проявлений психологической готовности в экстремальных ситуациях. 2. Сложность и неоднозначность объекта исследования обусловила возникновение различных подходов к изучению его сущности и структуры. Все они с определенной долей условности могут быть объединены в две группы, в рамках которых психологическая готовность к деятельности рассматривается на личностном или на функциональном уровнях. Взгляды сторонников функционального подхода, предлагающих связать психологическую готовность с особенностями протекания отдельных психических процессов, на наш взгляд, недостаточно полно отражают суть данного явления. Если придерживаться данной точки зрения, то основным направлением формирования психологической готовности становится лишь развитие отдельных психических процессов. Сторонники личностного подхода считают психологическую готовность целостным состоянием личности, которое проявляется непосредственно перед деятельностью и зависит от ее личностных качеств. Так же как и функциональный, данный подход позволяет раскрыть некоторые стороны психологической готовности, но без учета особенностей функционирования психических процессов и их влияния на поведение личности в конкретных условиях деятельности. В связи с этим наиболее оптимальным с методологической точки зрения является личностно-функциональный подход, с позиций которого психологическая готовность исследуется с учетом непосредственной взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и личностных качеств субъекта деятельности. Данный подход не противоречит личностно-деятельностному, а дополняет его, поскольку также опирается на принципы изучения психологических явлений в процессе конкретной деятельности. Обобщение теоретических подходов к изучаемой проблеме позволяет утверждать, что налицо противоречие между объективной необходимостью дальнейшего исследования психологической готовности к деятельности и отсутствием единой точки зрения на сущность данного явления. Возникает необходимость конкретизировать понятие "психологическая готовность к управленческой деятельности" в условиях ОСД и ОРД, а также определить основные направления оптимизации процесса ее формирования у слушателей образовательных учреждений юридического профиля. На наш взгляд, психологическую готовность к управленческой деятельности целесообразно рассматривать как интегративное системное образование личности, которое проявляется в деятельности, во-первых, как свойство психики, возникающее в результате сформированности интегративных регулятивных психических процессов, во-вторых, как интегративное качество личности, в-третьих, как психологическое состояние личности, обусловленное конкретной управленческой ситуацией (см. рис. 3).

Психологическая готовность к управленческой деятельности

V V V

Свойство > Интегративное > Психологическое психики качество личности состояние личности

Рис. 3. Формы проявления психологической готовности к управленческой деятельности

Психологическая готовность офицера-руководителя к управленческой деятельности внешне выражается в его способностях адекватно воспринимать управленческую ситуацию, а также регулировать свое поведение и деятельность в процессе реализации управленческих функций: прогнозировании ситуаций и формулировании целей подразделения, принятии управленческих решений и мотивации сотрудников на их выполнение, планировании и организации взаимодействия сотрудников в ходе совместной деятельности, контроле и оценке полученных результатов. Кроме этого, психологическую готовность к управленческой деятельности можно представить в двух аспектах. В узком смысле психологическая готовность выступает как предрасположенность субъекта управления к определенным управленческим действиям в конкретной ситуации, т. е. тождественна установке. Однако, как показывает практика, для реализации управленческих функций одних только установок (готовности включиться в управленческую деятельность и совершать определенные действия в конкретной обстановке) офицеру недостаточно. Необходимы еще и управленческие способности, которые как свойства личности являются производными от психологических качеств, обусловленных особенностями управленческой деятельности (далее - управленческие качества). Поэтому в широком смысле психологическая готовность предполагает наличие у офицера-руководителя не только соответствующих установок, но и определенных управленческих качеств. Эту зависимость можно выразить формулой:

ПГ = f (P Ч Q), УД m

где ПГ - его психологическая готовность к управлению является функцией (f) УД сформированных установок (P) и управленческих качеств личности (Q). m

Согласно данной точке зрения между готовностью управлять, наличием установок и сформированностью управленческих качеств существует прямая взаимосвязь, которая означает, что если один показатель приближается к нулю, то, несмотря на величину другого показателя, все произведение приближается к нулю. Если у офицера-руководителя ярко выражены установки на управленческую деятельность, но недостаточно сформированы управленческие качества, его деятельность в лучшем случае будет неэффективна. В то же время, если его личностный потенциал руководителя высоко развит, но управленческая деятельность не имеет для него никакого смысла, то скорее всего он так и останется нереализованным. В приведенной выше формуле отражена очень важная с точки зрения оптимизации учебного процесса мысль: чтобы будущий офицер-руководитель был психологически готов управлять подразделением, необходимо сформировать у него соответствующие управленческой деятельности, фиксированные установки и позволяющие их реализовать управленческие качества. Исходя из вышеизложенного, представляется возможным выдвинуть следующие предположения: 1. Формирование психологической готовности к деятельности по управлению подразделениями в условиях ОСД и ОРД представляет собой процесс формирования и развития: а) смысловых, целевых и операциональных установок, обеспечивающих включенность личности в управленческую деятельность и ее регулирование в ходе реализации управленческих функций; б) управленческих качеств личности, от степени выраженности которых зависит способность применять приобретенные в ходе учебы знания, навыки и умения в различных управленческих ситуациях. Под управленческими качествами мы понимаем такие психологические и социально-психологические качества личности, которые обусловлены особенностями управленческой деятельности и выступают в качестве необходимых и достаточных условий успешного ее осуществления; в) интегративных регулятивных психических процессов как особых механизмов реализации управленческой деятельности, направленных на ее построение, организацию и регуляцию. К данному классу психических явлений относят процессы целеобразования, антиципации, принятия решения, планирования, программирования, самоконтроля, коррекции. 2. В психологической готовности к управленческой деятельности предлагается выделять потенциальный и актуальный уровни сформированности и развития. Потенциальная психологическая готовность <14> является результатом развития у слушателей интегративных регулятивных психических процессов, приобретения знаний по основам теории и психологии управления, формирования образа управленческой деятельности, смысловых, целевых и операциональных установок, определенных психологических качеств (потенциал для формирования управленческих качеств), общих и специальных способностей (потенциал для формирования управленческих способностей), а также коммуникативной компетентности. -------------------------------- <14> Потенциал (от латинского potentia - сила) - возможности индивида, субъекта деятельности, которые могут быть использованы для решения каких-либо задач в определенной области при известных условиях. - Прим. авт.

На наш взгляд, в условиях обучения, при отсутствии непосредственного включения слушателей в процесс управления подразделением, формируется только потенциальная психологическая готовность к управленческой деятельности. Это положение было подтверждено результатами пилотажного исследования и экспертного опроса. В дальнейшем, при непосредственном включении офицеров-выпускников в управленческую деятельность, формируется актуальная психологическая готовность <15> к ее осуществлению. Помимо компонентов потенциальной готовности, основными ее показателями являются: адекватное восприятие повседневной и оперативной информации, практическое мышление, управленческие качества, эмоционально-волевая устойчивость, управленческий опыт в форме моделей управленческих ситуаций, специальные управленческие способности и др. -------------------------------- <15> Актуальный (от позднелатинского actualis - настоящий, современный) - фактически существующий, значительный для существующего момента, конкретной ситуации. - Прим. авт.

В связи с этим формирование психологической готовности к управленческой деятельности осуществляется в два этапа. Первый этап - формирование у слушателей в процессе обучения предрасположенности к управленческой деятельности, т. е. потенциального уровня психологической готовности, необходимого для реализации управленческих функций в начале службы. Второй этап - непосредственное включение офицера в деятельность по управлению подразделениями в условиях ОСД и ОРД и развитие психологической готовности до актуального уровня. 3. С точки зрения представленности в психологической структуре личности и форме проявления в деятельности психологическая готовность может быть устойчивой и ситуативной (см. рис. 4). Содержание устойчивой психологической готовности составляют: индивидуально-психологические особенности функционирования психических процессов, фиксированные установки и психологические качества, обусловленные требованиями управленческой деятельности. На основе устойчивой психологической готовности в условиях конкретной управленческой ситуации возникает ситуативная психологическая готовность (целостное состояние личности), непосредственно влияющее на способность офицера-руководителя к адекватному восприятию действительности, принятию оптимального решения и его выполнению в процессе реализации управленческих функций.

Психологическая Потенциальная готовность к Актуальная управленческой

Ситуативная < Устойчивая

Общая Специальная

Рис. 4. Структура психологической готовности к управленческой деятельности

Структурными компонентами ситуативной психологической готовности к управленческой деятельности являются: мотивационный, обеспечивающий направленность и включенность личности в управленческую деятельность; информационно-познавательный (когнитивный), включающий адекватное восприятие поступающей информации, мыслительные процессы в ходе ее переработки и принятия управленческого решения; эмоционально-волевой, обеспечивающий психологическую устойчивость офицера-руководителя в различных управленческих ситуациях; регулятивный (операционально-исполнительский), обеспечивающий поведенческие реакции, а также последовательное и целенаправленное поведение субъекта управления по отношению к объекту управления, его действия, поступки, операции в условиях управленческой ситуации; коммуникативный, обеспечивающий доведение до сотрудников управленческой информации, постановку им задач, организацию взаимодействия в ходе ОСД и ОРД. Управленческое общение (коммуникативная деятельность) офицера-руководителя выступает в качестве связующего процесса, объединяющего все управленческие функции в единый управленческий цикл. При сочетании информационно-познавательного (когнитивного), эмоционально-волевого (аффективного) и регулятивного (операционально-исполнительского) компонентов возникают смысловые установки личности (аттитюды). Соответственно на основе мотивов формируются целевые установки к управленческой деятельности, а на основе коммуникативной компетенции - операциональные. Таким образом, в своей совокупности установки образуют иерархическую систему внутренних регуляторов деятельности офицера-руководителя, где в основе устойчивой психологической готовности лежат фиксированные установки, а в основе ситуативной психологической готовности - ситуативные установки личности. Регуляция управленческой деятельности осуществляется на трех уровнях: смысловом, целевом, операциональном. Действие установок, регулирующих поведение, может осознаваться или не осознаваться субъектом управления. Что касается управленческих качеств и особенностей функционирования психических процессов, то они проявляются в способностях офицера-руководителя действовать в различных управленческих ситуациях. Наличие общей ситуативной психологической готовности обеспечивает реализацию офицером-руководителем управленческих функций в типичных управленческих ситуациях повседневных ОСД и ОРД. Для управления подразделением в трудных (проблемных, критических, экстремальных) <16> ситуациях офицеру-руководителю необходима специальная ситуативная психологическая готовность. -------------------------------- <16> Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 210.

4. Психологическая готовность к управленческой деятельности содержит две подсистемы: информационно-познавательную и регулятивную. Функциями информационно-познавательной подсистемы выступают: адекватное восприятие, уяснение, оценка поступающей по различным коммуникативным каналам оперативной информации, поиск релевантной информации в условиях управленческой ситуации, активизация мнемонических процессов, выработка окончательного умозаключения в процессе мышления. Регулятивная подсистема обеспечивает регуляцию поведения и деятельности субъекта управления в процессе реализации управленческих функций. 5. Основными направлениями оптимизации процесса формирования психологической готовности к управленческой деятельности у слушателей в процессе обучения являются: - создание психологических условий, моделирующих реальные управленческие ситуации с высокой степенью индивидуально-психологической значимости для обучаемых; - внедрение в учебный процесс компетентностного подхода, использование в ходе служебной деятельности и учебных занятий интерактивных технологий, проблемного обучения и методов психологического моделирования управленческих ситуаций; - включение элементов психологической подготовки к управленческой деятельности в содержание учебных занятия, создание банка типичных управленческих ситуаций, возникающих в ходе профессиональной деятельности офицера-руководителя; - разработка и внедрение в учебный процесс индивидуальных программ личностного развития слушателей на основе требований управленческой деятельности в условиях ОСД и ОРД с последующей аттестацией и оценкой уровня их профессиональной готовности. Таким образом, психологическая готовность курсанта и офицера-руководителя к управленческой деятельности выступает в качестве одного из мощных, но пока еще недостаточно изученных ресурсов повышения эффективности подготовки специалиста-профессионала.

Название документа